Лит.; Г а й т л е р В., Элементарная квантовая механика, пер. с англ., М., 1948; его же, Квантовая теория излучения, пер. с англ., М.. 1956; Иваненко Д. в С о-колов А., Квантовая теория поля, М.—Л., 1952; Философские вопросы современной физики, [Сб. ст.], М., 1952; К., 1956; М., 1958; М., 1959; Вопросы причинности в квантовой механике. Сб. переводов, М., 1955; Омельянов-с к и й М. Э., Философские вопросы квантовой механики,
М., 1956; Сачков Ю. В., О материалистическом истолко вании квантовой механики, М., 1959; Дирак П. М., Прин ципы квантовой механики, М., 1960; Проблемы причинности в современной физике. [Сб. ст.], М., 1960; В о м Д., Кванто вая теория, пер. с англ., М., 1961; Свидерский В. И., О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании, М., 1962; Бор Н., Атомная физика и человече ское познание, пер. с англ., М., 1961; БройльЛ. де, По Тропам науки, пер. с франц., М., 1962; Блохинцев Д. И., Основы квантовой механики, 4 изд., М., 1963; Лан дау Л. Д. иЛифшицЕ. М., Квантовая механика, М., 1963; Гейзенберг В., Физика и философия, пер. с нем., М., 1963; Б о р н М., Физика в жизни моего поколения. Сб. ст., М., 1963; Философские проблемы физики элементар ных частиц. Сб. ст., М., 1963; Кузнецов И. В., Прин цип соответствия в совр. физике и его филос. значение, М.—Л., 1948; Reichenbach H., Philosophic foundations of quantum mechanics, Berk.—Los Ang., 1946; «Dialectica», 1948,.v. 2, № 7—8. P. Штейнман. Москва.
МИКУЛАШиз Пельгржимова [(Miku-las z Pelhfimova), псевд. — Бискупец] (ок. 1385— 50-е гг. 15 в.)— чешский религ. реформатор, один из идеологов гусизма. В 1409 М. получил звание бакалавра Пражского ун-та. Был одним из основателей Табора, хотя с начала 1421 принимал участие в ликвидации таборского радикализма. В 1420—52 был таборским епископом. В течение мн. лет вел идеологич. борьбу в защиту программы городского Табора; является автором многочисл. таборских документов. В 50-х гг. 15 в. М. пишет «Таборскую хронику», представляющую собой осн. источник сведений об истории гусизма. После ликвидации таборской партии в 1452 М. был схвачен и заключен в тюрьму, где вскоре умер.
М. оказал решающее влияние на оформление учения Табора, содержавшее, в частности, одно из гл. положений гусизма, согласно к-рому народ имеет право судить и наказывать высшие сословия за несправедливые поступки. Вместе с тем М. еще более радикально, чем Гус, выступал с критикой церкви и ее вероучения: отрицал существование чистилища и почитание святых, отвергал идею о перевоплощении, вместо 7 католич. таинств предлагал ограничиться двумя и т. д.
Соч.: Cronica causam Sacerdotum Thaboriensium conti-nens et magistrorum Pragensium ejusdem impugnationes, в кн.: НбМег К., Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Bohmen, t. 2, Bd 4, W., 1865, S. 475—822.
Лит.: N ej edl jf Z d., Prameny k synodam strany prazske a taborske v letech 1441 —1444, Praha, 1900.
P. Каливова. ЧССР. МИЛЁСКУ-СПАФАРИЙ, Николай Гаврилович (1636—1708)— молдавский ученый и политич. деятель, жил в России. Выступал против тур. ига, за присоединение Молдавии к России. В 1675 возглавил рус. дипломатич. миссию в Китае. Признавая сотворение мира богом, М.-С. вместе с тем при объяснении явлений природы и развития материального мира исходил из существования «первоначал»: земля, вода, воздух и огонь. Высказал мысль о единстве пространства и времени. Признавал познаваемость мира.
Соч.: Описание первыя части вселенный именуемой Азии..., Каз., 1910; Хрисмологион (рукопись, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина); Книга иероглифийская (рукопись, Гос. публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Лит.: Арсеньев Ю. В., Н. Спафарий и его время (Молдавский период), «Рус. архив», 1895, № 7; его же, Новые данные о службе Н. Спафария в России (1671 — 1708), М., 1900; Михайловский И. Н., Очерк жизни и службы Н. Спафария в России, К., 1895; Ур сул Д., Филос. и общественно-политич. взгляды Н. Г. М.- С, Кишинев, 1955. В. Ермуратский. Кишинев.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА— первая наивно-материа-листич. и стихийно-диалектич. школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Название получила по имени г. Ми-лета в Ионии (зап. побережье М. Азии), цветущего в 6 в. до н. э. экономич. центра. В Милете, как и в др. полисах Ионии, бурное развитие ремесла и торговли вызвало возвышение торг.-пром. класса, к-рый, ок-репнув экономически, завоевал осн. позиции в политич. жизни полиса. Вместе с падением власти родовой аристократии стали играть все меньшую роль и ее
440 МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
традиц. представления. Обычные религ.-мифология, представления о богах как внешних причинах всего происходящего в мире не отвечали запросам человека, стремящегося к естеств. объяснению явлений действительности. Возникает сомнение в достоверности мифов. Развитие математич., астрономич., географич. и др. знаний объясняется общим подъемом всех сторон обществ, жизни, в т. ч. развитием торговли, мореплавания, ремесла и строит, дела, а также использованием достижений восточной науки. Однако милетские философы развили нек-рые накопленные на Древнем Востоке знания, придав им более науч.-теоретич. характер. Представителям М. ш. свойственна была также связь с политич. деятельностью — Фалес был выдающимся политич. деятелем (он, напр., выдвинул идею панионийского союза), Анаксимандр основал милетскую колонию Аполлонию на побережье Черного моря и т. д.
Все милетские философы — стихийные материалисты; для них единая сущность («первоначало») многообразных явлений природы заключается «в чем-то определенно-телесном» (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 147): для Фалеса эта сущность— вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух. В представлениях философов М. hi. о первоначале и закономерностях сущего сказываются эсте-тич. восприятие мира, связанная с этим деятельность художеств, воображения и образного мышления, пережитки мифологич., антропоморфич. и гилозоистич. представлений. Но в них отчетливо заметно становление собственно-теоретич. мышления: вода по Фа-лесу — это не просто вода, а жидкое начало вообще, апейрон по Анаксимандру уже не сводим к к.-л. виду материи, а воздух в понимании Анаксимена отличается от воды, как ее понимал Фалес, более подвижными (и, пожалуй, менее «ощутимыми») свойствами. Милетские материалисты поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели «первоначало сущего», к-рое не возникает и не уничтожается, а «сохраняется навеки» (Аристотель). В такой постановке вопроса о соотношении единого и вечного материального начала и многообразия преходящих вещей отразился также наивно-диалектич. взгляд М. ш. на мир: Анаксимандр проводил идею единства и борьбы противоположностей, Анаксимен— перехода количества в качество (все тела образуются посредством сгущения или разрежения воздуха). Этот диалектич. взгляд на мир был связан также с идеей закономерности: «А из чего возникли все эти вещи,— говорил Анаксимандр,— в то же самое они разрешаются согласно необходимости» (А 9, Diels 9). В мире господствует необходимость, или, что то же самое, принуждение, «законность» или «справедливость». Мировая справедливость определяет место и «меру» распространения каждой вещи во Вселенной. Закономерность смены явлений, по представлениям М. ш.,— это некий циклич. процесс, своего рода ритм живого космоса и его жизнеопределяющих «начал» или «стихий» (воды, апейрона, воздуха). Однако идея закономерности носила у милетцев в значит, мере антропоморфич. характер. Так, у Анаксимандра ант-ропом орфизм сказался в использовании понятий «нечестивость», «наказание» и «возмездие» в их прямом смысле, хотя эти термины употребляются им одновременно и в переносном (метафорическом) смысле. Поэтому идея М. ш. о мировой необходимости или закономерности сохраняет еще сходство с мифологич. представлениями о роке (мойре). Вместе с тем она не тождественна религ.-мифологич. образам о сверхъ-естеетв. силе, личном существе или высшем боге. Идея М. ш. о мировой справедливости, несмотря на свои антропоморфич. черты, частично совпадает с
представлением о естеств. законе, с понятием о естеств. причинной обусловленности всего происходящего в мире.
Милетские материалисты объявили природу свободной от вмешательства сверхъестеств. сил и существ, высказали догадку о вечности материального первоначала, указали на то, что явления мира подчиняются внутренне им присущему единообразному порядку (закономерности), а не произвольной воле богов. Признавая существование богов, они по существу не считали их создателями и управителями мира (напр., у Анаксимандра не бог, но апейрон «объомлет все и правит всем»).
Огромное значение для последующего развития науки имели их поиски естеств. причин происходящих процессов и стремление рационально обосновать свои утверждения. В природе, а «не вне ее» (Герцен) они искали причины всего происходящего. Но исследование природы, основанное на наблюдениях и незначит, количестве опытных данных, неизбежно носило у них созерцат. и умозрит. характер, тем более, что естеств.-науч. представления и филос. воззрения составляли у них единое целое. Преобладание умозрения над опытом, художеств.-эстетич. восприятия мира над кропотливым анализом — характерная черта М. ш. Для милетских натурфилософов мир— это прекрасный и стройный порядок (космос), живое целое, к-рое человек созерцает, постигая силой своего мышления его сущность, общую закономерность, общую картину мира.
Рассматривая мир как живое целое, М.ш. не делала принципиального различия между живым и мертвым, психическим и физическим и признавала за неодушевленными предметами лишь меньшую степень одушевленности (жизни); сама же одушевленность («душа», психическое) рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Поэтому, напр., Фалес наделял магнит «душой» и считал, что «душа» разлита во всем существующем и что «все полно богов» или душ в том смысле, что всем вещам присущ внутр. источник движения, активности или жизни.
Пережитки мифологии более характерны для-философских, чем для естеств.-науч. идей представителей М. ш. Эти пережитки объясняются первоначальной связью философии с мифологией и вместе с тем наблюдаемой в Древней Греции близостью филос. мышления с искусством, переплетением философии с художеств." творчеством, а для последнего мифология (к-рая была своего рода поэтич. творчеством), по словам Маркса, служила арсеналом и почвой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Кроме того, уровень науч. знаний оставался недостаточным для полного преодоления мифологии. Пережитки мифологии относятся преимущественно к форме выражения, а не к содержанию идей М. ш. Зародившиеся в М. ш. науч. и филос. идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие материалистич. мысли Древней Греции.
Ф р а г м.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechiesch und deutsch, hrsg. von W. Kranz, 8 Aufl., Bd 1, Hamb., [1957]; на рус. яз.— в приложении к книге: Т а н н е р и П., Первые шаги древнегреч. науки, СПБ, 1902, с. 3—13, 20 — 4; Маковельский А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9 — 24, 35—47, 51 — 7.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 14, М.—Л., 1931, с. 57, 138, 373, 340, 498, 651 — 52 — примечание; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 131, 187, 199; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 215, 244, 245; Герцен А. И., Письма об изучении природы, [М.], 1946, с. 86 — 96; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 25— 40; История философии, [т.] 1, М., 1957, с. 75 — 78; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета, М.—Л., 1947, с. 13—42; Соколов В. В., Античная философия, М., 1958, с. 5—7; К е с^с иди Ф. X., Филос. и эстетич. взгляды Гераклита Эфесского, М., 1963, с. 44—49; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339—44; Seydel R., Der Forschritt der
МИЛИЧ — МИЛЛЬ 441
Metaphysik unter den altesten ionischen Philosophen, Lpz., 1861; С о v о t t i A., Dal mito alia scienza. La scuola di Mileto, «Atti di R. Ace. di sc. тот. e pol. di Napoli», 1918; Gnerin P., L'idee de justice dans la conception de l'univers chez les premiers philosophes grecs de Thales a Herakclite, P., 1934. Ф. Кессиди. Москва.
МЙЛИЧиз Кромержижа (Milic z Kro-mefize) (ум. в 1374) -*- чешский идеолог и писатель, подготовивший идейную почву для гуситского рево-люц. движения. Будучи прелатом, отказался от сана и стал проповедником аскетически-морализирующего направления в гусизме. Не расходясь теоретически с учением римско-католич. церкви, М. объективно содействовал подготовке революц. движения, обличая беззакония и проповедуя обмирщение церкви. Несмотря на преследования, М. выступал за созыв всеобщего церк. собора для реформы церкви. Учениками и последователями М. были Матвей из Янова и Фома Штатный.
С о ч.: Libellus de Antichristo, 1367, опубл. в «Vestnik Kralovsk[e] Cesk[e] spolecnostii] nauk», Tfida filosoficko-historicko-jazykozpytna, 1890, S. 325—36; ... list k papezi Urbanful V, 1367, опубл. там же, стр. 318 — 25; нов. изд.— Posluni papezi Urbanu V. Spisek o Antikristovi, pfelozil F. Loskot, Praha, 1948.
Лит.: Р a 1 а с k у F., Dejiny narodu deskeho..., dl 3, 6. 1, Praha, 1850; К у Ъ а 1 V., Milifiuv sen, в кн.: Sbornik praci historickych. К SedesStym narozeninam J. Golla, Praha, 1906; N о v о t n у V., Nabozenske hnuti ceske ve 14. a 15. stol., C. 1, Praha, [1915]; Machovec M., Husovo uceni a v^yznam v tradici ceskt'ho naroda, Praha, 1953.
M. Маховец. ЧССР.
МИЛЛС(Mills), Чарлз PaiiT (28 авг. 1916 — 20 марта 1962) — амер. либеральный бурж. социолог. С 1956— проф. социологии Колумбийского ун-та. В работах «Белый воротник» («White collar. The American middle classes», 1951, нов. изд. [1959]), «Властвующая элита» («The power elite», 1956; рус. пер. 1959), «Причины третьей мировой войны» («The causes of world war three», 1958), «Слушайте, янки» («Listen, Yankee. The revolution in Cuba», 1960) выступил с острой критикой антидемократич. тенденций во внутр. и внешней политике США. Показывая все усиливающуюся роль в жизни США узкого слоя буржуазии— «властвующей элиты», М. пишет: «Право принимать решения, относящиеся к прерогативам исполнительной власти,— решения, выносимые от имени Соединенных Штатов Америки,— предоставлено ныне узкой группе людей... По своему социальному облику... 435 членов палаты представителей и 96 сенаторов не представляют рядовых граждан... В сенате нет ни одного бывшего наемного промышленного рабочего, низкооплачиваемого служащего или сельскохозяйственного рабочего, а в палате представителей мы находим лишь одного или двух таких человек» («Властвующая элита», М., 1959, с. 318, 339, 340, прим.). Однако М. не дает правильного анализа объективной основы противоречий совр. обществ, развития.
М. резко критиковал ограниченность и абстрактный эмпиризм совр. амер. социологии, в особенности теорию социального действия Т. Парсонса (см. в кн.: «Социологич. воображение» —«Sociological imagination», 1959), правильно подчеркивая ее апологетич. характер.
Исследуя «властвующую элиту», М. применил конструкцию из четырех понятий (класс, статус, господство, профессия), напоминающую теорию «идеальных типов» М. Вебера и теорию факторов. Поэтому понятие «властвующая элита» утрачивает конкретно~ис-торич. характер. М. не выделяет в обществ, структуре определяющую основу — экономику общества. Отсюда и непонимание путей преобразования капита-листич. общества, к-рое М. критикует с большой остротой. С ненауч. трактовкой социальной структуры капитализма, а также с влиянием концепций М. Вебера и К. Манхейма связана и проповедь М.
мессианской роли интеллигенции, в к-рой он видел носителей разума и прогресса. Трактовка М. роли интеллигенции двойственна. М. правильно противопоставлял интересы интеллигенции гос.-монополи-стич. капитализму и нарушениям демократии. Но противопоставляя «свободу» интеллигенции всякой социальной организации вообще, М. отгораживал ее от рабочего класса, в революционность к-рого он не верил, и толкал тем самым интеллигенцию на ложный путь. Рассматривая марксизм как «одно из течений» зап.-европ. социологии 19 в., М. не понял его всемирно-историч. роли и ограничивал его сферу влияния отсталыми странами. Он неверно подходил к ленинизму, отрывая его от марксизма. Все это нашло выражение в глубоко ошибочной книге М. «Марксисты» («The Marxists», 1962), в к-рой он не вышел за пределы стандартных положений идеологии бурж. либерализма.
Смелая критика антидемократизма и милитаризма бурж. общества, глубокая неудовлетворенность состоянием бурж. социологии, стремление связать социологию с актуальными проблемами современности выделяют М. из рядов бурж. социологов. В кн.: «Слушайте, янки» М. выступил в поддержку кубинской революции, показал ее глубоко народный характер, подчеркнул справедливость борьбы кубинского народа против засилья монополий США. М. постоянно подвергался травле со стороны реакционеров. Представители прогрессивных сил, в т. ч. и амер. ученые-марксисты, относились к нему с уважением и симпатией, хотя и критиковали его слабости и ошибки.
Соч.: Language, logic and culture, «Amer. Sociological Rev.», 1939, v. 4, Oct.; The professional ideology of social pathologists, «Amer. J. Sociology», 1943, v. 49; Methodological consequences of the sociology of knowledge, там же, 1940, v. 46, № 3; New men of power. America's labor leaders, N. Y., 1948 (соавтор); Character and social structure. The psychology of social institutions, N. Y., 1953 (соавтор); Images of man. The classic tradition in sociological thinking, N. Y., 1960 (ред. сб. и автор статьи).
Лит.: Модрж п некая Е. Д., Прогрессивное явление в совр. амер. социологии, «Вопр. философии», 1963, № 4, с. 97 — 105; Aptheker H., World of С. W., Mills, N. Y., 1960. Е. Модржинская. Москва.
МИЛЛЬ(Mill), Джеймс (6 апр. 1773 — 23 июня 1836) — англ. философ юмистского направления. Испытал значит, влияние утилитаризма Бентама в этике и представителя шотландской школы Д. Стюарта в теории познания; отец Джона Стюарта Милля.
В своей гл. филос. работе — «Анализ феноменов человеч. духа» («Analysis of the phenomena of the human mind», 1829, нов. изд., v. 1—2, 1869) M., следуя традиции Юма, стремился свести все знания к чувствованиям, или переживаниям, включая в число их ощущения, эмоции и «идеи» (т. е., гл. обр. представления, что соответствовало употреблению этого термина Юмом). М. широко использовал выдвинутый Юмом и Гартли принцип ассоциации идеи (но без материалистич. его трактовки в трудах последнего). М. считал этот принцип своего рода «силой сродства» в «психич. химии», т. е. осн. операцией сознания. Утверждая, что осн. вид ассоциации— ассоциация по смежности («прямое касание»), М. пришел к выводу, что соединение идей посредством ассоциации приводит к их органич. смыканию в понятия. Поэтому для М., в отличие от Беркли, объекты — это не комплексы, т. е. сочетания ощущений, но результаты слияния групп идей в человеч. сознании. Близка к юмистской концепция причинности М., основываемая им на законе усиления всякой ассоциации от ее повторения. Филос. концепция М. разделяет слабости философии Юма: отрицание материальности источника сознания и его содержания, превращение картины мира и механизма психич. ассоциаций в нечто совершенно необъяснимое.
442 МИЛЛЬ
В этич. концепции М. отрицал возможность достижения обществ, блага путем гармонич. сочетания себялюбия отдельных личностей. Считая принцип обществ.пользы высшим принципом морали, к-рая не поддается полной реализации в жизни людей, М. тем самым был близок к противопоставлению должного сущему. Возможность приближения к должному М. пытался обосновать с помощью ассоциативного принципа, использовав его для вывода о воздействии воспитания на занимаемую субъектом моральную позицию (первоначально люди пытаются использовать общее благо лишь как орудие достижения личной выгоды, но постоянная ассоциация этих двух целей может быть, по М., использована для выработки стремления поставить эгоизм, наоборот, на службу общественному). Достижению обществ, блага должна содействовать правовая система наказаний и поощрений. Однако такая трактовка «общественного блага» все же не преодолевает у М., как и у Бентама, психологич. индивидуализма.
Для социология, воззрений М. характерны враждебность к концепции естественного права и стремление к объяснению содержания и структуры всех социальных институтов непосредственно из принципа утилитаризма. М. предлагал частичные усовершенствования брит. бурж. конституц. системы. По мнению М., всякое правительство неизбежно тяготеет к политике, выражающей личные интересы его членов; часто обновляющие свой состав представит, учреждения должны этому противодействовать, выступая в роли противостоящих правительству инстанций. М- считал целесообразным предоставление из-бират. прав только главам семейств, а подлинного хозяина гос-ва видел в «среднем классе», т. е. в пром. и торг. буржуазии.
В нолитич. экономии М. защищал интересы пром. капиталистов против землевладельцев. С М. «начинается... разложение рикардианской школы» (М а р к с К., Теория прибавочной стоимости, ■я. 3, 1961, с. 73).
С о ч.: The history of British India, 5 ed., v. 1—10, L., 1858; Elements of political economy, 2 ed., L., 1826; The principles of toleration, 1837; A fragment on Mackintosh, newed., L., 1870; Статьи: Government. Jurisprudence.Liberty of the Press. Prisons and prison discipline. Colonies. Law of nations. Education, в Encyclopedia Britannica, 4, 5, 6 od., Supplement, отд. изд.— L., [1828].
Лит.: Троицкий М., Нем. психология..., 2 изд., т. 1, М., 1883; Ивановский В. Н., Ассоциационизм, психологич. и гносеологич., ч. 1, Каз., 1909; История фило софии, т. 3, [М.], 1943, с. 456—59; Bower G. S., D. Hartley and J. Mill, L., 1881; Bain A., J. Mill, L., 1882; S e i k r i t t W., Die dogmenhistorische Stellung von J. Mill..., Fr., 1936 (Diss.); Stephen L., The English utilitarians, v. 1 — 3, N.Y., 1950; Mill J. S., Auto biography, N. Y., [1957]. И. Нарский. Москва. МИЛЛЬ (Mill), Джон Стюарт (20 мая 1806 — 8 мая 1873) —англ. философ-позитивист, логик и экономист. Филос. взгляды М., оформившиеся под влиянием Бер кли, Юма, Бентама и Конта, изложены им в соч. «Об зор философии сэра В. Га мильтона» («An examination of Sir W. Hamilton's philo sophy...», 1865; рус. пер. 1869). M.—агностик и субъ ективный идеалист'; его взгля ды, по характеристике Лени на (см. Соч., т. 14, с. 96), ничем существенным не от личаются от философии Юма. Исходный пункт филос. кон цепции М.—положение о том, что предметами познания мо гут быть лишь наши ощу щения, что материя — лишь постоянная возможность ощу-
щении, а сознание — постоянная возможность переживаний. С позиций идеалистич. эмпиризма и сенсуализма М. критиковал англ. анриористов (Гамиль-тона, У. Уэвелла и др.).
В истории логики М. занимает видное место как автор соч. «Система логики» («A system of logic, ratiocinative and inductive», v. 1—2, 1843; new ed., 1900; рус. пер. Ф. Резонера, т. 1—2, 1865—67 и 1878; пер. В. Н. Ивановского, 1899, 1900, 1914), в к-ром попытался систематически изложить логику как общую методологию наук. При построении своей «Системы логики» М. использовал наследство Ф. Бэкона, а также логич. идеи англ. естествоиспытателя Дж. Гершеля.
Анализ и предложенная М. формулировка т. н. методов исследования причинных связей были существенным шагом вперед (в частности, по сравнению с Бэконом) в логике индуктивной. Однако филос. взгляды М. отрицательно сказались на его логич. теории. Если для Бэкона логика — это метод познания материального мира, то М. пытался строить систему логики на базе эмиирич. психологизма. Он считал, что логика есть ветвь психологии, изучающая технику мышления, и должна поэтому строиться на психологич. основе. По своим задачам логика — практич. прикладная наука и сводится по существу к теории умозаключения. Поэтому весьма интересное учение М. об именах и предложениях служит в его системе лишь введением к теории умозаключения. Различные методы познания (индуктивный и т. н. прямой и обратный дедуктивные методы) являются лишь видоизменениями и комбинациями индуктивных умозаключений. Только последние способны давать новое знание; все же остальные умозаключения обладают этим свойством лишь постольку, поскольку они сводятся к индукции. Но т. н. индукция не дает достоверного знания, все наше знание, по М., имеет гипотетич. характер. Агностицизм и всеиндуктивизм М. неоднократно подвергались критике. Отрыв индукции от дедукции и преувеличение роли индукции в познании критиковал Энгельс (см. «Диалектика природы», с. 180—81). Развернутую критику гносеологич. и логич. взглядов М. дали К арийский и Рутковский.
С филос. концепцией М. тесно связана его позиция в области этики. В этич. теории М. выступал против «априористов» и требовал эмпирич. обоснования моральных принципов, к-рые, по его мнению, не являются .врожденными и неизменными, а имеют опытное происхождение и потому изменчивы. Вслед за Бента-мом М. развивал этич. систему утилитаризма (этот термин впервые ввел М.); моральная ценность поступка определяется, но М., его пользой; высшей целью человеч. деятельности должно быть содействие «счастью человечества или, скорее, всех чувствующих существ» («Система логики», М., 1914, с. 867). Выступая против «крайностей» утилитаризма Бентама, М. ввел в этику наряду с принципом эгоизма принцип альтруизма, к-рый логически не только не вытекал из его утилитаристских предпосылок, но и противоречил им. Этич. взгляды М. изложены в последней главе 6-й кн. «Системы логики» и в соч. «Утилитарианизм» («Utilitarianism», 1863, new ed., 1931, рус. пер. 1866—69, 3 изд., 1900). М. считал, что в обществ, жизни люди «обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены» («Система логики», с. 798). Эти законы устанавливаются психологией (изучающей процесс образования индивидуального характера)— наукой, лежащей в основе социологии.
В политич. экономии М. отказывается от трудовой теории стоимости Д. Рикардо, заменяя ее вульгар-
МИЛОСЛАВСКИЙ — МИЛЮКОВ 443
ной теорией издержек произ-ва, к-рую эклектически сочетал с учениями Мальтуса (теория народонаселения), Ж. Б. Сея (учение о кризисах), Н. У. Сениора (теория воздержания) и др. Маркс, критикуя М. и ему подобных экономистов за противоречия их «старомодных экономических догм с современными тенденциями», одновременно отмечал, что «было бы в высшей степени несправедливо смешивать их в одну кучу с вульгарными экономистами-апологетами» («Капитал», т. 1, 1955, с. 616, прим.). Глубокую критику экономич. учения М. дал также Н. Г. Чернышевский [см. «Очерки из политической экономии (по Миллю)», в кн. Поли. собр. соч., т. 9, 1949, с. 337—1004].
С о ч.: Essays on some unsettled questions in political economy, L., 1844; Principles of political economy..., v. 1 — 2, Boston, 1848, new ed., N. Y., 1936; рус. пер. Н. Чернышевского — Основание политич. экономии..., неполное изд., т. 1, СПБ, 1860; полное — т. 1 — 2, СПБ, 1865, СПБ, 1874; нов. пер. Е. И. Остроградской, в. 1—5, К.—X., 1896— 1898; On liberty, L., 1859, new ed., Bielefeld — Lpz., 1924; Dissertations and discussions: political, philosophical and historical, v. 1 — 4, Boston, 1859; рус. пер.— Рассуждения и исследования политич., филос. и исторические, ч. 1—3, СПБ, 1864—65; Auguste Comte et le positivisme, P., 1865; рус. пер.— О. Конт и позитивизм, в кн.: Льюис Г. Г. и Милль Д. С., О. Конт и положительная философия, СПБ, 1867 и в кн.: Огюст Конт и позитивизм, М., 1897; The subjection of women, L., 1869; new ed., L.— Toronto, 1929; рус. пер.— Подчиненность женщины, СПБ, 1906; Autobiography, L-, 1873; new ed., N. Y.,[1957]; рус. пер.— Автобиография, СПБ, 1874, М., 1896; Three essays on religion, N. Y., 1874.
Лит.: Россель Ю., Д. С. Милль и его школа, «Вестник Европы», 1874, JVSJvfi 5, 6, 7, 10, 12; Карий ский М., Классификация выводов, СПБ, 1880; Тугаи- Барановский М., Д. С. Милль. Его жизнь и учено- литературная деятельность, СПБ, 1892; Карийский М., Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об исти нах самоочевидных, М., 1914; Рутковский Л. В., Критика методов индуктивного доказательства, в кн.: Избр. труды рус. логиков XIX в., М., 1956; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в., [М.], 1959. Я. Тавапец. Москва.
МИЛОСЛАВСКИЙ,Петр Алексеевич (г. рожд. яеизв.— 1884)— рус. философ-идеалист, проф. Казанской духовной академии по кафедре логики и метафизики. Примыкал к позитивистскому течению в рус. философии.