Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 24 страница



Соч.: Древнее языч. учение о странствованиях и пере­селениях душ..., Каз., 1873; Типы совр. филос. мысли в Гер­мании, Каз., 1876—78; Основания философии как спец. науки, т. 1, Каз., 1883.

Лит.: Л е с е в и ч В.; Этюды и очерки, СПБ, 1886.

МИЛЮКОВ,Павел Николаевич (27 янв. 1859 — 31 марта 1943) — рус. бурж. историк и социолог, публицист и политич. деятель. Окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та (1886); с 1886 — при­ват-доцент ун-та, с 1892 — магистр. Один из орга­низаторов (окт. 1905) партии кадетов, позже — пред. ЦК этой партии и редактор ее газ. «Речь». Депутат 3-й (1907) и 4-й (1912) Государственных дум. В мар­те — апреле 1917 — министр иностранных дел в первом составе Врем, пр-ва. После Окт. революции 1917 — белоэмигрант, активный деятель антисов. фронта. Находясь в эмиграции, признал, что «белое движение» потерпело крах, говорил даже о принятии революции в ее «исторически законной и положитель­ной части»; тем не менее по-прежнему считал своей осн. задачей борьбу против социализма и Сов. власти («Три платформы республиканско-демократич. объе­динений», Париж, 1925, и др.). Ленин характеризовал М.-политика как «умного вождя буржуазии и поме­щиков» (Соч., т. 32, с. 337), как «...приказчика англо­французского империалистского капитала...» (там же, т. 35, с. 249) и неоднократно подчеркивал «иезуи­тизм» его политич. тактики (см., напр., там же, т. 13, с. 97).

Общетеоретич. воззрения М. близки к позитивизму. Историч. процесс, по М., строго закономерен, что придает различным обществам характер сходства


(с этих позиций М. выступал против поздних сла­вянофилов). В то же время историч. явления разно­образятся особенностями географич. среды, в к-рой они протекают, а также связями, устанавливаемыми данным народом с др. народами. Хотя личность и вносит в историю элемент случайности, ее деятель­ность не может выйти за рамки историч. закономер­ности. Здесь М. выступал против субъективной социо­логии народников, упрекая их в дуализме. Одновре­менно он резко критиковал и историч. материализм (но его терминологии — «экономич. материализм»), к-рый, по его утверждениям, неправомерно сводит духовную культуру и объяснение закономерного ха­рактера социальных явлений к экономич. фактору. «...На самом деле,—писал М.,—явления человеческой экономики происходят в той же психической среде, как и все другие явления общественности» («Очерки по истории рус. культуры», ч. 2, СПБ, 1902, с. 3). Монизм социологич. исследования, по М., состоит не в сведении духовного к материальному, и наобо­рот, а в признании историч. закономерности; послед­няя же «...должна быть сведена к закономерности явлений соседних областей,— и прежде всего к зако­номерности психологической...» (там же, ч. 1, СПБ, 1900, с. 10). В свою очередь, психология опирается на физич., химич. или физиологич. законы. Задача историка — следить за имманентным развитием каж­дой из многообразных сторон социального целого, а также за взаимодействием этих сторон, не пытаясь установить примат к.-л. из них. Опираясь на эту позитивистско-идоалистич. теорию, М. соответствую­щим образом истолковывал различные конкретные социальные явления. Так, для него гл. факторами русской, как и всякой др. духовной культуры, ока­зываются церковь и школа; сущность национально­сти, как явления чисто социологического, определяет­ся М. через религ. идею и психич. взаимодействие индивидов; своеобразие этого взаимодействия обна­руживается в языке; войны, согласно М., вызываются не материальными причинами, а инстинктами и чув­ствами (тщеславие, соперничество, воля к власти и т. п.). Подобное объяснение М. давал мн. сторо­нам обществ, жизни, и это вполне согласуется с его осн. социологич. идеей о том, что «все социальные явления происходят в психической среде» (там же, я. 3, СПБ, 1903, с. 1).

Как историк рус. обществ, мысли (анализ историч. идей Татищева, Ломоносова, Щербатова, Карамзина и др.; работы о Герцене, Белинском, славянофилах и т. д.), М. также не выходил за рамки позитивизма и идеализма. Рассмотрение тех или иных теорий, мировоззрений сводится им или к имманентной истории идей, или к установлению их зависимости от социально-психической среды как фактора идеаль­ного. Так, М. считал, что в особенностях «личной истории» Белинского, в его сердечных увлечениях и психич. складе «... надо искать ключа к правиль­ному объяснению развития его теоретических взгля­дов» («Из истории рус. интеллигенции», СПБ, 1902, с. 82, см. также с. 105, и др.); разложение старого славянофильства М. объяснял лишь внутр. противо­речием между идеями национализма и мессианизма в рамках славянофильской теории; различие об-щеисторич. взглядов у историков обусловлено, по М., исключительно различием их общефилос. идей, И т. п.

С оч.з Историософия г. Кареева, [рец.], «Рус. мысль», 1887, № 11; Гос. хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого, СПБ, 1892; Очерки по истории рус. культуры, ч. 1 — 3, СПБ, 1903—1909; Год борьбы, СПБ, 1907; Интеллигенция и историч. традиция, в сб.: Интеллигенция в России, СПБ, 1910; Гл. течения рус. историч. мысли, 3 изд., СПБ, 1913; История второй рус. революции, т. 1, вып. 1 — 3, София, 1921—24; Нац. вопрос, Берлин, 1925; Россия на переломе. Большевистский


444МИЛЮТИН — МИМАНСА


период рус. революции, т. 1—2, Paris, 1927; Республика или монархия, Париж, 1929; Воспоминания (1859—1917), т. 1 — 2, Нью-Йорк, 1955.

Лит.: Покровский М. Н., Историч. борьба
и борьба классов, вып. 1—2, М. — Л., 1933; Рубин­
штейн Н. Л., Рус. историография, [М.], 1941, гл. 29;
Историография истории СССР..., М., 1961, с. 410—17;
Т а р а с и й И., М. и ученое шарлатанство, Почаев, 1907
(критика М. с позиций теологии); Вернадский Г. В.,
П. Н. Милюков, П., 1917 (апологетнч. брошюра); Сб. ста­
тей, посвященных П. Н. Милюкову (1859—1929), Прага,
1929; П. Н. Милюков. Сб. материалов по чествованию его
семидесятилетия, Париж, 1930 (Белоэмигрантский сб.) (библ.
до 1929). А, Поляков. Москва.

МИЛЮТИН,Владимир Алексеевич [4(16) дек. 1826 — 5 (17) авг. 1855] — рус. публицист, эконо­мист, представитель социалистич. мысли России 40-х гг. 19 в. Род. в семье петерб. фабриканта. Окон­чил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1847). Участник круж­ка петрашевцев. Адъюнкт-профессор (1850), проф. (1853) Петерб. ун-та.

В конце 40-х гг. М. опубликовал цикл статей: «Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции» («Отечеств, записки», 1847, № 3—4), «Мальтус и его противники» («Современник», 1847, 8 и 9) и др., в к-рых дал критику капиталистич. порядков, пока­зал ужасное положение рабочих в странах Зап. Европы. Характеризуя состояние бурж. экономич. науки как кризисное, М. утверждал, что пришедшие на смену апологетич. бурж. политэкономии социали­стич. учения, в основе к-рых лежит не «отвлеченная идея ценности», а «живая идея человека», не обла­дают, однако, характером научности; к тому же со­циалистич. утопии слишком регламентируют жизнь в будущем обществе: человеч. личность у них «...или исчезает совершенно или подвергается самым ■ стес­нительным ограничениям» (Избр. произв., вступ. ст. И. Блюмина, 1946, с. 351, 354). Размышляя о необ­ходимости перехода от утопии к действительности, М. писал: «...Необходимо освободить утопию от ее мистического, мечтательного характера и придать ей характер рациональный и положительный, необхо­димо, другими словами, изучить и понять действи­тельность, раскрыть ее стремления и силы и сооб­разно с этим видоизменить самую мечту, сблизив ее с жизнию» (там же, с. 349, см. также с. 355—56). Поскольку, согласно М., «общества вполне подчиня­ются закону исторической необходимости» (там же, с. 168) и «только науки точные, основанные на наблю­дениях и опыте», могут привести «к открытию тех законов, по которым совершается или должно совер­шиться со временем развитие человека и общества» (там же, с. 156), постольку необходимо, во-первых, чтобы социалистич. теории прежде всего занимались экономич. вопросами, во-вторых, чтобы обществ, уче­ния овладели методами естеств., «положительных» наук. Цель будущей науки об обществе заключается «... в приложении открытых истин к жизни и в преоб­разовании экономического устройства сообразно с требованиями разума и общей пользы» (там же, с. 38). При определении своего непосредств. положит, идеа­ла М. склонялся в области филос.-социологической к учению Конта, а в области социально-политиче­ской — к утопич. надежде на постепенное, осуще­ствляемое мирным путем превращение всей земли в единое и нераздельное средство труда с сохранением крестьян как класса мелких собственников, соеди­няющихся в производств, ассоциации.

Лит.: В. К., Позитивизм в рус. лит., «Рус. богатство», 1889, №3,4; Русанов Н. С, Из идейной истории рус. социализма 40-х гг., «Рус. богатство», 1909, № 1; С а-к у л и н П., Рус. лит. и социализм, ч. 1, М., 1924; Бояр­ский С, Критика капитализма в трудах прогрессивного рус. экономиста 40-х годов XIX столетия В. А. М., в кн.: Науч. зап. кафедры обществ, наук. Одесский политехнпч. ин-т, т. 15, в. 1, О., 1957; Я р ы г и н П. И., Экономия, воззрения В. А. М., в кн.: Уч. зап. Иркутского фин.-эко­номич. ин-та, в. 5, Иркутск, 1957; Дубнов А. С, Экономич. взгляды В. А. М., М., 1958; Мартынов-


ская В. С, Экономич. взгляды В. А. М., в кн.: Исто­рия рус. экономич. мысли, т. 1, Эпоха феодализма, ч. 2, М., 1958, гл. 16; Б о г р а д В., Журнал «Современник». 1847—1866. Указатель содержания, М.—Л., 1959.

А. Володин. Москва.

МИЛЮТИН,Владимир Павлович (1884—1938) — сов. экономист, политич. деятель, публицист, высту­павший с работами по философии. С 1903 — в рево-люц. движении, большевик (с 1910), неоднократно избирался в состав ЦК и ЦКК партии. На VI съезде РСДРП(б) выступал с докладом об экономич. про­грамме партии. В 1917 опубликовал ряд статей в парт, печати, высоко оцененных Лениным (см. Соч., т. 25, с. 267). Нарком земледелия в первом составе Сов. пр-ва; в ноябре 1917 проявил колебания, вышел из состава Совнаркома и ЦК партии. После — на от-ветств. гос. и хозяйств, работе, один из руководите­лей Коммунистич. академии (зам. пред. президиума). Произведения М. посвящены вопросам экономики [нек-рые из них подверглись критике (см. В. И. Ле­нин, там же, т. 32, с. 114—22)], социологии («Сель­скохозяйственные рабочие и война», 1917; «Капита­листич. рационализация и рационализация социали­стическая», 1929) и философии.

В кн. «Социалистич. этика» (1909) М. критиковал этич. теории Спенсера, Вундта, бурж. индивидуа-листич. этику, противопоставляя им материалистич. понимание нравственности, принципы пролетарской этики. Статья М. (под пссвд. Вл. Павлов) «О неко­торых чертах философии А. Богданова» («Просвеще­ние», 1914, № 2) явилась первым критич. разбором работ Богданова о «философии живого опыта» и «тек-тологии». Отмечая определяющее значение работы Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» в разгро­ме рус. махистов, М. раскрыл дальнейшую (после 1908) идеалистич. эволюцию Богданова и несостоя­тельность его возражений на ленинскую критику. По характеристике М., философию эмпириомонизма отличают субъективизм (отрицание объективной реаль­ности и объективной истины), бурж. «обывательский» характер, родственный прагматизму (мнение группы как критерий истины), схоластичность (подмена из­учения реальных связей и процессов искусств, «всеоб­щими» схемами и лингвистич. построениями), капи­туляция перед религией (человек как «творец мира», «миростроительство», тождественное богостроитель­ству) , В ст. «Два направления» (под исевд. В. Пав­лов, в сб.: Под старым знаменем, 1916) М. поддержал ленинскую критику оппортунизма Бернштейна и рус. меньшевиков, раскрыл противоположность интерна-ционалистич. характера марксизма и националистич. сущности ревизионизма.

В филос. дискуссии конца 20 — нач. 30-х гг. М. выступал против механистич. и идеалистич. ревизии марксистско-ленинской философии, за разработку ленинского теоретич. наследия, связь философии с практикой социалистич. строительства [«О разногла­сиях на филос. фронте» (Доклад), «Вести. Комму­нистич. акад.», 1930, кн. 40—41; Заключит, слово, там же, кн. 42].

С о ч.: Аграрная политика СССР, М.—Л., 1929; Исто­рия экономич. развития СССР (1917—1927), М.—Л., 1929; Борьба на аграрном фронте и социалистич. реконструкция с. х-ва, «Вестн. Коммунистич. акад.», 1930, кн. 37—38; Достижения культурного строительства СССР, М., 1933.

Лит.: Лен ин В. И., Соч., 4 изд., т. 31, с. 358—
359; [Ольминский М.], Три письма, «Пролетарская
революция», 1922, № 4. А. Новиков. Ленинград.

МИМАНСА(санскр. — проникновение, исследо­вание, рассуждение, дискуссия)— одна из ше­сти ортодоксальных систем инд. философии. Назы­вается также карма-миманса («миманса действия») и пурва-миманса («первая, или ранняя, миманса»), в отличие от уттара-мимансы («высшей мимансы»), т. е. веданты.


МИМАНСА — МИМЕСИС 445


Основателем системы считается мудрец Джаймини, написавший «Миманса-сутры». Их датировка весьма неопределенна — от 4 в. до н. э. до 2 в. н. э. Перво­начально осн. цель М. заключалась в интерпретации ведич. ритуализма. В дальнейшем для его защиты в условиях острой идейной борьбы того времени М. вынуждена была обратиться к рациональному фило­софскому обоснованию.

Для М. характерна полемич. направленность про­тив субъективно-идеалистич. и нигилистич. школ йогачаров, мадхьямика и объективного идеализма ве­данты, что сближает ее со школами нъяя и вайшешика. М. отстаивала реальность внешнего мира и отрицала роль бога или духа в его сотворении и управлении. М. выступала против учения нек-рых школ буддизма о мире как совокупности или потоке наших представ­лений, к-рым ничего не соответствует вне их. Она ре­шительно отвергала идею нереальности или иллюзор­ности мира, его мгновенности, пустоты или идеаль­ности, к-рые утверждались мадхьямиками и йога-чарами. В отличие от др. школ, М. не разделяла представления о циклич. разрушениях (пралая) и со­зиданиях (сришти) мира. Она считала, что мир в це­лом вечен и неизменен, не имеет ни начала, ни конца, хотя отд. вещи в нем подвержены изменению, воз­никновению и гибели. Но во всех этих превращениях не происходит их абс. уничтожения и появления за­ново. Все многообразие мира М. сводила к неск. категориям, среди к-рых наиболее важной является субстанция — основа всех качеств, пребывающая во всех ее модификациях. В М. различается девять видов субстанций: пять вещественных элементов (земля, вода, воздух, огонь, эфир), душа (атман), ум, время и пространство. Все эти субстанции, за исключением ума, непосредственно воспринимаемы чувствами. Сог­ласно М., веществ, элементы имеют атомарное строе­ние; эфир — тонкая, вечная и всепроникающая суб­станция. Из атомов образуются все веществ, объекты мира.

М. отстаивает сенсуалистич. характер познания, считая, что его исходным пунктом является восприя­тие. Она выдвигает положение: подобное познается подобным. Объекты, в каждом из к-рых преобладает один из пяти первоэлементов, воспринимаются адек­ватными им органами: носом, языком, кожей, гла­зами и ушами.

М. выдвигает ряд положений относительно связи языка и мышления, слова и его значения. М. разли­чает вечно существующие, неизменяемые звуковые субстраты слова (варпа) и конкретные его фонетич. выражения (дхвани-тон), подверженные модификациям и изменениям у каждого человека. Эти положения М. тесно связаны с современными ей грамматич. учениями (Панини, Бхартрихари и др.).

Учение М. в общем отличается метафизичностью. Однако защита М. материальности мира, его вечности и бесконечности во времени и пространстве сыграла большую роль в развитии инд. материализма.

Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана.
История индийского материализма, М., 1961; В h a t t a
Kumarila, Sloka — varttika, Banaras, 1898 — 99; M i-
shra Salikanatha, Prakarana — pancika, Madras,
1903; Jaimini, Purva — mimansa—sutra with Sabaras-
wamin's Bhashya, Banaras, 1910; Sloka — varttika, Cal­
cutta, 1910; Ganganatha I ha, Mimansa — sutra
of Jaimini, Allahabad, 1910; его же, The Prabhakara
school of the Purva Mimamsa..., Allahabad, 1911; Mislira
Parthasarathi, Sastra — dipika, Bombay, 1915;
Keith А. В., The Karma mimansa, Calcutta, 1921;
S a s t r i P., Introduction to Purva-mimansa, Calcutta,
1923; S a s t r i N. M. S. K., A primer of Indian logic,
Madras, 1923; Narayana Bhatta K., Manameyo-
daya, Adyar, 1933; Prabhakara [MiSra], Brhati,
[Bhaga 1 — 2], Madras, 1934—36; VenkataramiahB.,
Sastradipika of Parthasarathi Mishra, Baroda, 1940; Mish-
r a TJ., Critical bibliography of Purva-mimansa, Allahabad,
1940; Ganganath I h a, Purva-mimansa, Banaras],
■1942. H. П. Аникеев. Москва.


МИМЕСИС (греч. ixl^an —подражание) — учение в антич. эстетике и философии, рассматривающее чело-веч, познание и художеств, творчество как подражание действительности (см. Подражание). В истории филосо­фии М. трактовался материалистически и идеалисти­чески. Термин этот употреблялся, по-видимому, уже в древнем пифагорействе, поскольку Аристотель сви­детельствует, что платоновское «участие» вещей в иде­ях есть только перетолкование пифагорейского учения о подражании вещей числам (58 В 12, ср. 14, Diels9). Развернутое материалистич. учение о подражании как сущности всякой человеч. деятельности выдвигал Демокрит: «От животных мы путем подражания научи­лись важнейшим делам: (а именно, мы — ученики) паука в ткацком и портняжном ремеслах, (ученики) ласточек в построении жилищ, и (ученики) певчих птиц, лебедей и соловья в пении» (68 В 154). Приме­няя М. и в этике, Демокрит указывал на необходи­мость подражания добру (В 39, 79). Учение Демокри­та оказало влияние на Ксенофонта, к-рый говорит (Хеп. Оесоп. XV, 1—13) о научении человека хозяй­ству посредством подражания природе. В эстетике и философии Платона теория М. истолковывается с по­зиций объективного идеализма. Всякое иск-во осно­вано, по Платону, на подражании. Однако это худо­жеств, подражание неполноценно, т. к. иск-во подра­жает не истине, но лишь изменяющемуся миру ста­новления. Тот же, кто создает не образы иск-ва, а реальные вещи (плотник, сапожник), является под­ражателем несравненно более важным. Самый же гл. подражатель — бог, к-рый создает не образы вещей и не самые вещи их в разнообразии, но — веч­ную идею вещей, к-рая лежит в основе всего сущест­вующего (см. Plat. R. Р. X 597 В — 605 С). Правда, это не мешает Платону находить в музыке иной раз «подражание божественной гармонии» (Tim. 80 В).

Аристотель, применяя принцип подражания ко всем видам иск-ва, дает глубокое обоснование материали­стич. эстетики: «Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики — все это, вообще говоря, искусства подражательные» (Poet., I 1447a 13). Согласно Аристотелю, «подражание свойственно нам по природе» (там же, IV — 1448 Ь 5) и притом гораздо больше, чем прочим живым существам. Благодаря ему человек получает свои первые познания, причем оно доставляет удовольствие даже в тех случаях, когда предмет подражания неприятен и безобразен. Подра­жания отличаются своим предметом, способом и об­ластью, в к-рой они происходят. Подражание вызы­вает в нас сочувственное настроение даже тогда, когда оно не сопровождается мелодией или ритмом (Polit. VIII, 5, 1340 а 12). Теория М. получила широкое распространение в антич. эстетике (напр., Филострат Старший, «О картинах», Лукреций, «О природе вещей» и др.). Это значение теории М. объясняется тем, что для антич. философии самым гл. произведением иск-ва являлся космос, к-рому обыкновенное человеч. иск-во должно лишь подражать.

Изучение антич. теории М. создало в науке целую традицию. Наиболее удачной была попытка рассмат­ривать антич. М. как подражание по преимуществу танцевальным движениям (Г. Коллер). Антич. уче­ние о М. не раз возрождалось и в повое время в свя­зи с гораздо более дифференцированной психологич. (К. Грос), социальной (Г. Тард), общеметафизич. (Г. Тейхмюллер) и др. филос. проблематикой.

Лит.: Лосев А., История античной эстетики, М.,
1963; [К о 1 1 е г Н.], Die Mimesis in der Antike, Bernae, 1954;
U t i t •>. E., Bemerkungen zur altgrieehischen Kunsttheorie,
В., 1959, S. 6—14; Verdenius W. J., Mimesis.
Plato's doctrine of artistic imitation and its meaning to us,
Leiden, 1949; Gilbert К. Е., Aesthetic imitation and
imitators in Aristotle, «Philos. Rev.», 1936, v. 45, № 6,
p. 558 — 73. А. Лосев. Москва.


446 МИНАГАВА КИЭН — МИНИН


МИНАГАВА КИЭН (наст, имя — С у н а о; проз­вище Бунд з о) (1716—1804) — япон. мыслитель; создал т. н. теорию кайбуцу («раскрытия предметов»), согласно к-рой познание осуществляется в сложном процессе единства науки и философии. Наука представ­ляет непосредственное «изучение, усвоение, обсужде­ние и собирание» понятий, философия же организует и вводит в действие «законы сознания» (разума), «суб­станциализирует», придает «предметность».

С о ч.: Раздел: «Гаку» то «Тэцу» («Наука» и «Филосо­фия») и 5-й том трактата «Мэйдзю» («О категориях»), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзэнсе (Поли. собр. соч. по япон. филос. мысли), т. 1, Токио, 1957, с. 117—19; Мэйдзюдзе [Предисловие (к трактату) «О категориях»], в кн.: Ива-х а с и Н о б у н а р и, Дайнихон ринри сисо хаттацу си (История развития японских этич. идей), т. 2, Токио, 1915, с. 589, 591 — 94.

Лит.: Сангуса Хирото, Введение, пояснения, биобиблиографич. и текстологич. справка к тексту М. К. «Гаку» то «Тэцу» («Наука» и «Философия»), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзэнсе (Поли. собр. соч. по япон. филос. мысли), т. 1, Токио, 1957, стр. 109—15; его же, Сэй'ока нихон-но кэнкю (Изучение европеизации Японии), То­кио, 1958, с. 181—86, 205; История философии, т. 2, М., 1957, с. 609; 614, 629. Я. Радулъ-Затуловский. Ленинград. МИНАСЯН, Артавазд Михайлович (р. 1913) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1963), проф. (с 1964). Член КПСС с 1932. Окончил Ин-т нар. х-ва в Баку (1936). Преподават. работу в вузах ведет с 1939. С 1952 работает в Ростовском ун-те. Исследует проб­лемы марксистской диалектики, в особенности кате­гории «содержание» и «форма», закон отрицания отри­цания.

Соч.: К вопросу о противоречии между формой и со­держанием, «Вопр. философии», 1955, 4; К вопросу об использовании старой формы новым содержанием, в сб.: Учен. зап. Ростов.-на-Дону ун-та, т. 61, вып. 1, 1957; Закон отрицания отрицания, там же, т. 54, вып. 4, 1957; Внутр. противоречия — источник развития социалистич. об-ва, «Вопр. философии», 1958; 8; Despre rolul formei in dez-voltarea continutului, «Analele romino — sovietice». Seria filozolie, 1958, 4 (30); Das Gesetz der Negation der Nega­tion, «Dtsch. Z. Philos.», 1960, 1/2; Категории содержания и формы, Ростов-на-Дону,, 1962; Категории «содержание» и «форма» и их взаимопереход, «Вопр. философии», 1962, 6. МИНИМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — система логич. пра­вил, не использующая не только принципа исключен­ного третьего (или закона снятия двойного отрица­ния) классич. математич. логики, но и приемлемого, с т. зр. интуиционистской логики и конструктивной логики, принципа, согласно к-рому «из противоречия следует все что угодно». Т. о., М. л. является резуль­татом дальнейшего (после интуиционизма) пересмот­ра (с т. зр. всеобщей применимости) принципов классич. логики.

Формализациями М. л. служат прежде всего мин и-мальное исчисление высказыва­ний [Колмогоров (1925); И. Иоганссон (1936; з-десь впервые употребляется сам термин «минимальное»)] и минимальное исчисление преди­катов. Минимальное исчисление высказываний может быть, напр., описано след. схемами аксиом (с единств, правилом вывода modus ponens):

Добавление к этой (или любой эквивалентной ей) системе схемы аксиом "] AZJ(AZDB) (интерпретируемой как «из противоречия следует все что угодно») или (де­дуктивно) эквивалентной ей формулы A\/lA;D(]A;bA) приводит к интуиционистскому (гейтинговскому, кон­структивному) исчислению высказываний,а добавление схемы ~]~]A3A («закона снятия двойного отрицания») —


к классическому. В минимальном исчислении выска­зываний, более слабом, чем оба вышеуказ. исчисления, можно все же проводить доказательства от противного [2-го вида, см. Косвенное доказательство — это по­зволяет делать схема аксиом 9), интерпретируемая как «закон приведения к абсурду»].

Аналогично классич. и интуиционистскому исчис­лению высказываний минимальное исчисление вы­сказываний может быть расширено до минимального исчисления предикатов. Средствами последнего (хотя это явно и не оговаривается) проводятся доказатель­ства непротиворечивости классич. арифметики, пред­ложенные нем. математиками Г. Генценом (1936, 1938) и К. Шютте (1951), а также П. С. Новиковым (1943). Минимальное исчисление предикатов систематически используется в качестве логич. базы метатеории в работах по т. н. ультраинтуиционистскому обоснова­нию математики.

Система, получающаяся из минимального исчисле­ния высказываний (предикатов) отбрасыванием схемы аксиом 9), наз. положительным исчислением высказываний (соответственно предикатов). В поло­жит, исчислении высказываний, являющемся форма­лизацией положительной логики, могут быть доказаны все теоремы минимального (и интуиционистского) ис­числения высказываний, не содержащие операции от­рицания.

Если добавить к исходному базису положит, ис­числения произвольную постоянную формулу / («пропозициональную константу») и определить отри­цание так: ~\A = AZDf, где А —формула, то в получен­ном т. о. исчислении будут выводимы все формулы минимального исчисления. Схема аксиом 9) ока­зывается тогда просто частным случаем схемы 2). Кон­станту / можно (но необязательно) интерпретировать как «ложь».

Лит.: Колмогоров А. Н., О принципе tertium поп datur, Математ. сб., т. 32, вып. 4, М., 1925, с. 646—67; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, с. 94, 490 — 91; Johansson J., DerMini-malkalkul, ein reduzierter Formalism us, в кн.: Gompositio Mathematica, v. 4, fasc. 1, Groningen, 1937; "W a j s b e r g M., Untersuchungen iiber den Aussagenkalkiil von A. Hey-ting, «Wiadomogci Mathematyczne», 1939, t. 46.

Ю. Гастев. Москва.

МИНИН,Сергей Константинович (29 июня 1882 — 8 янв. 1962) — сов. политич. деятель и публицист, автор работ по философии и атеизму. С 1903 участво­вал в революц. движении. Член КПСС с 1905. Высту­пал с критикой эсеровских теорий [«Письма к проле­тарию (О программе и партии социалистов-революцио­неров)», СПБ, 1907]. Подвергался арестам и ссылке. Осенью 1917 возглавлял борьбу за установление Сов. власти в Царицыне. Активный участник гражданской войны,военачальник и политработник Красной Армии, делегат ряда парт, съездов. В 1923 — член Северо-Зап. бюро ЦК ВКП(б); ректор Гос. и Коммунистич. ун-тов в Петрограде.

Ряд книг и статей М. посвящен критике религ. идео­логии и деятельности церкви («Религия и коммунизм», 1919, «Письма о религии», 1925). В 1922 М. опублико­вал статьи «Философию за борт!» («Под знаменем марк­сизма», 1922, № 5—6; полностью в журн. «Армия и революция», 1922, 5) и «Коммунизм и философия» («Под знаменем марксизма», 1922, № 11—12), в к-рых подверг критике бурж. идеологию, показал реакц. сущность идеализма и фидеизма, противопоставив им марксизм как науч. идеологию. Однако эти статьи М. содержали серьезные ошибки вульгарно-социологич. характера (отрицание специфики философии и при­равнивание ее к религии, неисторич. подход к домарк-совской философии как «антинаучной», отрицание философии как составной части марксизма). Религия, философия и наука неправильно рассматривались М. как три последоват. стадии развития идеологии, соот-


МИНСКИЙ Н. — МИНЬЕ 447


ветствующие господству трех классов — помещиков, буржуазии и пролетариата. Нигилистич. отношением. к домарксистской философии, отрицание им необходи­мости союза филос. материализма с естествознанием для борьбы против идеализма и религии прямо про­тиворечили указаниям Ленина («О значении воинствую­щего материализма)}) и были подвергнуты справедли­вой критике в печати (см. С. Канатчиков, Мысли о партийно-воспитат. работе, «Правда», 1922, 16 авг., № 183, 18 авг., № 185; В. Румий, Философию за борт?, «Под знаменем марксизма», 1922, №№ 5—6; его же, Аз—Буки—Веди, там же, № 11 — 12).

Лит.: Крупская Н., [рец.З С. К. Минин. Религия
и коммунизм, «Коммунистич. просвещение», 1922, № 3,
с. 104; Р а х л и н Н.,КарапетянК., Сучков М.,
Т а щ и е в Г., Оганесов Н., Мужеств.. революцио­
нер (К 80-летию со дня рождения С. К. М.), «Правда», 1962,
29 июня, № 180. А. Новиков. Ленинград.

МИНСКИЙ Н.(псевдоним; наст, имя и фамилия — Николай Максимович В и л е н к и н; янв. 1855 — 2 июля 1937) — рус. поэт-символист и философ религ.-мистич. направления. Окончил юридич. факт Петерб. ун-та (1879). Вместе с Мережковским, Розановым и др. был организатором религ. -филос. собраний (1901—03; в 1907 преобразованы в «Религ.-филос. об-во»), имевших целью «сблизить» рус. интеллиген­цию с церковью. В 1905 большевики воспользовались имевшимся у М. разрешением на издание газеты и пригласили его в качестве редактора газ. «Новая жизнь», где М. заведовал лит. отделом, не оказывая никакого влияния на направление газеты. В ноябре 1905 М. вышел из редакции, но все же был арестован как издатель. В 1906 уехал за границу (Париж). Вернулся в Россию после амнистии (1913). Октябрь­скую революцию 1917 не принял, стал белоэмигран­том; умер в Париже.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.