С помощью своей теории доказательств Гильберт стремился прежде всего доказать непротиворечивость таких аксиоматич. теорий, лежащих в основе математики, как арифметика и теория множеств. Спорные вопросы этих теорий связаны с понятием бесконечности (см. Математическая, бесконечность). В теории доказательств Гильберта был получен ряд важных результатов. Одним из них является теорема Гёделя
0 полноте классич. исчисления предикатов (1930), из к-рой следует, что непротиворечивые теории (в частности, теория множеств, если она непротиво речива) допускают интерпретацию [причем, в со ответствии с результатом Лёвенхейма (1915), даже в области натуральных чисел].
В теории доказательств произошел крутой поворот (1931), вызванный открытием Гёделя, к-рый доказал неполноту широкого класса непротиворечивых формальных теорий (см. Метатеория). В 1936 Чёрч присоединил к этим результатам теорему о неразрешимости проблемы разрешения для таких теорий.
Т. о., было обнаружено существование неразрешимых проблем в любой достаточно богатой средствами выражения (в частности, позволяющей выражать арифметику натуральных чисел) формальной теории. Это свидетельствует об ограниченности М. а. и о необходимости дополнить его др. путями установления математич. истин, а также истин тех науа, в к-рых М. а. играет определ. роль. В этом направлении особое значение имела (и до сих пор не утратила) интуиционистская математика (см. Интуиционизм} (заметим, что эту математику нельзя рассматривать как совокупность аксиоматич. теорий или как часть теории множеств). Ее средствами было получено удовлетворит, доказательство непротиворечивости классич. арифметики. С появлением в 30-х гг. 20 в. строгого1 определения алгоритма возникло конструктивное-направление в математике, к-рое также не сводится к М. а. Др. добавлением к М. а. является логическая семантика.
Лит.: Каган В., Основания геометрии, [т. 1—2], О.. 1905—07; В е й л ь Г., О философии математики. Сб. работ, пер. с нем., М.—Л., 1934; Гильберт Д., Основания геометрии, пер. с нем., М.—Л., 1948; Начала Овклида, пер. с греч., [т. 1—3], М.—Л., 1948—50; Г ё д е л ь К., Совместимость аксиомы выбора и обобщенной континуум-гипотезы с аксиомами теории множеств, пер. с англ., в сб.: Успехи матем. наук, т. 3, вып. 1, М.—Л., 1948; Мостов-с к и й А., Совр. состояние исследований по основаниям математики, там же, т. 9, вып. 3, М.—Л., 1954; Кляни С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (библиогр.); Есенин-Вольпин А. С, Об аксиоматич. методе, <(Вопр. философии», 1959, JSft 7; Г е н-к и н Л., О матем. индукции, пер. с англ., М., 1962; Ван Хао, Мак-Нотон Р., Аксиоматич. системы теории множеств, пер. с франц., М., 1963; Б у р б а к и Н., Теория множеств, пер. с франц., М., 1964; Р е а п о G., Arith-metices principia, nova metodo exposita, Torino, 1889; его ж е , Sul concetto di numero, «Riv. Mathematica», 1891, v. 1, p. 87—102, 256—67: его же, Formulaire de mathematiques, t. 1—5, Turin, 1894—1908; F r e g e G., Grundgesetze der Arith-metik, begriffsschriftHch abgeleitet, Bd 1—2, Jena, 1893 — 1903; Z e г m e 1 о E., Untersuclmngen iiber die Grundlagen der Mengenlehre, [Tl], 1, «Math. Annalen», 1908, Bd 65; S k о-
1 e m Т., Einige Bemerkungen zur axiomatischen Begriindung der Mengenlehre, в кн.: Wissenschattliehe Vortrage gehaltem
МЕТОД ПРИНЦИПОВ 419
auf dem Funften Kongress der Skandinavischen Mathematiker in Helsingfors von 4. bis 7. Juli 1922, Helsingfors, 1923; Whitehead A. N. and Bussel В., Principia mathematics, v. 1—3, 2 ed., Camb., 1925—27; Neumann J. von, Die Axiomatisierung der Mengenlehre, «Math. Z.», 1928, Bd 27; Gentzen G., Untersuchungen iiber das logische Schliessen, «Math. Z.», 1934—35, Bd 39, S. 176—210, 405—31; В е г n a -у s P., Axiomatic set theory, with a historical introd. by A. A. Fraenkel, Amst., 1958; S t q 1 1 R. R., Sets, logic, and axiomatic theories, S. F.—L., [1961 J; Curry H. В., Foundations of mathematical logic, N. Y., [1963].
МЕТОД ПРИНЦИПОВ— один из методов построения физич. теорий, при к-ром физич. теория развертывается как система математически выводимых следствий из небольшой группы непосредственно констатируемых и должным образом обобщенных опытных фактов («принципов»). Последние принимаются в качестве не требующих объяснений.
Использование М. п. в ходе создания физич. теории предполагает два существенно различных этапа: 1) отыскание принципов и 2) их применение к истолкованию свойств всего многообразия изучаемых явлений. Первый этап — по существу аналитический: совокупность множества взаимосвязанных эмпирич. фактов подвергается расчленению и среди них выделяются те, к-рые принимаются как особо важные, фундаментальные по значению. Второй этап —синтетический. Вычлененные, ранее обособленные, осн. эмпирич. факты обобщаются и соединяются друг с другом как элементы единой теоретич. системы. Такое соединение — не внешнее сополагание, а образование нек-рой целостности, обладающей специфич. чертами, т. к. при таком соединении принципов возникает необходимость более или менее глубокой перестройки прежних физич. понятий и разработки новой системы науч. представлений.
Создателем М. п. является Ньютон, стремившийся с помощью этого метода обеспечить неоспоримую и очевидную достоверность физич. теории. С помощью М. п. Ньютон построил механику, включая теорию тяготения и движения тел солнечной системы, а также стремился создать теорию световых явлений. В последующем развитии физики М. п. также приводил к выдающимся науч. достижениям. Примером физич. теории, построенной на М. п., является термодинамика. Ее исходными принципами служат два т. и. «начала». Эти начала суть обобщения опытных данных, одно из к-рых выражает факт существования отношений постоянной эквивалентности между разными видами энергии (или невозможности perpetuum mobile), а другое — эмпирич. факт неизбежности самопроизвольного одностороннего перетекания теплоты от более нагретого тела к менее нагретому при их со-прикоснов ении.
Теория относительности также построена благодаря применению М. п. Ее содержание вытекает из двух независимых положений — принципа относительности и принципа постоянства скорости света. Каждый из них представляет собой обобщенное выражение опре-дел. группы эмпирич. фактов: 1) факта одинаковости законов природы в инерциальных системах отсчета, движущихся относительно друг друга прямолинейно и равномерно, и 2) факта независимости скорости света от движения источника. Аналитич. этап в построении теории относительности, т. е. вычленение вышеуказанных принципов из всего многообразия эмпирич. данных в качестве фундаментальных основ теории, был весьма нелегким. Но несравненно более трудным оказался синтетич. этап, т. е. соединение этих принципов в некое единство. Они вступали в резкое противоречие друг с другом, исключали друг друга в системе существовавших тогда представлений о пространстве и времени. Эйнштейн соединил эти принципы в одно целое, потребовав решит, изменения всей системы пространственно-временных представлений.
Т. о., принципы по существу не имеют и не могут иметь чисто логич. обоснования и доказательства. Они проистекают из опыта, доказуемы только опытом и сильны именно тем, что наиболее непосредственно выражают данные опыта. Именно благодаря этому применение М. п. обеспечивает физич. теориям особенно высокую степень достоверности, стабильности. Будучи выражением опыта, принципы с развитием физики могут так или иначе меняться, дополняться, обогащаться или ограничиваться, но полностью потерять свое значение они не могут. В силу этого осн. содержание физич. теорий, построенных на них, всегда остается значимым, но, конечно, в пределах той сферы, в к-рой сохраняют свое значение опытные данные, послужившие исходным пунктом для формулирования принципов. Иным, конечно, оказывается дело, когда исходные опытные данные были полностью ошибочны и извлеченные из них «принципы» оказались ложными. Но такого рода заблуждения лежат вне рамок научного прогресса, поскольку не являются ступенями в познании объективной сущности явлений. И судьба такого рода ложных «принципов» не должна приниматься в расчет при оценке значения М. п.
Сколь бы точным выражением накопленного эмпи рич. материала ни служили извлеченные из него прин ципы, это не значит, что физич. теории, построенные, на них, исчерпывающим образом представляют соот- ветств. область объективной реальности. Сам опыт исторически ограничен и по точности, и по глубине проникновения в сущность явлений, и по широте их охвата как в количеств., так и в качеств, отношениях.: Эти ограничения шаг за шагом устраняются в ходе науч. познания. Вследствие этого рано или поздно изменяются и принципы. Но это изменение всегда такого характера, что сохраняется значимость старых прин ципов для прежних условий опыта (см. Соответствия принцип). ,
Применение М. п. для построения науч. теории не предполагает обязат. объяснения сущности самих принципов, раскрытия их физич. смысла, раскрытия. конкретной природы исследуемого круга явлений. Когда такое объяснение еще не представляется возможным, когда еще не обнаружены пути для раскрытия физич. природы исследуемого явления, эта особенность М. п. значительно расширяет возможности теоретич. мышления, позволяя сделать шаг вперед, обойдя еще не разрешенные задачи. «Необъясненность», напр., второго начала (принципа) термодинамики и неизученность природы тепловых явлений в свое время не закрыли путь к созданию на основе М. п. развернутой классич. теории теплоты, сохранившей значение и в наст, время. Еще раньше неизученность природы тяготения не помешала Ньютону благодаря М. п. создать строгую теорию движения небесных тел, явившуюся огромным завоеванием науки. Так же отсутствие объяснения принципов прямолинейного распространения световых лучей, их отражения и преломления не остановили разработки т. н. геометрической оптики, принесшей большие научпые результаты.
Однако М. п. не обязательно связан с отказом от объяснения, от раскрытия механизма явлений, не исключает и то и другое. Применение М. п. делает возможным отложить разработку объяснения до более позднего этапа исследования, но фактически науч. мысль неизбежно возвращается к объяснению самих принципов и познанию физич. природы явлений. И М. п. способствует созданию необходимых предпосылок для этого, поскольку выросшие на его основе теории как раз и ведут к раскрытию сущности явлений. Последнее и составляет ядро науч. объяснения. Выдвигая созданный им М. п., Ньютон, по-видимому, как подчеркнул Вавилов, считал отыскание «причин
420 МЕТОД ПРИНЦИПОВ — МЕТОДОЛОГИЯ
принципов», т. е. их объяснение, рано или поздно необходимым.
Иногда М. п. относят к чисто эмпирич. методам. Это неверно. Принципы не тождественны простой эмпирич. констатации к.-л. ситуации, представленной в нек-ром единичном опыте.Они выражают опыт в обобщенной форме, часто связаны с применением понятий, далеко отходящих от непосредств. эмпирич. констатации (напр., понятие «стороны» у светового луча в оптике Ньютона). Эта обобщенность вносит существ, элемент гипотетичности в содержание принципов. Подобный элемент с самого начала содержался, напр., во втором начале термодинамики в виде неявного допущения о его абс. применимости во всех без исключения физич. системах независимо от их масштаба. То же есть и во втором принципе теории относительности, допускающем не только существование предельной скорости распространения любых физич. взаимодействий, по и равенство скорости света в вакууме. В наст, время высказываются предположения о необязательности последнего в ядерных процессах.
Часто М. п. противопоставляется методу гипотез как нечто совершенно чуждое последнему, принципиально обособленное от него и могущее плодотворно функционировать без всякой связи с гипотезами. Сказанное свидетельствует об ошибочности такой т. зр. Обобщение эмпирич. факта до уровня широко действующего принципа несомненно связано с допущениями гипо-тетич. характера,без них не может обойтись и применение принципов вне области, в к-рой они первоначально непосредственно установлены. История науки показывает, что оба метода — М. п. и метод гипотез — в сущности немыслимы друг без друга и благотворно влияют друг на друга в ходе научного исследования. Рано или поздно физич. теория, созданная на основе М. п., встречается с ситуацией, свидетельствующей о недостаточности принятых принципов и вместе с тем не дающей возможности выдвинуть новый принцип такого же рода без гипотетич. допущения о физич. природе исследуемого круга явлений. Так было в развитии теории теплоты в конце 19 в., когда стали изучаться, напр., флуктуационные явления, не укладывающиеся в рамки классич. термодинамики. Только атомистич. гипотеза, пролившая свет на внутр. природу тепловых явлений, позволила физике пойти дальше. Она дала объяснение сущности второго начала термодинамики. Благодаря ей совр. учение о теплоте стало весьма разносторонним и плодотворно развивающимся. Но теперь атомистич. гипотеза перестала быть гипотезой. Ее осн. идея может быть принята в качестве бесспорного принципа, составляющего фундамент совр. физики. Появление первых зачатков молекулярпо-кинетич. теории теплоты (Ломоносов, Бернулли и др.) предшествовало возникновению классич. термодинамики. Метод гипотезы, т. о., был первым орудием создания учения о теплоте. Но со временем этот метод был вынужден отойти на задний план, уступив место М. п. в термодинамике Карно, Томсона, Клаузиуса, Планка. Благодаря разработанной по этому методу термодинамике были созданы предпосылки для возрождения на несравненно более высокой основе первоначального метода гипотез. Следствием этого были новые успехи в теории теплоты. Поэтому представление М. п. в качестве единственно науч. метода познания, исключающего гипотезы, совершенно неправомерно. Оно существенно ограничивает возможности творч. деятельности ученых. Такая абсолютизация, в сущности догматизация, М. п. свойственна позитивизму, отрицающему метод гипотез, лишающему его познават. значения. С таких позиций выступали, напр., В. Оствальд, П. Дюгем и др.
Лит.: Дюгем П., Физическая теория. Ее цель и строение, СПБ, 1910; Вавилов С. И., Принципы и гипотезы оптики Ньютона, Собр. соч., т. 3, М., 1956; его же, Исаак
Ньютон, там же; его же, «Лекции по оптике» И. Ньютона, там же; Кузнецов И. В., Выдающийся физик — диалектик-материалист, «Вопр. философии», 1961, № 7.
И. Кузнецов. Москва.
МЕТОДИЗМ— одна из разновидностей протестантизма, отделившаяся от англиканской церкви в конце 18 в. и близкая к ней в области культа и догматики. В 1729 Джон Уэсли (1703—91) организовал в Оксфордском ун-те кружок студентов, методически соблюдавших христ. заповеди (отсюда и термин «М.»), из к-рого впоследствии выросла методистская церковь. Целью М. было пробуждение в англ. пароде религ. чувства, борьба против религ. индифферентизма, против деизма и рационализма и вообще идеологии Просвещения, насаждение морали терпения и покорности. М. отстаивал частную собственность.
Гл. внимание М. уделял эсхатологич. вопросам. Настаивая на имманентности бога природе и душе человека, М. говорил о религии как о «жизни бога в людских душах». М. служил либерализации протестантизма. Основатель М. Уэсли выступал против предопределения, учил о всеобщем, свободном, полном и достоверном спасении. Он смягчил учение Лютера и особенно Кальвина о всеобщей греховности людей, отдав дань гуманизму Просвещения, утверждал, что человек при грехопадении, утратив праведность, не утратил божеств, образа, разума и свободы воли и способен в результате долгой борьбы со своими греховными склонностями достичь безгрешного состояния. М. свойственно учение о вере как деятельном процессе преобразования человека. М. возродил идею о роли «добрых дел» в спасении, приблизившись в этом отношении к католицизму, ввел строгую централизацию и дисциплину. Методисты объединены в между-нар. масштабе. В 1881 учрежден Всемирный методистский совет.
Методисты ведут широкую миссионерскую деятельность в интересах англо-амер. капитала. С сер. 19 в. М. выступают как инициаторы организации христ. профсоюзов и пропагандисты христ. социализма.
Лит.: Булгаков А. И., Очерки истории методизма, т. 1—2, К., 1887; Wesley J., The works, v. 1 — 14, L., 1829—1831; e г о же, Selected letters, L., 1956; Stevens A., The history of the religious movement of the XVIII century, called Methodism, v. 1—2, L., 1873—74; D о b г ее В., J. Wesley, L., 1933; GillF. C., The romantic movement and methodism, L., 1937. А. Чанышев. Москва.
МЕТОДОЛОГИЯ(от метод и греч. \6-{ос, — учение; учение о методе) — философское учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике.
М. возникла и развивалась как аспект филос. осмысления мира под углом зрения критич. исследования методов познания — как общефилософских, так и конкретно-научных. Философы не только разрабатывали опред. методы на основе обобщения развития науки и творчества в целом, но и теоретически их обосновывали, выявляли их место в системе средств познания, взаимосвязь методов различных наук.
В античной философии не было разветвленной М., поскольку проблемы метода не занимали центрального места. Вместе с тем уже тогда закладывалась филос. основа М. Великим методологич. памятником античного мира являются «Органон» и «Метафизика» Аристотеля, к-рый обобщил опыт научного познания своего времени. Открытые Аристотелем формы и закономерности мышления получили значение норм для всякого научного исследования и построения научных систем на мн. века вперед.
В философии нового времени в связи с гигантским взлетом научного познания мира разработка научной М. стала центром теоротич. мысли. Поиски правильного, философски обоснованного метода стоят в центре филос. исканий Ф. Бэкона, Декарта и др. философов
МЕТОДОЛОГИЯ - МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХСВЯЗЕЙ 421
17—18 вв.Значение философии как М. науки подчеркивается в этот период тем, что сама философия стремится к естественнонаучной систематичности и точности, г. связи с чем использует в качестве образца построения филос. системы математику. Влияние развития точных наук на философию 17 —18 вв. сказалось в распространении механич. материализма как М. естествознания. Проникновение диалектич. идей в естествознание, особенно в биологич. науки, и выявление несостоятельности механич. материализма как М. были в значит, мере причинами появления кан-товского критицизма как реакции на механицизм. Кант стремился вообще превратить философию в М., выдвинув идею «трансцендентальной методологии», призванной вскрыть формальные условия системы чистого разума, в пределах к-рой только и возможна, по Канту, строгая наука. Самая постановка проблемы «критики разума» содержала в себе неизбежность субъективистского и агностич. разрешения, поскольку границы разума были Кантом отождествлены с границами логики, т. е. им по существу отрицалась объективность последней. Гегель разрушил кантовскую кри-тич. М., показав, что логика развития есть объективная диалектика. Однако он истолковал свое открытие идеалистически, представив объект логики как абсолютно всеобщее, идею. Поэтому у Гегеля «Наука логики» может быть рассматриваема как М., в к-рой систематически развертываются категории его метода — идеалистич. диалектики.
Процесс формирования научной М. завершился созданием диалектич. материализма. Возникнув в условиях всестороннего развития науки, когда теоретич. естествознание полностью освободилось от натурфи-лос. умозрений, и опираясь на конкретно-научные теории осн. форм движения материи, диалектич. материализм стал философией нового типа — наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а в качестве таковой — общей М. научного исследования любой конкретной науки. Методо-логич. роль выполняет не только материалистич. диалектика, ее категории и законы, но и материализм. Применительно к истории общества роль всеобщей М. играет диалектич. материализм в единстве с историч. материализмом. Марксистская философия — это универсальная М., поскольку она изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Отличительная черта марксистской М. состоит в том, что она выступает не только в качестве орудия познания, но и революц. преобразования мира. Методоло-гич. значение диалектич. материализма неизмеримо возросло по сравнению с философией старого типа. Теоретич. и методологич. основы конкретных наук разрабатываются не только философией, но и ими самими. Конкретные науки, являясь по отношению к философии специальными, в свою очередь могут выступать как методологические по отношению к более узким разделам данной области знания. Так, общая биология вооружает общими методами исследования, напр., ботанику, зоологию и т. д. Общая биология, опираясь на философию, разрабатывает методологич. проблемы, относящиеся ко всем разделам биологич. науки и в то же время использует и обобщает их достижения. Аналогич. отношения существуют и во всех др. науках, напр., основания математики и все др. разделы этой науки, политич. экономия и отраслевые экономики и т. д. Но единств, научной методологич. основой для теоретич. дисциплин, к-рые сами выступают как М. по отношению к частным научным дисциплинам в составе определ. конкретной науки, является диалектич. материализм. Последний является содержательной логикой познавательного процесса — логикой диалектической. Использование марксистско-ленинской философии в качестве М. научной и прак-
тич. деятельности исключает толкование ее как догмы, как серии «рецептов» или технич. приемов, а предполагает раскрытие объективной диалектики конкретного содержания процессов, происходящих в действительности. Поэтому диалектико-материалистич. М.. является руководством для живого, творч. процесса познания и преобразования мира в соответствии с его законами. См. Диалектика, Метод, Наука.
П. Копнин. Киев. А. Спиркин. Москва.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ— логич. методы установления причин явлений или вытекающих из них следствий. Простейшими М. и. п. с. являются методы изучения эмпирич. причинных связей, известные под названием методов Бэкона — Милля (или индуктивных методов Милля, или методов бэконовской индукции, или методов опытного исследования Милля и т. п.). Эти названия объясняются тем, что осн. черты этих методов впервые были выявлены Ф. Бэконом в рамках его учения об индукции, а детальное рассмотрение их осуществлено Дж. Ст. Миллем, к-рому принадлежат также принятые в наст, время названия этих методов: метод сходства (или согласия, или совпадения), метод различия (или разницы), соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Милль сформулировал эти методы в виде след. правил: 1.Метод сходства: «Если два или более случаев подлежащего исследованию явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство, — в котором только и согласуются все эти случаи, — есть причина (или следствие) данного явления» («Система логики силлогистической и индуктивной», М., 1914, с. 354). 2. Метод различия: «Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, встречающегося лишь в первом случае, то это обстоятельство, в котором одном только и разнятся эти два случая, есть следствие, или причина, или необходимая часть причины явления» (там же, с. 355). 3. С о е-диненный метод сходства и различия: «Если два или более случая возникновения явления имеют общим одно лишь обстоятельство, и два или более случая невозникновения того же явления имеют общим только отсутствие того же самого обстоятельства, то это обстоятельство, в котором только- и разнятся оба ряда случаев, есть или следствие, или причина, или необходимая часть причины изучаемого явления» (там же, с. 359—60). 4. Метод сопутствующих изменений: «Всякое явление, изменяющееся определенным образом всякий раз, когда некоторым особенным образом изменяется другое явление, есть либо причина, либо следствие этого явления, либо соединено с ним какою-либо причинной связью» (там же, с. 365). 5. М етод остатков: «Если из явления вычесть ту его часть, которая, как известно из прежних индукций, есть следствие некоторых определенных предыдущих, то остаток данного явления должен быть следствием остальных предыдущих» (там же, с. 361).
Эти методы представляют собой методологич. приемы, основанные на законе причинности (называемом также принципом единообразия природы, принципом законосообразности природы) и связанных с ним принципах,— на том, что всякое явление имеет нек-рую вызвавшую его причину, что одинаковые причины (в одинаковых условиях) вызывают одинаковые следствия, что причина предшествует следствию (или, во всяком случае, появляется не раньше его), что если имеет место причина, то обязательно появляется соответствующее следствие, а если этого следствия нет, то, значит, не было соответствующей
422 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ
причины и др. Эти принципы можно считать аксиомами, лежащими в основе методов 1—5. Формулировки методов можно при этом рассматривать как мета-логич. теоремы, а правила действия по этим методам — как металогич. правила, подобные, напр., правилу подстановки или модусу поненсу. Общая идея методов состоит в рассмотрении обстоятельств изучаемого явления с тем, чтобы, исключив все те из них, к-рые не могут быть его причиной (или следствием), принять в качестве причины неисключенные обстоятельства. При этом процесс исключения обстоятельств можно рассматривать как происходящий по схеме утверждающе-отрицающего модуса разделительно-категорич. умозаключения. Использование этой схемы не делает, однако, рассуждение по этим методам разновидностью дедукции, т. к. последнее имеет существенную индуктивную сторону (многие логики даже считают эти методы формами индукции). Эта сторона методов состоит в присущем им опытном характере, а также в связанном с их обычным применением в науке моментом обобщения; последний заключается в том, что открытая по этим методам причинная связь между данными явлениями обычно распространяется (на основании упомянутого выше принципа единообразия природы) на случаи соотношений между явлениями, к-рые можно отождествить с изученными.
Применение методов 1—5 основано на весьма сильных абстракциях (отвлечениях) и упрощающих предположениях. Предполагается, что в распоряжении имеется нек-рый критерий отождествления событий (происходящих обычно в различное время и по существу в различных обстоятельствах) как одного и того же явления; что мы можем подходить к изучаемому явлению и рассматриваемым в связи с ним обстоятельствам как к отдельным, изолированным событиям и говорить о связи отд. причины и отд. действия (т. е. можем отвлекаться от взаимного влияния обстоятельств данного явления, от обратного действия следствий на причины, от эффекта т.н. смешения действий, состоящего в том, что данное явление может быть порождено не одной к.-л. причиной, но совместным действием ряда причин, находящихся между собой в сложных отношениях, и т. п.); что имеется возможность из фактически бесконечного множества обстоятельств наступления данного конкретного явления выделить нек-рую конечную и практически обозримую область возможных его причин (или следствий); что, определяя круг возможных причин (или действий), мы не упускаем из виду ни одного существенного обстоятельства; что мы в состоянии — в тех случаях, когда это необходимо (это касается методов 1, 3 и 4),— исключить факт множественности причин (состоящийв том, что одно и то же явление в различных случаях вызывается различными причинами); что мы в состоянии распознавать предшествующие (среди к-рых следует искать причину) и последующие (среди к-рых надлежит искать следствие) обстоятельства явления; что мы можем выделить единственное сходство (или единств, различие или единств, признак, по к-рому происходит изменение) в обстоятельствах различных случаев данного явления (необходимость выполнения этого требования в случае первых двух методов часто подчеркивают тем, что их называют методом единственного сходства и методом единственного различия).
Эти упрощающие предположения предъявляют к условиям применения методов Бэкона—Милля такие требования, выполнение к-рых сопряжено с большими трудностями и всегда, по существу, осуществляется с той или иной степенью приближения. Это определяет ограниченность возможностей этих методов, взятых самих по себе, что проявляется в том, что полу-
чаемые с их помощью результаты содержат неопределенность, а заключения носят лишь вероятный характер. Неопределенность результатов.состоит в том, что методы, указывая на факт причинной связи между данными явлениями, часто не позволяют, однако, судить, какое из двух явлений является причиной, а какое—следствием в данном случае или, быть может, налицо более опосредствованная связь, напр. связь между двумя явлениями как действиями общей причины. Часто бывает, что причиной явления выступают сразу неск. обстоятельств, каждое из к-рых необходимо, но не достаточно для возникновения явления; применяя методы Бэкона — Милля, мы можем зачастую принять в качестве причины явления ее часть — необходимое, но недостаточное условие. Может также случиться, что установленная по этим методам причина на деле является сложным явлением, содержащим действит. причину изучаемого явления лишь в качестве своей части. Может также быть, что то, что мы по одному из этих методов вывели в качестве причины явления, есть причина не сама по себе, а в соединении с нек-рыми другими — в различных случаях различными — обстоятельствами. При этом даже в пределах указанной неопределенности результатов методы 1 — 5 не дают достоверного заключения; отмеченные выше трудности, особенно трудности, связанные с учетом всех возможных факторов, к-рые могут играть роль в осуществлении данной причинной связи, с преодолением влияния смешения действий и множественности причин, с разделением обстоятельств на предшествующие и последующие, с удостоверением единственности сходства или различия в обстоятельствах явления, обусловливают только лишь вероятность их.