Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классовая основа различных видов и школ материализма 2 страница



Беркли — против М. вообще, франц. М. 18 в.— про­тив Беркли, Гегель — против франц. М. 18 в. и т. д. Борьба становится многосторонней, многоплановой и постепенно приобретает международный характер.


354 МАТЕРИАЛИЗМ


4. Осн., линии развития -»-домарк-
систского М. 19 в. в России и Зап.
Европе (см. схему III).

Гл. магистральная линия развития М. в 19 в. про­ходила в направлении обогащения его диалектикой, к-рая достигла на почве идеализма наивысшего раз­вития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики Гегеля с М. путем ее материалистич. пе­реработки. Этот процесс был начат, но не доведен до конца представителями рус. М. 19 в.; продолжая ма­териалистич. традицию Ломоносова и Радищева, Гер­цен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, сде­лали попытку соединить диалектику Гегеля с М.; в Гер­мании Фейербах произвел революцию, когда он от­бросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелев­ской системе роль творца всего сущего, и вернулся сно­ва к М. Но вместе с абсолютным идеализмом он отбро­сил и диалектику, а потому вообще не мог соединить М.с диалектикой. Для всего домарксистского М. харак­терно вообще непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У Фейербаха непонимание этого единства выступало столь же сильно, как у франц. материалистов 18 в. и у их прямого продолжателя Сен-Симона (эта линия во Франции 19 в. перешла на почву идеализма и пози­тивизма у Конта). У рус. революц. демократов-мате­риалистов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство М. и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему. Эту характерную особенность отметил Ленин, говоря, что осн. беда старого (домарк-совского) М.— неумение применить диалектику к тео­рии отражения, к процессу познания. Все последую­щие отступления от диалектич. М. шли также в значит, мере по этому же направлению (механисты, Сталин). В отношении рус. М. 19 в. под влиянием культа лич­ности Сталина допускались серьезные отступления от история, правды. Напр., утверждалось, будто бы признание преемств. связи взглядов Чернышевского с материализмом Фейербаха и диалектикой Гегеля означает космополитич. отрицание оригинальности передовой материалистич. мысли в России 19 в. и низкопоклонство перед философами Зап. Европы. Это резко противоречило тому, что писал Ленин. Ошибочной была прямо противоположная тенденция— недооценивать, а тем более принижать историч. зна­чение и материалистич. роль учения рус. революц. де­мократов 19 в.

М. естествоиспытателей 19—20 вв. в схеме III не отражен.

5. Линия развития марксистского
М. (см. схему III).

Задачу соединения М. с диалектикой впервые ре­шили Маркс и Энгельс. Теоретич. источниками слу­жили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и франц. М. 18 в. Взаимо­проникновение М. и диалектики в марксистской фи­лософии 19 в., вызвало революц. переворот в истории всей человеч. мысли. Дальнейшее развитие диалектич. М. в новой историч. обстановке связано с именем Ленина. Развитие марксистского М. от момента его возникновения до настоящего времени на схеме III обозначено жирной линией, в отличие от более тонких линий, представляющих его предшественников. Этим обозначается качеств, отличие марксистского М. от всех домарксистских и вообще немарксистских те­чений в М. и вместе с тем международный характер всего марксистско-ленинского учения (в т. ч. и филос. его части). Пунктирные линии показывают попытки реставрации старых видов М. в целях борьбы против диалектич. М. (см. линии, идущие от франц. М. 18 в. к вульгарному. М. сер. 19 в. и далее к позитивисту Дюрингу и к механистам 20 в.).


Во всех этих случаях водоразделом оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органич. единст­ва (тождества, совпадения) диалектики, логики и тео­рии познания. У Гегеля такое единство осуществля­лось на идеалистич. основе. Невозможно было до кон­ца соединить М. с диалектикой, если не решить вопро­са об этом единстве на основе М. Все отступления от последовательного (диалектич., марксистского) М. связаны в первую очередь с тем, что М. и диалектика оказывались недостаточно органически слиты между собой (как это было, напр., у Сталина, к-рый резко разделял диалектич. метод и материалистич. теорию).

Относительно истории возникновения и развития диалектич. М. выдвигались неверные концепции. По поводу генезиса диалектич. М. утверждалось следующее:

1) Будто бы учение свое Маркс и Энгельс созда­ли путем простого сложения диалектики Гегеля с фейербаховским М. В действительности свой метод Маркс характеризовал как прямо противополож­ный гегелевскому, из к-рого основоположники марк­сизма выделили только рациональное зерно. Точно так же из фейербаховского М. они выделили осн. зер­но, отбросив всю его метафизич. ограниченность. В ито­ге Маркс и Энгельс коренным образом переработали воззрения своих филос. предшественников, создав ка­чественно новое учение — диалектич. М., в к-ром диа­лектика и М. пронизывают друг друга. 2) Будто бы Маркс и Энгельс вообще не исходили из гегелевской диалектики: философия Гегеля была объявлена Ста­линым аристократич. реакцией на франц. М. и на франц. бурж. революцию 18 в. Тем самым отрицался факт теоретич. подготовки диалектич. М., резко обры­валась преемств. связь в историч. развитии мировой филос. мысли, а сам марксизм изображался как поя­вившийся внезапно, в стороне от осн. путей развития мировой цивилизации.

В отношении дальнейшего развития диалектич. М. утверждалось следующее:

1) Будто бы между Марксом и Лениным стоит Пле­ханов в качестве необходимого связующего звена, так что, кроме ленинского этапа, в развитии диалек­тич. М. следовало бы выделить особый плехановский этап. В действительности Ленин, высоко оценивая филос. работы Плеханова, исходил, однако, непосред­ственно из учения Маркса и Энгельса, минуя вся­кого рода «промежуточные звенья». Особенно недо­пустимо было бы считать продолжателями дела Маркса всякого рода ревизионистов и оппортуни­стов, в т. ч. лидеров 2-го Интернационала. 2) Буд­то бы у ленинского этапа в марксистской филосо­фии было два равноправных теоретических источ­ника: учение Маркса и М. русских революционных демократов 19 в. Но очевидно, что М. последних резко отставал от марксистского М. в самом главном — в воп­росе о единстве диалектики, логики и теории позна­ния, не говоря уже об историч. М., а потому нельзя ставить в один ряд единств, теоретич. источник лени­низма — учение Маркса — и к.-л. другие учения. Это не исключает того факта, что дальнейшее развитие марксистского М. не только допускает, но и требует постоянного его обогащения опытом рабочего движе­ния и достижениями науки, культуры, в т. ч. и нац. культуры (включая философию) той хтраны, где про­исходит его развитие. 3) Будто бы развитие лениниз­ма, а значит и марксистского М., после смерти Ленина осуществлялось Сталиным, к-рый был непра­вильно поставлен в один ряд с Марксом, Энгель­сом и Лениным как классик марксистского уче­ния. В действительности же Сталин лишь популяризи­ровал марксистскую философию, сопровождая это гру­быми искажениями популяризируемого учения, за-


МАТЕРИАЛИЗМ 355


черкивая диалектич. логику. Поэтому в настоящее время представители марксистского М., ликвидируя последствия культа личности, исправляют допущен­ные Сталиным ошибки и отступления от диалектич. М. и всецело опираются непосредственно на филос. наследие Ленина, разработка к-рого составляет одну из гл. задач диалектич. М. Задачи, стоящие перед марксистами-ленинцами в области философии, подроб­но изложены в ст. Диалектический материализм.

6. Осн. линии развития М. в есте­ствознании 19—20 вв. В 17—18 вв. филосо­фия и естествознание тесно соприкасались друг с дру­гом и ми. ученые были одновременно и философами и естествоиспытателями (Галилей, Ньютон, Бойль, Декарт, Бошкович, Ломоносов, Кант, Пристли и др.). В 19 в. философия и естествознание становятся раз­дельными специальностями ученых, причем в естест­вознании складывается самостоят, линия развития М. (см. Материализм естественнонаучный). Независимо от личных филос. воззрений объективно, по содержа­нию сделанных ими науч. открытий, естествоиспы­татели способствуют обоснованию и дальнейшему раз­витию М. С этой т. зр. можно выделить две эпохи. 1) До конца 19 в., когда в естествознании почти без­раздельно господствовал М., а идеализм проникал лишь в виде экстравагантных концепций, к-рые касались еще не познанной сущности явлений (Ignora-bimus Дюбуа-Реймона), их причин и законов («физио­логический идеализм» И. Мюллера и Гелъмголъца) и т. п. Среди крупных естествоиспытателей сторонни­ки диалектич. М. насчитывались единицами (Шорлем-мер). 2) С конца 19 в., когда под влиянием новейшей революции в естествознании и кризиса физики нек-рая часть естествоиспытателей (особенно физиков) скати-


лась в идеализм («физический идеализм»), стремясь вытеснить М. из естествознания и заменить его идеа­лизмом и агностицизмом. Аргументы для осуществле­ния этой реакц. цели черпались из новейших откры­тий естествознания. В действительности же все эти открытия не подрывали, а укрепляли позиции М. в естествознании, подтверждали и обогащали диалек­тич. М.

Характеризуя линию М. в естествознании, Ленин писал, что «...картина мира есть картина того, как ма­терия движется и как „материя мысли т"» (Соч., т. 14, с. 338). Но вопрос о движении материи пред­полагает выяснение вопроса о физич. структуре самой материи, как носителе движения, т. е. вопроса о «...строении материи, об атомах и электронах...» (там же, с. 246).

В 19 в. в силу того, что диалектика еще не проникла достаточно глубоко в естествознание, исследование вопроса о строении материи (о ее дискретной струк­туре, о ее атомизме) могло быть еще до нек-рой степени отчленено от изучения вопроса о формах движения материи (об энергии, ее формах и их взаимных пере­ходах). Но в том же 19 в. с вопросом о внутр. механизме взаимных превращений различных форм энергии неразрывно оказывался связан вопрос об их дискрет­ных носителях (кинетич. теория тепла и газов, элект-рохимич. учения). Однако сама энергия в 19 в. трак­товалась как непрерывное образование (на этой осно­ве сложилась, в частности, классич., феноменологич. термодинамика). В 20 в. сначала идея дискретности была распространена на понятие движения (действие, энергия), а затем идея непрерывности (в частности, волнообразности) — на понятие веществ микрочастиц, в результате чего две обособленные в 19 в. линии развития М. (связанные — одна с атомистикой, дру­гая с учением об энергии) слились в одну линию совр. атомизма.

Наряду с обеими указанными выше линиями М. в естествознании можно выделить тесно связанную с ними линию М., касающуюся изучения наиболее общих форм бытия материи (пространства и времени),, их математич. (геометрия) и физич. (физич. поля) трак­товки, количеств, стороны наиболее общих отношений, материальных объектов (предметов и процессов), их общих структур, связей и закономерностей, составля­ющих предмет математики и теоретической физики.

Вопрос о том, как материя мыслит, предполагает другой вопрос: как материя живет? Этот последний обычно включается в общий вопрос о том, как мате­рия движется (поскольку жизнь есть лишь одна из форм движения материи). Однако в виду его исклю­чит, важности с т. зр. философии, ниже он выделен особо, тем более, что идеалистич. тенденции высту­пают здесь своеобразно (витализм, телеологизм, пси­холамаркизм, холизм и пр. разновидности «биоло-гич.» идеализма).

Т. о., в качестве важнейших линий М. в естествозна­нии 19—20 вв. или его разновидностей выступают: а) атомистич. М. 19 в.; б) М. 19 в., связанный с учением об энергии и о формах бытия; в) совр. атомистич. М. 20 в.; г) биологич. М. и д) М., связанный с учением о психич. (в частности, мыслительной) деятельности. Это разделение условно (напр., вопрос о сущно­сти и о происхождении жизни связан с развитием ато­мистич. химии, вопрос об осн. формах бытия связан с учением о строении и движении материи, вопрос о мышлении — с общим учением о жизни и т. д.).

Атомистич. М. нач. 19 в. противостоял в естество­знании динамизм как специфич. вид идеализма; ли­нии М. в учении об энергии противостоял энергетизм, продолживший линию динамизма; всему совр. ато­мистич. М. противостоит «физич.» идеализм; всему М. в учении о живой природе противостоит витализм,


356 МАТЕРИАЛИЗМ


психоламаркизм, «физиологич». идеализм, а в 20 в.— холизм, неовитализм и др. течения идеализма.

Естествоиспытатели по их филос. взглядам делятся нами на пять групп: 1) стоящие на позициях диалектич. М.; 2) стоящие на позициях естеств.-науч. М.н считаю­щие себя материалистами или же открыто выступаю­щие против идеализма и религии, но стыдливо отка­зывающиеся назвать себя материалистами; 3) стоя­щие на позициях стихийного М., не выступающие открыто по филос. вопросам и не ведущие активной борьбы против идеализма; 4) делающие отд. уступки идеализму в области философии, хотя в целом стоящие на позициях М.; 5) выступающие открыто против М., хотя на деле стоящие на позициях стихийного М. Ин­декс около имени ученого указывает, к какой группе этот ученый нами относится.

а)Атомистич. М. 19 в. берет начало от Даль­тона2 (Англия), заложившего основы химич. атомисти­ки с понятием атомного веса и выступавшего против динамизма; эту линию М. продолжил Берцелиус4 (Швеция) — автор электрохимич. представлений об атомах и вместе с тем защитник виталистич. учения о «жизненной силе». Против атомистич. материализма Берцелиуса боролся Гегель в своей «Натурфилософии». Диалектич. идею о существовании двух качественно различных ступеней в усложнении материи (атом и молекула) развивали сначала Авогадро 3 (Ита­лия) и Ампер4 (Франция), позднее — Жерар4 (Фран­ция) и Канниццаро 3 (Италия). Идею наличия элект-рич. зарядов у осколков атомов и молекул (ионов) развивали Фарадей 2 (Англия) и Аррениус 3 (Швеция), продолживший электрохимич. линию материализма Берцелиуса. Линию Дальтона — Жерара продолжи­ли Менделеев 2 (Россия), открывший периодич. закон химич. элементов, согласно к-рому свойства элементов зависят от их атомных весов, и сподвижник Менделеева Браунер 3 (Чехия), занимавшийся неразработанными сторонами периодич. закона.

К этой линии М. примыкают школы М., связанные с органич. химией: Жерар (гомологич. и генетич. ря­ды, в к-рых отражен закон перехода количества в ка­чество); Кекуле 4 (Германия) и др., развившие пред­ставления о связи между атомами (о валентности); Бутлеров 5 (Россия), создавший материалистич. тео­рию химич. строения, но защищавший идеализм и спиритизм против М. в философии; Шорлеммер1 (Германия), создавший науч. систему органич. химии и раскрывший ее диалектику; Вант-Гофф 2 (Голлан­дия), выдвинувший идею пространств, тетраэдрич. модели атома углерода и выступивший против энер­гетизма Оствальда. Если атомистич. М. в химии осно­вывался на выяснении того, как из атомов образуются молекулы, а в физич. химии — как молекулы элект­ролитов распадаются на ионы, то в физике тот же М. опирался на изучение того, как из молекул образуются физич. тела (агрегаты), начиная с разреженных газов (кинетич. теория газов и теплоты). Эту линию М. раз­вивали Клаузиус 4 (Германия), выдвинувший в то же время идеалистич. гипотезу «тепловой смерти Вселен­ной», Больцман 2 (Австрия), доказавший несостоятель­ность этой гипотезы на основании своей Я-теоремы, и др. Т. о., атомистич. М. в естествознании 19 в. стро­ился и развивался, исходя из учета взаимосвязи трех дискретных видов материи: а т о м—и о н— молекула.

б) М. 19 в., связанный с учением о движении (энергии) и осн. формах бытия. Центр, пунктом здесь было открытие зако­на сохранения и превращения энергии. В подготовке этого открытия участвовал Фарадей, выдвигавший идею единства «сил» природы (т. е. форм движения материи) и понятие электрич. поля. Открытие назв. закона связано с именами Р. Майера 4 (Германия),


Гельмгольца 4 — механич. материалиста в физике, «физиологич.» идеалиста в физиологии органов чувств, и др. ученых. В дальнейшей разработке этого закона принимали участие мн. ученые: 1) в области кинетич. теории газов и вообще статистич. физики — Томсон (Кельвин3, Англия), разрабатывавший теорию мирового «эфира», Клаузиус, Больцман, Гиббс3 (США), разрабатывавший химич. термодинамику на­ряду с Вант-Гоффом; 2) в области учения об электро­магнетизме и о физич. полях — Максвелл 3 (Англия), создавший электромагнитную теорию света, Герц3 (Германия), открывший особые электромагнитные волны, Лебедев 3 (Россия), впервые измеривший дав­ление света; 3) в области физич. химии — Нернст 2 (Германия), противопоставивший идеалистич. кон­цепции «чистой энергии» как основы физич. (теоретич.) химии материалистич. идею единства учения об энергии (термодинамики) и учения о моле­кулярном строении материи; Бекетов 2 (Россия), выступавший против энергетизма, и др.; 4) в области связи лучистых и электрич. явлений — Столетов 2, изучавший фотоэлектрич. эффект и также боровшийся против энергетизма; 5) в области изучения законов движения энергии — Умов 4.

В области механики и геометрии линию М. прово­дили: Лобачевский2 (Россия), создавший неевклидову геометрию, выступивший против кантовских взгля­дов на пространство, Кирхгоф 3 (Германия), к-рый вместе с Бунзеном4 (Германия) нанес удар по агности­цизму и контовскому позитивизму, открыв спектраль­ный анализ, с помощью к-рого можно определять хи­мич. состав небесных тел; физич. геометрию (кристал­лографию и кристаллохимию) разрабатывал Федоров 2 (Россия).

В итоге всех этих исследований сложилась классич. физич. картина мира с понятиями неделимого атома и неизменной массы, непрерывной мировой среды — «эфира» — и непрерывной энергии, а также с поня­тиями внешних по отношению к материи и движению и по отношению друг к другу — пространства и вре­мени. Филос. основу этой картины мира составлял механистич. М., хотя по своему содержанию все отк­рытия, обобщенные в этой картине, уже в 19 в. не укладывались в тесные рамки механистич. М. и объ­ективно означали раскрытие диалектики природы.

в) Сов р. атомистич. М. 20 в. На рубеже 19 и нач. 20 вв. началась «новейшая революция в есте­ствознании», в результате к-рой произошла смена формы атомистич. М. и коренная ломка всей физич. картины мира. Одной из важнейших линий развития этой революции, а вместе с тем и М. в естествознании (прежде всего атомистич. М.) было раздвижение уже известного ряда дискретных видов материи в сторону более мелких микрочастиц: открытие электрона Дж. Дж. Томсоном 2 (Англия) и создание им же первой (статич.) модели атома, открытие радиоактивности; затем открытие радия супругами М. Склодовской 3 (Польша) и П. Кюри i (Франция), что привело к созда­нию Резерфордом 3 и Содди 3 (Англия) первой теории радиоактивности, как распада атомов и превращения элементов. Отсюда берет начало ядерная физика: открытие атомного ядра, протона и искусств, превра­щения химич. элементов Резерфордом, изотопии Сод­ди и закона «сдвига» Содди и Фаянсом 3 (Польша) и мн. др. Раздвижение ряда дискретных видов мате­рии совершалось и в сторону более крупных микро­частиц: коллоидных, а также еще более крупных, уча­ствующих в броуновском движении, изучение к-рого доказало объективную реальность молекул. В этом прогрессе физики участвовали Смолуховский 3 (Поль­ша), Сведберг 3 (Швеция) и др. В математич.< разрезе категорию случайности, играющую здесь гл. роль, разрабатывал А. Марков 2 (Россия). Суммируя успе-


МАТЕРИАЛИЗМ 357


хи атомистики и атомистич. М.,: Перрен 2 (Франция) показал, что, идя самыми различными путями, физика и химия приходят к одному значению «числа Аво-гадро» (т. е. числа молекул в грамм-моле вещества). Реальность молекул стала несомненной. Философы и естествоиспытатели (особенно Оствальд и Мах), отри­цавшие реальность атомов и молекул, признали свое поражение. Это была величайшая победа М. вообще и в первую очередь атомистич. М.

Теоретич. узлом, в к-ром на рубеже 19 и 20 вв. сошлись осн. линии развития М. в естествознании 19 в., был органич. синтез идеи дискретности материи с представлением о движении материи (о ее энергии), а вместе с тем — синтез принципов сохранения мате­рии и энергии, открытие зависимости массы от движе­ния. Решающее значение здесь имели два открытия: 1) создание Планком 2 (Германия) теории квантов, показавшей прерывистый характер действия, откуда вытекал прерывистый характер излучения; Планк с позиций М. вел борьбу против махизма; благодаря тео­рии квантов движение материи было подведено под общую атомистич. концепцию, лежавшую в основе всего физич. учения о материи; 2) создание теории от­носительности Эйнштейном 4 (Германия), к-рая рас­крыла новый взгляд на пространство и время, показав их относительность, их взаимосвязь и зависимость от движения; до этого к такому открытию прибли­жались Ланжевен х, вставший позднее на позиции диалектич. М. и открыто боровшийся против «физич. идеализма, Лоренц 2 (Голландия), с именем к-рого свя­заны т. н. «лоренцовы преобразования», и др. Из част­ного принципа своей теории Эйнштейн вывел очень важное соотношение (взаимосвязь) между массой и энергией любого тела, ставшее фундаментальным законом совр. физики и соединившее в себе до того ра­зобщенные принципы сохранения массы и сохранения энергии. Это соотношение (в применении к свету) фак­тически уже содержалось в экспериментальном изме­рении Лебедевым светового давления. Эйнштейн про­должил идеи Планка, введя представление о фотоне как «частице» (кванте) света; он участвовал в разра­ботке теории броуновского движения. Позднее в об­щем принципе своей теории он связал основные формы бытия (пространство и время) не только с движением, но и их материальным содержанием, развив представ­ление о физич. поле (пришедшее на смену старому, ме-ханич. понятию мирового «эфира»). Открытия Эйнштей­на укрепляли позиции совр. атомистич. М., а вместе с ним — и диалектич. М., хотя сам Эйнштейн скло­нялся частично к идеализму в области философии. Позднее тенденции М. в его воззрениях усилились.

Следующим узлом, в к-ром сошлись основные линии развития атомистич. М., выраженные в 19 в. в перио-дич. законе Менделеева, а в 20 в. в открытиях электро­на, рентгеновских лучей, радиоактивности, квантов (фотонов), явилась первая модель атома Бора 4 (Дания). Эта модель строилась целиком на основах атомистич. М. и опиралась на важное материалистич. положение, выдвинутое Бором — принцип соответствия, в к-ром применительно к развитию физич. теорий фактически конкретизировался общий взгляд на соотношение абсолютной и относит, истины. Будучи стихийным (значит, непоследовательным) материалистом, Бор впоследствии делал уступки идеализму, примыкал к неопозитивизму. Позиции атомистич. М. укрепля­лись открытием Лауэ 2 (Германия) волновой природы рентгеновских лучей, изучением структуры кристал­лов. В этом направлении развиваются работы Берна-ла * (Англия), давшего также исследования по исто­рии развития науки как обществ, явления и его за­кономерностей.

В 20-х гг. 20 в. начался новый подъем «новейшей ре­волюции в естествознании» в связи с возникновением


квантовой механики, к-рая продолжила теоретпч. синтез в физике, начатый на рубеже 19 и 20 вв. Этот синтез был распространен на представления о прерыв­ности (дискретности) и непрерывности всех физич. видов материи, шире — о веществе и поле (прежде всего свете). Начало этому прогрессу науки положил Луи де Бройль 2, выдвинувший идею, что каждой мик­рочастице (электрону, фотону и т. д.) сопоставлена определ. волна, каждой волне — определ. частица. Сначала де Бройль примкнул к лагерю неопозитивиз­ма, но затем открыто перешел на позиции совр. ато­мистич. М., порвал с идеализмом, что явилось круп­ной победой М. вообще, т. к. свидетельствовало о на­чавшемся новом поражении субъективного идеализма в области физики. Одним из моментов создания и раз­вития квантовой механики было установление Паули 5 (Швейцария) т. н. «принципа запрета» (принципа Паули), давшего возможность дальнейшей разработ­ки модели атома; Паули выдвинул материалистич. гипотезу нейтрино в противоположность идеалистич. концепции об уничтожаемости энергии. Паули факти­чески укреплял этим совр. атомистич. М., хотя сам примыкал к неопозитивизму в области философии. Развитию совр. атомистич. М. способствовали откры­тия: супругами Ирен Кюри 3 и Фредериком Жолио-Кюри х (Франция) искусств, радиоактивности, пред­сказание Юкавой 3 (Япония) и открытие Блэкеттом 3 «тяжелого электрона» — первого мезона, чему, предшествовали открытия позитрона и нейтрона, при­чем последнее открытие привело к открытию деления ядра, а затем и способов использования атомной энергии. Последующие открытия показали существо­вание целого мира элементарных частиц, начиная от легких (лептопов) и средних (мезонов, особенно пи- и ка-мезонов) и кончая тяжелыми (нуклонами) и сверхтяжелыми (гиперонами). В ре­зультате этого ряд дискретных видов материи был далеко продвинут в сторону более мелких микро­частиц. Одновременно совершалось его раздвиже-ние и в сторону более крупных частиц (макро­молекул, полимерных молекул), что достигнуто совр. химией. Здесь химия непосредствен­но подводит к переходу в область явлений жизни (биохимия, биоорганич. химия, молекулярная биоло­гия). Т.о., первонач. участок дискретных видов мате­рии, составляющих основу атомистич. М. 19 в., ока­зался в 20 в. раздвинутым в обе стороны: элементар­ные частицы — ядро — атом — ион — молекула — макромолекулы, полимеры. Обобщающие филос. ис­следования, касающиеся современного атомистиче­ского М. и его истории, даны С. И. Вавиловым г (СССР). В области учения о Земле и Вселенной эта же линия проводилась геохимиком А. Е. Ферсма­ном ! (СССР), астрономом В. А. Амбарцумяном * (СССР) (разрабатывающим вопросы звездной космо­логии) и др.

г) Б п о л о г и ч. М. 1 9—2 0 в в. М. в понима­нии жизни развивался по четырем гл. направлениям: понимание (1) сущности и происхождения жизни, где ему противостоял витализм, (2) строения и функ­ционирования живых организмов, (3) возникновения и развития органич. видов и (4) чувственной и вообще психпч. деятельности живых существ, вплоть до за­рождения у них мыслит, способности. 1-я пол. 19 в. проходит под знаком борьбы М. в биологии против идеалистич. и метафизич. понятия «жизненной силы» и против концепции абсолютной вечности и неизмен­ности органич. видов. Здесь большую роль сыграл первый синтез органич. соединения из неорганич. ве­ществ, осуществленный Вёлером 3 (Германия) и поло­живший начало длинной цепи органич. синтезов вплоть до самых сложных. Это укрепляло позиции М. еще и с др. стороны, нанося удар по агностич. кон-


358 МАТЕРИАЛИЗМ — «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ»


цепции непознаваемой кантовской «вещи в себе». Позиции М. в биологии были укреплены во 2-й трети 19 в. в результате создания клеточной теории. Благо­даря успехам органич. химии был обнаружен мате­риальный носитель жизни (белок) и важнейшее общее проявление жизни (самопроизвольный перманент­ный органич. обмен веществ). Укреплению М. в био­логии способствовало опровержение Пастером4 (Фран­ция) ложной концепции «самозарождения» жиз­ни, к-рую отстаивали вульгарный материалист Пуше 3 (Франция) и революционный демократ Писарев 2 (Россия). В конце 19 в. начались попытки создать белок искусственным путем. В этом направлении много работал Э. Фишер 3 (Германия). Однако только в начале 60-х гг. 20 в. удалось вплотную подойти к этой сложнейшей задаче, нерешенность к-рой всегда использовалась идеалистами и виталистами в их борьбе против М. Возможность биосинтеза и конкрет­ные пути его осуществления выяснились благодаря успехам биохимии и молекулярной биологии, опираю­щейся на кибернетику и биофизику, в результате чего удалось расшифровать код, указывающий «механизм» включения в строящуюся белковую частицу определ. аминокислот (строит, звеньев) в соответствии со звень­ями в молекулах ДНК и РНК, участвующих в управ­лении биосинтезом.

Эволюц. идеи в биологии развивали в додарвинов-ский период Ламарк 3 (Франция), указавший на опре­деляющее влияние внешней среды на жизнедеятель­ность организмов, Рулье 3 (Россия) и мн. др. Решаю­щий шаг был сделан в этом отношении Дарвином 3 (Англия), к-рый создал эволюц. учение —дарви­низм, основу к-рого составила теория развития орга­нич. мира. Это великое открытие, изложенное в книге «Происхождение видов», составило эпоху в развитии не только биологии, но и всего естествознания и по­служило Марксу и Энгельсу естественнонаучным обо­снованием их учения, в частности, теории классовой борьбы. Своим острием дарвинизм был направлен про­тив метафизики (понятия постоянного вида) и идеа­лизма, выступавшего в биологии в форме телеологиз-ма. Весь дальнейший прогресс биологии и смежных с нею наук совершается под знаком дарвинизма, т. е. идеи развития. Идеалисты, теологи и мракобесы всех мастей обрушиваются на него за его материалистич. и атеистич. направленность; напротив, представи­тели М., прежде всего биологич. М., становятся на защиту дарвинизма, стремятся не только отстоять его, но и двинуть вперед, обогатить новыми данными. В этом направлении развертывается деятельность К. А. Тимирязева 2 (Россия), вплотную подошедшего к марксизму, к диалектич. М., раскрывшего химич. сущность процесса фотосинтеза; Геккеля 2 (Германия), углубившего дарвинизм и пытавшегося освободить его от нек-рых недостатков путем раскрытия более глубоких движущих сил эволюционного процесса (взаимодействие наследственности и изменчивости); братьев Ковалевских 3 (Россия), один из к-рых (Вл. О. Ковалевский) заложил основы эволюционной палеонтологии, и мн. др. Особенно большую роль в развитии дарвинизма сыграл И. В. Мичурин г, учение к-рого явилось одним из материалистич. направлений в совр. биологии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.