д) М. 1 9—2 0 вв., связанный с учением о психи ч. деятельности животных и человека. В области учения о психич. деятельности живых существ особенно сильны были всегда позиции идеализма, к-рый оперировал понятием особой психич. субстанции («души»), якобы независимой от материальной оболочки тела. Удар по этой идеалистич. концепции нанес основоположник материалистич. физиологии и материалистич. психологии Сеченов 2 (Россия) своим учением о рефлексах
головного мозга. Его линию продолжил И. П. Павлов 2 (Россия — СССР), создавший учение об условных рефлексах, о двух сигнальных системах, легшее в основу всей теории о высшей нервной деятельности человека и высокоразвитых животных. Учение о психич., в т. ч. мыслительной, деятельности человека получило дальнейшее развитие благодаря успехам кибернетики, дающей возможность моделировать цсихич. процессы и находить общие законы для всех управляющих процессов, совершающихся как в области живой природы, так и в сфере обществ, и психич. жизни человека, равв:о как и в области техники (искусственно изготовленных кибернетич. устройств или машин).
Таковы нек-рые линии развития М. в естествознании 19—20 вв. в его борьбе против идеализма.
Весь ход развития совр. естествознания и между-нар. революц. движения рабочего класса полностью подтверждает истинность высшей формы филос. М.— диалектич. М.
Лит. см. при статьях Диалектический материализм и статьях о материалистич. учениях и об отдельных материа листах. Б. Иедров. Москва.
МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ—
особый вид материализма, получивший распространение в естествознании 19—20 вв. и противоположный особым видам идеализма, к-рый приспосабливался к соответствующим разделам естествознания и их проблематике.
Под М. е. обычно понимают: 1) либо содержание естественнонауч. открытий, объективно, независимо от воззрений и намерений их авторов и толкователей служащих фундаментом филос. материализма, способствующих изменению его формы и его прогрессивному развитию; 2) либо неоформленные филос. убеждения большинства естествоиспытателей, стихийно стоящих на позициях материализма; в этом смысле М. е. совпадает с материализмом стихийным, бессознательным, являясь его разновидностью, присущей мировоззрению естествоиспытателей (см. Естественно-исторический материализм); 3) либо материалистич. взгляды совр. естествоиспытателей на природу, не распространенные, однако, на общество (в этом смысле М. е. выступает как материализм естеств.-исторический, в отличие от материализма исторического, марксистского). Ленин приводил оценку взглядов Геккеля, к-рая дана Мерингом: «Геккель — материалист и монист, но не исторический, а естественно-исторический» (Соч., т. 14, с. 340). С т. зр. такого понимания М.е. изложение успехов естествознания, укрепляющих и развивающих материализм вообще, совпадает с «изложением победного шествия естественно-исторического материализма» (там же, с. 341).
В М.е. могут быть выделены разновидности в зависимости от той области естествознания или той группы естеств.-науч. проблем, в связи с к-рыми развивается данный вид материализма (см. о них в ст. Материализм). Соединяя вместе все эти три различные толкования М. е., можно принять более общее его толкование как материализма в естествознании.
Б. Кедров. Москва.
«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ.
Критические заметки об одной реакционной философии» — одно из основных (см. также «Философские тетради») филос. произведений Ленина. Написано в 1908; вышло в свет в 1909. В нем Ленин подверг глубокой критике реакц. философию эмпириокритицизма (махизма), защитил и развил дальше диалектич. и историч. материализм, материалистически обобщил все важное и существенное из того, что было приобретено наукой (прежде всего естествознанием) за период после смерти Эн-
«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ» 359
гельса. «М. и э.» — важнейшая веха ленинского этапа в развитии марксистской философии.
Книга создана в годы столыпинской реакции, когда царское пр-во при поддержке контрреволюц. буржуазии обрушило на рабочий класс и его партию жестокие репрессии, а в среде попутчиков революции начались распад и разложение. Упадочничество коснулось и нек-рых интеллигентов социал-демократов (Богданов, Базаров, Луначарский, Юшкевич, Валентинов и др.). Уверяя, будто дело идет лишь об освобождении марксизма от нек-рых устаревших понятий и о дополнении его данными новейшего естествознания, они пытались заменить марксистское мировоззрение идеалистич. философией эмпириокритицизма. 'Часть парт, интеллигентов дошла даже до проповеди богостроительства. Перед революц. марксистами— диалектич. материалистами, встала неотложная задана — дать отповедь перерожденцам в области теории марксизма, отстоять теоретич. основы марксистской партии. Эту задачу и выполнил Ленин.
Определив классовые и идейные истоки махизма, Ленин доказал, что проповедники этой философии являются распространителями идеализма, мистики, поповщины, злейшими врагами марксизма. Ленин подверг тщательному разбору филос. построения эм-пириокритиков, раскрыл их софистическую сущность, противоречащую данным науки и практики. Выдвигая свои теории об ощущениях как «элементах мира», о «принципиальной координации» субъекта и объекта, махисты объявляли, будто они «подымаются» и над материализмом и над идеализмом, будто они открывают некую «третью линию» в философии. Ленин показал науч. несостоятельность этих попыток «подняться» и над материализмом и над идеализмом. В основе подобных попыток лежало представление о том, будто можно создать последоват. философию, обходящую основной вопрос философии. Всестороннее доказательство принципиальной несостоятельности этого — важная теоретич. заслуга Ленина.
Ленин показал, что, покинув почву материализма, Богданов, Базаров и др. оказались неспособными критически разобраться в истинном содержании ма-хистской философии. Соблазнившись новыми терминами и словечками, введенными махистами, они стали искать в философии эмпириокритицизма марксистские тенденции. На самом деле рус. махисты стали проповедниками обветшалых идеалистич. взглядов.
Книга «М. и э.» ознаменовала собой новую ступень в развитии диалектич. материализма. Огромное значение имела дальнейшая разработка Лениным осн. вопроса философии и определение филос. понятия материи. Для решения осн. вопроса философии — вопроса об отношении мышления к бытию — требуется установить объем и содержание понятий материи и сознания, установить способ их точного определения. Ленин решил обе эти задачи. Он показал, что понятия материи и сознания являются предельно широкими. Ввиду этого определение этих понятий может быть дано только путем указания на направление филос. линии, т. е. указания, идти ли от сознания, ощущений к материи, или от материи — к сознанию, ощущению. Именно на основе такого подхода Ленин и дал свое знаменитое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Соч., т. 14, с. 117). В этой формулировке фактически содержится и общее определение сознания: оно понимается как отображение материи. В определении Ленина первичность материи и вто-ричность сознания находят свое прямое выражение: отображаемое может существовать и существует до
своего отображения, вне и независимо от него, в то время как отображение является производным от отображаемого, вторичным.
Определение материи, рааработанное Лениным, отличается той особенностью, что оно совершенно не связано с признанием наличия у материи каких-либо конкретных свойств, изучаемых естествознанием (массы, инертности, непроницаемости и т. п.), в качестве универсальных и всеобщих. Поэтому данное определение обладает той гибкостью, благодаря к-рой любое открытие ранее неизвестных и неожиданных свойств материи не может стать в противоречие с принципиальными основами диалектич. материализма. Это значит, что понятие материи, данное Лениным и выражающее «свойство» быть объективной реальностью, никогда не может устареть или оказаться когда-либо излишним. «Поэтому говорить о том,— подчеркивал Ленин, отвечая на заявления махистов об „устарелости" понятия материи,— что такое понятие может „устареть", есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии» (там же).
Рассматривая вторую сторону осн. вопроса философии, Ленин подчеркнул, что ее никоим образом нельзя отрывать от первой. Последоват. материалист, признавая первичность материи и вторичность сознания, неизбежно должен признать и безусловную познаваемость материи. Признание этого выражено в положении о том, что материя дана человеку в его ощущениях, что его ощущения, сознание представляют собой фотографии, копии материи. Идеализм считает «непосредственно данным» человеку его собственные ощущения, оторванные от их источника, т. е. объективной реальности. В противоположность этому Ленин доказал, что «непосредственно данным» человеку является материя, ибо она служит источником ощущений. Признание того, что материя дана нам в ощущениях, в корне подрывает поеиции агностицизма, так или иначе подвергающего сомнению существование объективной реальности.
Большой теоретич. заслугой Ленина является раскрытие им глубокой диалектики абсолютного и относительного в решении вопроса_р^ соотношении материи и сознания. При решении осн. вопроса философии материя противопоставляется сознанию. Но «противоположность материи и сознания,—указывал Ленин,— имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна» (там же, с. 134—35). Сознание — реально существующее явление; оно не . есть нечто чуждое природе, а столь же естеств. продукт ее, как и те материальные объекты, которые обладают им., как присущим им внутр. свойством. Поэтому противопоставление сознания материи относительно и имеет безусловное значение только в выше-указ. пределах. «Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставления суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (там же, с. 233).
Указывая на ограниченность рамок, в к-рых противопоставление сознания материи имеет абс. значение, Ленин вместе с тем решительно предостерегал против стирания этой противоположности вообще. Он отмечал, что факт реальности сознания, его дейст-вит. существования не дает права отождествлять сознание с материей, считать мысль материальной.
360 «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ»
Ленин не только разработал определение филос. понятия матери'и, но и раскрыл осн. черты материи, ее всеобщие и 'фундамент, свойства. Это, во-первых, присущее всей материи свойство отражения, родственное, но не тождественное ощущению; из этого свойства генетически вы'растает ощущение, присущее только особым образом организов. материи. Во-вторых, это неисчерпаемост1> материи в любых ее видах и формах, ее бесконечность вглубь.
Подчеркнув Особую роль ощущений в процессе познания, Ленин* охарактеризовал их как вепосредств. связь сознания с внешним миром, как основу всей познающей деятельности разума, как единств, путь к познанию действительности: «иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем» (там же, с. 288). Подвергая критике махистскую Субъективистскую трактовку ощущений, Ленин раскрыл их объективное содержание, к-рым является данный в них внешний мир. Ленин показал, что последоват. мате-риалистич. решение осн. вопроса философии возможно лишь на основе диалектич. подхода к ощущению. Диалектич. природа ощущения — это единство субъективного и объективного, составляющее самую его суть: «ощущение есть субъективный образ объективного мира, м^ра an und fur sich» (там же, с. 106). Поставив вопрос о генезисе ощущений, Лещин глубоко обосновал представление об ощущении как об одном из свойств особым образом организов. материи, неразрывно связанном с определенными материальными процессами, но не сводимом к самим этим процессам. Он показал принципиальную, важность для последоват. проведения материалистич. линии в философии вопроса о том, являются ли ощущения символами, условными знаками или образами, копиями вещей, и дал развернутое обоснование диалектико-материалистич. понимания ощущений как образов материального мира. Вместе с тем он дал исчерпывающую критику представления об ощущениях как иероглифах, символах или условных знаках.
Всесторонне развивая марксистское учение об истине, Ленин дал определение объективной истины как такого знания, содержание к-рого не зависит ни от человека, ни от человечества. Положение о существовании объективной истины есть безусловная посылка диалектич. материализма. Вместе с тем признание объективной истины неразрывно связано с признанием истины абсолютной: «Признавать объективную, т. е. но зависящую от человека и человечества истину, значит так или иначе признать абсолютную истину» (там же, с. 120). Т. о., диалектич. материализм стоит и на позиции признания абс. истины. Но познание объективной истины осуществляется не сразу, не целиком, не безусловно, а постепенно, приблизительно, относительно, т. е. объективная истина выступает в форме истины относительной. Однако, хотя истина и относительна, в ней неизбежно есть элемент абсолютного. Для диалектич. материализма не существует непереходимой грани между относит, и абс. истиной. Рассмотрев соотношение между относит, и абс. истиной, Ленин сформулировал один из осн. законов учения об истине: абс. истина «складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины...» (там же, с. 122). Ленин раскрыл метафизич. характер трактовки истины в домарксистском материализме и филос. релятивизме. Для первого характерно непонимание соотношения абсолютного и относительного: абсолютность истины считалась полностью исключающей ее относительность. Филос. релятивизм противопоставляет относительность истины ее объективности и догматически утверждает, что относительное в познании совершенно исключает
объективное. Ленин показал несостоятельность и того и другого представления об истине.
В «М. и э.» Ленин обогатил марксистское учение о роли практики в теории познания. Он сформулировал положение о неразрывной связи диалектико-маториа-листич. теории познания с практикой, подчеркнув, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (там же, с. 130), что критерий практики должен быть включен в основу теории познания. Ленин подверг критике антинауч. извращение критерия практики, допускаемое, в частности, прагматизмом. Ленин вскрыл противоречивую природу критерия практики: с одной стороны, он обладает нек-рой «неопределенностью», не дающей возможности полностью подтвердить или опровергнуть то или иное научное представление и тем самым исключающей превращение научных знаний в застывший абсолют; с другой стороны, он настолько определенен, что позволяет строго отграничить научные воззрения от ненаучных и «вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (там же).
В «М. и э.» Ленин разработал дальше ряд основных категорий диалектич. материализма. Рассматривая движение, Ленин с особой силой подчеркнул его неотрывность от материи, необходимость нахождения материального носителя движения во всех случаях, когда обнаруживаются новые, еще не изученные виды движения. Он вскрыл филос. несостоятельность представления о движении без материи, доказав, что такое представление по существу есть попытка протащить идеализм. Анализируя категории пространства и времени, Ленин подчеркнул, что движение материи не может происходить иначе, как в пространстве и времени. Отсюда следует, что тот, кто признает существование объективной реальности, тот «...неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства...» (там же, с. 162). Ленин показал, что гносеологической основой для махист-ского решения проблемы пространства и времени, полностью отрицающего пх объективную природу, является смешение совершенно различных вопросов — вопроса о существовании природы в пространстве и времени с вопросом о том, как вырабатываются абстрактные понятия о пространстве и времени. Указание Ленина на недопустимость подобного смешения имеет весьма важное методологич. значение.
Ленин раскрыл связь между филос. пониманием сущности пространства и времени и филос. трактовкой причинности: отрицание объективной реальности пространства и времени неизбежно ведет к отступлению от позиций материализма в проблеме причинности. Вместе с тем неправильное, субъективистское понимание причинности ведет к неправильному, пдеа-листич. решению осн. вопроса философии. Т. о., согласно Ленину, вопрос о причинности имеет весьма важное значение для определения филос. линии того или иного учения. С развитием науки изменяются, уточняются и углубляются представления о причинности. Но эта изменчивость, относительность наших представлений о причинности никоим образом не означает, что сама по себе причинность не коренится в объективной природе вещей. Ленин показал недопустимость подмены вопроса об источнике наших представлений о причинности вопросом об относительности этих представлений, об их изменчивости, о точности формулировки закона причинности.
Между тем аргументация махистов, отрицающих объективность причинности и вообще закономерности, основывается именно на этой софистич. подмене. Отрицание причинности, закономерности, необходимости, как объективно присущих самой природе, указывал Ленин, означает отрицание объективной цен-
«МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ» 361
ности науки, подчинение ее религии. Критикуя утверждения идеалистов о способности сознания создавать всеобщие формы существования материи, диктовать природе законы и т. д., Ленин указал, что осн. идея, общая Юму и Канту, состоит в отрицании объективной закономерности природы, в выведении тех или иных принципов, постулатов, посылок из субъекта, из человеч. сознания. Различие между юмовской точкой зрения («ощущение, опыт ничего не говорит нам ни о какой необходимости») и кантианско-махист-ской формулой («человек дает законы природе») представляет собой второстеп. различие между агностиками, к-рые сходятся в главном: в отрицании объективной закономерности природы.
В кн. «М. и э.» Ленин рассмотрел новые достижения науки и дал их материалистич. обобщение. В конце 19— нач. 20 вв. естествознание переживало период революции. Особенно значительными были успехи в области физики. В 1897 был открыт электрон. Было установлено, что масса этой мельчайшей частицы не остается неизменной, меняется в зависимости от скорости движения. Это привело к мысли об электромагнитном происхождении массы материальных частиц. Электромагнитная теория стала фундаментом новых взглядов на строение материи. Открытие радиоактивности показало, что атомы являются делимыми, изменяющимися, превращающимися друг в друга. При анализе спектров излучения нагретых тел обнаружилась неизвестная ранее характеристика процессов испускания и поглощения света — их дискретность. Новейшие естеств.-науч. открытия опрокидывали старые метафизич. представления о неделимости атома, о неизменяемости химич. элементов, о постоянстве массы тел и т. д., вплотную подводили ученых-естественников к диалектико-материалистич. мировоззрению. Но подавляющее большинство естествоиспытателей не знало иной формы материализма, кроме материализма метафизического. Они безуспешно пытались втиснуть новейшие данные естествознания в рамки прежних, окостенелых представлений. Крушение старых принципов науки и открытие новых свойств материального мира часть физиков восприняла как крушение, исчезновение материи и отказалась от материализма. Поворот части ученых-физиков к идеализму (филос. взглядам к-рых Ленин дал название «физического» идеализма), происшедший в обстановке крутой ломки старых понятий под влиянием новых открытий, Ленин охарактеризовал как «кризис физики». «Суть кризиса современной физики,— писал Ленин,— состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. „Материя исчезла" — так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис» (там же, с. 245). Раз атом не является неделимым п неизменным, значит, утверждали «физические» идеалисты, материализм рушится; раз составными частями атомов являются электроны, значит «материя исчезает»; раз наши знания меняются, значит в них нет ничего объективного и т. п. Не ограничиваясь нападками на общие принципы науч. знания, «физич.» идеалисты пытались отвергнуть также и конкретно-физич. теории и понятия, основанные на материалистич. воззрениях (критика Махом атомистики и кине-тич. теории; замена В. Оствальдом кинетич. теории и атомистики идеалистич. «энергетикой»; выхолащивание объективного содержания понятия массы и т. п.). Борьба против идеализма вообще и «физич.» идеализм ма в частности приобретала исключительно важное значение. В «М. и э.» Ленин вскрыл социальные и гно-сеологич. корни «физич.» идеализма, показал, что общей основой, на к-рой возник кризис в физике, яв-
ляются социальные условия империализма: вся обстановка капиталистич. гос-в мешает ученым воспринять единственно науч. мировоззрение — диалектич. материализм. Физики «свихнулись» в идеализм гл. обр. потому, что не знали диалектики и поэтому не сумели «прямо и сразу подняться от метафизического материализма к диалектическому материализму» (там же, с. 299). Одной из причин, породивших «физич.» идеализм, является, указывал Ленин, математизация физич. понятий; успехи науки, позволяющие выразить ее законы в форме математич. уравнений, из к-рых могут быть выведены следствия, оправдываемые на опыте, создают у нек-рых естествоиспытателей иллюзию о всесилии уравнений, иллюзию, будто разум диктует свои законы природе, будто «материя исчезла — остались одни уравнения». Др. причина кроется в непонимании соотношения между относительным и абсолютным в познании, в возведении относительности нашего знания в некий «принцип релятивизма», к-рый — при незнании диалектики—неминуемо ведет к идеализму. «Этот вопрос о соотношении релятивизма и диалектики, едва ли не самый важный в объяснении теоретических злоключений махизма» (там же, с. 295). Разбирая вопрос о том, являются ли науч. теории отражением объективной реальности или они, как утверждали «физич.» идеалисты, суть лишь условные знаки, символы, произвольные продукты человеч. разума, Ленин опроверг эти попытки отрицать объективность науч. знания.
Подобные кризисные явления имелись не только в физике, но и в др. отраслях естествознания, в частности в физиологии и биологии, находившихся также в периоде бурного развития. Но Ленин сосредоточил осн. внимание именно на кризисе в физике, во-первых, потому, что физика к тому времени стала ведущей отраслью естествознания, оказывающей большое влияние на др. науки о природе; во-вторых, потому, что в физике этот кризис был особенно острым и сильным. Однако суть кризисных явлений в др. отраслях естествознания являлась той же самой, что и в физике. Ленинский анализ кризиса физики и путей выхода из него имеет поэтому общее значение, применимое ко всему естествознанию в целом. Он нанес, в частности, сокрушит, удар по т. н. «физиологическому идеализму», отрицающему, что ощущения являются отражением внешнего мира и т. о. скатывающемуся к отрицанию объективной реальности.
Одним из важнейших положений кн. «М. и э.» яв-| ляется доказательство того, что естествознание не безразлично к борьбе осн. филос. направлений, к борьбе материализма с идеализмом, не «нейтрально» в этой борьбе. Решительно отвергая утверждения бурж. философов о «беспартийности» естествознания в филос. борьбе, Ленин писал: «Наука беспартийна в борьбе материализма с идеализмом и религией, это — излюбленная идея не одного Маха, а всех современных буржуазных профессоров, этих, по справедливому выражению того же И. Дицгена, «...„дипломированных лакеев, оглупляющих народ вымученным идеализмом"» (там же, с. 126).
Ленин показал, что, несмотря на все усилия махистов, несмотря на идеалистич. ошибки отд., даже очень крупных, естествоиспытателей, идеализму не удастся свернуть естествознание с материалистич. пути, ибо только материалистич. философия совместима с естествознанием. Принципы материализма прочно лежат в основе всего естествознания. Стихийное, несознаваемое, философски неоформленное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в существовании объективной реальности, в объективной истинности познания Ленин назвал естеств.-историч. материализмом. В нем Ленин видел устой, «...о который разбиваются все усилия и потуги тысячи и одной
362 «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ»— МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
школки философского идеализма, позитивизма, реализма, эмпириокритицизма и прочего конфузионизма» (там же, с. 336). Анализируя общее направление хода развития естествознания, Ленин сформулировал вывод, имеющий огромное теоретич. и практич. значение: естествознание не просто расширяет и укрепляет ес-теств.-историч. материализм, но неуклонно движется к более высокой и последоват. форме материализма — диалектич. материализму, переход к к-рому становится неизбежным. «Современная физика,— писал Ленин,— лежит в родах. Она рожает диалектический материализм» (там же, с. 299). И это относится не только к физике, но и ко всему естествознанию вообще.
В кн. «М. и э.» Ленин подверг критике идеализм махистов в вопросах познания общества, развил дальше историч. материализм. Он разоблачил реакц.сущность биологич. теорий общества и показал, что претенциозно-пустой энергетич. и биологич. словесностью махисты хотели затушевать непримиримость классовых противоречий в капиталистич. обществе и доказать, что это общество придет к полному миру и благополучию в силу якобы присущей людям «психологической тенденции к устойчивости». Следуя реакц. взглядам бурж. профессуры, рус. махисты Богданов, Суворов, Базаров и др. искажали историч. материализм. Ленин назвал нелепой «теорию» Богданова о тождестве обществ, бытия и обществ, сознания, подверг резкой критике Суворова, к-рый назвал классовую борьбу, а значит и революц. борьбу пролетариата, явлением отрицательным, противообщественным. Ленин подчеркнул, что в философии марксизма «вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи» (тамже, с. 312).
Книга Ленина «М. и э.» является образцом воинствующей марксистской партийности, непримиримой борьбы против всяких отступлений от революц. марксизма, за коммунистич. мировоззрение. «Новейшая философия,— писал Ленин,— так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела... являются материализм и идеализм» (там же, с. 343). Борьба материализма и идеализма является закономерностью в развитии философии, она неизбежна в условиях общества, расколотого на анта-гонистич. классы. В противовес филос. ревизионистам, к-рые, по выражению Ленина, плелись «в хвосте буржуазной философской науки», Ленин показал, что марксистская философия является боевой наукой о революц. преобразовании общества, она выражает коренные интересы рабочего класса.
Труд Ленина «М. и э.» имеет огромное междунар. значение. Более полувека он находится на вооружении марксистско-ленинских партий, активно служит великой цели революц. преобразования мира. Являясь сильнейшим теоретич. оружием марксистских партий, он оказывает огромное влияние на сознание всех передовых людей.
После Окт. революции книга издана в СССР 107 раз, общим тиражом в 5 157 000 экз. на 23 языках (дан ные на 1 ЯНВ. 1964). и- Кузнецов, А. Окулов. Москва.
Лит.: Виевский А. Ф., Вопросы истины в работе В. И. Ленина «М. и э.», К., 1959; Газенко В. И., Вопросы историч. материализма в книге В. И. Ленина «М. и э.», М., 1959; Г а п о ч к а М. П., Вопросы историч. материализма в книге В. И. Ленина «М. и э.», М., 1959; Гениальный ленинский труд «М. и э.», [Тула], 1959; Г о л о с о в В. Ф., Книга В. И. Ленина «М. и э.» — величайшее филос. произв. творч. марксизма, Красноярск, 1959; Г о т т В. С.,«М. и э.» В. И.Ленина и совр. наука, «Укр. химич. журн.», 1959, т. 25, вып. 4; И л ь и н А. Я., Произведение В. И. Ленина «М. и э.» и нек-рые вопросы борьбы материализма и идеализма в совр. естествознании, в сб.: Уч. зап. Бурят, пед. ин-та им. Д. Бан-зарова. Ист.-филол. серия, вып. 18, Улан-Удэ, 1959; К а ц а -рова В. Л., «М. и э.» В. И. Ленина и совр.«физич.идеализм», Тб., 1959 (нагруз. яз.); Кедров В. М., Книга В.И.Ленина «М. и э.»и совр. естествознание, М., 1959; его же,