Вероятность заключений по методам 1—5 может быть различной. Наибольшей вероятностью,— во многих случаях практически приближающейся к достоверности, — обладают заключения по методу 2. Этот метод является в основном методом эксперимента, и это обусловливает его особую ценность. Применяя метод 2, исследователь вводит или исключает нек-рые обстоятельства и наблюдает за изменением ситуации. Метод 1 носит более пассивный характер: это преимущественно метод наблюдения. Методы 4 и 5 применяются как при наблюдениях, так и при экспериментах. Вероятность заключения по методу 1 существенно меньше вероятности выводов по методу 2, однако она повышается с повышением числа рассмотренных случаев изучаемого явления и с увеличением разнообразия вводимых в изучение обстоятельств. Метод 3 следует рассматривать как развитие метода 1: к методу 1 в его обычном применении (т. е. к сравнению случаев, в к-рых изучаемое явление происходит) здесь присоединяется сравнение случаев, в к-рых явление отсутствует, а также сравнение первого ряда случаев со вторым; вопреки буквальному смыслу принятого названия метода 3, последний не следует рассматривать в качестве последоват. применения методов 1 и 2 (сам Милль называл этот метод также и «косвенным методом различия»); вероятность заключений, полученных по этому методу,обычно выше, чем по методу 1. Своеобразие метода 5 состоит в том, что он требует от исследователя больших, чем в случае остальных методов, предварит, знаний об изучаемом явлении, т. к. для его применения необходимо знать действия нек-рой части предшествующих обстоятельств сложного явления.
Указанные выше трудности применения методов Бэкона — Милля отнюдь не свидетельствуют о какой-то их несостоятельности, а связаны с общим характером эмпирич. исследования, к-рое никогда не дает полной достоверности, оставляя открытыми возможности для уточнения результатов. Любые эмпирич. обобщения и законы в принципе носят вероятностный
МЕТРИОПАТИЯ — МЕТРОДОР ЛАМПСАКСКИЙ 423
характер. В практике науч. исследования методы Бэкона—Милля используются не изолированно, а в комбинации друг с другом и с иными методология, и логич. средствами — абстрагированием, аналогией, гипоте-тико-дедуктивным методом, дедуктивными выводами и др. Важным источником повышения надежности заключений по этим методам является использование имеющегося теоретич. знания для оправдания обоснованности^ данном конкретном исследовании, тех предположений, к-рые лежат в основе используемого метода (единственность сходства или различия, невозможность в рассматриваемом случае множественности причин и т. п.). Следует также иметь в виду, что после получения, по методам Бэкона — Милля, предположения (гипотезы) о причинной связи, оно обычно дополняется дедуктивной проверкой, связанной с объяснением имеющихся и с предвидением новых фактов при помощи полученной гипотезы. Особое значение при этом имеют количеств, методы исследования, прежде всего исследования функциональных зависимостей, что дает возможность применить к анализу причинных связей математич. аппарат.
М. и. п. с. являются, прежде всего, приемами получения знания о причинных связях на основе эмпирич. данных и средством открытия новых фактов опытного характера. Если эти методы применяются надлежащим образом, то они гарантируют одновременно и логич. обоснованность (в пределах доступной для них вероятности заключений) полученных результатов.
Когда в процессе познания совершается переход от изучения причинных связей между эмпирически данными явлениями к раскрытию более глубоких закономерностей действительности, методы Бэкона— Милля, взятые сами по себе, становятся мало применимыми. Исследование закономерностей, представляющих собой сложные переплетения причинных связей на различных уровнях сложности рассматриваемой области действительности (включая отношения между постулируемыми теорией «внутренними» параметрами вещей и их «внешними» — доступными эмпирич. обнаружению — проявлениями) осуществляется при помощи всего арсенала средств теоретич. и экспериментального исследования [процессы идеализации и создания систем абстрактных понятий, применение аксиоматич. метода, построение теоретич. моделей и их реализация на электронных вычислит, машинах, гипотетико-дедуктивная (включая применение экспериментов) проверка теоретических положений, широкое использование современных измерительных приборов и др.].
Изучение логич. стороны процесса исследования причинных связей в совр. логике, наряду со строгим анализом и уточнением исходных понятий методов Бэкона—Милля: понятий причины, явления и др. {см., напр., Z.Czerwinski, О pojeciu przyczyny i kano-nachMilla, в журн. «Studia logica», 1960, t. 9), связано с обобщением этих методов на более сложные случаи причинных отношений, с использованием их в попытках анализа более общего, чем причинность, понятия связи, с развитием идей вероятностной логики (см. G. H. von Wright, A treatise on induction and probability, 1960).
См. также Логика индуктивная и лит. к этой статье.
Лит.: М и н т о В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 6 изд., М., 1909, кн. 2;Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946, гл. 20, Асмус В. Ф., Логика, [М.1, 1947, гл. И, 12; Г о р с к и й Д. П., Логика, М., 1954, гл. 7; Логика, М., 1956, гл. 11; К л а у с Г., Введение в формальную логику, пер. с нем., М., 1960, гл. 8; 3 и н о в ь-е в А. А., К определению понятия связи, «Вопр. философии», 1960, № 8; Б у н г е М., Причинность, пер. с англ., М., 1962; Котарбиньский Т.,- Избр. произв., пер. с польск., М., 1963, с. 579—606; Nicod J., Le probleme logique de l'in-duction, P., 1961.
Б. Бирюков, В. Швырёв, Москва. А. Суханов. Челябинск.
МЕТРИОПАТИЯ (греч. (летрюпя&ею, от (лётрю?—умеренный и тшЭо? — страсть) — принцип др.-греч. этики, означающий требование умеренности в страстях. В др.-греч. этике он противополагался апатии — отсутствию страстей. Принцип М. содержится уже у т. н. семи мудрецов (7—6 вв. до н. э.). Таковы изречения: «Старайся быть спокойным» (Хилой), «Обуздывай страсть к удовольствиям» (Клеобул), «В счастье будь умерен, в несчастье — благоразумен» (Периандр), «Язык, чрево и похоть обуздывай» (Ана-харсис), «Не гнев, а ум должен властвовать» (Эпихарм) и т. п. Особенное развитие М. получает в этике Демокрита и Эпикура, к-рые рекомендовали умеренность в чувств, наслаждениях в качестве необходимого условия для достижения душевного покоя. У Демокрита умеренность выступает в качестве осн. нормы поведения как в политич. жизни, так и в области чувств, наслаждений.
Принцип М. встречается и у Платона, к-рый учит о том, что печаль надо умерять посредством разумного начала, «мыслящего но мере» (R. Р. 603). Об умеренности Платон трактует и в др. своих диалогах, напр. в «Филебе». В школе Платона этот вопрос обсуждал Крантор, к-рый в борьбе против стоиков, требовавших полного подавления страстей, отстаивал положение о том, что умеренное удовлетворение естеств. чувств человека законно.
М. является одним из основополагающих принципов «Этики» Аристотеля. Аристотель определяет этич. добродетель как середину между двумя противоположными крайностями: «слишком много» и «слишком мало», избытком и недостатком. Так, по учению Аристотеля, храбрость есть середина между трусостью и безрассудной смелостью, щедрость есть середина между скупостью и расточительностью. Определить в каждом отд. случае, где лежит середина между противоположными крайностями,— дело разума. Отсюда вытекало требование подчинения страстей разуму, к-рый держит их в границах умеренности.
Учение о М. лежало и в основе др.-греч. медицины. Алкмеон в своей теории исономии учил, что здоровье есть равновесие противоположностей, образующих человеч. организм, а сущность болезни состоит в том, что какая-либо одна из противоположностей становится преобладающей. В теории Алкмеона содержится также учение о «соразмерности» образующих человеч. организм элементов, к-рое было далее развито Гиппократом и Галеном.
Лит.: Лосев А. Ф., Эстетич. терминология ранней греч. литературы (эпос и лирика), «Уч. зап. МГПИ», т. 83, вып. 4, 1954; Lane H., Ma(3 und Mitte. Eine problemge-schichtliche Untersuchung zur friihen griechischen Philosopnie und Ethik, Minister, [1960J (Diss.)._ А. Маковелъский. Баку.
МЕТРОДОР ЛАМПСАКСКИЙ (Мт^роВшро? Лацфахт]-vo;) (330—277 до н. э.) —теоретик и пропагандист эпикуреизма, друг, ученик и единомышленник Эпикура; вместе с Полиэном и Эрмархом входил в руководящее ядро школы Эпикура, известной под названием «Сад». М. Л. написал большое количество произведений: «Против софистов», «Против диалектиков», «Против Демокрита», «Об ощущениях», «Об изменении» и др., из к-рых до нас дошли только отрывки. В этих работах М. Л. с позиций эпикурейского материализма разрабатывал вопросы теории познания, этики, риторики, выступал против агностицизма Горгия и идеализма Платона.
Фрагменты: Epicurea, ed. Н. Usener, Lipsiae, 1887; Metrodori Epicurei fragmenta, col. A. Koerte, «Jahrbii-cher class. Philol.», 1890, 17 Suppl.-Bd, S. 529—97; Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности, [М.], 1935, с. 30, 166, 278, 376; Лук рец и й, О природе вещей, [т.] 2, [М.], 1947, с. 613—25; Материалисты древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955, с. 218—24.
Лит.: БоричевскийИв., Древняя и соврем, философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.—Л., 1925; его же, Краткий очерк истории древнего материализма,
424МЕХАНИКА КВАНТОВАЯ — МЕХАНИЦИЗМ
Л., 1930; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 269, 282; Ша к и р-3 а де А. С, Эпикур, М., 1963, с. 38, 39, 105, 133— 137, 140; Pellegrini S., Problemi di Metrodoro, «Classici e Ncolatini», 1905, № 1; Sudhaus S., Metrodore, «Hermes», 1906, p. 45—58, 1907, p. 645—47; Krohn C, Der Epicu-reer Hermarchos.B., 1921 (Diss.); Kpicuri Epistulae tres ..., ed. P. von der Miihll, Lipsiae, 1922; Epicuri et Epicureorum scripta..., Berolini, 1928.
M. Петров. Ростов-на-Дону. Шакир-Заде. Баку.
МЕХАНИКА КВАНТОВАЯ— наука о законах движения микрочастиц — составная часть квантовой теории. Была создана в 20-х гг. 20 в. Л. де Бройлем, В. Гейзенбергом, Н. Бором, М. Борном и др. На М. к. базируются совр. теории вещества — атомного ядра, атома, молекулы и др.
«МЕХАНИСТЫ»— название, закрепившееся в ис-торико-филос. лит-ре за группой сов. философов (Ак-селърод, Варъяш, Сарабьянов, Скворцов-Степанов, А. К. Тимирязев и др.), в работах и выступлениях к-рых в 20—30-е гг. имели место отступления от принципов диалектич. материализма к механистич. истолкованию явлений природы и общества, извращения марксистской философии (см.Механицизм). Поскольку правый оппортунизм, представлявший тогда гл. опасность в партии, при обосновании своей антиленинской нолитич. линии опирался на механистич. методологию, «механицизм» в сов. философии 20-х гг. являлся гл. опасностью.
Существо отступлений «М.» от диалектич. материализма к механистич. т. зр. состояло в отрицании философии как науки, игнорировании ее значения для естествознания. Ряд «М.», считавших, что общие выводы естествознания делают ненужным существование философии как особой, отд. науки (см. И. Степанов, Историч. материализм и совр. естествознание, 1926, с. 55), растворял диалектич. материализм в «последних выводах науки». Не понимая сущности мате-риалистич. диалектики, они утверждали, что «для настоящего времени диалектическое понимание п р и-р о д ы конкретизируется именно как механистическое понимание...» (Степанов И., Диалектич. материализм и деборинская школа, 1928, с. 73). Высшие, сложные формы движения «М.» сводили к относительно более простым, а в конце концов — к меха-нич. движению. В соответствии с этим они считали, напр., что явления жизни в конечном счете сводимы к физико-химическим процессам, что «... все действия живого организма есть действия машины, механизма» (Сарабьянов В., Беседы о марксизме, 1925, с. 14). Учению диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей «М.» противопоставляли «теорию равновесия» и в соответствии с ней рассматривали скачки как «процессы нарушенного равновесия» (Сарабьянов В., Основное в едином науч. мировоззрении—методе, 1925, с. ИЗ). «М.» но существу отрицали объективный характер качества, считая, что оно создается активностью сознания, что «для логики качество есть категория оценки» (С а-рабьянов В., В защиту философии марксизма, 1929, с. 186). «М.» отрицали также объективное существование случайности как формы проявления необходимости, утверждая, что «мы говорим о случайности в том условном смысле, что мы не можем объяснить все, что происходит в мире...» («Диалектика в природе», сб., № 3, Вологда, 1928, с. 97).
Взгляды «М.», особенно в 1925—29, подверглись критике на широких науч. дискуссиях и в печати. Вторая Всесоюзная конференция марксистско-ленинских учреждений (1929) отметила в своем решении, что «механицизм», «ведя по существу борьбу против философии марксизма-ленинизма, не понимая основ материалистической диалектики и подменяя на деле революционно-материалистическую диалектику вульгарным эволюционизмом, а материализм — позитивизмом, объективно препятствует проникновению ме-
тодологии диалектического материализма в область естествознания и т. д., это течение представляет явный отход от марксистско-ленинских философских позиций» [«Вестник коммунистич. академии», 1929, № 32 (2), с. 243]. В постановлении ЦК КПСС от 25 янв. 1931 о журнале «Под знаменем марксизма» «механицизм» был квалифицирован как «попытка своеобразной ревизии марксизма» (см. «О парт, и сов. печати», сб., 1954, с. 406-07).
Идейно-теоретич. критика взглядов «М.» в 20 — нач. 30 гг. способствовала изживанию позитивистских настроений среди части сов. ученых, усилению влияния диалектич. материализма на естествознание и обществ, науки, раскрытию огромного методологич. значения марксистско-ленинской диалектики и тем самым имела большое положительное значение для развития сов. науки, марксистско-ленинской философии.
Лит.: Столяров А. К., Диалектич. материализм и махисты, Л., 1930; За поворот на филос. фронте. Сб. статей, М.—Л., 1931; Н а р с к и й И. С, С у в о р о в Л... Н., Позитивизм и механистическая ревизия марксизма, М., 1962; Методологич. проблемы науки. Материалы заседания президиума АН СССР, М., 1964, с. 117 — 18, 285—86.
М. Митин. Москва.
МЕХАНИЦИЗМ— односторонний метод познания и соответствующее ему миропонимание, основывающееся на представлении, будто механич. форма движения есть единственно объективная. Последоват. проведение этого взгляда приводит к отрицанию качеств, многообразия явлений в природе и обществе, к представлению о многообразии как о лишь субъективной иллюзии. Более широко М. понимается как вообще метод «сведения» сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого (на био-логич. отношения, когда речь идет о социальных явлениях, на физико-химические, когда речь идет о биологии и т. д.). Однако, напр., тот факт, что устойчивость органич. молекул объясняется с помощью квантово-механич. законов движения, не может служить основанием для вывода, что биология сводится к квантовой механике и не имеет своих специфич. закономерно стей.
Исторически М. выступал в качестве господств, направления науч.-материалистич. мысли на протяжении 16—18 вв. и составлял исторически обусловленную ограниченность естествознания и философии этого периода. Эта ограниченность исторически оправдана тем, что механика была в то время единств, наукой, получившей достаточное развитие и применение в произ-ве, и потому казалась «наукой вообще», абсолютной наукой, руководствующейся соответственно абс. методом — математикой, понимаемой в основном механистически. Классич. представителями М. могут считаться Галилей, Ньютон, Лаплас (в естествознании), Гоббс, Ламетри, Гольбах (в философии), Типичными представителями М. в 19—20 вв. являлись Бюх-нер, Фохт, Молешотт, Дюринг. Односторонне-меха-нистич. подход к познанию природных и общественно-исто рич. явлений уже внутри указанного периода подвергался критике со стороны выдающихся представителей диалектич. мышления (Спинозы, Лейбница, отчасти Дидро). Как ограниченно оправданный метод мышления он был «снят» Гегелем (к-рому, кстати, принадлежит и сам термин «М.») в более высоком, диалектическом понимании задач и природы мышления.
Критикуя М., Гегель одновременно отождествлял его недостатки с природой материализма вообще. Гегель «...хотел унизить материализм эпитетом „механический". Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм — французский материализм XVIII века — был действительно исключительно механически м...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 568—69).
МЕХАНИЦИЗМ— МЕХСЕТИ-ХАНУМ 425
М.есть пройденный историч. этап развития матери-алистич. философии, и всякая попытка возродить М. в условиях совр. науч. развития должна расцениваться как вульгаризация, противоречащая и объективным закономерностям историч. развития знания, и их выражению в диалектич. логике.
Возможность возрождения М. постоянно сохраняется в силу того факта, что любая, сколь угодно сложная и развитая форма движения материи заключает в своем составе механич. движение как одну из сторон. Механика, — именно потому, что ее законы получены путем абстрагирования от качественной специфики любой из материальных систем и в силу этого выражают лишь абстрактно-всеобщие, пространственно-временные условия существования любой из них, — не может ничего сказать о том, что именно и почему происходит во Вселенной внутри этих условий, подобно тому, как грамматика ничего не может сказать о содержании тех произведений, к-рые созданы в согласии с ее требованиями. Поэтому с законами механики и могут быть согласованы не только различные, но и прямо противоположные процессы и явления. Но при этом они обязательно утрачивают свою качеств, специфику и представляются с их абстрактно-всеобщей стороны, т. е. непротиворечиво. Поскольку М. и есть т. зр. такого сведения, постольку все реальное богатство качеств, многообразия явлений в природе и обществе является, с т. зр. М., продуктом чистой случайности. Так, напр., для механистич. материализма «...тот факт, что материя развивает из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит» (там же, с. 523—24).
По отношению к любой форме движения, кроме чисто механической, М. естественно и логично приводит к выводу о принципиальной невозможности ее точного познания. М. у Галилея, Гоббса, франц. материалистов ни в малейшей степени не затронут агностицизмом. Но в 19 в. перед лицом громадного обогащения естествознания содержанием, диалектическим до существу, среди естествоиспытателей-механистов распространяются агностич. взгляды. Знание, раскрывающее природу надмеханич. областей движения, где в силу вступают как раз качеств, различия и соотношения меры, М. объявляет ненаучным. Этот нигилизм в отношении диалектики приводит М. к тому, что на место третируемых им диалектич. понятий и категорий он подставляет понятия неких впешних сил, в к-рых реальные моменты, абстрагированные от движения, превращаются в самостоятельно существующие механич. «причины» этого движения, в особые «силы». В пределах механики эта методология не приносит большого вреда, но как только т. зр. механики превращают в единственно научную, т. е. становятся на позицию М., эта методология тотчас же обнаруживает свою несостоятельность. «В механике причины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. Поэтому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как таковой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и биологии, и тогда неизбежна путаница» (там же, с. 407).
Особенно наглядно эта антинаучность М. проявляется в экскурсах сторонников М. в область проблемы мышления, сознания, вообще человеч. деятельности, связанной с проблемой цели, свободы и т. п. категорий. Пытаясь изобразить мышление как функцию механич. системы, М. оставляет без внимания все те условия, при к-рых мозг действительно мыслит. Представители М. в кибернетике игнорируют специфич. отличия автоматов от живых систем, к-рым присущи состояния потребности, самостоят, выработка цели и критерий
отбора реакций и т. д., а в отношении человека игнорируют все действит. движущие причины нроцесса мышления, — чувственно-предметную деятельность обществ, человека, преобразующего природу, связанные с ней цели и т. д., также принимая эти причины за нечто данное и пытаясь толковать их в свою очередь чисто механически. Столь же несостоятелен М. и в трактовке проблемы жизни. Тем самым М. оказывается питательной почвой для витализма, телеологии и идеализма, старающихся заполнить те «белые пятна», к-рые М. неспособен заполнить принципиально, а не только «на сегодняшний день». Поэтому витализм и телеология являются неизбежным дополнением М.
М. как позиция в философии представляет собой типичное проявление метафизич. метода мышления, неспособного справиться с противоречием. Сталкиваясь с противоречием, с наличием противоположных определений, М. всегда старается зачеркнуть одно из них (напр., качество в угоду количеству) или же принимает то одно, то другое (то абс. случайность, то столь же абсолютную необходимость), то дискретность, то непрерывность и т. д. Не будучи в силах понять противоречие как подлинную действующую причину всякого движения и развития, М. мистифицирует и самое понятие действующей причины, понимает движение не как самодвижение материи, а как результат действия внешней силы, и материя начинает представляться как сама но себе инертная и косная масса. Так, с т. зр. механистич. детерминизма Лапласа, закон инерции представляет собой «закон самонедея-тельности материи», в то время как с позиций диалектич. материализма закон инерции есть «...отрицательное выражение неуничтожимости движения» (там же, с. 343).
Диалектич. материализм установил на основе обобщения данных науки, что механич. движение есть сторона, абстрактно-всеобщее условие всякого движения. В составе высших, надмеханич. процессов оно оказывается «побочной формой», необходимой, но далеко не достаточной для характеристики природы этих процессов.В составе этого высшего низшие формы движения проступают самостоятельно лишь при соскальзывании с высшего уровня развития на низший. Так, физико-химич. процессы выступают самостоятельно в живом организме в полную силу лишь с его смертью. Тем самым М. как вполне реальная, но абстрактно-всеобщая характеристика действительности и ее науч. выражения был преодолен и «снят» в составе более глубокого понимания действительности и процесса ее теоретич. познания.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Гегель, Энциклопедия филое. наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М.—Л., 1929; его ж е. Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937—39; С а м у с-к е в и ч А. В., Нек-рые филос. вопросы атомистики и борьба против М. в совр. физике, в сб.: Науч. тр. по философии [Белорус, ун-та], вып. 1, Минск, 195В; Вислобоков А. Д., Марксистская диалектика и совр. М., М., 1962.
А. Потемкин. Ростов-на-Дону.
МЕХСЕТЙ-ХАНУМ(Г а н д ж е в и) (12 в.) — азерб. поэтесса и мыслитель. Идеалистич. мировоззрению М. свойственны, однако, материалистич. тенденции: в основе материального мира, по М., лея«ат 4 элемента (воздух, огонь, вода и земля). Материя совершает постоянный круговорот, воплощаясь в различные формы. М. сурово осуждала гнет и насилие, выступала против патриархально-феод. порядка. «Кто совершает зло, тот увидит зло»,— предупреждает она угнетателей. Резкой критике подвергла М. мораль господств, класса, лицемерие и распущенность духовенства. В мировоззрении М. нашли отражение настроения ремесленников и городской бедноты.
Соч.: Диван, Рукопись (хранится в Рукописном фонде Академии наук Азерб. ССР); Мехсети и Амир Ахмед, Руко-
Й25 МЕЧНИКОВ — МИД
лись (хранится в Рукописном фонде Академии наук Азерб. ССР).
Лит.: Ордыбады М., Азерб. лит. эпохи Низами, в сб.: Низами, [сб.] 3, Баку, 1941; Ishague M., Four «minent poetesses of Iran, Calcutta, 1950.
С. Рзакулизаде. Баку.
МЕЧНИКОВ,Илья Ильич [3(15) мая 1845 — 12 (15) июля 1916] — рус. биолог. Род. в семье помещика. Окончил Харьковский ун-т (1864), специализировался и занимался науч. исследованиями за границей (1864—67), был проф. Новороссийского (Одесского) и Петерб. ун-тов, почетный академик (1902). Основал (1886) в Одессе первую бактерио-логич. станцию. С 1888 переехал в Париж, где работал до конца жизни в Пастеровском ин-те. Труды М. относятся к проблемам общей биологии, дарвинизма, зоологии, эмбриологии, микробиологии и медицины. За фагоцитарную теорию, сформулированную М. для объяснения процессов воспаления и иммунитета (1883—1901), был удостоен Нобелевской премии (1908). Большую роль в истории биологии сыграла теория М. о происхождении многоклеточных организмов (теория фагоцителлы). Широкую известность приобрела также выдвинутая М. теория причин старости и смерти — первая попытка науч. анализа этих явлений. На основе этой теории им было сформулировано учение об «ортобиозе»— «оптимистическое понимание жизни и смерти» для обеспечения -«полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью» (см. «Этюды о природе человека», 1903; «Этюды оптимизма», 1907).
М. рассматривал в своих трудах многие общетеоре-тич. и общефилос. проблемы, допуская биологизацию нек-рых социальных явлений. М. занимал материа-листич. позиции, критикуя религию и идеализм. Однако, причисляя себя к сторонникам «рационального мировоззрения» (см. «Сорок лет искания рационального мировоззрения», 1913), М. не преодолел ограниченности позитивизма и агностицизма.
С о ч.: Страницы воспоминаний. М., 1946; Избр. биоло-гич. произв., М., 1950; Избр. произв., М., 1956; Этюды 'О природе человека, М., 1961; Академич. собр. соч., т. 1 — 15, М., 1955—62.
Лит.: Мечникова О. Н., Жизнь И. И. М., М.— Л., 1926 (имеется библ. трудов М.); И. И. Мечников. Памяти великого ученого. Сб. ст., X., 1947; Острянин Л. Ф., Мировоззрение И. И. М., [X.], 1948; Залкинд С. Я., И. И. Мечников, М., 1957; X и ж н я к о в В. В., В а й н д-рах Г. М., X и ж н я к о в а Н. В., Творчество М. и лит. о нем (Библ. указатель), М., 1951.
А. Гайсинович. Москва.
МЕЧНИКОВ,Лев Ильич [18 (30) мая 1838 — 18 (30) июня 1888]— рус. географ, социолог и публицист, брат И. И. Мечникова. Учился в Харьковском ун-те (1855—56), Петерб. медико-хирургич. академии (1857), Петерб. ун-те. Не закончил образования, т. к. преследовался за участие в студенч. движении. С 1860 участвовал в нац.-освободит. борьбе итал. народа, волонтер в «тысяче» Гарибальди; был ранен. В сер. 60-х гг. в Италии сблизился с Бакуниным, усвоил нек-рые его идеи. Переехав в Женеву (1865), принимал участие в делах Интернационала и рус. ре-волюц. пропаганды, сотрудничал в герценовском «Колоколе». В 1874—76 читал лекции в Токийском ун-те; в 1883—88 занимал кафедру в Невшательской Академии наук (Швейцария), участвуя в подготовке труда Э. Реклю («Nouvelle geographie universelle. La ter-re et les hommes», v. 1—19, 1876—94; рус. пер.— «Земля и люди. Всеобщая география», т. 1—19,1898— 1901). В 1889 в Париже на франц. яз. вышло гл. соч. М. «Цивилизация и великие историч. реки. Географич. теория развития совр. обществ» («La civilisation et les grands fleuves historiques», рус. пер. 1898, более полный — 1924).
М.— представитель географической школы в социологии. В обществе, по М., имеет место постоянный прогресс, проявляющийся в «...нарастании обще-
человеческой солидарности» («Цивилизация...», 1924, с. 42). Различные формы солидарности проявляются в кооперации; область социологии охватывает все факты, где наблюдается кооперация. М. понимал кооперацию в значит, степени натуралистически, видя ее даже в механич. связи первичных недифференци-ров. многоклеточных организмов. Прогресс социальной связи состоит в том, что она все более принимает психологич. характер и выливается в форму свободного союза. Общество движется от деспотизма с его угнетением личности к анархии с ее полной свободой. Выступая против расистских идей К. Фохта, UI. Ле-турно и др., подвергая в этой связи критике колониа-листскую политику капиталистич. гос-в, М. видел основу историч. развития в условиях географич. среды и прежде всего в гидросфере. Водные пути, по М., являясь как бы синтезом географич. условий, оказывают гораздо большее влияние на развитие общества, чем др. компоненты среды. В соответствии с тем, что составляет основу цивилизации — река, море или океан,— М. делил историю человечества на три периода: 1) Речной, охватывающий 4 древних цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ); отличит, черты этого периода — деспотизм и рабство. 2) Средиземноморский, или средневековый (с основания Карфагена до Карла Великого), характеризующийся крепостничеством, подневольным трудом, олигархич. и феод, федерациями., 3) Океанический, охватывающий новое время (с открытия Америки); этот период, по М., только начинается; в нем должны осуществиться свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социального неравенства), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил). Данная М. периодизация внутренне противоречива и не может объяснить, напр., отсутствие синхронности в развитии восточных (Индия, Китай) и западных (Египет, Месопотамия) цивилизаций, отнесение одинаковых по типу гос-в (Египет и Финикия) к разным историч. периодам, а неодинаковых (Рим и гос-во Карла Великого)— к одному, исчезновение тех или иных культур в неизменяющихся географич. условиях и т. д. Тем не менее теория М. сыграла положит, роль в борьбе с рели-гиозно-мистич. концепциями общества.