Будучи в течение мн. тысячелетий формой осознания бытия и природы, М. рассматривается совр. наукой не как бессмыслица и пустое суеверие, а как древняя и возвышенная мечта человека об овладении природой, несмотря на всю свою связь с примитивной цивилизацией первобытной эпохи. «Бог являлся художественным обобщением успехов труда, и „религиозное" мышление трудовой массы нужно взять в кавыч-
ки, ибо это было чисто художественное творчество. Идеализируя способности людей и как бы предчувствуя их мощное развитие, мифотворчество, в основах своих, было реалистично» (Горький М., Собр. соч., т. 27, 1953, с. 301).
Искусство и лит-ра на протяжении всей своей истории неизменно обращались к М., используя и переосмысляя мифич. образы в художеств, целях и создавая по аналогии с ними свои собственные, вполне оригинальные фантастические образы. В «Медном всаднике» Пушкина, в «Портрете» и «Носе» Гоголя, в «Путешествиях Гулливера» Свифта, в «Коте Муре» Гофмана, в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина и многих др. произведениях даны мифич. но своему характеру образы, выступающие здесь, однако, в качестве сознательного художеств, приема.
Частое наличие мифологич. образов в реалистич. искусстве (напр., мертвецы в «Железной дороге» Некрасова, тень отца Гамлета или ведьмы в «Макбете» Шекспира) безусловно доказывает ту истину, что миф, взятый сам по себе, не имеет никакого существенного отношения к религиозным верованиям, хотя он и связан с ними как в первобытную эпоху, так часто и в позднейшие времена. Непосредственная материализация той или иной идеи в виде одушевленного существа используется в реалистич. иск-ве для создания особого художеств, эффекта, и миф органически вплетается в художеств, ткань реалистич.образа, хотя и остается по своей структуре мифом, т. е. непосредственным, вещественным тождеством идеи и образа.
Народность М., ее реализм, ее героизм и предчувствие в ней будущих побед человека, равно как и вопросы о зарождении, расцвете и падении М., об ее прогрессивности или реакционности для данного времени,— все эти и подобные проблемы должны решаться по-разному для разных народов и для разных исто-рич. эпох, а потому требуют спец. исследования.
Мифологич. теории. Возникновение и развитие М. как науки в Европе вплоть до 18 в. было связано с изучением гл. обр. антич. мира, его религии и М.
Уже греч. классика, вообще говоря, настроена весьма критически к М. Эсхилу, этому безусловному почитателю Зевса, принадлежит трагедия «Скованный Прометей», в к-рой восхваляется Прометей, ненавистник богов и защитник людей. Еврипид показывает богов и героев в бытовом плане, а Аристофан в своих комедиях изображает их в балаганном стиле. В эпоху эллинизма М. выступает как система лит. приемов для выражения совсем не мифологич. идей.
Что касается антич. философии, то уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критич. отношение к М. Общеизвестны высказывания элейских философов (см. Ксенофан В 11. 12. 14. 15. 16, Diels 9). Вместо богов у философов появляются обобщенные стихии (вода, воздух, земля и т. д.) или отвлеченные понятия (число, логос, любовь и вражда и т. д.). Платон и Аристотель углубили критику антропоморфизма. Платон пользовался М. скорее ради художеств, целей, причем многие мифы сочинял сам. Таковы его мифологич. мотивы, напр., в «Федре» и в «Пире». О том, что Платон всерьез отрицает нар. М., явствует из того, что он изгоняет всех поэтов, в т. ч. Гомера и Гесиода, из своего идеального гос-ва (В. Р. Ш 398А—В; X 595А—608В). Этот ригоризм, впрочем, ослабевает у него в последний период творчества (Legg. 659A—С). Аристотель тоже, по-видимому, не придает большой ценности М., и если она имеет у него к.-п. значение, то только в качестве формы выражения его мыслей о первых субстанциях (Met. XII 8). В этом смысле Аристотель выводит М. из чувства удивления человека перед действительностью, из к-рого в дальнейшем возникает, но Аристотелю, и философия; поэтому любитель мифов в известном
460 МИФОЛОГИЯ
смысле оказывается и философом (см. Met. I 2). Впрочем, в своей «Поэтике» Аристотель понимает миф просто как фабулу трагедии, не входя ни в какие вопросы о соответствии этих мифов к.-н. реальности и рассматривая их только теоретико-литературно.
В последующем для антич. философии характерно аллегорич.понимание М. Особенно известен аллегоризм стоиков, для к-рых Афина Паллада есть не что иное, как просто «мудрость», а Гефест не что иное, как «огонь», и т. д. Атомисты вообще, и в частности эпикурейцы, учили о богах; но эти боги у них тоже состоят из особого рода атомов, находятся в межзвездных пространствах, предаются блаженной жизни и никак не вмешиваются вход мировой и человеч. истории. Здесь М. перерождается в своеобразную натурфилос. концепцию, исключающую характерное для М. чудесное вмешательство внешних сил, магию и волшебство (Lucr. V, 1161—1240). Подобное же учение о богах находим и у Демокрита (А 74. 75. 78). Скептики, отвергая познаваемость божеств, отрицали всякую по-знават. ценность М. [ср. критику понятия бога у Секста-Эмпирика (Sext.Emp-Pyrrh. Ill 3)]. Этот просветит, рационализм достиг кульминации в 3 в. до н. э. у Эвгемера, доказывавшего, что боги и демоны суть не что иное, как обожествленные крупные деятели истории (обширный текст из Эвгемера сохранился в лат. перо-воде у Энния, Fr. Gr. Hist. I A63 frg. 12—26, Jacoby). Эвгемеризм в дальнейшем был в Греции и в Риме необычайно популярен. Им пользовались не только мн. просветительски настроенные историки и философы, но даже «отцы церкви», опровергавшие на этом основании существование языч. богов. Так, эвгемерически толковали антич. богов Лактанций, Арнобий, Фирмик Матерн. Перелом в истории др.-греч. М. наступил в 1 в. до н. э., когда восходящая императорская власть требовала для своего обоснования реставрации древней М. со всеми ее чудесами и фантастикой. Известна в этом отношении деятельность греч. философа 1 в. до н. э. Посидония, с к-рого начинается медленная и постепенная подготовка уже систематич. реставрации древней М. как настоящей и подлинной философии. Именно неоплатонизм (3—6 вв. н. э.) рассматривал каждый мифологич. образ как логич. категорию, составляя из М. целые таблицы логич. категорий. Особенно прославились логич. трактовкой древней М. неоплатоники Ямвлих (4 в. н. э.), Саллюстий и Прокл (5 в. н. э.). При помощи этой мифологич. реставрации древний мир боролся с восходящим христианством.
В средние века антич. М. рассматривалась, либо как область малозначащих сказок, либо как цитадель земных соблазнов, когда каждый антич. бог расценивался как некий бес. Тем не менее, образуя собой низовое течение ср.-век. культуры, антич. М. стойко держалась вплоть до эпохи Возрождения и являлась одним из источников расцветшего в эпоху Возрождения гумапизма. В период Реформации учение о ведьмах и весь связанный с ним мифологич. комплекс развивали не только инквизиторы Я. Шпренгер и Г. Инсти-торис (1487), но даже Лютер и проповедник веротерпимости Ж. Воден (1580).
Для развития знаний о М. в эпоху Возрождения колоссальное значение имело открытие Америки и связанное с этим знакомство с религией, нравами и обычаями амер. индейцев. Эта культура, имевшая мало общего с европейской, представлялась европейскими учеными в противовес ср.-век. библейской традиции в идеализированном виде. В это время появляются первые попытки сравнит. М., к-рыо содержатся в сочинениях М. Монтеня, Дж. Коккьяра, Ж. Лафито (1670— 1740), Ш. де Броса (1709—77). Благодаря развитию путешествий, в Европе возникает живой интерес к восточной, «внехристианской» М. Появляется перевод арабских сказок под названием «1001 ночь»,
принадлежащий востоковеду и путешественнику А. Галлану (A. Galland, Les Mille et une nuits, con-tee arabes, t. 1—12, 1704—17). К этому времени относится деятельность египтологов, устанавивших, подобно итал. гуманисту Н. Конти (1551) и А. Кирхеру (1652), зависимость библейского учения от Египта.
Развивается чисто художеств, подход к антич. М., в к-ром выражалось желание личности сбросить с себя гнет средневековья и защитить свои земные и интимно-личные права. Достаточно прочитать «Триумф Вакха и Ариадны» Лоренцо Медичи (1559) или «Венеру и Адониса» Шекспира (1593), чтобы понять, какие земные страсти клокотали в человеке эпохи Возрождения, когда он обращался к антич. М. Во франц. классицизме 17 в., выросшем в атмосфере картезианской эстетики, М. приобретает ясные и четкие формы, выражая собой идеи и вкусы тогдашней абс. монархии (напр., в трагедиях Корнеля и Расина, в эстетике Буало). В 18 в. наблюдается салонный подход к античной М., характерными представителями к-рого являются, напр., Грекур, Грессе и особенно Парни с его произведениями «Война богов» (1800) и «Переодевания Венеры» (1802). Антич. М. превратилась здесь в собрание шутливых анекдотов, среди к-рых главную роль играли изящные, но не всегда пристойные образы Венеры, Амура, Купидона, Вакха и разного рода веселые и забавные приключения антич. богов и героев.
Науч. подход к М. возникает уже в эпоху Возрождения. Боккаччо (1313—75) написал в конце жизни трактат «Генеалогия языческих богов» (опубл. 1472), где он понимает антич. мифич. образы как аллегорию звездного неба. Итальянцы К. Ландино, А. Эвгубин и Н. Комес толковали антич. мифы эвгемерически и аллегорически, понимая иной раз антич. М. как извращение библейской священной истории. В философско-аллегорич. смысле истолковывает мифологию Ф. Бэкон (1561—1626) в труде «Великое восстановление» (1609) и во 2-й кн. «О достоинстве и усовершенствовании наук» (1623, рус. пер. 1874). Голл. филологи 16—18 вв. Г. Фос-сиус, Д. Гейнзиус и Гуго Гроций возводили антич. М. то к Финикии, то к Библии.
В 18 в. выдающуюся попытку историч. понимания М. предпринимает итал. философ Дж. Вико. В своем соч. «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) Вико указывает на четыре ступени ее развития: очеловечивание и обожествление природы (море — Посейдон), начало покорения и переделывания природы (символами покорения природы являлись, напр., Деметра и Гефест), обществ.-политич. толкование богов (Юнона — покровительница браков), очеловечивание богов и потеря ими аллегорич. смысла (Гомер) .
В эпоху Просвещения о М. писал Б. Фонтенель (1657—1757), к-рый в своих соч. «История оракулов» (1686) и «Происхождение вымыслов» (1724) рисует первобытную М. как вымысел, как область суеверий, предрассудков и обмана. Вместе с Бейлем (1647— 1706) он объясняет все чудесное в М. невежеством дикарей. Монтескье и Вольтер также рассматривали древние нравы и воззрения чисто рационалистически, не видя в них никакой внутр. логики. Вольтер и Дидро объясняли все мифы и чудеса исключительно деятельностью жрецов, сознательно обманывавших народ в целях укрепления своего авторитета. Один из гл. представителей англ. эмпиризма Д. Юм в соч. «Естественная история религии» (1757), исходя из политеизма как естеств. религии, пытается объяснить ее весьма популярными в дальнейшем методами психологизма, т. е. выводит ее но из созерцания небесных явлений, а из жизненных переживаний, гл. обр. страха и надежды, невольно переносимых человеком на
МИФОЛОГИЯ 461
всеокружающее. Виланд (1733—1813), хотя и исходил из учения о высшем существе, истолковывал М. не только рационалистически, но даже эвгемерически. Наиболее значительным для философии Просвещения является то понимание антич. М., к-рое развивал И. И. Винкельман в своей «Истории искусства древности» (1764). В антич. иск-ве и мифологии Винкельман увидел благородную простоту и спокойное величие. Эта концепция перешла к Шиллеру, Гёте и многим романтикам.
В целои! просветительское понимание М. отличалось прямолинейным рационализмом и отсутствием исто-рич. подхода. Исследователи, изучавшие те источники, к-рыми пользовались просветители в своих суждениях о М., приходят к выводу, что эти источники малодостоверны и почти не имеют науч. ценности. Подходя к М. с т. зр. ограниченного бурж. рассудка, просветители рассматривали М. как продукт невежества и обмана, как суеверие, к-рое должно быть искоренено разумом.
Новое понимание М. как выражения общенародной мудрости начинается в 18 в. с т. н. «Поэм Осоиана», созданных англ. поэтом Дж. Макферсоном и приписанных мифич. невцу Оссиану, и деятельности нем. писателя и философа Гердера, к-рый исходил из понятия народа как духовной общности, как подлинного творца литературных и в том числе мифологич. произведений. Большое значение имело также учение о М. нем. филолога Хр. Г. Гейне, к-рый доказывал, что мифы суть философемы космоса, выраженные не с помощью отвлеченных понятий, а с помощью фантазии, естественной для первобытного человека. Ш. Ф- Дю-пюи тоже указывал, что мифы суть образы божеств. эманации в космосе. Этим самым подготавливалось понимание М., свойственное романтизму, к-рый пытался реставрировать средневековье и еще более древние эпохи вопреки просветительству, но к-рый В области М. как раз впервые стал на позиции историко-ро-алистич. и философско-теоретич. исследования. И в этом он был прогрессивен. Уже для Гердера М. есть самое существенное,«гго человек мог сказать о природе и обществе. Для Гердера, как и для романтиков, М-, философия, религия и поэзия неразъединимы. Романтизм закрепил и развил гердеровское учение о М., понял ее как выражение духовной субстанции народа и окончательно вышел за пределы классицизма, заменив его устойчивые, пластич. формы непрестанным стремлением в бесконечные дали, будь то глубины человеч. субъекта, будь то всеобъемлющая ширь космоса, будь то всенародная мудрость и творчество, извлеченные романтиками из глубин веков.
Романтич. понимание М. прежде всего было художественно-теоретическим. Романтики дали и обще-художеств. трактовку М., получившую отражение в учении о «Kunst-Mythologie», или «художественной М». Представителями этой трактовки М. были К. Ф. Мориц (1757—93) и К. А. Бёттигер. В области лит-ры эту теорию развивали Ф. Шлегель и А. Шле-гелъ Л. И. Арним(1781—1831), К. Брентано (1778 — 1842), Я. Гримм (1785—1863) и В. Гримм (1786— 1859). Ф. Шлегель в своем «Разговоре о поэзии» (1800) ставил задачу создания новой М., к-рая «должна быть произведена из сокровеннейших глубин духа; она должна быть самым художественным из всех художеств, произведений, ибо она должна охватывать все остальные...» («Jugendschriften», Bd 2, W., 1882, S. 358). Поскольку М. трактовалась в романтизме как откровение нар. мудрости, то вся мировая М. понималась как универсальная символика общече-ловеч. мудрости народов. Это символич. понимание М. было представлено Хр. Г. Гейне (1729—1812), Ф. Крейцером (1771—1858), Й. Гёрресом (1776 —
1848) и Ф. Бутманом (1764—1829). Филос. основу мифологич. учений дали работы Шеллинга и отчасти Гегеля. Систематич. филос. концепцию мифологии Шеллинг развил в своей «Философии мифологии и откровения», где понятие мифа трактуется при помощи аристотелевского учения о четырех причинах: формальной, материальной, движущей и конечной. Согласно Шеллингу, М. представляет собой субстанциальное единство этих причин. Если формальную причину (вид, облик вещи) понять в буквальном смысле как материальную причину, то идея сразу станет существом, т. е. превратится в чудо или сказку, а если эту волшебную чудесную идею понять еще и как действующую причину и притом как действующую в определенном направлении, т. е. как целевую, то возникает волшебное чудесное существо, действующее само по себе и для своих собств. целей. Это и есть миф.
Наряду с этим Шеллинг дал концепцию историч. развития М., к-рую он разработал в трактатах «Мировые эпохи» (опубл. 1861) и «Самофракийские мистерии» (опубл. 1815). К этой трактовке М. примыкает диалектико-историч. концепция Гегеля, к-рый дал яркую характеристику восточной, античной и европ. М. в своем учении о символич., классич. и романтич. художеств, формах.
Т. о., в течение первых десятилетий нач. 19 в. роман тизм в области изучения М. создал ряд глубоких кон цепций, представивших М. как продукт общенарод ного творчества и как выражение народной мудрости. Однако наряду с романтич. трактовкой М. существо вали и концепции, выступавшие с критикой роман тизма. Так, напр., И. Г. Фосс (1751—1826) прямо нападал на символич. толкование мифов в романтизме и толковал отд. мифы и религии в весьма сниженном и прозаич. виде. Г. Герман (1772—1848) путем про извольного этимологизирования лишал мифич. образы их таинственности и волшебности и сводил их к при родным явлениям. Против спекулятивного и филос. истолкования мифов выступал филолог К. О. Мюллер (1797—1840). Вместе с тем. он указывая на народно- творческое происхождение М., ее неизбежность для определенных периодов культурного развития и необ ходимость изучения ее в историческом плане без выведения греческой М. из индийской и с точным учетом всей ее локальной дифференциации. Сход ную с Мюллером позицию занимал в России П. М. Ле онтьев. •
Представления о М., созданные романтизмом, получили во 2-й половине 19 в. позитивистское истолкование в связи с развитием эмпирической психологии, а также собиранием и изучением историч. материалов. Большое распространение получает теория заимствования зап. мифов с Востока, к-рую выдвигали в разных странах (Т. Бенфей, Гладстон, О. Группе, Берар). Так, напр., Группе выводил все греч. мифы из Финикии. П. Фукар выводил Элевсин-ские мистерии из Египта; В. В. Стасов считал, что рус. былинные богатыри ведут свое происхождение из Персии и Индии. Аналогичные идеи развивались в трудах Г. Н. Потанина и раннего А. Н. Веселов-ского (1838—1906). Учение о миграции мифологич. мотивов и образов от одних народов к другим имеет корни еще в 18 в. Однако наряду с такими вполне доказанными теориями, как происхождение греч. Аполлона из Малой Азии (Виламовиц-Мёллендорф) или Гефеста оттуда же (Мальтен), находилось много исследователей, шедших по пути Геродота с его известной египтомапией или Фр. Делича с его панвавило-низмом. Теория заимствования исследовала целый ряд фактов, однако не решила проблемы происхождения М., но лишь относила его к более далеким историч. эпохам.
462 МИФОЛОГИЯ
С сер. 19 в. в филос. лит-ре была выдвинута соля рно-метеорологич. теория (А. Кун, М. Мюллер, Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Миллер), истолковывавшая все мифы как аллегорию тех или иных астрономич. и атмосферных явлений. Эта теория, приобретшая огромную популярность, основывалась на данных эмпирич. психологии, к-рая объясняла всю психич. жизнь, исходя из элементарных чувств, представлений. Т. к. солнце является для всякого человека очевидным источником света, тепла и жизни, а мрак и темнота всегда ассоциировались с отрицат. воздействием природы на человека, то эти явления природы и были положены в основу объяснения М. Русский исследователь Л. Ф. Воеводский во 2-й пол. 19 в. так и толковал Одиссея как солнце, женихов Пенелопы — как звезды, а Пенелопу — как луну; завоевание Трои истолковывалось им как восход солнца, греч. герои оказывались солнечными героями, а Елена — луной. У основателей этой теории толкование мифов соединялось с особой теорией языка, по к-рой корень каждого слова тоже обозначал к.-н. природное явление, и М., рассказывавшая о богах и героях и возводившая природные явления в ранг богов и героев, трактовалась как особого рода «болезнь языка». Огромное количество трудов, появившееся в этой мифологич. школе, было посвящено разъяснению именно такого рода корней слов, так что конструировалась исходная индоевропейская религия и М. неба с олицетворением всех происходящих на нем явлений, включая гром и молнию, а также все атмосферные явления. Т. о., солярно-метеорологич. теория в значит, мере соединялась с теорией заимствования. Гл. недостаток солярно-метеорологич. теории заключается в том, что она рассматривала отд. стороны человеч. сознания в отрыве от других и от всей совокупности обществ, отношений в конкретный исторический период; обособление отдельных чувств, представлений есть результат сравнительно позднего развития и не могло существовать в первобытную эпоху. Лингвистическая теория сравнительной мифологии А. Куна и М. Мюллера, поддерживавшаяся такими крупными историками, как Эд. Мей-ер и Ю. Белох, в наст, время полностью опровергнута.
В противовес подобного рода теориям возникали и такие толкования мифа, к-рые сводили его к элементарным формам человеч. практики и сознания. Мифы истолковывались как отражение самых обыденных явлений жизни, в результате чего возникла т. п. «низшая М.» (В. Шварц, В. Мангардт, отчасти Г. Узенер). Теория «низшей М.» имела большое значение в том смысле, что заставляла исследователей изучать не только крупные мифологич. образы, но и самые мелкие и чисто местные, включая все вообще фольклорное творчество. Вместо солярно-метеорологич. аллегории здесь выдвигалось учение о частном, локальном демоне, почему и всю теорию называют также демонологической. Это обстоятельство позволило «низшей М.» сыграть немалую роль в борьбе с идеалистич., а иной раз даже и расистским превознесением индоевропейской прамифологии над М. других стран и народов. Однако и эта теория не могла удержаться долго ввиду того, что ей также был чужд социалыю-историч. подход к М., и ее мелкие демоны, из к-рых она выводила крупные божества, в свою очередь требовали объяснения, поскольку оставалось неизвестным их социально-историч. происхождение и назначение.
Однако философия позитивизма не ограничивалась этими теориями М. Известные психологи-языковеды М. Лацарус и X. Штейнталь толковали М. не как продукт воздействия внешней природы на человека, но, наоборот, как продукт перенесения св-в субъекта
на природу. Эти концепции были связаны с т. н. ани* мистич. теорией, для к-рой М. выступала как ступень примитивного спиритуалистич. сознания, в одинаковой степени свойственного всем народам. Представители этой школы пользовались обширными материалами антропологии, этнологии и этнографии мн. народов и даже отд. диких племен, пытаясь найти в них общие историч. закономерности, полагая в основу всей М. представления о духах, сначала мелких, а затем и крупных. В Англии представителями ани-мистич. направления являлись Э. Тайлор (1832— 1917), Г. Спенсер, Э. Лэнг, Ф. Джевонс; в Германии— Л. Фробепиус, П. Эренрейх и др.
В 60-х гг. 19 в. в Швейцарии оригинальную разработку получило социологич. понимание М. благодаря деятельности Бахофена, к-рый в своей книге о материнском праве, высоко оцененной Энгельсом, доказывал на материале аптич. М. наличие матриархата у всех народов. У Бахофена М. оказывалась уже не просто анимизмом, но получала особого рода социально-историч. осмысление, в основе к-рого лежало миропредставление человека времен материнской общины и к-рое в виде рудиментов осталось в антич. М. Во Франции социологич. направление получило большую известность благодаря деятельности Э. Дюрк-гейма и его учеников М. Мосса и Юбера. Согласно этому учению, не существует никакого познания и никакой деятельности вне общества того или другого типа. При этом обществ, бытие не сводится ни к биология., пи к вообще к.-н. материальным фактам, но обладает своей собственной, ни к чему другому не сводимой сущностью. Представление о миро всегда несет на себе следы того или другого типа обществ, развития. Даже всякое чувственное представление отнюдь не является одинаковым во все времена, но обладает той или иной структурой, согласно типу данного обществ, развития.
В 19 в. наряду с анимистич., социологич. и антро-пологич. пониманием М. появились попытки и историч. ее исследования. В частности, возникла историко-филологич. школа, использующая методы лит. и линг-вистич. анализа. Так, напр., Г. Узенер на основе анализа языка конструировал целую историю мифологич. представлений, начиная от богов, связанных с данным моментом, и кончая крупными божествами. Филологи 2-й пол. 19 в.—нач. 20 в. У. Виламовиц-Мёллендорф, М. Нильсон, О. Керп и мн. др. создали обширные сводки истории аптич. М. и религии, используя не только филологич. аппарат, но и данные археологии, этнографии, фольклора, лингвистики и общей истории древнего мира. Выдающейся работой такого синтетич. историко-филологич. типа является 5-томный труд А. Куна о Зевсе. В России представителями историко-филологич. школы являются В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Н. И. Новосадский, С. А. Жебо-лев, Е. Г. Кагаров, Б. Л. Богаевскнй, И. И. Толстой.
Развитие мифологич. теорий 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. показывает, что позитивистски настроенные ученые-мифологи в решении проблем М. были далеки от понимания парода как творца истории и М. Позитивисты анализировали только отд. стороны М., что, конечно, принесло огромную пользу науке, но окончат, обрисовки М. как продукта всенародного творчества они все-таки не давали.
Совр. бурж. мифологич. теории базируются исключительно на логич. и пенхологич. данных истории человеч. сознания, вследствие чего М. истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковой она вовсе не была в период дикости и варварства. Поэтому эти теории носят, как правило, абстрактный, а порой и антиисторич. характер.
МИФОЛОГИЯ 463
Наиболее абстрактными мифология. теориями в совр. науке являются теории, основанные на меха-нико-математич. и структурно-лингвистич. концепциях. Сов. этнограф В. Г. Богораз (Тан) заметил, что чудесные превращения в М., пребывание предмета сразу в нескольких местах, его мгновенное исчезновение или появление основаны на том, что человек в ту эпоху имеет совершенно оригинальное представление о времени и пространстве, совершенно не похожее на традиционное ньютонианское понимание времени как чего-то неоднородного и неспособного сжиматься или расширяться. В этой связи Богораз сопоставил мифические и сказочные представления с механико-математич. учением Эйнштейна. Эта теория Богораза, производящая эффектное впечатление, требует критич. рассмотрения. Совр. языкознание, применяя математич. методы к изучению языка, использует эти методы также и для изучения художеств, и мифич. творчества. По Леви-Стросу, напр., миф является матричным представлением и полем разрешения нек-рых задач первобытной логики, а нек-рыо образы тотемич. М. — своеобразным кодом, служащим для построения первобытным мышлением различных моделей мира. Естественно, что в М. возможно выделить структурно-математич. сторону, но эта сторона М. далеко не единственная.
В совр. бурж. науке получил развитие и целый ряд психологич. и психоаналитич. теорий. Одна из них принадлежит В. Вундту, к-рый в своем 10-томном труде «Психология народов» довел до логич. конца теорию анимизма, создав определ. систему, где фетишизм, тотемизм, анимизм, манизм (культ предков), а в конце концов, и все мифы о природе получали стройную и глубокую характеристику. Однако в основе своей теория Вундта была идеалистической, выдвигавшей на первый план всякого рода иррациональные моменты — аффект, волю и т. д.
Среди психологич. учений 20 в. наибольшим распространением пользовалась концепция 3. Фрейда, к-рая сводила все явления культуры и социальной жизни к психич. жизни индивидуума, а в этой последней выдвигала на первый план подсознательные, но преимуществу сексуальные потребности, к-рые будто бы и являются единств, фактором всей сознат. жизни человека. Согласно Фрейду, сознание создает разного рода нормы, законы, заповеди, правила, к-рые подавляют подсозпат. сферу, являясь для нее цензурой духа или сублимируя ее в неузнаваемом виде. Поэтому подсозпат. сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и т. д.) или прямо ненормальных (всякого рода неврозы, психозы, душевные расстройства и т. д.). М. и религия являются с этой т. зр. коллективным психозом. Вся греч. М. превращается у Фрейда в иррац. отражение определ. психологич. комплексов. Гея—Земля, первая и последняя субстанция, согласно греч. М., порождает из себя Урана—Небо, с которым тут же вступает в брак, но появляющихся от этого брака детей, т. н. титанов, Уран из-за сексуальной конкуренции низвергает в Тартар. Мать-Земля, к-рая хочет быть женой всех мужей, помогает одному из титанов, Кроносу, оскопить Урана и тем самым получить его верховную власть в космосе. Кронос, освободившись от своего отца и сексуального конкурента (Урана), тут же вступает в брак опять все с той же Матерью-Землей, но только под именем Реи. Поведение его в качестве властителя Вселенной опять-таки обусловливается исключительно сексуальными мотивами: он проглатывает всех своих детей, чтобы не иметь их конкурентами в общении с Реей. Но Рея находит средство спасти одного сына, Зевса, к-рый все из-за той же сексуальной конкуренции вступает
в бой с Кроносом и титанами, а после низвержения его в Тартар тоже вступает в брак с Матерью-Землей (в образе Геры). Само религ.-мифологич. чувство есть не что иное, как чувство вины побежденных сексуальных конкурентов перед тем или другим победившим властелином, овладевшим всеобщей сексуальной сущностью, Землей. Поэтому все возникавшие в истории типы М. есть коллективное сновидение человечества, пребывающего в состоянии сплошного невроза в результате невозможности сексуального удовлетворения. Один из крупнейших фрейдистов К. Юнг видел в М. выражение «коллективного бессознательного», присущего всем людям, народам и расам, всему космосу; осн. задачей психоанализа он считал изучение типов и «архетипов» этого «коллективного бессознательного». Истолковывая все явления М. исключительно с т. зр. психопатологии, фрейдизм изображает мифологич. сознание в чрезвычайно упрощенном виде, игнорируя его социальную сущность и историч. условия его происхождения.