Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 15 страница



Критике религии и идеализма в 19 в. соответство­вало наступление на спекулятивную М. и всякую М. вообще. Огромная роль в критике М. принадлежит Фейербаху, противопоставившему «трезвую филосо­фию пьяной спекуляции», антропологич. философию умозрительному, иллюзорно-критич. конструирова­нию мира. Хотя Фейербах сумел увидеть земное со­держание в метафизич. спекуляциях идеализма, ему не удалось раскрыть социальные и гносеологич. источ­ники М., а значит, преодолеть ее.

В бурж. философии 2-й пол. 19 в. отчетливо обна­руживается тенденция возродить М., причем в ее докантовских формах. Гербарт обосновывает принци­пиальную возможность познания «вещей в себе» и тем самым — существование М. Различая эмпирич. и ме­тафизич. абс. бытие, Гербарт предполагает существо­вание множества простых сущностей, подобных мона­дам Лейбница. Предмет М. и составляют эти простые, неразложимые, лишенные противоречия и самодви­жения субстанции — «реалы». Метафизич. учение Гербарта проникнуто стремлением вытравить диалек-тич. моменты из процесса познания, устранить проти­воречивость из предметного мира и из человеч. позна­ния, построить позитивную М., т. е. М. без противо­речий. Тенденция оживить М. находит свое выражение в филос. системе Фриза, разделившего мир явлений и мир «вещей в себе», Бенеке, видевшего в психологии основу М., Лотце, эклектически соединявшего, мета­физич. системы от Лейбница до Гегеля, и даже в систе­мах Конта и Спенсера.

Для бурж. философии 20 в. характерны две тенден­ции: во-первых, борьба против М., к-рую провозгла­шает неопозитивизм, и, во-вторых, возрождение М.


Позитивисты, обрушившись на М. за ее спекулятив­ный, чисто умозрит. характер, стремились исключить из философии непроверяемые опытом, метафизич. высказывания о боге, душе, бытии, о связи бытия и сознания. Однако борьба позитивизма против тео­логич. элементов М. смыкалась с борьбой против ми-ровоззренч. функции философии, сопровождалась отказом от исследования категориальной структуры и содержат, процессов мышления.

В последнее время неопозитивисты начинают при­знавать правомерность мировоззренч. вопросов, в т. ч. и религиозных, ранее отвергаемых как бессмыслен­ные. Школа т. н. «логического прагматизма» возра­жает против резкого разделения формализованного знания и метафизич. постулатов. Нек-рые предста­вители кембриджской школы «философии анализа обы­денного языка» оправдывают необходимость М. как явления, обусловленного социально-психологич. при­чинами (Дж. Уисдоми др.). Неопозитивисты начинают подмечать насущную потребность совр. науки —• потребность в мировоззренческом, методологическом синтезе.

Эту тенденцию к мировоззренч. синтезу одним из первых бурж. философов 20 в. почувствовал Н. Гарт-ман. Анализируя внутр. проблемы совр. науки, он отмечает, что науки сами приходят к постановке ме­тафизич. проблем. В то время как прежняя М., по его словам, была дисциплиной, отграниченной от мира, поскольку обращалась к таким предметам, как бог и душа, новая М. вместо рассуждений о первых прин­ципах и абс. сущностях изучает связи, закономерно­сти и структуру бытия, постепенно сливаясь с учением о категориях. В этом понимании М. пробивается разумная мысль о том, что единство философии и естествознания совершается благодаря разработке фундаментальных филос. категорий, выступающих одновременно как все­общие связи действительности. Гуссерль, опираясь на феноменологич. метод, стремился опровергнуть и прежнюю М. и позитивизм. Он выдвигает идеал универсальной науки, объединенной единым методом и требующей универсального индивида, но в качестве синтетич., универсальной науки он не приемлет и традиционную М., поскольку последняя, с его т. зр., в исследовании духа тяготеет к натурализму и выдает за известное то, что в совр. мире становится «загадкой всех загадок» — соотношение бытия и познания. В ранних работах он исходил из антиметафизич. идеа­ла философии как строгой науки о «феноменах», как наукоучения и «чистой» теории познания. Но на этом пути сущность неуловима. Она познается благо­даря интуитивному «усмотрению». Так, замысел анти­метафизич., строгой философии завершается возрож­дением М.

Хейдеггер, называя свою философию «фундамен­тальной онтологией», видит ее осн. задачу в том, чтобы найти конкретное решение вопроса о смысле бытия, об истине самого бытия, к-рый в эпоху господства М. не мог быть поставлен. М. в толковании Хейдеггера представляет собой не только филос. концепцию, но прежде всего исторически определ. способ отношения людей к природе и друг другу, при к-ром действитель­ность выступает как нечто предметное, человек как творец предметного мира и первоначальное единство субъекта и объекта раскалывается. Онтологизируя опред. уровень осознания сущности человека, Хейдег­гер отрицает тот факт, что изменение природы и соз­дание социальной предметности составляет differen­tia specifica человека. Для него это истолкование связано лишь с историч. типом отношений субъекта и объекта, к-рый он характеризует как метафизиче­ский. Само возникновение и существование науки есть, по его словам, одно из проявлений метафизич.


МЕТАФИЗИКА 407


периода человеч. истории. Таким путем отвергается наука и восстанавливается иррационализм.

В различных религ. направлениях в совр. бурж. философии М. уже не является филос. наукой, но выступает как «толкование», «прозрение» бытия. От такого понимания М.— один шаг к религ. пониманию ее целей и содержания, к-рый и делается неотоми­стами. Согласно неотомистской М., наряду с физич. бытием существует трансцендентное бытие, и цель М.— узрение божеств, сущности. Стремясь возвысить М. над научным знанием, неотомисты одновременно за­игрывают с наукой. Но по своему существу неотомист­ская М. принижает науч. знание и представляет собой антидиалектич. способ толкования мира.

Во всех формах М., даже в крайне религиозных, отражается назревшая в совр. знании потребность в мировоззренческом синтезе, к-рая в подлинно научной форме осуществляется только в философии марксизма.

Сохранив все рациональное в критике М. нем. клас-сич. философией, Маркс и Энгельс вместе с тем от­вергли присущий ей абстрактно-теоретич. идеалистич. подход к этой проблеме. Создание материалистич. понимания истории и применение его к объяснению развития человеч. познания позволило уяснить сущ­ность М. как исторически-определ. формы обществ, сознания. На этой основе было впервые научно попято подлинное существо М. как исторически ограниченной превращенной формы человеч. знания. М. возникает из присущей науке тенденции дать синтетическое, це­лостное, конкретное осмысление предмета, но, по­скольку эта тенденция не может еще реализоваться в адекватной форме, она получает в М. свою превра­щенную форму. М. замещает действительно целостное, науч. освоение предмета априорными конструкци­ями, зачастую препятствующими науке, на той стадии развития обществ, произ-ва, когда производит, силы еще не приобрели форму единой обществ, организации (античность, средневековье). Поэтому законы их функ­ционирования выступали как характеристики дея­тельности отд. производителей, а не как всеобщие формы деятельности человека вообще. Отражением этого противоречия и была абсолютизация филосо­фии (логики) как чисто умозрительной формы знания, в то время как конкретное знание было просто эмпи-рич. опытом, оформлявшимся в виде нетеоретич. тра­диции. М. переносит понятия, отражающие законо­мерности лишь узкой сферы освоенной человечеством действительности, на всю действительность в целом. Метафизич. система — это «...окончательно завер­шенная система всех мировых связей как физических, так и духовных и исторических...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 36). М., по своему существу, есть всеобщая мировая схе­матика, абсолютизирующая какую-то историч. сту­пень науки и практики. Однако М. не понимает своей ограниченности. Делая ограниченности достигнутого уровня знания своим достоинством, М. ставит пределы дальнейшему прогрессу науки. Классики марксизма подчеркивали антинаучность попыток дать априор­ную законченную миросозидающую конструкцию, отмечая, что логика построения М. во многом тож­дественна с логикой построения любой идеалистич. системы. Метафизик переворачивает действительные отношения вверх ногами, он «...понимает вещи навы­ворот и видит в действительных отношениях лишь воплощение тех принципов, тех категорий, которые дремали... в недрах „безличного разума человечества"» (Маркс К., там же, т. 4, с. 133). М. некритически от­носится к существующей действительности, освящает ее как подлинно разумную и соответствующую перво-принципам сущего. М., по словам Маркса, «...лишь систематически перестраивается и располагает, соглас-


но своему абсолютному методу, те мысли, которые имеются в голове у всех людей» (там же), она заимст­вует во многом свое содержание просто из существую­щего обыденного сознания. Если М. зиждется на прин­ципе замкнутости системы логич. категорий, завер­шенности предлагаемой ею априорной конструкции первоначал сущего, то диалектика настаивает на отк­рытости системы категорий, отвергая попытку дать законч. систему мира. М. берет объект только в форме объекта созерцания, рассматривая природу, сущее вне отношения к практич. деятельности. Поэтому и субъект рассматривается ею или как антропологич. существо, как часть природы, или как некое безлич­ное существо, эманацию к-рого составляет природа. В первом случае первопринципы всего сущего непо­средственно заимствуются из естествознания, причем М. сама может и не отдавать себе в этом отчета, во втором случае происходит абсолютизация и мистифи­кация исторически определенной ступени человече­ского знания.

Господство М. как метода теоретич. мышления соот­ветствует тому периоду общественно-историч. прак­тики, когда происходил процесс формирования капи-талистич. разделения труда, приведшего к обособ­лению наук друг от друга и профессиональной узо­сти ученых. Они остаются в плену односторонности метафизич. мышления, поэтому от них «ускользает связь целого» и они запутываются в одном противоре­чии за другим (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 483— 484). Вместе с тем обособленность, разъединенность наук лишь углубляет, усиливает стремление к мето-дологич. и мировоззренч. синтезу. М. выступает как суррогат подобного синтеза. Развитие науки настоя­тельно требует нового метода — диалектики, к-рая является в истории отрицанием М. и в методологич., и в общественно-историч. смысле. «В своём рациональ­ном виде диалектика внушает буржуазии и её доктри­нёрам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в пози­тивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассмат­ривает в движении, следовательно также и с её пре­ходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революцион­на» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 20). Поли-тич. и идеологич. история современности свидетель­ствует, что метафизич. способ мышления характери­зует позицию консервативных, реакц. сил общества, а идеологи этих сил либо открыто выступают против диалектики, либо толкуют ее в духе иррационализма. Одной из форм, в к-рой проявляется М. в идеологич. борьбе на совр. историч. этапе, является догматизм. Особенность этой формы метафизич. метода состоит в том, что определ. теоретич. положения, составляю­щие основание научной теории, в т. ч. и теории марк­сизма-ленинизма, вырываются из целостной системы науки и рассматриваются как некие абсолютные пред­писания. Тем самым теория из формы обобщенного познания действит. развития превращается в набор догм, принудительно навязываемых действительности и поэтому фактически оказывающихся вне историч. времени и условий. Т.о., догматизм неизбежно лишает теорию критерия практики. Каждый раз, когда на политич. и идеологич. арену выступает догматизм — эта совр. форма М., социальной подоплекой его неиз­бежно оказывается ориентировка на непролетарские классы. Это социальное содержание М. как метода смыкается с его анахронистичностью и консерватив­ной ролью в современном естествознании. Энгельс в «Анти-Дюринге» и «Диалектике природы» пока­зал неадекватность метафизического метода мышле­ния достигнутым уже к сер. 19 в. успехам естествен­ных наук. К этому времени уже возник конфликт меж-


408МЕТАФИЗИКА — МЕТАЯЗЫК


ду укоренившимся способом мышления и достигну­тым уровнем науки.

Марксистское понимание М. как системы и метода было развито Лениным. Существ, признаком М. как антидиалектики он считал стремление ее выйти за пределы человеч. опыта и науки, воспарить к заоб­лачным высотам сверхчувственного, построить замк­нутую, законченную систему, не оставляющую никаких возможностей для дальнейшего прогресса науки. Так, по словам Ленина, домарксистская социология, со­стоявшая во многом из «чисто априорных, догматиче­ских, абстрактных построений», негодна именно в силу «своей сплошной и беспросветной метафизично­сти» (см. Соч., т. 1, с. 126). Ленин отмечает историч. неизбежность метафизич. подхода к предмету, если ученые пытаются дать целостное теоретич. осмысление предмета, когда еще отсутствуют для этого соответств. условия: «...пока не умели приняться за изуче­ние фактов, всегда сочиняли a priori общие теории, всегда остававшиеся бесплодными» (там же). М. вы­ражает поиски, запросы, стремление к синтезу в чело­веческом знании, но выражает их в неадекватной форме. Лишь диалектика способна научно решить трудности естествознания, дать целостное методоло-гич. и мировоззренческое осмысление научных достижений.

Противопоставляя «неразвитому, мертвому, гру­
бому, неподвижному» (см. там же, т. 38, с. 271) мета­
физич. материализму диалектико-материалистич. ми­
ропонимание, Ленин подчеркнул, что диалектика
усматривает в предметном мире живую, находящуюся
в постоянном движении целостную систему. Противо­
положность М. диалектике особенно четко обнаружи­
вается в противоположности метафизич. и диалек-
тич. концепций развития. Если первая рассматривает
«развитие как уменьшение и увеличение, как повто­
рение», то вторая «как единство противоположностей».
«При первой концепции движения остаются в тени
само движение, его двигательная сила, его
источник, его мотив (или сей источник переносится
во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции
главное внимание устремляется именно на познание
источника „сам о"-движения» (там же,

с. 358). М., по словам Ленина, характеризует «закос­тенелость понятий» (см. Соч., т. 14, с. 35), «...неумение применить диалектики к Bildertheorie (теория отра­жения.—Ред.), к процессу и развитию познания» (там же, т. 38, с. 360). Непонимание диалектики абсолют­ной и относит, истины выявляется в том, что метафи­зик «...направо, налево, по сложнейшим вопросам науки вообще... бросал словами: последняя, оконча­тельная, вечная истина» (там же, т.14, с. 120). Диалек­тика противополагает «...метафизическому решению раз навсегда („объяснили"!!) вечный процесс познания глубже и глубже» (там же, т. 38, с. 117, прим.), противопоставляет метафизическому пониманию об­щества как механически сцепленного образования научное понимание его как развивающегося орга­низма.

Марксистское объяснение сущности М. сыграло большую роль в осмыслении Лениным причин кризиса естествознания нач. 20 в. и путей выхода из него. В своей классич. критике махизма Ленин показал, что М. как метод явилась чертой историч. ограничен­ности старого материализма и что методологией совр. естествознания может быть только диалектич. мате­риализм. Это тем более так, что диалектика как метод рождается и логикой объективного развития естест­вознания.-

Однако диалектич. материализм выступил как отри­цание М. не просто в плане противопоставления мето­дов, как это имело место в отношении гегелевской диа­лектики к М. Он явился диалектич. отрицанием всей


предшеств. философии как по типу построения филос. систем, по предмету философии как науки, так и по методологии. Только диалектич. материализм покон­чил с пониманием философии как законченной умо-зрит. системы мира, противопоставлявшейся его есте-ственнонауч. картине. Тем самым впервые в истории философии было разрушено основание для М. как «первой философии», как «науки наук». Но тем самым мир в качестве предмета философии предстал как раз­вивающаяся действительность, а единств, адекватным методом изучения развития оказалась диалектика как наука «...об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 302). Совр. движение истории и разви­тие науки обнаруживают диалектич. характер этих за­конов со все большей всеобъемлемостью, и все более очевидным становится, что диалектика, все более вы­тесняющая М. как метод мышления из голов естество­испытателей, и есть та самая диалектич. логика (см. Логика диалектическая), к-рая утверждается фило­софией диалектич. материализма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семей­ство, Соч., 2 изд., т. 2; и х же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Маркс К., Капитал, т. 1, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Диа­лектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Людвиг Фейербах..., в кн.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Карл Маркс, Соч., 4 изд., т. 21, с. 34—43; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33: Лейбниц Г. В., Рассуждение о М., Избр. филос. соч., М., 1890; его ж е , Монадология, там же; Философия в систематич. изло­жении В. Дильтея [и др.]. пер. с нем., СПБ. 1909; Г е с с е н С. И., Мистика и М., «Логос», 1910, кн. 1; Г у с с е р л ь Э., Философия как строгая наука, «Логос», 1911, кн.1; Гегель, Наука логики, Соч., т. 5—6, М., 1937—39; е г о же, Лекции по истории философии, т. 9 —10, М.—Л., 1932—39; Бэкон Ф., Новый Органон, Л.—М., 1938; Декарт Р., Избр. произв., М., [1950]; Плеханов Г. В., К вопросу о раз­витии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Спиноза Б., Этика, Избр. произв., М., 1957; Н е г b a r t J. P., Hauptpunkte der Metaphysik,Gott., 1808; его же, Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen der philosophischen Naturlehre, Tl 1—2, Konigsberg, 1828—29; В e n e k e T. E., System der Metaphysik und Religionsphi-losophie, В., 1840; L о t z e R. Н., Methaphysik, Lpz., 1841; его же, Mikrokosmus, Bd 1—3, [4Aufl.], Lpz., 1888—1905; Hartmann E. von, Geschichte der Meta­physik, Bd 1—2, Lpz., 1899—1900; H e у m a n s G., Einftih-rung in die Metaphysik, Lpz., 1911, H e i m s о е t h H., Me­taphysik der Neuzeit, Munch.—В., 1929; D em pf A., Me­taphysik des Mittelalters, Munch.—В., 1930; Heidegger M., Was ist Metaphysik?, Bonn, 1930; Whittaker Т., Prolegomena to a new metaphysics in modern times, Camb., 1931; S t e n z e 1 J., Metaphysik des Altertums, Munch.—В., 1931; W u n d t M., Geschichte der Metaphysik, В., 1931; S о r e 1 G., D., Aristote a Marx (L ' ancienne et la nouvelle metaphysique), P., 1935; Maritain J., Sept lecons sur 1 ' etre et les premieres principes de la raison speculative, P., 1936; Sartre J. P., L ' etre et la neant, P.. 1943; Bait-hasar N., La methode en metaphysique, Louvain, 1943; Landgrebe L., Phanomenologie und Metaphysik, Hamb., 1949; Regis L.—M.. L ' odyssee de la metaphysique, Mont­real, 1949; Bayer R., Histoire de la philosophic metaphy­sique, P., [1950]; В о n t a d i n i G., Dal problematicismo alia metafisica, Mil., 1952; H о m m e s J., Zwiespaltiges Da-sein. Die existenziale Ontologie von Hegel bis Heidegger, Frei­burg, 1953; Heidegger M., Einliihrung in die Meta­physik, Tubingen, 1953; De George R. Т., Classical and contemporary metaphysics, N. Y., 1962; Holler J., Von BewuBtsein zu Sein. Grundlegung einer Metaphysik, Mainz, 1962.

H. Мотрогиилова, А. Огурцов, М. Туровский. Москва.

А. Потемкин. Ростов н/Д.

«МЕТАФИЗИКА»— сочинение Аристотеля, в к-ром изложено его учение о сущем, или «первая фи­лософия».

МЕТАЯЗЫК— понятие совр. логики, используе­мое при исследовании языков различных логико-мате-матич. исчислений и естеств.-науч. языков, при опи­сании взаимоотношений языков различного «уров­ня» и при характеристике отношения между рассмат­риваемыми языками и описываемыми с их помощью предметными областями. М. наз. язык, на к-ром про-


МЕТАЯЗЫК —МЕТОД 409


исходитрассмотрение к.-л. др. языка, изучение строе­ния выражений этого языка, доказательство теорем оего дедуктивных свойствах и об отношении его к др. языкам и т. д. М. может быть как неформализованным, так и формализованным языком. Язык, рассматривае­мый в М., — он наз. я з ы к о м-о б ъ е к т о м (или предметным языком) — обычно является формализованным. Если в языке-объекте формули­руется теория, посвященная рассмотрению к.-л. со­держательно воспринимаемой предметной области, то средствами М. формулируется метатеория, объек­том изучения к~рой является первая (предмет­ная) теория. Классич. примером метатеории елужит метаматематика. Метатеоретич. проблемы собствен­но логики и методы исследования их образуют мета-логику.

При метатеоретич. исследованиях формализован­ных языков, допускающих достаточно богатые в логич. отношении интерпретации, к М. обычно предъявля­ются следующие требования: 1) М. должен включать в себя язык-объект как свою часть (в том смысле, что выражения языка-объекта должны быть переводимы в М., так что выражения М. должны быть именами соответствующих выражений языка-объекта); 2) В чи­сле выражений М. должны иметься выражения более высоких логич. типов (см. Типов теория), чем выраже­ния языка-объекта. Иначе говоря, чтобы в М. можно было проводить рассуждения о строении выражений языка-объекта и о его дедуктивных свойствах, М. должен быть логически более богатым, чем язык-объ­ект. (Требование 2, впрочем, не предполагает непре­менного использования аппарата теории типов; оно может быть сформулировано и в терминах др. логич. теорий; см., напр., Предикатов исчисление.) Средствами М. осуществляется описание свойств вы­ражений исходной теории (и, тем самым, языка-объ­екта, на к-ром она излагается) и определяются поня­тия, относящиеся к строению данной предметной теории (напр., аксиоматизируемость теории, доказуе­мость или разрешимость ее предложений, непротиво­речивость, полнота и независимость положенной в основе предметной теории системы аксиом и т. п.); ис­следование относящихся к этим понятиям проблем применительно к конкретной предметной теории со­ставляет задачу метатеории.

Та часть метатеории, к-рая исследует формальную структуру предметной теории (независимо от к.-л. ее интерпретаций), наз. синтаксич. частью метатео­рии, или просто синтаксисом (см. Синтаксис в логике). Соответственно М., предназначенный для изучения структуры формализованного предметного языка, наз. синтаксич. языком, или языком синтак­сиса. Часть метатеории, посвященная исследованию различных интерпретаций предметной теории (или выражений языка-объекта), наз. ее семантиче­ской частью, или семантикой данной предметной теории (соответственно, языка-объекта) (см. Модель, Семантика в логике). Семантич.понятия характеризуют отношения между элементами из пред­метной области исследуемой теории и языком-объек­том, в к-ром описываются (формализуются) свойства этих элементов и отношения между ними. Примерами таких семантич. понятий служат «имя», «истинность», «значение», «выполнимость», «модель». Различение понятий метатеории и понятий исследуемой в ней теории (соответственно, выражений М. и языка-объ­екта) не проводится сколько-нибудь четко ни в обыч­ном разговорном языке, ни, как правило, в науч. язы­ке. Тарский показал, что попытки определения поня­тия «истинное предложение» в естеств. языке, неиз­бежно приводящие к антиномиям типа «Лжец», являются результатом смешения языка-объекта и (часто неявно предполагаемого) М. Формально точное


(и не ведущее к противоречиям) определение истинно­сти предложения может быть построено лишь в М. с конечным числом логич. типов. [Однако, если преди­кат «истинное (предложение)» присоединить к числу исходных понятий М., то он может употреб­ляться точным и непротиворечивым образом и в М. с бесконечным числом логич. типов]. Четкое разгра­ничение (вообще говоря, содержательного) М. и (как правило, формализованного или хотя бы формализуе­мого) языка-объекта не только чрезвычайно важно в методологич. отношении [будучи, в частности, необ­ходимым условием корректной постановки таких проблем, как, напр., непротиворечивость и (или) пол­нота к.-л. дедуктивной теории], но и оказывается весьма плодотворным для раз л. приложений анализируемой теории. Так, формализация языков, употребляемых в разл. науках, в качестве языков-объектов, и необходимое для этой цели построение соответствующих М. играют большую роль в линг­вистических и логических исследованиях т. н. ма­шинных языков, используемых при программиро­вании задач, относящихся к этим наукам, для ре­шения их на электронно-вычислительных машинах. В процессе формализации различных теорий их М., будучи неформализованными (или частично фор­мализованными) языками, сами могут подвергаться формализации и исследованию в метамета-языке и т. д.

В металингвистич. исследованиях активную роль сыграли логики львовско-варшавской школы, а также Карнап, Чёрч, К вмени и Куайн. Основополагающее значение для рассматриваемой проблематики имеют работы Д. Гильберта и Гёделя. Успешно работают в этой области мн. сов. 'ученые.

Лит.: Тарский А., Введение в логику и методологию
дедуктивных наук, М., 1948; К ли ни С. К., Введение-
в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. 1; Чёрч А.,
Введение в математическую логику. Гт.1 1, пер. с англ.,
[МЛ,1960, Введение; Hilbert D., В е г л а у s P., Grund-
lagen der Mathematik, Bd 1, В., 19Я4; Woodger J. H.,
The axiomatic method in biology, L., 1937; его же, Bio­
logy and language, L., 1952; Tarski A., Logic, semantics,
metamathematics, Oxf., 1956. В. Финн. Москва.

МЕТОД(от греч. jxe&sSo? — путь исследования, познания, теория, учение)— форма практического и теоретического освоения действительности, исходя­щего из закономерностей движения изучаемого объек­та; система регулятивных принципов преобразую­щей, практической или познавательной, теоретиче­ской деятельности. Напр., в производстве — система приемов изготовления определ. изделий; в педа­гогике — система воспитательных и образователь­ных средств; в науке — способы исследования и изло­жения материала; в искусстве — приемы художеств, отбора, обобщения материала, оценки действитель­ности с позиций определ. эстетич. идеала и вопло­щения отраженной действительности в образы искус­ства; в марксистской философии — система положе­ний, категорий и законов диалектического и исто­рического материализма.

Любое разумное действие вообще подчиняется к.-л. регулятивным принципам. В науке от этих принципов часто зависит судьба исследования. Напр., один и тот же фактич. материал может привести к противо­положным выводам при различном к нему подходе. Вот почему можно сказать, что в том смысле, в ка­ком наука определяется как способ истолкования фак­тов, она совпадаете М. этого истолкования. И это относится не только к естеств. наукам. Еще Лейбниц справедливо усматривал сущность математики не в ее предмете, а в ее М.

Верная картина изучаемого объекта может быть получена лишь при правильном подходе к нему, лишь при верном М. Характеризуя роль правильного М. в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со све-


410 МЕТОД


тальником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он метко сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рас­считывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Именно поэтому Маркс считал, что не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Понятия «правильный М.» и «научный М.» по существу совпадают. Правильный М. вытекает из достоверной, проверенной практикой научной тео­рии. М. лишь тогда является научным, когда он верно отражает объективные законы мира, когда он определяется особенностями предмета исследования, законами его развития, его отраженной в сознании сущностью.

В реальном процессе познания постоянно преодо­левается грань между его средствами и его результа­том, между теорией и методом. М. находится в нераз­рывном единстве с теорией: любая система объектив­ного знания может стать М.

По существу М. — это сама удостоверенная прак­тикой теория, обращенная к практике же исследова­ния. Неразрывная связь М. и теории находит свое выражение в методологич. роли науч. законов. Любой закон науки, отражая то, что есть в действитель­ности, вместе с тем указывает и на то, как нужно мыслить о соответствующей сфере бытия; будучи познанным, он в определ. смысле выступает и как принцип, как М. познания. Так, напр., закон со­хранения материи и энергии — это методологич. принцип, к-рый требует неукоснительного соблюде­ния при соответствующих расчетах и теоретич. постро­ениях; рефлекторная теория высшей нервной деятель­ности служит вместе с тем одним из М. исследования поведения животных и человека. Вообще любое науч­ное положение, закон, категория приобретают мето­дологич. значение, когда они выступают в роли на­правляющей линии в развитии познания и преобразо­вания мира.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.