5) Существует и целый ряд др. терминов, словесно выраженных иначе, но по смыслу близких к термину «М.» или даже прямо совпадающих с ним. Таков термин «пропорция», имеющий значение равенства двух или неск. числовых соотношений качественности. Таков термин «грация», обозначающий ту или иную свободно организованную мерность в движении. Сюда же относятся и термины «ритм» и «метр», указывающие тоже определ. рода синтез качества и количества, то ли в его динамич. развертывании, то ли в его статич. построении. Очевидно, сюда же в значит, степени относится термин «структура». От этих терминов М. отличается только своим обобщенным характером, в то время как все указанные понятия являются видовыми его определениями с тем или иным специфич. оттенком, к-рый каждый раз требует спец. исследования.
6) Наконец, термин «М.» приобретает и чисто ло-гич. значение, к-рое обнимает все предыдущие как нек-рого рода общая категория, возникающая в результате диалектич. синтеза качества вообще с количеством вообще. Этому вполне соответствуют данные совр. языков. Так, в рус. языке под М. понимают в народе определ. размеры сыпучих тел (М. зерна — вроде пуда зерна) и даже тот сосуд, в к-ром находится сыпучее тело, вообще те или иные надлежащие размеры («знать меру», «мера наказания»), действие или способ действий («принимать меры», «крайние» или «крутые» меры), критерий оценки («мерять своей меркой» ) и т. д. Эта качественно-количеств. определенность чувствуется и в немецком mal, к-рое, имея тот же корень, что и рус. М., обозначает «раз» (einmal, vielmal, manchmal) или соответствует рус. побудительной частице «ка» (sefien Sie mal — посмотрите-ка), выражающей явный и определ. предмет мысли или восприятия. Греческое ртр? (та же этимология) прямо указывает на «мысль» или «намерение». Во всех подобных языковых явлениях выражается част-
ным ооразом то, что закрепила логич. категория в наиболее общем и абстрактном виде.
Уже в тысячелетних глубинах нар. сознания и языка зафиксирована тяга к той или иной реализации категорий М., особенно в ее познават. и конструктивной функциях. Древние греки мыслили свое отдаленное прошлое в мифология, форме. Мифологич. символами этой мировой М. были Дика («Правда») и Фемида («Право», «Правопорядок», «Законность»), входившие в окружение Зевса на Олимпе. Гегель правильно указывал на то, что для греков Немезида была своеобразным символом М., поскольку этой богине принадлежали но только карающие функции, но и функции уравновешивания поступков человека. Как только люди осознали нек-рые свои действия в качестве преступных, тотчас же появилось и учение о возмездии, полагавшее границу и М. для всяких преступных деяний. Все греч. трагики учат о вине и о возмездии, и о той М., к-рая регулирует собой человеч. поведение и мыслится в виде т. н. «неписаных законов» (So-phocl Antig. 453—55 ел.). Зевс устанавливает свою гармонию в мире, преступить к-рую никто не может (Aeschyl Prom. 550—52 ел.). Чувство М. пронизывает всю др.-греч. лит-ру. Чередование дня и ночи для Еврипида тоже является показателем нек-рого рода космич. М. (Eurip. Phoen. 541—45).
Термин «М.» возникал как обобщение социальной практики человека. Еще Гесиод (7 в. до н. э.), к-рый прославился как теоретик рационального х-ва, писал: «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай» (Opera, 694). Клеобул и Фалес, входившие в число т, н. семи мудрецов, прославились своим изречением: «Ничего слишком» (10 fr. Diels9), а другой источник (10, fr. 2) утверждает, что это изречение было начертано семью мудрецами на храме Аполлона в Дельфах. Эти же два ранних философа высказали и другие подобные изречения: Клеобул, что «мера — наилучшее», и Фалес — «пользуйся мерой» (10, fr. 18), Солон (6 в. до н. э.) тоже призывал к мудрой размеренности в личной и общественной жизни (fr. 5, 9, 10, 13, 16, 19, 24 Diehl3).
Переходя к филос. значению понятия М. необходимо указать, что понятие М. выражалось у греков при помощи разнообразных терминов. Наиболее частыми терминами необходимо считать (j.e4pov («мера»), au,u.(j.st-pia («соразмерность»), Icov («равное», «уравновешенное»), [аезо («середина», «центр»), (лезот:^ («центр», «центральность», «центрированность»). М. в значении измеренного количества мы находим, напр., у Эпихар-ма (23 В 2, Diels9). О «мерах и весах» мы читаем уже в пифагорейских текстах (14, fr. 12), а в применении к стихотворным размерам — у Парменида (А 15). Антич. философия особенно прославилась совмещением этически-эстетич. и онтологич. понимания термина «М.», У Филолая (44 А 16) центральный космич. огонь, или Гестия, именуется «мерой природы». В этом же смысле нужно понимать и знаменитые слова Гераклита (В 30) о живом огне, «мерами вспыхивающем и мерами угасающем», а также (А 8) о Логосе, или эфирном теле, к-рое является «мерой назначенного круга времени». Особенно подчеркнут натурфилософский и, в частности; эстетич. структурный смысл М. в высказывании Гераклита (В 94): «Ибо солнце не преступит (положенной ему меры). В противном случае его настигнут Эринии, блюстительницы правды». В этом же контексте следует понимать и учение Диогена Аполлоиийского о мышлении, к-рое он, как известно, не отличал от воздуха. «Ибо без мышления,— говорит он,— не могло бы быть такого разделения (первовещества), чтобы во всем заключалась (определенная) мера: в зиме и лете, в ночи и дне, в дождях, ветрах и ясной погоде» (64 В 3). Большую роль играет понятие М. и в философии Демокрита, к-рому при-
МЕРА 391
надлежит суждение (В 102): «Равное (равномерное) во всем является прекрасным. Избыток и недостаток таковым мне не кажется». Полагая, что в основании вещей лежат атомы, греч. атомисты связывали с опре-дел. структурой атомов, а также с их симметрия, и асимметрич. взаиморасположением все конкретные чувств, качества (напр., Левкипп А 14). Чувств, ощущения рассматривались Демокритом также в зависимости н от симметрии органов человеч. организма. То же — у Парменида, Эмпедокла и Анаксагора (259 А 47). Чувством М. пронизана решительно вся этика Демокрита. Так, один источник гласит (А 167): «Счастье же он называет хорошим расположением духа, благосостоянием, гармонией, симметрией и невозмутимостью».
О распространенности понятия М. в греч. классике свидетельствует использование его в таких разнородных областях, как медицина и искусствознание. Так, Алкмеон (24 В 4) объяснял здоровье именно таким мерным равновесием (ioovojjua) стихий, т. е. влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и т. п. Болезни же, согласно этому философу, возникают от чрезмерного преобладания ([Aovap^i'a) какой-нибудь одной из этих стихий.
Что касается М. в применении к иск-ву в собств. смысле слова, то подобное понятие встречается уже у пифагорейцев. Пифагореец Поликлет написал целый трактат под названием «Канон», где он строил теорию применения числовых отношений к иск-ву. Этому древнему онтологич. пониманию М. в нераздельном этико-эстетич. смысле слова противостоит знаменитое учение софиста Протагора о М. (80 В 1): «Человек есть мера вещей существующих, что они существуют, и, не существующих, что они не существуют». М. здесь понимается антропологически, но уже не космологически, т. к. выставляется постулат, что человек все измеряет сам собой или что все с ним соизмеримо. Соответственно с этим Антифонт и Критолай (87 В 9) признавали время мыслью или М., а не объективной субстанцией.
С классич. учением о соразмерности спорит также Сократ (в изложении Ксенофонта), к-рый выдвинул новое понимание иск-ва, исходящее не из представлений об объективной М., а из понятия впутр. жизни человека. В разговоре со скульптором Клитоном Сократ прямо так и формулирует принцип своего нового понимания иск-ва: «Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души» (Xen. Memor., Ill 10,8). На этом основании отодвигается на задний план традиция классич. иск-ва. Сократ доказывал, что иск-во изображает «духовные свойства» человека (см. там же, III 10,3). Отношение внешней соразмерности признается Сократом только для таких прикладных иск-в, как иск-во делать панцири (см. там же, III 10, 15).
Это учение Сократа обобщается Платоном, к-рый различал два вида измерения: количественное, когда измеряющий имеет в виду только величину предмета, и сущностное, когда измеряющий в результате своих измерений хочет «путем сохранения (соответствующей) меры создать все прекрасным и добротным» (Politic, 284 А—В). Платон приводит в качестве примера работу ткача, к-рый путем придания мерности своему тканью получает именно ткань, а не что-нибудь другое. М. становится здесь, т. о., смысловым принципом создаваемого предмета в его качественно-количеств. связях. Все это рассуждение Платона в «Политике» (283 А — 285 В) о значении М. как избежании всякого излишка и всякого недостатка во всех областях человеч. жизни, включая общественную, является типичным для антич. учения о М. Его рассуждения в «Государстве» о безусловном равновесии установленных у него трех сословий тоже пронизаны принципом М.,
к-рый в данном случае привлечен для построения реакц. обществ.-политич. утопии. В произведениях Платона можно найти много др. текстов, относящихся к понятию М., но эти тексты только детализируют приведенное рассуждение: «Ничто несовершенное ни для чего не может быть мерой» (R. Р. VI 504 С). «Для всего есть мера. У кого есть ум... для того мерою слушания рассуждений является целая жизнь»(там же, V 450 Ь). «То, что верит мере и рассуждению, должно быть наилучшим в душе» (там же, X 603 а). Учению о М. посвящен диалог Платона «Филеб». Устанавливая, что всякая вещь состоит из беспредельного и предела, т. е. как бы рисуя некую определ. фигуру на беспредельном фоне бумаги, Платон объединяет также и удовольствие (как относящееся по своей расплывчатости к беспредельному) с разумностью (как с принципом предельности, т. е. раздельности). Получается нечто третье, «смешение», в к-ром уже нельзя разделить удовольствие и разумность и к-рое регулируется особым принципом («причина смеси»), получающим свое конкретное выражение в категориях «красоты», «соразмерности» и «истины». Если у досократиков М. была имманентной материальному миру, т. е. космосу, то у Платона она возникает как синтез сверхкосмич. идеи и чувств, материи. Т. о., соразмерность является у Платона одной из высших эстетич., гносеологич. и онтологич. категорий.
Широкое значение имеет М. и в философии Аристотеля. Рассуждая о едином, Аристотель рассматривал его не в изолированном существовании, но как принцип измерения в любой области бытия, жизни и познания. «Быть целым и неделимым» — это значит быть «исходною мерой для каждого рода». «Мера есть то, чем познается количество... И во всех остальных областях (кроме количества) мерою называется то исходное, с помощью чего там каждое (определение) познается и для каждого мерою является единое — в длине, в ширине, в глубине, в тяжести, в скорости...» (Met. XI, 1052 Ъ 1 — 1053 а 1). В «Метафизике» (X, 1) Аристотель развивает понятие о М. как принципе познания, причем количеств. М. трактуется только как одна из существующих мер, правда, как наиболее точная. Для М. выбирается в каждой данной области то, что наиболее едино и неделимо, и то, что наиболее характерно для данной области. Так, в астрономии движение неба является наиболее простым и ясным, с чем сравниваются всякие др. движения. Аристотель критически относится к тезису Протагора о том, что человек является мерой вещей, т. к. скорее вещи являются мерой для человека. В известном смысле можно говорить и так, как говорит Протагор, если выдвигать на первый план те или другие элементы нашего познания для характеристики этого познания в целом. Однако, «...хотя всякое знание есть знание о познаваемом, но не всякое познаваемое стоит в отношении к знанию, так как с известной точки зрения знание измеряется тем, что познается» (Met. X 6, 1057 а 9). М. здесь, очевидно,— это познават. отождествление сущности предмета с самим предметом в условиях пребывания этой сущности в самом предмете, а не вне его. Говорит Аристотель и о моральной М., утверждая, что «мерилом» и «мерой» для истины в каждом отд. случае является сам человек со своими чувствами «прекрасного и приятного» (Eth. Nic. Ill 6—9). Но это говорится не в протагоровском смысле, а в смысле значения морали как необходимого принципа в переживаниях эстетического и вообще приятного. Наука, по Аристотелю, невозможна без эмпирии, а эмпирия без науки тоже бессмысленна; необходимо их мерное объединение (см. Met. I, 1). Особенно широкое применение принцип М. имеет у Аристотеля в его этике. «Добродетель есть известного рода середина, поскольку она стремится к целому» (Eth. Nic. II 5, 1106 а
392 МЕРА
30). Конкретнее говоря, добродетель есть середина между двумя порочными крайностями (см. там же, II 6—9); мужество — середина между трусостью и отвагой, кротость — середина между смиренностью и гневливостью, щедрость — середина между скупостью и расточительностью. Т. о., основное учение Аристотеля о добродетели есть не что иное, как учение о М., избегающей как недостаточности, так и излишества. В связи с этим учением о М. нужно понимать и аристотелевскую концепцию «правильного разума» (орЭб? Ы-^оч см. там же, VI 13). Мерность, или соразмерность (focv), Аристотель предлагает соблюдать также и в дружбе и в справедливости (см. там же, VIII 9). Т. о., вся философия Аристотеля, начиная от осн. онтологич. учения о мире и кончая эстетич. и этич. учениями, оказывается пронизанной принципом М., понимаемым в разных разделах его философии весьма специфично.
В эпоху эллинизма М. также остается в греч. философии чрезвычайно популярным понятием. Таково перипатетич. учение о метриопатии («умеренности страсти»), к-рое развивалось эпикурейством с его учением о размеренном «удовольствии», —а также и стоицизмом с его учением о внутр. «выправке». У Горация вся «Поэтика» строилась на понятии М. («есть мера в вещах, и в конечном счете их определенные границы», Sat. I, 106). Весь неоплатонизм тоже понимал М. как идеальную структуру и упорядоченность каждой вещи и всего космоса в условиях реального функционирования этой структуры и упорядочения всего существующего (многочисл. тексты у Прокла).
Антич. концепция М., развивавшаяся во все периоды греко-римского мира, с тех пор уже никогда не исчезала в последующие эпохи, а только принимала разные формы, приобретая различное содержание в соответствии с потребностями времени и общества. Ср.-век. спиритуализм, выросший на основе феод.-иерархич. отношений, внес в эту концепцию принцип монотеистич. миропонимания. Этой М. стал теперь не пластич. чувств, космос, но надприродный и притом личный абсолют. Тем не менее антич. материалистич. концепция М. не только не исчезла в ср. века, но использовалась там весьма часто в самом причудливом переплетении с идеализмом и богословием. Уже Августин, этот предначинатель ср.-век. философии, утверждает (De liber, arbitr. II 16, 42), что все живое обладает какой-нибудь формой, а каждая форма характеризуется каким-нибудь числом. Следовательно, каждый живой индивидуум обладает определ. соотношением качеств, и количеств, характеристик. Августин фиксирует в каждом иск-ве нек-рого рода соответствие (convenientia), выражением к-рого является равенство (мы бы сказали равномерность) и единство (De ver. relig. XXX 55). У Августина мы находим также учение о числовом равенстве (aequalitas numerosa), к-рое нельзя понять иначе, как учение о равномерной числовой структуре художеств, цельности (De mus. VI 12, 38). В анонимном трактате 13 в. (Summa Ale-xandri I ed. Quaracchi, p. 181) говорится, что каждой вещи свойственны: 1) вид (species), то, чем она отличается от всего другого; 2) мера (modus), то, чем она ограничивается, т. е. больше чего и меньше чего она не может быть, и 3) порядок (ordo), то, как она по своей структуре соотносится с другими вещами. В этом тексте заметна весьма важная попытка отграничить понятие М. как вообще от формы, так, в частности, и от ее структуры. Фома Аквинский пишет (Summ. theol. I 4, 1): «Совершенным называют то, что не имеет никакого недостатка соответственно мере его совершенства». У философа 13 в. Витело (Perspect., IV 148) прямо фиксируется взаимосоответствие качества и количества вещи, выражением чего является ее пропорциональность и красота: «Пропорциональ-
ность частей, отвечающая какой-либо природной или искусственной форме, в сочетании с чувственными образами создает большую красоту, чем каждый из этих образов в отдельности».
Деятели эпохи Возрождения отдавали большую дань категории М. Марсилио Фичино в своем комментарии на «Пир» Платона (V 6) также трактует три старых понятия — меру, вид и порядок, давая категории М. глубокое художеств, истолкование. У Альберти («О зодчестве» VI 2) содержится точное определение понятия М., хотя и без употребления этого термина: «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат,— такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Подобного же рода художественные представления о М. приводят Леонардо да Винчи (см. «Трактат о живописи», III 272—76), Фиренцуола (см. «О красотах женщины», Соч., 1934, Рассужд. 1), Дж. Бруно (см. «О героич. энтузиазме», М., 1953, с. 56), Дюрер (см. Дневники, письма, трактаты, т. 2, 1957, с. 12—20, 177—84) и мн. др.
Классицизм нового времени, связанный с картезианским рационализмом и возрождающий этику и эстетику Горация, на все лады проповедует учение о М'., размеренности, уравновешенности, избежании крайностей. Таковы знаменитые наставления Буало (1636—1711) и соответствующая характеристика Гомера в 3-й кн. его «Поэтич. искусства». В предисловии Мармонтеля (1723—99) к его «Элементам литературы» сущность прекрасного понимается как соблюдение «приличий» или «соответствий» (convenance) в «естественной» и в «искусственной» (т. е. в общественной) жизни с указанием на век Людовика XVI как наиболее совершенный в этом отношении (то же у Лагарпа, 1739—1803).
Из англ. эстетиков нового времени концепция М. особенно ярко представлена у Шефтсбери. Ему принадлежит учение о мировой гармонии, исходящей из космич. центра, охватывающей всю природу и человека и в каждой отд. душе пробуждающей энтузиазм в отношении универсальной и мерной благоустроенности всего существующего (см. 1. I. Osske, Ganzheit, Unend-lichkeit und Form. Studien zu Schaftesburys Soziologie, Freib., 1942, Diss.).
Учением о М. проникнута и философия Спинозы. Таково его учение об адекватности мышления и протяжения, о соответствии истинной идеи ее объекту, о тождестве сущности и существования в боге (природе), о регулировании богом всякой субстанции и т. д. Таковы же и многие учения Лейбница, как, напр., о предуставленной гармонии. Несмотря на широчайшую распространенность концепции М. в новой философии, четкий логич. анализ М. дает только философия нем. классич. идеализма. Предшественником диалектич. учения о М. является Кант, поскольку он впервые сформулировал в раздельном виде категории качества и количества (наряду с прочими категориями рассудка). Однако Кант не сумел понять качества и количества в их диалектич. единстве, поскольку этому мешал дуализм в его учении о субъекте и объекте. Только Гегель впервые в истории новой философии разработал диалектику качества и количества и тем самым сформулировал обобщенно учение о М.
Свое учение о М. Гегель дал в различных трудах и прежде всего в «Энциклопедии философских наук» (см. Соч., т. 1, 1929, с. 184—90), где каждая филос. категория рассматривается как итог векового развития человеч. познания. Осн. определение М. у Гегеля резюмирует все рассмотренные выше учения по этому вопросу (см. там же, с. 184—86). «Мера есть качественно-определенное количество, прежде всего, как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество» (там же, с. 184). Другими словами.
МЕРА 393
Гегель исходит из диалектич. единства качества и количества, когда увеличение или уменьшение количества данного качества только до определенной границы остается безразличным для данного качества, а дальше приводит его к гибели. Так, увеличение или уменьшение температуры воды с определ. момента превращает воду либо в газообразное, либо в твердое состояние. Такой живой синтез качества и количества наблюдается, но Гегелю,решительно везде, в неорганич. и органич. мире, в одушевленной, обществ., этич. и историч. области. Поскольку Гегель рассматривал свои категории диалектически, в процессе их становления и взаимоперехода, постольку ни качество, ни количество не являются у него застывшими и неподвижными категориями. Качество проходит через разные свои моменты, пока не исчерпает себя, не придет к своему отрицанию, уступая место новой категории, количеству; так же и количество постепенно исчерпывает себя, возвращаясь к качеству, но уже на новой ступени, т. е. к такому качеству, к-рое вобрало в себя и все количеств, отношения. В этом диалектич. развитии всех категорий как раз и заключается огромная сила и новизна учения Гегеля о М.
Более подробный анализ понятия М. Гегель дает в своей «Науке логики». Согласно Гегелю, первоначально М. выступает как количеств, определенность, данная сама по себе без всякого соотношения со всем другим. Так, вода сохраняет свое жидкое состояние в пределах между нулем и ста градусами по Цельсию. Этот момент Гегель так и называет «специфическое количество». Здесь уже количеств, сторона есть не просто количество, но определ. образом измеряемое качество, или, по Гегелю, «специфицирующая М.». Если взять то и другое вместе, то качественно-коли-честв. определенность, т. е. температура от нуля до ста градусов и вода, предстанут как едино-раздельное целое качество. Все эти три момента есть самое обыкновенное объединение качества и количества или «специфическое количество». Кроме жидкого состояния, физич. субстрат — вода может иметь и твердое и газообразное состояние. Следовательно, для одного данного вещества возникает уже не одна М., но много М., к-рые образуют, по терминологии Гегеля, «узловую линию» становления М. Но если имеется много М. какого-нибудь вещества, то возникает вопрос, что же объединяет все эти М. в одно целое? Количественно их уже нельзя объединить, потому что категория количества дала нам только самый факт существования разных М. Качественно тоню нельзя их объединить, поскольку качественное объединение только создало для нее бесконечный ряд переходящих одно в другое качеств. Должна быть найдена такая категория, к-рая объединяет все М. данного вещества не только количественно и не только качественно, но объединяет их по существу. Другими словами, ставится вопрос о том, что же общего между льдом, водой и паром и что является в них такой основой, к-рая определяет их и качественно, и количественно. Здесь от М., являющейся наиболее конкретным выражением бытия, совершается переход уже к сущности, к-рая отражает в смысловом виде все качества и количества, составляющие М.
Особую роль эта категория играет и в эстетике Гегеля. Определяя идеал как соразмерное, адекватное единство идеи и чувств, действительности, Гегель фактически исходил из понимания категории М. В учении о трех историч. формах иск-ва — символической, классической и романтической, он тоже применяет категорию М. В символич. иск-ве идея и внешняя форма не соответствуют друг другу, идея адекватно не выражается в действительности; она растекается по всем природным обликам, «...в своем беспокойстве и безмерности ищет себя в них и все же не находит их адэкватными себе...» (Гегель, Соч., т. 12, М. 1938,
с. 81). Безмерность, причудливость, гротескность, случайность и путаница — вот, по Гегелю, отличит, черты инд. и егип. символич. иск-ва. Классич. форма иск-ва, иск-во антич. Греции,— это по преимуществу иск-во М. Красота классич. идеала — «...красота в ее более подлинной форме и ее наиболее соответствующем содержании...» (там же, т. 13, М., 1940, с. 88). Далее-начинается период сумерек иск-ва, эпоха его разложения. Из иск-ва меры оно становится иск-вом безмерного, ничтожного, прозаического, безобразного, задушевно-интимного. Но этот переход М. в безмерное обнаруживает, по Гегелю, что иск-во не является подлинной формой осознания духом самого себя, что-необходимо перейти к другим, более высоким формам духа. Если в символич. форме иск-ва последнее только стремилось к идеалу, а в классической достигало его в совершенном и притом чувств, виде, то с распадением классич. иск-ва возникала необходимость выхода за пределы эстетич. идеала и погружения в недра чистого духа, для к-рого все чувственное оказывалось только более или менее случайным и несущественным (см. там же, с. 82—94); три осн. формы иск-ва выступают у Гегеля как три типа историч. проявления категории М. Т. о., категория М. получает у Гегеля универсаль-но-диалектич. значение. Всякое единство противоположностей выступает у него как М., в к-рой эти противоположности объединяются. Не только «качество»-и «количество» сливаются в М., но также, напр.,. «сущность» и «явление» сливаются в свою собств. М.,. к-рая в данном случае является «действительностью». Также сливаются каждый раз в свою собств. М. «содержание» и «форма», «внутреннее» и «внешнее», «субъект» и «объект» и т. д.
В бурж. философии после Гегеля категория М. утрачивает свой универсальный и диалектич. смысл. В известных пределах эта категория употребляется неокантианцами (напр., Когеном), к-рые интерпретируют ее гл. обр. в узкологич. смысле.
Категория М. получает новое, подлинно науч. развитие в философии диалектич. материализма. В «Капитале» Маркса эта категория первоначально выступает в наиболее пепосредств., чувственно-конкретном значении, а именно, в связи с внешней М., с масштабом.. Так, напр., одно тело, вес к-рого должен быть найден, соизмеряется с нек-рым другим телом, Напр. куском железа, вес к-рого является единицей измерения. С переходом от потребительной стоимости к меновой Маркс выдвигает новое понятие внутр. М. стоимости, т. е. то, чем стоимость измеряется по своему существу. По Марксу, ее внутренней, имманентной М., или точнее, М. ее величины является рабочее время труда. «Рабочее время это суть живое бытие труда, безразличное-по отношению к его форме, содержанию, индивидуальности; оно является живым количественным бытием труда и в то же время имманентным мерилом этого-бытия» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 16). Установив эту М. труда, или имманентную М. стоимости, Маркс сталкивается со мн. разными стоимостями; и тут Маркс говорит уже о взаимоотношениях М. этих стоимостей и, в частности, выражении одной какой-нибудь М. какими-нибудь другими М. Это — ступень уже не внутр. М., но тех реальных М., когда они выражаются одна через другую и когда мы получаем то, что Маркс называет полной или развернутой формой стоимости. Здесь внутр. М. величины стоимости вступает во взаимоотношение вообще со всем товарным миром. Далее следует третья и последняя ступень развития стоимостной категории М., когда все товары измеряются только одним товаром, а именно, золотом, и когда золото является наиболее развитой количеств.-качеств. М. величины всякой стоимости. Это — т. н. всеобщая форма стоимости. Золото не есть просто металл. Но он»
394 МЕРА — МЕРЕЖКОВСКИЙ
также не есть и просто какая-нибудь ценность. Его экономич. сущность в мире товарных отношений есть именно определ. М., к-рая особенно ярко выражается в процессах купли и продажи, где мы имеем все время переходы качества в количество и обратно, причем переходы эти основаны на эквивалентности золота любому товару, т. е. на категории М. в ее всеобщем экономич. значении.
Энгельс также придавал огромное значение категории М. Энгельс пишет о М. движения (см. «Анти-Дюринг», 1957, с. 59, 293), о времени как М. труда (см. там же, с. 293, 295), о труде как М. всех стоимостей (см. там же, с. 179—80), о М. стоимости (см. там же, с. 216, 226), а также и вообще об узловых отношениях М. (см. там же, с. 43, 63, 119).
Ленин, конспектируя «Науку логики» Гегеля,указал на широкое значение категории М. в моральной, социально-политич., гносеологич сфере. Он отметил, что гегелевская «узловая линия мер» свидетельствует о скачкообразном характере перехода количества в качество, о том, «...что постепенность ничего не объясняет без скачков» (Соч., т. 38, с. 111).
Марксистско-ленинское понимание М. исходит из идеи революц. развития действительности, к-рая является окончат. М. для оценки и самой действительности в целом. 1) В диалектич. материализме М, выступает как диалектич. единство качества и количества 2) Отсюда вытекает та характеристика М., к-рая свойственна вообще всякому единству противоположностей: качество и количество в М. относительно самостоятельны и относительно связаны одно с другим; развитие того и другого возможно только в определ. границах, нарушение к-рых означает разрушение самой М.; последоват. возникновение разных М. в процессе количеств, увеличения или уменьшения образует узловую линию становления М. 3) Категория М. имеет место решительно во всех науках о природе и обществе. В математике уже натуральный ряд чисел представляет собой узловую линию числового становления М., поскольку каждое число ие сводится к простой сумме изолированных единиц, а есть нек-рого рода количеств, качество. В механике и физике переходы одного вида энергии в другой тоже образуют узловую линию изменения М. в области энергии. Энергия является М. движения материи в разных ее областях — механич., тепловой, химич., электромагнитной, гравитационной, ядерной и др. В химии периодич. система Менделеева есть тоже не что иное, как узловая линия увеличения удельного веса, составляющего вместе с качеством данного элемента его М. Такой же узловой линией соответствующего развития М. являются в биологии рождение организма, его расцвет и его смерть. Каждому лекарств, веществу тоже свойственна своя М., поскольку его полезность или вред зависят не только от его качества, но и от его количества. История общества тоже немыслима без перехода одного качества в другое в результате количеств, изменений предыдущего качества. М. является одним из осн. критериев эстетич. оценки действительности. Наконец, в логике М. рассматривается в виде наиболее общей категории, 4) Категория М., как и всякая категория мышления и бытия, является категорией исторической, т. е. она является разной в разные периоды человеч. развития. 5) Марксистско-ленинская философия использует категорию М. в учении о пяти осн. обществ.-экономич. формациях. Такой М. является способ произ-ва, представляющий собой диалектич. единство количеств, роста производит, сил и качества производственных отношений. 6) В научном коммунизме мерой всех М. является бесклассовое коммунистическое общество, которое является окончательным критерием оценки развития всей истории человечества.