Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 6 страница



Лит.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19,
с. 329—45, 403, 417; т. 21, с. 96, 140; и х ж е, Соч., т. 24,
М.—Л., 1931, с. 599; т. 27, [М.—Л.], 1935, с. 693; В а й н-
штейн О. Л., Историография средних веков, М.—Л.,
1940; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории
раннего средневековья в нем. историографии, М., 1958, ч. 2,
гл. 3. А. Завадъе. Москва.

MAX(Mach), Эрнст (1838—1916) — австр. философ и физик, основатель махизма. С 1861 —.приват-доцент в Венском ун-те, с 1864 — проф. математики в Граце, с 1867 — проф. физики и ректор нем. ун-та


в Праге, с 1895 занимал кафедру философии Венского ун-та. Наиболее значит, работы М. как физика от­носятся к механике, оптике и акустике. С именем М. часто связывают т. н. М.-число. Заимствовав ос­новные филос. идеи у Беркли, Юма и Капта, М. утверждал, что мир есть комплекс ощущений. Дви­жение, время, пространство, закономерности дейст­вительности, по М.,—субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержаний. Критика филосо­фии М. и его влияния на философский ревизионизм дана В. И. Лениным («Материализм и эмпириокри­тицизм», 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сб. «Против философского ревизионизма», М., 1935).

Осн. сочинения М. см. в лит. при ст. Махизм.

МАХАБХАРАТА(санскр.—великая повесть о бха-ратах) — др.-инд. эпос, созданный в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э., состоит из 100 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 книг. Эпос М. создавался в период распада ведической религии и образования индуизма с его двумя гл. богами: кшатрийским Вишну и брамин-ским Шивой. Тексты М. создавались на протяжении 6—5 вв. до н. э. и лишь позже были объединены одной, вероятно брахманской, редакцией. М. повествует о междоусобной борьбе двух братьев. Эта тема занима­ет всего около 1Ji поэмы, остальные 3/4 непосред­ственно не связаны с фабулой и посвящены фольклор­ной, мифологич., социально-политич. и филос. тема­тике. М.— богатейший источник сведений о культур­ной и социальной жизни инд. народа. История меж­доусобной борьбы отражает картину соперничества браминов (жрецов) и кшатриев (воинов-правителей), их борьбу за идеологич. и политич. первенство.

М.— гл. источник сведений о развитии ортодокс, инд. философии в период после эпохи Упанишад, в частности о древней санкхъе, тесно связанной с виш­нуизмом и йогой. В М. имеется ряд ссылок на неорто­докс, еретич., рационалистич. и материалистич. уче­ния (ластику, локаяту, чареаку), отрицавшие догмы о боге, бессмертии души и ее переселениях. Большой интерес представляют упоминания материалислич. школ свабхава-вада и ядричха-вада (XII.175; XII.222; XII.224).

Вместе с тем М. свидетельствует об окончательном складывании оси. концепций инд. религии и этики; в ней уже четко говорится о трех путях достижения «высшей реальности»: пути знания (джняна-марга), пути действия (карма-марга) и пути преданности, люб­ви (бхакти-марга).

Мл. тексты М. проникнуты духом высокого гуманиз­ма («нет ничего выше человека», «Мокшадхарма» 301, 20), глубокой преданности долгу (дхарме), стрем­ления к правде. Как лит.-художеств, произведение поэма дает образцы яркого поэтич. творчества и яв­ляется источником вдохновения для всей последующей санскритской художеств, лит-ры.

Издания: The Mahabharata..., transl. into English prose by Protap Chandra Roy, Calcutta, 1883; new ed., Cal­cutta, 1919; рус. пер. —M., кн. 1, Адипарва, пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова, М.—Л., 1950; М., пер. с сан­скрита, вып. 1—6, Ашхабад, 1955—62.

Лит.: И л ь и н Г. Ф., Старинное инд. сказание о героях
древности, М., 1958. Б. Смирнов. Ашхабад.

«МАХАЕВЩИНА»— мелкобурж. анархистское те­чение, проповедовавшее враждебное отношение к интеллигенции и особенно к социалистич. интеллиген­ции. Название получило по фамилии лидера — В. Ма-хайского (псевд.— А. Вольский), в работе к-рого «Умствен, рабочий» (1-я часть — «Эволюция социал-демократии», 1898; 2-я часть — «Науч. социализм», 1899; 3-я часть, вып. 1—«Социализм и рабочее движе­ние в России», 1904, вып. 2 — «Социалистич. наука как новая религия», 1905; полн. изд. 1906) социализм объявлялся «чудовищным обманом рабочих» со сто­роны интеллигенции, заинтересованной в порабоще-


МАХАРАДЗЕ — МАХИЗМ 371


пии пролетариата и создании общества, где власть будет принадлежать монополистам знания. В этом произведении, а также в работах последователя Ма-хайского — Е. Лозинского («Что же такое, наконец, интеллигенция?», 1907; «Итоги и перспективы рабо­чего движения на Западе и в России», 1909), утверж­далось, что интеллигенция есть особый обществ, класс, характеризующийся собств. источником дохода — знаниями — и являющийся поэтому паразитич. клас­сом, к-рый живет за счет труда рабочих и готовит «грядущее мировое господство интеллигенции». Гл. социальная база революции, по мнению махаевцев,— безработные, босяки и ... хулиганы, т. к. квалифици-ров. рабочие заинтересованы якобы в сохранении своего привилегиров. положения, а масса рабочих одурачена социалистич. пропагандой.

«М.» была направлена не только против интеллиген­ции, но и против рабочего класса. «Теория» борьбы только за «конкретные, повседневные требования» и восхваление «равнодушия» ко всякой «политике» повторяли,в сущности, разоблаченные Лениным взгля­ды рус. экономистов. Имевшая нек-рое распростра­нение среди отсталой части пролетариата в период революции 1905—07 (в Белостоке, Екатеринославе, Одессе, Варшаве, Петербурге), «М.» не пользовалась влиянием среди массы рабочих. Коммупистич. партия вела решит, борьбу с «М.» и отд. ее проявлениями в годы социалистич. строительства.

Лит.: Батурин Н., Памяти «М.», «Правда», 1926, 2 марта, Xs 50; С ы р к и н Л. Н., Махаевщина, М.—Л., 1931; Что такое «М.»?, «Правда», 1938, 18 ноября, № 318.

И. Златоцветов. Москва.

МАХАРАДЗЕ,Филипп Иесеевич [9(21) марта 1868— 10 дек. 1941] — профессиональный революционер, пропагандист марксизма в Грузии, обществ, и гос. деятель. Учился в Тифлисской духовной семинарии (1884—90) и в Варшавском 'ветеринарном ин-те (с 1891). С 1891 — участник марксист­ского кружка. Вел активную революц. деятельность в Гру­зии. Неоднократно подвергал­ся арестам и ссылкам. С февр. 1921 — пред. Ревкома Гру­зин, затем пред. ЦИК Груз. ССР, пред. Госплана ЗСФСР, пред. СНК Груз. ССР, пред. ЦИК ЗСФСР. С 1938 — зам. пред. Президиума Верх. Со­вета СССР и пред. Президиу­ма Верх. Совета Груз. ССР. Выступая по теоретич. вопро­сам, М. резко критиковал груз, идеалистов, вел борьбу против субъективно-идеалистич. взглядов. Большое внимание М. уделял изложению осн. принципов марк­систской диалектики, вопросов историч. материализ­ма, этики и эстетики. Как литературовед и лит. кри­тик М. выступал в защиту реализма.

Соч.: Советы и борьба за советскую власть в Грузии 1917 —1921, Тб., 1928; Очерки по истории рабочего и кресть­янского движения в Грузии, [М.], 1932; на груз, яз.: Соч., т. 1, 2, 5, Тб., 1924—26; Задачи института марксизма-лени­низма, Тб., 1931; Марксизм и его международное значение, «Большевик», 1933, „N» 3—4.

Лит.: Махарадзе Н. Б., Ф. Махарадзе. Жизнь и революционная деятельность, Тб., 1960; на груз, яз.: Г о р-гиладзе Л., К истории марксизма в Грузии, Тб., 1956; Бакурадзе О., Из истории распространения марксистской философии в Грузии, Тб., 1959.

В. Кердзевадзе. Тбилиси.

МАХАЯНА(санскр.— большая колесница) — на­звание одного из двух гл. направлений в буддизме, возникшего в 1 в. н. э. в Индии. В М. на первый план выдвигаются культ обожествленного Будды и пыш­ные религ. обряды. Укреплению позиций М. служи­ли филос. школы мадхьямиков и йогачаров. В 1 в. н. э. началось распространение М. из Индии в Китай,


оттуда в 4 в. в Корею, в 6 в. в Японию. Позднее ма-хаянистский буддизм проник в Тибет, Монголию и Бу­рятию.

Лит.: Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; D u t t N., Aspects of Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930.

МАХДУМ— см. Дониш.

МАХИЗМ— 1) В узком смысле — совокупность филос. воззрений австр. физика и философа Маха. 2) В широком смысле — субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии наук, раз­работанное в нач. 20 в. в работах Маха, Авенариуса и их учеников (Петцолъдт, Карстаньен, Вилли и др.), а также в работах Пирсона и Дюгема. В нек-рых от­ношениях близки к махизму филос. взгляды Пуан­каре и Оствальда. М.— форма позитивизма. В Рос­сии сторонниками М. были В. Чернов, П. Юшкевич, В. Базаров, А. Богданов и др., пытавшиеся «прими­рить» марксизм с М. Всесторонняя критика М., его реакц. социально-политич. сущности дана в классич. работе Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Остроумную, хотя и недостаточно глубокую маркси­стскую критику М. предпринял Плеханов в работах «Materialismus militans» и «Трусливый идеализм».

Хотя осн. теоретич. положения М. разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Ма­хом и Авенариусом, широкое распространение М. свя­зано с деятельностью Маха. Это объясняется тем, что филос. и методологич. работы Маха возникли в качестве непосредств. реакции на кризис классич. механистич. физики; Мах выступил с претензией объ­яснить этот кризис филос. позиций естествознания и предложить методологич. программу выхода из него. Ленин писал: «...Надо принять во внимание несом­ненную связь махизма с одной школой в одной от­расли новейшего естествознания... Меньшинство новых; физиков, под влиянием ломки старых теорий великими, открытиями последних лет, под влиянием кризиса но­вой физики, особенно наглядно показавшего относи­тельность наших знаний, скатились, в силу незнания диалектики, через релятивизм к идеализму» (Соч., т. 14, с. 342—43).

Развитие физич. науки к концу 19 в. выявило, что классич. механика не может быть принципом объяс­нения ряда новых открытий физики. Открытие вто­рого начала термодинамики привело физику в кон­фликт с осн. особенностью механич. явлений — обра­тимостью. Одна из особенностей термодинамики со­стоит в том, что ее понятия стоят ближе к эмпирич. наблюдению, а ее законы — ближе к эмпирич. кон-статациям, чем понятия и законы молекулярно-кине-тич. теории. Это обстоятельство толкало нек-рых из критиков механистич. физики, видевших в термо­динамике образец немеханич. физич. теории, к отож­дествлению физич. теории с описанием того, что «дано» в опыте, с борьбой против «объяснительной» за «описательную» физику, с ее отказом от качеств, интерпретации явлений в пользу математич. форма­лизма. Термодинамич. формализм стал почвой для т. н. энергетизма (Дюгем, Оствальд). К этому же пе­риоду относится открытие Планком прерывного, квантового характера обмена энергии и импульса, что прямо противоречило классич. концепции непре­рывности движения. В 1881 опытом Майкельсона была опровергнута гипотеза эфира, неразрывно связанная с теорией инерции света, гравитации в классич. ме­ханике. Впоследствии этот опыт послужил экспери­ментальной основой относительности теории. На­конец, необходимость пересмотра понятий классич. физики стала неизбежной с открытием в конце 19 — нач. 20 вв. явлений радиоактивности, поставивших под вопрос классич. теорию атомизма, пространства, времени и движения.


372 МАХИЗМ


К концу 19 в. появляются работы, в к-рых пока­зывается недостаточная логич. оправданность ряда предпосылок ньютоновой механики, принимавшихся до этого времени в физике как нечто самоочевидное, не подлежащее анализу. Такую логич. критику осн. понятий классич. механики содержали и работы Маха, к-рый в «Механике» дал анализ ньютоновских понятий массы, силы, инерции, показал роль системы отсчета для формулирования законов механики и раскрыл ло­гич. несостоятельность классич. ньютоновских пред­ставлений об абсолютных пространстве и времени. Если в механике Ньютона ряд физич. явлений объяс­няется через отнесение их к абс. пространству, то Мах выдвигает др. принцип: все, что происходит в мире, должно объясняться взаимодействием тел. Этот «принцип Маха», как его называл Эйнштейн, был ис­пользован не только для критики классич. физики, но и для построения новой физики, как Эйнштейном, так и другими крупными физиками 20 в., хотя уже в работах самого Эйнштейна была обнаружена ограни­ченность, неуниверсальность этого «принципа». Эйн­штейн в последние годы жизни допускал существова­ние таких физич. явлений, для к-рых «принцип Маха» теряет смысл. Однако сам Мах рассматривал этот «принцип» как выражение методология, требования эмпирического, чисто описат. определения исходных понятий науки.М.как определ. система филос. и методо­логия, принципов по сути дела и был попыткой подве­сти теоретич. базис под требования «описательной» физики и сформулировать методология, принципы новой, неклассич. физики в филос. рамках субъектив­ного идеализма.

Двумя осн. методология, требованиями науки Мах считает: 1) экономию мышления; 2) идеал «чисто опи­сательной» науки. Экономию мышления Мах объяв­ляет осн. характеристикой познания вообще, распро­страняя на человека и его познание учение Дарвина о борьбе за существование и естеств. отборе. В основе как обществ, жизни, так и науки, по Маху, лежит удовлетворение нек-рых изначальных биологич. по­требностей, в частности потребности в самосохранении. Из биологич. инстинкта самосохранения и выживания, свойственного человеку, Мах выводит необходимость «приспособления» организма к фактам, а из послед­него — экономию мышления как существ, характери­стику человеч. познания. То же содержание Аве­нариус выражает в «принципе наименьшей траты сил». Принцип экономии мышления в махистской философии выступает как выражение субъективио-идеалистич. эмпиризма. «...Принцип экономии мышления, если его действительно положить „в основу теории познания", не может вести ни к чему иному, кроме субъективного идеализма. „Экономнее" всего „мыслить", что существую только я и мои ощущения,— это неоспоримо, раз мы вносим вгносеологию столь нелепое понятие» (Ленин В. И., там же, с. 157). Эйнштейн, к-рый в молодости, находясь под впечатлением критики Махом классич. физики, не всегда критически относился к философско-методоло-гич. положениям М., в более поздние годы решитель­но протестовал против смешения Махом «психоло­гической простоты» (в виде принципа экономии мыш­ления) и «логической простоты» как рационального требования к науч. гипотезе объяснять как можно больший круг явлений. Махистский принцип эконо­мии мышления был впоследствии использован и раз­вит в филос. работах Рассела и Карнапа.

Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале науки. Гипотеза плодотворна в качестве предварит, допуще­ния в целях более легкого понимания фактов. Однако гипотеза нужна ученому только постольку, поскольку он не может иметь ясных мыслей о неизвестном и вы-


нужден предугадывать наглядные условия уже из­вестного типа. В развитой науке, с т. зр. Маха, объ­яснит, часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена.

Одним из паразитич. объяснит, элементов науки, подлежащих удалению, М. считает понятие причин­ности. Вместе с механистич. интерпретацией причин­ности М. отбрасывает само понятие причинности, пред­лагая заменить его понятием функциональной зави­симости признаков явлений. Ленин обращает внимание на то, что в данном случае М. подменяет вопрос о возможности выразить причинность в математических функциональных отношениях субъективно-идеалистич. отрицанием объективного характера причинной связи. «Действительно важный теоретико-познавательный вопрос, разделяющий философские направления, со­стоит не в том, какой степени точности достигли наши описания причинных связей и могут ли эти описания быть выражены в точной математической формуле,— а в том, является ли источником нашего познания этих связей объективная закономерность природы или свойства нашего ума, присущая ему способность познавать известные априорные истины и т. п. Вот что бесповоротно отделяет материалистов Фейербаха, Маркса и Энгельса от агностиков (юмистов) Авена­риуса и Маха» (там же, с. 146—47).

Методология, принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критич. анализ ньютоновских поня­тий массы, абс. пространства Мах связывает с филос. тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и ее свойств. Свое методология, требование о необходимости опре­деления понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения осн. «элементов», к-рые непо­средственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи нек-рым пределом разложения эмпирич. опыта. Единство наук, по мнению Маха, покоится па том, что все они имеют один и тот же предмет — чувственно данные элементы — и лишь по-разному, с разных т. зр. подходят к раскрытию зависимостей этих элементов. Как понятие «вещи», так и понятие «Я» являются лишь условными наи­менованиями комплексов элементов (ощущений). Про­блема отношения тела и его свойств, так же как и проблема отношения «Я» к телу, имеют, по Маху, мни­мый характер. Ленин вскрывает субъективно-идеа­листич. смысл теории «элементов» Маха: «На деле, разумеется, проделка со словечком „элемент" есть самый жалкий софизм... Либо „элемент" есть ощ у-щ е н и е, как говорят все эмпириокритики, и Мах, и Авенариус, и Петцольд, и т. д.,— тогда ваша фи­лософия, господа, есть идеализм, тщетно пытаю­щийся прикрыть наготу своего солипсизма нарядом более „объективной" терминологии. Либо „элемент" не есть ощущение,— и тогда с вашим „новым" сло­вечком не связано ровно никакой мысли...» (там же, с. 44). Согласно М., формирование комплексов элементов, выделение тех или иных связей элементов и т. д. зависит от определ. «точки зрения». Существо, от «точки зрения» к-рого зависит та или иная форма объ­единения элементов, не может быть в сущности ин­терпретировано иначе, чем познающий субъект. Аве­нариус специально подчеркивает неразрывность и не­расторжимость человека и его среды, «принципиаль­ную координацию» «центрального члена» и «проти-вочлена». Как известно, с т. зр. марксистской фило­софии, в процессе познания субъект играет активную роль. Бесспорно, что познающему субъекту объект дан не сразу во всей полноте его свойств. Субъект активно строит образ внешнего объекта в процессе практич. и познават. освоения этого мира. Мах, од­нако, предполагает субъекта с его «точкой зрения» не в


МАХИЗМ — МАЦКЯВИЧЮС 373


качестве материального существа, носителя иознават. процесса, а в качестве основы самой действительности, т. к. элементы, с т. зр. М., это не просто стороны объ­екта, выделенные в процессе его познания, а осн. компоненты мира. «Мы видели, что исходный пункт и основная посылка философии эмпириокритицизма есть субъективный идеализм. Мир есть наше ощуще­ние,— вот эта основная посылка, затушевываемая, но нисколько не изменяемая словечком „элемент", теориями „независимого ряда", „координации" и „иптроекции". Нелепость этой философии состоит в том, что она приводит к солипсизму, к признанию существующим одного только философствующего ин­дивида» (там же, с. 82). Сам Мах подчеркивает, что исходные пункты его философии несущественно от­личаются от философии Беркли и Юма. Махистское «снятие» дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими т. н. «реалистическими» направлениями совр. бурж. фи­лософии, течениями «нейтрального монизма» и др. филос. школами (неореализм, Рассел). Критика Махом и Авенариусом субстанциалистского поня­тия о «Я», душе повлияла на критику В. Джемсом понятия сознания, а через него и на неореалистов, на формирование филос. основ бихевиоризма. Махист­ское решение психофизич. проблемы было подхвачено мн. бурж. психологами (В. Вундт, Титченер, мн. из представителей гештальтпсихологии, как, напр., В. Кёлер). Философия и методология Маха были ис­ходным пунктом оформившегося в нач. 20-х гг. 20 в. субъективно-идеалистич. филос. направления логи­ческого позитивизма, к-рое, отбросив теоретико-поз-нават. психологизм и биологизм Маха и приняв на вооружение совр. математич. логику, развило дальше махистский тезис описат. науки в виде т. н. «принципа верификации».

Если в конце 19 в. и нач. 20 в. М. имел влияние на умы мн. физиков, видевших в Махе сильного критика механицизма, то в наст, время налицо явное разоча­рование в М. и позитивизме даже тех бурж. ученых, к-рые находились когда-то под его влиянием. М. и позитивизм как философия и методология пришли сейчас в явное столкновение с совр. наукой. Отходя от М. и позитивизма, то из бурж. физиков, к-рые не переходят на позиции диалектич. материализма, обращаются к др. видам идеализма: платонизму, неотомизму и т. д. Разгром М. как идейного течения, претендовавшего на роль «философии совр. естество­знания» и как таковое пытавшегося занять «надпар­тийную» позицию в философии над материализмом и идеализмом, осуществил в «Материализме и эмпирио­критицизме» Ленин. Показав сущность М. как явле­ния кризиса естествознания, Ленин вместе с тем выяс­нил, что «... за гносеологической схоластикой эмпи­риокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете вы­ражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества» (там же, с. 343).

Лит.: Плеханов Г. В., Materialismus militans.
Ответ г. Богданову, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957;
Богданов А. А., Эмпириомонизм, кн. 1—3, М.,
1904—1906; Авенариус Р., Критика чистого опыта,
т. 1—2, СПБ, 1907—08; его же, Человеч. понятие о мире,
М., 1909; его же, Философия как мышление о мире со­
гласно принципу наименьшей меры сил, СПБ, 1913; Мах Э.,
Анализ ощущений ..., 2 изд., М., 1908; его же, Познание
и заблуждение, [М.1, 1909; его же, Популярно-научные
очерки, СПБ, 1909; его же, Механика, СПБ, 1909; его же,
Принцип сохранения работы, СПБ, 1909; Д ю г е м П., Фи-
зпч. теория, СПБ, 1910; Вундт В., О наивном и критич.
реализме, П., 1910; Пирсон К., Грамматика науки, СПБ,
[б. г.]; Блонский П. П., Совр. философия, ч. 1, М.,
1918, с. 20—36, 48 — 112; Б а к р а д з е К. С, Очерки по
истории новейшей и совр. бурш, философии, Тб., 1960, с. 56 —
123; Н а р с к и й И. С, Очерки по истории позитивизма,
М., 1960, с. 110 — 138; Кузнецов Б. Г., Эйнштейн,
2 изд., М., 1963, с. 74 — 76. В. Лекторский. Москва.


МАХМУД ШАБУСТАРЙнбн Абдулкарим (1287— 1320) — азерб. философ-пантеист. Филос. поэма М. «Цветник тайн» («Гюлынан-и раз», Тебриз, 1848/49; Шираз, 1954) была переведена на англ., нем., франц., тур., частично на лат. и итал. языки. Выступая против платоновского раздвоения мира, М. писал, что «мир есть единое (существо)» («Гюлыпан-и раз», с. 11), хотя «бытие внешне проявляется во множественности, оно едино внутренне» («Гюльшан-и раз», с. 38). Бог и при­рода, по его мнению, составляют единство; бог имма­нентен природе и неотделим от нее. Примыкая к аристо-телизму в рассуждениях о форме и материи, М. вместе с тем писал, что «форма без материи, так же как и материя без формы, кроме небытия, ничего не означает» (там же, с. 29), а-«все вещи в мире состоят из этих двух видов небытии» (там же).

М. утверждал, что природа непрестанно обновляет­ся и развивается, что «каждое мгновение в ней есть возникновение и исчезновение» (там же, с. 38), что «все вещи возникают через противоречия» (там же, с. 7, «Саадат-наме», с. 509). Он высказывал мысль, согласно к-рой органич. мир возник из неорганиче­ского путем длит, эволюции. От соединений и смеше­ний четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля),— писал он,— возникли минералы, из минералов — рас­тения, из растений — животные, а когда животное царство достигло совершенства, появился человек. Человек, по М., есть результат длительной эволю­ции и непосредственно происходит от обезьяны (см. «Мират-ул Мухаггегин», с. 8—б—9—а). «Человек имеет ум, чтобы познать скрытые тайны» (там же, с. 27).

Лит.: Крымский А., История Персии, ее литера­туры и дервишекой теософии, т. 3, М., 1914 —15; С а м и М., Гамус-ул-э лам, т. 1—6, Стамбул, 130В —1316 [1888—98]; Browne E. G., A history of Persian literature under Tar­tar dominion, [Camb.], 1920; Данешмандан-е Азербайджан, Тегеран, 1314 с. г. х. (1935); HI и б л и Н у' м а н и, Ши'р ал-'аджам, т. 5, Тегеран, 1318 с. г. х. [1939]; Т а б р и з и М о х а м м е д - А л и, Райханат ал-адаб..., т. 2, Тегеран, 1327, с. г. х. [1948]; Азарбэ^чан эдэбилаты тарихи, Баку, 1960; На mmer-Purg stall J. von, Mahmud Sche-bistaris' Rosenflor des Geheimnisses, Pesth—Lpz., 1838; Whinfield E. H., Gulshani Ras; the mystic Rose Gar­den of Sa'd ad-Din Mahmud Shahistari, L., 1880; Shebistari. Sa'd al-Din Mahmud b. 'Abd al—Karim b. Yahya, Enzyklopae-die des Islam. Bd 4, Leiden—Lpz., 1934; Mahmud Shabustari, philosopher and poet, «Iran today», 1953, № 3.

III. Исмаилов. Москва.

МАХТУМКУЛЙ(прозвище — Ф р а г и) (р. ок.

1730—ум. в 80-х гг. 18 в.) — туркм. поэт и мыслитель. Филос. взгляды М. формировались под влиянием Лизами, Саади, Навои, Рудаки и Неси.ми. Привержен­ность исламу сочеталась у М. с резкой критикой мракобе­сия и корыстолюбия эксплуа­таторских классов, что выра­жало нараставший протест обездоленных масс против феод.-байского гнета. М. мечтал о создании лучшего общества, к-рое соответство­вало бы интересам простого народа. Не осознавая анта­гонизма между эксплуата­торами и эксплуатируемы­ми, М., однако, делал по­пытки понять сущность со­циальных противоречий.

Соч.; Сайланан эсерлер, Ашгабат, 1957; в рус. пер. — Избр. произв., М., 1948 (предисл. Е. Бертельса); Стихотво­рения, Л., 1949; Классики туркменской поэзии. Махтум-Кули. Молла-Непес. Кемине, М., 1955.

Лит.: Махтумкули. Юбилейный сборник, Ашхабад,
1961; Магтымкулы (Туркмен халкынын бейик шахырьг
Магтымгулыныц 225 йыллык юбилейине багышланан йы-
гынды), Чержев, 1961. Г. Чарыев. Ашхабад.

МАЦКЯВИЧЮС,Ионас Антано (р. 28февр. 1922) — сов. философ, член-корр. АН Лит. ССР (с 1953). Член


374 МАШРАБ — МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ


КПСС с 1943. В 1944—46—первый секретарь ЦК ЛКСМ Литвы. Окончил ВПШ (1949) и АОН (1952) при ЦК КПСС. В 1952—57 — зав. кафедрой философии Виль­нюсской парт, школы, с 1957 работает в АН Лит. ССР, зам. гл. редактора «Малой литов. сов. энциклопе­дии». Разрабатывает проблемы истории филос. и об­ществ.-политич. мысли в Литве.

С о ч.: IS visuomenines filosofines minties istorijos Lie-tuvoje, «Kqmunistas», 1961, № 6, 7.

МАШРАБ,Боборахим (ок. 1657—1711) — узб. поэт и мыслитель, один из представителей суфизма, в твор­честве к-рого, однако, преобладали вольнодумческие мотивы. М. критиковал каноны ислама, хотя и призна­вал единого и безличного Аллаха. Соч. М. проникну­ты печалью о тяжелом положении.народа. Казнен за критику духовенства.

Соч.: Танланган асарлар, Тош., 1963; в рус. пер.—■ Избранное, Таш., 1959.

Лит.: Мумвнов И., Из истории развития обществ.-
филос. мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв.,
Таш., 1957, с. 59 — 61. М. Хайруллаев.Ташкент.

МАОСТУ (Maeztu), Рамиро де (1874—1936) — реакц. исп. писатель и философ, разделявший в своем раннем творчестве идеи Канта и Ницше и пе­решедший затем на позиции католицизма. В кн. «Authority, liberty and function in the light of the war», появившейся в 1916 на англ. языке, а затем в 1919 на исп. под названием «Кризис гуманизма» («La crisis del humanismo»), M., критикуя буржуаз-но-демократич. порядки, утверждает, что начиная с 12 в. люди предали забвению религ. истину о пер­вородном грехе и о преходящем бытии человека на земле, вследствие чего возникли этатизм и индивиду­ализм. Преодолеть их можно только перейдя к кор­поративно-синдикальному гос. строю, при к-ром прин­ципы авторитета и свободы заменяются принципом функциональности.

Обгцествешю-политич. взгляды М. вошли в идейный арсенал исп. фалангизма.

Соч.: La revolucidn у los intelectuales, Md., 1911; Obreros e intelectuales, Barcelona, 1911; Defensa de la hispa-nidad, B. Aires, 1945; Frente a la republica, Md., 1956; Obras, t. 12—13, Md., 1957.

Лит.: К 1 i m k e F., Historia de la filosofia, 2 ed., Md., 1953; Marrero Suarez V., Maeztu, Md., 1955.

P. Мартинес. Москва.

МАЯНС-И-СИСКАР(Mayans у Siscar), Грегорио (9 марта 1699—21 дек. 1781) — исп. философ-просве­титель, юрист, линпшст и библиограф. Развивая идеи исп. просветителей — Вивеса, Небрихи, X. Вальдо-са, Кеведо-и-Вилъегаса, Марианыж др., выступая против аристотеликов-схоластов, М.-и-С. поднимал на щит древних материалистов—Левкиппа, Демокрита, Эпику­ра. М.-и-С. был сторонником естеств.-науч. философии. Философия, по М.-и-С, должна служить целям про­свещения и быть достоянием всех людей.

Соч.: Origenes de la lengua Espanola, Md., 1737, nueva cd., Md., 1873; Carta al Doctor D. J. Berni sobre las fuentes del derecho Lspanol, Valencia — Md., 1745; Observaciones legales. histtfricas у criticas sobre el concordato celebrado entre S. S. Benedicto XIV у el rey catblico Don Fernando VI, Md., 1847.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.