Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 4 страница




Как изучать книгу В. И. Ленина «М. и э.», М., 1961; Классич. произв. марксизма, Запорожье, 1959; Книга В. И. Ленина «М. и э.» — важнейший этап в развитии марксистской фило­софии. [Сб. ст.], М., 1959; Куражковская Е. А., «М. и э.» и борьба против ревизионизма и идеализма в есте­ствознании, «Вест. Моск. ун-та». Серия биологии, почвове­дения, геологии, географии, 1959, Jsfi 2; В. И. Ленин и нек-рые вопросы теории познания. [Сб.ст.], Г.,1959; С и м у ш П. И., Нек-рые вопросы диалектики в труде В. И. Ленина «М. и э.», «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1959, 3; М а л ь ц е в В. И., Вопросы диалектич. логики в кни­ге В. И. Ленина «М. и э.», там же, №4;Мисабишви-л и Ш. В., Выдающееся филос. произведение В. И. Лени­на, Сухуми, 1959; М и т и н М. Б., Великое идейное оружие познания и преобразования мира, в кн.: Филос. проблемы совр. естествознания, М., 1959; О книге В. И. Ленина «М. и э.», [М.], 1959; Окулов А. Ф., Мшвениерадзе В. В.) Великое филос. произ. творч. марксизма, М., 1959; Пав­лов Л, С, Книга В. И. Ленина «М. и э.» — образец творч. развития марксистской философии, Л., 1959; Панцхава И. Д., Значение книги В. И. Ленина «М. и э.» в борьбе с буря!, идеологией, М., 1959; Р у т к е в и ч М. Н., Развитие В. И. Лениным диалектич.материализма в труде «М. и э.», Свердл., 1959; Симонян Е., О работе В. И. Ленина «М. и э.», М.| 1959; Великое произведение марксистской философии. Сб. ст., Новосиб., 1960; Вислобоков А. Д. иПер-ф и л ь е в В. В., Книга В. И. Ленина «М. и э.» и совр. физика, Иркутск, 1960; Гречанов А. Д. иМеле-щ е н к о Ю. С, Значение работы В. И. Ленина «М. и э.» для критики совр. бурж. философии, Л., 1960; 3 а л м а-и о в и ч А. В., Против ревизионизма в философии. О зна­чении труда В. И. Ленина «М. и э.» для борьбы с совр. фи­лос. ревизионистами, Тула, 1960; Кессиди Ф. х., Нек-рые вопросыисторич. материализма в книге В.И.Ленина «М. и э.», в кн.: Сб. науч. работ Моск. кооп. ин-та Центро­союза, вып. 2, М., 1960; Левин Г. А., Вопросы теории познания в произведении В. И. Ленина «М. и э.», Минск 1960; Макаров М., Значение книги В. И. Ленина «М. и э.» для борьбы против телеологии, в сб.: Уч. зап. Тар­туского гос. ун-та, вып. 89, Тарту, 1960; Минц 3., Второе издание книги В. И. Ленина «М. и э.» и борьба за развитие сов. эстетики и лит-ры в первые годы Сов. власти, там же; Нек-рые вопросы ленинского филос. наследства, Томск! 1959; Росенко М. Н., Книга В. И. Ленина «М. и э.» — могучее оружие в борьбе против бурж. философии и реви­зионизма, Л., 1960; С а н к и н Д. Н., Ленинское учение о развитии естествознания и его значение для совр. науки в сб.: Уч. зап. Куйбышевского гос. пед. ин-та им. В. В. Куй­бышева. Философия, вып. 33, Куйбышев,1960; Смирнов Л. В., Книга В. И. Ленина «М. и э.» и совр. физика, в сб.: Зап. Ленингр. горного ин-та им. Г. В. Плеханова, т. 38, вып. 3, Л., 1960; Вопросы методики преподавания и изучения книги В. И. Ленина «М. иэ.». Сб.ст.,М.,1961;ГермановГ.Г. О произведении В. И. Ленина «М. и э.», Тирасполь, 1962; Е р и ч е в Л. И., Применение В. И. Лениным в книге «М. и э.» диалектич. логики к определению осн. категорий материалистич. философии, в сб.: Науч. зап. кафедры об­ществ, наук Ленингр. инж.-строит. ин-та, вып. 3, Л., 1962; Бочкарев Н. И., Как изучать книгу В. И. Ленина «М. и э.», Львов, 1963; Иванов Е. А. [и др.], О книге В. И. Ленина «М. и а.», [М.], 1963; Ш а л и н М. А., О мето­де ленинской критики идеализма и филос. ревизионизма. По произведению «М. и э.», Каз., 1963; Philosophie im Klas-senkampf. Funfzig Jahre W. I. Lenin: Materialismus una Em-piriokritizismus, В., 1959; 50 de ani de la aparitia operei lui V. I. Lenin «Materialism si empiriocriticism», Buc, 1960; Zur aktuellen Bedeutung von Lenins Werk «Materialismus und Empiriokritizismus», В., 1960.

Библиография: Примаковский А. П., Труд В. И. Ленина «М. и э.» на языках народов мира, в кн.: Вели­кое произведение воинствующего материализма, М., 1959.

А. Примаковский. Москва. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ1)общественная — объективно обусловлен­ный интерес коллектива, класса, общества в сохра­нении или изменении условий производства, в реали­зации назревших обществ, потребностей; 2) личная— объективно обусловленный интерес, проявляющийся в стремлениях и действиях индивидов, направленных на получение материальных благ, необходимых для удовлетворения их жизненных потребностей. М. з. отд. личности выступает непосредств. побудит, мо­тивом повседневной человеч. деятельности. Основой личной М. з. являются в конечном счете потребности человека в пище, одежде, жилье и т. п. материальных, а затем и духовных благах.Удовлетворение осн. чело­веч. потребностей происходит всегда на базе определ. произ-ва и опосредуется местом человека в системе данных производств, отношений. Напр., М. з. рабочего, противостоящая М. з. капиталиста в прибыли, есть выражение их обществ, природы, определяемой ме-


МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ВАЗА ОБЩЕСТВА 303


«том, к-рое они занимают в системе капиталистич. производства. Личная М. з. проявляется в истории также как способ приобщения индивида к процессу обществ, произ-ва и решению порождаемых его раз­витием социальных задач. В различных общественпо-экономич. формациях М. з. имеет определ. конкрет-но-историч. содержание.

При первобытнообщинном строе М. з. индивида еще не отделилась от общих интересов рода, племени. Личная М. з. выделяется из общей коллективной в пе­риод возникновения частной собственности и связана с классовой принадлежностью индивида. Представи­тели господствующих эксплуататорских классов за­интересованы в личном обогащении, в сохранении и укреплении отношений эксплуатации и т. д. Дея­тельность трудящихся, развитие произ-ва они рассмат­ривают как средство для реализации личных целей. Но деятельность представителей эксплуататорских классов, стимулируемая эгоистич. М. з., включается в историч. процесс, направление и результаты к-рого определяются объективными законами обществ, раз­вития. В общем тот способ произ-ва и распределения материальных благ является более прогрессивным, к-рый обеспечивает большую М. з. в труде у трудя­щихся и тем самым способствует дальнейшему разви­тию производит, сил. Раба, материально не заинтере­сованного в труде и работавшего из-под палки, заме­няет феод, крестьянин, у к-рого имелась семья, свое хозяйство и, следовательно, личная М. з. в труде. Последнего сменяет формально свободный наемный ра­бочий капиталистич. общества, заинтересованный как в условиях продажи своей рабочей силы, так и в условиях повышения своей квалификации, сокраще­ния рабочего дня и т. п. Личная М. з. служит т. о. и формой реализации обществ, потребностей.

Принцип личной М. з. широко используется в про­цессе строительства социализма и коммунизма, т. к. он остается необходимым на данной ступени историч. развития. Обобщая опыт первых лет революции в Рос­сии, Ленин сформулировал положение о том, что под­вести многомиллионные массы к коммунизму можно «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на лич­ном интересе, на личной заинтересованности, на хо­зяйственном расчете...» (Соч., т. 33, с. 36).

В условиях строительства социализма и комму­низма принцип личной М. з. приобретает качественно новое содержание. На основе частной собственности личная М. з. лишь в конечном счете приобщает инди­вида к реализации обществ, закономерностей. Непо­средственно же личная М. з. противопоставляет обще­ство и индивида, поскольку он стремится использо­вать обществ, условия лишь как средство для дости­жения своих личных целей, напр. обогащения. На базе обществ, социалистич. собственности на средства произ-ва складываются объективные предпосылки для единства личных и обществ, интересов.

Принцип личной М. з. выступает формой выражения отношений сотрудничества и взаимной помощи и спо­собом непосредств. приобщения трудящихся к реше­нию общих задач.

Личная М. з. в процессе социалистич. и коммуни-стич. строительства сочетается с развивающимися моральными стимулами к труду, объективной основой к-рых является обществ, интерес. Обществ, интерес все в большей степени становится непосредств. побу­дит, мотивом деятельности личности. В условиях со­циализма большое значение приобретают различные формы коллективной М. з., умелое использование к-рой также служит ускорению темпов развития социалистич. произ-ва. При социализме действует единый для всего общества закон распределения по труду, обеспечивающий М. з. в труде всех членов обще-


ства. Отступления от этого закона в условиях, когда общество еще не имеет достаточно средств для полного удовлетворения всех потребностей, означает наруше­ние принципа личной М. з., что подрывает у трудящих­ся стимулы к труду, снижает их творч. активность и тормозит рост производительности труда, социали­стич. и коммунистич. строительство. Принципу личной М. з. при социализме противоречит всякая несправед­ливость в распределении материальных благ: уравни­ловка, неравная оплата за равный труд, проявления рвачества и т. д. КПСС осудила нарушения принципа личной М. з., имевшие место в период культа Сталина, особенно в колхозах. «...Строительство коммунизма должно опираться на принцип материальной заинте­ресованности. Оплата по труду в течение предстоящего двадцатилетия останется основным источником удов­летворения материальных и культурных потребностей трудящихся» (Программа КПСС, 1961, с. 91). Вместо с тем ужо при социализме общество имеет возможность удовлетворять часть потребностей из обществ, фондов, независимо от количества и качества труда; темпы роста обществ, фондов потребления превысят темпы увеличения индивидуальной оплаты по труду. Удель­ный вес этих фондов к 1980 составит примерно поло­вину всей суммы реальных доходов населения. «Пере­ход к коммунистическому распределению завершится после того, как принцип распределения по труду исчерпает себя до дна, то есть когда наступит изо­билие материальных и культурных благ и труд превратится для всех членов общества в первую жизненную потребность» (там же, с. 92).

С полной победой коммунизма, когда на основе изо­билия материальных и культурных благ утвердится принцип распределения по потребностям, когда труд станет первой жизненной потребностью человека, принцип личной М. з. сольется с М. з. обществаи люди, осознав это единство, во всей своей деятельности бу­дут непосредственно исходить из обществ, интересов.

Лит.: Маркс К., Дебаты шестого Рейнского ланд­тага (Статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; его же, К критике гегелевской философии права, там же; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; е г о же, [Капитал], Предисловие к 1-му изд., там же, т. 23; Эн­гельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; е г о ж е, К жилищному вопросу, там же, т. 18;М а р к с К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Л е н и н В. И., Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в бур­жуазной литературе), там же; е г о ж е, Доклад о деятель­ности Совета Народных Комиссаров 22 декабря [1920], там же, т. 31; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же, т. 33; его же, Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Доклад на II Всероссий­ском съезде политпросветов 17 октября 1921 г., там же; его ж е, О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; XX съезд Коммунистической пар­тии Советского Союза 14—25 февраля 19 56 года. Стеногра­фический отчет, т. 1—2,М., 1956; XXII съезд Коммунисти­ческой партии Советского Союза 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1 —3, М., 1962; Лаптин М. Н., В. И. Ленин о материальных и моральных стиму­лах к труду, М., 1962. В. Келле, М. Коеалъзон. Москва.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ВАЗА ОБЩЕ­СТВА — исторически определенная совокупность средств произ-ва, в первую очередь орудий труда, технологич. приемов ' произ-ва и его технич. орга­низации, при помощи к-рых в каждой данной обще-ственно-экономич. формации производятся материаль­ные блага. Учение о М.-т. б. о., ее роли в развитии человеч; общества — составная часть историч. мате­риализма. М.-т. б. о. охватывает созданную человеком вещественную часть производительных сил общества на данной ступени его развития и выражает степень господства людей над силами природы. М.-т. б. о. более узкое понятие, чем производит, силы, поскольку в нее не входит рабочая сила общества. Однако раз-


364 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА


витие М.-т. б. о. происходит в неразрывной связи с самим производителем, что является осн. условием ее функционирования. Между развитием М.-т. б. о. и совершенствованием рабочей силы существует по­стоянное взаимодействие, формы к-рого меняются в зависимости от конкретпо-историч. условий. По отно­шению к производственным отношениям М.-т. б. о. является ведущей и в своем развитии наиболее рево-люц. стороной произ-ва. Решающим элементом М.-т. б. о. являются механич. средства труда (орудия тру­да), «костно-мускульная система производства», опре­деляющая существо технич. прогресса (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 187).

Существует взаимодействие между М.-т. б. о. и нау­кой. Как определенная сумма знаний наука не вхо­дит в М.-т. б. о. Однако М.-т. б. о. включает в себя материальные средства науки, способы ее технологич. применения в процессе произ-ва, ее научно-произ-водств. аппарат (лаборатории, научно-исследоват. центры, экспериментальные цехи, конструкторские бюро). Связь науки с произ-вом возникает на определ. ступени. До появления машинной техники эта связь была весьма отдаленной. Машину же Маркс называл «овеществленной силой знания». Крупное машинное произ-во широко использует науч. достижения в тех­нологич. процессах и в организации труда. В совр. условиях наука все в большей степени определяет успехи произ-ва, его перспективу, превращаясь в не-посредств. производит, силу. Объективная тенденция состоит в органич. соединении науки и произ-ва. Для совр. этапа характерна возрастающая роль химии в развитии М.-т. б. о. Продукты химич. иром-сти дают возможность осуществить качеств, преобразование во всех сферах материального произ-ва, интенсифици­ровать с. х-во, увеличить выпуск и улучшить ка­чество продуктов произ-ва.

Уровень развития М.-т. б. о. определяется не толь­ко характером применяемой техники и технологии произ-ва, но и степенью развития обществ, характера произ-ва, т.е. степенью концентрации средств произ-ва, ступенью развития обществ, разделения труда. Каждый способ произ-ва, возникая при наличии опре­деленных материалыю-технпч. условий, созданных предшествующим способом произ-ва, требует для сво­его окончат, утверждения создания своей собственной материально-технич. базы. Так, напр., капитализм возник на материально-технич. базе мелкого раздроб­ленного ремесленного произ-ва. Однако на этой ста­дии капитализм составлял всего лишь уклад в недрах феод, общества. Пром. переворот в Англии (60-е гг. 18 —40-е гг. 19 вв.) привел к тому, что капиталистич. способ произ-ва стал господствующим, произошло реальное подчинение труда капиталу. Крупное машин­ное произ-во явилось адэкватной материально-технич. базой капитализма.

Материально-технич. база социализма вырастает непосредственно из материально-технич. базы, соз­данной капитализмом. Однако как бы ни была развита материально-технич. база, достающаяся пролетариату в наследство от капитализма, строительство социа­лизма предполагает создание соответствующей ему материально-технич. базы. Эта задача решается по-разному для различных стран, ставших на путь социалистич. преобразований, в зависимости от уров­ня их экономич. развития. Особенно большие трудно­сти возникают перед народами тех стран, к-рые переходят к социализму, минуя капиталистич. стадию развития, поскольку у них вообще нет крупного машинного произ-ва; эти трудности разрешаются при поддержке и помощи со стороны стран социализма. Но даже высокоразвитые в экономич. отношении страны стоят перед проблемой всеобщего развития крупного машинного произ-ва, глубокой перестройки


отраслевой структуры нар. х-ва, приспособленной к стихийному капиталистич. рынку и изуродованной благодаря подчинению узкоклассовым целям моно-полистич. буржуазии (гипертрофированное военное произ-во, неравномерность размещения производит, сил, наличие отсталых районов, произ-во предметов роскоши).

М.-т. б. о. в той или иной формации неразрывно связана с господствующими производств, отношения­ми. Взятая в единстве с последними, М.-т. б. о. обна­руживает существ, особенности в каждой формации. Так, материально-технич. база социализма с матери­ально-технич. т. зр. имеет немало общего с материаль­но-технич. базой капитализма, но новая социальная форма обусловила огромные преимущества материаль­но-технич. базы социализма. Новый способ соедине­ния рабочей силы со средствами произ-ва, принадле­жащими самим трудящимся, уничтожил эксплуата­цию человека человеком, создал новые материальные и неизвестные прежним формациям моральные сти­мулы к труду, к повышению его производительности.

Непрерывность роста произ-ва и повышения произ­водительности труда, характеризующие функциони­рование материально-технич. базы социализма, обус­ловлены обществ, собственностью на средства произ-ва, планомерным характером развития М.-т. б. о. Социализм создал возможность более полного исполь­зования производств, аппарата (отсутствие кризисов, безработицы и т. д.), постоянно высокие темпы роста произ-ва.

Развивая и совершенствуя материально-технич. ба­зу социализма, СССР подошел к созданию материаль­но-технич. базы коммунизма, к-рая вырастает из ма­териально-технич. базы социализма, но вместе с тем представляет собой качественно новую , ступень. В Программе КПСС содержится развернутая характе­ристика осн. признаков материально-технич. базы коммунизма: полная электрификация страны и совер­шенствование на этой основе техники, технологии и организации обществ, произ-ва во всех отраслях нар. х-ва, комплексная механизация производств, про­цессов, все более полная их автоматизация; широкое применение химии в нар. х-ве; всемерное развитие новых, экономически эффективных отраслей произ-ве, новых видов энергии и материалов; всестороннее и рациональное использование природных, материаль­ных и трудовых ресурсов; органич. соединение науки с произ-вом и быстрые темпы научно-технич. прогрес­са; значит, превосходство над наиболее развитыми капиталистич. странами по производительности труда. Такая материально-технич. база является адекватной для высшей фазы коммунистич. общества. Только на ее основе может быть достигнуто изобилие мате­риальных и духовных благ для всех, превращение труда в первую жизненную потребность, постепенное преобразование социалистич. обществ, отношений в коммунистические, утверждение принципа: от каж­дого — по способностям, каждому — по потребностям.

«Материально-техническая база будет непрерывно развиваться и совершенствоваться вместе с развити­ем общества по пути к полной победе коммунизма» (Программа КПСС, 1961, с. 67). Создание материально-технич. базы коммунизма является важнейшим усло­вием успешного решения задачи по воспитанию но­вого человека. Переход от социализма к коммунизму происходит путем планомерного создания материаль­но-технич. базы коммунизма и перерастания социа­листич. обществ, отношений в коммунистические.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Архив, т. 2 [7], М., 1933, с. 89 — 127; М а р к с К., Капитал, т. 1, [М.], 1955, гл.. 13; его же, Из неопубликованных рукописей, «Боль­шевик», 1939, № 11 —12; Ленин В. П., Набросок плана научно-технических работ, Соч., 4 изд., т. 27; е г о же, Очередные задачи Советской власти, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М:, 1961, ч. 2, раз-


МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ — МАТЕРИЯ 365


дел 1;ХХИ съезд КПСС. Стенографический отчет, т. 1—3,М., 1962; Марксизм-ленинизм о материально-технич. базе комму­низма. Сост. Г. И. Зинченко и М. К. Лаптин, М., 1963; Н о т-к и н'А. И., Материально-производетв. база социализма, М., 1954; Ефимов А. Н., Высшая техника — база совер­шенствования социалистического производства, М., 1955; Зворыкин А. А., Создание материально-технической базы коммунизма в СССР, М., 1959; его же, Материально-техническая база коммунизма, «Вопр. философии», 1960, .\« 5; К о н ю ш а я Ю. П., Технический прогресс и созда­ние материально-производетв. базы коммунизма, М., 1959; Леонтьев Л. А., Заветная цель близка. О матери­ально-технической базе коммунизма, М., 1960; Б е р р и Л. Я. и Т о л к а ч е в А. С, Материально-техническая база коммунизма, М., 1960; X ейнман С. А., Экономи­ческие проблемы организации промышленного производ­ства, М., 1961; X а ч а т у р о в Т. С, Главная экономи­ческая задача советского народа, М., 1962.

В. Черповец. Москва.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ— см. Общест­венные и личные интересы, Материальная заинтере­сованность.

МАТЕРИЯ(лат. materia—вещество). «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображает­ся нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 117).

Попытки дать определение М. в домарксистской фи­лософии исходили из необходимости решения проб­лемы объективной, всеобщей основы, субстанции отд. бесконечно многообразных предметов окружаю­щего нас мира, природы. При этом для материалистов бесспорным было, что эта основа первична по отноше­нию к мыслит., логич. «соединению» предметов в по­нятиях. Иными словами, определение М. прямо свя­зано с решением основного вопроса философии и поэтому всегда имеет полемич. партийное острие.

В древней философии (Древние Индия, Китай, Гре­ция) в основе определения М. лежало понятие матери­ала (первоматерии), из к-рого «вылеплены» все вещи. В античной философии первые попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного отож­дествления М. с водой (Фалес) или воздухом (Анакси-мен). Анаксимандр понял, что нельзя одно из сущест­вующих веществ принять за М. как таковую. Он перенес бытие первовещества в бесконечное прошлое, выделив гипотетическое, логически первоначальное вещество (апейрон) с единств, качеством — быть пер-вовеществом. Гераклит избрал первовеществом огонь и как материал, и как силу, источник непрерывного изменения. Диалектич. натурфилософия Гераклита была одной из первых форм решения проблемы един­ства М. и как «материала» и как источника движения. Демокрит разрешал трудности проблемы единства М. и движения, сформулированные элеатами (в первую очередь Парменидом), в своей системе атомизма. Су­ществуют, по Демокриту, два вида М.—атомы и пустота. Дтомы — материал тел, пустота — пространство для движения тел. При помощи атомистич. гипотезы объ­ясняется возможность «построения» бесконечно мно­гообразных сочетаний из первоначальных однокачеств. элементов. Однако решение Демокрита раскры­вало лишь возможность предметного многообразия, составленного из неделимых, тождеств, атомов. Воп­рос о действит. превращении вещей, о динамич. сти­муле, двигателе этих бесчисленных сочетаний оста­вался открытым. Самопроизвольное движение Эпику­ра, хотя и включало активность в характеристику атома, но не могло объяснить качественное богатство «образов», видов вещей, «вылепленных» из единого материала.

Согласно Аристотелю, М.— это только всеобщая возможность предметного многообразия. Действи­тельность веществ, многообразия, его стимул и цель— это форма, как самодовлеющее активное начало. Ины­ми словами, идеальный (в конечном счете познават.)


образ, проект вещи оказался целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, станов­ления вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар — демиург, бог. Сформулированный Аристотелем дуализм М. как пас­сивного, страдат. начала и духа как начала активно­сти, творчества надолго определил решение пробле­мы М. в философии. Эпикуреизм был последней в ан­тичности филос. системой последоват. материализма. В ср. века аристотелевская дуалистич. концепция, преобразованная сообразно монотеистич. религ. уче­ниям христианства и мусульманства, заняла господств, положение. Лишь в филос. системах Аверроэса (см. Ибн Рошд) и Иоанна Дунса Скота предприни­мались попытки представить активное начало — мысль — имманентным М.

В механистич. материализме нового времени в ос­нове определения М. лежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. В суб­станциальный, материальный фундамент вещей входит ряд механич. свойств: протяженность, непроницае­мость, фигура, тяжесть, перемещение и т. д. Эти свойства не есть для механич. материализма 17 в. умозрит. допущения, но определяются строго геомет­рически и физически. Однако остается проблема, что является субстратом, носителем этих всеобщих свойств. Чаще всего таким носителем признаются недели­мые атомы.

Декарт в своей теории субстанций снимает вопрос о носителе первичных свойств, вообще отождествляя М. с единственным ее свойством — протяженностью. «...Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно — вещь твёрдая, весомая, окрашенная или каким-либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что оно есть — субстанция протяжённая в длину, ширину и глубину» (Избр. произв., М., 1950, с. 446).

И для антич. материалистов, и для механистов по­иски материального субстрата всех конкретных пред­метов характеризуются тремя общими чертами.Во-пер­вых, М. противопоставляется отд. вещам, как нечто неизменное — изменчивому. Во-вторых, в основе определения лежит критерий объективности: первич­ны, определяют М. те свойства, признаки, к-рые лежат вне нас, существуют независимо от нас. В-третьих, материальная субстанция обнаруживается путем на­хождения общего первовещества или общего перво-признака, одинакового для всех отд. материальных предметов. В результате такого «выделения» мате­риальной основы внутри каждого предмета он распа­дается на две «половины» (М. и форма; первичные и вто­ричные качества); но эти выделенные анализом «поло­вины» уже не могут объяснить единый конкретный предмет. Все философы-механисты 16—17 вв. ставили перед собой неразрешимую, по сути дела, проблему — дать определение объективной основы материальных предметов вне отношения к сознанию, путем отсече­ния первичных свойств, к-рые существуют в предмете якобы скрыто, от вторичных качеств, воспринимае­мых в наших ощущениях. У всех сенсуалистич. материалистов 16—17 вв. М. сводится к совокупности свойств, объект этих свойств растворяется в предика­тах. Здесь таилась опасность берклеанского решения вопроса.

В философии Вруно и далее Спинозы выступает новое определение М. Как субстанция М.— это мир в целом (по отношению к отд. предмету), т. е. М. равна природе. «...Сущность вселенной едина в бесконечном и в любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому вселенная и любая её часть фактически едины в отно­шении субстанции» (Бруно Д., Диалоги, М., 1949, с. 280). Спиноза вообще избегает термина «мате-


366 МАТЕРИЯ


рия», предпочитая понятие «субстанция». Понимание Спинозы было важнейшим этапом в домарксовском осмыслении категории М. В концепции Бруно — Спи­нозы возникает след. антиномия. Все вещи определе­ны к действию внешней причиной, и только Природа как целое — причина самой себя, causa sui (см. Этика, 1, теорема 28). Лишь в познании своей бесконечной природы, в познании себя, как части целого, вещь может обрести свободу. Движение низводится до сте­пени бесконечного модуса; единичное, особенное ока­зываются конечными модусами субстанции. Т. о., и в этой концепции единство не объясняет, а снимает многообразие.

Гольбах и Дидро пытались связать концепции «ма­терии — природы» и «материи — совокупности меха-нич. свойств». Для Гольбаха единая, бесконечная природа Вселенной выступает в отд. предмете как его особая природа — сгусток механич. качеств протяже­ния, подвижности, делимости, твердости, тяжести, силы инерции и т. д. (см. П. Гольбах,Система природы, М., 1940, с. 25). При этом Гольбах и Дидро обнаружи­вают понимание важнейшего недостатка всех пред-шеств. определений М. Материя — это как раз то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения. Гольбах не отказывается от мысли Спинозы—Бруно (субстанция — природа), он реформирует идеи механистов (М.— система меха­нич. свойств) и нащупывает гносеологич. аспект опре­деления М. Но его понимание М. еще не дает диалек-тич. науч. определения.

Для Дидро, как затем и для Фейербаха, становится вполне ясным, что коль скоро нельзя все свойства М. свести к механическим, а все формы движения — к ме­ханич. движению, значит, понятие М.— это абстракт­ная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или все­общие особенности законов их развития. Но тогда невольно встает вопрос: что первоначально — един­ство в мысли (чистое бытие абс. идеи) или материальное единство предметов?

Признание М. за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально-общее в вещах — это лишь одна сторона определения М. Абсолютизировать эту сторо­ну — означает отождествить абстрактное понятие о М. с самой материальной действительностью (см. Ф. Эн­гельс, Диалектика природы, 1955, с. 203). Все эти трудности нельзя было разрешить, не соединив объек-тивно-диалектич. и теоретико-познават. определения понятия М. Др. словами, филос. понятие М. может быть определено только в пределах основного вопроса философии. В марксистской философии вообще, в оп­ределении понятия М. в'частности не существует осо­бой онтологич. и особой гносеологич. задач филос. исследования. Ленинское определение М. по своей форме имеет теоретико-познавательный, по своему содержанию — объективно-диалектич. характер. Это не закрытая, законченная дефиниция (в формальноло-гич. смысле), а открытое диалектич. определение и самого предмета, и законов его изменения и позна­ния. М. можно определить лишь по отношению к чему-то нематериальному (хотя бы в относит, смысле). Единственным относительно отличным от М. каче­ством является сознание. Отражаясь в сознании, пред­мет существует дважды: как объективный предмет мысли и как мысль о предмете. В рамках основного вопроса философии М. и сознание могут выступать только как предельно-широкие понятия (см. В.И.Ле­нин, Соч., т. 14, с. 133). При всем том эти предельно широкие понятия являются категориями диалектики, выступая как противоположности. Объективным со­держанием филос. понятия М. является не «общий при­знак» существования вне сознания, а сложный, про­тиворечивый процесс определения сознания бытием

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.