Как изучать книгу В. И. Ленина «М. и э.», М., 1961; Классич. произв. марксизма, Запорожье, 1959; Книга В. И. Ленина «М. и э.» — важнейший этап в развитии марксистской философии. [Сб. ст.], М., 1959; Куражковская Е. А., «М. и э.» и борьба против ревизионизма и идеализма в естествознании, «Вест. Моск. ун-та». Серия биологии, почвоведения, геологии, географии, 1959, Jsfi 2; В. И. Ленин и нек-рые вопросы теории познания. [Сб.ст.], Г.,1959; С и м у ш П. И., Нек-рые вопросы диалектики в труде В. И. Ленина «М. и э.», «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1959, № 3; М а л ь ц е в В. И., Вопросы диалектич. логики в книге В. И. Ленина «М. и э.», там же, №4;Мисабишви-л и Ш. В., Выдающееся филос. произведение В. И. Ленина, Сухуми, 1959; М и т и н М. Б., Великое идейное оружие познания и преобразования мира, в кн.: Филос. проблемы совр. естествознания, М., 1959; О книге В. И. Ленина «М. и э.», [М.], 1959; Окулов А. Ф., Мшвениерадзе В. В.) Великое филос. произ. творч. марксизма, М., 1959; Павлов Л, С, Книга В. И. Ленина «М. и э.» — образец творч. развития марксистской философии, Л., 1959; Панцхава И. Д., Значение книги В. И. Ленина «М. и э.» в борьбе с буря!, идеологией, М., 1959; Р у т к е в и ч М. Н., Развитие В. И. Лениным диалектич.материализма в труде «М. и э.», Свердл., 1959; Симонян Е., О работе В. И. Ленина «М. и э.», М.| 1959; Великое произведение марксистской философии. Сб. ст., Новосиб., 1960; Вислобоков А. Д. иПер-ф и л ь е в В. В., Книга В. И. Ленина «М. и э.» и совр. физика, Иркутск, 1960; Гречанов А. Д. иМеле-щ е н к о Ю. С, Значение работы В. И. Ленина «М. и э.» для критики совр. бурж. философии, Л., 1960; 3 а л м а-и о в и ч А. В., Против ревизионизма в философии. О значении труда В. И. Ленина «М. и э.» для борьбы с совр. филос. ревизионистами, Тула, 1960; Кессиди Ф. х., Нек-рые вопросыисторич. материализма в книге В.И.Ленина «М. и э.», в кн.: Сб. науч. работ Моск. кооп. ин-та Центросоюза, вып. 2, М., 1960; Левин Г. А., Вопросы теории познания в произведении В. И. Ленина «М. и э.», Минск 1960; Макаров М., Значение книги В. И. Ленина «М. и э.» для борьбы против телеологии, в сб.: Уч. зап. Тартуского гос. ун-та, вып. 89, Тарту, 1960; Минц 3., Второе издание книги В. И. Ленина «М. и э.» и борьба за развитие сов. эстетики и лит-ры в первые годы Сов. власти, там же; Нек-рые вопросы ленинского филос. наследства, Томск! 1959; Росенко М. Н., Книга В. И. Ленина «М. и э.» — могучее оружие в борьбе против бурж. философии и ревизионизма, Л., 1960; С а н к и н Д. Н., Ленинское учение о развитии естествознания и его значение для совр. науки в сб.: Уч. зап. Куйбышевского гос. пед. ин-та им. В. В. Куйбышева. Философия, вып. 33, Куйбышев,1960; Смирнов Л. В., Книга В. И. Ленина «М. и э.» и совр. физика, в сб.: Зап. Ленингр. горного ин-та им. Г. В. Плеханова, т. 38, вып. 3, Л., 1960; Вопросы методики преподавания и изучения книги В. И. Ленина «М. иэ.». Сб.ст.,М.,1961;ГермановГ.Г. О произведении В. И. Ленина «М. и э.», Тирасполь, 1962; Е р и ч е в Л. И., Применение В. И. Лениным в книге «М. и э.» диалектич. логики к определению осн. категорий материалистич. философии, в сб.: Науч. зап. кафедры обществ, наук Ленингр. инж.-строит. ин-та, вып. 3, Л., 1962; Бочкарев Н. И., Как изучать книгу В. И. Ленина «М. и э.», Львов, 1963; Иванов Е. А. [и др.], О книге В. И. Ленина «М. и а.», [М.], 1963; Ш а л и н М. А., О методе ленинской критики идеализма и филос. ревизионизма. По произведению «М. и э.», Каз., 1963; Philosophie im Klas-senkampf. Funfzig Jahre W. I. Lenin: Materialismus una Em-piriokritizismus, В., 1959; 50 de ani de la aparitia operei lui V. I. Lenin «Materialism si empiriocriticism», Buc, 1960; Zur aktuellen Bedeutung von Lenins Werk «Materialismus und Empiriokritizismus», В., 1960.
Библиография: Примаковский А. П., Труд В. И. Ленина «М. и э.» на языках народов мира, в кн.: Великое произведение воинствующего материализма, М., 1959.
А. Примаковский. Москва. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ— 1)общественная — объективно обусловленный интерес коллектива, класса, общества в сохранении или изменении условий производства, в реализации назревших обществ, потребностей; 2) личная— объективно обусловленный интерес, проявляющийся в стремлениях и действиях индивидов, направленных на получение материальных благ, необходимых для удовлетворения их жизненных потребностей. М. з. отд. личности выступает непосредств. побудит, мотивом повседневной человеч. деятельности. Основой личной М. з. являются в конечном счете потребности человека в пище, одежде, жилье и т. п. материальных, а затем и духовных благах.Удовлетворение осн. человеч. потребностей происходит всегда на базе определ. произ-ва и опосредуется местом человека в системе данных производств, отношений. Напр., М. з. рабочего, противостоящая М. з. капиталиста в прибыли, есть выражение их обществ, природы, определяемой ме-
МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ВАЗА ОБЩЕСТВА 303
«том, к-рое они занимают в системе капиталистич. производства. Личная М. з. проявляется в истории также как способ приобщения индивида к процессу обществ, произ-ва и решению порождаемых его развитием социальных задач. В различных общественпо-экономич. формациях М. з. имеет определ. конкрет-но-историч. содержание.
При первобытнообщинном строе М. з. индивида еще не отделилась от общих интересов рода, племени. Личная М. з. выделяется из общей коллективной в период возникновения частной собственности и связана с классовой принадлежностью индивида. Представители господствующих эксплуататорских классов заинтересованы в личном обогащении, в сохранении и укреплении отношений эксплуатации и т. д. Деятельность трудящихся, развитие произ-ва они рассматривают как средство для реализации личных целей. Но деятельность представителей эксплуататорских классов, стимулируемая эгоистич. М. з., включается в историч. процесс, направление и результаты к-рого определяются объективными законами обществ, развития. В общем тот способ произ-ва и распределения материальных благ является более прогрессивным, к-рый обеспечивает большую М. з. в труде у трудящихся и тем самым способствует дальнейшему развитию производит, сил. Раба, материально не заинтересованного в труде и работавшего из-под палки, заменяет феод, крестьянин, у к-рого имелась семья, свое хозяйство и, следовательно, личная М. з. в труде. Последнего сменяет формально свободный наемный рабочий капиталистич. общества, заинтересованный как в условиях продажи своей рабочей силы, так и в условиях повышения своей квалификации, сокращения рабочего дня и т. п. Личная М. з. служит т. о. и формой реализации обществ, потребностей.
Принцип личной М. з. широко используется в процессе строительства социализма и коммунизма, т. к. он остается необходимым на данной ступени историч. развития. Обобщая опыт первых лет революции в России, Ленин сформулировал положение о том, что подвести многомиллионные массы к коммунизму можно «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...» (Соч., т. 33, с. 36).
В условиях строительства социализма и коммунизма принцип личной М. з. приобретает качественно новое содержание. На основе частной собственности личная М. з. лишь в конечном счете приобщает индивида к реализации обществ, закономерностей. Непосредственно же личная М. з. противопоставляет общество и индивида, поскольку он стремится использовать обществ, условия лишь как средство для достижения своих личных целей, напр. обогащения. На базе обществ, социалистич. собственности на средства произ-ва складываются объективные предпосылки для единства личных и обществ, интересов.
Принцип личной М. з. выступает формой выражения отношений сотрудничества и взаимной помощи и способом непосредств. приобщения трудящихся к решению общих задач.
Личная М. з. в процессе социалистич. и коммуни-стич. строительства сочетается с развивающимися моральными стимулами к труду, объективной основой к-рых является обществ, интерес. Обществ, интерес все в большей степени становится непосредств. побудит, мотивом деятельности личности. В условиях социализма большое значение приобретают различные формы коллективной М. з., умелое использование к-рой также служит ускорению темпов развития социалистич. произ-ва. При социализме действует единый для всего общества закон распределения по труду, обеспечивающий М. з. в труде всех членов обще-
ства. Отступления от этого закона в условиях, когда общество еще не имеет достаточно средств для полного удовлетворения всех потребностей, означает нарушение принципа личной М. з., что подрывает у трудящихся стимулы к труду, снижает их творч. активность и тормозит рост производительности труда, социалистич. и коммунистич. строительство. Принципу личной М. з. при социализме противоречит всякая несправедливость в распределении материальных благ: уравниловка, неравная оплата за равный труд, проявления рвачества и т. д. КПСС осудила нарушения принципа личной М. з., имевшие место в период культа Сталина, особенно в колхозах. «...Строительство коммунизма должно опираться на принцип материальной заинтересованности. Оплата по труду в течение предстоящего двадцатилетия останется основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся» (Программа КПСС, 1961, с. 91). Вместо с тем ужо при социализме общество имеет возможность удовлетворять часть потребностей из обществ, фондов, независимо от количества и качества труда; темпы роста обществ, фондов потребления превысят темпы увеличения индивидуальной оплаты по труду. Удельный вес этих фондов к 1980 составит примерно половину всей суммы реальных доходов населения. «Переход к коммунистическому распределению завершится после того, как принцип распределения по труду исчерпает себя до дна, то есть когда наступит изобилие материальных и культурных благ и труд превратится для всех членов общества в первую жизненную потребность» (там же, с. 92).
С полной победой коммунизма, когда на основе изобилия материальных и культурных благ утвердится принцип распределения по потребностям, когда труд станет первой жизненной потребностью человека, принцип личной М. з. сольется с М. з. обществаи люди, осознав это единство, во всей своей деятельности будут непосредственно исходить из обществ, интересов.
Лит.: Маркс К., Дебаты шестого Рейнского ландтага (Статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; его же, К критике гегелевской философии права, там же; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; е г о же, [Капитал], Предисловие к 1-му изд., там же, т. 23; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; е г о ж е, К жилищному вопросу, там же, т. 18;М а р к с К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Л е н и н В. И., Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе), там же; е г о ж е, Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 22 декабря [1920], там же, т. 31; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же, т. 33; его же, Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г., там же; его ж е, О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14—25 февраля 19 56 года. Стенографический отчет, т. 1—2,М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1 —3, М., 1962; Лаптин М. Н., В. И. Ленин о материальных и моральных стимулах к труду, М., 1962. В. Келле, М. Коеалъзон. Москва.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ВАЗА ОБЩЕСТВА — исторически определенная совокупность средств произ-ва, в первую очередь орудий труда, технологич. приемов ' произ-ва и его технич. организации, при помощи к-рых в каждой данной обще-ственно-экономич. формации производятся материальные блага. Учение о М.-т. б. о., ее роли в развитии человеч; общества — составная часть историч. материализма. М.-т. б. о. охватывает созданную человеком вещественную часть производительных сил общества на данной ступени его развития и выражает степень господства людей над силами природы. М.-т. б. о. более узкое понятие, чем производит, силы, поскольку в нее не входит рабочая сила общества. Однако раз-
364 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА
витие М.-т. б. о. происходит в неразрывной связи с самим производителем, что является осн. условием ее функционирования. Между развитием М.-т. б. о. и совершенствованием рабочей силы существует постоянное взаимодействие, формы к-рого меняются в зависимости от конкретпо-историч. условий. По отношению к производственным отношениям М.-т. б. о. является ведущей и в своем развитии наиболее рево-люц. стороной произ-ва. Решающим элементом М.-т. б. о. являются механич. средства труда (орудия труда), «костно-мускульная система производства», определяющая существо технич. прогресса (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 187).
Существует взаимодействие между М.-т. б. о. и наукой. Как определенная сумма знаний наука не входит в М.-т. б. о. Однако М.-т. б. о. включает в себя материальные средства науки, способы ее технологич. применения в процессе произ-ва, ее научно-произ-водств. аппарат (лаборатории, научно-исследоват. центры, экспериментальные цехи, конструкторские бюро). Связь науки с произ-вом возникает на определ. ступени. До появления машинной техники эта связь была весьма отдаленной. Машину же Маркс называл «овеществленной силой знания». Крупное машинное произ-во широко использует науч. достижения в технологич. процессах и в организации труда. В совр. условиях наука все в большей степени определяет успехи произ-ва, его перспективу, превращаясь в не-посредств. производит, силу. Объективная тенденция состоит в органич. соединении науки и произ-ва. Для совр. этапа характерна возрастающая роль химии в развитии М.-т. б. о. Продукты химич. иром-сти дают возможность осуществить качеств, преобразование во всех сферах материального произ-ва, интенсифицировать с. х-во, увеличить выпуск и улучшить качество продуктов произ-ва.
Уровень развития М.-т. б. о. определяется не только характером применяемой техники и технологии произ-ва, но и степенью развития обществ, характера произ-ва, т.е. степенью концентрации средств произ-ва, ступенью развития обществ, разделения труда. Каждый способ произ-ва, возникая при наличии определенных материалыю-технпч. условий, созданных предшествующим способом произ-ва, требует для своего окончат, утверждения создания своей собственной материально-технич. базы. Так, напр., капитализм возник на материально-технич. базе мелкого раздробленного ремесленного произ-ва. Однако на этой стадии капитализм составлял всего лишь уклад в недрах феод, общества. Пром. переворот в Англии (60-е гг. 18 —40-е гг. 19 вв.) привел к тому, что капиталистич. способ произ-ва стал господствующим, произошло реальное подчинение труда капиталу. Крупное машинное произ-во явилось адэкватной материально-технич. базой капитализма.
Материально-технич. база социализма вырастает непосредственно из материально-технич. базы, созданной капитализмом. Однако как бы ни была развита материально-технич. база, достающаяся пролетариату в наследство от капитализма, строительство социализма предполагает создание соответствующей ему материально-технич. базы. Эта задача решается по-разному для различных стран, ставших на путь социалистич. преобразований, в зависимости от уровня их экономич. развития. Особенно большие трудности возникают перед народами тех стран, к-рые переходят к социализму, минуя капиталистич. стадию развития, поскольку у них вообще нет крупного машинного произ-ва; эти трудности разрешаются при поддержке и помощи со стороны стран социализма. Но даже высокоразвитые в экономич. отношении страны стоят перед проблемой всеобщего развития крупного машинного произ-ва, глубокой перестройки
отраслевой структуры нар. х-ва, приспособленной к стихийному капиталистич. рынку и изуродованной благодаря подчинению узкоклассовым целям моно-полистич. буржуазии (гипертрофированное военное произ-во, неравномерность размещения производит, сил, наличие отсталых районов, произ-во предметов роскоши).
М.-т. б. о. в той или иной формации неразрывно связана с господствующими производств, отношениями. Взятая в единстве с последними, М.-т. б. о. обнаруживает существ, особенности в каждой формации. Так, материально-технич. база социализма с материально-технич. т. зр. имеет немало общего с материально-технич. базой капитализма, но новая социальная форма обусловила огромные преимущества материально-технич. базы социализма. Новый способ соединения рабочей силы со средствами произ-ва, принадлежащими самим трудящимся, уничтожил эксплуатацию человека человеком, создал новые материальные и неизвестные прежним формациям моральные стимулы к труду, к повышению его производительности.
Непрерывность роста произ-ва и повышения производительности труда, характеризующие функционирование материально-технич. базы социализма, обусловлены обществ, собственностью на средства произ-ва, планомерным характером развития М.-т. б. о. Социализм создал возможность более полного использования производств, аппарата (отсутствие кризисов, безработицы и т. д.), постоянно высокие темпы роста произ-ва.
Развивая и совершенствуя материально-технич. базу социализма, СССР подошел к созданию материально-технич. базы коммунизма, к-рая вырастает из материально-технич. базы социализма, но вместе с тем представляет собой качественно новую , ступень. В Программе КПСС содержится развернутая характеристика осн. признаков материально-технич. базы коммунизма: полная электрификация страны и совершенствование на этой основе техники, технологии и организации обществ, произ-ва во всех отраслях нар. х-ва, комплексная механизация производств, процессов, все более полная их автоматизация; широкое применение химии в нар. х-ве; всемерное развитие новых, экономически эффективных отраслей произ-ве, новых видов энергии и материалов; всестороннее и рациональное использование природных, материальных и трудовых ресурсов; органич. соединение науки с произ-вом и быстрые темпы научно-технич. прогресса; значит, превосходство над наиболее развитыми капиталистич. странами по производительности труда. Такая материально-технич. база является адекватной для высшей фазы коммунистич. общества. Только на ее основе может быть достигнуто изобилие материальных и духовных благ для всех, превращение труда в первую жизненную потребность, постепенное преобразование социалистич. обществ, отношений в коммунистические, утверждение принципа: от каждого — по способностям, каждому — по потребностям.
«Материально-техническая база будет непрерывно развиваться и совершенствоваться вместе с развитием общества по пути к полной победе коммунизма» (Программа КПСС, 1961, с. 67). Создание материально-технич. базы коммунизма является важнейшим условием успешного решения задачи по воспитанию нового человека. Переход от социализма к коммунизму происходит путем планомерного создания материально-технич. базы коммунизма и перерастания социалистич. обществ, отношений в коммунистические.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Архив, т. 2 [7], М., 1933, с. 89 — 127; М а р к с К., Капитал, т. 1, [М.], 1955, гл.. 13; его же, Из неопубликованных рукописей, «Большевик», 1939, № 11 —12; Ленин В. П., Набросок плана научно-технических работ, Соч., 4 изд., т. 27; е г о же, Очередные задачи Советской власти, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М:, 1961, ч. 2, раз-
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — МАТЕРИЯ 365
дел 1;ХХИ съезд КПСС. Стенографический отчет, т. 1—3,М., 1962; Марксизм-ленинизм о материально-технич. базе коммунизма. Сост. Г. И. Зинченко и М. К. Лаптин, М., 1963; Н о т-к и н'А. И., Материально-производетв. база социализма, М., 1954; Ефимов А. Н., Высшая техника — база совершенствования социалистического производства, М., 1955; Зворыкин А. А., Создание материально-технической базы коммунизма в СССР, М., 1959; его же, Материально-техническая база коммунизма, «Вопр. философии», 1960, .\« 5; К о н ю ш а я Ю. П., Технический прогресс и создание материально-производетв. базы коммунизма, М., 1959; Леонтьев Л. А., Заветная цель близка. О материально-технической базе коммунизма, М., 1960; Б е р р и Л. Я. и Т о л к а ч е в А. С, Материально-техническая база коммунизма, М., 1960; X ейнман С. А., Экономические проблемы организации промышленного производства, М., 1961; X а ч а т у р о в Т. С, Главная экономическая задача советского народа, М., 1962.
В. Черповец. Москва.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ— см. Общественные и личные интересы, Материальная заинтересованность.
МАТЕРИЯ(лат. materia—вещество). «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 117).
Попытки дать определение М. в домарксистской философии исходили из необходимости решения проблемы объективной, всеобщей основы, субстанции отд. бесконечно многообразных предметов окружающего нас мира, природы. При этом для материалистов бесспорным было, что эта основа первична по отношению к мыслит., логич. «соединению» предметов в понятиях. Иными словами, определение М. прямо связано с решением основного вопроса философии и поэтому всегда имеет полемич. партийное острие.
В древней философии (Древние Индия, Китай, Греция) в основе определения М. лежало понятие материала (первоматерии), из к-рого «вылеплены» все вещи. В античной философии первые попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного отождествления М. с водой (Фалес) или воздухом (Анакси-мен). Анаксимандр понял, что нельзя одно из существующих веществ принять за М. как таковую. Он перенес бытие первовещества в бесконечное прошлое, выделив гипотетическое, логически первоначальное вещество (апейрон) с единств, качеством — быть пер-вовеществом. Гераклит избрал первовеществом огонь и как материал, и как силу, источник непрерывного изменения. Диалектич. натурфилософия Гераклита была одной из первых форм решения проблемы единства М. и как «материала» и как источника движения. Демокрит разрешал трудности проблемы единства М. и движения, сформулированные элеатами (в первую очередь Парменидом), в своей системе атомизма. Существуют, по Демокриту, два вида М.—атомы и пустота. Дтомы — материал тел, пустота — пространство для движения тел. При помощи атомистич. гипотезы объясняется возможность «построения» бесконечно многообразных сочетаний из первоначальных однокачеств. элементов. Однако решение Демокрита раскрывало лишь возможность предметного многообразия, составленного из неделимых, тождеств, атомов. Вопрос о действит. превращении вещей, о динамич. стимуле, двигателе этих бесчисленных сочетаний оставался открытым. Самопроизвольное движение Эпикура, хотя и включало активность в характеристику атома, но не могло объяснить качественное богатство «образов», видов вещей, «вылепленных» из единого материала.
Согласно Аристотелю, М.— это только всеобщая возможность предметного многообразия. Действительность веществ, многообразия, его стимул и цель— это форма, как самодовлеющее активное начало. Иными словами, идеальный (в конечном счете познават.)
образ, проект вещи оказался целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар — демиург, бог. Сформулированный Аристотелем дуализм М. как пассивного, страдат. начала и духа как начала активности, творчества надолго определил решение проблемы М. в философии. Эпикуреизм был последней в античности филос. системой последоват. материализма. В ср. века аристотелевская дуалистич. концепция, преобразованная сообразно монотеистич. религ. учениям христианства и мусульманства, заняла господств, положение. Лишь в филос. системах Аверроэса (см. Ибн Рошд) и Иоанна Дунса Скота предпринимались попытки представить активное начало — мысль — имманентным М.
В механистич. материализме нового времени в основе определения М. лежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. В субстанциальный, материальный фундамент вещей входит ряд механич. свойств: протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение и т. д. Эти свойства не есть для механич. материализма 17 в. умозрит. допущения, но определяются строго геометрически и физически. Однако остается проблема, что является субстратом, носителем этих всеобщих свойств. Чаще всего таким носителем признаются неделимые атомы.
Декарт в своей теории субстанций снимает вопрос о носителе первичных свойств, вообще отождествляя М. с единственным ее свойством — протяженностью. «...Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно — вещь твёрдая, весомая, окрашенная или каким-либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что оно есть — субстанция протяжённая в длину, ширину и глубину» (Избр. произв., М., 1950, с. 446).
И для антич. материалистов, и для механистов поиски материального субстрата всех конкретных предметов характеризуются тремя общими чертами.Во-первых, М. противопоставляется отд. вещам, как нечто неизменное — изменчивому. Во-вторых, в основе определения лежит критерий объективности: первичны, определяют М. те свойства, признаки, к-рые лежат вне нас, существуют независимо от нас. В-третьих, материальная субстанция обнаруживается путем нахождения общего первовещества или общего перво-признака, одинакового для всех отд. материальных предметов. В результате такого «выделения» материальной основы внутри каждого предмета он распадается на две «половины» (М. и форма; первичные и вторичные качества); но эти выделенные анализом «половины» уже не могут объяснить единый конкретный предмет. Все философы-механисты 16—17 вв. ставили перед собой неразрешимую, по сути дела, проблему — дать определение объективной основы материальных предметов вне отношения к сознанию, путем отсечения первичных свойств, к-рые существуют в предмете якобы скрыто, от вторичных качеств, воспринимаемых в наших ощущениях. У всех сенсуалистич. материалистов 16—17 вв. М. сводится к совокупности свойств, объект этих свойств растворяется в предикатах. Здесь таилась опасность берклеанского решения вопроса.
В философии Вруно и далее Спинозы выступает новое определение М. Как субстанция М.— это мир в целом (по отношению к отд. предмету), т. е. М. равна природе. «...Сущность вселенной едина в бесконечном и в любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому вселенная и любая её часть фактически едины в отношении субстанции» (Бруно Д., Диалоги, М., 1949, с. 280). Спиноза вообще избегает термина «мате-
366 МАТЕРИЯ
рия», предпочитая понятие «субстанция». Понимание Спинозы было важнейшим этапом в домарксовском осмыслении категории М. В концепции Бруно — Спинозы возникает след. антиномия. Все вещи определены к действию внешней причиной, и только Природа как целое — причина самой себя, causa sui (см. Этика, 1, теорема 28). Лишь в познании своей бесконечной природы, в познании себя, как части целого, вещь может обрести свободу. Движение низводится до степени бесконечного модуса; единичное, особенное оказываются конечными модусами субстанции. Т. о., и в этой концепции единство не объясняет, а снимает многообразие.
Гольбах и Дидро пытались связать концепции «материи — природы» и «материи — совокупности меха-нич. свойств». Для Гольбаха единая, бесконечная природа Вселенной выступает в отд. предмете как его особая природа — сгусток механич. качеств протяжения, подвижности, делимости, твердости, тяжести, силы инерции и т. д. (см. П. Гольбах,Система природы, М., 1940, с. 25). При этом Гольбах и Дидро обнаруживают понимание важнейшего недостатка всех пред-шеств. определений М. Материя — это как раз то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения. Гольбах не отказывается от мысли Спинозы—Бруно (субстанция — природа), он реформирует идеи механистов (М.— система механич. свойств) и нащупывает гносеологич. аспект определения М. Но его понимание М. еще не дает диалек-тич. науч. определения.
Для Дидро, как затем и для Фейербаха, становится вполне ясным, что коль скоро нельзя все свойства М. свести к механическим, а все формы движения — к механич. движению, значит, понятие М.— это абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности законов их развития. Но тогда невольно встает вопрос: что первоначально — единство в мысли (чистое бытие абс. идеи) или материальное единство предметов?
Признание М. за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально-общее в вещах — это лишь одна сторона определения М. Абсолютизировать эту сторону — означает отождествить абстрактное понятие о М. с самой материальной действительностью (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 203). Все эти трудности нельзя было разрешить, не соединив объек-тивно-диалектич. и теоретико-познават. определения понятия М. Др. словами, филос. понятие М. может быть определено только в пределах основного вопроса философии. В марксистской философии вообще, в определении понятия М. в'частности не существует особой онтологич. и особой гносеологич. задач филос. исследования. Ленинское определение М. по своей форме имеет теоретико-познавательный, по своему содержанию — объективно-диалектич. характер. Это не закрытая, законченная дефиниция (в формальноло-гич. смысле), а открытое диалектич. определение и самого предмета, и законов его изменения и познания. М. можно определить лишь по отношению к чему-то нематериальному (хотя бы в относит, смысле). Единственным относительно отличным от М. качеством является сознание. Отражаясь в сознании, предмет существует дважды: как объективный предмет мысли и как мысль о предмете. В рамках основного вопроса философии М. и сознание могут выступать только как предельно-широкие понятия (см. В.И.Ленин, Соч., т. 14, с. 133). При всем том эти предельно широкие понятия являются категориями диалектики, выступая как противоположности. Объективным содержанием филос. понятия М. является не «общий признак» существования вне сознания, а сложный, противоречивый процесс определения сознания бытием