В ранних произведениях М. слышатся отголоски народничества («Белые ночи», опубл. в журн. «Вестник Европы», 1879, № 11, и др.). К концу 80-х гг. М. переходит к декадентству. В это же время он начинает заниматься философией, видя ее задачу в построении целостного миропонимания, к-рое осветит смысл чело-веч, существования. Таким миропониманием М. считал мэонизм (от греч. ит) ov — несуществующее; термин взят из диалога Платона «Софист»; мэон — это то, него нет в этом мире, но чего мы страстно жаждем). С т. зр. мэонизма, жизнь человека (несмотря на его страдания) обретает смысл в стремлении приобщиться К религ. истине (см. Богоискательство).
В истолковании социальных явлений М. соединял мэонизм с географич. фактором. Недуг России, по М., заключается в отсутствии у нее естеств. границ. Последнее вело к войнам, к-рые породили в стране деспотизм: личность оказалась задавленной государственностью. Именно это и привело к революции 1905, ОСН. идея к-рой — освобождение личности из-под власти гос-ва, пробуждение ее для культурной работы. Признавая справедливость борьбы пролетариата против буржуазии, М. отвергал теорию науч. социализма, противопоставлял ей надклассовый социал-гуманизм— синтез любви к природе и любви к человеку, культуры и правды (см. «На обществ, темы», СПБ, 1909, с. 62).
В эстетике,[развивая идеи си.мво.гизжа, М. утверждал, что иск-во создает чистые, непричастные к мирским интересам символы, отражающие в той или иной форме идеальные целесообразности, т. е. бога.
С о ч.: Старинный спор, <|3аря», К., 1884, 22 июля, № 193; При свете совести, СПБ, 1890; О свободе религ. совести, СПБ, 1902; Религия будущего (Филос. разговоры), СПБ, 1905; От Данта к Блоку, Берлин, 1922; Кого ищешь?, Берлин, 1922; Ответ на вопрос: «Как вы пережили войну и революцию?», «Новая рус. книга», Берлин, 1922, № 8; Полное собр. стихотворений, 4 изд., т. 1 — 4, СПБ, 1907.
Лит.: Плеханов Г. В., О т. н. религ. исканиях в России, Соч., т. 17, М-, [1924]; Рус. литература XX в., под ред. С. А. Венгерова, т. 1, М., 1914; Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912, с. 46—53; Блок А., 1рец.]
Н. М. Минский. Религия будущего, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М. —Л., 1962; Благой Д., Минский Н., Лит. энциклопедия, т. 7, М., 1934; М е й л а х В., Ленин и проблемы рус. литературы, М. —Л., 1951, с. 152, 176—82, 189—91; Волков А., Очерки рус. литературы конца XIX и начала XX века, М., 1955, с. 431, 432, 441. А.Поляков.Москва.
МИНЬЁ(Mignet), Франсуа Огюст Мари (8 мая 1796—24 марта 1884) — франц. бурж. историк и либеральный журналист. С 1837 — бессменный секретарь Академии нравств. иполитич. наук. Автор ряда книг по истории Франции, М. вошел в историю обществ, мысли гл. обр. благодаря своему труду «История французской революции...» («Histoire de la revolution franchise...», v. 1—2, 1824). В этой книге М. рассматривал революцию как историч. необходимость, вызванную всем предшествовавшим обществ, развитием страны, как результат борьбы третьего сословия с феод, аристократией. Выводом из этого положения у М. было оправдание революции и всех ее актов, вплоть до якобинского террора, т. к. каждый акт утверждал новую «демократическую» (т. е. буржуазную) Францию будущего. Др. выводом было то, что осн. движущей силой историч. и, в частности, революц. событий оказывалась не индивидуальная воля правителя, а «сила обстоятельств», т. е. историч. условия, потребности масс, интересы классов. Внимание М. привлечено к материальным интересам, «нуждам» различных классов. Он подходил к мысли об определяющей роли этих интересов в процессе историч. развития. Плеханов, рассматривая эти идеи М., писал: «Общественное движение определяется господствующими интересами, и именно это движение определяет и форму правительства. Когда правительство перестает соответствовать состоянию народа, оно исчезает» (Соч., т. 8, 1923, с. 10). Энгельс относил М. к числу историков, к-рые объективно подводили науку к открытию материалистич. понимания истории (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 471). Энгельс отмечал также, что франц. историки периода Реставрации, в т. ч. и М., «постоянно указывают» как на «ключ к пониманию французской истории» на тот факт, что центром тяжести всей политической борьбы «... являлись стремления к господству двух классов: землевладельческой аристократии... и буржуазии...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 308). Тем самым М. указывал на роль классовой борьбы в истории. Однако, как и другие бурж. историки периода Реставрации, он считал, что с приходом к власти буржуазии борьба классов закончится и наступит справедливый гос. строй. Ошибочность этого взгляда вскоре, после июльской революции 1830, стала совершенно очевидной.
М. отнюдь не был демократом. Власть, по его мнению, должна принадлежать обеспеченным и просвещенным классам, а равенство для него — понятие не столько социальное, сколько политическое. Его симпатии — на стороне жирондистов, хотя он и признавал, что только якобинцы могли руководить народом в разгар политич. страстей. Оправдывая якобинскую диктатуру, М. пытался установить законы в чередовании событий, определить причины, вызывавшие те или иные следствия, и формулировал ситуацию и неизбежные ее результаты в виде теорем, решение к-рых могло быть только одно — то, к-рое дано историей. М. утверждал, что революция преследовала.две цели: свободную конституцию и более совершенную цивилизацию. Каждый из классов, составлявших франц. народ, в течение шести революц. лет пытался найти совершенную конституцию и терпел в этом неудачу. Но среди этих неудач возникала более совершенная цивилизация, сменившая феодализм.
Политич. смысл книги М. таков: революция была необходимостью, вызванной потребностями угнетен-
448 МИГ
ных классов, а ее «эксцессы» имели причиной сопротивление привилегированных классов. Дальнейшее развитие будет продолжаться вплоть до утверждения справедливого строя, но если дворянство будет сопротивляться этому развитию, то вновь произойдет революция. Чтобы предотвратитыювую революцию, нужно немедленно и без сопротивления осуществить программу либеральной партии и произвести необходимые реформы.
С о ч.: De la feodalite, des institutions de Saint Louis, ct de l'influence de la legislation de ce prince..., p., 1822; Negociations relatives a la succession d'Espagne sous Louis XIV..., v. 1 — 4, P., 1835—42; Histoire de Marie Stuart. v. 1 — 2, P., 1851; Charles Quint, son abdication, son sejoui et sa mort au monastere de Guste..., P., 1854.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27 М.—Л., 1935, с. 533; Р ей зо в Б. Г., Франц. романтич. историография (1815—1830), [Л.], 1956, гл. 7; Simon J.. Mignet, Michelet, Henri Martin, P., 1889; Petit E„ Fr. Mignet, P., 1889. Б. Реизов. Ленинграде
МИРмеждународный — отношения между народами и гос-вами, исключающие применение насильств. средств для проведения политики; отсутствие войны между народами и гос-вами. в антаго-нистич. классовом обществе М. прерывается войнами и закрепляет их результаты. Характер М., как и характер войны, определяется политикой, к-рая проводится господств, классами. «Война есть продолжение средствами насилия той политики, которую вели господствующие классы воюющих держав задолго до войны. Мир есть продолжение той же политики, с записью тех изменений в отношении между силами противников, которые созданы военными действиями» (Л е н и н В . И., Соч., т. 22, с. 152).
Вечный М. между народами, исключающий всякие войны и подготовку к ним, является между нар. принципом коммунистич. общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,Соч., 2 изд., т. 17, с. 5), одним из великих идеалов, за к-рые борются Коммунисты (см. В. И. Ленин, Соч., т. 21, с. 264, а Также Программу КПСС, 1961, с. 6).
Стремление к жизни без войн, когда в отношениях между народами соблюдались бы простые общепризнанные нормы справедливости, — одно из самых сокровенных чаяний нар. масс. Оно возникло в глубокой древности, в эпоху становления классового общества и встречается уже в 3-м тысячелетии до н. э. в шумерском нар. эпосе о Гильгамеше (X, VI, ст. 27—28). Первонач. идеал вечного М., выдвинутый разными народами в легендах о «золотом веке», а впоследствии в ранних социальных утопиях, представлял собой фантастич. отображение обществ, отношений родового строя (эллинистич. роман Я.чбула о «солнечном гос-ве», в кн.: «Историч. библиотека» Диодора Сицилийского, рус. пер.— ч. 1, 1774; древнекит. утопия Лао-цзы).
Идеологи рабовладельч. класса не допускали возможности равноправного длит. М. с «варварами». Аристотель обосновывал взгляд, что не только война, но и М. есть необходимое условие жизни рабовладельч. гос-ва: «Нужно, чтобы граждане имели возможность... (в случае надобности), вести войну, но, что еще предпочтительнее, наслаждаться миром...» (polit. VII, 13, 9; рус. пер., М., 1911). На бессмысленность захватнич. стремлений к порабощению ijcero мира указал Плутарх в диалоге Киния и Пирра (см. его соч. «Сравнительные жизнеописания», т. 4, СПБ, 1891). Попытка разрешить сложную моральную проблему, связанную с участием в братоубийств, войне, содержится в древнеинд. эпосе Бхагавадгите.
В комедиях Аристофана обрисованы си^ы, способные, по его мнению, прекратить междоусобные войны в Элладе (комедии «Мир» и «Лисистрата.»). В Др. Риме широкое распространение получила теория М., опирающегося на силу; существо ее выражается в .изречении,приписываемом воен. писателе Вегецию
Флавию: «Si vis pacem, para bellum» («Хочешь мира — готовься к войне»). Мировая империя, в к-рой подавляется стремление порабощенных народов к независимости, считалась средством устранения междунар. конфликтов. В учении стоиков, а затем в раннем христианстве обосновывалась идея о том, что условием М. является воплощение в едином гос-ве некоей духовной общности народов Рим. империи. Идеал М., основывающегося на отказе от политики захватов, провозглашен в надписях инд. царя Ашоки (3 в. до н. э.), к-рый вследствие морального раскаяния в совершенных им при покорении гос-ва Калинги злодеяниях, принял дхармавиджаю (закон благочестия) в качестве основы деятельности гос-ва.
В феод. Европе стремление масс к М. эксплуатировалось церковью (проповедь «божьего мира»). Идеологи папства (клюнийское движение) выдвинули программу теократич. М.— мирового господства рим. курии. Этим претензиям светские феодалы, в частности герм. императоры, противопоставили план возрождения Рим. империи, к-рый маскировался «заботами» о замирении Европы.Необходимость положить конец междоусобицам для того чтобы успешно отражать опасности чужеземного нашествия, вызвала появление «Слова о полку Игореве», призывавшего к единству и М. во имя защиты Родины, и политич. планов устранения междоусобных распрей путем союза гос-в («русский мир» Романа Галицкого в нач. 13 в., «всеобщий европ. мир» П. Дюбуа в нач. 14 в., проект советника чеш. короля Йиржи Подебрада — Мари-ни в 15 в.). Требование «крепкого мира» выдвигалось и в крест, восстаниях (напр., восстание под руководством Уота Тайлера в 1381, и др.).
В эпоху Возрождения против феод, распрей и мо-нархич. войн выступили гуманисты Т. Мор (см. «Утопия», М., 1953, с. 95), Эразм Роттердамский (см. «Жалоба мира», в журн.: «Воир. философии», 1955, № 2), Дж. Колет, Фишер из Рафы, Рабле, Монтень, Себастьян Франк. Они рассматривали М. как необходимое условие нравств. развития человека, указали на несовместимость войн с интересами народа.
В нач. 17 в. зарождается наука о междунар. праве (Гроций, Пуфендорф, Томазий), отразившая процесс становления системы нац. гос-в. Ее центр, идеей было регулирование отношений между гос-вами в целях сохранения М., ограничение войны юридич. нормами. В это же время появились проекты создания общеевроп. или всемирных орг-ций гос-в для решения междунар. споров мирными средствами (Э. Круа, Новый Киней, или Рассуждение об основах и средствах установления всеобщего мира и свободы торговли во всем мире — Е. de la Croix, Le nouveau Сепёе ou Discours des occasions et moyens d'establir une Paix generale et la liberte du Commerce pour tout le monde, 1623; Я.Коменский, Всеобщий совет человеч. роду...— Comenius, De rerum humanarum emendatione consul-tatio catholica ad genus humanum..., [1657]; Пейн,Ошлт о настоящем и будущем мире в Европе — W. Репв, An essay towards the present and future peace of Europe, 1693; Дж. Беллерс, Нек-рые основания Европ. гос-ва, предложенные державам — J. Boilers, Some reasons for an European state, 1710). Наибольшую известность в тот период получил проект Ш. Сен-Пьера, изложенный им в «Записке об улучшении дорог» (1708), а затем в «Проекте сохранения вечного мира в Европе» —С. de Saint-Pierre, Pro jet pour rendre la paix perpetuelle en Europe, v. 1—3, 1713—17. Этот проект привлек к проблеме вечного М. внимание многих просветителей: Лессинга, X. Вольфа, Гердера и др., а также Руссо. Но он имел и реакц. сторону, поскольку предусматривал подавление нар. восстаний в Европе и сохранение монархич. форм правления, и был впоследствии использован создателями
МИР 449
европ. «священного союза». Идея вечного М., поддерживаемого союзом суверенных гос-в, получила дальнейшее развитие у Канта в трактате «К вечному миру» («Zum ewigen Frieden», 1795, рус. пер. 1880), где поставлен вопрос о гарантиях М., тенденции обществ, развития, обусловливающей необходимость его установления путем соглашения между гос-вами.
Прогрессивные мыслители 17—18 вв. обосновали демократия, программу справедливого М.— реорганизации междунар. жизни на основе принципов равноправия и уважения суверенных прав народов. Они выдвинули требование разоружения (Беллерс), отказа от тайных договоров (Мабли), выступали за смягчение бедствий, приносимых войнами крестьянам, ремесленникам, торговцам путем междунар. соглашений (Б. Франклин). Свои надежды на М. они связывали с нравств. перевоспитанием людей (Гердер), развитием науки и просвещения (Коменский), расширением, торговых связей между странами (Монтескье, А. Смит, Рикардо), «взаимного купечества» (Десницкий). 13 противоположность Сен-Пьеру, к-рый ставил осуществление М. в зависимость от воли правящего класса, «просвещенных монархов», Руссо видел путь к М. в рсволюц. низвержении европ. монархий, хотя и полагал, что время для такой революции еще не пришло (см. «Суждение о вечном мире», в кн.: «Трактаты о вечном мире», М., 1983, с. 149). Дидро считал условием М. установление республики. Прогрессивное значение имела идея об «упреждении раздоров и войн», выдвинутая в 1798 В. Малиновским (см. Избр. обществ.-политич. соч., 1958, с. 81).
В отличие от просветителей, искренне веривших в то, что ликвидация феод.-династич. устоев повлечет за собой в междунар. отношениях установление вечного и всеобщего М., утоиич. коммунисты (Морелли, Мабли) указывали, что для уничтожения войн нужно реорганизовать социальное устройство наций на основе общности имущества. В программе М., провозглашенной бабувистами (см. Бабёф), поставлен вопрос об отношении революц. власти к др. народам после коммунистич. переворота в стране. Бабувисты стремились внушить народу уважение к междунар. праву и отвращение к завоеваниям. М. они рассматривали как первое из благ после свободы и допускали только справедливые войны (см. Ф. Буонарроти, Заговор во имя равенства, т. 1, М.—Л., 1958, с. 352—53, прим.).
После наполеоновских войн в Европе зародилось пацифистское движение, имевшее вначале религ. окраску. Его ирактич. деятельность свелась к изданию религ. пацифистской лит-ры, «барской, не для народа» (см. В. И. Ленин, Соч., т. 35, с. 223), посылке петиций в парламенты, созыву начиная с 1843 междунар. конгрессов в защиту М. В 1855 пацифист Беррит выдвинул идею всеобщей антивоен. стачки в христ. странах. В конце 40—нач. 50-х гг. 19 в., благодаря активной деятельности примкнувших к пацифистским общинам поборников свободной торговли (фритредеров), пацифизм начал преодолевать религ. форму, превращаясь в либеральное движение за проведение реформ в междунар. отношениях в условиях капитали-стич. строя. Фритредеры (Кобден, Брайт, Чаннинг, Бастиа) требовали ликвидации тарифных барьеров, освобождения колоний как условия мира. Маркс, раскрывая сущность фритредерских лозунгов, писал, что «было бы большой ошибкой предполагать, что доктрина мира манчестерской школы имеет глубокое философское значение. Она сводится лишь к тому, что феодальный метод ведения войны должен быть заменен торговым, что место пушек должен занять капитал» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 533). «Присвоить имя всеобщего братства эксплуатации в ее космополитическом виде — такая идея могла зародиться только у буржуазии» (Маркс К.,
там же, т. 4, с. 416). В 1867 мелкобурж. республиканцы и либералы при участии Лемонье, Гюго, Гарибальди создали «Междунар. Лигу свободы и мира», к-рая пыталась в начале своей деятельности направить рабочее движение на путь пацифизма. Программа М. «Лиги» включала в себя: замену монархий демократич. республиками, отстранение церкви от участия в политич. делах, создание «Соединенных Штатов Европы», организацию «армии мира» для пресечения агрессии, осуществление на основе СШ Европы всеобщего разоружения. Эту программу «Лига» надеялась осуществить путем просвещения всех классов общества в духе миролюбия. Б эпоху сравнительно мирного развития капитализма пацифизм сыграл известную положит, роль в заключении различных конвенций и соглашений между гос-вами, кодификации междунар. права, разработке принципов арбитража, санкций и т. п. Б конце 19 в. в Европе установилось господство милитаризма; получила распространение концепция «вооруженного мира», согласно к-рой наращивание воен. мощи служит устранению войн. Просветите льско-воспитат. и парламентско-реформист-ская деятельность пацифистов потерпела полный провал.
Ограниченность бурж. пацифизма, к-рый желал невозможного — капитализма без войн, не была присуща программе М. социалистов-утопистов 19 в. (Фурье, Оуэн, Дезами), но и они не смогли еще подняться до осознания коренной противоположности интересов трудящихся и буржуазии в вопросах М. и войны и апеллировали ко всему обществу, в т.ч. и к господств, классам, призывая их «в интересах самосохранения» ввести социализм, чтобы «.. .не быть ввергнутыми в анархию, в войны и бедствия» (Оуэн Р., Избр. соч., т. 2, М., 1950, с. 208). По мере развития классовой борьбы пролетариата этим иллюзиям приходит конец; его руководители разрабатывают междунар.программу рабочего движения, к-рую это движение отстаивает против буржуазии: «Мы ненавидим все войны, кроме тех, которые народ вынужден вести против внутреннего угнетения или иноземного вторжения»,— говорил Дж. Гарни на митинге чартистов, членов «Союза справедливых» и революц. эмигрантов в Лондоне в 1845 (цит. по кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 596). Рус. революц. демократия (Чернышевский) вплотную подошла к этой программе: «Человеку трудящемуся разорительна всякая война; полезна для него только та война, которая ведется для отражения врагов от пределов отечества» (Избр. филос. соч., т. 2, 1950, с. 198).
В марксизме-ленинизме демократич. традиция в вопросах М. и войны, созданная прогрессивной обществ, мыслью, получила продолжение и развитие. Научно объяснив природу и сущность войны, марксизм-ленинизм выдвинул действенную программу борьбы за М., указал реальный путь к вечному М.; выяснение роли рабочего класса как творца новых междунар. отношений, как передовой обществ, силы, возглавляющей нар. массы и способной положить конец всяким войнам,— главное в марксистско-ленинской постановке вопроса о М. Интернац. солидарность рабочего класса—необходимое условие успешной борьбы против агрессии, милитаризма и войны. «...Объединение рабочего класса разных стран в конечном счете должно сделать войны между народами невозможными» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 556; см. также т. 17,. с. 5). Основоположники марксизма вместе с тем подчеркивали необходимость борьбы рабочего класса заМ.в условиях капитализма. Энгельс, называя разоружение гарантией М., указывал, что оно «возможно» (см. там же, т. 22, с. 387). Созданный Марксом и Энгельсом 1-й Интернационал провозгласил, что борьба за всеобщий М.—
450 МИР
часть борьбы за освобождение рабочего класса и что рабочий класс должен «...добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости... стали высшими законами и в отношениях между народами» (Маркс К., там же, т. 16, с. 11). Необходимость согласованных выступлений рабочих разных стран в интересах М. подчеркнули Брюссельский (1891) и Цюрихский (1893) конгрессы 2-го Интернационала. В период перед 1-й мировой войной меж-дунар. социалистич. движение, партия большевиков разработали антимилитаристскую тактику рабочего класса эпохи империализма. Штутгартский конгресс 2-го Интернационала (1907), по предложению Ленина и Люксембург, заявил, что в случае войны междупар. пролетариат выступит за устранение капиталистич. строя, порождающего войны. В антивоен. манифесте чрезвычайного Базельского социалистич. конгресса (1912) определена позиция рабочего класса в отношении надвигавшейся империалистич. войны: «Пролетариат считает преступлением стрелять друг в друга ради увеличения прибылей капиталистов...» (цит. по кн.: Ленин В. И., Соч., т. 18, 1936, с. 410). Социалистич. движение выдвинуло таких страстных борцов против милитаризма, как Ж. Жорес, К. Либкнехт, Ю. Дебс. Однако отход пра-воопОртунистич. вождей 2-го Интернационала после начала 1-й мировой войны от обязательств, провозглашенных в совместных декларациях социалистов, дезорганизовал и расколол рабочий класс. Только большевики во главе с Лениным, болг. «тесняки», сербские социал-демократы и левые иптернационалистич. элементы в ряде др. социалистич. партий выступили против войны с позиций пролет, солидарности. Но этих сил было недостаточно, чтобы отстоять М.
Коммунисты, в отличие от бурж. пацифистов и анархистов, ставят проблему М. конкретно-исторически, в связи с онредел. политич. условиями и коренными интересами рабочего класса и нар. масс. Они указывают, каким образом можно укрепить М. в данных условиях, как нужно бороться против конкретной военной опасности за справедливый, демократич. и прочный М. «Лозунг мира можно ставить или в связи с определенными условиями мира или без всяких условий, как борьбу не за определенный мир, а за мир вообще (Frieden ohne weiters). Ясно, что в последнем случае перед нами не только не социалистический лозунг, но и вообще совершенно бессодержательный, бессмысленный лозунг» (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 262). Гос-ва поддерживают состояние М. между собой, соблюдая определ. условия, обычно закрепленные в междунар. договорах. В зависимости от характера этих условий М. бывает двоякого рода. М., попирающий суверенные права народов, их нац. достоинство и имеющий своей целью обеспечение господства одних стран лад другими или подготовку к новым захватам чужих территорий, является несправедливым, империалистическим. Этот М. основывается либо на замирении силой угнетенных наций угнетающими (система колониализма), либо на известном «равновесии сил» между угнетающими нациями и компромиссах между ними о разделе сфер влияния за счет других народов («мирпые» союзы империалистич. держав), либо же на насильств. удержании части территории др. гос-ва вопреки воле и симпатиям его населения и навязывании кабальных условий. По своей природе империалистич. М. является «передышкой» между войнами и вырастает из той же почвы капиталистич. мировой системы хозяйства, что и империалистич. войны. В противоположность этому, М., обеспечивающий суверенные права народов, их независимость, равенство, добрососедские отношения и имеющий своей задачей всемерное развитие культурных, экономич. и торг. связей к взаимной выгоде со-
трудничающих сторон, является справедливым, демократич. М. Устанавливая принципы демократизма как высший закон в отношениях между народами, этот М. открывает простор для решения спорных вопросов в соответствии со свободно выраженной волей и симпатиями населения и закладывает прочную основу для обеспечения общих политич. интересов всех миролюбивых стран в борьбе против войн.
В эпоху, когда безраздельно господствовал империализм, демократич. М. был не осуществим без революц. борьбы масс и свержения империалистич. пр-в. Ленин указывал, что только гос-во рабочих и крестьян в состоянии «...добиться мира, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без пролетарской революции в ряде стран» (там же, т. 23, с. 331). В условиях 1-й мировой войны единственно возможный путь к прочному демократич. М. лежал через превращение империалистич. войны в войну гражданскую. Именно этим путем вывела из войны народы России Коммунистич. партия. С победой Окт. революции в мировой политике начался поворот от М. империалистического с вырастающими из него войнами к прочному демократич. М., к-рый закладывает основы для полного устранения войны.
В первом акте Сов. гос-ва—Декрете о мире (1917)— программа демократич. М. была органически связана с новым принципом междунар. отношений, рожденным социалистич. революцией,— принципом мирного сосуществования социалистич. и капиталистич. систем. Этим декретом Сов. власть провозгласила мирную политику, равно справедливую для всех народов: отказ от войны как средства решения межгос. споров; мирпые переговоры; аннулирование неравноправных договоров, направленных к захвату чужих земель; защита нац. равноправия и осуществление на деле самоопределения наций; добрососедские отношения между гос-вами; экономич. сотрудничество; призыв к нар. массам всех стран активно вмешаться в вопросы мировой политики и совместно решить задачу освобождения человечества от ужасов войны. Декрет о мире исходил из того, что мирные отношения между социалистич. и империалистич. странами не только допустимы и возможны, но и необходимы в интересах укрепления М. и развития социализма. Последоват. борьба Сов. гос-ва и междутгар. рабочего класса во главе с коммунистич. авангардом— партиями 3-го Интернационала в период между двумя мировыми войнами за новые принципы междунар. политики, выдвинутые социализмом, способствовала сплочению демократич. миролюбивых сил для борьбы против фашистской агрессии.
Развитие и укрепление первого в мире социалистич. гос-ва, а после 2-й мировой войны мировой системы социализма — историч. шаги к созданию материальных гарантий прочного М. и осуществлению многовековой мечты человечества об устранении войн из жизни общества. Ныне сложились такие условия, когда уже имеется не только моральное, но и материальное превосходство миролюбивых сил над поборниками войны. Марксисты-ленинцы рассматривают борьбу за М. как выполнение своей историч. миссии перед человечеством и как важнейшее условие построения социализма и коммунизма, развертывания революц. рабочего и нац.-освободит, движения. В современных условиях на мировой арене сложилось новое соотношение сил в пользу социализма, при к-ром нельзя решать вопросы М. и войны, не считаясь с волей народных масс. Исходя из марксистско-ленинского анализа этого соотношения сил, XX съезд КПСС по-новому поставил вопросы М. и войны и сделал важный теоретич. и поли-
МИР 451
тич. вывод о том, что теперь уже нет фатальной неизбежности войны. Могучие силы современности, выступающие в защиту М.: Советский Союз, социалистич. лагерь, молодые нац. гос-ва, междунар. рабочий класс, всенародное движение сторонников М.— могут предотвратить войну. Выводы о возможности предотвращения войны в современную эпоху, сделанные мировым коммунистическим движением, легли в основу программных документов борьбы за М.: «Манифеста мира» (1957) и «Обращения к пародам всего мира» (1960), а также «Декларации Совещания представителей ком-мунистич. и рабочих партий социалистич. стран» (1957) и «Заявления Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий» (I960). Благодаря активности, организованности и выдержке миролюбивым силам удалось сорвать суэцкую авантюру империалистов в Египте (1956), предотвратить вторжение в Сирию, Ирак (1958), отстоять свободу и независимость Кубы (1961), была ликвидирована острая междунар.напряженность, возникшая в связи с агрессивными действиями амер. империалистов против Кубы (1962). Важнейшим итогом деятельности КПСС, братских партий стран социализма, результатом активизации миролюбивых сил всех стран явился тот факт, что войну удалось предотвратить (см. Материалы XXII съезда КПСС, 1962, с. 298). Однако опасность новой мировой войны еще не устранена.
Могущество социалистич. лагеря — решающая гарантия М. на земле. Ленин считал, что со временем «...новые изобретения в области науки и техники сделают оборону нашей страны такой мощной, что всякое нападение на неё станет невозможным» («Воспоминания о В. И. Ленине», т. 2, 1957, с. 682). Решение вопроса о том, удастся ли предотвратить войну, зависит не только от материальной (военной, экономической) мощи, но и от моральных, политических факторов, то есть организованности, бдительности, выдержки миролюбивых сил, широких народных масс.
В совр. условиях вопрос о М. вследствие невиданно возросшей разрушит, силы средств войны стал общечеловеч. проблемой и затрагивает судьбы не только целых стран и народов, но и будущих поколений человечества. Главное состоит сейчас в том, чтобы отвратить термоядерную угрозу, не дать вспыхнуть ракетно-ядерной войне, в огне к-рой могут сгореть мн. страны и народы. Покончить с этой угрозой может уже нынешнее поколение людей (см. Программа КПСС, 1961, с. 57). Против опасности термоядерной войны выступают социалистич. страны, нейтральные страны, народы, борющиеся за нац. независимость и ее укрепление против империализма, революц. рабочее движение капиталистич. стран и самые разнородные массовые движения, объединенные общим стремлением сохранить М., напр. Движение сторонников мира, движение участников Пагуошских конференций, Нац. комитет борьбы за разумную ядерную политику (США), сторонники ядерного разоружения — участники похода на Олдермастон (Англия), Комитет 100 (Англия), Совет солидарности стран Азии и Африки, Движение против атомной смерти (ФРГ), Франц. лига борьбы против атомного вооружения и др. Борьба за М. против милитаризма — об-щедемократич. движение — не ставит перед собой задач социалистич. преобразований. Но она теснейшим образом связана с борьбой за социализм, поскольку ведется против империализма — источника военной опасности. Организующей силой в борьбе за М. выступает междунар. рабочий класс. Коммунисты добиваются обеспечения М. не путем вымаливания его у империалистов, а сплачивая марксистско-ленинские партии, рабочий класс всех стран, опираясь на мощь социалистических государств. Опасность термоядерной войны останется до тех пор, пока решительная и ак-