Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий обзор литературы по М. 1 страница



The mythology of all races, ed. J. A. MacCulloch [a. o.], v. 1 — 13, Boston, 1916—32: v. 1, Pox W. S., Greek and Roman, 1916; v. 2, M а с С u 1 1 о с h J. A., Eddie, 1930; v. 3, его же, Celtic; MichalJ., Slavic, 1918; v. 4, Ho 1 m-bergTJ., Finno-TJgric, Siberian, 1927; v. 5, Langdon S. H., Semitic, 1931; т. 6, Keith А. В., Indian; Car-nay A. J., Iranian, 1917; v. 7, AnanikianM. H., Armenian; Werner A., African, 1925; v. 8, Ferguson J. C, Chinese; A nesa ki M., Japanese, 1928; v. 9, Dixon R. В., Oceanic. 1916; v. 10, A 1 e x a n d e г Н. В., North American, 1916; v. 11, e г о ж e , Latin-American, 1920; v. 12, M ii 1 1 e г


МИФОЛОГИЯ 465


W. M., Egiptian; S с о t t J. G., Indo-Chinese, 1928; v. 13, Complete Index to v. 1—12, 1932.

Обзоры истории мифология,теорий

Коккьяра Д ж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; V г i e s J. de, Forschungsgeschichte der Mythologie, Munch. — Freiburg, 1961; К агаров Е., К вопросу о классификации совр. мифологич. теорий, «Гер­мес», 1910, Ni 13 (59), с. 337—341; его же, Очерк совр. состояния мифологич. науки, в сб.: Вопросы теории и пси­хологии творчества, т. 5, X., 1913, с. 293 — 372; Лавров П. Л., Собр. соч., серия 5, вып. 1. Статьи по истории рели­гии, П., 1917 (наиболее важные с. 6—124); Grippe Q., Geschichte der klassischen Mythologie und Religionsgeschichte wahrend des Mittelalters im Abendland und wahrend der Neuzeit, Lpz., 1921; Kern O., Die Religion der Griechen, Bd 1—3, В., 1926—1938 (весь третий том посвящен истории мифологич. теорий от Аристотеля до Виламовица); Фран­цев Ю. П., У истокоб религии и свободомыслия, М.— Л., 1959.

Древность и ср. века

Nestle W., Griechische Geistesgeschichte von Homer bis Lukian, Stuttg., [1944], 2 Aufl., Stuttg., [1956); его же , Die griechische Religiositat in ihren Grundziigen und Haupt-vertretern von Homer bis Prokles, Bd 1—3, Lpz.—В., 1930—34 (Sammlung Goschen, № 1032, 1066, 1080); С о r n f о r d F. M., From religion to philosophy, L., 1912; Nestle W., Vom Mythos zum Logos. Die Selbstentfaltung des griechischen Den-kens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates, 2 Aufl., Stuttg., 1942; Buffiere F., Les mythes d'Homere et la pensee grecque, P., 1956; Stocklein P., Uber die philo-sophische Bedeutung von Platons Mythen, Lpz., 1937; Hi 1-debrandt K., Platon, Logos und Mythos, 2 Aufl., В., 19 59; Hunger H., Lexikon der griechischen und romischen Mythologie mit Hinweisen auf das Fortwirken antiker Stoffe und Motive in der bildenden Kunst, Literatur und Musik des Abendlandes bis zur Gegenwart, 5 Aufl., W.,19 59;Bezold F. v о n , Das Fortleben der antiken Gotter im mittelalterlichen Humanismus, Bonn, 1922.

От Возрождения до романтизма (14—18 вв.) Boccaccio G., De genealogiis deorum, Venezia, 1472; nuova ed., v. 1 — 2 (Opera, v. 10—11), Bari, 1951; апгл. пер., Princeton, 1930; С о n t i N. [Comes Hieronymus], Mytho-logiae, siue Explicationum fabularum libri X, Venetiis, 1568; V о s s i u s G., De theologia gentili, et physiologia Chris­tiana, sive de origine ac progressu idololatriae..., liber 1 — 4, Amst., 1641, 2 ed., libri 1—9, Amst., 1668, 3 ed., Amst., 1675—79; В а с о n F., De dignitate et augmentis scientiarum libros, Opera, t. 1, L., 1623; 2 часть — De dignitate et aug­mentis soientiarum, [Principaux chapitres] avec une intro­duction et des notes par M. Mauxion, P., 1897; Бэкон Ф., О достоинстве и усовершенствовании наук, Собр. соч., пер. П. А. Бибикова, ч. 1, СПБ, 1874; V i с о G. В., Principj di una Scienza nuova intorno alia natura della nazioni, Nap [oli], 1725; В и к о Д ж ., Основания новой науки об общей при­роде наций, пер. и комм. А. А. Губера, под общ. ред. М. А. Лифшица, Л., 1940; L a f i t a u J. F., Moeurs des Sauvages Ameriquaines, comparees aux moeurs des premiers temps, t. 1—2, P., 1724; Fontenelle B. de, Histoire des orac­les, P., 1686, P., 1934; его же, Discours sur l'origine des fables, в его кн.: Entretiens sur la pluralite des mondes, P., 1724, P., 1932; Brosses С de, Du culte des dieux fetiches, ou Parallele de l'ancienne religion de l'Egypte avec la religion actuelle de Nigritie, P., 1760; Слова: Dieu, Mythologie и неск. ст. на слова Religion, в изд.: Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnee des sciences, des arts et des meti­ers, v. 1—35, P., 1751—80.

Преромантизм и романтизм (конец 18 — начало 19 вв.) [М а с р h e r s о n J.], The poems of Ossian, ed. by A. Clerk, v. 1—2, Edinburgh, 1870; Макферсон Д ж., Поэмы Оссиана, исследование, пер. и прим. Е. В. Балабановой, СПБ, 1890; Herder J. G. von, Uber Ossian und die Lieder der alten Volker, Werke, Bd 2, Weimar, 1957; Гер-дер И. Г., Избр. соч., М.—Л., 1959; Heyne Ch. G., De causis fabularum seu mythorum physicis, Opuscula Aca-demica collecta..., v. 1, Gott., 1785; Wieland С. М., Uber den freien Gebrauch der Vernunft in Glaubenssachen, Samtliche Werke, 1794—1805, Bd 30, Lpz., 1840; Du-p u i s С h. F., Origine de tous les cultes, ou religion univer-selle. t. 1—7, P., 1795—96; v. 1—10, 1834; сокращен, изд., Р., [1895]; M о г i t z K. Ph., Gotterlehre Oder mythologische Dichtungen der Alten, В., 1791; 8 Aufl., В., 1843; Botti-g e г С A., Ideen zur Kunst-Mythologie, Bd [l]—2, Dresd.— Lpz., 1826—36; S с h 1 e g e 1 Fr., Geschichte der alten und neuen Literatur, Tl 1—2, W., 1813; 2 Aufl., Bd 1—2, Regens-burg, 1911;Шлегель Ф., История древней и новой лите­ратуры, ч. 1—2, СПБ, 1829—30; S с h I e g е 1 A. W., Uber dramatische Kunst und Literatur. Vorlesungen, Tl 1—2, Hdlb., 1809 — 11; Bd 1—2, Bonn—Lpz., 1923; Arnim L. A. von und Brentano C, Des Knaben Wunderhorn. Alte deut-sche Lieder. [Nach dem Text der Erstausg. von 1806—1808], Munch., [1957]; Grimm J. L. K., Deutsche Mythologie, Gott., 1835, W.— Lpz., [1939]; Grimm J. und Grimm W. K., Kinder-und Haus-Marchen, Bd 1—2, В., 1812—14, Bd 1—3, [4 Aufl.], Marburg,[1935], B.J-1957; Greuz e г G. F.,


Symbolik und Mythologie der alten Volker, Bd 1—3, Lpz.— Darmstadt, 1810—12, 3 Aufl.,Bd 1—4, Lpz.—Darmstadt, 1836— 1843; Schelling F. W. J. von, Einleitung in die Phi­losophic der Mythologie, Samtliche Werke, 2 Abt., Bd 1, Stuttg.—Ausburg, 1856; его же, Philosophie der Mytho­logie, там же, 2 Abt., Bd 2, Stuttg., 1857; сравни: Al 1-w о h n A., Der Mythos bei Schelling, Charlottenburg, 1927; Gorres J. von, Mythengeschichte der asiatischen Welt, Bd 1—2, Hdlb., 1810; Buttmann Ph., Mythologie Oder gesammelte Abhandlungen uber die Sagen des Alterthums, Bd 1—2, В., 1828—29; Hermann G., Opuscula, v. 1 — 8, Lpz., 1827—77: De mythologia Graecorum antiquissima, v. 2, Lpz., 1827, p. 167—95; De Atlante, v. 7, Lpz., 1839, p. 241 — 259; De Graeca minerva, там же, р. 260 — 84; De Apolline et Diana, pt 1—2, там же, р. 285—315; его же, Uber das Wesen und die Behandlung der Mythologie. Ein Brief an Herrn H. Creuzer, Lpz., 1819; V о В J. H., Antisymbolik, T. 1—2, Stuttg., 1824—26; его же, Mythologische Briefe, Bd 1—2, Konigsberg, 1794; 2 Aufl., Bd 1 — 3, Stuttg., 1827, Bd 4—5, Lpz., 1834; Miiller К. О., Prolegomena zu einer wissenschaftlichen Mythologie, Gott., 1825; Леонтьев П. М., О поклонении Зевсу в древней Греции, М., 1850; L о Ь е с к С h. A., Aglaophamus, t. 1—2, Konigsberg, 1829.

Позитивизм (2-я пол. 19 — нач. 20 вв.)

Теория заимствования G r u р р е О., Die griechischen Culte und Mythen in ihren Beziehungen zu den orientalischen Religionen, Bd 1, Lpz., 1887; его же, Griechische Mythologie und Religionsge­schichte, Bd 1—2, Munch., 1906; С u r t i u s E., Die Grie­chische Gotterlehre vom geschichtlichen Standpunkt, в кн.: Preussische Jahrbiicher, Bd 36, H. 1, В., 1875; его же, Studien zur Geschichte des griechischen Olymps, «Sitzungsber. Preuss. Akad. Wiss.», 1890, S. 1141 — 56; Berard V., De l'origine des cultes arcadiens, P., 1894; его же, Les phe-niciens et l'Odyssee, t. 1—2, P., 1902—1903; [t. 1 — 6], P., 1927—29 (последние 4 тт. под назв.: Les navigations d'Ulysse); Стасов В. В., 'Происхождение рус. былин, «Вестн. Европы», 1868, № 1—4, 6—7 и в кн.: С т а с о в В. В., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; Потанин Г. Н., Вост. мотивы в средневековом европ. эпосе, М., 1899; Веселовский А. Н., Слав, сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. ле­генды о Морольфе и Мерлине, СПБ, 1872; М и л л е р В. Ф., Осетинские этюды, ч. 1—3, М., 1881 — 87; К u h n A., Die Herabkunft des Feuers und des Gottertranks, В., 1859. Солярно-метеорологич. теория Miiller Т. М., Comparative mythology. An essay, L.—N. Y.,[1909]; его же, The science of language, v. 1—2, N. Y., 1 891; M ю л л е р М., Наука о языке, вып. 1—2, Воронеж, 1868—70; его же, Natural religion, L., 1889; его же, Antropological religion, L.—N. Y., 1892; его же, Cont­ributions to the science of mythology, v. 1—2, L.—N. Y. — Bombay, 1897; Cox G. W., The mythology of the Aryan nations, v. 1—2, L., 1870; его же, An introduction to the science of comparative mythology and folklore, L., 1881; В real M.-J.-A., Melanges de mythologie et de linguis-tique, P., 1877; S i e с k e E., Die Liebesgeschichte des Him-mels. Untersuchungen zur indogermanischen Sagenkunde, Stras., 1892; его же, Die Urreligion der Indogermanen, В., 1897; Wendorff F., Erklarung aller Mythologie aus der Annahme der Erringung des Sprachvermogens, В., 1888; Gilbert G., Griechische Gotterlehre in ihren Grund­ziigen dargestellt, Lpz., 1898; Воеводский Л. Ф., Введение в мифологию Одиссеи, О., 1881; Буслаев Ф. И., Историч. очерки рус. нар. словесности и иск-ва, т. 1—2, СПБ, 1861; его же, Рус. богатыр. эпос, «Рус. Вестн.», 1862, № 3; е г о же, Нар. поэзия, СПБ, 1887; Афанасьев А. Н., Поэтич. воззрения славян на при­роду, т. 1—3, М., 1865—69; Миллер О., Опыт историч. обозрения рус. словесности, ч. 1, СПБ, 1863; 2 изд., СПБ, 1865; его же, Илья Муромец и богатырство киевское, СПБ, 1869; Потебня А. А., Из записок по теории сло­весности, X., 1905.

«Низшая М.»

Schwartz F. L. W., Der Ursprung der Mythologie, В., 1860; его же, Die poetischen Naturanschauungen der Griechen, Romer und Deutschen in ihrer Beziehung zur Mytho­logie, Bd 1—2, В., 1864—1879; его же, Indogermani-scher Volksglaube, В., 1885; Mannhardt W., Die Korn-damonen, В., 1868; его же, Wald- und Feldkulte, Bd 1 — 2, В., 1875—1877; 2 Aufl., Bd 1—2, В., 1904 — 15; его же, Mythologische Forschungen, Stras., 1884.

Психологи ч. теории Lazarus M., Steinthal H., Einleitende Gedan-ken uber Volkerpsychologie, «Z. Volkerpsychol. Sprachwiss.», 1860, Bd 1, H. 1; Welcker F. G., Griechische Gotter­lehre, Bd 1 — 3, Gott., 1857 — 63.

Анимистич. теории Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; L i р р е г t J., Die Religionen der europaischen Cul-turvolker, В., 1881; его же, Der Seelencult in seinen Bezieh­ungen zur althebraischen Religion, В., 1881; Lang A., Myth, ritual and religion, v. 1—2, L.—N. Y., 1887; new ed..


466 МИФОЛОГИЯ


v 1—2, L.—N. Y., 1899, [4 ed.], v. 1—2, L., 1913; Л а н г Э., M., M., 1901; Spencer H., Principles of Dsvchology, L., 1855; e г о ж е , Principles of sociology, v. 1 — 3, L., 1877—96; v. 1—3, N. Y.—L., 1925—29; J e v о-n s F В., An introduction to the history of religion, L 1896; 2 ed., L., 1902; Frobenius L., Das Zeital-te'r des Sonnengottes, В., 1904; его же, Die Weltan­schauung der Naturvolker, Weimar, 1898; EhrenreichP., Die allgemeine Mythologie und ihre ethnologischen Grund-lagen Lpz , 1910; К л и н г е р В. П., Животное в античном и совр суеверии, К., 1911; М а г е t t R. R., The threshold of religion, L., [1900]; 2 ed., L., 1914.

Социологии, теории Bachofen J. J., Das Mutterrecht. Eine Untersuchung iiber die Gynaikokratie dcr alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur, Stuttg., 1861; сравни: Косвен M. О., И. Я. Бахофен и рус. наука, «Сов. этнография», 1946, № 3; е г о же, Матриархат, М.—Л., 1948, с. 106—146; Huber H. et Mauss M., Etude sommaire de la rep­resentation du temps dans la magie et la religion; в кн.: Huber H. et Mauss M., Melanges d'histoire des religions, P., 1909.

Общеисторич. теории Морган Г., Древнее общество..., [Л.], 1934; Вин­ни к о в И. Н., Из архива Л. Е. Моргана, М.—Л., 1935; сравни: К о с в е н М., Л. Г. Морган, 2 изд., Л., 1935; U s е-ner H., Die Sintfluthsagen, Bonn, 1899; его же, Gotter-namen. Versuch einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung, Bonn, 1895, 2 Aufl., Bonn, 1929; Трубецкой С. Н., Новая теория образования религ. понятий, в кн.: Хоршт^р'.а. Сб. ст. по филологии и лингвистике в честь Ф. Е. Корша, М 1896, с. 299—332 (критика Узенера); Preller L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., Bd 1—3, В., 1894—1926; W i 1 a m о w i t z-M oeliendorff U. von, Hephaistos, «Nachrichten Gott. Geselischaft der Wissenschaften», 1895, H. Г его же, Apollo, «Hermes», 1903, Bd 38; его же, Der Glaube der Hellenen. Bd 1 — 2, В., 1931-32; [neue Aufl.], В., 1955; Nilsson M. P., Griechische Feste von religioser Bedeutung mit Ausschlufi der attischen, Lpz., 1906; его же, The Mycenaean origin of Greek mythology, Berkeley (Cali­fornia), 1932; его же, The minoan-mycenaean religion and its survival in Greek religion, 2 ed., Lund, 1950; его же, Geschichte der griechischen Religion, 2 Aufl., Munch., Bd 1, 1955, Bd 2, 1950; Kern O., Die Religion der Griechen, Bd 1 — 3, В., 1926—38; Otto W. F., Die Gotter Griechen-iands, [3 Aufl.], Fr./M., 1947; Coock A., Zeus. A study in ancient religion, v. 1—3, Camb., 1914 — 40; Kerenyi K., Die antike Religion, neue Ausg., Dusseldorf—Koln, 1952; Мержинский А., Исследование о Персее у древних эпиков..., Варшава, 1872; Властов Г., Теогония Гссиода и Прометей, СПБ, 1897; Зелинский Ф. Ф., Из жизни идей, т. 1 — 4, СПБ, [1903]—22; 3 изд., СПБ, т. 1, 1916, т. 2, 1911' е г о же, Введение и вступит, очерк в кн.: С о ф о к л, Драмы, т. )— 3, М., 1914 —15; его же, Комментарии, в кн.: Театр Еврипида. [Пьесы], т. 1—3, М., 1916—1921; его же, Древнегреч. религия, П., 1918; его же, Рели­гия эллинизма, П., 1922; Новосадский Н. И., Елев-синские мистерии, СПБ, 1887; его же, Культ кавиров в древней Греции, Варшава, 1891; е г о же, Орфич. гимны, Варшава, 1900; Ж е б е л о в С. А., К религиозным древ­ностям о-ва Коса. «Ж. М-ва нар. просвещения», 1892, Отдел классич. филологии, ч. 284, дек., с. 117 — 20; его же, Культ Димоса и Харит в Афинах, в сб.: Commentationes philologicae. Сб. ст. в честь И. В. Помяловского, СПБ, 1897, с. 109 —18; его же, Парфенон в «Парфеноне» (К истории культа Афины Девы), «Вестн. древней истории», 1939, № 2; его же, Титан Иапет, в сб.: Язык и литература, т. 5, 1930, с. 19—28; Кагаров Е. Г., Культ фетишей, растений и животных в древней Греции, СПБ, 1913; Богаевский Б. Л., Земледельч. религия Афин, т. 1, П., 1916; Толстой И. И., Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте, П., 1918; его же, Античный мир и совр. сказка, в кн.: С. Ф. Ольденбургу. К 50-летию научно-обществ. деятельно­сти, Л., 1934, с. 523—34; е г о ж е , Миф в Александрийской поэзии, «Уч. зап. Ленингр. пед. ип-та», 1948, т. 67, с. 17—22.

Современные мифологич. теории (20 в.)

Структурные теории Богораз (Тан) В. Г., Эйнштейн и религия, М.—П., 1923; L ё v i-S t r a u s s С, The structural study of myth, «J. Amer. Folklore», 1955, v. 68, oct.—dec, p. 428—444; его ж е , Anthropologic structurale, P., [1958], ch. 9 —12; Симпо­зиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов, М., 1962.

Психология, и психоаналитич. теории

W u n d t W., Volkerpsychologie, Bd 4—6, Mythus und Religion, 3 Aufl., Lpz., 1920—23; 1 ч. этого труда переведена на рус. яз.: Миф и религия, СПБ, [1913]; сравни: Л а и г е Н. Н., Теория В. Вундта о начале мифа, О., 1912; Фрейд 3., Лекции по введению в психоанализ, пер. [с нем.] М. В. Вульфа, т. 1—2, М. — П., [1922]; 2 изд., М.—П., 1923; его ж е , Тотем и Табу, пер. [с нем.] М. В. Вульфа, М.—П.,


[б. г.]; е г о же, Психопатология обыденной жизни, 2 изд.; М., 1923; е г о ж е , Я и оно, пер. с нем., Л., 1924; е г о же, Психология масс и анализ человеческого «Я», пер. с нем., М., 1925; его же, Будущность одной иллюзии, пер. с нем.' М.—Л.,1930;его же, Толкование сновидений, пер. с нем.', М.,1913;Абрагам К., Сон и миф, пер. с нем., М., 1912; Виттельс Ф., Фрейд. Его личность, учение и школа! пер. с нем., Л., 1925; Уэллс Г., Павлов и Фрейд, пер! с англ., М., 1959; К о с о в М. В., Марксистская критика психоанализа, «Вопр. философии», 1959, МП; Уэллс Г., Фрейдизм и его совр. «реформаторы», «Вопр. философии»' 1959, № 12, 1960, №1; Михайлов Ф. Т., Ц а р е г о -родцев Г. И., За порогом сознания, М., 1961; Ман­суров Н. С, Совр. бурж. психология, М., 1962; Jung С. G., Wandlungen und Symbole der Libido, Lpz.—W., 1912; Jung С G., Kerenyi K., Einfuhrung in das Wesen der Mythologie. Das gottliche Kind. Das gottliche Madchen, [4 Aufl.], Z., [1951], S. 105-148, 230—50; Л е в и-Б р ю л ь Л., Первобытное мышление, пер. сфранц., М., 1930; его же, Сверхъестественное в первобытном мышлении, пер. с франц., М., 1937; сравни: Тиандер К., О началах мистич. миро­воззрения, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 5, X., 1914, с. 417 — 78.

Культурно-историч. теории

Graebncr F., Das Weltbild der Primitiven, Munch.. 1924; Фрезер Д ж., Золотая ветвь, М., 1928; Schmidt P. W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1, Miinster, 1912-Miinster, 1926; Preuss К. Т h ., Die geistige Kultur der Naturvolker, Lpz.—В., 1914; его же, Der Ursprung dcr Religion und Kunst, «Globus», Braunschweig, 1904, Bd 86, Ms 20, 24; его же, Das religiose Gehalt der Mythen, Tubin­gen, 1933; В a u m a n n H., Schopfung und Urzeit des Men-schen im Mythus der afrikanischen Volker, В., 1936; M a 1 i-n о w s k i В., Myth in primitive psychology, L., 1926; S a i-n t у v e s P., Les contes de Perrault et les recits parallels, P., 1923; его же, Les reliques et les images legendaires, P., 1912; Б о а с Ф., Ум первобытного человека, пер. с англ., М. —Л., 1926; R a d i n P., Primitive man as philosopher, L ' 1927; Jensen A. E., Mythos und Kult bei Naturvolkern, Religionswissenschaftliche Betrachtungen, Wiesbaden, [1951]; Chadwick H.M.and Chadwick N. K., The growth of literature, v. 1—3, Camb., 1932—40; D u m ё z i 1 G., Legendes sur les Nartes, P., 1930; его же, Loki, P., 1948; Levi G. R., The gate of horn. A study of the religious conceptions of the stone age, and their influence upon European thought, L., 1948; Raglan F. P. S., The hero. A study in tradition, myth, and drama, L., 1936; Lord A., The Singer of Fales, Camb. (Mass.), 1960; A u t-r a n С h., Phenicicns. Essai de contribution a l'histoire anti­que de la Mediterranee, Caire, 1920; его же, Homfere et les origines sacerdotales de Гёрорёе grecque. t. 1—3, P., 1943; его же, L'epopee indoue. Etude de l'arriere-fonds ethnogra-phique et religieux. P., 1946; сравни: Англо-амер. этнография на службе империализма. Сб. CT.,M.,1951;Mireaux Е., Les poems homeriques et l'histoire grecque, v.l—2, P.' 1948—49; Carpenter R., Folk tall, fiction and saga in the Homeric epics, Berkley—Los Ang., 1949; V r i es J. d e, Betrachtungen zum Marchen, besonders in seinem Verhaltnis zu Heldensage und Mythos, Hels., 1954; Baudouin Ch., Letriomphe de heros. Etude psychoanalytique sur le mythe du heros et les grandes epopees. P., 1952; H у m a n S. E., The ritual view of myth and the mythic, «j. Amer. Folklore», 1955, v. 68, № 270; Bogatyrev P., Actes magiques, rites croyances en Russie subcarpathique (Travaux publies par l'lnstitut d'etudes slaves, 9), P., 1929; Пропп В. Я., Морфология сказки, Л., 1928; его же, Историч. корни волшебной сказки, Л., 1946; его же, Рус. героич. эпос, 2 изд.. М., 1958; Жирмунский В. М., Нар. героич. эпос. Сравн.-историч. очерки, М.—Л., 1962; Нартский эпос. Материалы совещания, Орджоникидзе, 1957; М е л е т и н-с к и й Е. М., Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаич. памятники, М., 1963.

Символистские теории Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Поли, собр. соч., т. 1, [М.], 1912; сравни: Вересаев В. В., Аполлон и Дионис (О Ницше), 2 изд., М., 1924, а также Поли. собр. соч., т. 8, M.,1930;RohdeE., Psyche, Seelenkult und Unsterblichkeitsg laube der Griechen, Tubingen in Breis-gau, 1890—94, 10 Aufl., Tubingen, 1925; Иванов Вяч., Эллинская религия страдающего бога, «Новый путь», 1904, 2 г. изд., № 1—3, 5, 8, 9; е г о же, Религия Диониса. Ее происхождение и влияние, «Вопросы жизни», 1905, №6, 7; е г о же, Ницше и Дионис, в кн.: Иванов Вяч., По звездам, СПБ, 1909, с. 1 — 20; его же, Дионис и пра-дионисийство, Баку, 1923; Лсзин Б., Из черновых за­меток А. А. Потебни о мифе, в сб.: Вопросы теории и психо­логии творчества, т. 5, X., 1914, с. 494—509; CassirerE., Philosophic der symbolischcn Formen, Bd 2, Das mythische Dcnken, В., 1925; его же, Sprache und Mythos, Lpz., 1925; Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930; J о 1 1 e s A., Einfache Formen,2Aufl.,Halle, 1956; Buess E., Die Geschich­te des mythischen Erkennens, Munch., 1953; W e i g 1 L., Kos-mos und Arche. Eine philosophische Untersuchung vom An-fang der griechischen Philosophie bis Platon. Mit einem Nach-wort iiber die Beziehungen dieses Themas zur Existentiaiphi-


МИХАИЛ ПСЕЛЛ — МИХАЙЛОВ 467


losophie M. Heideggers, Wurzburg, [1949] (Diss.); Die-
nelt К., Existentialismus bei Homer, в кн.: Festschrift zur
250-Jahr-Feier des Bundesrealgymnasiums in Wien, Tl 1, W.,
1951, S. 151 — 59; V у с i n a s V., Earth and gods. An intro­
duction to the philosophy of M. Heidegger, The Hague, 1961,
ch. 5. А. Лосев. Москва.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ(1"еМ6«; до пострижения—Кон­стантин) (1018—ок. 1078 или ок. 1096)—визант. просве­титель. Работы М. П. (частью еще неопубликованные) посвящены вопросам богословия, философии, логики, грамматики, риторики, права, истории, музыки, математики, астрономии, физики, медицины, агри­культуры. М. П. содействовал возрождению интереса к Платону и неоплатоникам, трактуя их как пред­шественников христианства; он выступал против неве-жеств. монахов, к-рые, по его словам, предают Пла­тона анафеме, словно сатану. М. П. отстаивал раци­онализм. Он подверг критике веру в чудеса, аст­рологию, демонологию, считая, что каждое явление имеет свою естеств. причину. «Бог, — писал он, — само собой разумеется, есть конечная при­чина землетрясений, как и других вещей, — но ближайшая причина землетрясений — природа» (Migne, Patrol, gr., t. 122, col. 765 a-b). Природа ((post?) представлялась ему рассеянной во всем, невидимой, но постижимой разумом. В соот­ветствии с этим он выделял две части философии: одна из них имеет своим предметом то, что пости­гается духом, т. е. потусторонний мир («вечность»), предмет второй — земной мир, доступный разуму. Огромное значение М. П. придавал математике, к-рая, по его словам, уступает лишь богословию. При этом М. П. подчеркивал единство геометрии (науки о про­тяженном) и арифметики (науки о непротяженном) и видел в этом отражение единства протяженного и непротяженного. В мировоззрении М. П. встре­чаются элементы диалектики. «В этом мире,— писал он, —нет ничего постоянного, ничего неподвижного, но все движется и изменяется» (Scripta minora, ed. Е. Kurtz, F. Drexl, v. 2, Mil., 1941, p. 54). Время постоянно приносит с собой изменения (см. там же, р. 143) и более того природа, душа, разум — все двойственно, все содержит противоречивые и борю­щиеся между собой моменты (см. С. Sathas, Bibl. grae-са, v. V, 282). Однако рационализмМ. П. непоследова­телен: он считал богословие первой мудростью и видел гл. задачу в сочетании антич. философии с христианством, рассуждений, основанных на сил­логизме, с верой. Полемизируя с мистицизмом пат­риарха Михаила Керулярия, М. П. сам отдавал дань мистицизму в духе неоплатоников, говоря об устрем­лении души к Единому. Высмеивая магию, он в трак­тате «О свойствах драгоценных камней» в духе ср.-век. схоластики останавливался прежде всего на сверхъестеств. свойствах, приписываемых минералам. Рационализм М. П. распространялся также и на историю. В «Хронографии» [«Chronographie ou Histoi-ге d'un siecle de Byzance (976—1077)», t. 1—2, ed. E. Renauld, P., 1926—28], первом памятнике визант. мемуарной лит-ры, нет и следов теории сверхъестеств. воздействия на историч. процесс: историю творят люди, руководствуясь своими корыстными побужде­ниями; в то же время М. П. прямо провозглашал необходимость критич. отношения к источникам (см. указ. соч., v. 1, Р., 1926, р. 73). М. П. осуждал всякие попытки выступления нар. масс. Учение паеликианства о зле как о сущем в природе и обществе было им от­вергнуто: в соответствии с христ. принципами он рассматривал зло как относит, категорию, как отсут­ствие блага. Вместе с тем М. П. критиковал многие отрицат. стороны визант. действительности: лице­мерие монашества, деспотизм императоров, беспри­мерные траты двора. М. П. пользовался огромным авторитетом: писатели 12 в. считали его образцом


философа. Рационализм М. П. нашел радикальное
развитие в творчестве его младшего современника
Иоанна Итала. А. Кажван. Москва.

В логике М. П. рассматривал, в частности, вопрос о равносильности предложений (aequipollentia propositionum), а также изучал подстановки одних терминов на место других. Последняя задача подво­дит вплотную к различению логич. постоянных и ло-гич. переменных. Однако большую часть логич. иссле­дований М. П. занимает проблематика, преобладаю­щая у первых комментаторов аристотелевой логики времен Боэция и связанная в основном с изучением различных разновидностей силлогизмов. М. П. инте­ресен также попытками разработать общие приемы отыскания «среднего термина» в связи с задачей нахож­дения предпосылок (inventio propositionum), обра­щением к вопросам логич. символики и мнемоники (известен, в частности, т. н. логический квадрат М. П.), разработкой нек-рых проблем модальной логики. Еще до Спинозы М. П. настаивал на примене­нии геометрич. схемы для доказательства филос. и логич. утверждений. Позднейший ср.-век. логич. трактат на тему «о свойствах терминов» (determinorum proprietatibus) имеет своим отправным пунктом исел-лово добавление к последней главе «Топики» Аристо­теля, в к-ром М. П. трактует с логич. т. зр. о значении грамматич. частей речи для логич. исследований.

Н. Стяжкин. Москва. С о ч.: Do omnifaria doctrina, ed. L. G. Westerink, Nij-megen, 1948; Прод tov айтохраторсс Mix^X хЕ<ргХаш 9soXo7ixd, Dosit-hoos T6p.o<; «T<iTCT)<:, .Tassy, 1698; De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Norimbergae, 1838; Renault E., Une traduction francaise du тар; evepisiat; 6cup.6vwv, — Revue des etudes grecques, t. 33, 1920; Wellnhofer M., Die thrakisclien Euchiten und ihr Satanskult im Dialoge des Psellos, «Byzantinische Zeitschrift», 1929—30, Bd 30; К г и m-bacher K., Geschichte der Byzantinischen Literatur, Munch., 1897, S. 436, 441 — 42; R и e 1 1 e G h . E., Psel­los xepi napa§6£a>v avaYvtoa^a-wv,«Revue de philologie»,t. 27, P., 1903; Некоторые приписываемые М. П. соч. в действитель­ности ему не принадлежат (см. Bidez J., Psellus et le commentaire de Proclus, «Revue de philologie», t. 29, 1905; Bsvdxis Л. Г. 'H SuvO(|;l<;, £i; ttjv 'Apia-roxeXous Aoyixtjv xai 6 MixainX U-eXXoc, 'EXX-r^xa, 16, 1958—59.

Лит.: Безобразов П. В., Византийский писатель
и гос. деятель М. П., М., 1890; Вальденберг В.,
Философские взгляды М. Пселла, Византийский сборник,
М.—Л., 1945; Tannery P., Psellus sur les nombres, «Rev.
etudes Grecques», v. 5, 1892; Zervos G., Un philosophe
neoplatonicien du XI siecle: Michel Psellos, P., 1920; Та-
t a k i s В., La philosophie Byzantine, P.,1949; P r a n t 1С,
Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 263—
301; J о a n n о u P., Ghristliche Metaphysik in Byzanz:
die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Ita-
los, Ettal, 1956. А. Каждан. Москва.

МИХАИЛЁСКУ(Mihailescu), Штефан (1846—99) — рум. ученый и мыслитель-материалист. М. стремился объяснить мир из него самого, раскрыть законы движе­ния материи. «Нетникакого сверхъестественного суще­ства, способного воздействовать каким-либо образом на природу,— писал он.— Явления в их обширной це­лостности, хотя и безгранично разнообразные в своих особенностях, были, есть и останутся и впредь чисто материальными действиями» («Spiritualism si mate­rialism in „Revista contemporana"», Buc, 1873, № 3, c. 264— Спиритуализм и материализм в «Современном журнале»). М. указывал, что в отличие от идеализма, делающего свои выводы априори, материализм явля­ется филос. учением, построенным апостериори, на фундаменте естественных наук. Филос. работы М. содействовали распространению материализма в сре­де рум. естествоиспытателей конца 19 в.

С о ч.: Sociologia. Industrie si rezbelul studiu sociologic si politic, Buc, 1878; Incercari critice asupra invatamtntului nostru primar—studiu didactic sj sociologic, Buc, 1888; Int-roducere la psihofizica. Buc, 1892; Pagini filosofice alese, [Buc], 1955, с предисл. Ghita S. Ин-т философии PHP.

МИХАЙЛОВ,Михаил Ларионович (Илларионович) [3(15) янв. 1829—2(14) авг. 1865] —рус. публицист, писатель и поэт, переводчик; сподвижник Черны­шевского. Род. в Оренбурге в семье чиновника..


468МИХАЙЛОВСКИЙ


С 1846 — в Петербурге, вольнослушатель ун-та. В 1848—52 служил в Н.-Новгороде, занимался лит. деятельностью. С 1852 — вновь в Петербурге, сотрудник «Современника» и др. демократич. изда­ний. В 1858—59 М. совершил поездку за границу, где встречался с Герценом и Огаревым. Зарубежные очерки делают М. популярным публицистом демо­кратич. лагеря. В 1861 Шелгунов и М. в прокламации «К молодому поколению» выдвигают задачу подго­товки кадров грядущей революции. «... Мы хотели бы, разумеется,— говорилось в прокламации, — чтобы дело не доходило до насильственного переворота. Но если нельзя иначе, мы не только не отказываемся от него, но мы зовем охотно революцию на помощь к народу» (цит. по кн.: ШелгуновН. В., Воспо­минания, 1923, с. 298). За распространение про­кламации М. был осужден на каторгу и вечное посе­ление в Сибирь, где и погиб.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.