Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 12 страница




Лит.: Брушлинский В., О категории М. у Ге­
геля, «Вестн. Коммунистич. Академии», 1929, кн. 35—36;
Столяров А. К., Субъективизм механистов и проблема
качества, 2 изд., М.—Л., [1929]; Кедров Б. М., О коли­
честв, и качеств, изменениях в природе, [М.], 1946; Ло­
сев А. Ф., Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры,
«Уч. зап. МШИ им. Ленина», т. 83. Кафедра классич. фи-
лос, 1954, вып. 4; Розенталь М., Вопросы диалектики
в «Капитале» Маркса, М., 1955; Тавадзе И. К. и К а -
л а н д а р и ш в и л и Г. М., В. И. Ленин о «Науке логики»
Гегеля, Тб., 1959; Ильенков Э. В., Диалектика аб­
страктного и конкретного в «Капитале» Маркса, [М.], 1W0;
Шептулин А. П., Взаимосвязь категорий в философии
Гегеля, в сб.: Науч. труды Моск. технология, ин-та легкой
промышленности. Сб. 15, 1960, Воробьев Л. В., Ка­
ганов В. М. ифурман А. Е., Осн. категории и за­
коны материалистич. диалектики, М., 1962; Маньков-
с к и й Л А., Логич. категории в «Капитале» К. Маркса, в
сб.: Диалектич. логика в экономич. науке («Уч. зап. МГПИ
им. Ленина»), № 179, 1962; S с h a d о w I. G., Polyclet oder
von den Maassen des Menschen nach dem Geschlecht und Al­
ter, 10 Aufl., В., 1905; Schilling H., Das Ethos der Me-
sotes. Eine Studie zur Nikomachischen Ethik des Aristoteles,
Tubingen, 1930; Laue H., Mass und Mitte. Eine problem-
geschiehtliche Untersuchung zur Iriihen griechischen Philo-
sophie und Ethik, Minister, 1960. (В разделе, посвященном
анализу категории М. у Маркса, использованы материалы
А. С. Огурцова). А. Лосев. Москва.

МЕРЕЖКОВСКИЙ, Дмитрий Сергеевич [2(14) авг. 1866—9 дек. 1941] — рус. писатель, поэт и религ. фи­лософ. Род. в чиновничьей семье. Окончил историко-филологич. фак-т Петерб. ун-та (1887).В нач. 900-х гг.— один из представителей богоискательства, Окт. ре­волюцию не принял, бежал за границу (1920).

Уже в первых произведениях («Стихотворения», 1888; «Символы», 1892; «Новые стихотворения», 1896) выступил как символист. В работе «О причинах упад­ка и о новых течениях в совр. рус. лит-ре» (1893) М., отвергая позитивизм и материализм в философии, на­турализм и реализм в иск-ве, отстаивал т. н. «новое искусство», осн. элементами к-рого считал «мистиче­ское содержание» и «символы». На филос. построения М. (помимо христианства) оказали влияние идеи Достоевского и В. Соловьева. По М., во всякой эволю­ции есть три момента: нерасчлененное «интегральное единство» противоположных начал, их дифференциа­ция, их «совершенная интеграция». В соответствии с этим и история человечества имеет три этапа: язы­ческий (недифференциров. единство мира и бога); хри­стианский — религия богочеловека Христа (этому эта­пу свойствен дуализм земного и небесного, плоти и духа); послехристианский — религия бога в челове­честве, богочеловечество (как синтез античности и христианства). Идеал богочеловечества реализуется, по М., в условиях «безгосударственной религиозной общественности», составляющей «мистический предел» рус. революции, к-рая, как полагал М., может быть плодотворной только в рамках религиозности. Эта концепция М. с ее религ.-анархич. идеалом была бурж,-дворянской реакцией на теорию науч. социализма, на развивавшееся в России революц. движение.

Свои концепции М. проводил как в историч. рома­нах, драмах («Христос и Антихрист», Трилогия, 1896 — 1905; «Рождение богов», 1925, и мн. др.), так и в историко-критич. исследованиях («Вечные спутники», 1897; «Л. Толстой и Достоевский», т. 1—2, 1901—03; «Пророк рус. революции», 1906, и др.) В творчестве любого писателя и мыслителя (Пушкина, Гоголя, До­стоевского, Белинского и т. д.) М. видел прежде всего борьбу антирелиг. и религ. начал (см., напр., «Завет Белинского», 1915, с. 27, 42). Реакц. воззрения М. подвергнуты резкой критике в трудах Ленина и Плеханова, а также в работах сов. литературоведов.

С о ч.? Полн. собр. соч., т. 1—24, М., 1914—15; Гряду­щий хам. Чехов и Горький, СПБ, 1906; Le Tzar et la revolu­tion,P., 1907 (совм. с 3. Гиппиус и Л. Философовым); Не мир, но меч. К будущей критике христианства. Статьи, СПБ, 1908; Зачем воскрес? (Религ. личность и общественность), П., 1916; Тайна трех, [Прага], 1925; Тайна Запада. Атлантида и Европа, Белград, [1930]; Иисус неизвестный, Белград [б. г.].

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 20, с. 441; Пле­ханов Г. В., О так называемых религ. исканиях в Рос-


МЕРЗЛЯКОВМЕРИНГ395


сии, Соч., т. 17; М и х а й л о в с к и й Н. К., Рус. отра­жение франц. символизма, в кн.: Лит. воспоминания и совр. смута..., т. 2, СПБ, 1900; Покровский М., Религия и революция, в сб.: О веяниях времени, СПБ, 1908; Лурье С, Религ. искания в совр. лит-ре, «Рус. мысль», 1908, J45 10; Жданов В. , Мережковский, «Лит. энциклопедия», т. 7, М., 1934 (библ.); Волков А., Очерки рус. лит-ры конца

XIX и начала XX века, 2 изд., М., 1955, с. 405—75; М е й-
л а х Б., Ленин и проблемы рус- лит-ры конца XIX—начала

XX вв. Исследования и очерки, 3 иэд., Л., 1956, с. 125—305;
Гиппиус 3., Д. Мережковский, Париж, [1951].

Л. Поляков. Москва.

МЕРЗЛЯКОВ,Алексей Федорович (1778 — 26 июля 1830) — рус. лит. критик, поэт и эстетик. Проф. Моск. ун-та (с 1804). В работах «Об изящной словес­ности...» («Вестник Европы», 1813, № 7, 8), «Об изящном, или о выборе в подражании» (там же, №11, 12), «О подражании» («Украинский журнал», 1824, № 6; авторство М. предположительно) и др. М., исходя из осн. положения об искусстве как «подражании природе», разработал ряд эстетич. проблем в направ­лении, ведущем к эстетике реализма. Говоря о «подра­жании», М. понимал под природой не только физиче­скую природу, но и мир нравственный и гражданский, исторический, мифологический и идеальный или воз­можный (см. «Об изящном...», в журн. «Вестник Евро­пы», 1813, № 11 и 12 , с. 197). Протестуя против истол­кования «подражания» как рабского копирования, М. понимал подражание как творч. акт,— художнику «... все позволено с одним только условием: чтобы свойства и действия творений его не противоречили самому существу предметов... и нашему о том понятию и мнению . » («Украинский журн.», 1824, № 6, с. 264). Перерабатывая классицистич. понятие о подража­нии «прелестнейшей» природе и о необходимости «украшать» ее, М. шел к пониманию того, что иск-во должно представлять изображаемое обобщенно в том виде, в каком о нем может быть создано наиболее полное представление, «в виде разительнейшем» («Об изящном...», с. 196). Согласно М., «украшенное под­ражание» «прелестнейшей природе» есть процесс выявления существенного, наиболее полно выражаю­щего сущность предметов. К пониманию художеств, творчества как обобщающей деятельности художника М. подходил также и со стороны утверждения его идей­ности. М. считал, что художник «...должен знать наперед, что он хочет произвести через подражание», требовал от иск-ва гражданского служения (там же, с. 225). Осуждая помпезность и ходульность иск-ва придворного классицизма, М. настаивал на том, что в произведениях иск-ва должно соблюдаться «правдо­подобие», «натуральное течение вещей», резко кри­тиковал за нарушение этих эстетич. норм Сумарокова, Хераскова, Озерова и др. рус. классицистов (см. «О том, что называется действие драмы...», в журн.: «Вестник Европы», 1817, № И; «Сумароков», там же, № 14; «Россиада», в журн.: «Амфион», 1815, № 1—3). В этой связи М. критиковал и романтич. иск-во, к-рое, по его мнению, «оскорбляет наш ум», противоречит «существу предметов». В связи со всеми этими его идея­ми стоит и попытка определить прекрасное, с одной стороны, как объективное, совершенное по отношению к «своей природе», а с другой — как относительное к природе человека, имеющее «ближайшее к нам отно­шение» (см. «Об изящном...», с. 204—11), поскольку «прелесть предметов, избираемых искусством, не за­ключается собственно в них самих, но в отношении, которое они имеют к нам» («Чтение пятое...», в журн.: «Амфион», 1815, июль, с. 73).

М., как гл. представитель преддекабристской эсте­тики начала 19 в., являлся одним из предшественни­ков того реалистич. направления, которое формиро­валось в недрах эстетики рус. классицизма.

Лит.: Б е л о р у с; с о в И. М., Зачатки рус. лит. кри­тики, вып. 2, Воронеж, 1888; Виноградов Ф. А., А. Ф. Мерзляков, СПБ, 1908; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1,Л., 1950, гл. 6, 7; История


рус. критики, т. 1, М.—Л., 1958; МордовченкоН. И., Рус. критика первой четверти XIX в., М.—Л., 1959; Б е-л и н с к и й В. Г., Поли. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. Ука­затель имен и названий).

Библ.: Биографич. словарь профессоров и препода­вателей Моск. ун-та, ч, 2, [б.м.], 1855. З.Каменский.Москва.

MEPHHr(Mehring), Франц (27февр.1846 — 28янв. 1919) — марксистский теоретик и публицист, один из вождей левого крыла нем. социал-демократии и ос­нователей компартии Германии, историк нем. рабо­чего движения, издатель и комментатор наследия Мар­кса и Энгельса, биограф Маркса.

Род. в состоят, семье. Учил­ся на филос. ф-те Лейпциг-ского (1866—68), затем—Бер­линского (1868—70) ун-тов. В 70—80-е гг., то сближаясь с рабочим движением, то отда­ляясь от него, сотрудничает в либеральной, с.-д., бурж.-демократич. прессе. Переход М. на позиции марксизма совершился в нач. 90-х гг. Отныне вся деятельность М. посвящена пролетариату. В конце 19 — нач. 20 вв. М. печатается гл. обр. в теоретич. органе нем. социал-демократии «Die Neue Zeit». По мере обо­стрения политических противоречий в Германии и Европе вообще М. ведет все более решит, борьбу с ренегатством и оппортунистич. приспособленчест­вом нем. и междунар. социал-демократии. В годы рус. революции 1905—07 он выступает против меньше­вистской ее оценки, подчеркивает роль рус. пролета­риата как гегемона демократич. движения. В период первой мировой войны М., клеймя предательство, со­вершенное правыми социал-демократами и центром, издает вместе с Р. Люксембург журн. «Die Internationa­le» («Интернационал»), примыкает к «Союзу Спартака», ставшему ядром компартии. После 1917 М. пишет ста­тьи в защиту Сов. России («Маркс и Парижская Коммуна»— «Marx und die Pariser Kommune», опубл. в газете «Leipziger Volkszeitung», 1918, 10 июня; «Маркс и большевики» — «Marx und die Bolschewiki», 1918, опубл. впервые в журн. «Internationale» в 1927), одобряет политику и тактику большевиков. Ленин отмечал в 1918 заслугу М., «...который теперь в ряде статей доказывает немецким рабочим, что пра­вильно поняли социализм только большевики...» (Соч., т. 27, с. 442). От бурж. демократизма в ряды коммунистов — таков путь М.

В соответствии с политич. развитием М. существен­но изменялись и его филос. взгляды. На своем до­марксистском этапе М. сначала был идеалистом, за­тем испытал на себе влияние Фейербаха. Осн. часть статей М. о философии написана уже после его вступ­ления в ряды социал-демократии, в период, когда отд. попытки ревизовать марксизм переросли — пос­ле смерти Маркса и Энгельса — в широкое наступле­ние на него. Историч. значение филос. работ М. опре­деляется прежде всего той ролью, к-рую они сыграли в отражении этих атак ревизионизма.

Филос. кругозор М. очень широк. Издавая доктор­скую диссертацию Маркса «Различие натурфилософии Демокрита и Эпикура» («Difi'erenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie», опубл. в кн.: Aus dem literarischen Nachlass von K. Marx, F. Engels und F. Lassalle, Bd 1, 1902), M. во введении и приме­чаниях к ней дал полемический в отношении бурж. традиции набросок истории античной мысли. Много статей М. посвящено классич. периоду нем. философии, в особенности Канту. Среди философов 2-й пол. 19 в. внимание М. привлекали Гартман, Шопенгауэр,


396МЕРИНГ


Ницше. Пристально следил М. и за работами неотган-тианцев, неогегельянцев, неоламаркистов, махистов, Ф. Адлера и Е. Дицгена. М. принадлежат также статьи о естеств.-науч. материализме, дарвинизме, об Э. Геккеле, об отношении марксизма к религии и христианству.

Значителен вклад М. в разработку проблем материа-листич. понимания истории. Уже в 1893 М. выступил со ст. «Об историч. материализме», получившей поло­жит, оценку Энгельса. Направленная против «нис­провергавшего» марксизм бурж. философа П. Барта, эта статья выходила, однако, далеко за пределы этой полемики. Вопросам историч, материализма посвя­щен ряд последующих произведений М. Выступая против вульгарного истолкования историч. материа­лизма как шаблона, схемы, в к-рую втискивается сложная жизнь человечества, М. писал: «В действи­тельности дело обстоит как раз наоборот. Историче­ский материализм наносит смертельный удар всякому произвольному историческому построению; он устра­няет всякую голую формулу, посредством которой желают остричь под одну гребенку изменчивую жизнь всего человечества» («На страже марксизма», М., 1927, с. 33). М. не только блестяще отстаивал историч. ма­териализм от нападок, но и умело применял его к конкретным областям науч. исследования (Воен. тео­рия, лит-ра, история и пр.). Лучшее историч. иссле­дование М.— «Легенду о Лессинге» Энгельс назвал «превосходной работой». «Отрадно видеть, — писал Энгельс по поводу этой книги А. Бебелю 16 марта 1892,— что материалистич. понимание истории, после того как оно в течение 20 лет, как правило, оста­валось в работах молодых членов партии только тре­скучей фразой, наконец, начинает применяться над­лежащим образом в качестве руководящей нити при изучении истории» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, 1946, с. 41). В письме к М. от 14 ию­ля 1893 Энгельс определял эту книгу как «наи­лучшее из имеющихся изложений генезиса прус­ского государства, могу сказать даже единственно хорошее, в большинстве случаев вплоть до мелочей правильно раскрывающее все взаимосвязи» (там же, с. 230).

Теоретич. работы М. отличают четкость социально-политич. оценок, умение обнажить классовую суть филос. концепций. «...Философия,— писал М.,— пред­ставляет собою идеологическое, сопутствующее явле­ние классовой борьбы, одну из тех идеологических форм, в которых люди сознают эту борьбу и в которых проводят ее ... Только история классовой борьбы мо­жет осветить кажущуюся совершенно необозримой пу­таницу философских систем, только при ее свете можно разграничить и классифицировать их» (там же, с. 155).

Не умаляя историч. заслуг Канта, М. отметил в его трудах черты, порожденные «убожеством» Германии 18 в., т. е. ее экономич. слабостью, политич. бессилием буржуазии, феод, раздробленностью и пр, М. подчер­кивал, что Кант, начав с грандиозной материалистич. теории неба, создал позднее учение о непознаваемой «вещи в себе», к-рое стало оружием против материа­лизма. Выступая против филос. ревизионистов, М. писал: «Немецкая социал-демократия в области фи­лософии так же мало может итти назад к Канту, как она в политике может итти назад к Робеспьеру и в экономике к Бабефу» («Die Neue Zeit», XX, т. 2, с. 124). М. превосходно понял реакц. смысл пессимистич. теорий Шопенгауэра и причины, по к-рым она рас­пространилась среди нем. буржуазии после пораже­ния революции 1848. Едва ли не первым среди марк­систских теоретиков М. отметил связь между ницшеан­ством и агрессивной идеологией империалистич. Гер­мании. Особое внимание М. уделил борьбе против социал-демократич. теоретиков, отступивших от исто-


рич. материализма на идеалистпч. позиции (прежде всего Бернштейна, а в предвоенные годы и. Каутского).

Большой заслугой М. является создание монумен­тальной, до сих пор непревзойденной (несмотря на содержащиеся в ней отд. ошибки, в частности в оцен­ке борьбы Маркса с Лассалем) биографии Маркса («Карл Маркс. История его жизни» — «Karl Marx. Geschichte seines Lebens», 1918). В ней величие Маркса раскрывалось как неразрывное единство между «человеком мысли и человеком дела» (см. «Карл Маркс...», 1957, с. 27).

Ленин высоко ценил М. Он видел в нем человека «... не только желающего, но и умеющего быть марк­систом» (Соч., т. 14, с. 340). Плеханов называл М. «... лучшим — едва ли, впрочем и не единственным знатоком философии между германскими социал-де­мократами» (Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 128).

Работам М. были присущи и недостатки, в той или иной степени свойственные и др. выдающимся с.-д. мыслителям Зап. Европы в эпоху 2-го Интернациона­ла. В мирные годы между Парижской Коммуной и первой рус. революцией, к-рые Ленин назвал периодом «...распространения социализма вширь...» (Соч., т. 19, с. 263), общий уровень марксизма на Западе несколь­ко понизился. У его пропагандистов экономика за­частую становилась единств» движущей силой об­ществ, развития, а идеология — лишь продуктом эко­номики; человеч. деятельность отделялась от исто­рии, субъект от объекта, свобода от необходимости. Подобные черты мышления в какой-то степени прояви­лись и у М.

Механистич. ошибки и сопутствующие им элементы идеализма налицо даже в лучших работах М., напр. в «Легенде о Лессинге». В письмах к М. от 11 апреля и 14 июля 1893 Энгельс упрекал его в нек-ром упрощении зависимости между базисом и надстрой­кой, призывая не упускать из виду их взаимо­действия.

Именно частичные отступления от диалектики — причина того, что, страстно отстаивая учение Маркса, М. в то же время несколько обеднял его. В истолко-ванииМ. до известной степени стиралось принципиаль­ное различие между методом Гегеля и Маркса. М. слишком узко толковал мысль Энгельса о «конце философии». Не случайно он почти не употреблял термин «диалектический материализм», хотя и вына­шивал замысел написать историю логики и диалек­тики. Указывая на важнейшее методологич. значение диалектики для изучения общественных явлений, М., однако, так и не сумел понять диалектику как логи­ку и теорию познания марксизма. В проистекающем отсюда нек-ром равнодушии к вопросам теории поз­нания, ставшей гл. участком борьбы в области фи­лософии на рубеже веков, — основа непоследователь­ности М. как критика иррационализма, механицизма, неокантианства.

После смерти М. оппортунисты в лице Брандлера и Тальгеймера стремились воспользоваться авторите­том М., к-рый они приравнивали к ленинскому, пред­ставить его «полнокровным диалектиком», канонизи­ровать не только его достижения, но и просчеты. Не­обходимость борьбы с этой фальсификацией стала одним из мотивов отпора, к-рый обязана была дать этим попыткам марксистская мысль. Однако И. В. Ста­лин в своем письме «О нек-рых вопросах истории боль­шевизма» (1931) сконцентрировал внимание гл. обр. на слабостях немецких левых, дав их деятельности резко негативную оценку, предопределившую крити­ческий уклон марксистских работ о М. в 30-х гг. Позже наследие М. было по сути дела предано заб­вению.


МЕРЛО-ПОНТИ - МЕРСЬЕ 397


Новая пора в его разработке началась после 1953. Сов. ученые и исследователи ГДР отвергли одинако­во ложные в своей односторонности попытки как ка­нонизации, так и развенчания М. Исходя из отзывов Ленина, авторы совр. марксистских трудов о М. раскры­вают закономерность его политич. и филос. развития, показывают, как на каждом новом его этапе М. освобо­ждался от своих прежних ошибок; как, покинув бурж.-демократич. лагерь, придя к социализму 2-го Ин­тернационала, он в итоге вступил в ряды коммунистов.

Соч.: Zur Geschichte der Philosophie..., В., [1931]; Krieg und Politik, Bd 1—2, В., 1959—61; Aufsatze zur Geschi­chte der Philosophie, Lpz., [I960]; Gesammelte Schriften (имеется предисловие В Пика), Bd 1—3, 9 — 13, В., 1960 — 63 (изд. продолжается); в рус. пер.—Об историческом материа­лизме, М., 1923; История германской социал-демократии, т. 1—4, М.—П., 1923; История Германии с конца средних веков, Зизд., М., 1924; Некоторые замечания о теории и практике марксизма, Иваново-Вознесенск, 1924; На страже марксизма, Л., 1927; Литературно-критич. статьи. Предисло­вие Г. Лукача, т. [l]i— 2, М.—Л., 1934; Очерки по истории войн и военного искусства, 6 изд., М., 1956; Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Литературно-критич. статьи, М.—Л., 1964.

Лит.: Маркс К-, Письма к Энгельсу от 1 августа 1877г. и 3 августа 1882 г., в кн.: Маркс К- и Энгельс Ф., Соч., т. 24, М.—Л., 1931; Работа Франца Меринга «Легенда о Лессннге» в оценке Энгельса, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М., 1957; Ленин В. И., Фр. Меринг о второй Думе, Соч., 4 изд., т. 12; его же, Предисловие к русскому переводу книги: «Письма И. Ф. Беккера, И. Дицге-на, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др., там же; Шиллер Ф., Ф. Меринг, «Под знаменем марксизма», 1929, JM» 1; Розанов Я., К характеристике филоеофско-социо-логич, взглядов Ф. Меринга, там же, 1932, № 7—8; Ч а -г и н В., Философские и социологич. воззрения Ф. Меринга, М. — Л., 1934; его ж е , Из истории борьбы против фило­софского ревизионизма в германской социал-демократии. 1895 — 1914, М.— Л , 1961; Гагарин А., Ф. Меринг и его философские взгляды, М., 1937; Платонов И. Г., Нек-рые вопросы материалистич. понимания истории в •грудах Фр. М., «Уч. зап. Акад. обществ, наук», вып 44 — Из истории философии, 1958, вып, 2; Z e t k i п К., Kampfer und Fiihrer, «Internationale», 1920, H. 19/20; ее же, Ве-volutionare Kampfe und revolutionare Kampfer, Ausgewahlte Beden und Schriften, Bd 1, В., 1957; её же , F. Mehring zum 70. Geburstag, там же, Bd 2, В., 1960, H б h 1 e Т., F. Mehring. Sein Weg zum Marxismus. 1869 —1891, 2Aufl., В., 1958; Koch H., F. Mehrings Beitrag zur marxistischen Literaturtheone, В., 1959; Schleifstein J., F. Meh­ring. Sein marxistisches Schaffen. 1891 — 1919, В., 1959; Примаковский А. П., К 40-летию со дня смерти (Ф М 1846—1919. Краткий библиографич. обзор), «Вопр. философии», 1959, № 2.

МЕРЛО-ПОНТИ(Merleau-Ponty), Морис (18 марта 1908—4 мая 1961) — франц. бурж. философ —фено­менолог и экзистенциалист. Род. в Рошфор-сюр-Мер. Проф. философии в Коллеж де Франс; проф. детской психологии в Сорбонне. Философия М.-П.—эклектич. субъективно-идеалистич. концепция, включающая эле­менты феноменологии, экзистенциализма и социоло­гии М. Вебера. М.-П. строит свою философию с помо­щью феноменологич. метода, к-рый он противопостав­ляет детерминизму и характеризует как попытку «прямого описания нашего опыта таким, каким он является ..., не обращаясь к его психологическому генезису, не вдаваясь ни в какие причинные объяс­нения, которые может дать ученый, историк или со­циолог» («Phenomenologie de la perception», P., 1945, p. I). В духе феноменологизма Гуссерля он трактует непосредств. данные сознания как «смысловые факты» бытия: «Отныне непосредственным является отнюдь не впечатление, объект, составляющие единое с субъек­том, а смысл, структура, внезапное соединение ча­стей» (там же, р. 70). Однако в толковании этого «смысла» М.-П, отходит от гуссерлевского антипсихо­логизма и понимает его в плане экзистенциализма. Попытка М.-П, встать «выше» материализма и идеа­лизма при помощи опыта, к-рый толкуется какдообъ-ективная и досубъективная категория, выражаемая понятием «быть-в-мире» (etre-au-monde, ср. In-der-Welt-sein Хейдеггера) (причем объект представлен через субъект и не существует независимо от последне­го), приводит к субъективному идеализму.


Стремление М.-П. опровергнуть диалектич. мате­риализм (см. Les aventures de la dialectique, [1955]) было подвергнуто критике со стороны франц. марк­систов, в частности Гароди (см. R. Garaudy, G. Со-gnio и др., Mesaventures de l'antimarxisme. Les mal-heures de M. Merleau-Ponty, 1956).

Психологич. солипсизму М.-П. соответствует его историч. солипсизм. История — достояние лишь субъ­екта, к-рый ее пережил. Науч. предвидение обществ, развития отрицается, поскольку отрицается историч. закономерность (см. «Les aventures de la dialectique», P., 1955, p. 51—52), революционность пролетариата толкуется им не как объективная характеристика, а как некий «авантюризм», вытекающий из «смысла» пролетарского существования. Саму революцию М.-П. определяет как «перманентную негативность», как «насильственную критику» и, в конечном счете, как какую-то вечную, вневременную категорию, вы­ражающую некий «отказ от того, что есть». Филосо­фия М.-П. служит теоретич. основой антикоммунизма. С оч . : Humanisme et terreur, [P., 1947]; Sens et non-sens, P., [1948]; Signes, P., 1960; La structure du comporte-ment, P., 1960.

Лит.: Гароди Р., Осн. направления совр. бурж. фи­
лософии во Франции, «Вопр. философии», 1954, № 1, р. 174 —
182; Bayer R., Merleau-Ponty ' s existentialism, [Buf­
falo], 1951; С h a t e 1 e t F., M. Merleau-Ponty et la der-
niere mode de 1 ' anticommunisme, «La Nouvelle Critique»,
1955, № 67, p, 30—48; К a e 1 i n E. F ., An existentialist
aesthetic. The theories of Sartre and Merleau-Ponty, Madi­
son, 1962. О. Тутупджлп. Ереван.

МЕРСЬЕ(Mercier), Дезире Жозеф (21 ноября 1851 — 23 янв. 1926) — белы, философ-неотомист, видный церк. деятель. Учился в духовной семинарии в Мали­не, где с 1877 преподавал схоластич. философию; проф. философии в Лувене (1882—86); католич. ар­хиепископ (с 1906) и кардинал (с 1907). М. создал в Лувене «Высший институт философии, или Школу Фомы Аквинского» (1888). Он же основал томистский журн. «Revue Neoscolastique» (1894), к-рый позднее (с 1946) стал называться «Revue Philosophique de Louvain». M.— инициатор восстановления схоластич. традиции и создания неотомистской философии как учения, к-рое принимает все осн. принципы Фомы, стремясь согласовать их с совр. естествознанием и с требованиями новейшей бурж. философии. М. в 1882 первым среди католич. философов читал курс неотомизма. М. считал, что каждый неотомист дол­жен быть сведущим в области естеств. наук. Борясь против материализма, М. выступил также с критикой позитивизма и механицизма. М. выдавал неотомизм за реалистич. философию, признающую объективность внешнего мира, сотворенного и управляемого, однако, богом. Выступая против агностицизма и скептицизма, М. с позиции христ. вероучения защищал существова­ние объективной истины (см. «Criteriologie generate ou theorie generale de la certitude», Louvain — P., 1911, p. 20).

M. способствовал превращению Лувена в междуна­родный центр неотомизма. В Бельгии им была созда­на школа философов-неотомистов (Деплуаж, де Вульф, Нис, Тьери и др.), существующая и поныне.

С оч . : Psychologie, 11 ed., t. 1—2, P., 1923; Logique, 8 ed., Louvain, 1933; в рус. пер. — отрывки из произв. в кн.: Хрестоматия по истории западноевроп. театра, т. 2, М., 1955, с. 363—76.

Лит.: Б ы х о в с к и й Б. Э., Неотомистская крите-
риология, в кн.: Практика—критерий истины в науке, М.,
1960; D u b 1 у N. L., Le Cardinal Mercier, Lille, 1927;
Lenzlinger J., Kardinal Mercier (1851 — 1926), St. Gal-
len, [1929]; G о у a u G., Le Cardinal Mercier, P., 1930; G a -
de J. A., The life of Cardinal Mercier, N. Y.-~ L., 1934; H a r -
n e t t J. J., D. J. Mercier and the neo-scholastic revival,
«New Scholasticism», 1944, v. 18, № 4; S i m о n A., Position
philosophique du Cardinal Mercier. Esquisse psychologique,
Brux., 1962- В. Кузнецов. Москва.

МЕРСЬЕ (Mercier), Луи Себастьян (6 июня 1740 — 25 аир. 1814) — франц. писатель и философ. В ран­ний период своей деятельности (до 1792) выступил


398 МЕРТОН


как деист и как пропагандист просветит, идеологии, критиковал пороки франц. общества, порожденные феодализмом (многочисл. драмы, очерки париж. быта: «Картины Парижа» — «Tableau de Paris», v. 1—2,1781; рус. пер.— т. 1—2, 1935—36, политич. труды). По-литич. программа М. ярче всего выражена в его уто-пич. романе «Год 2440» («L'an 2440, reve s'il en iut jamais», 1771), где рисуется разумно устроенное об­щество, в к-ром осуществлены осн. идеалы просвети­телей. Приветствуя франц. бурж. революцию как на­чало предсказанных им перемен, М. принял в ней деятельное участие (член Законодат. собрания, Кон­вента). Будучи членом Якобинского клуба, М., однако, опасался углубления революции, к-рого же­лали руководители якобинцев. В период якобинской диктатуры М. был арестован за близость к жиронди­стам. В результате тяжелого духовного кризиса М. отошел от просветит, идей, стал защитником религии. Выступал с опровержением сенсуализма Локка и Кондильяка как учения, подрывающего нравствен­ность. Сенсуализму М. противопоставил учение о врожденных идеях. Испытал сильное влияние кан-товской философии и стал ее проводником во Франции [см. «Magazin Encyclopedique», 1801, № 4, p. 250—52 и 1802, № 2, p. 79—83; «Journal des Debats» (del 21 pluviose, an. X)].

Эволюция мировоззрения М.— яркий образец по­ворота бурж. идеологов вправо после того, как рево­люция осуществила непосредств. цели буржуазии и грозила развязать самостоят, активность нар. масс. «...В начале XIX века,— писал Лафарг,— наша бур­жуазия, покончив дело революционного разрушения, принялась отрицать свою вольтерианскую философию; в моду опять вошел католицизм, который Шатобриан размалевывал ...романтическими красками, и Себа­стьян Мерсье импортировал идеализм Канта, чтобы добить материализм энциклопедистов, пропагандисты которого были гильотинированы Робеспьером» (цит. по кн.: Ленин В. П., Соч., т. 14, с. 189—90),

Как драматург и теоретик искусства М. выступил в первый период своей деятельности крупным рефор­матором, продолжавшим дело, начатое Дидро («О те­атре, или Опыт о драматич. искусстве» — «Du Theatre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique», 1773). M. обос­новывал необходимость демократизации театра, вы­сокой социальной значимости драматургии. Драмы М. были широко известны во мн. странах Европы (в т. ч. в России). Критикуя классицизм, призывая к изображению сильных естеств. страстей, пропаган­дируя Шекспира, М. явился предшественником про­грессивных романтиков начала 19 в.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.