Лит.: X i m e n о V., Escritores del reyno de Valencia, v. 1—2, Valencia, 1747 — 49; F u s t e r J. P., Biblioteca Va- lenciana..., v. 1—2, Valencia, 1827—30; Mir Noguera J., Prontuario de hispanismo у barbarismo, t. 1 — 2, Md., 1908; M о r e 1 - F a t i о A., Un erudit espagnol au XVIII siecle, D. G. Mayans у Siscar, «Bulletin Hispanique», 1915, v. 17; Quiroz-Martinez O. V., La introduction de la lilosofia moderna en Espana, Мех., [1949], p. 19, 32—33, 39, 42, 49, 65, 204. Д. Претелъ. Москва.
МЕГАРСКАЯ ШКОЛА— одна из сократовских школ древнегреческой философии, эклектически сочетавшая на основе идеализма идеи Сократа, элейской школы и софистов. М. ш. проповедовала учение о том, что бытие свойственно только идеям и отрицала всякое др. бытие. Основателем школы был Эвклид из Мегары, непосредств. ученик Сократа; в школу входили: Ихтий, Евбулид из Милета, Трасимах, Диодор Крон, Стилпон из Мегары и др. Имеются сведения
0 том, что еще до знакомства с Сократом Эвклид был близок к элейцам, что делает еще более понятной его тенденциюпризнавать только одно неподвижное идеаль ное бытие и отрицать все прочее. С историко-филос. т. зр. понятна также близость мсгарцев к софистике в тех ее пунктах, где она доказывала невозможность мышления чувств, вещей. Софизмы характерны для мегарцев (в особенности для Евбулида) не меньше, чем для софистов; доказательства Диодора против движения близки к тем, к-рые мы находим у Зенона Элейского. В историко-филос. отношении важна дея тельность Стилпона, к-рый сблизился с киниками. Об апатии (бесстрастии) Стилпона говорит Сенека (Epist. 9.3). Известно также, что Стилпон полемизи ровал с учением об идеях (Diog. L. II 119), считая весь мир абсолютно единым. Еще интереснее переход мегарцев на путь стоицизма, поскольку основатель стоицизма Зенон из Китиона был учеником Стилпо на. Восстанавливая древнюю натурфилософию, Зе нон из Китиона синтезировал Гераклита с кинизмом, заимствуя этот последний у мегарцев. Для историч. положения М. ш. характерно также и то, что, кроме кинически настроенных стоиков, у них заимствовали принципы своей философии также и скептики Пир- рон и Тимон. Со времен Шлейермахера выдвигается хорошо обоснованное мнение о том, что Платон (Soph. 248 В—249 D), критикующий абс. разъединенность идей и вещей, имеет в виду именно мегарцев. В др. диалоге Платона, где также имеется критика учения об идеях, многое, если не все, тоже относится к ме- гарцам (Рагт. 131 А—135 С).
Лит.: Го м п е р ц Т., Греч, мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 128—57; Дынник М. А., Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936, с. 183—85; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 143—46; История философии, т. 1, М., 1957, с. 110 — 11; Mallet Ch., Histoire de 1 ' ecole de Megare..., P., 1845; Gillespie С. М., On the Megarians, «Arch. Geschichte Philos.», 1910,Bd24,H. 1,S. 218—41; R о t t a P.,
1 sooratici minori, Brescia, 1948, p. 41—72.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ— организация, объединяющая гл. обр. нац. и региональные орг-ции социологов [34 нац. ассоциации, в т. ч. СССР, Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Англии, Франции, Италии, США, ОАР, Индии, Японии; две региональные орг-ции по сел. социологии; ок. 30 социологич. ин-тов и центров, в т. ч. ГДР, Венгрии, Индонезии, Уганды; 4 ассоциированных члена (напр., междунар. совет по исследованиям в области социологии сотрудничества) и 35 индивидуальных членов]. Создана в 1949. Находится под покровительством и финансируется ЮНЕСКО. Гл. целями МСА, согласно Уставу, является содействие междунар. исследованиям в области социологии, развитие контактов социологов на междунар. арене, обеспечение обмена социологич. информацией. МСА организует работу исследоват. комитетов, созывает всемирные социологич. конгрессы, публикует социологич. материалы.
Исследовательские комитеты (социальной стратификации и социальной мобильности; индустриальной социологии; гор. социологии; социологии семьи; социологии массовых средств связи; политич. социологии; психиатрич. социологии; социологии религии; социологии досуга и массовой культуры; социологии права; социологии медицины) проводят исследования, заседания круглого стола, обсуждения.
Всемирные социологич. конгрессы созывались МСА: 1-й в 1950 в Цюрихе (Швейцария), 2-й в 1953 в Льеже (Бельгия), 3-й в 1956 в Амстердаме (Голландия), 4-й в 1959 в Милане-Стрезе (Италия), 5-й в 1962 в Вашингтоне (США). Сов. ученые принимали участие в работе 3, 4 и 5-го конгрессов. 6-й конгресс намечен на 1966 (см. ст. Социология, раздел Конгрессы). МСА публикует обозрение «Current Sociology» (3 вып. в год, в одном из к-рых, как правило, дается междунар.
МЕЙЕР — МЕИЕРСОН Я7-?
библиография социологич. работ за предыдущий год) материалы всемирных социологич. конгрессов («Transactions of the world congress of sociology»), а также ежегодные доклады («Report of activities»).
Руководящие органы MCA: Совет, состоящий т назначаемых представителей нац. ассоциаций, и из бираемый им Исполком. Исполком, избранный в 1962: президент МСА — Р. Кёниг (ФРГ); вице-президенты: Г. Блумер (США), Дж. Джермани (Аргентина), Р. Тре- ви (Италия); ген. секретарь — Р. Жиро (Швейцария); члены: Ф. В. Константинов (СССР), Я. Щепапьский (Польша), Р. Арон (Франция), X. Фриис (Дания), Ш- Мэдж (Англия), К. Одака (Япония), Ш. Роккан (Норвегия). в- Семенов. Москва.
МЁИЕР(Meier), Георг Фридрих (1718—77) — нем. эстетик и философ-идеалист, проф. философии в Галле. В отличие от многих своих предшественников, писавших по-латыни, М. составил на нем. языке по различным филос. дисциплинам учебники, к-рые стали офиц. пособиями в ун-тах Германии, особенно в Пруссии. Впоследствии Кант строил спон лекции по метафизике на основе труда М. «Извлечения из учения о разуме» («Auszug aus der Yernunftlehre», 1752). На эстотич. взгляды М. оказали влияние Бау.чгартен, англ. философы-эмпирики и швейцарцы Бодмер и Брейтингер. М. выдвинул учение о роли интуиции в чувств, восприятии красоты и о значении гения в художеств, творчестве. По требованию Фридриха II М. читал лекции о философии Локка, подчеркивая прак-тич. полезность опытных наук. Однако М. с идоали-стич. позиций выступал против материализма («Доказательство, что никакая материя не может мыслить»— «Beweis, dafi koine Materie denken konne», 1743). С этих же позиций М. довел до крайности теорию преформизма. Защищал идею бессмертия души не только человека, но и животных» («Попытка научного обоснования вопроса о душах животных»— «Versuch eines Lehrgebaudes von den Seelen der Tie-re», 1749).
Соч.: Theoretisclie Lehre von deii Gemiitsbewegungen iiberbaupt, Halle, 1744; Gedanken von dem Zustande der Seele nach dem Tode, Halle, 1746; Anfangsgriinde aller schonen Kunste unA Wissenschaften, Bd 1—3, Halle, 1748 — 50, 2 Aufl., 1754; Vernunftlehre, Halle, 1752; Metaphysik, Tl 1—4, Halle, 1755—53; Philosophische Sittenlehre, Halle, Tl 1 — 5, 1753 — 1761; neue Aufl., 1762—74; Recht der Natur, Halle, 1767.
Лит.: Л а н г е Ф. А., История материализма..., т. 1, К.—X.. 1899, с. 246; Н enniiigs H., Geschichte von den Seelen der Menschen und Tiere, Halle, 1774; L a n g e S. G., G. F. Meier, Halle, 1778; Bergmann E., Die Begriindung der deutschen Asthetik durch A. G. Baumgarten und G. F. Meier, Lpz., 19(1; S chaff г at h J., Die Philosophie des G. F. Meier, Freiburg, 1940; Nivelle A., Les theories esthetiques en Allemagne, de Baumgarten a Kant, P., 1955.
M. Бур. ГДР. МЕИЕРСОН(Meyerson), Иньяс (р. 27 февр. 1888) — франц. психолог и теоретик искусства. Член Франц. коммунистич. партии с 1956. Род. в Варшаве; сын философа Эмиля Мейерсона; проф. Тулузского ун-та, зам. директора Школы высших курсов (Сорбонна) и директор Центра исследований по сравнительно-исто-рич. психологии (Париж); редактировал «Journal de Psychologie normale et patliologique». Доктор наук (с 1947) за работу «Психические функции и творчество» («Les fonctions psychologiques et les oeuvres», P., 1948). M. создал новое направление — сравнитель-но-историч. психологию. В свете принципа историзма М. изучает формы и продукты человеч.творчества (язык, науку, технику, искусство, право, нравственность, мифологию, религию, социальные учреждения, материальную культуру и т. д.), к-рые он рассматривает как объективные выражения психич. функций, исследует их генезис, особенности развития в конкретных социально-историч. условиях. По М., надо изучать человека «в том и через то, что он создал, и особенно через творения, которые он сам оценивает как самые важные...» («Les fonctions psychologiques et les oeuv-
res», 1948, p. 12). Мысль, психика человека — в мире его .творений, изучение к-рых и дает психологу возможность установить историю психич. функций Взаимодействие мышления и творений постоянно и диалектично. Эти последние не только выражают мысль, сохраняют и воплощают ее, но и сами ее творят. Мышление — и результат, и мотив созидат. труда. Взаимодействие между мышлением и продуктами творчества осуществляется через труд, к-рый, т. о., есть основа этого взаимодействия и развития личности. Труд, по М.,— это общий тип поведения и особая, даже осн. функция психики, к-рая сформировалась в процессе историч. развития произ-ва, техники и науки.
С оч.: Le travail: line conduite,«J. de Psychol, normale et patliologique», 1948, t. 41; Problemes d'histoire psycholo-gique des oeuvres: specificite, variation, experience, в сб.: Hommage a Lucien Febvre. Eventail de l'histoire vivante, It.J 1, P.. 1953; Le travail, fonction psychologique, «J.Psychol.», 1955, J* 1.
Лит.: Тутунджян О. М., Прогрессивные тенденции в историч. психологии И. М., «Вопр. психологии», 1963, ."\а 3; Dambuyant M., La psychologie historique d'ар-res M. J. Meyerson, «Bevue Metaphysique et Morale», 1950, Л"» 3; M a 1 r i e u P h., V e r n a n t J.-P., Le «Journal de psychologie» (1950 — 1954) et l'orientation de la psychologie francaise, «La Pensee», 1955, № 61. О. Тутунджян. Ереван.
МЕИЕРСОН(Meyerson), Эмиль (12 февр. 1859 — 4 дек. 1933) — франц. философ-идеалист. Род. в г. Люблине (Польша). Работы М. посвящены теории познания. С т. зр. М., истинный метод теории познания — это изучение форм разума в готовом, овеществленном знании. Поэтому теория познания необходимо становится историко-критич. исследованием науки. С т. зр. М., в основе разума лежит априорный принцип тождества. Познание означает отождествление различного. В духе кантианских традиций М. представляет процесс познания как взаимодействие активного разума с предлежащим чувственным материалом. Однако, в отличие от кантианцев, он подчеркивает, что разум не несет в себе никаких готовых категориальных схем. Категории, науч. теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной способности разума к идентификации с эмпирич. материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь «правдоподобны».
М. особо подчеркивает роль принципа причинности как основы для объяснения в науке. Причинность—это выражение априорного принципа тождества применительно к познанию явлений,существующих во времени. Причинность, с т. зр. М., выражает неизменное™ предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие чисто логически вытекает из причины. М. противопоставляет познание законов познанию причинных связей. Он разделяет т. зр. позитивизма, что вскрытие законов еще не есть объяснение явлений. Но позитивистскому принципу «описания» явлений М. противопоставляет принцип «объяснения», как процесса раскрытия причинных зависимо стей.
Со своих филос. позиций М. защищает от махистской критики атомную теорию строения материи, критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики. Однако неумение схватить диалектику реального познават. процесса, метафизич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности предопределяют идеализм и агностицизм философии М. Суть разума, с его т. зр., в отождествлении, а действительность различна, текуча, изменчива. М. рассматривает становление, длительность, изменчивость во времени как «иррациональность» действительности, ее непостижимость. Если бы не было «иррационального», изменчивого, то отождествление потеряло бы всякий объясняющий смысл. Эту метафизич. дилемму, из к-пой М. не может вырваться, он называет «эпистемо-
376 МЁЙМАН — МЕКСИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
логическим парадоксом». М., однако, считает, что, хотя наука в основном имеет дело с рациональным, тавтологичным, в ней прорываются также и «иррациональные», разумом не постижимые моменты. Т. о., к метафизич. противоположности тождества и различия, интеллекта и действительности М. прибавляет надуманную противоположность рациональных и «иррациональных» принципов и понятий внутри науки.
С оч .: De l'explication dans les sciences, t. 1—2, P., 1921; La deduction relativiste, P., 1925: Identite et realite, 3 ed., P., 1926; Du cheminement de la pensee, t. 1—2, P., 1931; Reel et determinisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер.: Тождественность и действительность, СПБ, 1912.
Лит.: М е t z A., Une nouvelle philosophic des sciences, P., 1928; В e n r u 1) i I., E. Meyerson, в кн.: Philosophische Stromungen der Gegenwart in Frankreich, Lpz., 1928,S. 227—39; Einstein A., A propos de «La deduction relativiste», de M. E. Meyerson, <-Rev. Philos. de la France et de l'Etran-ger», 1928, t. 105, № 3—4; Boas G., A critical analysis of the philosophy of E. Meyerson, Bait., 1930; See H., Science et philosophie d'apres la doctrine de M. E. Meyerson, P., 1932; Kelly T h. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; M о u г ё 1 о s G., L'epis-temologie positive et la critique meyersonienne, P., 1962.
_ В. Лектпорский. Москва.
МЁИМАН(Meumann), Эрнст (29 авг. 1862 — 26 апр. 1915) — нем. педагог, психолог н философ, идеалист, ученик В. Вундта, проф. многих ун-тов Германии, основатель Ин-та экспериментальной педагогики (Гамбург, 1911) и журналов «Archiv fur die gesamte Psy-chologie» (1903) и «Zeitschrift fur experimentelle Pada-gogik» (1905, в 1911 переименован в «Zeitschrift fur padagogische Psychologic und experimentelle Pada-gogik»). M. известен работами в области эстетики, психологии (восприятия времени и памяти) и гл. обр. экспериментальной педагогики, в к-рых он стремился примирить т. зр. различных психологич. школ и направлений.
С о ч . в рус. пер.: Введение в совр. эстетику, М., 1909; Экономия и техника памяти, М., 1913; Интеллигентность и воля, [б. м.], 1917; Эстетика, т. 1—2, М., 1919; Лекции по экспериментальной педагогике, ч. 1—3, 3 изд.,М., 1914—17; Очерк экспериментальной педагогики, М., 1922.
Лит.: Wundt W., Zur Erinnerung an E. Meumann... «Z. padag. Psychol, und experiment. Piidagogik», 1915, И. 5— 6; К ti 1 p e O., E. Meumann und die Asthetik, там же; S t о г - ring G., Nachrufe fur E. Meumann, «Arch. gcs. Psychol.», 1915, Bd 34 (им. библ.). М. Роговин. Москва.
МЁИНОНГ(Meinong), Алексиус (17 июля 1853 — 27 ноября 1920) — австр. философ-идеалист. С 1882 — проф. ун-та в Граце; в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологич. лабораторию. Философия М. представляет разновидность неореализма. Исходя из философии своего учителя Ф. Брен-тано, М. развил идеалистич. «теорию предметов» (Gegen-standstheorie). Под «предметом» М. понимал не объективный, материальный объект, по акт данности объекта в переживании. При этом безразлично, какова природа этого объекта: есть ли это реальная вещь или идеальное отношение, напр. понятия сходства и различия. Объект становится предметом только в акте познавания. Это положение М. было потом развито в теории интенционалъности Гуссерля. Предмет определяется только опосредствованно, исходя из переживаний, в к-рых он «понимается». Психическое есть, по М., медиум, посредством к-рого субъект соприкасается с царством «предметов». «Теория предметов» М. отличается от феноменологии Гуссерля тем, что она признает логич. примат за «предметами», а не за актами сознания или сознанием вообще. Тем не менее стирание грани между материальными и идеальными «предметами» характеризует систему М. как идеалистическую. В теории «ценностей» М. исходил из критики понятия экономич. ценности в бурж. политэкономии. Стремясь достичь «всеобщего» понятия ценности, f M. пришел к крайне субъективистской концепции. М. считал ценности психологич. фактом удовлетворения чувства удовольствия. Теория субъективной, или личной, ценности лежит в основе психологической индивидуалистич. этики М.
М. считал, что его теория соприкасается с неокантианством марбургской школы. Ряд идей М. подводил к основным понятиям логического позитивизма и оказал известное влияние на англ. философию нач. 20 в., в частности на ранние работы Б. Рассела, равно как и на дальнейшее развитие позитивизма в Австрии.
Соч.: Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Wert-theorie, Graz, 1894; 2 Aufl. под назв.: Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie, Graz, 1923; Uber Annahmen, Lpz., 1902; 3 Aufl., Lpz., 1928; Untersuchungen zur Gegenstands-theorie und Psychologic Lpz., 1904; Uber die Erfahrungs-grundlagen unseres Wissens, Fr./M., 1906; "Uber die Stellung der Gegenstandstheorie im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; Uber Moglichkeit und Wahischeinlichkeit, Lpz., 1915; Uber emotionale Presentation. W., 1917; Zum Erweise des allgemeinen Kausalgesetzes, W., 1918; [Selbstdarstellung], в кн.: Die Philosophie der Gegenwart in Sclbstdarstellungen, 2 Aufl., LPz., 1923.
Лит.: [Liljeqvist E.], Meinongs allmanna Varde-teori, Goteborg, 1904; Hicks G. D., The philosophical researches of Meinong, «Mind», v. 31, new series, 1922, № 121; T ё g e n E., De personliga vardena hos Meinong, Lund, 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 1952.
А. Мысливчетго. Москва.
МЕКСИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.Расцвет древних цивилизаций народов Мексики относится у тол-теков к 6—10 вв., у майя — к 10—15 вв., у ацтеков — к 14—16 вв. У этих народов уже в те времена формировались зачатки науч. знаний, были созданы довольно совершенные календари, система счисления, производились расчеты движения планет, предсказывались солнечные затмения. В доколониальный период в рамках мифологии уже складывались филос. представления и понятия. Так, в учении ацтеков о мире была выдвинута идея о четырех первоэлементах (огонь, вода, земля, ветер) и понятие борьбы как причины космич. изменений.
Собственно филос. воззрения народов Мексики в колониальный период формировались под сильным влиянием идеологии европ. средневековья, прежде всего схоластики, преподавание к-рой сводилось к комментированию ср.-век. текстов Фомы Аквинского и Аристотеля или к повторению идей наиболее известных исп. схоластов Сото, Витории, Суареса и др. Автором первых оригинальных филос. работ Нового света «Dialectica Resolutio» (1554) и «Recognitio summu-larum» (1554), представляющих собой курс логики, написанной в духе традиц. схоластики, был Алонсо де ла Веракрус (1504—84). В 1557 он опубликовал работу «Phisica speculatio», в к-рой центр, место занимают проблемы познания. Нек-рой самостоятельностью в изложении филос. проблем отличаются и работы Ан-тонио Рубио «Мексиканская логика» («Logica Mexi-cana») (1605); Томаса Меркадо (1775), пропагандировавшего идеи Петра Испанского; Антонио Ариаса (1562—1603), комментатора работ исп. схоласта Фран-сиско де Толедо; Педро Ортигоса (1547—1626) и др.
В конце 16 — нач. 17 вв. в Мексику проникают идеи европ. гуманизма, исходя из к-рых делаются попытки решения социальных проблем мекс. действительности. Так, первый епископ Мексики Хуан до Су-маррага (1475 или 1476—1515) следовал гуманистич. идеям Эразма Роттердамского («Краткая доктрина...»— «Doctrina breve...», 1543). Преподаватель ун-та в Мехико Франсиско Сервантес де Саласар (1515—75) пропагандировал идеи исп. гуманиста Луиса Вивеса. Утопич. работы Томаса Мора нашли в Мексике горячего сторонника в лице епископа Васко де Кирога (1470 — 1654), пытавшегося организовать жизнь своей епархии согласно нек-рым принципам учения Т. Мора. Гуманисты решительно выступали против рабства, осуждали жестокость колонизаторов и утверждали, что индейцы такие же люди, как испанцы. В наиболее острой и критич. форме эти идеи изложены в книгах епископа Чиапаса Бартоломе де лас Касаса (1474 — 1566), одна из к-рых «Краткий отчет о разорении Индии» («Breuissima relacion dela destrucion de las In-
МЕКСИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 377
dias», 1552), получила всемирную известность. О деградации схоластики, занимающей все еще господствующее положение в 17 в., свидетельствует большинство работ этого периода: напр., труды Андреса де Валенсии (1578—1644), Педро Сели (1587—1617), Диего Вилья Рубии (1563 — 1622), Хосе Гавальды (1539— 1638), Диего Басаланке (1577—1651) и др. К этому же времени относится деятельность писательницы и поэтессы монахини Хуаны Инее де ла Крус (Хуаны Рамирес) (1651—95), работы к-рой обнаруживают глубокую гуманистич. тенденцию. Филос. идеи изложены ею в поэме «Первый сон» («Primero sueflo», 1692) и в «Ответе сестре, Филотеа дела Крус» («Respuesta a sor Filotea dela Cruz», 1691). Особенный интерес представляет «Первый сон», в к-ром говорится, что жизнь есть сон, а в состоянии сна все становится равным—и вещи, и тело, и душа. Во сне сохраняет свою действенность только разум, и жизнь сводится к деятельности разума, осн. функция к-рого — познание природы, а не «метафизических» сущностей.
Одним из первых распространителей гуманистич. и науч. идей европ. возрождения в Мексике был Карлос де Сигуэнса-и-Гопгора (1645—1700), ученый и писатель, автор ряда работ, среди к-рых наибольший интерес для философии представляет его «Астрономическая и философская книга» («Libra astronomica у philosophica», 1690). Сигуэнса-и-Гонгора отстаивает приоритет разума и экспериментального метода в решении науч. вопросов и высмеивает преклонение перед авторитетами
Во 2-й пол. 18 в. намечаются нек-рые перемены, связанные с тем, что молодая мекс. буржуазия стремится освободиться от опеки полуфеод. Испании. В этот период интересы нац. буржуазии совпадают с интересами широких нар. масс, начинающих все решительнее выражать свое недовольство колониальными порядками. В таких условиях гуманистич. и революц. идеи находят в стране благоприятную почву, особенно среди креольской интеллигенции, к-рая видит в новой философии могучее средство борьбы против идеологии колонизаторов. Развитие бурж. отношений дало значит, толчок прогрессу в естествознании. Получают широкое распространение идеи Ф. Бэкона, Декарта, Ньютона, Лейбница, Коперника, Гассенди, Спинозы и др. Влияние новых идей отразилось на творчестве нек-рых мекс. философов, напр. Хосе Рафаэля Кампой (1723—77), Диего Хосе Авата (1727 —79), Франсиско Хавьера Алегре (1729—88), Франсиско Ха-вьера Клавихеро (1731—87), Андреса до Товары (1748— 1801), и выразилось прежде всего в признании ограниченности силлогистич. метода и необходимости дополнить его экспериментальным. Важной чертой их творчества является интерес к конкретным проблемам мекс. действительности, ее истории, культуре, природе. Идеи этих мыслителей представляют собой своеобразную форму перехода от традиц. схоластики к философии нового времени и прежде всего Декарта. Наиболее полно они изложены в работе Хуана Бенито Диаса де Гамарры (1745—83) «Элементы совр. философии» («Elementa recentionis philosophiae», 1774). Гамарра защищал самостоятельность разума по отношению к вере, утверждая, что философия познает истину посредством разума и рассудка.
С острой критикой схоластики, пропагандой новых прогрессивных идей и науч. знаний выступили во 2-й пол. 18 в. ХосеАнтонио Альсато (1729—90), издававший «Литературную газету», и математик и астроном Хосе Игнасио Бартолаче (1739—90), в 1772—73 издававший журн. «Mercurio volante».
В первые годы 19 в. обостряются противоречия между Испанией и ее амер. колониями и нац.-освободит, борьба принимает форму вооруж. нар. восстания. В Мексике оно началось в сент. 1810 и привело к
провозглашению независимости (1813). В этот период в стране широко распространяются революц. материа-листич. идеи франц. бурж. революции. Многие выдающиеся деятели нац.-освободит, борьбы: Мигель Идаль-го-и-Костилья (1753—1811), Хосе Мариа Морелос (1765—1815), Висенте Герреро (1782—1832), Гуадалу-пе Виктория (1785—1843) вдохновлялись идеями Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро. Эти идеи лежат в основе ряда важных документов революц. Мексики. Напр., в «Чувствах нации или 23-х положениях для мексиканской конституции» («Sentimientos delaNaci-6n...», 1813) Морелос ставит вопросы нац. независимости и демократич. преобразований. В обращении по случаю принятия Мексиканской конституции (1824) говорится о том, что идеологич. прогресс человечества опирается на открытые Ньютоном секреты природы и на общественные принципы, изложенные Руссо и Монтескье.
В период борьбы за независимость, в связи с ростом нац. самосознания и революц. настроений народа, философия как академич. дисциплина теряет свое значение; действенность идей начинает проверяться в политич. борьбе. Газеты и политич. прокламации становятся средством пропаганды и распространения социальных доктрин. Важную роль в борьбе за глубокие социальные преобразования сыграла в 1-й четверти 19 в. газ. «El pensador Mexicano» («Мексиканский мыслитель»), к-рой руководил писатель,прогрессивный публицист Хосе Хоакип Фернандес де Лисарди (1776— 1827). Опираясь на рационалистич. идеи, Лисарди выступил против реакции и явился одним из зачинателей мекс. либерализма.
В 1-й пол. 19 в. в центре идеологич. борьбы Мексики продолжает оставаться борьба двух осн. точений: ср.-век. схоластики, на к-рую опирается реакция, и рационалистич., материалистич. идей, ставших методологич. основой социально-политич. доктрин нац. буржуазии, наиболее известными идеологами к-рой явились Хосе Мариа Луис Мора (1794—1850), Лоренсо де Савала (1788—1836), Мельчор Окампо (1814—61) и др. Наиболее видным представителем материалистич. философии этого периода был Игнасио Рамирес (1818—79), к-рого иногда называют мекс. Вольтером. Он доказывал, что все мировые явления есть результат развития вечной и неуничтожимой материи и отрицал существование бога. Ученик и соратник Рамиреса Игнасио Мануэль Альтамирано (1834—93) тоже остро критиковал схоластику и религ. мракобесие, выступал в защиту трудового народа и особенно индейского населения (сам Альтамирано был индейцем).
Среди представителей схоластич. философии, выступавших в этот период против идей материализма и рационализма, наибольшую известность получил Клементе де Хесус Мунхия (1810—68), ставший в 1852 епископом. В книге «О мышлении и его проявлениях, рассмотренном в самом себе, в его связях и законах...» («Del pensamiento у su emmciacion, conside-rado en si mismo, en sus relaciones у en sus leyes...», 1837—52) Мунхия пытается дать классификацию человеч. знания, исходя из католич. понимания души, и обосновать тезис о гармонии веры и разума. По Мунхия, существуют три различных степени познания. «С помощью органов чувств мы познаем материальные предметы, которые пас окружают, с помощью сознания мы познаем самих себя, с помощью разума познаем Бога, начало и центр абсолютных истин» (цит. по кн.: Valverde Tellez E., Apuntaciones historicas sobre la filosofia en Mexico, Мех., 1896, p. 262).
Идейная борьба и филос. полемика этого периода нашли яркое отражение в периодич. печати. Либеральная прогрессивная печать, нападая на привилегии церкви и религ. обскурантизм, противопоставила
378 МЕКСИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
филос. идеям схоластики ряд филос. концепций — материалистических, рационалистических, пантеистических и даже спиритуалистических. D католич. газетах все большее место также начинают занимать филос. темы. Значит, распространение в этот период получили переизданные в Мексике книги исп. католич. философа Хайме Бальмеса.
Филос. мысль в Мексике после бурж. революции 1854 характеризуется проникновением идей позитивизма, связанным в значит, степени с развитием рацио-налистич. и антиклерикальной мысли. Так, Габино Барреда (1818—81) пытался интерпретировать историю Мексики в соответствии с учением Копта и его классификацией социальной эволюции. В своем развитии мекс. позитивизм претерпел явную эволюцию в сторону консерватизма и реакционности. Позитивизм явился той концепцией, к-рая наиболее соответствовала целям буржуазии, — идеологически укрепляла ее господствующее положение. Ученики Барреды основали в 1877 т. н. «Методофильскую ассоциацию» для разработки и распространения идей позитивизма.
В конце 19 — нач. 20 вв. позитивизм оставался официально признанной в Мексике доктриной, в сфере его влияния находилось нар. образование, концепцию позитивизма разделяла большая часть интеллигенции. В этот период в Мексику начинают проникать идеи естественнонауч. материализма. И хотя представители этого направления по ряду вопросов были близки позитивизму Спенсера, в своих работах они пытались на основе материалистпч. монизма Геккеля и эволюц. теории Дарвина осмыслить осн. научные открытия 19 в. Представители этого направления: Форту-нато Эрнандес, автор книги «Материя, разум и жизнь» («La materia, la inteligencia у la vida», 1901); Энрике О. Арагон, написавший книгу о материалистпч. психологии («Psicologia», 1902). Материалистпч. идеи легли также в основу книги Альфонсо Л. Эррора «Начала биологии» («Nociones de biologia», 1904) и ряда работ др. авторов, в к-рых отстаивалась мысль о многообразии мира как результата развития вечной и неуничтожимой материн. В противоположность агностицизму естественнонауч. материализм верил в силу познавательных способностей человеч. разума. Однако все эти естественнонауч. концепции в своей ос нове были метафизическими. Гл. противником позитивизма и материалистпч. философии в Мексике во 2-й пол. 19 в. выступает католицизм и хряст, философия. Наиболее показательна в этом отношении книга «Томизм и неотомнзм» («Tomismo у Noo-tomismo», 1903) доминиканца Гильермо Гарсиа (1872 — 1910) и серия статей Рафаэля Норьега «Схоластика и совр. мысль» («La Escolastica у el pensamiento moderno», опубл. в газ. «El Pais», 17 и 20 авг. 1903 г.).