Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 13 страница



Соч.: Le songes et visions philosophiques, Amst. — P., 1788; Fictions morales, v. 1—3, P., 1792; Histoire de France, depuis Clovis jusqu ' au regne de Louis XVI, v. 1—6, P., 1802; Charite, P., 1805; в рус. пер, — Философич. снов часть 1, содержащая в себе шесть сновидений. Переведенная с франц. на российский яз. Иваном Долгоруковым, ч. 1—2, М., 1780—81; Основания нравственности и политич. экономии (Вольный перевод), М., 1860.

Лит.: Иванов Ив., Политич. роль франц. театра
в связи с философией XVIII в., [М., 1895]; его же, Сен-
Симон и сен-симонизм, [М., 1901]; История франц. лит., т. 1,
М.—Л., 1946, с. 785—88; Л е в б а р г Л., Л. С. Мерсье,
Л.—М., 1960; Zollinger О., L. S. Mercier als Drama-
tiker und Dramaturg, Strasb., 1899; В ё с 1 a r d, L.-S.
Mercier..., P., 1903; S a n GiorginJ,,S. Mercier drama-
turgische Ideen im «Sturm und Drang», Basel, 1921; V a 1 1 о -
is M., La formation de 1 ' influence kantienne en France, P.,
[1925]; P u s e у W. W., L.-S. Mercier in Germany..., N. Y.,
1939. В. Кузнецов, Москва.

МЁРТОН(Morton), Роберт Кинг (р. 5 июля 1910) — амер. бурж. социолог, проф. социологии и руководи­тель «Бюро прикладных социальных исследований» Колумбийского ун-та. Главная работа М.— «Социаль­ная теория и социальная структура» («Social theory and social structure», 1949, 2 ed., 1957).

M. стремится преодолеть разрыв между эмпирич. исследованиями и социологич, теорией. Ему принад-


лежит идея т. н. «теорий среднего ранга» («theories of the middle range»), к-рые должны связать эмпирич. исследования и общую всеохватывающую теорию социологии, к-рую, по М., еще предстоит создать. «Теории среднего ранга» применимы лишь к огранич. кругу явлений или фактов и являются попыткой вый­ти за пределы плоского эмпиризма, разработать прин­ципы обобщения на более высоком уровне. Критикуя состояние бурж. социологии, к-рая не может дать научного решения ни одной из острых социальных проблем, М. заявил на 5-м социологич. конгрессе, что «социологии еще предстоят родовые муки, в резуль­тате которых она может быть через 40 или 50 лет будет иметь своего Ньютона или Дарвина».

Руководящий методологич. принцип, принимае­мый М., — это структурно-функциональный анализ. Вместе с тем для М. характерна нек-рая критика постулатов функционализма, стремление преодолеть его «крайности», содержащиеся, напр., в теории Пар-сонса. М., в частности, считает необходимым ввести понятие «дисфункция», к-рое выражало бы возмож­ные варианты «отклоняющегося поведения», нарушаю­щего равновесие данной социальной структуры в свя­зи с неравномерным развитием ее отд. элементов. М. предлагает также различать «явные» и «скрытые» («латентные») функции тех или иных институтов или порядков в обществе, что необходимо для установле­ния конфликтов в данной социальной структуре.

Примером социологич. анализа М. является его теория «аномии» (понятие, заимствованное М. у Дюрк-гейма). «Аномия», по М„,— особое нравственно-нси-хологич. состояние индивидуального и обществ, со­знания, к-рое характеризуется разложением системы «моральных ценностей» и «вакуумом идеалов». Чело­век чувствует себя отчужденным от общества и потому оказывается глухим к чему бы то ни было, кроме мел­ких эгоистич. инстинктов и влечений. М. считает причиной «аномии» противоречие между господствую­щими в США «нормами-целями культуры» (принципы индивидуализма, выступающие в качестве жизненных установок и мотивов личности) и существующими ин­ститутами, санкционированными средствами достиже­ния этих целей. Он подходит к пониманию того, что капитализм вообще, а современный в особенности, выдвигая и пропагандируя в качестве всеобщих и яко­бы доступных для каждого американца бурж.тиндиви-дуалистич. цели (стремление к богатству, власти, успе­ху), практически лишает подавляющее большинство американцев всякой возможности реализовать эти цели «законными путями». Это противоречие, по М., лежит и в основе преступности (бунт индивидуали­ста против сковывающих его законов и правил, создаваемых институтами), апатии и разочарованно­сти в жизни (потеря жизненных целей). Однако М. рассматривает это противоречие как «всеобщий» кон­фликт, якобы типичный для всякого «индустриального общества», имеющего сложную и развитую организа­цию, выдает типично бурж. формы сознания и по­ведения за всеобщие. Отсюда и его отношение к путям уменьшения «аномии». М. выступает за уменьшение степени «честолюбия» среди тех, кто в силу своего фактич. бытия не может реализовать надежды на «успех», но при сохранении идеологии «личного ус­пеха» в качестве господствующей. В то же время он предлагает укреплять буржуазные законы и тра­диции,

В ряде работ М. выступает как либерально-демокра-тич. критик бюрократич. тенденций в совр. гос.-моно-полистич. организации, тенденции к милитаризации и фашизации обществ, жизни в США (см. гл. Личность и бюрократич. структура в указ. книге, а также соз­данный при участии М. сб. «Материалы по бюрокра­тии» («Reader in bureaucracy», [1952]).


МЕСРОП МАШТОЦ — МЕСТР 399


М. принадлежат эмпирич. исследования «средств массовых коммуникаций» в США (радио, кино, теле­видение, пресса), содержащие критику последних (см. «Mass persuasion», [1946] совместно с М. Fiske and A. Curtis), а также работы по социологии поз­нания.

Соч.: Friendship as social process: a substantive and methodological analysis (совместно с Р. Р. Lazarsfeld), в кн.: Freedom and control in modern society, [ed. by] M. Berger [и др.], N. Y., [1954]; The focused interview, Glencoe, [1956] (соавтор); Priorities in scientific discovery: a chapter in the sociology of science, «Amer. Sociological Rev.», 1957, v. 22, № 6; Sociology today. Problems and prospects, N. Y., [1960] (один из авторов и ред.); Social conformity, deviation and opportunity-structures, «Amer. Sociological Bev.», 1959, v. 24, M 2; [Introduction], в кн.: Le В о n G., The crowd, N.Y., 1960.

Лит.: Loomis Ch. P., L о о m i s Z. K., Modern
social theories, N. Y., 1961, глава о М. и подробная библи­
ография его работ. В. Семенов. Москва.

МЕСРОП МАШТОЦ(361 или 362 — 17 февр.440)— арм. ученый и мыслитель. Изобретатель арм. пись­менности. Внес вклад в создание арм. филос. терми­нологии. Основанная им «школа переводчиков» пере­вела на арм. язык ряд трудов древнегреческих мы­слителей эпохи эллинизма — Платона, Аристотеля, Зенона (стоика), Филона Александрийского, Теона Александрийского, Порфирия и др., среди них ряд трудов, ныне утраченных в греческом ори­гинале (некоторые из сочинений Филона, Зенона, древний и более точный вариант «Категорий» Ари­стотеля и др.).

. Мировоззрение М. М. изложено в соч. «Частые про­светительные речи св. отца нашего блаженного Гри-гора Просветителя» (1894—96).

Лит.: Манандян Я. А., М. М. и борьба арм. народа за культурную самобытность, Ер., 1941; Абегян М., История древнеарм. лит., т. 1, Ер., 1948; на арм. яз.: Се­вак Г., Месроп Маштоц. Возникновение арм. письма и сло­весности, Ер., 1962; Кор юн, Житие Маштоца, Ер., 1962.

С. Аревшатян. Ереван.

МЕССИАНИЗМ(от др.-евр. «машиах» — мессия, помазанник) — 1) Религ. учение о грядущем спасении человечества или той или иной его национальной или вероисповедной группы, к-рое якобы наступит в ре­зультате деятельности сверхъестественного сущест­ва — мессии, посланного для этой цели богом. Впер­вые в оформленном виде это учение возникло в древ­нем иудаизме. Оно отразило настроения и верования древних евреев в условиях чужеземного господства (ассиро-вавилонское, персидское, сиро-селевкидское, римское) и усиления классовой эксплуатации, когда было подорвано учение о покровительстве Яхве его избранному народу; возникла вера в то, что в определ. момент бог сменит гнев на милость и пришлет своего посланца, к-рый встанет во главе евреев и не только освободит их от чужеземного владычества, но и доста­вит им господствующее положение среди др. народов, а заодно уладит и все внутр. социальные конфликты. Иудейский М. существует вплоть до нашего времени. В значительной мере именно на идеологии М. бази­руется современный еврейский клерикализм и на­ционализм.

В христианстве М. подвергся коренным изменениям. Мессия-Христос призван спасти не один какой-либо народ, а все человечество. Изменения претерпела и легенда, объясняющая необходимость потустороннего вмешательства в земные дела: первородный грех Адама и Евы, искупление к-рого, согласно религ. верованиям, является осн. задачей мессии-Христа. По христ. вероучению, М. уже приходил в мир, но его миссия еще не до конца выполнена, поэтому пред­стоит второе пришествие Христа (см. Христиан­ство, Евангелия).

М. имеет место и в исламе, и в нок-рых др. рели­гиях. Мусульмане-шииты, напр., ждут второго при­шествия «скрытого имама», двенадцатого по счету


верховного руководителя шиитов, долженствующего объявиться в роли махди-мессии.

В истории М. часто являлся идеологич. оболочкой социальных и нац. движений. Яркими примерами здесь могут служить первая и вторая иудейские вой­ны (66—73 и 132—135 н. э.), когда вожди освободит, движения Иохана из Гисхалы, Симон бар Гиора, Эле-азар, Бар-Кохба рассматривались их последователя­ми как мессии. Социальные движения в форме М. име­ли место и в истории ислама. Последнее по времени большое движение этого рода связано с именем Махди Суданского (1848—85), возглавившего в 1881 восста­ние суданцев против англ. колонизаторов и органи­зовавшего независимое гос-во, захваченное Англией в 1898.

2) Историко-социологич. концепция, отводящая то­му или другому народу исключительную, ведущую роль в историч. процессе (М. национальный). Мессиа-нистские идеи высказывались в Польше (М. Воро-нич, Ю. Словацкий, Вроньский-Хёне и др.), в России (славянофилами) и в др. странах.

Лит.: Р а н о в и ч А., Очерк истории раннехристиан­ской церкви, М., 1941; Кры велев И., Книга о библии, М., 1958, с. 185 — 192; К г о n s k i Т., Koncepcje filozoficzne mesjanistuw polskich w polowie XIX wieku, «Arch. Historii Filozofii i Mysli Spolecznej», 1957, № 2.

И. Крывелсв. Москва.

МЕСТР(Maistre), Жозеф де (1 апр, 1753—26 февр. 1821)—реакц. франц. политич. деятель и философ. Род. в сановной монархич. семье, воспитывался иезуитами; с 1788 — сенатор. После победы революции эмигри­ровал в Сардинию, с 1800—ее канцлер. В 1802—17— посланник сардинского короля в России. Давал обску­рантистские советы мин-ву нар. просвещения, стре­мился основать в России орден иезуитов. Филос. идеи М., подчиненные задаче обоснования его реакц. по­литич. и социальных идеалов, проникнуты ненави­стью к революции и демократии, направлены против франц. просвещения, материализма и их идейных предшественников. Особенно ненавистным для него был Ф.Бэкон, против к-рого он написал спец. работу— «Рассмотрение философии Бэкона» («Examen de la philosophie de Bacon», 1815, изд. посмертно, v. 1—2, 1836). M. критиковал сенсуализм Кондильяка и на­деялся, что под влиянием идей Депорта, Мальбран-ша, Канта сенсуализм и материализм будут побежде­ны. Он выдвигал мысль о «подлинных идеях», независи­мых от всякого опыта; высшей такой идеей для М. яв­ляется бог. Считал, что «мы обладаем жизнью, движе­нием и бытием благодаря богу» («Les soirees de St.-Petersbourg», v. 2, Brux., 1838, p. 157). M. был сто­ронником провиденциализма: «...действия „свободных существ" определены „божественной рукой"...» («Con­siderations sur la France...», Brux., 1838, p. 15). Сто­ронник монархии, М. считал, что «все преступления», совершенные людьми, нацией в ходе революции, «осо­бенно против короля и собственности», должны быть «наказаны неотложно и самым ужасным образом»; в живой природе царствует жестокость и в силу этого божеств, предписания «...человек должен зарезать другого человека... война есть выполнение этого декрета» (там же, р. 22—23). Человек зол, жесток, и никакое воспитание не может улучшить или изме­нить его природу. Его можно лишь устрашить и за­ставить повиноваться. В этой связи М. опровергал идею Руссо о добром дикаре.

Наилучшим средством управления людьми было бы, по М., рабство, но он понимал, что старые политич. фор­мы возродить нельзя. Поэтому, говорил он, нужна ре­лигия — особый род «духовной прививки», парализую­щей волю людей. М. приносил в жертву своему стрем­лению к жестокой власти суверенитет монарха, под­чиняя его папе как высшему авторитету. Взгляды М. были знаменем междунар. реакции его времени


400 МЕСТРЕ — МЕТАТЕОРИЯ


и стали идейным истоком для франц. реакционеров, в частности для Ш. Морраса.

Соч.: Essai sur le principe generateur des constitutions politiques..., Lyon—P., 1924; Du pape..., P., 1903; De Г eg-lise gallicane, Tours, 1886, Lettres et opuscules inedits, 7 ed., v. 1—2, Lyon, 1880; Correspondance diplomatique, v. 1—2, P., 1860; Memoires politiques..., 3 ей., Р., 1864; Oeuvres completes, [v.] 1 — 14, Lyon. 3-е tirage, 1924—28.

Лит.: Виппер Р., Общественные учения и историч. теории XVIII и XIX вв., 3 изд., М., 1913; История филосо­фии, т. 3, [М.], 1943, с. 379—85; История философии, т. 2, М'., 1957, с. 190—91; Ferraz M., Histoire de la philoso­phic en France au XIXe siecle, P., 1880; P a u 1 h a n F г., J. de Maistre et sa philosophie, P., 1893; Descostes F., J. de Maistre avant la revolution, P., 1893; его ж e , J. de Maistre pendant la Revolution, Tours, 1895; G о у a u G., La pensee religieuse de J. de Maistre, 2 ed., P., 1921; Hob-den P. R., J. de Maistre als politischer Theoretiker, Miin--chen, 1929;Ostrogorsky C, J. de Maistre und seine Lehre von der hoehsten Macht und ihren Tragern, Hels., 1932; H о 1 d-s w о r t h F., J. de Maistre et Г Angleterre, P., 1935; В а у 1 e F., Les idees politiques de J. de Maistre, P., 1945; H u b e r M., Die Staatsphilosophie von J. de Maistre im Lich-ite des Thomismus, Basel—Stuttg., 1958.

Г. Зелътапова. Ленинград. МЁСТРЕ(Mestre), Хосе Мануэль (1832—85) — кубинский прогрессивный философ и обществ, дея­тель. Преподаватель логики и философии Гаванско­го ун-та. Будучи правоведом, занимался философией права и в 1856 основал журн. «Jurisprudencia». Ав­тор работы «О философии в Гаване» («De la filosofia en la Habana», 1862) — первого исследования по ис­тории филос. мысли на Кубе с позиций развития пере­довых прогрессивных идей. М. примыкал к материа­листической сенсуалистической концепции Лус-и-Ка-балъеро, выступал против схоластики и отстаивал необходимость опытного метода в научном познании.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 437; Rod­riguez у Hernandez J. I., Vida del Doctor J. M. Mestre, Habana, 1909; Vitier Medardo.La filosofia en Cuba, Мёх.—В.-Aires, 1948.

МЕТАГАЛАКТИКА(от греч. u-etA — за, после и -fctXa-Axtxck — млечный) — гигантская космич. систе­ма, частью к-рой является вся совокупность звезд­ных систем (галактик), доступная совр. телескопам. Термин введен амер. астрономом Шепли.

МЕТАЛОГИКА— область логики, в к-рой мета-теоретич. средствами (см. Метатеория) изучается строение логич. теорий. М. возникла в связи с иссле­дованиями оснований дедуктивных наук (в особенно­сти математики). В качестве исследуемых («предмет­ных») теорий в М. рассматриваются логич. исчисления, изучение к-рых привело к созданию различных теорий формального доказательства (см. Вывод в математи­ческой логике, Доказательство), теории определимо­сти понятий, теории моделей, теории истинности в формализованных языках и др. К числу осн. результа­тов М. в собственном смысле (т. е. результатов, не затрагивающих специально-математич. понятия, к-рые естественно отнести к области метаматематики) относятся доказательство Чёрчем неразрешимости разрешения проблемы для узкого предикатов исчис­ления и доказательство Тарским факта невыразимости предиката истинности для к.-л. исчисления средствами того же исчисления (см. Метаязык, Семантика в логи­ке). Работы Тарского и Карнапа положили начало но­вому разделу М.— логической семантике. В рамках М. возникает также интересная проблема взаимоотно­шения между т. н. экстенсиональными и интенсиональ­ными языками, явившаяся исходным пунктом исследо­ваний по формализованной прагматике (см. Семиотика), к-рые связаны с попытками выразить смысловые отношения и психологич. аспекты обычных содержат, рассуждений. Последний круг вопросов весьма актуален в связи с задачами моделирования интеллектуальной деятельности человека. Идеи и ме­тоды М. прилагаются также к исследованию законов рассуждения в естеств.-науч. теориях.

Лит.: Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретической логики, пер. с нем., М., 1947; Тарский А.,


Введение в логику и методологию дедуктивных наук, М.,
1948; К а р н а п Р., Значение и необходимость, пер. с англ.,
М., 1959; Чёрч А., Введение в математическую логику,
[т.] 1, пер. с англ., [М.], 1960; Church A., A note on the
Entscheidungsproblem, «J. Symbolic Logic», v. 1, 1936, p. 40—
41, 101 —102; С а г п а р R., The logical syntax of language,
N. Y.—L., 1937; его же, Logical foundations of probabi­
lity, Chi., 1950; Tarski A., Logic, semantics, methamathe-
matics, Oxf., 1956; Martin R., Towards to systematic prag­
matics, Amst., 1959. В. Финн. Москва.

МЕТАМАТЕМАТИКА—см. Метатеория.

МЕТАТЕОРИЯ(от греч. (хетй — за, после) — теория, анализирующая структуру и методы к.-л. другой тео­рии. Термин «М.»имеет смысл и употребляется лишь по отношению к нек-рой данной, конкретной теории (М. логики, или металогика; М. математики, или метаматематика, — теория математич. дока­зательств; М. отд. разделов физики; метахимия; мета-биология и т. д.). Вообще, в принципе можно говорить о М. любой науч. дисциплины как дедуктивной, так и недедуктивной. Однако выполнение требований, предъявляемых к развитию любой М.', связано с боль­шими трудностями при построении М. для нематема-тич. наук или для наук нематематизируемых на дан­ном этапе познания.

Каждая науч. теория изучает определ. фрагмент реального мира, а ее М.— систему понятий и положе­ний данной теории. Задача М.— установить границы области применения изучаемой в ней теории, ответить (если это возможно на данном этапе развития наукиУ на вопросы о ее непротиворечивости и полноте, изу­чить (или установить) способы введения ее новых по­нятий и доказательства ее предложений и т. п. При этом различают синтаксический и семантический аспекты М., посвященные соот­ветственно изучению формальной структуры и ин­терпретациям рассматриваемой в ней теории (см. Синтаксис в логике, Семантика в логике).

Метатеоретич. исследование не только содей­ствует более глубокому проникновению в основы тео­рии, но и существенно влияет на развитие самой теории.

Критически изучая структуру к.-л. теории, М. по­зволяет изыскивать методы более рационального ее построения. Составляющие содержание М. м е т а т е о-р е м ы, или теоремы о теоремах, позволяют упрощать механизм проведения логич. выводов в изучаемой тео­рии; образцом может служить метаматематич. (мета-логич.) теорема о дедукции.

Непосредственная цель многих метатеоретич. иссле­дований в различных областях науки—автоматизация отд. звеньев процесса логич. вывода (а в идеале — и всего этого процесса в целом), «автоматизация» в самом прямом, технич. значении этого термина. Встающие здесь трудности, особенно значительные для наук, не имеющих ясно выраженного дедуктивного характера, разрешаются на пути логич. анализа оснований данной науки и ее последующей форма­лизации и аксиоматизации (см. Метод аксиоматиче­ский).

Фактически любая М. имеет дело не с содержательно понимаемой науч. теорией, а с точным понятием фор­мальной системы (исчисления) [если предназначен­ная для исследования в М. теория содержатель­на, то она предварительно подвергается формализации]. Формальная система, являющаяся предметом исследования М., наз. ее предмет­ной теорией. Последняя представляет собой систему четко определенных символов и конструируемых из них предметов, с к-рыми оперируют по определ. пра­вилам. В отличие от предметной теории (к-рая в даль­нейшем изложении будет пониматься как формальная система), М. есть содержательная теория. Иногда метатеоретич. результаты в свою очередь фор­мализуются и становятся предметом изучения мета-


МЕТАТЕОРИЯ 401


метатеории и т. д. М. формулируется в мета­языке, тогда как изучаемая ею предметная теория находит свои средства выражения в т. н. языке-объекте.

Понятие предметной теории становится, т. о., экс-пликатом понятия научной теории. Выдвинувший впер­вые концепцию М. немецкий математик Д.Гильберт в своих ранних, относящихся к концу 90-х гг. 19 в., доказательствах непротиворечивости математич. тео­рий пользовался заданием нек-рой модели, т. е. такой системы формальных объектов, к-рая берется (вообще говоря) из др. теории и удовлетворяет аксио­мам данной теории. В этом смысле предметная теория есть модель определ. части содержат, логики и мате­матики (или, возможно, к.-л. др. дисциплины, осно­ванной на логике), из к-рых она получается посред­ством формализации. В свою очередь, содержат, теория являет.ся интерпретацией формаль­ной системы. Это обстоятельство имеет первостепен­ное гносеологич. значение, обеспечивая приложи­мость логико-математич. результатов к той области действительности, к-рая отражается в данной науч. теории. Взаимоотношение между М. и предметной теорией отчетливо проявляется на примере требова­ния непротиворечивости предметной тео­рии, согласно к-рому в формальной системе должны быть доказуемы только истинные предложения, формализуемые в ее языке. Т. о., для постановки и обсуждения всех вопросов, касающихся непротиворе­чивости, исходным пунктом является естественное с гносеологич. т. зр. требование соответствия теории реальной действительности; теорию, в к-рой доказуе­мы все предложения, формулируемые на ее языке, есть все основания считать ложной.

Метаматематика. Необходимость создания М. воз­никла прежде всего в применении к математике; ме­таматематика является наиболее разработанной М. (Следуя идущей от Гильберта традиции, метаматема­тику, в отличие от металогики, часто понимают в более узком смысле, чем тот, к-рый следует из очер­ченной выше концепции метатеории; именно к мета­математике иногда причисляют лишь вопросы син­таксиса предметной математической теории, выделяя семантику в качестве самостоят, области исследования.) Развитие аксиоматич. метода в мате­матике и открытие теоретико-множественных (логи­ческих) парадоксов разрушили привычные представ­ления о «наглядной» очевидности как критерии истины в математике и «общепонятности» (общеубсдительно-сти) математич. рассуждений. Это вызвало необхо­димость в уяснении смысла (а следовательно, и точ­ного определения) понятий доказательства, аксиомы, теоремы, потребовало исследо­вания структуры математич. теорий (синтаксис) и вопроса об их истинности в к.-л. интерпретациях (се­мантика) и, наконец, проблемы их непротиворечи­вости (метаматематика).

Решение этих проблем было предложено в т. н. гильбертовской программе, согласно к-рой подле­жащая изучению в М. научная теория подвергается формализации. Получающаяся в результате формаль­ная система исследуется (на предмет выяснения ее непротиворечивости, полноты, разрешимости, неза­висимости ее аксиом и др.) содержательны-м и методами, не аплодирующими, однако, к смыслу ее объектов (формул) (см. Формализм). Такую со­держат, теорию, изучающую структуру и свойства формальных систем, Гильберт и назвал метаматема­тикой.

Программа Гильберта допускала в М. лишь т. н. финитные методы, т. е. методы, в к-рых ис­пользуются лишь конечные конструкции и выводы: наглядно представляемые предметы и эффективно осу-


ществимые процессы (отсюда термин «финитизм» как название концепции Гильберта). Т. о., не допускается абстракция актуальной бесконечности (см. также Алгоритм) и требуется, чтобы доказательства сущест­вования любых объектов носили конструктивный ха­рактер; это значит, что должен быть указан, хотя бы неявно, метод построения рассматриваемого объекта. Иначе говоря, финитизм требует, чтобы матема­тические предметы были указаны в явной форме, — или же должен бнть дан способ их конструиро­вания. Эти предметы должны быть «наглядны» (т. е. со­стоять из представляемых, различаемых и отождеств­ляемых элементов). Строя свою теорию доказательства, Гильберт исходил из того, что содержащиеся в ней правила должны выражать «технику нашего мышле­ния». «Основная идея моей теории доказательства сводится к описанию деятельности нашего разума, иначе говоря, это протокол о правилах, согласно которым фактически действует наше мышление» («Основания геометрии», М.—Л., 1948, с. 382).

На пути, указанном Гильбертом, был получен ряд важных метаматематич. результатов. Ограниченность гилъбертовского финигизма была вскрыта открытием Гёделя (1931), которое положило начало новому этапу в развитии метаматематики.

Гёдель ввел важный метод арифметизации М., в основе к-рого лежит однозначная нумерация объектов формальной системы (символов, термов, формул, доказательств и т. д.) нек-рыми натуральными числами. Эти числа наз. гёделев-скими номерами этих объектов. Каждому формальному сим­волу, входящему в алфавит системы, ставится в соответствие нек-рое число, а правилам образования формальных объек­тов—такая арифметич. операция, к-рая позволяет по числу — результату этой операции — однозначно восстановить способ образования из элементарных символов формального объекта (напр., формулы), имеющего номером это число. (Идея такой нумерации, по существу весьма естественная, напоминает принцип библиотечной или к.-л. др. классификации.)

Оуть подхода Гёделя состоит в том, что арифметич. вы­сказывания о числах, являющихся гёделевскими номерами нек-рых объектов предметной теории, могут быть интерпре­тированы как предложения о самих этих объектах. В резуль­тате этого метаматематич. предикаты (напр., «быть термом», «быть формулой», «быть доказательством» и т. д.) становятся представимыми при помощи арифметич. предикатов.

Рассмотрим метаматематический предикат 9р (А(а),х,у), имеющий смысл: «у есть доказательство формулы, получаю­щейся в результате подстановки цифры х (т.е. знака, обоз­начающего число х) в формулу А(а) вместо свободной пере­менной а». Заменим все объекты в этом предикате их гёделев­скими номерами. Если формула А(а) получит номер р, а доказательство у номер Ь, возникнет арифметич. предикат (или предикат от натуральных чисел): Р (р,х,Ь). Этот преди­кат может быть представлен в арифметич. формальной систе­ме, т. е. может быть написана арифметич. формула, выражаю­щая этот предикат. Будем считать, что эта формула совпа­дает с обозначением нашего предиката Р. Рассмотрим теперь формулу vol Р(р,р,Ь) (где вместо х подставлен гёделевский номер этой формулы). Получившаяся формула [назовем ее А (р)] выражает следующее метаматематич. утверждение: «для всякого натурального числа Ь неверно, что Ь есть гёде­левский номер доказательства результата подстановки вместо переменной х в формулу с гёделевским номером р натураль­ного числа р», т. е., иными словами, она выражает, что не. существует доказательства этой формулы — выражает свою собственную недоказуемость. Если система непротиворечива (и, следовательно, все доказуемые в ней формулы истинны), то А (р) не может быть доказуемой, потому что тогда она была бы, в соответствии со своим собственным смыслом, ложной.

Но эта формула не только не доказуема, но и не опровер­жима. Для доказательства неопровержимости этой формулы методом Гёделя требуется более сильное условие, чем непро­тиворечивость системы (т. н. со-непротиворечивость), но, как показал амер. математик и логик Дж. В. Россер (1934), это несущественно. Несколько усложнив пример неразреши­мой формулы [назовем эту новую формулу A„(g)], он доказал, что если арифметическая формальная система непротиво­речива, то недоказуема как формула А (д), так и ее отрицание ~|А (д); иначе говоря, если эта система непротиворечива, то она неполна, и А (д) является неразрешимой формулой. Это — первая теорема Гёделя в форме Россера.

Утверждение, что арифметич. формальная система непро­тиворечива, тоже может быть выражено нек-рой формулой этой системы. Выше говорилось, что система непротиворе-


402МЕТАТЕОРИЯ — МЕТАФИЗИКА


чнва, если в ней есть недоказуемая формула. Возьмем в ка­честве такой формулы ложную формулу «1 = 0». Пусть эта формула имеет гёдслевский номер г. Тогда Vif|P(r,г,Ь) выра­жает недоказуемость формулы«1=0»,и, следовательно, непро­тиворечивость системы. Выше мы видели, что из того, что си­стема непротиворечива,следует, что А (р) недоказуема. Если доказательство этого факта формализуется в формальной арифметич. системе с помощью гёделевской нумерации, то в этой системе должна быть доказуема следующая формула: Vb ~| Р (г, г, Ь) zd А (р) [по смыслу самой формулы А (р)!].

Допустим, что Vb~\P(r,r,Ь) доказуема, тогда, применив прави­ло modus ponens, мы получаем А (р), что невозможно по пре­дыдущей теореме Гёделя. Отсюда — следующая теорема: «Если арифметич. формальная система непротиворечива, то недоказуема формула Vb~\P(r,r,b)»; иначе говоря, если ука­занная система непротиворечива, то невозможно построить доказательство ее непротиворечивости, проведенное сред­ствами, формализуемыми в этой системе. Это — вторая тео­рема Гёделя о неполноте.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.