The mythology of all races, ed. J. A. MacCulloch [a. o.], v. 1 — 13, Boston, 1916—32: v. 1, Pox W. S., Greek and Roman, 1916; v. 2, M а с С u 1 1 о с h J. A., Eddie, 1930; v. 3, его же, Celtic; MichalJ., Slavic, 1918; v. 4, Ho 1 m-bergTJ., Finno-TJgric, Siberian, 1927; v. 5, Langdon S. H., Semitic, 1931; т. 6, Keith А. В., Indian; Car-nay A. J., Iranian, 1917; v. 7, AnanikianM. H., Armenian; Werner A., African, 1925; v. 8, Ferguson J. C, Chinese; A nesa ki M., Japanese, 1928; v. 9, Dixon R. В., Oceanic. 1916; v. 10, A 1 e x a n d e г Н. В., North American, 1916; v. 11, e г о ж e , Latin-American, 1920; v. 12, M ii 1 1 e г
МИФОЛОГИЯ 465
W. M., Egiptian; S с о t t J. G., Indo-Chinese, 1928; v. 13, Complete Index to v. 1—12, 1932.
Обзоры истории мифология,теорий
Коккьяра Д ж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; V г i e s J. de, Forschungsgeschichte der Mythologie, Munch. — Freiburg, 1961; К агаров Е., К вопросу о классификации совр. мифологич. теорий, «Гермес», 1910, Ni 13 (59), с. 337—341; его же, Очерк совр. состояния мифологич. науки, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 5, X., 1913, с. 293 — 372; Лавров П. Л., Собр. соч., серия 5, вып. 1. Статьи по истории религии, П., 1917 (наиболее важные с. 6—124); Grippe Q., Geschichte der klassischen Mythologie und Religionsgeschichte wahrend des Mittelalters im Abendland und wahrend der Neuzeit, Lpz., 1921; Kern O., Die Religion der Griechen, Bd 1—3, В., 1926—1938 (весь третий том посвящен истории мифологич. теорий от Аристотеля до Виламовица); Францев Ю. П., У истокоб религии и свободомыслия, М.— Л., 1959.
Древность и ср. века
Nestle W., Griechische Geistesgeschichte von Homer bis Lukian, Stuttg., [1944], 2 Aufl., Stuttg., [1956); его же , Die griechische Religiositat in ihren Grundziigen und Haupt-vertretern von Homer bis Prokles, Bd 1—3, Lpz.—В., 1930—34 (Sammlung Goschen, № 1032, 1066, 1080); С о r n f о r d F. M., From religion to philosophy, L., 1912; Nestle W., Vom Mythos zum Logos. Die Selbstentfaltung des griechischen Den-kens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates, 2 Aufl., Stuttg., 1942; Buffiere F., Les mythes d'Homere et la pensee grecque, P., 1956; Stocklein P., Uber die philo-sophische Bedeutung von Platons Mythen, Lpz., 1937; Hi 1-debrandt K., Platon, Logos und Mythos, 2 Aufl., В., 19 59; Hunger H., Lexikon der griechischen und romischen Mythologie mit Hinweisen auf das Fortwirken antiker Stoffe und Motive in der bildenden Kunst, Literatur und Musik des Abendlandes bis zur Gegenwart, 5 Aufl., W.,19 59;Bezold F. v о n , Das Fortleben der antiken Gotter im mittelalterlichen Humanismus, Bonn, 1922.
От Возрождения до романтизма (14—18 вв.) Boccaccio G., De genealogiis deorum, Venezia, 1472; nuova ed., v. 1 — 2 (Opera, v. 10—11), Bari, 1951; апгл. пер., Princeton, 1930; С о n t i N. [Comes Hieronymus], Mytho-logiae, siue Explicationum fabularum libri X, Venetiis, 1568; V о s s i u s G., De theologia gentili, et physiologia Christiana, sive de origine ac progressu idololatriae..., liber 1 — 4, Amst., 1641, 2 ed., libri 1—9, Amst., 1668, 3 ed., Amst., 1675—79; В а с о n F., De dignitate et augmentis scientiarum libros, Opera, t. 1, L., 1623; 2 часть — De dignitate et augmentis soientiarum, [Principaux chapitres] avec une introduction et des notes par M. Mauxion, P., 1897; Бэкон Ф., О достоинстве и усовершенствовании наук, Собр. соч., пер. П. А. Бибикова, ч. 1, СПБ, 1874; V i с о G. В., Principj di una Scienza nuova intorno alia natura della nazioni, Nap [oli], 1725; В и к о Д ж ., Основания новой науки об общей природе наций, пер. и комм. А. А. Губера, под общ. ред. М. А. Лифшица, Л., 1940; L a f i t a u J. F., Moeurs des Sauvages Ameriquaines, comparees aux moeurs des premiers temps, t. 1—2, P., 1724; Fontenelle B. de, Histoire des oracles, P., 1686, P., 1934; его же, Discours sur l'origine des fables, в его кн.: Entretiens sur la pluralite des mondes, P., 1724, P., 1932; Brosses С de, Du culte des dieux fetiches, ou Parallele de l'ancienne religion de l'Egypte avec la religion actuelle de Nigritie, P., 1760; Слова: Dieu, Mythologie и неск. ст. на слова Religion, в изд.: Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnee des sciences, des arts et des metiers, v. 1—35, P., 1751—80.
Преромантизм и романтизм (конец 18 — начало 19 вв.) [М а с р h e r s о n J.], The poems of Ossian, ed. by A. Clerk, v. 1—2, Edinburgh, 1870; Макферсон Д ж., Поэмы Оссиана, исследование, пер. и прим. Е. В. Балабановой, СПБ, 1890; Herder J. G. von, Uber Ossian und die Lieder der alten Volker, Werke, Bd 2, Weimar, 1957; Гер-дер И. Г., Избр. соч., М.—Л., 1959; Heyne Ch. G., De causis fabularum seu mythorum physicis, Opuscula Aca-demica collecta..., v. 1, Gott., 1785; Wieland С. М., Uber den freien Gebrauch der Vernunft in Glaubenssachen, Samtliche Werke, 1794—1805, Bd 30, Lpz., 1840; Du-p u i s С h. F., Origine de tous les cultes, ou religion univer-selle. t. 1—7, P., 1795—96; v. 1—10, 1834; сокращен, изд., Р., [1895]; M о г i t z K. Ph., Gotterlehre Oder mythologische Dichtungen der Alten, В., 1791; 8 Aufl., В., 1843; Botti-g e г С A., Ideen zur Kunst-Mythologie, Bd [l]—2, Dresd.— Lpz., 1826—36; S с h 1 e g e 1 Fr., Geschichte der alten und neuen Literatur, Tl 1—2, W., 1813; 2 Aufl., Bd 1—2, Regens-burg, 1911;Шлегель Ф., История древней и новой литературы, ч. 1—2, СПБ, 1829—30; S с h I e g е 1 A. W., Uber dramatische Kunst und Literatur. Vorlesungen, Tl 1—2, Hdlb., 1809 — 11; Bd 1—2, Bonn—Lpz., 1923; Arnim L. A. von und Brentano C, Des Knaben Wunderhorn. Alte deut-sche Lieder. [Nach dem Text der Erstausg. von 1806—1808], Munch., [1957]; Grimm J. L. K., Deutsche Mythologie, Gott., 1835, W.— Lpz., [1939]; Grimm J. und Grimm W. K., Kinder-und Haus-Marchen, Bd 1—2, В., 1812—14, Bd 1—3, [4 Aufl.], Marburg,[1935], B.J-1957; Greuz e г G. F.,
Symbolik und Mythologie der alten Volker, Bd 1—3, Lpz.— Darmstadt, 1810—12, 3 Aufl.,Bd 1—4, Lpz.—Darmstadt, 1836— 1843; Schelling F. W. J. von, Einleitung in die Philosophic der Mythologie, Samtliche Werke, 2 Abt., Bd 1, Stuttg.—Ausburg, 1856; его же, Philosophie der Mythologie, там же, 2 Abt., Bd 2, Stuttg., 1857; сравни: Al 1-w о h n A., Der Mythos bei Schelling, Charlottenburg, 1927; Gorres J. von, Mythengeschichte der asiatischen Welt, Bd 1—2, Hdlb., 1810; Buttmann Ph., Mythologie Oder gesammelte Abhandlungen uber die Sagen des Alterthums, Bd 1—2, В., 1828—29; Hermann G., Opuscula, v. 1 — 8, Lpz., 1827—77: De mythologia Graecorum antiquissima, v. 2, Lpz., 1827, p. 167—95; De Atlante, v. 7, Lpz., 1839, p. 241 — 259; De Graeca minerva, там же, р. 260 — 84; De Apolline et Diana, pt 1—2, там же, р. 285—315; его же, Uber das Wesen und die Behandlung der Mythologie. Ein Brief an Herrn H. Creuzer, Lpz., 1819; V о В J. H., Antisymbolik, T. 1—2, Stuttg., 1824—26; его же, Mythologische Briefe, Bd 1—2, Konigsberg, 1794; 2 Aufl., Bd 1 — 3, Stuttg., 1827, Bd 4—5, Lpz., 1834; Miiller К. О., Prolegomena zu einer wissenschaftlichen Mythologie, Gott., 1825; Леонтьев П. М., О поклонении Зевсу в древней Греции, М., 1850; L о Ь е с к С h. A., Aglaophamus, t. 1—2, Konigsberg, 1829.
Позитивизм (2-я пол. 19 — нач. 20 вв.)
Теория заимствования G r u р р е О., Die griechischen Culte und Mythen in ihren Beziehungen zu den orientalischen Religionen, Bd 1, Lpz., 1887; его же, Griechische Mythologie und Religionsgeschichte, Bd 1—2, Munch., 1906; С u r t i u s E., Die Griechische Gotterlehre vom geschichtlichen Standpunkt, в кн.: Preussische Jahrbiicher, Bd 36, H. 1, В., 1875; его же, Studien zur Geschichte des griechischen Olymps, «Sitzungsber. Preuss. Akad. Wiss.», 1890, S. 1141 — 56; Berard V., De l'origine des cultes arcadiens, P., 1894; его же, Les phe-niciens et l'Odyssee, t. 1—2, P., 1902—1903; [t. 1 — 6], P., 1927—29 (последние 4 тт. под назв.: Les navigations d'Ulysse); Стасов В. В., 'Происхождение рус. былин, «Вестн. Европы», 1868, № 1—4, 6—7 и в кн.: С т а с о в В. В., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; Потанин Г. Н., Вост. мотивы в средневековом европ. эпосе, М., 1899; Веселовский А. Н., Слав, сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о Морольфе и Мерлине, СПБ, 1872; М и л л е р В. Ф., Осетинские этюды, ч. 1—3, М., 1881 — 87; К u h n A., Die Herabkunft des Feuers und des Gottertranks, В., 1859. Солярно-метеорологич. теория Miiller Т. М., Comparative mythology. An essay, L.—N. Y.,[1909]; его же, The science of language, v. 1—2, N. Y., 1 891; M ю л л е р М., Наука о языке, вып. 1—2, Воронеж, 1868—70; его же, Natural religion, L., 1889; его же, Antropological religion, L.—N. Y., 1892; его же, Contributions to the science of mythology, v. 1—2, L.—N. Y. — Bombay, 1897; Cox G. W., The mythology of the Aryan nations, v. 1—2, L., 1870; его же, An introduction to the science of comparative mythology and folklore, L., 1881; В real M.-J.-A., Melanges de mythologie et de linguis-tique, P., 1877; S i e с k e E., Die Liebesgeschichte des Him-mels. Untersuchungen zur indogermanischen Sagenkunde, Stras., 1892; его же, Die Urreligion der Indogermanen, В., 1897; Wendorff F., Erklarung aller Mythologie aus der Annahme der Erringung des Sprachvermogens, В., 1888; Gilbert G., Griechische Gotterlehre in ihren Grundziigen dargestellt, Lpz., 1898; Воеводский Л. Ф., Введение в мифологию Одиссеи, О., 1881; Буслаев Ф. И., Историч. очерки рус. нар. словесности и иск-ва, т. 1—2, СПБ, 1861; его же, Рус. богатыр. эпос, «Рус. Вестн.», 1862, № 3; е г о же, Нар. поэзия, СПБ, 1887; Афанасьев А. Н., Поэтич. воззрения славян на природу, т. 1—3, М., 1865—69; Миллер О., Опыт историч. обозрения рус. словесности, ч. 1, СПБ, 1863; 2 изд., СПБ, 1865; его же, Илья Муромец и богатырство киевское, СПБ, 1869; Потебня А. А., Из записок по теории словесности, X., 1905.
«Низшая М.»
Schwartz F. L. W., Der Ursprung der Mythologie, В., 1860; его же, Die poetischen Naturanschauungen der Griechen, Romer und Deutschen in ihrer Beziehung zur Mythologie, Bd 1—2, В., 1864—1879; его же, Indogermani-scher Volksglaube, В., 1885; Mannhardt W., Die Korn-damonen, В., 1868; его же, Wald- und Feldkulte, Bd 1 — 2, В., 1875—1877; 2 Aufl., Bd 1—2, В., 1904 — 15; его же, Mythologische Forschungen, Stras., 1884.
Психологи ч. теории Lazarus M., Steinthal H., Einleitende Gedan-ken uber Volkerpsychologie, «Z. Volkerpsychol. Sprachwiss.», 1860, Bd 1, H. 1; Welcker F. G., Griechische Gotterlehre, Bd 1 — 3, Gott., 1857 — 63.
Анимистич. теории Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; L i р р е г t J., Die Religionen der europaischen Cul-turvolker, В., 1881; его же, Der Seelencult in seinen Beziehungen zur althebraischen Religion, В., 1881; Lang A., Myth, ritual and religion, v. 1—2, L.—N. Y., 1887; new ed..
466 МИФОЛОГИЯ
v 1—2, L.—N. Y., 1899, [4 ed.], v. 1—2, L., 1913; Л а н г Э., M., M., 1901; Spencer H., Principles of Dsvchology, L., 1855; e г о ж е , Principles of sociology, v. 1 — 3, L., 1877—96; v. 1—3, N. Y.—L., 1925—29; J e v о-n s F В., An introduction to the history of religion, L 1896; 2 ed., L., 1902; Frobenius L., Das Zeital-te'r des Sonnengottes, В., 1904; его же, Die Weltanschauung der Naturvolker, Weimar, 1898; EhrenreichP., Die allgemeine Mythologie und ihre ethnologischen Grund-lagen Lpz , 1910; К л и н г е р В. П., Животное в античном и совр суеверии, К., 1911; М а г е t t R. R., The threshold of religion, L., [1900]; 2 ed., L., 1914.
Социологии, теории Bachofen J. J., Das Mutterrecht. Eine Untersuchung iiber die Gynaikokratie dcr alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur, Stuttg., 1861; сравни: Косвен M. О., И. Я. Бахофен и рус. наука, «Сов. этнография», 1946, № 3; е г о же, Матриархат, М.—Л., 1948, с. 106—146; Huber H. et Mauss M., Etude sommaire de la representation du temps dans la magie et la religion; в кн.: Huber H. et Mauss M., Melanges d'histoire des religions, P., 1909.
Общеисторич. теории Морган Г., Древнее общество..., [Л.], 1934; Винни к о в И. Н., Из архива Л. Е. Моргана, М.—Л., 1935; сравни: К о с в е н М., Л. Г. Морган, 2 изд., Л., 1935; U s е-ner H., Die Sintfluthsagen, Bonn, 1899; его же, Gotter-namen. Versuch einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung, Bonn, 1895, 2 Aufl., Bonn, 1929; Трубецкой С. Н., Новая теория образования религ. понятий, в кн.: Хоршт^р'.а. Сб. ст. по филологии и лингвистике в честь Ф. Е. Корша, М 1896, с. 299—332 (критика Узенера); Preller L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., Bd 1—3, В., 1894—1926; W i 1 a m о w i t z-M oeliendorff U. von, Hephaistos, «Nachrichten Gott. Geselischaft der Wissenschaften», 1895, H. Г его же, Apollo, «Hermes», 1903, Bd 38; его же, Der Glaube der Hellenen. Bd 1 — 2, В., 1931-32; [neue Aufl.], В., 1955; Nilsson M. P., Griechische Feste von religioser Bedeutung mit Ausschlufi der attischen, Lpz., 1906; его же, The Mycenaean origin of Greek mythology, Berkeley (California), 1932; его же, The minoan-mycenaean religion and its survival in Greek religion, 2 ed., Lund, 1950; его же, Geschichte der griechischen Religion, 2 Aufl., Munch., Bd 1, 1955, Bd 2, 1950; Kern O., Die Religion der Griechen, Bd 1 — 3, В., 1926—38; Otto W. F., Die Gotter Griechen-iands, [3 Aufl.], Fr./M., 1947; Coock A., Zeus. A study in ancient religion, v. 1—3, Camb., 1914 — 40; Kerenyi K., Die antike Religion, neue Ausg., Dusseldorf—Koln, 1952; Мержинский А., Исследование о Персее у древних эпиков..., Варшава, 1872; Властов Г., Теогония Гссиода и Прометей, СПБ, 1897; Зелинский Ф. Ф., Из жизни идей, т. 1 — 4, СПБ, [1903]—22; 3 изд., СПБ, т. 1, 1916, т. 2, 1911' е г о же, Введение и вступит, очерк в кн.: С о ф о к л, Драмы, т. )— 3, М., 1914 —15; его же, Комментарии, в кн.: Театр Еврипида. [Пьесы], т. 1—3, М., 1916—1921; его же, Древнегреч. религия, П., 1918; его же, Религия эллинизма, П., 1922; Новосадский Н. И., Елев-синские мистерии, СПБ, 1887; его же, Культ кавиров в древней Греции, Варшава, 1891; е г о же, Орфич. гимны, Варшава, 1900; Ж е б е л о в С. А., К религиозным древностям о-ва Коса. «Ж. М-ва нар. просвещения», 1892, Отдел классич. филологии, ч. 284, дек., с. 117 — 20; его же, Культ Димоса и Харит в Афинах, в сб.: Commentationes philologicae. Сб. ст. в честь И. В. Помяловского, СПБ, 1897, с. 109 —18; его же, Парфенон в «Парфеноне» (К истории культа Афины Девы), «Вестн. древней истории», 1939, № 2; его же, Титан Иапет, в сб.: Язык и литература, т. 5, 1930, с. 19—28; Кагаров Е. Г., Культ фетишей, растений и животных в древней Греции, СПБ, 1913; Богаевский Б. Л., Земледельч. религия Афин, т. 1, П., 1916; Толстой И. И., Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте, П., 1918; его же, Античный мир и совр. сказка, в кн.: С. Ф. Ольденбургу. К 50-летию научно-обществ. деятельности, Л., 1934, с. 523—34; е г о ж е , Миф в Александрийской поэзии, «Уч. зап. Ленингр. пед. ип-та», 1948, т. 67, с. 17—22.
Современные мифологич. теории (20 в.)
Структурные теории Богораз (Тан) В. Г., Эйнштейн и религия, М.—П., 1923; L ё v i-S t r a u s s С, The structural study of myth, «J. Amer. Folklore», 1955, v. 68, oct.—dec, p. 428—444; его ж е , Anthropologic structurale, P., [1958], ch. 9 —12; Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов, М., 1962.
Психология, и психоаналитич. теории
W u n d t W., Volkerpsychologie, Bd 4—6, Mythus und Religion, 3 Aufl., Lpz., 1920—23; 1 ч. этого труда переведена на рус. яз.: Миф и религия, СПБ, [1913]; сравни: Л а и г е Н. Н., Теория В. Вундта о начале мифа, О., 1912; Фрейд 3., Лекции по введению в психоанализ, пер. [с нем.] М. В. Вульфа, т. 1—2, М. — П., [1922]; 2 изд., М.—П., 1923; его ж е , Тотем и Табу, пер. [с нем.] М. В. Вульфа, М.—П.,
[б. г.]; е г о же, Психопатология обыденной жизни, 2 изд.; М., 1923; е г о ж е , Я и оно, пер. с нем., Л., 1924; е г о же, Психология масс и анализ человеческого «Я», пер. с нем., М., 1925; его же, Будущность одной иллюзии, пер. с нем.' М.—Л.,1930;его же, Толкование сновидений, пер. с нем.', М.,1913;Абрагам К., Сон и миф, пер. с нем., М., 1912; Виттельс Ф., Фрейд. Его личность, учение и школа! пер. с нем., Л., 1925; Уэллс Г., Павлов и Фрейд, пер! с англ., М., 1959; К о с о в М. В., Марксистская критика психоанализа, «Вопр. философии», 1959, МП; Уэллс Г., Фрейдизм и его совр. «реформаторы», «Вопр. философии»' 1959, № 12, 1960, №1; Михайлов Ф. Т., Ц а р е г о -родцев Г. И., За порогом сознания, М., 1961; Мансуров Н. С, Совр. бурж. психология, М., 1962; Jung С. G., Wandlungen und Symbole der Libido, Lpz.—W., 1912; Jung С G., Kerenyi K., Einfuhrung in das Wesen der Mythologie. Das gottliche Kind. Das gottliche Madchen, [4 Aufl.], Z., [1951], S. 105-148, 230—50; Л е в и-Б р ю л ь Л., Первобытное мышление, пер. сфранц., М., 1930; его же, Сверхъестественное в первобытном мышлении, пер. с франц., М., 1937; сравни: Тиандер К., О началах мистич. мировоззрения, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 5, X., 1914, с. 417 — 78.
Культурно-историч. теории
Graebncr F., Das Weltbild der Primitiven, Munch.. 1924; Фрезер Д ж., Золотая ветвь, М., 1928; Schmidt P. W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1, Miinster, 1912-Miinster, 1926; Preuss К. Т h ., Die geistige Kultur der Naturvolker, Lpz.—В., 1914; его же, Der Ursprung dcr Religion und Kunst, «Globus», Braunschweig, 1904, Bd 86, Ms 20, 24; его же, Das religiose Gehalt der Mythen, Tubingen, 1933; В a u m a n n H., Schopfung und Urzeit des Men-schen im Mythus der afrikanischen Volker, В., 1936; M a 1 i-n о w s k i В., Myth in primitive psychology, L., 1926; S a i-n t у v e s P., Les contes de Perrault et les recits parallels, P., 1923; его же, Les reliques et les images legendaires, P., 1912; Б о а с Ф., Ум первобытного человека, пер. с англ., М. —Л., 1926; R a d i n P., Primitive man as philosopher, L ' 1927; Jensen A. E., Mythos und Kult bei Naturvolkern, Religionswissenschaftliche Betrachtungen, Wiesbaden, [1951]; Chadwick H.M.and Chadwick N. K., The growth of literature, v. 1—3, Camb., 1932—40; D u m ё z i 1 G., Legendes sur les Nartes, P., 1930; его же, Loki, P., 1948; Levi G. R., The gate of horn. A study of the religious conceptions of the stone age, and their influence upon European thought, L., 1948; Raglan F. P. S., The hero. A study in tradition, myth, and drama, L., 1936; Lord A., The Singer of Fales, Camb. (Mass.), 1960; A u t-r a n С h., Phenicicns. Essai de contribution a l'histoire antique de la Mediterranee, Caire, 1920; его же, Homfere et les origines sacerdotales de Гёрорёе grecque. t. 1—3, P., 1943; его же, L'epopee indoue. Etude de l'arriere-fonds ethnogra-phique et religieux. P., 1946; сравни: Англо-амер. этнография на службе империализма. Сб. CT.,M.,1951;Mireaux Е., Les poems homeriques et l'histoire grecque, v.l—2, P.' 1948—49; Carpenter R., Folk tall, fiction and saga in the Homeric epics, Berkley—Los Ang., 1949; V r i es J. d e, Betrachtungen zum Marchen, besonders in seinem Verhaltnis zu Heldensage und Mythos, Hels., 1954; Baudouin Ch., Letriomphe de heros. Etude psychoanalytique sur le mythe du heros et les grandes epopees. P., 1952; H у m a n S. E., The ritual view of myth and the mythic, «j. Amer. Folklore», 1955, v. 68, № 270; Bogatyrev P., Actes magiques, rites croyances en Russie subcarpathique (Travaux publies par l'lnstitut d'etudes slaves, 9), P., 1929; Пропп В. Я., Морфология сказки, Л., 1928; его же, Историч. корни волшебной сказки, Л., 1946; его же, Рус. героич. эпос, 2 изд.. М., 1958; Жирмунский В. М., Нар. героич. эпос. Сравн.-историч. очерки, М.—Л., 1962; Нартский эпос. Материалы совещания, Орджоникидзе, 1957; М е л е т и н-с к и й Е. М., Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаич. памятники, М., 1963.
Символистские теории Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Поли, собр. соч., т. 1, [М.], 1912; сравни: Вересаев В. В., Аполлон и Дионис (О Ницше), 2 изд., М., 1924, а также Поли. собр. соч., т. 8, M.,1930;RohdeE., Psyche, Seelenkult und Unsterblichkeitsg laube der Griechen, Tubingen in Breis-gau, 1890—94, 10 Aufl., Tubingen, 1925; Иванов Вяч., Эллинская религия страдающего бога, «Новый путь», 1904, 2 г. изд., № 1—3, 5, 8, 9; е г о же, Религия Диониса. Ее происхождение и влияние, «Вопросы жизни», 1905, №6, 7; е г о же, Ницше и Дионис, в кн.: Иванов Вяч., По звездам, СПБ, 1909, с. 1 — 20; его же, Дионис и пра-дионисийство, Баку, 1923; Лсзин Б., Из черновых заметок А. А. Потебни о мифе, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 5, X., 1914, с. 494—509; CassirerE., Philosophic der symbolischcn Formen, Bd 2, Das mythische Dcnken, В., 1925; его же, Sprache und Mythos, Lpz., 1925; Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930; J о 1 1 e s A., Einfache Formen,2Aufl.,Halle, 1956; Buess E., Die Geschichte des mythischen Erkennens, Munch., 1953; W e i g 1 L., Kos-mos und Arche. Eine philosophische Untersuchung vom An-fang der griechischen Philosophie bis Platon. Mit einem Nach-wort iiber die Beziehungen dieses Themas zur Existentiaiphi-
МИХАИЛ ПСЕЛЛ — МИХАЙЛОВ 467
losophie M. Heideggers, Wurzburg, [1949] (Diss.); Die- nelt К., Existentialismus bei Homer, в кн.: Festschrift zur 250-Jahr-Feier des Bundesrealgymnasiums in Wien, Tl 1, W., 1951, S. 151 — 59; V у с i n a s V., Earth and gods. An intro duction to the philosophy of M. Heidegger, The Hague, 1961, ch. 5. А. Лосев. Москва.
МИХАИЛ ПСЕЛЛ(1"еМ6«; до пострижения—Константин) (1018—ок. 1078 или ок. 1096)—визант. просветитель. Работы М. П. (частью еще неопубликованные) посвящены вопросам богословия, философии, логики, грамматики, риторики, права, истории, музыки, математики, астрономии, физики, медицины, агрикультуры. М. П. содействовал возрождению интереса к Платону и неоплатоникам, трактуя их как предшественников христианства; он выступал против неве-жеств. монахов, к-рые, по его словам, предают Платона анафеме, словно сатану. М. П. отстаивал рационализм. Он подверг критике веру в чудеса, астрологию, демонологию, считая, что каждое явление имеет свою естеств. причину. «Бог, — писал он, — само собой разумеется, есть конечная причина землетрясений, как и других вещей, — но ближайшая причина землетрясений — природа» (Migne, Patrol, gr., t. 122, col. 765 a-b). Природа ((post?) представлялась ему рассеянной во всем, невидимой, но постижимой разумом. В соответствии с этим он выделял две части философии: одна из них имеет своим предметом то, что постигается духом, т. е. потусторонний мир («вечность»), предмет второй — земной мир, доступный разуму. Огромное значение М. П. придавал математике, к-рая, по его словам, уступает лишь богословию. При этом М. П. подчеркивал единство геометрии (науки о протяженном) и арифметики (науки о непротяженном) и видел в этом отражение единства протяженного и непротяженного. В мировоззрении М. П. встречаются элементы диалектики. «В этом мире,— писал он, —нет ничего постоянного, ничего неподвижного, но все движется и изменяется» (Scripta minora, ed. Е. Kurtz, F. Drexl, v. 2, Mil., 1941, p. 54). Время постоянно приносит с собой изменения (см. там же, р. 143) и более того природа, душа, разум — все двойственно, все содержит противоречивые и борющиеся между собой моменты (см. С. Sathas, Bibl. grae-са, v. V, 282). Однако рационализмМ. П. непоследователен: он считал богословие первой мудростью и видел гл. задачу в сочетании антич. философии с христианством, рассуждений, основанных на силлогизме, с верой. Полемизируя с мистицизмом патриарха Михаила Керулярия, М. П. сам отдавал дань мистицизму в духе неоплатоников, говоря об устремлении души к Единому. Высмеивая магию, он в трактате «О свойствах драгоценных камней» в духе ср.-век. схоластики останавливался прежде всего на сверхъестеств. свойствах, приписываемых минералам. Рационализм М. П. распространялся также и на историю. В «Хронографии» [«Chronographie ou Histoi-ге d'un siecle de Byzance (976—1077)», t. 1—2, ed. E. Renauld, P., 1926—28], первом памятнике визант. мемуарной лит-ры, нет и следов теории сверхъестеств. воздействия на историч. процесс: историю творят люди, руководствуясь своими корыстными побуждениями; в то же время М. П. прямо провозглашал необходимость критич. отношения к источникам (см. указ. соч., v. 1, Р., 1926, р. 73). М. П. осуждал всякие попытки выступления нар. масс. Учение паеликианства о зле как о сущем в природе и обществе было им отвергнуто: в соответствии с христ. принципами он рассматривал зло как относит, категорию, как отсутствие блага. Вместе с тем М. П. критиковал многие отрицат. стороны визант. действительности: лицемерие монашества, деспотизм императоров, беспримерные траты двора. М. П. пользовался огромным авторитетом: писатели 12 в. считали его образцом
философа. Рационализм М. П. нашел радикальное развитие в творчестве его младшего современника Иоанна Итала. А. Кажван. Москва.
В логике М. П. рассматривал, в частности, вопрос о равносильности предложений (aequipollentia propositionum), а также изучал подстановки одних терминов на место других. Последняя задача подводит вплотную к различению логич. постоянных и ло-гич. переменных. Однако большую часть логич. исследований М. П. занимает проблематика, преобладающая у первых комментаторов аристотелевой логики времен Боэция и связанная в основном с изучением различных разновидностей силлогизмов. М. П. интересен также попытками разработать общие приемы отыскания «среднего термина» в связи с задачей нахождения предпосылок (inventio propositionum), обращением к вопросам логич. символики и мнемоники (известен, в частности, т. н. логический квадрат М. П.), разработкой нек-рых проблем модальной логики. Еще до Спинозы М. П. настаивал на применении геометрич. схемы для доказательства филос. и логич. утверждений. Позднейший ср.-век. логич. трактат на тему «о свойствах терминов» (determinorum proprietatibus) имеет своим отправным пунктом исел-лово добавление к последней главе «Топики» Аристотеля, в к-ром М. П. трактует с логич. т. зр. о значении грамматич. частей речи для логич. исследований.
Н. Стяжкин. Москва. С о ч.: Do omnifaria doctrina, ed. L. G. Westerink, Nij-megen, 1948; Прод tov айтохраторсс Mix^X хЕ<ргХаш 9soXo7ixd, Dosit-hoos T6p.o<; «T<iTCT)<:, .Tassy, 1698; De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Norimbergae, 1838; Renault E., Une traduction francaise du тар; evepisiat; 6cup.6vwv, — Revue des etudes grecques, t. 33, 1920; Wellnhofer M., Die thrakisclien Euchiten und ihr Satanskult im Dialoge des Psellos, «Byzantinische Zeitschrift», 1929—30, Bd 30; К г и m-bacher K., Geschichte der Byzantinischen Literatur, Munch., 1897, S. 436, 441 — 42; R и e 1 1 e G h . E., Psellos xepi napa§6£a>v avaYvtoa^a-wv,«Revue de philologie»,t. 27, P., 1903; Некоторые приписываемые М. П. соч. в действительности ему не принадлежат (см. Bidez J., Psellus et le commentaire de Proclus, «Revue de philologie», t. 29, 1905; Bsvdxis Л. Г. 'H SuvO(|;l<;, £i; ttjv 'Apia-roxeXous Aoyixtjv xai 6 MixainX U-eXXoc, 'EXX-r^xa, 16, 1958—59.
Лит.: Безобразов П. В., Византийский писатель и гос. деятель М. П., М., 1890; Вальденберг В., Философские взгляды М. Пселла, Византийский сборник, М.—Л., 1945; Tannery P., Psellus sur les nombres, «Rev. etudes Grecques», v. 5, 1892; Zervos G., Un philosophe neoplatonicien du XI siecle: Michel Psellos, P., 1920; Та- t a k i s В., La philosophie Byzantine, P.,1949; P r a n t 1С, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 263— 301; J о a n n о u P., Ghristliche Metaphysik in Byzanz: die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Ita- los, Ettal, 1956. А. Каждан. Москва.
МИХАИЛЁСКУ(Mihailescu), Штефан (1846—99) — рум. ученый и мыслитель-материалист. М. стремился объяснить мир из него самого, раскрыть законы движения материи. «Нетникакого сверхъестественного существа, способного воздействовать каким-либо образом на природу,— писал он.— Явления в их обширной целостности, хотя и безгранично разнообразные в своих особенностях, были, есть и останутся и впредь чисто материальными действиями» («Spiritualism si materialism in „Revista contemporana"», Buc, 1873, № 3, c. 264— Спиритуализм и материализм в «Современном журнале»). М. указывал, что в отличие от идеализма, делающего свои выводы априори, материализм является филос. учением, построенным апостериори, на фундаменте естественных наук. Филос. работы М. содействовали распространению материализма в среде рум. естествоиспытателей конца 19 в.
С о ч.: Sociologia. Industrie si rezbelul studiu sociologic si politic, Buc, 1878; Incercari critice asupra invatamtntului nostru primar—studiu didactic sj sociologic, Buc, 1888; Int-roducere la psihofizica. Buc, 1892; Pagini filosofice alese, [Buc], 1955, с предисл. Ghita S. Ин-т философии PHP.
МИХАЙЛОВ,Михаил Ларионович (Илларионович) [3(15) янв. 1829—2(14) авг. 1865] —рус. публицист, писатель и поэт, переводчик; сподвижник Чернышевского. Род. в Оренбурге в семье чиновника..
468МИХАЙЛОВСКИЙ
С 1846 — в Петербурге, вольнослушатель ун-та. В 1848—52 служил в Н.-Новгороде, занимался лит. деятельностью. С 1852 — вновь в Петербурге, сотрудник «Современника» и др. демократич. изданий. В 1858—59 М. совершил поездку за границу, где встречался с Герценом и Огаревым. Зарубежные очерки делают М. популярным публицистом демократич. лагеря. В 1861 Шелгунов и М. в прокламации «К молодому поколению» выдвигают задачу подготовки кадров грядущей революции. «... Мы хотели бы, разумеется,— говорилось в прокламации, — чтобы дело не доходило до насильственного переворота. Но если нельзя иначе, мы не только не отказываемся от него, но мы зовем охотно революцию на помощь к народу» (цит. по кн.: ШелгуновН. В., Воспоминания, 1923, с. 298). За распространение прокламации М. был осужден на каторгу и вечное поселение в Сибирь, где и погиб.