Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 23 страница



Лит.; Г а й т л е р В., Элементарная квантовая механи­ка, пер. с англ., М., 1948; его же, Квантовая теория из­лучения, пер. с англ., М.. 1956; Иваненко Д. в С о-колов А., Квантовая теория поля, М.—Л., 1952; Фило­софские вопросы современной физики, [Сб. ст.], М., 1952; К., 1956; М., 1958; М., 1959; Вопросы причинности в кван­товой механике. Сб. переводов, М., 1955; Омельянов-с к и й М. Э., Философские вопросы квантовой механики,


М., 1956; Сачков Ю. В., О материалистическом истолко­
вании квантовой механики, М., 1959; Дирак П. М., Прин­
ципы квантовой механики, М., 1960; Проблемы причинности
в современной физике. [Сб. ст.], М., 1960; В о м Д., Кванто­
вая теория, пер. с англ., М., 1961; Свидерский В. И.,
О диалектике элементов и структуры в объективном мире и
в познании, М., 1962; Бор Н., Атомная физика и человече­
ское познание, пер. с англ., М., 1961; БройльЛ. де, По
Тропам науки, пер. с франц., М., 1962; Блохинцев
Д. И., Основы квантовой механики, 4 изд., М., 1963; Лан­
дау Л. Д. иЛифшицЕ. М., Квантовая механика, М.,
1963; Гейзенберг В., Физика и философия, пер. с нем.,
М., 1963; Б о р н М., Физика в жизни моего поколения.
Сб. ст., М., 1963; Философские проблемы физики элементар­
ных частиц. Сб. ст., М., 1963; Кузнецов И. В., Прин­
цип соответствия в совр. физике и его филос. значение, М.—Л.,
1948; Reichenbach H., Philosophic foundations of
quantum mechanics, Berk.—Los Ang., 1946; «Dialectica»,
1948,.v. 2, № 7—8. P. Штейнман. Москва.

МИКУЛАШиз Пельгржимова [(Miku-las z Pelhfimova), псевд. — Бискупец] (ок. 1385— 50-е гг. 15 в.)— чешский религ. реформатор, один из идеологов гусизма. В 1409 М. получил звание бакалав­ра Пражского ун-та. Был одним из основателей Табо­ра, хотя с начала 1421 принимал участие в ликвидации таборского радикализма. В 1420—52 был таборским епископом. В течение мн. лет вел идеологич. борьбу в защиту программы городского Табора; является автором многочисл. таборских документов. В 50-х гг. 15 в. М. пишет «Таборскую хронику», представляю­щую собой осн. источник сведений об истории гусизма. После ликвидации таборской партии в 1452 М. был схвачен и заключен в тюрьму, где вскоре умер.

М. оказал решающее влияние на оформление уче­ния Табора, содержавшее, в частности, одно из гл. положений гусизма, согласно к-рому народ имеет право судить и наказывать высшие сословия за не­справедливые поступки. Вместе с тем М. еще более радикально, чем Гус, выступал с критикой церкви и ее вероучения: отрицал существование чистилища и почитание святых, отвергал идею о перевоплоще­нии, вместо 7 католич. таинств предлагал ограни­читься двумя и т. д.

Соч.: Cronica causam Sacerdotum Thaboriensium conti-nens et magistrorum Pragensium ejusdem impugnationes, в кн.: НбМег К., Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Bohmen, t. 2, Bd 4, W., 1865, S. 475—822.

Лит.: N ej edl jf Z d., Prameny k synodam strany prazske a taborske v letech 1441 —1444, Praha, 1900.

P. Каливова. ЧССР. МИЛЁСКУ-СПАФАРИЙ, Николай Гаврилович (1636—1708)— молдавский ученый и политич. дея­тель, жил в России. Выступал против тур. ига, за присоединение Молдавии к России. В 1675 возглавил рус. дипломатич. миссию в Китае. Признавая сотво­рение мира богом, М.-С. вместе с тем при объяснении явлений природы и развития материального мира исходил из существования «первоначал»: земля, вода, воздух и огонь. Высказал мысль о единстве прост­ранства и времени. Признавал познаваемость мира.

Соч.: Описание первыя части вселенный именуемой Азии..., Каз., 1910; Хрисмологион (рукопись, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина); Книга иероглифийская (рукопись, Гос. публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Н. Спафарий и его время
(Молдавский период), «Рус. архив», 1895, № 7; его же,
Новые данные о службе Н. Спафария в России (1671 —
1708), М., 1900; Михайловский И. Н., Очерк
жизни и службы Н. Спафария в России, К., 1895; Ур­
сул Д., Филос. и общественно-политич. взгляды Н. Г. М.-
С, Кишинев, 1955. В. Ермуратский. Кишинев.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА— первая наивно-материа-листич. и стихийно-диалектич. школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Название получила по имени г. Ми-лета в Ионии (зап. побережье М. Азии), цветущего в 6 в. до н. э. экономич. центра. В Милете, как и в др. полисах Ионии, бурное развитие ремесла и торговли вызвало возвышение торг.-пром. класса, к-рый, ок-репнув экономически, завоевал осн. позиции в поли­тич. жизни полиса. Вместе с падением власти родовой аристократии стали играть все меньшую роль и ее


440 МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА


традиц. представления. Обычные религ.-мифология, представления о богах как внешних причинах всего происходящего в мире не отвечали запросам человека, стремящегося к естеств. объяснению явлений дейст­вительности. Возникает сомнение в достоверности мифов. Развитие математич., астрономич., географич. и др. знаний объясняется общим подъемом всех сто­рон обществ, жизни, в т. ч. развитием торговли, мореплавания, ремесла и строит, дела, а также ис­пользованием достижений восточной науки. Однако милетские философы развили нек-рые накопленные на Древнем Востоке знания, придав им более науч.-теоретич. характер. Представителям М. ш. свойствен­на была также связь с политич. деятельностью — Фалес был выдающимся политич. деятелем (он, напр., выдвинул идею панионийского союза), Анаксимандр основал милетскую колонию Аполлонию на побе­режье Черного моря и т. д.

Все милетские философы — стихийные материа­листы; для них единая сущность («первоначало») многообразных явлений природы заключается «в чем-то определенно-телесном» (см. Ф. Энгельс, Диалек­тика природы, 1955, с. 147): для Фалеса эта сущность— вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспре­дельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух. В представлениях философов М. hi. о перво­начале и закономерностях сущего сказываются эсте-тич. восприятие мира, связанная с этим деятельность художеств, воображения и образного мышления, пере­житки мифологич., антропоморфич. и гилозоистич. представлений. Но в них отчетливо заметно станов­ление собственно-теоретич. мышления: вода по Фа-лесу — это не просто вода, а жидкое начало вообще, апейрон по Анаксимандру уже не сводим к к.-л. виду материи, а воздух в понимании Анаксимена от­личается от воды, как ее понимал Фалес, более подвижными (и, пожалуй, менее «ощутимыми») свой­ствами. Милетские материалисты поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели «первоначало сущего», к-рое не возникает и не унич­тожается, а «сохраняется навеки» (Аристотель). В та­кой постановке вопроса о соотношении единого и вечного материального начала и многообразия пре­ходящих вещей отразился также наивно-диалектич. взгляд М. ш. на мир: Анаксимандр проводил идею единства и борьбы противоположностей, Анаксимен— перехода количества в качество (все тела образуются посредством сгущения или разрежения воздуха). Этот диалектич. взгляд на мир был связан также с идеей закономерности: «А из чего возникли все эти вещи,— говорил Анаксимандр,— в то же самое они разрешаются согласно необходимости» (А 9, Diels 9). В мире господствует необходимость, или, что то же са­мое, принуждение, «законность» или «справедливость». Мировая справедливость определяет место и «меру» распространения каждой вещи во Вселенной. Зако­номерность смены явлений, по представлениям М. ш.,— это некий циклич. процесс, своего рода ритм живого космоса и его жизнеопределяющих «начал» или «стихий» (воды, апейрона, воздуха). Однако идея закономерности носила у милетцев в значит, мере антропоморфич. характер. Так, у Анаксимандра ант-ропом орфизм сказался в использовании понятий «нече­стивость», «наказание» и «возмездие» в их прямом смысле, хотя эти термины употребляются им одно­временно и в переносном (метафорическом) смысле. Поэтому идея М. ш. о мировой необходимости или закономерности сохраняет еще сходство с мифологич. представлениями о роке (мойре). Вместе с тем она не тождественна религ.-мифологич. образам о сверхъ-естеетв. силе, личном существе или высшем боге. Идея М. ш. о мировой справедливости, несмотря на свои антропоморфич. черты, частично совпадает с


представлением о естеств. законе, с понятием о ес­теств. причинной обусловленности всего происхо­дящего в мире.

Милетские материалисты объявили природу сво­бодной от вмешательства сверхъестеств. сил и су­ществ, высказали догадку о вечности материального первоначала, указали на то, что явления мира подчи­няются внутренне им присущему единообразному порядку (закономерности), а не произвольной воле богов. Признавая существование богов, они по суще­ству не считали их создателями и управителями мира (напр., у Анаксимандра не бог, но апейрон «объомлет все и правит всем»).

Огромное значение для последующего развития науки имели их поиски естеств. причин происходя­щих процессов и стремление рационально обосно­вать свои утверждения. В природе, а «не вне ее» (Герцен) они искали причины всего происходящего. Но исследование природы, основанное на наблюдениях и незначит, количестве опытных данных, неизбежно носило у них созерцат. и умозрит. характер, тем более, что естеств.-науч. представления и филос. воз­зрения составляли у них единое целое. Преобладание умозрения над опытом, художеств.-эстетич. восприя­тия мира над кропотливым анализом — характерная черта М. ш. Для милетских натурфилософов мир— это прекрасный и стройный порядок (космос), живое целое, к-рое человек созерцает, постигая силой свое­го мышления его сущность, общую закономерность, общую картину мира.

Рассматривая мир как живое целое, М.ш. не дела­ла принципиального различия между живым и мерт­вым, психическим и физическим и признавала за неодушевленными предметами лишь меньшую степень одушевленности (жизни); сама же одушевленность («душа», психическое) рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Поэтому, напр., Фалес наделял магнит «душой» и считал, что «душа» разлита во всем существующем и что «все полно богов» или душ в том смысле, что всем вещам присущ внутр. источник движения, активности или жизни.

Пережитки мифологии более характерны для-фило­софских, чем для естеств.-науч. идей представителей М. ш. Эти пережитки объясняются первоначальной связью философии с мифологией и вместе с тем наблю­даемой в Древней Греции близостью филос. мышле­ния с искусством, переплетением философии с худо­жеств." творчеством, а для последнего мифология (к-рая была своего рода поэтич. творчеством), по сло­вам Маркса, служила арсеналом и почвой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Кроме того, уровень науч. знаний оставался недо­статочным для полного преодоления мифологии. Пере­житки мифологии относятся преимущественно к фор­ме выражения, а не к содержанию идей М. ш. Зародив­шиеся в М. ш. науч. и филос. идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие материалистич. мыс­ли Древней Греции.

Ф р а г м.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechiesch und deutsch, hrsg. von W. Kranz, 8 Aufl., Bd 1, Hamb., [1957]; на рус. яз.— в приложении к книге: Т а н н е р и П., Первые шаги древнегреч. науки, СПБ, 1902, с. 3—13, 20 — 4; Маковельский А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9 — 24, 35—47, 51 — 7.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 14, М.—Л., 1931, с. 57, 138, 373, 340, 498, 651 — 52 — приме­чание; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних про­изведений, М., 1956, с. 131, 187, 199; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 215, 244, 245; Герцен А. И., Письма об изучении природы, [М.], 1946, с. 86 — 96; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 25— 40; История философии, [т.] 1, М., 1957, с. 75 — 78; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета, М.—Л., 1947, с. 13—42; Соколов В. В., Античная философия, М., 1958, с. 5—7; К е с^с иди Ф. X., Филос. и эстетич. взгляды Гераклита Эфесского, М., 1963, с. 44—49; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339—44; Seydel R., Der Forschritt der


МИЛИЧ — МИЛЛЬ 441


Metaphysik unter den altesten ionischen Philosophen, Lpz.,
1861; С о v о t t i A., Dal mito alia scienza. La scuola
di Mileto, «Atti di R. Ace. di sc. тот. e pol. di Napoli»,
1918; Gnerin P., L'idee de justice dans la conception
de l'univers chez les premiers philosophes grecs de Thales
a Herakclite, P., 1934. Ф. Кессиди. Москва.

МЙЛИЧиз Кромержижа (Milic z Kro-mefize) (ум. в 1374) -*- чешский идеолог и писатель, подготовивший идейную почву для гуситского рево-люц. движения. Будучи прелатом, отказался от сана и стал проповедником аскетически-морализирующего направления в гусизме. Не расходясь теоретически с учением римско-католич. церкви, М. объективно со­действовал подготовке революц. движения, обличая беззакония и проповедуя обмирщение церкви. Несмо­тря на преследования, М. выступал за созыв всеоб­щего церк. собора для реформы церкви. Учениками и последователями М. были Матвей из Янова и Фома Штатный.

С о ч.: Libellus de Antichristo, 1367, опубл. в «Vestnik Kralovsk[e] Cesk[e] spolecnostii] nauk», Tfida filosoficko-historicko-jazykozpytna, 1890, S. 325—36; ... list k papezi Urbanful V, 1367, опубл. там же, стр. 318 — 25; нов. изд.— Posluni papezi Urbanu V. Spisek o Antikristovi, pfelozil F. Loskot, Praha, 1948.

Лит.: Р a 1 а с k у F., Dejiny narodu deskeho..., dl 3, 6. 1, Praha, 1850; К у Ъ а 1 V., Milifiuv sen, в кн.: Sbornik praci historickych. К SedesStym narozeninam J. Golla, Praha, 1906; N о v о t n у V., Nabozenske hnuti ceske ve 14. a 15. stol., C. 1, Praha, [1915]; Machovec M., Husovo uceni a v^yznam v tradici ceskt'ho naroda, Praha, 1953.

M. Маховец. ЧССР.

МИЛЛС(Mills), Чарлз PaiiT (28 авг. 1916 — 20 марта 1962) — амер. либеральный бурж. социолог. С 1956— проф. социологии Колумбийского ун-та. В работах «Белый воротник» («White collar. The American mid­dle classes», 1951, нов. изд. [1959]), «Властвующая элита» («The power elite», 1956; рус. пер. 1959), «Причины третьей мировой войны» («The causes of world war three», 1958), «Слушайте, янки» («Listen, Yankee. The revolution in Cuba», 1960) выступил с острой критикой антидемократич. тенденций во внутр. и внешней политике США. Показывая все усиливающуюся роль в жизни США узкого слоя бур­жуазии— «властвующей элиты», М. пишет: «Право принимать решения, относящиеся к прерогативам ис­полнительной власти,— решения, выносимые от имени Соединенных Штатов Америки,— предоставлено ны­не узкой группе людей... По своему социальному облику... 435 членов палаты представителей и 96 сенаторов не представляют рядовых граждан... В се­нате нет ни одного бывшего наемного промышлен­ного рабочего, низкооплачиваемого служащего или сельскохозяйственного рабочего, а в палате пред­ставителей мы находим лишь одного или двух та­ких человек» («Властвующая элита», М., 1959, с. 318, 339, 340, прим.). Однако М. не дает правильного ана­лиза объективной основы противоречий совр. обществ, развития.

М. резко критиковал ограниченность и абстракт­ный эмпиризм совр. амер. социологии, в особенности теорию социального действия Т. Парсонса (см. в кн.: «Социологич. воображение» —«Sociological imaginati­on», 1959), правильно подчеркивая ее апологетич. характер.

Исследуя «властвующую элиту», М. применил кон­струкцию из четырех понятий (класс, статус, господ­ство, профессия), напоминающую теорию «идеальных типов» М. Вебера и теорию факторов. Поэтому поня­тие «властвующая элита» утрачивает конкретно~ис-торич. характер. М. не выделяет в обществ, струк­туре определяющую основу — экономику общества. Отсюда и непонимание путей преобразования капита-листич. общества, к-рое М. критикует с большой остротой. С ненауч. трактовкой социальной струк­туры капитализма, а также с влиянием концепций М. Вебера и К. Манхейма связана и проповедь М.


мессианской роли интеллигенции, в к-рой он видел носителей разума и прогресса. Трактовка М. роли интеллигенции двойственна. М. правильно противо­поставлял интересы интеллигенции гос.-монополи-стич. капитализму и нарушениям демократии. Но про­тивопоставляя «свободу» интеллигенции всякой со­циальной организации вообще, М. отгораживал ее от рабочего класса, в революционность к-рого он не верил, и толкал тем самым интеллигенцию на лож­ный путь. Рассматривая марксизм как «одно из те­чений» зап.-европ. социологии 19 в., М. не понял его всемирно-историч. роли и ограничивал его сферу влияния отсталыми странами. Он неверно подходил к ленинизму, отрывая его от марксизма. Все это на­шло выражение в глубоко ошибочной книге М. «Марк­систы» («The Marxists», 1962), в к-рой он не вышел за пределы стандартных положений идеологии бурж. либерализма.

Смелая критика антидемократизма и милитаризма бурж. общества, глубокая неудовлетворенность со­стоянием бурж. социологии, стремление связать со­циологию с актуальными проблемами современности выделяют М. из рядов бурж. социологов. В кн.: «Слушайте, янки» М. выступил в поддержку кубинской революции, показал ее глубоко народный характер, подчеркнул справедливость борьбы кубинского наро­да против засилья монополий США. М. постоянно подвергался травле со стороны реакционеров. Пред­ставители прогрессивных сил, в т. ч. и амер. уче­ные-марксисты, относились к нему с уважением и симпатией, хотя и критиковали его слабости и ошибки.

Соч.: Language, logic and culture, «Amer. Sociological Rev.», 1939, v. 4, Oct.; The professional ideology of social pathologists, «Amer. J. Sociology», 1943, v. 49; Methodolo­gical consequences of the sociology of knowledge, там же, 1940, v. 46, № 3; New men of power. America's labor lea­ders, N. Y., 1948 (соавтор); Character and social structure. The psychology of social institutions, N. Y., 1953 (соавтор); Images of man. The classic tradition in sociological thinking, N. Y., 1960 (ред. сб. и автор статьи).

Лит.: Модрж п некая Е. Д., Прогрессивное
явление в совр. амер. социологии, «Вопр. философии»,
1963, № 4, с. 97 — 105; Aptheker H., World of С. W.,
Mills, N. Y., 1960. Е. Модржинская. Москва.

МИЛЛЬ(Mill), Джеймс (6 апр. 1773 — 23 июня 1836) — англ. философ юмистского направления. Испытал значит, влияние утилитаризма Бентама в этике и представителя шотландской школы Д. Стюарта в теории познания; отец Джона Стюарта Милля.

В своей гл. филос. работе — «Анализ фено­менов человеч. духа» («Analysis of the phenomena of the human mind», 1829, нов. изд., v. 1—2, 1869) M., следуя традиции Юма, стремился свести все знания к чувствованиям, или переживаниям, вклю­чая в число их ощущения, эмоции и «идеи» (т. е., гл. обр. представления, что соответствовало употребле­нию этого термина Юмом). М. широко использовал выдвинутый Юмом и Гартли принцип ассоциации идеи (но без материалистич. его трактовки в трудах последнего). М. считал этот принцип своего рода «силой сродства» в «психич. химии», т. е. осн. опера­цией сознания. Утверждая, что осн. вид ассоциации— ассоциация по смежности («прямое касание»), М. пришел к выводу, что соединение идей посредством ассоциации приводит к их органич. смыканию в по­нятия. Поэтому для М., в отличие от Беркли, объ­екты — это не комплексы, т. е. сочетания ощуще­ний, но результаты слияния групп идей в человеч. сознании. Близка к юмистской концепция причин­ности М., основываемая им на законе усиления вся­кой ассоциации от ее повторения. Филос. концеп­ция М. разделяет слабости философии Юма: отрица­ние материальности источника сознания и его содер­жания, превращение картины мира и механизма пси­хич. ассоциаций в нечто совершенно необъяснимое.


442 МИЛЛЬ


В этич. концепции М. отрицал возмож­ность достижения обществ, блага путем гармонич. сочетания себялюбия отдельных личностей. Считая принцип обществ.пользы высшим принципом морали, к-рая не поддается полной реализации в жизни лю­дей, М. тем самым был близок к противопоставлению должного сущему. Возможность приближения к долж­ному М. пытался обосновать с помощью ассоциатив­ного принципа, использовав его для вывода о воз­действии воспитания на занимаемую субъектом мо­ральную позицию (первоначально люди пытаются использовать общее благо лишь как орудие дости­жения личной выгоды, но постоянная ассоциация этих двух целей может быть, по М., использо­вана для выработки стремления поставить эгоизм, наоборот, на службу общественному). Достижению обществ, блага должна содействовать правовая си­стема наказаний и поощрений. Однако такая трак­товка «общественного блага» все же не преодолева­ет у М., как и у Бентама, психологич. индивидуа­лизма.

Для социология, воззрений М. ха­рактерны враждебность к концепции естественного права и стремление к объяснению содержания и струк­туры всех социальных институтов непосредственно из принципа утилитаризма. М. предлагал частичные усовершенствования брит. бурж. конституц. системы. По мнению М., всякое правительство неизбежно тяго­теет к политике, выражающей личные интересы его членов; часто обновляющие свой состав представит, учреждения должны этому противодействовать, вы­ступая в роли противостоящих правительству инстан­ций. М- считал целесообразным предоставление из-бират. прав только главам семейств, а подлинного хозяина гос-ва видел в «среднем классе», т. е. в пром. и торг. буржуазии.

В нолитич. экономии М. защищал инте­ресы пром. капиталистов против землевладельцев. С М. «начинается... разложение рикардианской школы» (М а р к с К., Теория прибавочной стоимости, ■я. 3, 1961, с. 73).

С о ч.: The history of British India, 5 ed., v. 1—10, L., 1858; Elements of political economy, 2 ed., L., 1826; The principles of toleration, 1837; A fragment on Mackintosh, newed., L., 1870; Статьи: Government. Jurisprudence.Liberty of the Press. Prisons and prison discipline. Colonies. Law of nations. Education, в Encyclopedia Britannica, 4, 5, 6 od., Supplement, отд. изд.— L., [1828].

Лит.: Троицкий М., Нем. психология..., 2 изд.,
т. 1, М., 1883; Ивановский В. Н., Ассоциационизм,
психологич. и гносеологич., ч. 1, Каз., 1909; История фило­
софии, т. 3, [М.], 1943, с. 456—59; Bower G. S., D.
Hartley and J. Mill, L., 1881; Bain A., J. Mill, L.,
1882; S e i k r i t t W., Die dogmenhistorische Stellung
von J. Mill..., Fr., 1936 (Diss.); Stephen L., The English
utilitarians, v. 1 — 3, N.Y., 1950; Mill J. S., Auto­
biography, N. Y., [1957]. И. Нарский. Москва.
МИЛЛЬ (Mill), Джон Стюарт (20 мая 1806 — 8 мая
1873) —англ. философ-позитивист, логик и экономист.
Филос. взгляды М., оформившиеся под влиянием Бер­
кли, Юма, Бентама
и Конта, изложены им в соч. «Об­
зор философии сэра В. Га­
мильтона» («An examination
of Sir W. Hamilton's philo­
sophy...», 1865; рус. пер.
1869). M.—агностик и субъ­
ективный идеалист'; его взгля­
ды, по характеристике Лени­
на (см. Соч., т. 14, с. 96),
ничем существенным не от­
личаются от философии Юма.
Исходный пункт филос. кон­
цепции М.—положение о том,
что предметами познания мо­
гут быть лишь наши ощу­
щения, что материя — лишь
постоянная возможность ощу-


щении, а сознание — постоянная возможность пе­реживаний. С позиций идеалистич. эмпиризма и сен­суализма М. критиковал англ. анриористов (Гамиль-тона, У. Уэвелла и др.).

В истории логики М. занимает видное место как автор соч. «Система логики» («A system of logic, ratiocinative and inductive», v. 1—2, 1843; new ed., 1900; рус. пер. Ф. Резонера, т. 1—2, 1865—67 и 1878; пер. В. Н. Ивановского, 1899, 1900, 1914), в к-ром попытался систематически изложить логику как об­щую методологию наук. При построении своей «Си­стемы логики» М. использовал наследство Ф. Бэкона, а также логич. идеи англ. естествоиспытателя Дж. Гершеля.

Анализ и предложенная М. формулировка т. н. методов исследования причинных связей были суще­ственным шагом вперед (в частности, по сравнению с Бэконом) в логике индуктивной. Однако филос. взгляды М. отрицательно сказались на его логич. теории. Если для Бэкона логика — это метод поз­нания материального мира, то М. пытался строить систему логики на базе эмиирич. психологизма. Он считал, что логика есть ветвь психологии, изучаю­щая технику мышления, и должна поэтому стро­иться на психологич. основе. По своим задачам логика — практич. прикладная наука и сводится по существу к теории умозаключения. Поэтому весьма интересное учение М. об именах и предложениях служит в его системе лишь введением к теории умо­заключения. Различные методы познания (индуктив­ный и т. н. прямой и обратный дедуктивные методы) являются лишь видоизменениями и комбинациями ин­дуктивных умозаключений. Только последние спо­собны давать новое знание; все же остальные умозаключения обладают этим свойством лишь по­стольку, поскольку они сводятся к индукции. Но т. н. индукция не дает достоверного знания, все наше зна­ние, по М., имеет гипотетич. характер. Агностицизм и всеиндуктивизм М. неоднократно подвергались критике. Отрыв индукции от дедукции и преувели­чение роли индукции в познании критиковал Эн­гельс (см. «Диалектика природы», с. 180—81). Раз­вернутую критику гносеологич. и логич. взглядов М. дали К арийский и Рутковский.

С филос. концепцией М. тесно связана его позиция в области этики. В этич. теории М. выступал против «априористов» и требовал эмпирич. обоснования мо­ральных принципов, к-рые, по его мнению, не явля­ются .врожденными и неизменными, а имеют опытное происхождение и потому изменчивы. Вслед за Бента-мом М. развивал этич. систему утилитаризма (этот термин впервые ввел М.); моральная ценность поступ­ка определяется, но М., его пользой; высшей целью человеч. деятельности должно быть содействие «сча­стью человечества или, скорее, всех чувствующих существ» («Система логики», М., 1914, с. 867). Выс­тупая против «крайностей» утилитаризма Бентама, М. ввел в этику наряду с принципом эгоизма прин­цип альтруизма, к-рый логически не только не вы­текал из его утилитаристских предпосылок, но и противоречил им. Этич. взгляды М. изложены в последней главе 6-й кн. «Системы логики» и в соч. «Утилитарианизм» («Utilitarianism», 1863, new ed., 1931, рус. пер. 1866—69, 3 изд., 1900). М. считал, что в обществ, жизни люди «обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены» («Система логики», с. 798). Эти законы устанавли­ваются психологией (изучающей процесс образова­ния индивидуального характера)— наукой, лежа­щей в основе социологии.

В политич. экономии М. отказывается от трудовой теории стоимости Д. Рикардо, заменяя ее вульгар-


МИЛОСЛАВСКИЙ — МИЛЮКОВ 443


ной теорией издержек произ-ва, к-рую эклектически сочетал с учениями Мальтуса (теория народонаселе­ния), Ж. Б. Сея (учение о кризисах), Н. У. Сениора (теория воздержания) и др. Маркс, критикуя М. и ему подобных экономистов за противоречия их «ста­ромодных экономических догм с современными тен­денциями», одновременно отмечал, что «было бы в высшей степени несправедливо смешивать их в одну кучу с вульгарными экономистами-апологе­тами» («Капитал», т. 1, 1955, с. 616, прим.). Глубокую критику экономич. учения М. дал также Н. Г. Чер­нышевский [см. «Очерки из политической экономии (по Миллю)», в кн. Поли. собр. соч., т. 9, 1949, с. 337—1004].

С о ч.: Essays on some unsettled questions in political economy, L., 1844; Principles of political economy..., v. 1 — 2, Boston, 1848, new ed., N. Y., 1936; рус. пер. Н. Чернышев­ского — Основание политич. экономии..., неполное изд., т. 1, СПБ, 1860; полное — т. 1 — 2, СПБ, 1865, СПБ, 1874; нов. пер. Е. И. Остроградской, в. 1—5, К.—X., 1896— 1898; On liberty, L., 1859, new ed., Bielefeld — Lpz., 1924; Dissertations and discussions: political, philosophical and historical, v. 1 — 4, Boston, 1859; рус. пер.— Рассуждения и исследования политич., филос. и исторические, ч. 1—3, СПБ, 1864—65; Auguste Comte et le positivisme, P., 1865; рус. пер.— О. Конт и позитивизм, в кн.: Льюис Г. Г. и Милль Д. С., О. Конт и положительная философия, СПБ, 1867 и в кн.: Огюст Конт и позитивизм, М., 1897; The subjection of women, L., 1869; new ed., L.— Toronto, 1929; рус. пер.— Подчиненность женщины, СПБ, 1906; Autobiography, L-, 1873; new ed., N. Y.,[1957]; рус. пер.— Автобиография, СПБ, 1874, М., 1896; Three essays on reli­gion, N. Y., 1874.

Лит.: Россель Ю., Д. С. Милль и его школа,
«Вестник Европы», 1874, JVSJvfi 5, 6, 7, 10, 12; Карий­
ский М., Классификация выводов, СПБ, 1880; Тугаи-
Барановский М., Д. С. Милль. Его жизнь и учено-
литературная деятельность, СПБ, 1892; Карийский М.,
Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об исти­
нах самоочевидных, М., 1914; Рутковский Л. В.,
Критика методов индуктивного доказательства, в кн.: Избр.
труды рус. логиков XIX в., М., 1956; Трахтенберг
О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии
XIX в., [М.], 1959. Я. Тавапец. Москва.

МИЛОСЛАВСКИЙ,Петр Алексеевич (г. рожд. яеизв.— 1884)— рус. философ-идеалист, проф. Ка­занской духовной академии по кафедре логики и мета­физики. Примыкал к позитивистскому течению в рус. философии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.