Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 9 страница



Разбухание бурж. гос. аппарата, а также адм.-уп-равленч. аппарата монополий позволяет нек-рым выходцам из М. б. сохранить на какое-то время срав­нительно привилегированное положение в качестве гос. чиновников, руководящих служащих. Но по ме­ре увеличения численности этих «новых средних сло­ев» основная их масса постепенно утрачивает свои привилегии.

В условиях совр. гос.-монополистич. капитализма все слон М. б. подвергаются растущей эксплуатации со стороны монополий. Посредством коптроля над процессом обращения (монопольно-высокие цены на средства произ-ва, низкие — на продукцию мелко­товарного сектора), ростовщических процентов по краткосрочным кредитам (долгосрочные кредиты мелким предприятиям недоступны) и высоких налогов (особенно в связи с милитаризацией) крупная бур­жуазия и ее гос-во отнимают у крестьян и ремеслен­ников не только созданную их трудом прибавочную стоимость, но и часть топ стоимости, к-рая должна быть обращена на покупку необходимых средств суще­ствования. Вследствие этого доходы мелких хозяев сплошь и рядом оказываются ниже уровня средней заработной платы наемных рабочих. Гнет монополий становится все более ощутим даже для верхнего, зажи­точного слоя М. б. Наряду с косвенными формами ограбления М. б. получают широкое распространение прямые методы ее подчинения и эксплуатации: кабаль­ные «соглашения» нефтяных компании с владель­цами бензоколонок, автомобильных компаний—с вла­дельцами авторемонтных мастерских и т. п.

М. б. стран развитого капитализма, будучи пере­ходным, распадающимся классом, лишенным проч­ных внутр. связей, не представляет собой самостоя-


тельной, единой и целеустремленной силы в политич. борьбе. Желание остаться в стороне от классовых столкновений между трудом и капиталом порождает у нее стремление к «средней линии» в политике. «...Вся суть классовой позиции и стремлений мелкой буржуа­зии состоит в том, чтобы хотеть невозможного, стре­миться к невозможному, т. е. как раз к такой „средней линии"» (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 76). Отсюда — неизменный крах многочисл. «независимых» мелкобурж. политич. движений. Неспособность М. б. к само­стоят, политике обусловлена экономически. «Мелкий буржуа находится в таком экономическом положе­нии, его жизненные условия таковы, что он не может не обманываться, он тяготеет невольно и неизбежно то.к буржуазии, то к пролетариату» (там же, с.180).

В период ранних бурж.-демократич. революций, когда пролетариат еще не сформировался как класс и не стал самостоят, политич. силой, мелкобурж. массы выступали на стороне революц. буржуазии того времени и притом — с гораздо более радикальных позиций, чем последняя. Крестьянство и городская М. б. были движущей силой англ. бурж. революции сер. 17 в., франц. бурж. революции конца 18 в. Тогда, как показал пример якобинцев, «...мелкие буржуа могли еще быть великими революционерами» (там же, т. 32, с. 338). После утверждения бурж. строя и начала самостоят, классовой борьбы пролетариата М. б., будучи заинтересована в сохранении режима частной собственности, стала изменять прежним революци-онно-демократпч. традициям. В революциях 1848 — 1849 значит, часть крестьянства оказалась резервом контрреволюц. буржуазии, а городская М. б. про­явила крайнюю непоследовательность и неустойчи­вость, способствовавшие поражению этих революций. Парижской Коммуне 1871 удалось привлечь на свою сторону значит, часть парижской М. б., но мелкобурж. массы франц. крестьянства либо остались пассивными, либо поддержали контрреволюцию. Наступление им-периалистпч. эпохи, вызвав резкое ухудшение эконо­мич. положения М. б., усилило в мелкобурж. массах тенденции к поддержке борьбы рабочего класса. В бурж.-демократич. революциях, развернувшихся в этот период, все более значит, слои М. б. стали вы­ступать на стороне рабочего класса (буржуазно-демо-кратич. революции 1905—07 и 1917 в России, ноябрь­ская революция 1918 в Германии). Окт. социалистич. революция, социалистич. революции в странах Ев­ропы и Азпн после 2-й мировой войны совершились при поддержке рабочего класса широкими слоями тру­дящихся крестьян и части городской М. б. Историч. опыт показал, что поведение М. б. в конечном счете зависит от того, какому из двух осн. классов, бур­жуазии или пролетариату, удастся повести ее за собой.

Источник постоянных колебаний М. б. — двой­ственная природа мелкого хозяйчика как собствен­ника и одновременно труженика. Фанатич. привер­женность к мелкой собственности обусловливает консервативные и реакц. черты сознания М. б., свой­ственный ей дух мещанства, филистерства, индиви­дуализма, ее страх перед коммунизмом, якобы пося­гающим на мелкую собственность. С другой стороны, мелкому буржуа присущи демократизм, стремление к справедливости, сочувствие эксплуатируемым, враждебность к крупному капиталу, монополиям. Слепая вера в спаент. роль бурж. гос-ва, вытекающая из чрезвычайно сильных в мелкобурж. среде иллюзий внеклассовое™ и надклассовое™, переплетается у М. б. с анархистскими тенденциями (прудонизм, бакунизм). Желание устранить «плохие стороны» капи­тализма, сохранив его основу, превращает многих мелких хозяев в приверженцев либерально-бурж. или социал-демократич. реформизма. Сословные, це-


МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ 383


ховые черты психологии М. б. влекут ее к идеям кор­поративизма. М. б. остро реагирует на всякое ущем­ление нац. чувства, однако се патриотизм легко пере­ходит в национализм и шовинизм, вследствие чего она часто становится послушным орудием фашистской реакции. В силу своей восприимчивости к социальной демагогии М. б. нередко оказывается игрушкой в ру­ках различных политич. проходимцев и авантюристов (см. Фашизм). Поскольку в сознании мелкобурж. масс, прежде всего крестьянских, более прочны ре лиг. предрассудки, эти массы служат гл. социальной опо­рой клерикализма. Мелкобуржуазность создает, т. о., почву для крайней пестроты идейно-политич. течений в бурж. обществе. Испытывая подчас резкие ухудше­ния условий существования, М. б. обнаруживает в такие периоды сильную неустойчивость, легко переходя от крайней революционности к поддержке самых реакц. сил «„Взбесившийся" от ужасов ка­питализма мелкий буржуа, это — социальное явле­ние, свойственное, как и анархизм, всел! капиталисти­ческим странам. Неустойчивость такой революцион­ности, бесплодность ее, свойство быстро превращать­ся в покорность, апатию, фантастику, даже в „бе­шеное" увлечение тем или иным буржуазным „люд­ным" течением,— все это общеизвестно. Но теорети­ческое, абстрактное, признание этих истин нисколь­ко еще не избавляет революционных партий от ста­рых ошибок, которые выступают всегда по неожи­данному поводу, в немножко новой форме, в неви­данном раньте облачении или окружении, в ориги­нальной — более или менее оригинальной — обста­новке» (Ленин В. И., Соч., т. 31, с. 15—16). ; Правящие круги капиталистич. стран стремятся использовать М. б. как опору бурж. строя, добиваясь подчинения ее своему влиянию с помощью разветвлен­ной системы массовых корпоративных организаций, контролируемых крупным капиталом, политики «раз­деляй и властвуй» и антикоммунизма. Бурж. идеологи рассматривают М. б. как «стабилизирующий», «урав­новешивающий» фактор обществ, развития, припи­сывая ей функции амортизатора в классовой борьбе между трудом и капиталом, «посредника» между ре­акц. и революц. силами (напр., Б. Кроче). В связи с этим они восхваляют мнимые «преимущества» мел­кого предпринимателя, свойственные ему действи­тельные и мнимые морально-этич. ценности — «трудо­любие», «бережливость», «ответственность», «самостоя­тельность» и т. п. Политич. партии монополистич. капитала в погоне за голосами мелкобурж. избира­телей не скупятся на обещания помощи и поддержки, уверяя будто целью бурж. общества является благо­получие мелких собственников, «спасение» их от ком­мунизма. Поскольку капиталистич. действительность находится в контрасте с этими уверениями, защит­ники капитализма пытаются приписать экономия. трудности мелких хозяев их личным «недостаткам», рекомендуя М. б. различные рецепты «самопомощи». Вместе с тем бурж. гос-во, напуганное масштабами пролетаризации масс, вынуждено время от времени проводить те или иные хоз.-политич. мероприятия для поддержки нек-рых,гл. обр. верхних, слоев М. б. Принципиальное отношение революц. рабочего дви­жения к М. б. определяется тем, что подавляющее ее большинство — трудящиеся и эксплуатируемые. Поэтому сознат. рабочие видят в мелкобурж. массах деревни и города своего естеств. союзника. Задача партий рабочего класса по отношению к М. б. дву­едина: с одной стороны, оградить рабочее движение от вредных последствий влияния мелкобурж. идео­логии, с другой — возможно шире привлекать мелко­бурж. массы на сторону борющегося пролетариата. В условиях, когда происходил процесс отделения пролетариата от мелкобурж. демократии, марксисты


делали, естественно, особый упор на критике колеба­ний и непоследовательности М. б., привлекая к со­юзу с рабочими в первую очередь ее беднейшую часть и проводя линию на нейтрализацию наибо­лее неустойчивых элементов. По мере роста пролета­риата, усиления монополий и обострения противоре­чий между монополистами и всей нацией создается все более широкая объективная основа для постоян­ного и прочного союза рабочих с М. б. в борьбе за де­мократию и социализм.

Вопреки этому, нек-рые социал-демократич. теоре­тики каутскианского толка выдвигают мнение, будто с ухудшением положения М. б. возрастает ее враждеб­ность к пролетариату, вследствие чего ее союз с пос­ледним якобы невозможен (Э. Грюнберг, А. Филип). К этой ложной концепции примыкают бурж. идеологи, выводящие авторитарно-фашистские тенденции импе­риализма непосредственно из природы М. б. (С. Лнп-сет). Коммунисты решительно выступают против по­добных антинаучных теорий. Меньшевизм (и троц­кизм) в России проповедовал идеи о непримиримости интересов пролетариата и М. б., о невозможности пере­хода к социализму в странах с преобладанием М. б. в населении. Построение социализма в СССР и др. странах опровергает эти теории. Новейший опыт меж-дунар. рабочего движения полностью подтверждает положения марксистско-ленинского учения о необ­ходимости и возможности союза рабочего класса с не­пролет, слоями трудящихся (Народный фронт во Фран­ции, нац. фронты в странах народной демократии). Конечно, М. б. неизбежно вносит в демократич. дви­жение свои предрассудки и реакц. фантазии, свои слабости и ошибки. Предостерегая коммунистов против ожиданий «чистой» классовой борьбы и соци­альной революции, Ленин указывал, что с точки зре­ния участия мелкобурж. масс в будущих классовых битвах важны не их субъективные представления, а тот факт, что «...объективно они будут на-падать на капитал» (Соч., т. 22, с. 340).

Коммунистич. партии капиталистич. стран стре­мятся еще в условиях капитализма сделать максимум возможного для того, чтобы облегчить участь наиболее эксплуатируемых групп М. б., защищая их насущные требования. Благодаря растущему влиянию проле­тариата, демократич. силам удается подчас вырвать оиредел. уступки в пользу средних слоев населения (пенсионное обеспечение и т. п.). Вместе с тем марк­систско-ленинские рабочие партии разъясняют кресть­янству и городской М. б., что коренное изменение их положения при капитализме невозможно. Они выдви­гают перед ними социалистич. перспективу, пока­зывая одновременно, что в странах с высоким уровнем индустриального развития после прихода к власти тру­дящихся возможно длит, сохранение мелких предприя­тий, активное участие средних слоев в строительстве нового общества. Обострение общего кризиса капи­тализма открывает все более благоприятные перспек­тивы для создания возглавляемых рабочим классом широких антимонополистич. коалиций, включающих, в частности, сельскую и городскую М. б. «В ликвида­ции господства монополии кровно заинтересованы рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, мелкая и средняя буржуазия города»(Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 72).

Условия существования М. б. в экономически сла­боразвитых странах отличаются, естественно, своей спецификой. Преобладающее большинство мелкобурж. массы составляет здесь крестьянство, к-рое пережи­вает стадию, пройденную крестьянством развитых капиталистич. стран много десятилетий назад. В стра­нах, где капиталистич. отношения мало развиты, мел­кобурж. характер крест, х-ва обнаруживается еще слабо. Для стран с относительно более сильным ка-


384 МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ — МЕЛЬЕ


питалистич. развитием, где уже давно началось разло­жение крест, х-ва, характерна крайняя степень пау­перизма как сел., так и гор. М. б.

Мелкобурж. массы экономически слаборазвитых стран, гл. обр. крестьянские, представляют собой не­посредственно революц. силу, будучи, наряду с моло­дым рабочим классом, важнейшим фактором анти-империалистич., антифеод., национально-дсмократич. революции. По мере того как на первый план в жизни народов этих стран выдвигаются проблемы незави­симого экономич. развития и социального прогресса, все более насущной становится необходимость тесного союза рабочего класса с крестьянством и городской М. б. в качестве основы нац. фронта. Все большее рас­пространение среди обездоленных мелкобурж.-кресть­янских масс недавно освободившихся стран получают социалистич. идеи, к-рые часто принимают «народ­ническую» или религ. окраску. В этих условиях стрем­ление революционно настроенных мелкобурж. масс к укреплению нац. независимости и социальному прогрессу становится — как показывают прежде всего примеры Кубы и Алжира — одним из решающих фак­торов перерастания национально-демократич. рево­люций в социалистические.

Союз рабочего класса с трудовыми слоями М. б. при руководстве перзого приобретает особенно боль­шое значение в переходный период от капитализма к социализму. Чтобы удержать политич. власть, ра­бочий класс безусловно нуждается в сочувствии и под­держке демократич. масс М. б., в прочном союзе с ни­ми. Руководство мелкобурж. массой Ленин рассматри­вал как одну из новых форм классовой борьбы, возни­кающих в переходный период'. В правильном опреде­лении и осуществлении политики рабочего класса по отношению к М. б. он видел одну из главных и труд­нейших задач социалистич. строительства. «Унич­тожить классы... значит также уничтожить мелких товаропроизводителей, а их нельзя прогнать, их нельзя подавить, с ними надо ужиться, их можно (и должно) переделать, перевоспитать только очень длительной, медленной, осторожной организаторской работой» (Соч., т. 31, с. 26—27). Победа рабочего класса осво­бождает М. б. от гнета финансового капитала и круп­ных помещиков, открывает перед ней возможность по­степенного перехода к крупному социалистическому произ-ву через кооперацию (см. Кооперативный план В. И. Ленина). В странах народной демократии сло­жились новые формы политич. союза рабочего класса с нспролет. массами: мелкобурж. демократич. пар­тии и организации, выступающие единым фронтом под руководством коммунистич. и рабочих партий. Вместе с тем мелкобурж. влияние, особенно в странах с отставшей при капитализме экономикой, служит одним из факторов, осложняющих процесс социали­стич. строительства. В. мелкобурж. среде находят питательную почву такие специфически мелкобурж. явления, как карьеризм, псевдорадикальный догма­тизм, национализм, а также идеалистич. представле­ния о роли личности в истории. Мелкобурж. неустой­чивость и шатания, проникая в ряды пролет, рево­люц. партий, гл. обр. в периоды их бурного роста, выступают в форме правого и левого оппортунизма и в форме ревизионизма и национализма. Борясь против всякого рода мелкобурж. шатаний, марксисты-лс-нинцы исходят из необходимости всемерного укрепле­ния единства и сплоченности народов социалистич. стран, всего междунар. коммунистич. движения.

Лит.: Маркс К.иЭнгсльс Ф., Манифест Комму­нистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х ж е, Обращение Центрального Комитета к Союзу коммунистов, там же, т. 7; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Э н г е л ь с Ф., Революция и контрреволюция в Гер­мании, там же; Лен и н В. И., Экономическое содержа-


ние народничества и критика его в книге г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1; е г о же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 15; его же, Из какого классового источника приходят и «придут» Кавеньяки?, там же, т. 25; е г о же, О консти­туционных иллюзиях, там же; его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же, т. 28; его же, Детская бо­лезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31; его же, О кооперации, там же, т. 33.

Сидоров А., Фашизм и городские средние слои в Гер­
мании, м.—Л., 1936; Грант Э., Социализм и средние
классы, пер. с англ., М., 1960; Н а д е л ь С, Совр. капи­
тализм и мелкая буржуазия, «Мировая экономика и между­
народные отношения», 1960, № 12; Городские средние слои
совр. капиталистич. об-ва, М., 1963; Торез М., Понятие
классам история, роль рабочего класса, «Коммунист», 1963
№ 6; G г u n Ь е г g E., Der Mittelstand in der kapitalistischeri
Gesellschaft, Lpz., 1932; Mar bach P., Theorie des Mit-
telstandcs, Bern, [1942]; Cole G. D. H., The conception of
the middle classes, «Brit. Journ. Sociology», 1950, v. 1, № 4;
Lewis R., Maude A., The English middle clas­
ses, L., 1953; В о n h a m J., The middle class vote, L., [1954];
Grayson H., The crisis of the middle class, N. Y.,' [1955];
D e 1 i 1 1 e B.., Les classes moyennes en France, «Economie
et Politique», 1956, № 26; P h i 1 1 i p s J. D., Little business
in the American economy, Urbana, 1958; Der Mittelstand in
der Wirtschaftsordnung heute. Die Akten des internationalen
Mittelstandskongresses von Madrid [7 —11. Mai 1958] Hdlb —
Lowen, [1959]. А. Б. Вебер. 'Москва.

МЕЛЬЕ(Meslier), Жан (1664—1729) — франц. фи­лософ-материалист, атеист, революц. демократ и уто-пич. коммунист. Сын деревенского ткача, М. по настоя­нию родителей стал сельским священником (с 1689). Трагедия жизни М. состояла в том, что, в силу своего по­ложения, он должен был проповедовать идеи, в лож­ности к-рых был твердо убежден. Опасаясь репрес­сий, М. решился изложить свои взгляды, лишь чувствуя приближение смерти, и закон­чил свое единств, соч. —«За­вещание» (см. ниже — Соч.) незадолго до своей кончины. Оторванный от культур­ных центров, М. сумел под­няться до вершин филос. и социально-политич. мысли своего времени. М. дал глубокую и всестороннюю кри­тику феод .-абсолютистского строя Франции как строя крайне несправедливого и тиранического, при к-ром «...одни несли все тяжести труда и неудобства жизни, а другие, не зная заботы и труда, наслаждались одни всеми благами и удобствами жизни» («Завещание», т. 3, М., 1954, с. 366). Используя античные легенды о «зо­лотом веко», когда люди владели всем сообща, М. писал, что «...зло и даже величайшее зло, допускаемое людьми, — это владеть благами и удобствами жизни отдельно, порознь от других...» (там же, т. 2, М., 1954, с. 225). Как идеалист в понимании обществ, жиз­ни, М. связывал возникновение частной собственности с злонамеренными действиями отд. лиц, желавших из­бавиться от тягот труда и повелевать другими людьми. Противоречия между народом и «сильными мира сего» М. считал непримиримыми; отвергая мысль о «просве­щенном государе», служащем обществу, М. призывал народ к революции: «...Постарайтесь объединиться... чтобы окончательно стряхнуть с себя иго тираниче­ского господства ваших князей и ваших царей: ниспро­вергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, размозжите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех ваших тиранов и не допускайте, чтобы они когда-либо царствовали над вами» (там же, т. 3, с. 356). М. набросал контуры ком­мунистич. общества, «...жизни сообща, как лучшей и наиболее подходящей для людей...» (там же, т. 2, с. 221): все люди одной местности должны объ­единиться в одну семью-общину, в к-рой существует общее владение всеми благами, все трудятся и любят друг друга, как братья; общины заключают между


МЕЛЬЕ — МЕН ДЕ БИРАН 385


собой союз с целью поддержания мира и взаимопо­мощи, устанавливают «справедливую и соразмерную» власть (см. там же, с. 155). Единообразное и равное воспитание, осуществляемое на средства и силами общества, формирует из всех детей хороших граждан.

Тиранич. порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди к-рых играет религия, к-рую М. подверг разносто­ронней и систематич. критике. Своими сказками об аде и рае религия стремится удержать народ в повинове­нии тиранам, политика и религия—это «...два вора-карманника, которые защищают и поддерживают друг друга» (там же, т. 1, М., 1954, с. 67). Не понимая всей глубины социальных и особенно гносеологич. корней религии, М. с классич. ясностью выразил про­светит, взгляд на происхождение религии, как резуль­тат сознательного обмана (см. там же, с. 68—69).*М. считал борьбу с суевериями первоочередной задачей «умных людей», к-рые должны просветить народ; тем самым М. определил направление деятельности франц. Просвещения 18 в.

Теоретич. источниками механистич. материализма М. явились античный атомизм, физика Декарта, мате-риалистич. тенденция философии Монтеня. Материа­лизм М. носил воинствующий характер. М. дал ори­гинальную критику декартовской метафизики, идеа­лизма Малъбранша и религ.-идеалистич. философии вообще. М. доказывал, что нелепо допускать существо­вание сверхъестеств. существ, в т. ч. бога, нематери­альной и бессмертной души. Порядок и совершенство природы, на к-рые ссылаются и правоверные теологи, и деисты как на свидетельство божеств, провидения, должны быть поняты из самой природы. Отождествив материю с бытием вообще, М. утверждал ее вечность и несотворенность: «материя сама по себе существует, сама от себя получает свое движение и действительно есть первопричина всех вещей» (там же, т. 2, с. 318). Пространство и время, являющиеся формами суще­ствования материи, также вечны и несотворенны;про-тяжение, тождественное пространству, это атрибут материи, а время — длительность материального бы­тия. Материя сплошь заполняет пространство и со­стоит из множества частиц, движущихся в различных направлениях; их сочетания образуют все вещи в мире. Это движение частиц порождает самые сложные и со­вершенные создания природы: растения, животных, человека. Жизнь, ощущения, мышление — это моди­фикации самой материи, возникшие естеств. путем. Опираясь на физику Декарта, М. развивал материа-листич. линию картезианства.

В трактовке познания, к-рое понималось как спо­собность адекватного представления в сознании объек­тивных связей вещей, М. в основном является рацио­налистом. Ясность и отчетливость идей рассматрива­лась им как критерий их истинности. Он признавал существование вечных истин (прежде всего он относил к ним математич. истины), к-рые не нуждаются ни в каком доказательстве и ясны сами по себе. Как пра­вило, положения своей философии М. обосновывал ис­ходя из анализа понятий бытия, материи и т. д.; точно так же, полемизируя со своими противниками, М. сосредоточивал внимание на обнаружении противо­речий в их понятиях и рассуждениях. В то же время у М. иногда проявляется эмпирич. и сенсуалистич. тенденция; нек-рые положения он доказывал, ссы­лаясь на опыт; чувства признаются им источником большинства знаний. М. делал попытку преодолеть ограниченность рационализма путем соединения его с нек-рыми тезисами эмпиризма. Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование миро­воззрения франц. материалистов 18 в.


В 1793 Нац. конвент, чтя заслуги М. в борьбе с ре­лигией, принял решение воздвигнуть его статую в хра­ме Разума.

Соч.: «Завещание» («Le Testament») в количестве 3 ру­кой, экз.. написанных самим М., было обнаружено после его смерти (в настоящее время все оригиналы утрачены). Уже в нач. 1730 появились первые рукописные копии, продавав­шиеся тайно и получившие широкое распространение. В 1762 в Женеве было издано «Извлечение из .Завещания"» («Extrait des sentiments de Jean Meslier, adresses a ses Paroissiens, sur une partie des abus et des erreurs en general et en particulier»), сделанное Вольтером, значительно сократившим текст М. и оставившим только то, что было непосредственно направ­лено против христианства; Вольтер пытался представить М. деистом. Гольбах в «Здравом смысле кюре Мелье» («Le Bon sens du cure Meslier», 1772) дал вольное изложение сущности атеистич. аргументации М., подчеркивая, что религия и ти­рания совместно угнетают людей; как и Вольтер, Гольбах ничего не говорил о коммунизме М. Извлечения Вольтера и Гольбаха издавались много раз; как и само «Завещание», они были осуждены на сожжение и запрещены властями. Впервые «Завещание» было полностью опубликовано в 3 то­мах в 1864 в Амстердаме по одной из рукописных копий голландским антиклерикалом Р. Шарлем с написанными им предисловием и биографией М. На рус. яз. первый (сокра­щенный) перевод был издан в 1925. Полный пер. «Завеща­ния» опубл. в 1937 и 1954 (3 тт., вступит, ст. В. П. Волгина, комментарии Ф. Б. Шуваевой).

Лит.: Волгин В. П., Революц. коммунист XVIII
в., в его кн.: Очерки по истории социализма, 4 изд., М,—Л.,
1935; История философии, т. 2, [М.],1941, с. 286—92; Д е -
б о р и н А. М., Ж. Мелье, «Вопр. философии», 1954, № 1;
История философии, т. 1, М., 1957, с. 518—26; Джай-
м у р з и н А., Материализм Ж. М., «Уч. зап. Акад. об­
ществ, наук при ЦК КПСС», 1957, вып. 28; БиралоА.А.,
Социальные и идейные истоки утопич. коммунизма М.,
Морелли и Мабли, «Тр. Ин-та философии АН БССР», 1958,
вып. 1; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм,
М., 1960, с. 19—33; П о р ш н е в В., Мелье, М., 1964
(имеется библ.); Nodier С h., Melanges tires d'une
petite bibliotheque... De cure Meslier, P., 1829, p. 178—82;
Griinberg C.,J. Meslier, un precurseur oublie du socia-
lisme contemporain, «Bev. d'Economie politique», 1888,
t. 2; M a 1 о n В., Etudes sociales, 1. J. Meslier, communiste
et revolutionnaire, «Rev. socialiste», 1888, t. 8; P e t i t t i 1 s
E.. Un socialiste-revolutionnaire au commencement du XVIIIe
siecle. J. Meslier, P., 1908; H a a r J., J. Meslier und die
Beziehungen von Voltaire und Holbach zu ihm, Hamb., 1928
(Diss.); Morehouse A., Voltaire and J. Meslier, New
Haven, 1936 В. Кузнецов. Москва.

МЕНДЕ БИРАН(Maine de Biran), Мари Франсуа Пьер Гонтье (29 ноября 1766 — 20 июля 1824) — франц. философ-волюнтарист и реакц. политич. дея­тель, роялист. Филос. взгляды М. де Б. складывались в борьбе против идей франц. Просвещения и франц. материализма. М. де Б. занимали гл. обр. вопросы теории познания, рассмотренные в основном в ра­ботах «Влияние привычки на способность мыслить» («Influence de l'habitude sur la faculte de penser», 1803), «Фрагменты, относящиеся к основаниям морали и ре­лигии» («Fragments relatifs aux fondements de la mo­rale et de la religion», 1818) и в обобщающем «Очерке об основаниях психологии...» («Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, отрывки опубл. 1845—46, полностью — 1859).

Нельзя отождествлять способность чувствовать с сознанием (см. «Influence de Г habitude...», p. 13). Сознание появляется только тогда, когда возникает самосознание, личность (le moi). Поэтому важнейшая задача философии и заключается в установлении того «первичного», «основополагающего факта», к-рый кон­ституирует личность — «Я». М. де Б. считал, что этот факт находится во внутр. м:ире, внутр. опыте человека. Так, филос. проблемы он стремился разрешить на почве психологии. Но и способность испытывать ощу­щения не может быть сведена только к физич. чувстви­тельности. Даже самые простейшие впечатления вклю­чают в себя пассивные ощущения (sensations) и актив­ные восприятия (perceptions). Возникновение первых есть следствие воздействия внешнего мира на нас, на наши органы чувств и не зависят от нашего «Я». Возникновение вторых определяется нашим «Я», его активностью, к-рую М. де Б. в последних работах рассматривал как нечто «надорганическое», не зави-


386 МЕНДЕ — МЕНДЕЛЕЕВ


сящее от физич. природы человека. Об активности нашего «Я» мы можем знать лишь по ее проявлениям в усилии (effort) или воле. В усилии проявляется от­ношение субъекта к объекту, «Я» к «не-Я» (см. там же, р. 25—26). Воля, проявляющаяся в усилии, при столк­новении с «не-Я» и есть тот основополагающий факт, к-рый конституирует «Я». Она же определяет возмож­ность познания. Все то, что идет от объекта, не содер­жит в себе знания. Знание, истина достигаются всегда в борьбе силы собственно человеческой воли против импульсов животной природы.

М. де Б. различал четыре ступени в раскрытии воли, ступени установления человека, субъекта: 1-я сту­пень — жизнь простая, животная; это система аффек­тов, инстинктивных движений, реакций, органической интуиции; 2-я ступень — возникновение «Я» из недр примитивной жизни, когда сила сознания начинает освещать инстинкты, обобщения начинают возникать на стадии интеллектуального и морального существо­вания, еще окутанного впечатлениями, идущими извне; 3-я ступень—«Я» познает то, что есть «не-Я», это—по­знание внешнего, природы; 4-я ступень — «Я» подни­мается до познания самого себя. Оно размышляет и образует знание математическое и метафизическое. «Я» обнаруживает себя как сознание, освобожденное от примитивности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.