Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 16 страница



Своими генетич. корнями М. восходит к практич. деятельности. Приемы практич. действий человека с самого начала должны были подчиняться объектив­ной логике тех вещей, с к-рыми он имел дело, т. е. сообразоваться с их свойствами и отношениями. Спо­собы практич. действий постепенно «пересаживались» в голову и превращались в М. познания, мышления. Теперь уже прежде чем приступить к делу, человек мог мысленно представить и результат этого дела, и способ или средства достижения этого результата. Т. о., в ходе истории труд, производство, практика все более теоретизируются, а теория становится все !<5олее практически значимой. М. выступает в роли 'объединяющего начала практики и теории.

В истории науки М. возникали как результаты от­крытий, создания новых теорий. Искусство открытия, по словам Ф. Бэкона, росло вместе с самим открытием. Формируясь в практике прошлого исследования, М. выступает как исходный пункт последующих иссле­дований.

Процесс науч. исследования осуществляется всегда на основе исторически выработанных М. Никто и ни­когда не ловил истины «голыми руками», вслепую. Поэтому никак нельзя согласиться с теми, кто счи­тает, «... что в науке нет философской столбовой дороги с гносеологическими указателями... » и что << ...мы находимся в джунглях и отыскиваем свой путь, по­средством проб и ошибок, строя свою дорогу поза-д и себя, по мере того, как мы продвинулись вперед» (Б о р н М., Эксперимент и теория в физике, в журн.: «Успехи физических наук», 1958, т. LXVI, вып. 3, с. 37.4). Конечно, ученый действует и путем проб и ошибок; бывает и так, что ища одно, он находит совсем другое; но, «строя дорогу» позади себя, он все же с бо-


лее или менее отдаленной перспективой предусматри­вает ее направление.

Каким бы научным ни был М. сам по себе, он не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший М., но и опыт его применения. Задача, следовательно, заклю­чается в том, чтобы научиться правильно и умело применять научный М.

Конкретно-научные и философские методы. В про-цессе__науч-..дознания используются многочисленные и весьма разнообразные М., включая и частные прие­мы, обычно именуемые методикой . Все они применяются либо в более узкой, либо в более широкой предметной области соответственно их степени общ­ности.

Всеобщим М. является диалектический материа­лизм. По отношению к нему М. науч. социологии (исторического материализма) является частным М., а М. политэкономии, эстетики, языкознания яв­ляются частнонаучными по отношению к историч. материализму.

Отличительной особенностью философских М. является их универсальность: они включены в ткань научного познания во всех его сфе­рах. Все положения, категории и законы диалекти­ческого материализма выполняют важную методологи­ческую роль. Не подменяя собой конкретно-научного М. познания, философские М. преломляются в них, действуют через них; они указывают общий путь к истине в любой области исследования. Конкретиза­ция философских М. осуществляется в зависимости от характера изучаемого объекта. Напр., принцип историзма как универсальный М. преломился в био­логии в виде эволюционного учения, а в астрономии — в виде различных теорий происхождения и развития звездных систем (см. Космогония), в социологии — в виде диалектико-материалистического учения о раз­витии человеческого общества и т. д.

Сравнение как весьма общий прием познания в своей конкретизированной форме выступает в различ­ных науках как сравнительный М., напр. в сравни­тельной анатомии, сравнительном историческом язы­кознании, в сравнительной психологии.

Наиболее общими М. научного исследования дей­ствительности являются эмпирические М., к-рые включают в себя наблюдение и эксперимент, осуществляющиеся с помощью соответствующей ап­паратуры, и теоретические М.,к к-рым отно­сятся, напр., все М. т. н. дедуктивных наук, наиболее ярким примером к-рых может служить математика. Оба эти типа М. взаимосвязаны и предполагают применение таких М., как анализ и синтез, абстраги­рование (см. Абстракция), идеализация, обобщение и ограничение, восхождение от абстрактного к кон­кретному, индукция и дедукция и др. В совр. науч­ном познании широкое распространение получили М. аналогии, М. моделирования, М. формализации, стати­стические М. (см. Статистика), М. теории вероят­ности и др.

Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый предмет изучения и свои теоретич. принципы, применяет свои особые М., вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, М. при­меняемые при исследовании обществ, явлений, опре­деляются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, ее сущностью; точно также биологич. М. должны сообразовываться с сущ­ностью биологич. форм движения материи. Статистич. закономерность, к-рая существует объективно в массе случайных явлений и к-рая характеризуется специ-фич. взаимоотношением между случайным и необхо­димым, единичным и общим, целым и его частями, составляет объективную основу статистич. М. позна-


МЕТОД 411


ния. Поэтому обычно в особую категорию выделяют т. н. конкретно-научные, или специ­альные М.

Спец. М., применяемые в археологии или в геогра­фии, могут не выходить за их пределы. А, скажем, физич. и химич. методы применяются не только в фи­зике и химии, но и в астрономии, и в биологии, и в археологии, и в истории, и в искусствоведении. В настоящее время исключительно широкое примене­ние находят математич. М. Многие из них в принци­пе всеобщи (см. Математика). Применение М. одной науки в др. областях знания осуществляется в силу того, что их объекты подчиняются законам этой нау­ки. Напр., физич. и химич. М. применяются в биоло­гии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в той или иной фор­ме физические и химические формы движения мате­рии. При этом М., характерный для одной области знания, действует в др. областях уже как подчиненный.

Если спец. М. выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские М. являются приемами исследо­вания тех же объектов, но с т. зр. раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по особому проявляющихся в зависимости от специ­фики объекта. При этом общефилософские М. не опре­деляют однозначно линию творческих поисков исти­ны. И в этом вопросе последнее и решающее слово, в конечном счете, принадлежит практике, жизни.

М. характеризуются определ. свойствами, среди
к-рых можно выделить следующие: " "

ясность, или общепонятность (эффективная распознаваемость);

детерминированность, или отсутствие произвола (последовательность) в применении соот­ветствующих регулятивных принципов, что, в част­ности, обеспечивает обучаемость данным М.;

направленность, или подчиненность опре­дел. цели (задаче);

результативность, или способность обес­печивать достижение намеч. цели (результата);

плодотворность, или способность давать, кроме намеч. результатов, еще и другие, побочные, но порой не менее важные. (Напр., М. математиче­ской логики, кроме осн. результата — анализа основа­ний математики, позволили получить целый ряд др. результатов, в частности выработать точное поня­тие алгоритма, что в свою очередь сыграло опреде­ляющую роль в решении вопросов конструирования и создания вычислительной техники, а также сделало возможным с помощью понятия «алгоритм» нек-рым образом уточнить и само понятие «М.»);

над ежность, или способность с большой вероятностью (в предельном случае всегда) обеспечи­вать получение искомого результата. (Понятие надеж­ности М. является одним из важнейших в тех областях науки и техники, к-рые основаны на вероятностных расчетах);

экономность, или способность давать ре­зультат с наименьшими затратами средств и времени. Так, вопросы разработки наиболее экономных М. управления и промышленного произ-ва являются ос­новными в практике экономич. планирования. Суще­ствует даже целый раздел математики — исследова­ние операций, к-рый занимается разработкой мате­матич. аппарата, обеспечивающего решение этих во­просов. Экономность М.тесно связана с его общностью. Напр., метод аксиоматический, поднявший науч. мысль на более высокую ступень абстракции, позво­лил в свою очередь добиться большей экономии во времени и средствах науч. исследования путем выяв­ления общих инвариантных структур в семантиче­ски различных системах объектов.


Разумеется, не все указанные свойства присущи каждому М., но чем больше разработан М., тем в большей степени он удовлетворяет перечисленным выше свойствам.

Методологич. роль материализма. Идеализм есть ложное воззрение на мир, на место и роль в нем чело­века и поэтому идеализм, несмотря на то, что нек-рые выдающиеся его представители внесли ценный вклад в развитие науки, философии, искусства и куль­туры, в целом не может служить методологическим средством научного познания действительности. Исто­рия науч. познания свидетельствует о том, что до­стижения в науке осуществлялись не благодаря, а вопреки идеализму. Он в корне враждебен науке: реальные, естественные связи вещей идеализм подме­няет вымышленными, сверхъестественными. Тем са­мым идеализм сбивает науку с верного пути в ее поисках истины.

В вековой борьбе материализма и идеализма немало ученых оказалось на стороне последнего. Даже вы­дающиеся ученые разделяли и разделяют идеалистич. предрассудки. В их теоретич. концепциях содержится глубокое противоречие между данными науки и их филос. истолкованием.

Как, напр., совместить ценные достижения круп^ ного англ. астрофизика А. Эддингтона с его за­явлением о том, что только одна мысль полностью познаваема и что все, что существует, есть мысль? Или же его заявление о том, что будто бы дово­ды совр. науки дают возможность сделать заключение, что религия стала приемлемой для здравого науч. ума. Очень скоро, по словам амер. астронома X. Шеп-ли, станет очевидно, что наука в широком смысле слова смогла бы обогатить основы религии и что рели­гиозное отношение могло бы усилить ценность позна­ния. Пространство, время и материя— это, по мнению бурж. философа и физика Ф. Франка, «таинственная троица», не имеющая объективного значения. Только религия, по его мнению, может дать объяснение глубо­чайшей структуры Вселенной. Гл. смысл этих идей сводится к попытке подчинить науку — как знание о «временном», «преходящем» и «конечном» — истине «вечной», божественной. Все эти рассуждения в корне чужды материалистически убежденному сознанию. По справедливому замечанию П. Ланжевена, напрас­но идеалисты ссылаются на новейшие достижения современной науки. «Их идеи взяты совсем не оттуда; они извлечены из старой философии, враждебной науч­ному познанию; ... И когда философы-идеалисты ссы­лаются на физика-идеалиста, они лишь берут у него обратно те представления, которые когда-то ссудили ему сами» (Избр. труды, М., 1960, с. 657).

В странах империализма все с большей остротой разгорается идейная борьба между прогрессивными и реакц. мировоззрением, между сторонниками мате­риализма и идеализма. Наиболее передовые естество­испытатели капиталистич. стран, как свидетельству­ют примеры Ланжевена, Жолио-Кюри, Бернала и мн. др. ученых, неуклонно переходят на позиции той философии, по пути к к-рой развивалось теоретич. познание в течение мн. веков и к-рая полностью отве­чает осн. духу науки. Именно такой философией яв­ляется диалектич. материализм. Именно он как уни­версальный М. позволяет, исходя из единых принци­пов, объяснить как явления объективного мира, так и духовную культуру человечества.

Великая методологич. роль материализма заклю­чается в том, что он срывает мистич. завесу сверхъ­естественности, к-рой обычно прикрывают сложные явления природы, общества и особенно человеч. со­знания. Всякий раз, когда исследование сталкивает­ся со сложной проблемой, материализм, заведомо исключая все таинственное, сверхъестественное, бо-


412МЕТОД


жественное, всякого рода чудеса,—ориентирует нау­ку на раскрытие естественных, объективных связей, подлинных причин явлений. Он обязывает ученого оставаться на почве надежно установл. фактов.

Мн. века идеализм мешал плодотворному развитию, напр., биологии. Витализм как разновидность идеа­лизма не дал и не мог дать никакого представления о естеств. принципе эволюции органич. мира. Создание теории эволюции было связано с отказом от виталис-тич. и религиозных концепций и с выделением из всей массы биологич. фактов в качестве решающей сто­роны — взаимодействие организма и среды. Эволюц. учение Дарвина дает материалистич. решение вопроса о происхождении и сущности живой природы и целе­сообразности ее форм. Характеризуя методологичес­кое содержание этого учения, Э. Геккель писал: «Бес­просветный туман поэтической мифологии не мог устоять против ярких лучей естественно-научного познания» («Трансформизм и дарвинизм», СПБ, 1900, с. И).

Взгляд на психич. деятельность как на проявление функций души веками пытался удерживать изучение психики на донаучном, индетерминистич. уровне. Напротив, материализм, считающий психику функ­цией мозга, направлял и направляет усилия исследо­вателей на анализ психич. явлений с т. зр. их при­чинной обусловленности: «...Прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процес­сы» (Ленин В. И., Соч., т. 1, т. 126—27). Подвлия-нием материализма наука увидела в психике резуль­тат деятельности мозга, а сам мозг стала рассматри­вать как материальный орган мысли, отражающей действительность.

Идеализм сыграл отрицательную роль в развитии обществ, наук. Свойственная идеализму абсолюти­зация сознания не давала возможности даже великим ученым найти действительные причины обществ, раз­вития, установить определяющие и производные сто­роны в жизни общества, создать теоретич. основу для предвидения его развития. Формирование науч. социо­логии было связано с выделением из всей совокупнос­ти обществ, явлений материальных, производств, отношений, на основе к-рых только и оказалось воз­можным понять все др. стороны обществ, жизни, дви­жущие силы истории и осуществить предвидение буду­щего общества. Материалистич. понимание истории имеет прежде всего методологич. значение. Это своего рода алгебра историч. развития, к-рая указывает не на причины отд. явлений, а на то, как нужно подхо­дить к раскрытию причин и движущих сил исто­рич. событий. Давая научное объяснение происхож­дения идей, Маркс писал, что их необходимо вывести «...из данных отношений реальной жизни... Послед­ний метод есть единственно материалистический, а следовательно, единственно научный метод» («Ка­питал», т. 1, 1955, с. 378, прим.).

Наука материалистична по самой своей сущности. То, что в ней нематериалистично, — не научно. «В основе всей научной работы, — писал В. И. Вер­надский, — лежит единое аксиоматическое положе­ние о реальности предмета изучения науки — о реаль­ности мира и его законообразности... Только при признании этого положения возможна и приемлема для человека научная работа. Эта аксиома признается всяким научным исследователем. Ученый бросает научную работу, и она теряет для него значение, когда для него является сомнение в этом аксиомати­ческом положении» [«О жизненном (биологическом) времени», 1931, см. Архив АН СССР, ф. 518, оп. 1, ед. хр. 156, л. 10, цит. по журн.: «Вопр. филос», 1963,


№ 5, с. 107]. Поэтому идеализм остается за порогом действительной науки, каких бы философских взглядов ни старался придерживаться тот или иной ученый.

Вопрос о материализме и идеализме несводится к одному лишь признанию или отрицанию объектив­ного мира. Важнейшее значение имеет также отноше­ние к объективности знаний о мире, к истолкованию их происхождения и критерия достоверности. После­довательное проведение материализма предполагает умение в любом исследовании четко отделять объек­тивное от субъективного, реальные процессы от их истолкования, объект исследования от средств и форм его познания; предполагает умение видеть в наших знаниях их определяемое внешним миром объектив­ное содержание. Идеализм же рассматривает теоретич. положения науки, содержание наших знаний всего лишь как более или менее произвольные конструкции ума. Это ведет к ограничению познавательного про­цесса рамками «внутреннего мира» ученого. Отрица­ние объективной истинности познания так или иначе выступает тормозом в развитии науки. Оно способст­вует догматизации достигнутого уровня науки, за­ставляет порой усматривать в нек-рых науч. законах вечные принципы, будто бы вытекающие из природы познавательных способностей человека. На этом зыб­ком основании иногда отвергаются новые науч. идеи, противоречащие привычным понятиям. Между тем ученый не имеет права считать себя свободным от обя­зательства быть верным объективной логике исследуе­мых вещей. За пределы науки выходят как раз те конструкции ума, к-рые не имеют ничего общего с дей­ствительностью: субъективные намерения ученого должны состоять в том, чтобы быть объективным. Уроки истории науки таковы: идея о том, что «все содержание знания извлечено из объективного мира и более или менее верно отражает его», всегда оказы­валась правильной. Идея же о том, что научные тео­рии — «конструкции чистой мысли», всегда оказы­валась в конечном счете ложной. По мнению Планка, история физики убеждает нас в том, что задача построения физической теории решалась всегда лишь на основе допущения реального мира, независимо от человеческого восприятия. Т. о., материальность мира — это та предпосылка, к-рая вольно или не­вольно всегда витает перед умственным взором уче­ного.

Диалектика как всеобщая методология научного познания.Материализм может выполнять свою роль последовательно научного М., лишь опираясь на диалектику. Поэтому методологич. значимость мате­риализма выявляется в полную меру лишь в диалек-тич. материализме. Единственно науч. филос. М. познания и преобразования действительности являет­ся материалистич. диалектика, «... ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 22).

Метафизич. материализм страдает непоследова­тельностью, односторонностью, и поэтому он всегда ведет в конечном счете к необходимости признания некоего первотолчка как источника движения, т. е. к идеализму (см. Метафизика, Механицизм). По-сло­вам Энгельса, презрение к диалектике не остается безнаказанным; оно наказывается тем, что самые трезвые эмпирики становятся жертвами самых ди­ких суеверий (см. там же, с. 36).

Метафизич. М. зачастую является источнком невер­ной интерпретации тех или иных фактов, положений науки. Напр., в физике в течение мн. веков имела место неверная интерпретация соотношения материи,


МЕТОД 413


пространства и времени, считалось, что пространство и время, хотя существуют объективно, но никак не связаны с материей. Пространство, время и материя мыслились метафизически — как существующие сами по себе. Средствами диалектич. мышления была вы­двинута идея о том, что пространство и время — это формы существования материи и находятся в ней в неразрывном единстве. Это нашло свое последующее подтверждение в относительности теории. Т. о., в общей постановке вопроса диалектич. М. опередил конкретные исследования.

Развитие всех областей совр. науки властно диктует необходимость именно диалектич. способа мышления. Это и понятно: застывшие категории метафизич. мыш­ления не могут быть адекватными образами те­кучей действительности. Бесконечное качеств, много­образие и неоднородность единого материального мира отражаются в совр. диалектичной науч. картине мира. При переходе от макромира к микромиру или к мега-миру скачкообразно изменяются мн. осн. свойства и закономерности, к-рым эти миры подчиняются. Качеств, многообразие космич. объектов прояв­ляется в их различном физич. состоянии — разно­образии процессов физико-химич. превращений, богат­стве структур. Если прежде астрономия рассматрива­ла Вселенную гл. обр. в статике, то благодаря новым открытиям стало возможным рассматривать ее в эво­люции. В области химии прежняя картина строения вещества: атом — молекула — макротело, сме­нилась новой картиной: атомы, молекулы, ради­калы, ионы, комплексы, мицеллы, микромолекулы и т. д. Различные виды частиц — это последователь­ные уровни развития материи. Достижения химии в исследовании строения вещества подтверждают и развивают мысль Энгельса о диалектич. сущности новой атомистики, к-рая «... отличается от всех преж­них тем, что она не утверждает, будто материя толь-к о дискретна, а признает, что дискретные части раз­личных ступеней ... являются различными узло­выми точками, которые обусловливают раз­личные качественные формы существования всеобщей материи...» (там же, с. 236).

Современная наука проникает в сферу все более опосредованных и отдаленных связей, напр. мега-мира и микромира, неживой и живой формы организации материи, информационных процессов в кибернетич. машинах и в мозгу.

Ученый применяет или должен применять в своем исследовании диалектику, потому что этого требует сама диалектич. природа любого объекта позна­ния. Диалектич. М. оправдал себя как эффек­тивное средство исследований прежде всего в области обществ; наук. Марксу, Энгельсу и Ленину удалось разработать свое учение о законах развития общества благодаря тому, что они мастерски применили к его исследованию диалектич. М.

Диалектика как М. есть логика содержа­тельного творч. мышления. Будучи со­знательно положенной в основу теоретич. мышления, материалистич. диалектика освобождает ученого от тщетных поисков сверхъестеств. сил в объекте позна­ния, от субъективного произвола в подборе и объясне­нии фактов, от односторонности в подходе к иссле­дованию. В диалектике все проблемы приобретают исторический характер. Результат развития никог­да не может быть оторван от самого процесса разви­тия. Поскольку современные науки все глубже из­учают свои объекты в их развитии (что прежде всего отличает науку 20 в. от прежней науки), постольку М. ее теоретической «стратегии» неизбежно стано­вится диалектика.

Противоречие возводится ныне самим ходом разви­тия науки в орудие познания мира, в руководящий


принцип исследования. По словам Н. Бора, в каждом новом шаге физики, к-рый, казалось бы, однозначно следовал из предыдущего, Эйнштейн отыскивал про­тиворечия, и противоречия эти становились импуль­сом, толкавшим физику вперед. По признанию Н. Бора, лишь благодаря диалектическим приемам мышления ему удавалось в своих исследованиях преодолевать ограниченные рамки позитивистской философии.

Нельзя, конечно, думать, что диалектически мыс­лит только тот ученый, к-рый изучил диалектику. Диалектика — это неотъемлемое свойство всякого творческого мышления, хотя и проявляющееся у лю­дей в разной степени. Но одно дело стихийная диалек-тичность мышления и другое — сознательное приме­нение диалектики, ее законов и категорий как мето­дологических принципов. Конечно, одно сознатель­ное пользование принципами диалектики само по себе еще не гарантирует научные достижения; для последних нужно еще и многое другое — прежде всего творческие способности, знания, опыт, вла­дение фактами и т. д. Сознательное применение диалектики дает возможность правильно пользо­ваться понятиями, учитывать взаимосвязь явле­ний действительности, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Она говорит о необходимости «бездны оттенков подхода» к действительности, предупреждает от абсолютизации и омертвления понятий, указывает на необходимость их гибкости и подвижности, соот­ветствующих всей сложности и изменчивости отра­жаемых в них предметов. Диалектика — это М., к-рый не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание и его возможности; неудовлетворенность достигнутым — его стихия; революционная актив­ность — его суть.

Для применения диалектики необходимо глубокое
знание конкретных фактов. Только в результате тща­
тельного изучения каждой конкретной ситуации она
может быть понята и правильно оценена, выяснена
линия действия. Материалистич. диалектика не под­
меняет специальные М. исследования. Она в каждой
науке выявляет всеобщие принципы и дает знание
о целом, знание о всеобщих законах развития приро­
ды, общества и мышления, к-рые являются в то
же время и законами познания мира. Применение диа­
лектики — творческая задача. Образцы пользования
М. материалистической диалектики содержатся в
трудах ее великих творцов — Маркса, Энгельса,
Ленина. А. Спиркин. Москва.

Историч. очерк. М. как форма познават. и практич. отношения к действительности возникает на истори­чески определ. этапе развития науки и философии. Общая тенденция развития философии, как и науки, заключается в движении от умозрит. конструирова­ния сущности вещей, определяющих их связей и отно­шений к раскрытию действит. содержания процессов и явлений объективного мира. Когда теоретич. осмыс­ление мира идет в отрыве от практич. его преобразо­вания, то спекулятивные, идеалистич. конструкции неизбежны, а теория не может выступить как М. овла­дения предметом. С др. стороны, практика эмпирич. действий с предметом, поскольку она не основывается сознательно на знании его сущности, также не есть еще М. овладения предметом, но лишь совокупность извлеченных из опыта правил, к-рые ограничивают отношение к предмету наличным опытом и тем самым затрудняют Дальнейшее познание его. М. есть орудие развитой науки, проникшей в существ, связи и отно­шения своего предмета, познающей законы его разви­тия и использующей эти знания для практич. овла­дения им. Иными словами, научная теория является предпосылкой М. Именно это научное, материали-


414 • МЕТОД


стич. содержание теории Ленин рассматривал как кри­терий, отличающий научный М. от умозрит. конструи­рования объекта, к-рое он называл метафизикой. Такое конструирование есть «... самый наглядный признак метафизики, с которой начинала всякая нау­ка: пока не умели приняться за изучение фактов, всег­да сочиняли a priori общие теории, всегда оставав­шиеся бесплодными» (Соч., т. 1, с. 126). И Маркс, и Ленин связывали возникновение М. с развитием мате-риалистич. теории. Такое понимание вытекает из диалектики соотношения логического и историче­ского. Поскольку теория есть отражение предмета во всеобщей логич. форме, очищенной от случайностей, то теоретич. знание не может быть исторически пер­вым, но, как свидетельствует история науки, является относительно поздним результатом развития человеч. практики. Историч. богатство практики является в то же время и ее историч. ограниченностью, точнее исто­рич. ограниченностью условий ее формирования, вследствие к-рой осознание всеобщих законов дей­ствительности хотя по источнику зависит от практи­ки, но в истории познания в течение длит, периода протекает в обособленной от нее форме теоретич. познания. Такое обособление оформляется и закреп­ляется обществ, разделением труда. Развитие об­ществ.-исторической практики с необходимостью ведет к постепенному преодолению этого обособления, в ходе к-рого практика все более теоретизируется, теория же конкретизируется. Формой сближения практики и теории выступает М.

Особенно отчетливо такой характер процесса раз­вития М. как формы соотношения теории и практики виден в истории философии. Поскольку предметом ее являются наиболее общие законы развития мира, постольку и обособление филос. теории от практики проявляется особенно отчетливо, а процесс их схожде­ния необходимо опосредствован прогрессом сбли­жения практики и конкретных наук. Философия ста­новится орудием переделки мира, только когда она выступает как обобщенный М. по отношению к конк­ретному содержанию частных наук. Философия раз­вивалась путем преодоления шаг за шагом несоот­ветствующих ее предмету притязаний на непосредств. теоретическое истолкование частных объектов, выявления объективной логики развития вообще и создания на этой основе М. построения всякого науч­ного знания как пути достижения объективной истины.

История научного познания начинается с рассмот­рения реального и конкретного в их непосредств. действит. целостности. Таковы историч. описания Геродота, Фукидида, такова же физич. картина мира ионийских натурфилософов 6—4 вв. до н. э. С теоретич. т. зр., эти описания основываются на «хаотическом представлении о целом», по словам Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 726). В таком представлении предмет характеризуется как нек-рое качеств, единство. Однако, поскольку здесь еще не выявлены составные части, к-рые образуют это целое, предмет не раскрывается в своей сущнос­ти, вследствие чего оказываются размытыми, неяс­ными его определения. Тем не менее уже в этих наив­ных теориях очевидно намерение объяснить устройство мира, скрытое за поверхностным восприятием его. Так, элеаты подчеркнули это различие сущности и яв­ления, назвав свою теорию единого «миром по истине», в отличие от чувственного многообразия — «мира по мнению». Демокрит создал систему натурфилософии, в к-рой исходное понятие первоэлемента — недели­мого (атома) выступило не только в качестве физич. принципа построения мира, но и как логич. начало истолкования его (мира) «механизма». Т. о., он полу­чил логику многообразия вещей, а с ними и движения,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.