Беркли — против М. вообще, франц. М. 18 в.— против Беркли, Гегель — против франц. М. 18 в. и т. д. Борьба становится многосторонней, многоплановой и постепенно приобретает международный характер.
354 МАТЕРИАЛИЗМ
4. Осн., линии развития -»-домарк- систского М. 19 в. в России и Зап. Европе (см. схему III).
Гл. магистральная линия развития М. в 19 в. проходила в направлении обогащения его диалектикой, к-рая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики Гегеля с М. путем ее материалистич. переработки. Этот процесс был начат, но не доведен до конца представителями рус. М. 19 в.; продолжая материалистич. традицию Ломоносова и Радищева, Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, сделали попытку соединить диалектику Гегеля с М.; в Германии Фейербах произвел революцию, когда он отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к М. Но вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику, а потому вообще не мог соединить М.с диалектикой. Для всего домарксистского М. характерно вообще непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У Фейербаха непонимание этого единства выступало столь же сильно, как у франц. материалистов 18 в. и у их прямого продолжателя Сен-Симона (эта линия во Франции 19 в. перешла на почву идеализма и позитивизма у Конта). У рус. революц. демократов-материалистов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство М. и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему. Эту характерную особенность отметил Ленин, говоря, что осн. беда старого (домарк-совского) М.— неумение применить диалектику к теории отражения, к процессу познания. Все последующие отступления от диалектич. М. шли также в значит, мере по этому же направлению (механисты, Сталин). В отношении рус. М. 19 в. под влиянием культа личности Сталина допускались серьезные отступления от история, правды. Напр., утверждалось, будто бы признание преемств. связи взглядов Чернышевского с материализмом Фейербаха и диалектикой Гегеля означает космополитич. отрицание оригинальности передовой материалистич. мысли в России 19 в. и низкопоклонство перед философами Зап. Европы. Это резко противоречило тому, что писал Ленин. Ошибочной была прямо противоположная тенденция— недооценивать, а тем более принижать историч. значение и материалистич. роль учения рус. революц. демократов 19 в.
М. естествоиспытателей 19—20 вв. в схеме III не отражен.
5. Линия развития марксистского М. (см. схему III).
Задачу соединения М. с диалектикой впервые решили Маркс и Энгельс. Теоретич. источниками служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и франц. М. 18 в. Взаимопроникновение М. и диалектики в марксистской философии 19 в., вызвало революц. переворот в истории всей человеч. мысли. Дальнейшее развитие диалектич. М. в новой историч. обстановке связано с именем Ленина. Развитие марксистского М. от момента его возникновения до настоящего времени на схеме III обозначено жирной линией, в отличие от более тонких линий, представляющих его предшественников. Этим обозначается качеств, отличие марксистского М. от всех домарксистских и вообще немарксистских течений в М. и вместе с тем международный характер всего марксистско-ленинского учения (в т. ч. и филос. его части). Пунктирные линии показывают попытки реставрации старых видов М. в целях борьбы против диалектич. М. (см. линии, идущие от франц. М. 18 в. к вульгарному. М. сер. 19 в. и далее к позитивисту Дюрингу и к механистам 20 в.).
Во всех этих случаях водоразделом оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органич. единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистич. основе. Невозможно было до конца соединить М. с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе М. Все отступления от последовательного (диалектич., марксистского) М. связаны в первую очередь с тем, что М. и диалектика оказывались недостаточно органически слиты между собой (как это было, напр., у Сталина, к-рый резко разделял диалектич. метод и материалистич. теорию).
Относительно истории возникновения и развития диалектич. М. выдвигались неверные концепции. По поводу генезиса диалектич. М. утверждалось следующее:
1) Будто бы учение свое Маркс и Энгельс создали путем простого сложения диалектики Гегеля с фейербаховским М. В действительности свой метод Маркс характеризовал как прямо противоположный гегелевскому, из к-рого основоположники марксизма выделили только рациональное зерно. Точно так же из фейербаховского М. они выделили осн. зерно, отбросив всю его метафизич. ограниченность. В итоге Маркс и Энгельс коренным образом переработали воззрения своих филос. предшественников, создав качественно новое учение — диалектич. М., в к-ром диалектика и М. пронизывают друг друга. 2) Будто бы Маркс и Энгельс вообще не исходили из гегелевской диалектики: философия Гегеля была объявлена Сталиным аристократич. реакцией на франц. М. и на франц. бурж. революцию 18 в. Тем самым отрицался факт теоретич. подготовки диалектич. М., резко обрывалась преемств. связь в историч. развитии мировой филос. мысли, а сам марксизм изображался как появившийся внезапно, в стороне от осн. путей развития мировой цивилизации.
В отношении дальнейшего развития диалектич. М. утверждалось следующее:
1) Будто бы между Марксом и Лениным стоит Плеханов в качестве необходимого связующего звена, так что, кроме ленинского этапа, в развитии диалектич. М. следовало бы выделить особый плехановский этап. В действительности Ленин, высоко оценивая филос. работы Плеханова, исходил, однако, непосредственно из учения Маркса и Энгельса, минуя всякого рода «промежуточные звенья». Особенно недопустимо было бы считать продолжателями дела Маркса всякого рода ревизионистов и оппортунистов, в т. ч. лидеров 2-го Интернационала. 2) Будто бы у ленинского этапа в марксистской философии было два равноправных теоретических источника: учение Маркса и М. русских революционных демократов 19 в. Но очевидно, что М. последних резко отставал от марксистского М. в самом главном — в вопросе о единстве диалектики, логики и теории познания, не говоря уже об историч. М., а потому нельзя ставить в один ряд единств, теоретич. источник ленинизма — учение Маркса — и к.-л. другие учения. Это не исключает того факта, что дальнейшее развитие марксистского М. не только допускает, но и требует постоянного его обогащения опытом рабочего движения и достижениями науки, культуры, в т. ч. и нац. культуры (включая философию) той хтраны, где происходит его развитие. 3) Будто бы развитие ленинизма, а значит и марксистского М., после смерти Ленина осуществлялось Сталиным, к-рый был неправильно поставлен в один ряд с Марксом, Энгельсом и Лениным как классик марксистского учения. В действительности же Сталин лишь популяризировал марксистскую философию, сопровождая это грубыми искажениями популяризируемого учения, за-
МАТЕРИАЛИЗМ 355
черкивая диалектич. логику. Поэтому в настоящее время представители марксистского М., ликвидируя последствия культа личности, исправляют допущенные Сталиным ошибки и отступления от диалектич. М. и всецело опираются непосредственно на филос. наследие Ленина, разработка к-рого составляет одну из гл. задач диалектич. М. Задачи, стоящие перед марксистами-ленинцами в области философии, подробно изложены в ст. Диалектический материализм.
6. Осн. линии развития М. в естествознании 19—20 вв. В 17—18 вв. философия и естествознание тесно соприкасались друг с другом и ми. ученые были одновременно и философами и естествоиспытателями (Галилей, Ньютон, Бойль, Декарт, Бошкович, Ломоносов, Кант, Пристли и др.). В 19 в. философия и естествознание становятся раздельными специальностями ученых, причем в естествознании складывается самостоят, линия развития М. (см. Материализм естественнонаучный). Независимо от личных филос. воззрений объективно, по содержанию сделанных ими науч. открытий, естествоиспытатели способствуют обоснованию и дальнейшему развитию М. С этой т. зр. можно выделить две эпохи. 1) До конца 19 в., когда в естествознании почти безраздельно господствовал М., а идеализм проникал лишь в виде экстравагантных концепций, к-рые касались еще не познанной сущности явлений (Ignora-bimus Дюбуа-Реймона), их причин и законов («физиологический идеализм» И. Мюллера и Гелъмголъца) и т. п. Среди крупных естествоиспытателей сторонники диалектич. М. насчитывались единицами (Шорлем-мер). 2) С конца 19 в., когда под влиянием новейшей революции в естествознании и кризиса физики нек-рая часть естествоиспытателей (особенно физиков) скати-
лась в идеализм («физический идеализм»), стремясь вытеснить М. из естествознания и заменить его идеализмом и агностицизмом. Аргументы для осуществления этой реакц. цели черпались из новейших открытий естествознания. В действительности же все эти открытия не подрывали, а укрепляли позиции М. в естествознании, подтверждали и обогащали диалектич. М.
Характеризуя линию М. в естествознании, Ленин писал, что «...картина мира есть картина того, как материя движется и как „материя мысли т"» (Соч., т. 14, с. 338). Но вопрос о движении материи предполагает выяснение вопроса о физич. структуре самой материи, как носителе движения, т. е. вопроса о «...строении материи, об атомах и электронах...» (там же, с. 246).
В 19 в. в силу того, что диалектика еще не проникла достаточно глубоко в естествознание, исследование вопроса о строении материи (о ее дискретной структуре, о ее атомизме) могло быть еще до нек-рой степени отчленено от изучения вопроса о формах движения материи (об энергии, ее формах и их взаимных переходах). Но в том же 19 в. с вопросом о внутр. механизме взаимных превращений различных форм энергии неразрывно оказывался связан вопрос об их дискретных носителях (кинетич. теория тепла и газов, элект-рохимич. учения). Однако сама энергия в 19 в. трактовалась как непрерывное образование (на этой основе сложилась, в частности, классич., феноменологич. термодинамика). В 20 в. сначала идея дискретности была распространена на понятие движения (действие, энергия), а затем идея непрерывности (в частности, волнообразности) — на понятие веществ микрочастиц, в результате чего две обособленные в 19 в. линии развития М. (связанные — одна с атомистикой, другая с учением об энергии) слились в одну линию совр. атомизма.
Наряду с обеими указанными выше линиями М. в естествознании можно выделить тесно связанную с ними линию М., касающуюся изучения наиболее общих форм бытия материи (пространства и времени),, их математич. (геометрия) и физич. (физич. поля) трактовки, количеств, стороны наиболее общих отношений, материальных объектов (предметов и процессов), их общих структур, связей и закономерностей, составляющих предмет математики и теоретической физики.
Вопрос о том, как материя мыслит, предполагает другой вопрос: как материя живет? Этот последний обычно включается в общий вопрос о том, как материя движется (поскольку жизнь есть лишь одна из форм движения материи). Однако в виду его исключит, важности с т. зр. философии, ниже он выделен особо, тем более, что идеалистич. тенденции выступают здесь своеобразно (витализм, телеологизм, психоламаркизм, холизм и пр. разновидности «биоло-гич.» идеализма).
Т. о., в качестве важнейших линий М. в естествознании 19—20 вв. или его разновидностей выступают: а) атомистич. М. 19 в.; б) М. 19 в., связанный с учением об энергии и о формах бытия; в) совр. атомистич. М. 20 в.; г) биологич. М. и д) М., связанный с учением о психич. (в частности, мыслительной) деятельности. Это разделение условно (напр., вопрос о сущности и о происхождении жизни связан с развитием атомистич. химии, вопрос об осн. формах бытия связан с учением о строении и движении материи, вопрос о мышлении — с общим учением о жизни и т. д.).
Атомистич. М. нач. 19 в. противостоял в естествознании динамизм как специфич. вид идеализма; линии М. в учении об энергии противостоял энергетизм, продолживший линию динамизма; всему совр. атомистич. М. противостоит «физич.» идеализм; всему М. в учении о живой природе противостоит витализм,
356 МАТЕРИАЛИЗМ
психоламаркизм, «физиологич». идеализм, а в 20 в.— холизм, неовитализм и др. течения идеализма.
Естествоиспытатели по их филос. взглядам делятся нами на пять групп: 1) стоящие на позициях диалектич. М.; 2) стоящие на позициях естеств.-науч. М.н считающие себя материалистами или же открыто выступающие против идеализма и религии, но стыдливо отказывающиеся назвать себя материалистами; 3) стоящие на позициях стихийного М., не выступающие открыто по филос. вопросам и не ведущие активной борьбы против идеализма; 4) делающие отд. уступки идеализму в области философии, хотя в целом стоящие на позициях М.; 5) выступающие открыто против М., хотя на деле стоящие на позициях стихийного М. Индекс около имени ученого указывает, к какой группе этот ученый нами относится.
а)Атомистич. М. 19 в. берет начало от Дальтона2 (Англия), заложившего основы химич. атомистики с понятием атомного веса и выступавшего против динамизма; эту линию М. продолжил Берцелиус4 (Швеция) — автор электрохимич. представлений об атомах и вместе с тем защитник виталистич. учения о «жизненной силе». Против атомистич. материализма Берцелиуса боролся Гегель в своей «Натурфилософии». Диалектич. идею о существовании двух качественно различных ступеней в усложнении материи (атом и молекула) развивали сначала Авогадро 3 (Италия) и Ампер4 (Франция), позднее — Жерар4 (Франция) и Канниццаро 3 (Италия). Идею наличия элект-рич. зарядов у осколков атомов и молекул (ионов) развивали Фарадей 2 (Англия) и Аррениус 3 (Швеция), продолживший электрохимич. линию материализма Берцелиуса. Линию Дальтона — Жерара продолжили Менделеев 2 (Россия), открывший периодич. закон химич. элементов, согласно к-рому свойства элементов зависят от их атомных весов, и сподвижник Менделеева Браунер 3 (Чехия), занимавшийся неразработанными сторонами периодич. закона.
К этой линии М. примыкают школы М., связанные с органич. химией: Жерар (гомологич. и генетич. ряды, в к-рых отражен закон перехода количества в качество); Кекуле 4 (Германия) и др., развившие представления о связи между атомами (о валентности); Бутлеров 5 (Россия), создавший материалистич. теорию химич. строения, но защищавший идеализм и спиритизм против М. в философии; Шорлеммер1 (Германия), создавший науч. систему органич. химии и раскрывший ее диалектику; Вант-Гофф 2 (Голландия), выдвинувший идею пространств, тетраэдрич. модели атома углерода и выступивший против энергетизма Оствальда. Если атомистич. М. в химии основывался на выяснении того, как из атомов образуются молекулы, а в физич. химии — как молекулы электролитов распадаются на ионы, то в физике тот же М. опирался на изучение того, как из молекул образуются физич. тела (агрегаты), начиная с разреженных газов (кинетич. теория газов и теплоты). Эту линию М. развивали Клаузиус 4 (Германия), выдвинувший в то же время идеалистич. гипотезу «тепловой смерти Вселенной», Больцман 2 (Австрия), доказавший несостоятельность этой гипотезы на основании своей Я-теоремы, и др. Т. о., атомистич. М. в естествознании 19 в. строился и развивался, исходя из учета взаимосвязи трех дискретных видов материи: а т о м—и о н— молекула.
б) М. 19 в., связанный с учением о движении (энергии) и осн. формах бытия. Центр, пунктом здесь было открытие закона сохранения и превращения энергии. В подготовке этого открытия участвовал Фарадей, выдвигавший идею единства «сил» природы (т. е. форм движения материи) и понятие электрич. поля. Открытие назв. закона связано с именами Р. Майера 4 (Германия),
Гельмгольца 4 — механич. материалиста в физике, «физиологич.» идеалиста в физиологии органов чувств, и др. ученых. В дальнейшей разработке этого закона принимали участие мн. ученые: 1) в области кинетич. теории газов и вообще статистич. физики — Томсон (Кельвин3, Англия), разрабатывавший теорию мирового «эфира», Клаузиус, Больцман, Гиббс3 (США), разрабатывавший химич. термодинамику наряду с Вант-Гоффом; 2) в области учения об электромагнетизме и о физич. полях — Максвелл 3 (Англия), создавший электромагнитную теорию света, Герц3 (Германия), открывший особые электромагнитные волны, Лебедев 3 (Россия), впервые измеривший давление света; 3) в области физич. химии — Нернст 2 (Германия), противопоставивший идеалистич. концепции «чистой энергии» как основы физич. (теоретич.) химии материалистич. идею единства учения об энергии (термодинамики) и учения о молекулярном строении материи; Бекетов 2 (Россия), выступавший против энергетизма, и др.; 4) в области связи лучистых и электрич. явлений — Столетов 2, изучавший фотоэлектрич. эффект и также боровшийся против энергетизма; 5) в области изучения законов движения энергии — Умов 4.
В области механики и геометрии линию М. проводили: Лобачевский2 (Россия), создавший неевклидову геометрию, выступивший против кантовских взглядов на пространство, Кирхгоф 3 (Германия), к-рый вместе с Бунзеном4 (Германия) нанес удар по агностицизму и контовскому позитивизму, открыв спектральный анализ, с помощью к-рого можно определять химич. состав небесных тел; физич. геометрию (кристаллографию и кристаллохимию) разрабатывал Федоров 2 (Россия).
В итоге всех этих исследований сложилась классич. физич. картина мира с понятиями неделимого атома и неизменной массы, непрерывной мировой среды — «эфира» — и непрерывной энергии, а также с понятиями внешних по отношению к материи и движению и по отношению друг к другу — пространства и времени. Филос. основу этой картины мира составлял механистич. М., хотя по своему содержанию все открытия, обобщенные в этой картине, уже в 19 в. не укладывались в тесные рамки механистич. М. и объективно означали раскрытие диалектики природы.
в) Сов р. атомистич. М. 20 в. На рубеже 19 и нач. 20 вв. началась «новейшая революция в естествознании», в результате к-рой произошла смена формы атомистич. М. и коренная ломка всей физич. картины мира. Одной из важнейших линий развития этой революции, а вместе с тем и М. в естествознании (прежде всего атомистич. М.) было раздвижение уже известного ряда дискретных видов материи в сторону более мелких микрочастиц: открытие электрона Дж. Дж. Томсоном 2 (Англия) и создание им же первой (статич.) модели атома, открытие радиоактивности; затем открытие радия супругами М. Склодовской 3 (Польша) и П. Кюри i(Франция), что привело к созданию Резерфордом 3 и Содди 3 (Англия) первой теории радиоактивности, как распада атомов и превращения элементов. Отсюда берет начало ядерная физика: открытие атомного ядра, протона и искусств, превращения химич. элементов Резерфордом, изотопии Содди и закона «сдвига» Содди и Фаянсом 3 (Польша) и мн. др. Раздвижение ряда дискретных видов материи совершалось и в сторону более крупных микрочастиц: коллоидных, а также еще более крупных, участвующих в броуновском движении, изучение к-рого доказало объективную реальность молекул. В этом прогрессе физики участвовали Смолуховский 3 (Польша), Сведберг 3 (Швеция) и др. В математич.< разрезе категорию случайности, играющую здесь гл. роль, разрабатывал А. Марков 2 (Россия). Суммируя успе-
МАТЕРИАЛИЗМ 357
хи атомистики и атомистич. М.,: Перрен 2 (Франция) показал, что, идя самыми различными путями, физика и химия приходят к одному значению «числа Аво-гадро» (т. е. числа молекул в грамм-моле вещества). Реальность молекул стала несомненной. Философы и естествоиспытатели (особенно Оствальд и Мах), отрицавшие реальность атомов и молекул, признали свое поражение. Это была величайшая победа М. вообще и в первую очередь атомистич. М.
Теоретич. узлом, в к-ром на рубеже 19 и 20 вв. сошлись осн. линии развития М. в естествознании 19 в., был органич. синтез идеи дискретности материи с представлением о движении материи (о ее энергии), а вместе с тем — синтез принципов сохранения материи и энергии, открытие зависимости массы от движения. Решающее значение здесь имели два открытия: 1) создание Планком 2 (Германия) теории квантов, показавшей прерывистый характер действия, откуда вытекал прерывистый характер излучения; Планк с позиций М. вел борьбу против махизма; благодаря теории квантов движение материи было подведено под общую атомистич. концепцию, лежавшую в основе всего физич. учения о материи; 2) создание теории относительности Эйнштейном 4 (Германия), к-рая раскрыла новый взгляд на пространство и время, показав их относительность, их взаимосвязь и зависимость от движения; до этого к такому открытию приближались Ланжевен х, вставший позднее на позиции диалектич. М. и открыто боровшийся против «физич. идеализма, Лоренц 2 (Голландия), с именем к-рого связаны т. н. «лоренцовы преобразования», и др. Из частного принципа своей теории Эйнштейн вывел очень важное соотношение (взаимосвязь) между массой и энергией любого тела, ставшее фундаментальным законом совр. физики и соединившее в себе до того разобщенные принципы сохранения массы и сохранения энергии. Это соотношение (в применении к свету) фактически уже содержалось в экспериментальном измерении Лебедевым светового давления. Эйнштейн продолжил идеи Планка, введя представление о фотоне как «частице» (кванте) света; он участвовал в разработке теории броуновского движения. Позднее в общем принципе своей теории он связал основные формы бытия (пространство и время) не только с движением, но и их материальным содержанием, развив представление о физич. поле (пришедшее на смену старому, ме-ханич. понятию мирового «эфира»). Открытия Эйнштейна укрепляли позиции совр. атомистич. М., а вместе с ним — и диалектич. М., хотя сам Эйнштейн склонялся частично к идеализму в области философии. Позднее тенденции М. в его воззрениях усилились.
Следующим узлом, в к-ром сошлись основные линии развития атомистич. М., выраженные в 19 в. в перио-дич. законе Менделеева, а в 20 в. в открытиях электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности, квантов (фотонов), явилась первая модель атома Бора 4 (Дания). Эта модель строилась целиком на основах атомистич. М. и опиралась на важное материалистич. положение, выдвинутое Бором — принцип соответствия, в к-ром применительно к развитию физич. теорий фактически конкретизировался общий взгляд на соотношение абсолютной и относит, истины. Будучи стихийным (значит, непоследовательным) материалистом, Бор впоследствии делал уступки идеализму, примыкал к неопозитивизму. Позиции атомистич. М. укреплялись открытием Лауэ 2 (Германия) волновой природы рентгеновских лучей, изучением структуры кристаллов. В этом направлении развиваются работы Берна-ла * (Англия), давшего также исследования по истории развития науки как обществ, явления и его закономерностей.
В 20-х гг. 20 в. начался новый подъем «новейшей революции в естествознании» в связи с возникновением
квантовой механики, к-рая продолжила теоретпч. синтез в физике, начатый на рубеже 19 и 20 вв. Этот синтез был распространен на представления о прерывности (дискретности) и непрерывности всех физич. видов материи, шире — о веществе и поле (прежде всего свете). Начало этому прогрессу науки положил Луи де Бройль 2, выдвинувший идею, что каждой микрочастице (электрону, фотону и т. д.) сопоставлена определ. волна, каждой волне — определ. частица. Сначала де Бройль примкнул к лагерю неопозитивизма, но затем открыто перешел на позиции совр. атомистич. М., порвал с идеализмом, что явилось крупной победой М. вообще, т. к. свидетельствовало о начавшемся новом поражении субъективного идеализма в области физики. Одним из моментов создания и развития квантовой механики было установление Паули 5 (Швейцария) т. н. «принципа запрета» (принципа Паули), давшего возможность дальнейшей разработки модели атома; Паули выдвинул материалистич. гипотезу нейтрино в противоположность идеалистич. концепции об уничтожаемости энергии. Паули фактически укреплял этим совр. атомистич. М., хотя сам примыкал к неопозитивизму в области философии. Развитию совр. атомистич. М. способствовали открытия: супругами Ирен Кюри 3 и Фредериком Жолио-Кюри х (Франция) искусств, радиоактивности, предсказание Юкавой 3 (Япония) и открытие Блэкеттом 3 «тяжелого электрона» — первого мезона, чему, предшествовали открытия позитрона и нейтрона, причем последнее открытие привело к открытию деления ядра, а затем и способов использования атомной энергии. Последующие открытия показали существование целого мира элементарных частиц, начиная от легких (лептопов) и средних (мезонов, особенно пи- и ка-мезонов) и кончая тяжелыми (нуклонами) и сверхтяжелыми (гиперонами). В результате этого ряд дискретных видов материи был далеко продвинут в сторону более мелких микрочастиц. Одновременно совершалось его раздвиже-ние и в сторону более крупных частиц (макромолекул, полимерных молекул), что достигнуто совр. химией. Здесь химия непосредственно подводит к переходу в область явлений жизни (биохимия, биоорганич. химия, молекулярная биология). Т.о., первонач. участок дискретных видов материи, составляющих основу атомистич. М. 19 в., оказался в 20 в. раздвинутым в обе стороны: элементарные частицы — ядро — атом — ион — молекула — макромолекулы, полимеры. Обобщающие филос. исследования, касающиеся современного атомистического М. и его истории, даны С. И. Вавиловым г (СССР). В области учения о Земле и Вселенной эта же линия проводилась геохимиком А. Е. Ферсманом ! (СССР), астрономом В. А. Амбарцумяном * (СССР) (разрабатывающим вопросы звездной космологии) и др.
г) Б п о л о г и ч. М. 1 9—2 0 в в. М. в понимании жизни развивался по четырем гл. направлениям: понимание (1) сущности и происхождения жизни, где ему противостоял витализм, (2) строения и функционирования живых организмов, (3) возникновения и развития органич. видов и (4) чувственной и вообще психпч. деятельности живых существ, вплоть до зарождения у них мыслит, способности. 1-я пол. 19 в. проходит под знаком борьбы М. в биологии против идеалистич. и метафизич. понятия «жизненной силы» и против концепции абсолютной вечности и неизменности органич. видов. Здесь большую роль сыграл первый синтез органич. соединения из неорганич. веществ, осуществленный Вёлером 3 (Германия) и положивший начало длинной цепи органич. синтезов вплоть до самых сложных. Это укрепляло позиции М. еще и с др. стороны, нанося удар по агностич. кон-
358 МАТЕРИАЛИЗМ — «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ»
цепции непознаваемой кантовской «вещи в себе». Позиции М. в биологии были укреплены во 2-й трети 19 в. в результате создания клеточной теории. Благодаря успехам органич. химии был обнаружен материальный носитель жизни (белок) и важнейшее общее проявление жизни (самопроизвольный перманентный органич. обмен веществ). Укреплению М. в биологии способствовало опровержение Пастером4 (Франция) ложной концепции «самозарождения» жизни, к-рую отстаивали вульгарный материалист Пуше 3 (Франция) и революционный демократ Писарев 2 (Россия). В конце 19 в. начались попытки создать белок искусственным путем. В этом направлении много работал Э. Фишер 3 (Германия). Однако только в начале 60-х гг. 20 в. удалось вплотную подойти к этой сложнейшей задаче, нерешенность к-рой всегда использовалась идеалистами и виталистами в их борьбе против М. Возможность биосинтеза и конкретные пути его осуществления выяснились благодаря успехам биохимии и молекулярной биологии, опирающейся на кибернетику и биофизику, в результате чего удалось расшифровать код, указывающий «механизм» включения в строящуюся белковую частицу определ. аминокислот (строит, звеньев) в соответствии со звеньями в молекулах ДНК и РНК, участвующих в управлении биосинтезом.
Эволюц. идеи в биологии развивали в додарвинов-ский период Ламарк 3 (Франция), указавший на определяющее влияние внешней среды на жизнедеятельность организмов, Рулье 3 (Россия) и мн. др. Решающий шаг был сделан в этом отношении Дарвином 3 (Англия), к-рый создал эволюц. учение —дарвинизм, основу к-рого составила теория развития органич. мира. Это великое открытие, изложенное в книге «Происхождение видов», составило эпоху в развитии не только биологии, но и всего естествознания и послужило Марксу и Энгельсу естественнонаучным обоснованием их учения, в частности, теории классовой борьбы. Своим острием дарвинизм был направлен против метафизики (понятия постоянного вида) и идеализма, выступавшего в биологии в форме телеологиз-ма. Весь дальнейший прогресс биологии и смежных с нею наук совершается под знаком дарвинизма, т. е. идеи развития. Идеалисты, теологи и мракобесы всех мастей обрушиваются на него за его материалистич. и атеистич. направленность; напротив, представители М., прежде всего биологич. М., становятся на защиту дарвинизма, стремятся не только отстоять его, но и двинуть вперед, обогатить новыми данными. В этом направлении развертывается деятельность К. А. Тимирязева 2 (Россия), вплотную подошедшего к марксизму, к диалектич. М., раскрывшего химич. сущность процесса фотосинтеза; Геккеля 2 (Германия), углубившего дарвинизм и пытавшегося освободить его от нек-рых недостатков путем раскрытия более глубоких движущих сил эволюционного процесса (взаимодействие наследственности и изменчивости); братьев Ковалевских 3 (Россия), один из к-рых (Вл. О. Ковалевский) заложил основы эволюционной палеонтологии, и мн. др. Особенно большую роль в развитии дарвинизма сыграл И. В. Мичурин г, учение к-рого явилось одним из материалистич. направлений в совр. биологии.