Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 26 страница




тивная борьба народов империалистических стран не приведет к изоляции агрессивных кругов и созданию таких правительств в этих странах, к-рые осозна­вали бы опасность политики агрессии и «холодной войны» и пошли бы на соглашение о всеобщем и пол­ном разоружении, вступили на путь мирного сосуще­ствования государств. Превращение мировой системы социализма в решающий фактор обществ, развития, возрастающий перевес сил М. над силами войны соз­дают реальную возможность еще при сохранении ка­питализма на части земного шара, до того, как социа­лизм победит во всем мире, исключить мировую войну из жизни общества, принудить агрессивные силы не нарушать всеобщий М. Осуществление выдвинутой Сов. правительством программы полного и всеобщего разоружения устранило бы саму возможность ве­дения войн между гос-вами. С победой социализма во всех странах будут окончательно устранены со­циальные и национальные причины возникнове­ния войн. «Уничтожить войны, утвердить вечный мир на земле — историческая миссия коммунизма» (там же, с. 58).

Коммунисты отстаивают выдвинутую ими програм­му упрочения М. и устранения войн в острой борьбе с бурж. идеологией, роль к-рой объективно сводится к идейному разоружению масс в борьбе против воен. опасности. В совр. бурж. социологии широкое распро­странение получили взгляды, согласно к-рым «ради мира» народы должны заплатить цену свободы (Сан-таяна), отказаться от своих суверенных прав (Э. Ривс и др. поборники теории «универсализма»), пережить еще одну разрушит, войну (Маритен), ограничить рождаемость (неомальтузианцы), заняться врачева­нием психопатологич. расстройств индивидов, прояв­ляющихся в «агрессивности» и «поисками» морального эквивалента войны (бурж. социальная психология), накапливать разрушит, оружие (милитаристская тео­рия «фатального мира», основывающегося на страхе перед применением водородного оружия) и т. п. В сво­их теориях о М. бурж. социологи игнорируют об­ществ, силы, способные положить конец войне, и не видят всей глубины опасности, к-рую несет деятель­ность сил, готовящих войну,— монополистов и мили­таристов. Широко распространенной доктриной воин­ствующих сил империализма является концепция по­литики «с позиции силы», в основе к-рой лежит идея о том, будто можно обеспечить «М.», балансируя на «грани войны», усиливая междунар. напряженность, непрерывно наращивая гонку вооружений. Бессилие бурж. социологии указать, что необходимо сделать, чтобы война не разразилась в ближайшие десятилетия, констатируют и сами ее представители (см. «The nature of conflict», UNESCO, 1957, p. 203).

Научный коммунизм обосновывает для всех народов реальный путь к прочному М.; этот путь лежит толь­ко через мирное сосуществование двух систем, под­крепленное разоружением (см. ст. Мирное сосущест­вование).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Смертная казнь.— Памфлет г-на Кобдена.—Мероприятия Англ. банка, там же, 2 изд., т. 8; его же, Первое воззвание генерального совета Международного товари­щества рабочих о франко-прусской войне, там же, т. 17; Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1956; Л е-н и н В. И., О международной политике и международ­ном праве. Сб., М., 1958; XXII съезд КПСС 17—31 октяб­ря 1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М., 1962; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Документы Совещаний представителей коммунистич-. и рабочих партий, М., 1960; Лоды женский А., Проекты вечного мира и их значение, М., 1880; Тихо­миров П. В., Вечный мир в филос. проекте Канта, М-, 1899; Толстой Л. Н., Как уничтожить войну, [П.], 1917; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм, пер. с нем., П., 1921; Николаи Г. Ф., Биология вои­ны, пер. с нем., Л., 1926; Папаригопуло С. В.,


452 МИРАНДА —МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ


Прогрессивные рус. мыслители XVIII в. о мире и войне,
«Вопр. философии», 1960, Л& 2; Андреева И. С,
ГулыгаА. В., Вопросы мира в западно евро п. философии
XVII—XVIII вв., там же, 1960, № 11; Федосеев П. Н.,
Совр. социология, теории о войне и мире, в кн.: Историч.
материализм и социальная философия совр. буржуазии, М.,
1960; Трактаты о вечном мире. Сб., М., 1963; Н е ш 1 е-
b en S. J., Plans for world peace through six centuries,
[Chic. J, 1943 (см. также лит, при ст. Мирное сосущество­
вание) . Е. Панфилов.
Москва.

МИРАНДА(Miranda), Франсиску Понт и с ди (Pontes do) (p. 1892) — браз. социолог и философ-неопозитивист. Развивает теорию, согласно к-рой спе­кулятивная философия не в состоянии дать нам позна­ния действительности. М. утверждает, что сущность мира непознаваема, но с помощью логич. и математич. «аккомодаций» можно создать представление о нем; пытается преодолеть ограниченность механич. детерми­низма с помощью новой техники анализа, названной им «вероятностным детерминизмом», т. е. детерминиз­мом, основанным на теории вероятности (вероятно­стная логика).

С о ч.: A sahedoria dos instinctos, R. de J., 1921; Obras literarias, R. de J., 1960.

Лит.: Круз Коста Ж., Обзор истории филосо­фии в Бразилии, пер. с.португ., М., 1962, с. 146; Pinto F с г г е i r a, Panorama de sociologia Brasileira, «Rev. Brasiliense», 1957 — 58, № 14, 15, 16.

Ж. Базарян. Москва.

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ—государств.

отношения между социалистич. и капиталистич. странами, основанные на взаимном отказе от приме­нения войны как средства решения междунар. спо­ров; особая форма классовой борьбы между социализ­мом и капитализмом на междунар. арене, связанная с борьбой народов всех стран за мир против войны. М. с. не означает примирения с капитализмом и импе-риалистич. гнетом и не распространяется на область ■идеологии, на отношения между антаговистич. клас­сами внутри капиталистич. гос-в, между угнетенными народами и колонизаторами. Как принцип мировой политики М. с. предполагает: отказ от войны между гос-вами, решение спорных вопросов путем перего­воров, равноправие, взаимопонимание и доверие между гос-вами, учет интересов друг друга; невме­шательство во внутр. дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; раз­витие экономич. и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды (см. Программа КПСС, 1961, с. 59). Принцип М. с. соста­вляет незыблемую основу внешней политики со­циалистич. стран и надежную основу мира и дружбы между народами [см. Декларацию Совещания пред­ставителей коммунистич. и рабочих партий социали­стич. стран (1957), в кн.: «Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм», 1961, с. 9]. Понятием «М. с.» не исчерпываются принципы взаимоотношений между социалистич. странами, а так­же взаимоотношений стран социализма с гос-вами, освободившимися от колониального гнета (см. Интер­национализм).

Принцип М. с. органически вытекает из ленинской теории социалистич. революции. Переход от капита­лизма к социализму охватывает целую историч. эпоху, в течение к-рой вследствие разновременности перехо­да на путь социализма все новых стран неизбежно и закономерно совместное существование социали­стич. и капиталистич. гос-в. Рост сил социализма— гл. фактор М. с, удерживающийимпериалистич. дер­жавы от осуществления агрессивных замыслов.

Миролюбивая политика вытекает из существа ком­мунистической идеологии. Передовая социальная мысль уже в период восходящего капитализма от­стаивала в утопической форме необходимость мир­ных взаимоотношений между народами и государст-


. вами (см. Т. Мор, Утопия, М., 1953, с. 181—96; | Кампанелла, Город Солнца, М., 1954, с. 76—77; Буонаротти, Заговор во имя равенства, т. 1, М., 1948, с. 325—26, 335—38, 352—54).

Нераздельность коммунизма и мира была научно обоснована марксизмом-ленинизмом. Основополож­ники науч. коммунизма Маркс и Энгельс исходили из того, что в эпоху домонополистич. капитализма коммунистич. революция «...произойдет одновре­менно во всех цивилизованных странах, т. е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Гер­мании» (Э нгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 334). Поэтому на протяжении известного времени будут существовать коммуни­стические и некоммунистические страны и даже «антикоммунистические нации» (см. там же, т. 2, с. 539). Не исключая в такой историч. ситуации возможности оборонит, войн со стороны коммунистич. народов, Энгельс указывал, что «... по­бедоносный пролетариат не может никакому чужо­му народу навязывать никакого осчастливления, не подрывая этим своей собственной победы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 357). Ленин, исходя из анализа новой исто­рич. эпохи, развил эти положения и выдвинул прин­цип М. с. Незыблемость принципа М. с. и для совр. условий подчеркнута в Программе КПСС (1961, с. 59).

В результате победы Окт. революции в России сосуществование двух противоположных социальных систем стало реальным историч. фактом. В Декрете о мире (1917), принятом по инициативе Ленина, Сов. гос-во провозгласило М. с. основой своей внешней политики. В борьбе с троцкистами, отрицавшими воз­можность к.-л. отношений с империалистич. странами («ни мира, ни войны»), допустимость мирных догово­ров с капиталистич. державами, в борьбе с «левыми коммунистами», утверждавшими, будто «интересы международной революции запрещают какой бы то ни было мир с империалистами», Ленин обосновал возможность М. с. двух систем и показал, что М. с. является единственно приемлемым принципом, на к-ром могут строиться нормальные межгосударств, отношения стран с противоположным социальным строем. «Есть сила большая, чем желание, воля и ре­шение любого из враждебных правительств или клас­сов, эта сила — общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами» (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 129). Возможность М. с. обусловлена завоева­ниями социализма, к-рый заинтересован в мире и не нуждается для своего развития в войнах; экономич. тенденциями мирового развития; борьбой народов против империализма и войн, за нац. независимость, демократию и мир. Для М. с. с бурж. странами у со­циалистич. гос-ва нет никаких препятствий; этому мешает «империализм со стороны американских (как и любых иных) капиталистов» (там же, т. 30, с. 340). Выдвигая принцип М. с, Ленин подчеркивал, что оно предполагает «...состязание двух способов, двух формаций, двух хозяйств •— коммунистического и капиталистического» в условиях мира (там же, т. 31, с. 426). Идеологи антикоммунизма, фальсифицируя высказывания Ленина, пытаются отыскать некое противоречие между ленинской теорией социалистич. революции и идеей М. с. Однако Ленин отвергал «подталкивание» революции путем войны и рассмат­ривал борьбу социалистич. гос-ва за мир и М. с. как выражение верности интернационализму. Свое главное воздействие па мировое развитие Сов. рес­публика оказывает хозяйств, политикой, мир откры­вает во сто раз больше и шире дорогу ее влиянию (см. там же, т. 32, с. 413; т. 30, с. 422). Антимарксистская теория о том, будто социализм восторжествует лишь


МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ 453


в результате войны, «была бы равносильна взгляду, что вооруженное восстание ость форма борьбы, обя­зательная всегда и при всяких условиях» (там же, т. 27, с. 49).

В условиях, когда первое социалистич. гос-во развивалось во враждебном капиталистич. окруже­нии, политика М. с, к-рую. оно проводило, выража­лась в борьбе за возможно более длительный мир. После 2-й мировой войны, в 50-х гг., междунар. усло­вия изменились коренным образом. Образовалась мировая система социализма, к-рая превращается в решающий фактор мирового развития, рухнула колониальная система и возникли новые независимые гос-ва, заинтересованные в мире, произошло резкое и всестороннее ослабление мирового капитализма, обо­стрились его классовые антагонизмы и возникли широ­кие демократич. движения за мир. Все это позволило КПСС, мировому коммунистич. движению творчески развить ленинский принцип М. с. В «"ты между наро­дами, к-рые раньше были неизбежны, теперь могут быть предотвращены; миролюбивые силы в состоянии навязать империалистич. кругам длит, мир (см. Материалы XXII съезда КПСС, с. 302). Единств, источник военной опасности — империализм, к-рый готовит мировую термоядерпую войну. Перед лицом ее страшных последствий М. с. стало объективно необходимым условием прогресса мировой цивили­зации, оно отвечает интересам всего человечества, за исключением горстки монополистов и военщины, и требует активизации нар. масс в борьбе за мир. Курс на М. с. не есть пацифистская политика. Это линия на мобилизацию всех миролюбивых и социа­листич. сил в борьбе против угрозы новой войны, за прекращение «холодной войны», за ликвидацию агрес­сивных блоков, осуществление всеобщего и полного разоружения, урегулирование междунар. споров мир­ными средствами, за междунар. безопасность. Под­держание М. с. предполагает нек-рые взаимные уступ­ки, компромиссы, не затрагивающие суверенитета стран. Борьба за М. с. ведет к изоляции агрессивных сил империализма, сплачивает рабочий класс и др. миролюбивые силы и содействует разоблачению пацифистской идеологии. Идеологи антикоммунизма пытаются опорочить принцип М. с. Совр. троцкисты ут­верждают, будто М. с. не только невозможно, но и вредно для рабочего класса всех стран.

Общая линия мирового коммунистич. движения в вопросе борьбы за М. с. состоит в том, что в силу сложившихся объективных историч. условий (крайнее обострение агрессивности империализма, появление оружия огромной разрушит, силы и т. п.) центральное место среди всех задач, стоящих перед антиимпериа-листич. силами в совр. эпоху, занимает борьба за предотвращение термоядерной войны. «Коммунисты всего мира единодушно и последовательно отстаивают мирное сосуществование, решительно борются за пре­дотвращение войны. Коммунисты должны проводить неустанную работу среди масс, чтобы не допускать не­дооценки возможности предотвращения мировой войны, недооценки возможности мирного сосуществования и в то же время не допускать недооценки опасности войны.

В условиях разделения мира на две системы един­ственно правильным и разумным принципом междуна­родных отношений является принцип мирного сосуще­ствования государств с разным социальным устройст­вом, выдвинутый В. И. Лениным и получивший свое дальнейшее развитие в московской Декларации и Манифесте мира 1957 года, в решениях XX и XXI съездов КПСС и документах других коммунистических и рабочих партий (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 60).

М. с. включает в себя широкую позитивную про­грамму, предусматривающую проведение в меж-


дунар. отношениях демократич. требований, попран­ных империализмом. В принципе М. с. получают благоприятное разрешение прогрессивные тенденции совр. междунар. развития—тенденция к завоеванию всеми народами своей государственности и независимо­сти и тенденция к хозяйств, сближению стран на поч­ве междунар. разделения труда и всемирного рынка.

М. с. предполагает усиление борьбы марксистов-ленинцев за торжество коммунистич. идей. Развитие добрососедских и дружеств. отношений между стра­нами на основе М. с. не ведет к исчезновению проти­воречий между двумя системами, к затуханию клас­совой борьбы на междунар. арене и внутри капитали­стич. стран. М. с. «... служит основой мирного сорев­нования между социализмом и капитализмом в между­народном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними» (Программа КПСС, с. 59). М. с. не есть примирение социализма с импе­риализмом и отказ от идеологич. борьбы. В вопросах идеологии и социальных принципов М. с. быть не мо­жет. Неизбежность идеологич. борьбы определяется тем, что мировоззрение рабочего класса и мировоз­зрение буржуазии непримиримы по своей природе. По­пытки занять «среднюю линию», примиренчество с бурж. идеологией неминуемо ведут к сползанию на по­зиции противников коммунизма. Борьба идей объек­тивна и закономерна. «Мирное сосуществование го­сударств с различным общественным строем не озна­чает примирения социалистической и буржуазной идеологии. Напротив, оно предполагает усиление борь­бы рабочего класса, всех коммунистических партий за торжество социалистических идей. Однако идеологи­ческие и политические споры между государствами не должны решаться войной» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм,1961, с. 62).

Борьба, к-рую ведут марксисты-ленинцы против враждебных коммунизму идей, за утверждение науч. коммунистич. мировоззрения, идеологически обеспе­чивает решение задач, стоящих перед народами со­циалистич. стран, междунар. рабочим классом, нац.-освободит. движением. «Проповедь мирного сосуще­ствования идеологий есть измена марксизму-лени­низму, предательство дола рабочих и крестьян» («Об очередных задачах идеологической работы пар­тии», Постановление Пленума ЦК КПСС от 21 июня 1963, см. «Правда», 22 июня 1963, с. 1). В совр. условиях значение идеологич. борьбы возрастает в связи с тем, что правящие круги империалистич. стран, широко используя другие формы борьбы против социализма, делают главную ставку на идеологич. диверсии в отношении социалистич. гос-в, на антикоммунизм. В этих условиях особенно необходимо повышать политическую бдительность, вести развернутое наступление против бурж. идеоло­гии, против пережитков прошлого в сознании людей.

Принцип М. с. получает признание среди людей, придерживающихся различных взглядов. Это усили­вает его критику со стороны ряда бурж. идеологов, к-рые отрицают закономерный и неизбежный характер сосуществования двух систем, отождествляют М. с. с «холодной войной», пытаются доказать несовмести­мость принципа М. с. с марксистско-ленинским уче­нием о неизбежности победы коммунизма во всем мире, пытаются изобразить М. с. как путь, ведущий к синтезу двух систем. С др. стороны, бурж. социо­логи, выступающие в поддержку М. с. двух систем, ограничиваются анализом демократич. характера М. с. как принципа мировой политики и не видят его неразрывной связи с революц. мировым процессом, с классовой борьбой на междунар. арене.

Политика М. с, к-рую проводят социалистич. страны, является могучим фактором, ускоряющим всемирный революц. процесс. В условиях мира и М. с.


454МИРОВОЗЗРЕНИЕ


социализм наиболее широко и наглядно раскрывает
свои преимущества во всех областях жизни;
это усиливает влияние коммунистич. идей на нар.
массы во всем мире. 3 условиях М. с. создаются более
благоприятные возможности для борьбы рабочего
класса каниталистич. стран, для развертывания нац.-
освободит. движения. М. с. между двумя системами
не исключает революций в форме вооруж. восстаний
и справедливых нац.-освободит. войн против империа-
листич. гнета, к-рые происходят в рамках капитали-
стич. системы. Переход от капитализма к социализ­
му, освобождение народов от империалистич. гнета
вполне согласуется с перспективой упрочения М. с.
Проблемы революц. борьбы рабочего класса и нац.-ос­
вободит. движения ныне тесно связаны с борьбой за
М. с, за предотвращение мировой термоядерной войны.
Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] К. Каутскому. 12 сен­
тября 1882 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Избр. письма, М., 1953; его же, Эльберфельдские речи,
в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2;
Л е н и н В. И., Доклад о мире, 26 октября (8 ноября), Соч.,
4 изд., т. 26; его же, Заключительное слово по докладу
о мире 26 октября (8 ноября), там же; его же, Стран­
ное и чудовищное, там же, т. 27; его же, Амер. рабочим,
там же, т. 30; его же, Ответ на вопросы корреспондента
американской газеты «The Chicago Daily News», там же;
его же, Ответ на вопросы корреспондента американской
газеты «New York Evening Journal», там же; его же,
Наше внешнее и внутр. положение и задачи партии, там же,
т. 31; его же, Доклад о деятельности Совета Народных
Комиссаров 22 декабря, там же; его же, Отчет о поли­
тической деятельности ЦК РКП(б) 8 марта, там же, т. 32;
его же, О внутр. и внешней политике республики. Отчет
ВЦИК и СНК IX Всероссийскому Съезду Советов 23 де­
кабря 1921 г., там же, т. 33; его же, Политический отчет
ЦК РКП(б) 27 марта, там же; его же, Проект поста­
новления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской кон­
ференции, там же; его же, Интервью корреспонденту
«Обсервер» и «Манчестер Гардиан» Фарбману, там же;
XX съезд КПСС 14—25 февраля 1956 года. Стенографиче­
ский отчет, т. 1—2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд
КПСС 27 января — 5 февраля 1959 года. Стенографический
отчет, т. 1—2, М., 1959; XXII съезд КПСС 17 — 31 октября
1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М., 1962;
Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961;
Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г., М.,
1963; Документы Совещаний представителей коммунистич.
и рабочих партий, М., 1957; Документы Совещания пред­
ставителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1960;
За сплоченность междунар. коммунистич. движения. Доку­
менты и материаль1, М., 1964. Е. Панфилов. Москва.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ— обобщенная система взгля­дов человека на мир в целом, на место отд. явлений в мире и на свое собств. место в нем, понимание и эмоц. оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, филос, политич., правовых, нравств., религиозных, эстетич. убеждений и идеалов людей. Понятие М. употребля­ется и в узком смысле, напр. филос. М., политич. М., религиозное М. и т. п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно. Это и обусловливает раз­личные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого М. Каждый из нас — это «природа, ставшая человеком», и мы так или иначе отдаем себе отчет в том, какое место занимаем в беско­нечном круговороте событий. Через труд, науку, искусство мы осознаем свое единство с природой, а вместе с тем и относит, самостоятельность — и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем — одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная жизнь есть и на других мирах. Это все ми-ровоззренч. вопросы.

Отношение человека к природе осуществляется че­рез его бесконечно многообразные отношения к др. людям, через обществ, отношения. И мы также осоз­наем свое единство с обществ, целым и вместе с тем свою относит, самостоятельность — и но образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Социаль­ная жизнь формирует у людей определ. идеалы, поли­тические воззрения, нравственные и эстетич. идеи и т. д. Все это мировоззренч. вопросы.


Человек не только действует, но и мыслит. И чело­вечество издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Это также глубоко мировоззренч. проблемы, имеющие большое практич. значение. Те пли иные воззрения на мир имеет каждый человек — это составляет одну из особенностей человека, отли­чающих его от животных. М. может быть, о&ыденным. (стихийным, наивным) и теоретически обоснован­ным, сознательным, проникнутым определ. филос. принципами. В М. обобщенно отражены особенности обществ, бытия личности, ее место в исторически конкретной системе обществ, отношений.

Поскольку человек выступает в истории всегда как представитель определ.класса, опыт к-рого определяет­ся его социальным бытием, то и М. человека состав-, ляет не только его личное достояние, но отраженное в его сознании через формы культуры классовое созна­ние. В классовом обществе М. носит всегда классо­вый характер. В зависимости от того, совпадают ли практич. интересы класса с объективной тенденцией истории или нет, партийность данного класса совпа­дает с науч. объективностью или противоречит ей, и, следовательно, М. этого класса складывается как передовое или отсталое, реакционное. По своему содержанию и обществ, значимости М. может быть последовательно научным, т. е. основанным на дан­ных передовой науки и науч. философии, или ненауч­ным, материалистич. или идеалистич., диалектич. или метафизич., атеистич. или религиозным, революцион­ным или реакционным, в совр. условиях — коммуни­стич. или буржуазным. В наше время последоват. революционным и единственно науч. М. является М. революц. рабочего класса и его коммунистич. пар­тии — марксизм-ленинизм, а диалектич. и историч. материализм является филос. М.

М. не пассивный спутник, а своего рода духовный наставник, путеводитель человека, класса, партии, народа, человечества. И если оно исходит из правиль­ного миропонимания, то служит прочной основой для разумного преобразования мира. Если же М. пред­ставляет собой ложное отражение действительности, то оно является серьезной помехой в жизни личности.

Характерная черта М. — единство образа мыслей с образом жизни. Коммунистическим М., напр., обладает не тот человек, к-рый только изучил марк­сизм-ленинизм и знает его, а тот, к-рый живет и дей­ствует в полном соответствии с этим знанием. Знания превращаются в М. тогда, когда они формируют со-циально-политич., нравств. и эстетич. позиции чело­века, приобретают характер внутр. убеждения чело­века, т. е. становятся основой всего образа его жизни.

В процессе социального воспитания личности усваи­ваемая ею духовная культура становится из совокуп­ности знаний о мире осознаваемой программой ее обществ., а тем самым и личного поведения. Именно как фактор поведения человека ого знания становят­ся его убеждениями. Благодаря этому М. оказывает сильнейшее активное воздействие на жизнь, на все стороны нознават. и практич. деятельности людей. Вот почему принципиальные люди, глубоко убеж­денные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на смерть. Многие великие истины и принципы социальной справедливости опла­чены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине.

Для революционеров и мучеников науки, напр. Джордано Бруно, характерен девиз: «Стою на этом и не могу иначе!». Именно передовое М. придало поразительную чувствительность социальной сове­сти благородных мыслителей и революционеров, так резко обострило их понимание действительности.


МИСТИКА455


Именно оно вдохновило их на неустанный поиск и на­пряженное размышление над социальными загадками.

Сила личного убеждения — это важное условие практич. и теоретич. деятельности. Корифеи мысли и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной. Они были глу­боко убежденными людьми. Их характеризуют бес­страшие, самопожертвование и беспредельная пре­данность своим идеям. Всем образом их жизни и мысли руководила извечная мечта человечества о счастли­вой жизни всех тружеников на земле.

Человек, лишенный широкой и верной ориентации в вопросах М. и способах подхода к познанию и пре-. образованию мира, чувствует себя беспомощным. Чтобы не оказаться в положении неумелого пловца, плывущего по воле волн в бурном океане жизни, человек обязан овладеть науч. М. Тогда он сможет смело и уверенно идти в избранном направлении, ви­деть свое место и роль в сложном водовороте событий.

В чем состоит могучая и неотразимая сила марк­систско-ленинского М.? «Учение Маркса,— писал Ле­нин, — всесильно потому, что оно верно» (Соч., т. 19, с. 3). Правильно и глубоко отражая зако­ны развития природы и общества, марксистско-ле­нинское М. всесторонне выражает коронные инте­ресы трудового народа, открывает реальных! смысл человеч. истории и жизни людей.

Для совр. бурж. М. характерно отсутствие положи­тельных идеалов; настоящее в нем кажется неопре­деленным, а будущее — темным и лишенным перспек­тив. Идеологи реакц. буржуазии, жалуясь на то, буд­то бы в совр. мире все духовные ценности потеряли свой смысл, провозглашают пессимистич. принцип — благословен тот, кто ничего не ожидает: кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован. Они про­тив всяких социальных идеалов, полагая, что послед­ние зачастую превращаются в злую иронию. Утрата обществ, идеалов, смысла и целей жизни, моральный нигилизм и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным — вот основные черты совр. реакц. бурж. М.

В противоположность взглядам буржуазии и ее идеологов с их проповедью пессимизма, безнадеж­ности и неверия в будущее, марксистское М. при­дает человеку революционную устремленность во взглядах на жизнь: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, в светлое будущее человечества. Оно резко выделяется на фоне общего упадка бурж. М. и ясно указывает человечеству путь в будущее.

В условиях победоносного развития социалистич. революции марксистско-ленинское М. стало одной из решающих сил, организующих революц. действия масс в борьбе за мир, социализм и коммунизм. В со­циалистич. странах марксизм-ленинизм становится М. всего народа и формирует новое, социалистич. и коммунистич. отношение к труду и ко всем сторо­нам обществ, развития. Оно является решающей си­лой в борьбе с пережитками бурж. и религ. М. Поэто­му Программа КПСС придает первостепенное значе­ние формированию науч. М. у всех тружеников сов. общества на идейной основе марксизма-ленинизма.

Чем глубже это М. проникает в сознание народных
масс, тем активнее они участвуют в борьбе против
эксплуатации, колониального гнета, за социализм
и коммунизм. Вот почему КПСС одной из важнейших
задач строительства коммунизма считает воспи­
тание всего народа, каждого советского человека
в духе науч. М. Формирование науч. М. предполагает
обобщение, синтезирование всех знаний, добытых отд.
науками. А такой синтез возможен лишь на основе
марксистской философии. а. Спиркин. Москва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.