Лит.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 329—45, 403, 417; т. 21, с. 96, 140; и х ж е, Соч., т. 24, М.—Л., 1931, с. 599; т. 27, [М.—Л.], 1935, с. 693; В а й н- штейн О. Л., Историография средних веков, М.—Л., 1940; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в нем. историографии, М., 1958, ч. 2, гл. 3. А. Завадъе. Москва.
MAX(Mach), Эрнст (1838—1916) — австр. философ и физик, основатель махизма. С 1861 —.приват-доцент в Венском ун-те, с 1864 — проф. математики в Граце, с 1867 — проф. физики и ректор нем. ун-та
в Праге, с 1895 занимал кафедру философии Венского ун-та. Наиболее значит, работы М. как физика относятся к механике, оптике и акустике. С именем М. часто связывают т. н. М.-число. Заимствовав основные филос. идеи у Беркли, Юма и Капта, М. утверждал, что мир есть комплекс ощущений. Движение, время, пространство, закономерности действительности, по М.,—субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержаний. Критика философии М. и его влияния на философский ревизионизм дана В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сб. «Против философского ревизионизма», М., 1935).
Осн. сочинения М. см. в лит. при ст. Махизм.
МАХАБХАРАТА(санскр.—великая повесть о бха-ратах) — др.-инд. эпос, созданный в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э., состоит из 100 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 книг. Эпос М. создавался в период распада ведической религии и образования индуизма с его двумя гл. богами: кшатрийским Вишну и брамин-ским Шивой. Тексты М. создавались на протяжении 6—5 вв. до н. э. и лишь позже были объединены одной, вероятно брахманской, редакцией. М. повествует о междоусобной борьбе двух братьев. Эта тема занимает всего около 1Jiпоэмы, остальные 3/4 непосредственно не связаны с фабулой и посвящены фольклорной, мифологич., социально-политич. и филос. тематике. М.— богатейший источник сведений о культурной и социальной жизни инд. народа. История междоусобной борьбы отражает картину соперничества браминов (жрецов) и кшатриев (воинов-правителей), их борьбу за идеологич. и политич. первенство.
М.— гл. источник сведений о развитии ортодокс, инд. философии в период после эпохи Упанишад, в частности о древней санкхъе, тесно связанной с вишнуизмом и йогой. В М. имеется ряд ссылок на неортодокс, еретич., рационалистич. и материалистич. учения (ластику, локаяту, чареаку), отрицавшие догмы о боге, бессмертии души и ее переселениях. Большой интерес представляют упоминания материалислич. школ свабхава-вада и ядричха-вада (XII.175; XII.222; XII.224).
Вместе с тем М. свидетельствует об окончательном складывании оси. концепций инд. религии и этики; в ней уже четко говорится о трех путях достижения «высшей реальности»: пути знания (джняна-марга), пути действия (карма-марга) и пути преданности, любви (бхакти-марга).
Мл. тексты М. проникнуты духом высокого гуманизма («нет ничего выше человека», «Мокшадхарма» 301, 20), глубокой преданности долгу (дхарме), стремления к правде. Как лит.-художеств, произведение поэма дает образцы яркого поэтич. творчества и является источником вдохновения для всей последующей санскритской художеств, лит-ры.
Издания: The Mahabharata..., transl. into English prose by Protap Chandra Roy, Calcutta, 1883; new ed., Calcutta, 1919; рус. пер. —M., кн. 1, Адипарва, пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова, М.—Л., 1950; М., пер. с санскрита, вып. 1—6, Ашхабад, 1955—62.
Лит.: И л ь и н Г. Ф., Старинное инд. сказание о героях древности, М., 1958. Б. Смирнов. Ашхабад.
«МАХАЕВЩИНА»— мелкобурж. анархистское течение, проповедовавшее враждебное отношение к интеллигенции и особенно к социалистич. интеллигенции. Название получило по фамилии лидера — В. Ма-хайского (псевд.— А. Вольский), в работе к-рого «Умствен, рабочий» (1-я часть — «Эволюция социал-демократии», 1898; 2-я часть — «Науч. социализм», 1899; 3-я часть, вып. 1—«Социализм и рабочее движение в России», 1904, вып. 2 — «Социалистич. наука как новая религия», 1905; полн. изд. 1906) социализм объявлялся «чудовищным обманом рабочих» со стороны интеллигенции, заинтересованной в порабоще-
МАХАРАДЗЕ — МАХИЗМ 371
пии пролетариата и создании общества, где власть будет принадлежать монополистам знания. В этом произведении, а также в работах последователя Ма-хайского — Е. Лозинского («Что же такое, наконец, интеллигенция?», 1907; «Итоги и перспективы рабочего движения на Западе и в России», 1909), утверждалось, что интеллигенция есть особый обществ, класс, характеризующийся собств. источником дохода — знаниями — и являющийся поэтому паразитич. классом, к-рый живет за счет труда рабочих и готовит «грядущее мировое господство интеллигенции». Гл. социальная база революции, по мнению махаевцев,— безработные, босяки и ... хулиганы, т. к. квалифици-ров. рабочие заинтересованы якобы в сохранении своего привилегиров. положения, а масса рабочих одурачена социалистич. пропагандой.
«М.» была направлена не только против интеллигенции, но и против рабочего класса. «Теория» борьбы только за «конкретные, повседневные требования» и восхваление «равнодушия» ко всякой «политике» повторяли,в сущности, разоблаченные Лениным взгляды рус. экономистов. Имевшая нек-рое распространение среди отсталой части пролетариата в период революции 1905—07 (в Белостоке, Екатеринославе, Одессе, Варшаве, Петербурге), «М.» не пользовалась влиянием среди массы рабочих. Коммупистич. партия вела решит, борьбу с «М.» и отд. ее проявлениями в годы социалистич. строительства.
Лит.: Батурин Н., Памяти «М.», «Правда», 1926, 2 марта, Xs 50; С ы р к и н Л. Н., Махаевщина, М.—Л., 1931; Что такое «М.»?, «Правда», 1938, 18 ноября, № 318.
И. Златоцветов. Москва.
МАХАРАДЗЕ,Филипп Иесеевич [9(21) марта 1868— 10 дек. 1941] — профессиональный революционер, пропагандист марксизма в Грузии, обществ, и гос. деятель. Учился в Тифлисской духовной семинарии (1884—90) и в Варшавском 'ветеринарном ин-те (с 1891). С 1891 — участник марксистского кружка. Вел активную революц. деятельность в Грузии. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С февр. 1921 — пред. Ревкома Грузин, затем пред. ЦИК Груз. ССР, пред. Госплана ЗСФСР, пред. СНК Груз. ССР, пред. ЦИК ЗСФСР. С 1938 — зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР и пред. Президиума Верх. Совета Груз. ССР. Выступая по теоретич. вопросам, М. резко критиковал груз, идеалистов, вел борьбу против субъективно-идеалистич. взглядов. Большое внимание М. уделял изложению осн. принципов марксистской диалектики, вопросов историч. материализма, этики и эстетики. Как литературовед и лит. критик М. выступал в защиту реализма.
Соч.: Советы и борьба за советскую власть в Грузии 1917 —1921, Тб., 1928; Очерки по истории рабочего и крестьянского движения в Грузии, [М.], 1932; на груз, яз.: Соч., т. 1, 2, 5, Тб., 1924—26; Задачи института марксизма-ленинизма, Тб., 1931; Марксизм и его международное значение, «Большевик», 1933, „N» 3—4.
Лит.: Махарадзе Н. Б., Ф. Махарадзе. Жизнь и революционная деятельность, Тб., 1960; на груз, яз.: Г о р-гиладзе Л., К истории марксизма в Грузии, Тб., 1956; Бакурадзе О., Из истории распространения марксистской философии в Грузии, Тб., 1959.
В. Кердзевадзе. Тбилиси.
МАХАЯНА(санскр.— большая колесница) — название одного из двух гл. направлений в буддизме, возникшего в 1 в. н. э. в Индии. В М. на первый план выдвигаются культ обожествленного Будды и пышные религ. обряды. Укреплению позиций М. служили филос. школы мадхьямиков и йогачаров. В 1 в. н. э. началось распространение М. из Индии в Китай,
оттуда в 4 в. в Корею, в 6 в. в Японию. Позднее ма-хаянистский буддизм проник в Тибет, Монголию и Бурятию.
Лит.: Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; D u t t N., Aspects of Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930.
МАХДУМ— см. Дониш.
МАХИЗМ— 1) В узком смысле — совокупность филос. воззрений австр. физика и философа Маха. 2) В широком смысле — субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии наук, разработанное в нач. 20 в. в работах Маха, Авенариуса и их учеников (Петцолъдт, Карстаньен, Вилли и др.), а также в работах Пирсона и Дюгема. В нек-рых отношениях близки к махизму филос. взгляды Пуанкаре и Оствальда. М.— форма позитивизма. В России сторонниками М. были В. Чернов, П. Юшкевич, В. Базаров, А. Богданов и др., пытавшиеся «примирить» марксизм с М. Всесторонняя критика М., его реакц. социально-политич. сущности дана в классич. работе Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Остроумную, хотя и недостаточно глубокую марксистскую критику М. предпринял Плеханов в работах «Materialismus militans» и «Трусливый идеализм».
Хотя осн. теоретич. положения М. разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом, широкое распространение М. связано с деятельностью Маха. Это объясняется тем, что филос. и методологич. работы Маха возникли в качестве непосредств. реакции на кризис классич. механистич. физики; Мах выступил с претензией объяснить этот кризис филос. позиций естествознания и предложить методологич. программу выхода из него. Ленин писал: «...Надо принять во внимание несомненную связь махизма с одной школой в одной отрасли новейшего естествознания... Меньшинство новых; физиков, под влиянием ломки старых теорий великими, открытиями последних лет, под влиянием кризиса новой физики, особенно наглядно показавшего относительность наших знаний, скатились, в силу незнания диалектики, через релятивизм к идеализму» (Соч., т. 14, с. 342—43).
Развитие физич. науки к концу 19 в. выявило, что классич. механика не может быть принципом объяснения ряда новых открытий физики. Открытие второго начала термодинамики привело физику в конфликт с осн. особенностью механич. явлений — обратимостью. Одна из особенностей термодинамики состоит в том, что ее понятия стоят ближе к эмпирич. наблюдению, а ее законы — ближе к эмпирич. кон-статациям, чем понятия и законы молекулярно-кине-тич. теории. Это обстоятельство толкало нек-рых из критиков механистич. физики, видевших в термодинамике образец немеханич. физич. теории, к отождествлению физич. теории с описанием того, что «дано» в опыте, с борьбой против «объяснительной» за «описательную» физику, с ее отказом от качеств, интерпретации явлений в пользу математич. формализма. Термодинамич. формализм стал почвой для т. н. энергетизма (Дюгем, Оствальд). К этому же периоду относится открытие Планком прерывного, квантового характера обмена энергии и импульса, что прямо противоречило классич. концепции непрерывности движения. В 1881 опытом Майкельсона была опровергнута гипотеза эфира, неразрывно связанная с теорией инерции света, гравитации в классич. механике. Впоследствии этот опыт послужил экспериментальной основой относительности теории. Наконец, необходимость пересмотра понятий классич. физики стала неизбежной с открытием в конце 19 — нач. 20 вв. явлений радиоактивности, поставивших под вопрос классич. теорию атомизма, пространства, времени и движения.
372 МАХИЗМ
К концу 19 в. появляются работы, в к-рых показывается недостаточная логич. оправданность ряда предпосылок ньютоновой механики, принимавшихся до этого времени в физике как нечто самоочевидное, не подлежащее анализу. Такую логич. критику осн. понятий классич. механики содержали и работы Маха, к-рый в «Механике» дал анализ ньютоновских понятий массы, силы, инерции, показал роль системы отсчета для формулирования законов механики и раскрыл логич. несостоятельность классич. ньютоновских представлений об абсолютных пространстве и времени. Если в механике Ньютона ряд физич. явлений объясняется через отнесение их к абс. пространству, то Мах выдвигает др. принцип: все, что происходит в мире, должно объясняться взаимодействием тел. Этот «принцип Маха», как его называл Эйнштейн, был использован не только для критики классич. физики, но и для построения новой физики, как Эйнштейном, так и другими крупными физиками 20 в., хотя уже в работах самого Эйнштейна была обнаружена ограниченность, неуниверсальность этого «принципа». Эйнштейн в последние годы жизни допускал существование таких физич. явлений, для к-рых «принцип Маха» теряет смысл. Однако сам Мах рассматривал этот «принцип» как выражение методология, требования эмпирического, чисто описат. определения исходных понятий науки.М.как определ. система филос. и методология, принципов по сути дела и был попыткой подвести теоретич. базис под требования «описательной» физики и сформулировать методология, принципы новой, неклассич. физики в филос. рамках субъективного идеализма.
Двумя осн. методология, требованиями науки Мах считает: 1) экономию мышления; 2) идеал «чисто описательной» науки. Экономию мышления Мах объявляет осн. характеристикой познания вообще, распространяя на человека и его познание учение Дарвина о борьбе за существование и естеств. отборе. В основе как обществ, жизни, так и науки, по Маху, лежит удовлетворение нек-рых изначальных биологич. потребностей, в частности потребности в самосохранении. Из биологич. инстинкта самосохранения и выживания, свойственного человеку, Мах выводит необходимость «приспособления» организма к фактам, а из последнего — экономию мышления как существ, характеристику человеч. познания. То же содержание Авенариус выражает в «принципе наименьшей траты сил». Принцип экономии мышления в махистской философии выступает как выражение субъективио-идеалистич. эмпиризма. «...Принцип экономии мышления, если его действительно положить „в основу теории познания", не может вести ни к чему иному, кроме субъективного идеализма. „Экономнее" всего „мыслить", что существую только я и мои ощущения,— это неоспоримо, раз мы вносим вгносеологию столь нелепое понятие» (Ленин В. И., там же, с. 157). Эйнштейн, к-рый в молодости, находясь под впечатлением критики Махом классич. физики, не всегда критически относился к философско-методоло-гич. положениям М., в более поздние годы решительно протестовал против смешения Махом «психологической простоты» (в виде принципа экономии мышления) и «логической простоты» как рационального требования к науч. гипотезе объяснять как можно больший круг явлений. Махистский принцип экономии мышления был впоследствии использован и развит в филос. работах Рассела и Карнапа.
Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале науки. Гипотеза плодотворна в качестве предварит, допущения в целях более легкого понимания фактов. Однако гипотеза нужна ученому только постольку, поскольку он не может иметь ясных мыслей о неизвестном и вы-
нужден предугадывать наглядные условия уже известного типа. В развитой науке, с т. зр. Маха, объяснит, часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена.
Одним из паразитич. объяснит, элементов науки, подлежащих удалению, М. считает понятие причинности. Вместе с механистич. интерпретацией причинности М. отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений. Ленин обращает внимание на то, что в данном случае М. подменяет вопрос о возможности выразить причинность в математических функциональных отношениях субъективно-идеалистич. отрицанием объективного характера причинной связи. «Действительно важный теоретико-познавательный вопрос, разделяющий философские направления, состоит не в том, какой степени точности достигли наши описания причинных связей и могут ли эти описания быть выражены в точной математической формуле,— а в том, является ли источником нашего познания этих связей объективная закономерность природы или свойства нашего ума, присущая ему способность познавать известные априорные истины и т. п. Вот что бесповоротно отделяет материалистов Фейербаха, Маркса и Энгельса от агностиков (юмистов) Авенариуса и Маха» (там же, с. 146—47).
Методология, принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критич. анализ ньютоновских понятий массы, абс. пространства Мах связывает с филос. тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и ее свойств. Свое методология, требование о необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения осн. «элементов», к-рые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи нек-рым пределом разложения эмпирич. опыта. Единство наук, по мнению Маха, покоится па том, что все они имеют один и тот же предмет — чувственно данные элементы — и лишь по-разному, с разных т. зр. подходят к раскрытию зависимостей этих элементов. Как понятие «вещи», так и понятие «Я» являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений). Проблема отношения тела и его свойств, так же как и проблема отношения «Я» к телу, имеют, по Маху, мнимый характер. Ленин вскрывает субъективно-идеалистич. смысл теории «элементов» Маха: «На деле, разумеется, проделка со словечком „элемент" есть самый жалкий софизм... Либо „элемент" есть ощ у-щ е н и е, как говорят все эмпириокритики, и Мах, и Авенариус, и Петцольд, и т. д.,— тогда ваша философия, господа, есть идеализм, тщетно пытающийся прикрыть наготу своего солипсизма нарядом более „объективной" терминологии. Либо „элемент" не есть ощущение,— и тогда с вашим „новым" словечком не связано ровно никакой мысли...» (там же, с. 44). Согласно М., формирование комплексов элементов, выделение тех или иных связей элементов и т. д. зависит от определ. «точки зрения». Существо, от «точки зрения» к-рого зависит та или иная форма объединения элементов, не может быть в сущности интерпретировано иначе, чем познающий субъект. Авенариус специально подчеркивает неразрывность и нерасторжимость человека и его среды, «принципиальную координацию» «центрального члена» и «проти-вочлена». Как известно, с т. зр. марксистской философии, в процессе познания субъект играет активную роль. Бесспорно, что познающему субъекту объект дан не сразу во всей полноте его свойств. Субъект активно строит образ внешнего объекта в процессе практич. и познават. освоения этого мира. Мах, однако, предполагает субъекта с его «точкой зрения» не в
МАХИЗМ — МАЦКЯВИЧЮС 373
качестве материального существа, носителя иознават. процесса, а в качестве основы самой действительности, т. к. элементы, с т. зр. М., это не просто стороны объекта, выделенные в процессе его познания, а осн. компоненты мира. «Мы видели, что исходный пункт и основная посылка философии эмпириокритицизма есть субъективный идеализм. Мир есть наше ощущение,— вот эта основная посылка, затушевываемая, но нисколько не изменяемая словечком „элемент", теориями „независимого ряда", „координации" и „иптроекции". Нелепость этой философии состоит в том, что она приводит к солипсизму, к признанию существующим одного только философствующего индивида» (там же, с. 82). Сам Мах подчеркивает, что исходные пункты его философии несущественно отличаются от философии Беркли и Юма. Махистское «снятие» дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими т. н. «реалистическими» направлениями совр. бурж. философии, течениями «нейтрального монизма» и др. филос. школами (неореализм, Рассел). Критика Махом и Авенариусом субстанциалистского понятия о «Я», душе повлияла на критику В. Джемсом понятия сознания, а через него и на неореалистов, на формирование филос. основ бихевиоризма. Махистское решение психофизич. проблемы было подхвачено мн. бурж. психологами (В. Вундт, Титченер, мн. из представителей гештальтпсихологии, как, напр., В. Кёлер). Философия и методология Маха были исходным пунктом оформившегося в нач. 20-х гг. 20 в. субъективно-идеалистич. филос. направления логического позитивизма, к-рое, отбросив теоретико-поз-нават. психологизм и биологизм Маха и приняв на вооружение совр. математич. логику, развило дальше махистский тезис описат. науки в виде т. н. «принципа верификации».
Если в конце 19 в. и нач. 20 в. М. имел влияние на умы мн. физиков, видевших в Махе сильного критика механицизма, то в наст, время налицо явное разочарование в М. и позитивизме даже тех бурж. ученых, к-рые находились когда-то под его влиянием. М. и позитивизм как философия и методология пришли сейчас в явное столкновение с совр. наукой. Отходя от М. и позитивизма, то из бурж. физиков, к-рые не переходят на позиции диалектич. материализма, обращаются к др. видам идеализма: платонизму, неотомизму и т. д. Разгром М. как идейного течения, претендовавшего на роль «философии совр. естествознания» и как таковое пытавшегося занять «надпартийную» позицию в философии над материализмом и идеализмом, осуществил в «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин. Показав сущность М. как явления кризиса естествознания, Ленин вместе с тем выяснил, что «... за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества» (там же, с. 343).
Лит.: Плеханов Г. В., Materialismus militans. Ответ г. Богданову, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Богданов А. А., Эмпириомонизм, кн. 1—3, М., 1904—1906; Авенариус Р., Критика чистого опыта, т. 1—2, СПБ, 1907—08; его же, Человеч. понятие о мире, М., 1909; его же, Философия как мышление о мире со гласно принципу наименьшей меры сил, СПБ, 1913; Мах Э., Анализ ощущений ..., 2 изд., М., 1908; его же, Познание и заблуждение, [М.1, 1909; его же, Популярно-научные очерки, СПБ, 1909; его же, Механика, СПБ, 1909; его же, Принцип сохранения работы, СПБ, 1909; Д ю г е м П., Фи- зпч. теория, СПБ, 1910; Вундт В., О наивном и критич. реализме, П., 1910; Пирсон К., Грамматика науки, СПБ, [б. г.]; Блонский П. П., Совр. философия, ч. 1, М., 1918, с. 20—36, 48 — 112; Б а к р а д з е К. С, Очерки по истории новейшей и совр. бурш, философии, Тб., 1960, с. 56 — 123; Н а р с к и й И. С, Очерки по истории позитивизма, М., 1960, с. 110 — 138; Кузнецов Б. Г., Эйнштейн, 2 изд., М., 1963, с. 74 — 76. В. Лекторский. Москва.
МАХМУД ШАБУСТАРЙнбн Абдулкарим (1287— 1320) — азерб. философ-пантеист. Филос. поэма М. «Цветник тайн» («Гюлынан-и раз», Тебриз, 1848/49; Шираз, 1954) была переведена на англ., нем., франц., тур., частично на лат. и итал. языки. Выступая против платоновского раздвоения мира, М. писал, что «мир есть единое (существо)» («Гюлыпан-и раз», с. 11), хотя «бытие внешне проявляется во множественности, оно едино внутренне» («Гюльшан-и раз», с. 38). Бог и природа, по его мнению, составляют единство; бог имманентен природе и неотделим от нее. Примыкая к аристо-телизму в рассуждениях о форме и материи, М. вместе с тем писал, что «форма без материи, так же как и материя без формы, кроме небытия, ничего не означает» (там же, с. 29), а-«все вещи в мире состоят из этих двух видов небытии» (там же).
М. утверждал, что природа непрестанно обновляется и развивается, что «каждое мгновение в ней есть возникновение и исчезновение» (там же, с. 38), что «все вещи возникают через противоречия» (там же, с. 7, «Саадат-наме», с. 509). Он высказывал мысль, согласно к-рой органич. мир возник из неорганического путем длит, эволюции. От соединений и смешений четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля),— писал он,— возникли минералы, из минералов — растения, из растений — животные, а когда животное царство достигло совершенства, появился человек. Человек, по М., есть результат длительной эволюции и непосредственно происходит от обезьяны (см. «Мират-ул Мухаггегин», с. 8—б—9—а). «Человек имеет ум, чтобы познать скрытые тайны» (там же, с. 27).
Лит.: Крымский А., История Персии, ее литературы и дервишекой теософии, т. 3, М., 1914 —15; С а м и М., Гамус-ул-э лам, т. 1—6, Стамбул, 130В —1316 [1888—98]; Browne E. G., A history of Persian literature under Tartar dominion, [Camb.], 1920; Данешмандан-е Азербайджан, Тегеран, 1314 с. г. х. (1935); HI и б л и Н у' м а н и, Ши'р ал-'аджам, т. 5, Тегеран, 1318 с. г. х. [1939]; Т а б р и з и М о х а м м е д - А л и, Райханат ал-адаб..., т. 2, Тегеран, 1327, с. г. х. [1948]; Азарбэ^чан эдэбилаты тарихи, Баку, 1960; На mmer-Purg stall J. von, Mahmud Sche-bistaris' Rosenflor des Geheimnisses, Pesth—Lpz., 1838; Whinfield E. H., Gulshani Ras; the mystic Rose Garden of Sa'd ad-Din Mahmud Shahistari, L., 1880; Shebistari. Sa'd al-Din Mahmud b. 'Abd al—Karim b. Yahya, Enzyklopae-die des Islam. Bd 4, Leiden—Lpz., 1934; Mahmud Shabustari, philosopher and poet, «Iran today», 1953, № 3.
III. Исмаилов. Москва.
МАХТУМКУЛЙ(прозвище — Ф р а г и) (р. ок.
1730—ум. в 80-х гг. 18 в.) — туркм. поэт и мыслитель. Филос. взгляды М. формировались под влиянием Лизами, Саади, Навои, Рудаки и Неси.ми. Приверженность исламу сочеталась у М. с резкой критикой мракобесия и корыстолюбия эксплуататорских классов, что выражало нараставший протест обездоленных масс против феод.-байского гнета. М. мечтал о создании лучшего общества, к-рое соответствовало бы интересам простого народа. Не осознавая антагонизма между эксплуататорами и эксплуатируемыми, М., однако, делал попытки понять сущность социальных противоречий.
Соч.; Сайланан эсерлер, Ашгабат, 1957; в рус. пер. — Избр. произв., М., 1948 (предисл. Е. Бертельса); Стихотворения, Л., 1949; Классики туркменской поэзии. Махтум-Кули. Молла-Непес. Кемине, М., 1955.
КПСС с 1943. В 1944—46—первый секретарь ЦК ЛКСМ Литвы. Окончил ВПШ (1949) и АОН (1952) при ЦК КПСС. В 1952—57 — зав. кафедрой философии Вильнюсской парт, школы, с 1957 работает в АН Лит. ССР, зам. гл. редактора «Малой литов. сов. энциклопедии». Разрабатывает проблемы истории филос. и обществ.-политич. мысли в Литве.
С о ч.: IS visuomenines filosofines minties istorijos Lie-tuvoje, «Kqmunistas», 1961, № 6, 7.
МАШРАБ,Боборахим (ок. 1657—1711) — узб. поэт и мыслитель, один из представителей суфизма, в творчестве к-рого, однако, преобладали вольнодумческие мотивы. М. критиковал каноны ислама, хотя и признавал единого и безличного Аллаха. Соч. М. проникнуты печалью о тяжелом положении.народа. Казнен за критику духовенства.
Лит.: Мумвнов И., Из истории развития обществ.- филос. мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв., Таш., 1957, с. 59 — 61. М. Хайруллаев.Ташкент.
МАОСТУ (Maeztu), Рамиро де (1874—1936) — реакц. исп. писатель и философ, разделявший в своем раннем творчестве идеи Канта и Ницше и перешедший затем на позиции католицизма. В кн. «Authority, liberty and function in the light of the war», появившейся в 1916 на англ. языке, а затем в 1919 на исп. под названием «Кризис гуманизма» («La crisis del humanismo»), M., критикуя буржуаз-но-демократич. порядки, утверждает, что начиная с 12 в. люди предали забвению религ. истину о первородном грехе и о преходящем бытии человека на земле, вследствие чего возникли этатизм и индивидуализм. Преодолеть их можно только перейдя к корпоративно-синдикальному гос. строю, при к-ром принципы авторитета и свободы заменяются принципом функциональности.
Обгцествешю-политич. взгляды М. вошли в идейный арсенал исп. фалангизма.
Соч.: La revolucidn у los intelectuales, Md., 1911; Obreros e intelectuales, Barcelona, 1911; Defensa de la hispa-nidad, B. Aires, 1945; Frente a la republica, Md., 1956; Obras, t. 12—13, Md., 1957.
Лит.: К 1 i m k e F., Historia de la filosofia, 2 ed., Md., 1953; Marrero Suarez V., Maeztu, Md., 1955.
P. Мартинес. Москва.
МАЯНС-И-СИСКАР(Mayans у Siscar), Грегорио (9 марта 1699—21 дек. 1781) — исп. философ-просветитель, юрист, линпшст и библиограф. Развивая идеи исп. просветителей — Вивеса, Небрихи, X. Вальдо-са, Кеведо-и-Вилъегаса, Марианыж др., выступая против аристотеликов-схоластов, М.-и-С. поднимал на щит древних материалистов—Левкиппа, Демокрита, Эпикура. М.-и-С. был сторонником естеств.-науч. философии. Философия, по М.-и-С, должна служить целям просвещения и быть достоянием всех людей.
Соч.: Origenes de la lengua Espanola, Md., 1737, nueva cd., Md., 1873; Carta al Doctor D. J. Berni sobre las fuentes del derecho Lspanol, Valencia — Md., 1745; Observaciones legales. histtfricas у criticas sobre el concordato celebrado entre S. S. Benedicto XIV у el rey catblico Don Fernando VI, Md., 1847.