тивная борьба народов империалистических стран не приведет к изоляции агрессивных кругов и созданию таких правительств в этих странах, к-рые осознавали бы опасность политики агрессии и «холодной войны» и пошли бы на соглашение о всеобщем и полном разоружении, вступили на путь мирного сосуществования государств. Превращение мировой системы социализма в решающий фактор обществ, развития, возрастающий перевес сил М. над силами войны создают реальную возможность еще при сохранении капитализма на части земного шара, до того, как социализм победит во всем мире, исключить мировую войну из жизни общества, принудить агрессивные силы не нарушать всеобщий М. Осуществление выдвинутой Сов. правительством программы полного и всеобщего разоружения устранило бы саму возможность ведения войн между гос-вами. С победой социализма во всех странах будут окончательно устранены социальные и национальные причины возникновения войн. «Уничтожить войны, утвердить вечный мир на земле — историческая миссия коммунизма» (там же, с. 58).
Коммунисты отстаивают выдвинутую ими программу упрочения М. и устранения войн в острой борьбе с бурж. идеологией, роль к-рой объективно сводится к идейному разоружению масс в борьбе против воен. опасности. В совр. бурж. социологии широкое распространение получили взгляды, согласно к-рым «ради мира» народы должны заплатить цену свободы (Сан-таяна), отказаться от своих суверенных прав (Э. Ривс и др. поборники теории «универсализма»), пережить еще одну разрушит, войну (Маритен), ограничить рождаемость (неомальтузианцы), заняться врачеванием психопатологич. расстройств индивидов, проявляющихся в «агрессивности» и «поисками» морального эквивалента войны (бурж. социальная психология), накапливать разрушит, оружие (милитаристская теория «фатального мира», основывающегося на страхе перед применением водородного оружия) и т. п. В своих теориях о М. бурж. социологи игнорируют обществ, силы, способные положить конец войне, и не видят всей глубины опасности, к-рую несет деятельность сил, готовящих войну,— монополистов и милитаристов. Широко распространенной доктриной воинствующих сил империализма является концепция политики «с позиции силы», в основе к-рой лежит идея о том, будто можно обеспечить «М.», балансируя на «грани войны», усиливая междунар. напряженность, непрерывно наращивая гонку вооружений. Бессилие бурж. социологии указать, что необходимо сделать, чтобы война не разразилась в ближайшие десятилетия, констатируют и сами ее представители (см. «The nature of conflict», UNESCO, 1957, p. 203).
Научный коммунизм обосновывает для всех народов реальный путь к прочному М.; этот путь лежит только через мирное сосуществование двух систем, подкрепленное разоружением (см. ст. Мирное сосуществование).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Смертная казнь.— Памфлет г-на Кобдена.—Мероприятия Англ. банка, там же, 2 изд., т. 8; его же, Первое воззвание генерального совета Международного товарищества рабочих о франко-прусской войне, там же, т. 17; Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1956; Л е-н и н В. И., О международной политике и международном праве. Сб., М., 1958; XXII съезд КПСС 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М., 1962; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Документы Совещаний представителей коммунистич-. и рабочих партий, М., 1960; Лоды женский А., Проекты вечного мира и их значение, М., 1880; Тихомиров П. В., Вечный мир в филос. проекте Канта, М-, 1899; Толстой Л. Н., Как уничтожить войну, [П.], 1917; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм, пер. с нем., П., 1921; Николаи Г. Ф., Биология воины, пер. с нем., Л., 1926; Папаригопуло С. В.,
452 МИРАНДА —МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
Прогрессивные рус. мыслители XVIII в. о мире и войне, «Вопр. философии», 1960, Л& 2; Андреева И. С, ГулыгаА. В., Вопросы мира в западно евро п. философии XVII—XVIII вв., там же, 1960, № 11; Федосеев П. Н., Совр. социология, теории о войне и мире, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Трактаты о вечном мире. Сб., М., 1963; Н е ш 1 е- b en S. J., Plans for world peace through six centuries, [Chic. J, 1943 (см. также лит, при ст. Мирное сосущество вание) . Е. Панфилов. Москва.
МИРАНДА(Miranda), Франсиску Понт и с ди (Pontes do) (p. 1892) — браз. социолог и философ-неопозитивист. Развивает теорию, согласно к-рой спекулятивная философия не в состоянии дать нам познания действительности. М. утверждает, что сущность мира непознаваема, но с помощью логич. и математич. «аккомодаций» можно создать представление о нем; пытается преодолеть ограниченность механич. детерминизма с помощью новой техники анализа, названной им «вероятностным детерминизмом», т. е. детерминизмом, основанным на теории вероятности (вероятностная логика).
С о ч.: A sahedoria dos instinctos, R. de J., 1921; Obras literarias, R. de J., 1960.
Лит.: Круз Коста Ж., Обзор истории философии в Бразилии, пер. с.португ., М., 1962, с. 146; Pinto F с г г е i r a, Panorama de sociologia Brasileira, «Rev. Brasiliense», 1957 — 58, № 14, 15, 16.
Ж. Базарян. Москва.
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ—государств.
отношения между социалистич. и капиталистич. странами, основанные на взаимном отказе от применения войны как средства решения междунар. споров; особая форма классовой борьбы между социализмом и капитализмом на междунар. арене, связанная с борьбой народов всех стран за мир против войны. М. с. не означает примирения с капитализмом и импе-риалистич. гнетом и не распространяется на область ■идеологии, на отношения между антаговистич. классами внутри капиталистич. гос-в, между угнетенными народами и колонизаторами. Как принцип мировой политики М. с. предполагает: отказ от войны между гос-вами, решение спорных вопросов путем переговоров, равноправие, взаимопонимание и доверие между гос-вами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутр. дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономич. и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды (см. Программа КПСС, 1961, с. 59). Принцип М. с. составляет незыблемую основу внешней политики социалистич. стран и надежную основу мира и дружбы между народами [см. Декларацию Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (1957), в кн.: «Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм», 1961, с. 9]. Понятием «М. с.» не исчерпываются принципы взаимоотношений между социалистич. странами, а также взаимоотношений стран социализма с гос-вами, освободившимися от колониального гнета (см. Интернационализм).
Принцип М. с. органически вытекает из ленинской теории социалистич. революции. Переход от капитализма к социализму охватывает целую историч. эпоху, в течение к-рой вследствие разновременности перехода на путь социализма все новых стран неизбежно и закономерно совместное существование социалистич. и капиталистич. гос-в. Рост сил социализма— гл. фактор М. с, удерживающийимпериалистич. державы от осуществления агрессивных замыслов.
Миролюбивая политика вытекает из существа коммунистической идеологии. Передовая социальная мысль уже в период восходящего капитализма отстаивала в утопической форме необходимость мирных взаимоотношений между народами и государст-
. вами (см. Т. Мор, Утопия, М., 1953, с. 181—96; | Кампанелла, Город Солнца, М., 1954, с. 76—77; Буонаротти, Заговор во имя равенства, т. 1, М., 1948, с. 325—26, 335—38, 352—54).
Нераздельность коммунизма и мира была научно обоснована марксизмом-ленинизмом. Основоположники науч. коммунизма Маркс и Энгельс исходили из того, что в эпоху домонополистич. капитализма коммунистич. революция «...произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т. е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии» (Э нгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 334). Поэтому на протяжении известного времени будут существовать коммунистические и некоммунистические страны и даже «антикоммунистические нации» (см. там же, т. 2, с. 539). Не исключая в такой историч. ситуации возможности оборонит, войн со стороны коммунистич. народов, Энгельс указывал, что «... победоносный пролетариат не может никакому чужому народу навязывать никакого осчастливления, не подрывая этим своей собственной победы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 357). Ленин, исходя из анализа новой историч. эпохи, развил эти положения и выдвинул принцип М. с. Незыблемость принципа М. с. и для совр. условий подчеркнута в Программе КПСС (1961, с. 59).
В результате победы Окт. революции в России сосуществование двух противоположных социальных систем стало реальным историч. фактом. В Декрете о мире (1917), принятом по инициативе Ленина, Сов. гос-во провозгласило М. с. основой своей внешней политики. В борьбе с троцкистами, отрицавшими возможность к.-л. отношений с империалистич. странами («ни мира, ни войны»), допустимость мирных договоров с капиталистич. державами, в борьбе с «левыми коммунистами», утверждавшими, будто «интересы международной революции запрещают какой бы то ни было мир с империалистами», Ленин обосновал возможность М. с. двух систем и показал, что М. с. является единственно приемлемым принципом, на к-ром могут строиться нормальные межгосударств, отношения стран с противоположным социальным строем. «Есть сила большая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила — общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами» (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 129). Возможность М. с. обусловлена завоеваниями социализма, к-рый заинтересован в мире и не нуждается для своего развития в войнах; экономич. тенденциями мирового развития; борьбой народов против империализма и войн, за нац. независимость, демократию и мир. Для М. с. с бурж. странами у социалистич. гос-ва нет никаких препятствий; этому мешает «империализм со стороны американских (как и любых иных) капиталистов» (там же, т. 30, с. 340). Выдвигая принцип М. с, Ленин подчеркивал, что оно предполагает «...состязание двух способов, двух формаций, двух хозяйств •— коммунистического и капиталистического» в условиях мира (там же, т. 31, с. 426). Идеологи антикоммунизма, фальсифицируя высказывания Ленина, пытаются отыскать некое противоречие между ленинской теорией социалистич. революции и идеей М. с. Однако Ленин отвергал «подталкивание» революции путем войны и рассматривал борьбу социалистич. гос-ва за мир и М. с. как выражение верности интернационализму. Свое главное воздействие па мировое развитие Сов. республика оказывает хозяйств, политикой, мир открывает во сто раз больше и шире дорогу ее влиянию (см. там же, т. 32, с. 413; т. 30, с. 422). Антимарксистская теория о том, будто социализм восторжествует лишь
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ 453
в результате войны, «была бы равносильна взгляду, что вооруженное восстание ость форма борьбы, обязательная всегда и при всяких условиях» (там же, т. 27, с. 49).
В условиях, когда первое социалистич. гос-во развивалось во враждебном капиталистич. окружении, политика М. с, к-рую. оно проводило, выражалась в борьбе за возможно более длительный мир. После 2-й мировой войны, в 50-х гг., междунар. условия изменились коренным образом. Образовалась мировая система социализма, к-рая превращается в решающий фактор мирового развития, рухнула колониальная система и возникли новые независимые гос-ва, заинтересованные в мире, произошло резкое и всестороннее ослабление мирового капитализма, обострились его классовые антагонизмы и возникли широкие демократич. движения за мир. Все это позволило КПСС, мировому коммунистич. движению творчески развить ленинский принцип М. с. В «"ты между народами, к-рые раньше были неизбежны, теперь могут быть предотвращены; миролюбивые силы в состоянии навязать империалистич. кругам длит, мир (см. Материалы XXII съезда КПСС, с. 302). Единств, источник военной опасности — империализм, к-рый готовит мировую термоядерпую войну. Перед лицом ее страшных последствий М. с. стало объективно необходимым условием прогресса мировой цивилизации, оно отвечает интересам всего человечества, за исключением горстки монополистов и военщины, и требует активизации нар. масс в борьбе за мир. Курс на М. с. не есть пацифистская политика. Это линия на мобилизацию всех миролюбивых и социалистич. сил в борьбе против угрозы новой войны, за прекращение «холодной войны», за ликвидацию агрессивных блоков, осуществление всеобщего и полного разоружения, урегулирование междунар. споров мирными средствами, за междунар. безопасность. Поддержание М. с. предполагает нек-рые взаимные уступки, компромиссы, не затрагивающие суверенитета стран. Борьба за М. с. ведет к изоляции агрессивных сил империализма, сплачивает рабочий класс и др. миролюбивые силы и содействует разоблачению пацифистской идеологии. Идеологи антикоммунизма пытаются опорочить принцип М. с. Совр. троцкисты утверждают, будто М. с. не только невозможно, но и вредно для рабочего класса всех стран.
Общая линия мирового коммунистич. движения в вопросе борьбы за М. с. состоит в том, что в силу сложившихся объективных историч. условий (крайнее обострение агрессивности империализма, появление оружия огромной разрушит, силы и т. п.) центральное место среди всех задач, стоящих перед антиимпериа-листич. силами в совр. эпоху, занимает борьба за предотвращение термоядерной войны. «Коммунисты всего мира единодушно и последовательно отстаивают мирное сосуществование, решительно борются за предотвращение войны. Коммунисты должны проводить неустанную работу среди масс, чтобы не допускать недооценки возможности предотвращения мировой войны, недооценки возможности мирного сосуществования и в то же время не допускать недооценки опасности войны.
В условиях разделения мира на две системы единственно правильным и разумным принципом международных отношений является принцип мирного сосуществования государств с разным социальным устройством, выдвинутый В. И. Лениным и получивший свое дальнейшее развитие в московской Декларации и Манифесте мира 1957 года, в решениях XX и XXI съездов КПСС и документах других коммунистических и рабочих партий (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 60).
М. с. включает в себя широкую позитивную программу, предусматривающую проведение в меж-
дунар. отношениях демократич. требований, попранных империализмом. В принципе М. с. получают благоприятное разрешение прогрессивные тенденции совр. междунар. развития—тенденция к завоеванию всеми народами своей государственности и независимости и тенденция к хозяйств, сближению стран на почве междунар. разделения труда и всемирного рынка.
М. с. предполагает усиление борьбы марксистов-ленинцев за торжество коммунистич. идей. Развитие добрососедских и дружеств. отношений между странами на основе М. с. не ведет к исчезновению противоречий между двумя системами, к затуханию классовой борьбы на междунар. арене и внутри капиталистич. стран. М. с. «... служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними» (Программа КПСС, с. 59). М. с. не есть примирение социализма с империализмом и отказ от идеологич. борьбы. В вопросах идеологии и социальных принципов М. с. быть не может. Неизбежность идеологич. борьбы определяется тем, что мировоззрение рабочего класса и мировоззрение буржуазии непримиримы по своей природе. Попытки занять «среднюю линию», примиренчество с бурж. идеологией неминуемо ведут к сползанию на позиции противников коммунизма. Борьба идей объективна и закономерна. «Мирное сосуществование государств с различным общественным строем не означает примирения социалистической и буржуазной идеологии. Напротив, оно предполагает усиление борьбы рабочего класса, всех коммунистических партий за торжество социалистических идей. Однако идеологические и политические споры между государствами не должны решаться войной» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм,1961, с. 62).
Борьба, к-рую ведут марксисты-ленинцы против враждебных коммунизму идей, за утверждение науч. коммунистич. мировоззрения, идеологически обеспечивает решение задач, стоящих перед народами социалистич. стран, междунар. рабочим классом, нац.-освободит. движением. «Проповедь мирного сосуществования идеологий есть измена марксизму-ленинизму, предательство дола рабочих и крестьян» («Об очередных задачах идеологической работы партии», Постановление Пленума ЦК КПСС от 21 июня 1963, см. «Правда», 22 июня 1963, с. 1). В совр. условиях значение идеологич. борьбы возрастает в связи с тем, что правящие круги империалистич. стран, широко используя другие формы борьбы против социализма, делают главную ставку на идеологич. диверсии в отношении социалистич. гос-в, на антикоммунизм. В этих условиях особенно необходимо повышать политическую бдительность, вести развернутое наступление против бурж. идеологии, против пережитков прошлого в сознании людей.
Принцип М. с. получает признание среди людей, придерживающихся различных взглядов. Это усиливает его критику со стороны ряда бурж. идеологов, к-рые отрицают закономерный и неизбежный характер сосуществования двух систем, отождествляют М. с. с «холодной войной», пытаются доказать несовместимость принципа М. с. с марксистско-ленинским учением о неизбежности победы коммунизма во всем мире, пытаются изобразить М. с. как путь, ведущий к синтезу двух систем. С др. стороны, бурж. социологи, выступающие в поддержку М. с. двух систем, ограничиваются анализом демократич. характера М. с. как принципа мировой политики и не видят его неразрывной связи с революц. мировым процессом, с классовой борьбой на междунар. арене.
Политика М. с, к-рую проводят социалистич. страны, является могучим фактором, ускоряющим всемирный революц. процесс. В условиях мира и М. с.
454МИРОВОЗЗРЕНИЕ
социализм наиболее широко и наглядно раскрывает свои преимущества во всех областях жизни; это усиливает влияние коммунистич. идей на нар. массы во всем мире. 3 условиях М. с. создаются более благоприятные возможности для борьбы рабочего класса каниталистич. стран, для развертывания нац.- освободит. движения. М. с. между двумя системами не исключает революций в форме вооруж. восстаний и справедливых нац.-освободит. войн против империа- листич. гнета, к-рые происходят в рамках капитали- стич. системы. Переход от капитализма к социализ му, освобождение народов от империалистич. гнета вполне согласуется с перспективой упрочения М. с. Проблемы революц. борьбы рабочего класса и нац.-ос вободит. движения ныне тесно связаны с борьбой за М. с, за предотвращение мировой термоядерной войны. Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] К. Каутскому. 12 сен тября 1882 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; его же, Эльберфельдские речи, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2; Л е н и н В. И., Доклад о мире, 26 октября (8 ноября), Соч., 4 изд., т. 26; его же, Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября), там же; его же, Стран ное и чудовищное, там же, т. 27; его же, Амер. рабочим, там же, т. 30; его же, Ответ на вопросы корреспондента американской газеты «The Chicago Daily News», там же; его же, Ответ на вопросы корреспондента американской газеты «New York Evening Journal», там же; его же, Наше внешнее и внутр. положение и задачи партии, там же, т. 31; его же, Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 22 декабря, там же; его же, Отчет о поли тической деятельности ЦК РКП(б) 8 марта, там же, т. 32; его же, О внутр. и внешней политике республики. Отчет ВЦИК и СНК IX Всероссийскому Съезду Советов 23 де кабря 1921 г., там же, т. 33; его же, Политический отчет ЦК РКП(б) 27 марта, там же; его же, Проект поста новления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской кон ференции, там же; его же, Интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» Фарбману, там же; XX съезд КПСС 14—25 февраля 1956 года. Стенографиче ский отчет, т. 1—2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд КПСС 27 января — 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1959; XXII съезд КПСС 17 — 31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1—3, М., 1962; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г., М., 1963; Документы Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1957; Документы Совещания пред ставителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1960; За сплоченность междунар. коммунистич. движения. Доку менты и материаль1, М., 1964. Е. Панфилов. Москва.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ— обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отд. явлений в мире и на свое собств. место в нем, понимание и эмоц. оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, филос, политич., правовых, нравств., религиозных, эстетич. убеждений и идеалов людей. Понятие М. употребляется и в узком смысле, напр. филос. М., политич. М., религиозное М. и т. п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно. Это и обусловливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого М. Каждый из нас — это «природа, ставшая человеком», и мы так или иначе отдаем себе отчет в том, какое место занимаем в бесконечном круговороте событий. Через труд, науку, искусство мы осознаем свое единство с природой, а вместе с тем и относит, самостоятельность — и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем — одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная жизнь есть и на других мирах. Это все ми-ровоззренч. вопросы.
Отношение человека к природе осуществляется через его бесконечно многообразные отношения к др. людям, через обществ, отношения. И мы также осознаем свое единство с обществ, целым и вместе с тем свою относит, самостоятельность — и но образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Социальная жизнь формирует у людей определ. идеалы, политические воззрения, нравственные и эстетич. идеи и т. д. Все это мировоззренч. вопросы.
Человек не только действует, но и мыслит. И человечество издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Это также глубоко мировоззренч. проблемы, имеющие большое практич. значение. Те пли иные воззрения на мир имеет каждый человек — это составляет одну из особенностей человека, отличающих его от животных. М. может быть, о&ыденным. (стихийным, наивным) и теоретически обоснованным, сознательным, проникнутым определ. филос. принципами. В М. обобщенно отражены особенности обществ, бытия личности, ее место в исторически конкретной системе обществ, отношений.
Поскольку человек выступает в истории всегда как представитель определ.класса, опыт к-рого определяется его социальным бытием, то и М. человека состав-, ляет не только его личное достояние, но отраженное в его сознании через формы культуры классовое сознание. В классовом обществе М. носит всегда классовый характер. В зависимости от того, совпадают ли практич. интересы класса с объективной тенденцией истории или нет, партийность данного класса совпадает с науч. объективностью или противоречит ей, и, следовательно, М. этого класса складывается как передовое или отсталое, реакционное. По своему содержанию и обществ, значимости М. может быть последовательно научным, т. е. основанным на данных передовой науки и науч. философии, или ненаучным, материалистич. или идеалистич., диалектич. или метафизич., атеистич. или религиозным, революционным или реакционным, в совр. условиях — коммунистич. или буржуазным. В наше время последоват. революционным и единственно науч. М. является М. революц. рабочего класса и его коммунистич. партии — марксизм-ленинизм, а диалектич. и историч. материализм является филос. М.
М. не пассивный спутник, а своего рода духовный наставник, путеводитель человека, класса, партии, народа, человечества. И если оно исходит из правильного миропонимания, то служит прочной основой для разумного преобразования мира. Если же М. представляет собой ложное отражение действительности, то оно является серьезной помехой в жизни личности.
Характерная черта М. — единство образа мыслей с образом жизни. Коммунистическим М., напр., обладает не тот человек, к-рый только изучил марксизм-ленинизм и знает его, а тот, к-рый живет и действует в полном соответствии с этим знанием. Знания превращаются в М. тогда, когда они формируют со-циально-политич., нравств. и эстетич. позиции человека, приобретают характер внутр. убеждения человека, т. е. становятся основой всего образа его жизни.
В процессе социального воспитания личности усваиваемая ею духовная культура становится из совокупности знаний о мире осознаваемой программой ее обществ., а тем самым и личного поведения. Именно как фактор поведения человека ого знания становятся его убеждениями. Благодаря этому М. оказывает сильнейшее активное воздействие на жизнь, на все стороны нознават. и практич. деятельности людей. Вот почему принципиальные люди, глубоко убежденные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на смерть. Многие великие истины и принципы социальной справедливости оплачены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине.
Для революционеров и мучеников науки, напр. Джордано Бруно, характерен девиз: «Стою на этом и не могу иначе!». Именно передовое М. придало поразительную чувствительность социальной совести благородных мыслителей и революционеров, так резко обострило их понимание действительности.
МИСТИКА455
Именно оно вдохновило их на неустанный поиск и напряженное размышление над социальными загадками.
Сила личного убеждения — это важное условие практич. и теоретич. деятельности. Корифеи мысли и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной. Они были глубоко убежденными людьми. Их характеризуют бесстрашие, самопожертвование и беспредельная преданность своим идеям. Всем образом их жизни и мысли руководила извечная мечта человечества о счастливой жизни всех тружеников на земле.
Человек, лишенный широкой и верной ориентации в вопросах М. и способах подхода к познанию и пре-. образованию мира, чувствует себя беспомощным. Чтобы не оказаться в положении неумелого пловца, плывущего по воле волн в бурном океане жизни, человек обязан овладеть науч. М. Тогда он сможет смело и уверенно идти в избранном направлении, видеть свое место и роль в сложном водовороте событий.
В чем состоит могучая и неотразимая сила марксистско-ленинского М.? «Учение Маркса,— писал Ленин, — всесильно потому, что оно верно» (Соч., т. 19, с. 3). Правильно и глубоко отражая законы развития природы и общества, марксистско-ленинское М. всесторонне выражает коронные интересы трудового народа, открывает реальных! смысл человеч. истории и жизни людей.
Для совр. бурж. М. характерно отсутствие положительных идеалов; настоящее в нем кажется неопределенным, а будущее — темным и лишенным перспектив. Идеологи реакц. буржуазии, жалуясь на то, будто бы в совр. мире все духовные ценности потеряли свой смысл, провозглашают пессимистич. принцип — благословен тот, кто ничего не ожидает: кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован. Они против всяких социальных идеалов, полагая, что последние зачастую превращаются в злую иронию. Утрата обществ, идеалов, смысла и целей жизни, моральный нигилизм и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным — вот основные черты совр. реакц. бурж. М.
В противоположность взглядам буржуазии и ее идеологов с их проповедью пессимизма, безнадежности и неверия в будущее, марксистское М. придает человеку революционную устремленность во взглядах на жизнь: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, в светлое будущее человечества. Оно резко выделяется на фоне общего упадка бурж. М. и ясно указывает человечеству путь в будущее.
В условиях победоносного развития социалистич. революции марксистско-ленинское М. стало одной из решающих сил, организующих революц. действия масс в борьбе за мир, социализм и коммунизм. В социалистич. странах марксизм-ленинизм становится М. всего народа и формирует новое, социалистич. и коммунистич. отношение к труду и ко всем сторонам обществ, развития. Оно является решающей силой в борьбе с пережитками бурж. и религ. М. Поэтому Программа КПСС придает первостепенное значение формированию науч. М. у всех тружеников сов. общества на идейной основе марксизма-ленинизма.
Чем глубже это М. проникает в сознание народных масс, тем активнее они участвуют в борьбе против эксплуатации, колониального гнета, за социализм и коммунизм. Вот почему КПСС одной из важнейших задач строительства коммунизма считает воспи тание всего народа, каждого советского человека в духе науч. М. Формирование науч. М. предполагает обобщение, синтезирование всех знаний, добытых отд. науками. А такой синтез возможен лишь на основе марксистской философии. а. Спиркин. Москва.