В лит-ре М. характеризуется с самых различных сторон, в весьма разнообразных его связях и отношениях с др. явлениями обществ.-историч., в особенности духовного, порядка. В результате этого возникают частные определения М., к-рые и служат основаниями для различных классификаций материали-стич. учений.
(|) Выделяются две историч. эпохи в прогрессивном развитии М., к-рым соответствуют: домарксистский М. и марксистский, или диалектич., М. Домарксистский М. охватывает все формы М., к-рые исторически предшествовали возникновению диалектич. М. То школы М., к-рые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., т. к. они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в истории М. Существуют два взгляда на хроноло-гич. границу, разделяющую эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница является общей для всех стран и народов—сер. 40-х гг. 19 в., когда возник марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось позднее (напр., Россия, страны Востока), процесс развития домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы искусственно разрывать на две совершенно обособленные стадии.
Согласно второй т. зр., домарксистским является М., распространенный в данной стране до проникновения в нее марксизма.
Можно было бы принять два различных термина: домарксовский М. (обозначающий М. до сер. 40-х гг. 19 в.) и домарксистский М. (обозначающий М. до распространения марксизма в данной стране). Тогда период домарксистского М. будет хронологически определяться по-разному в разных странах; напр., для России это будет период до 80-х гг. 19 в.
Единственно последовательным во всех отношениях является марксистский М. Ленин называл Маркса «... основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (там же, с. 322). К непоследовательному М. относятся все без исключения школы немарксистского М. Непоследовательность М. проявляется различным образом:
а) Когда линия М. проводится только в одной области знания (напр., «внизу», в понимании при роды), а в др. областях дается идеалистич. трактовка рассматриваемых явлений (напр., общественных, от куда идеализм «вверху»). Так было, напр., у франц. материалистов 18 в. и рус. революц. демократов 19 в. Непоследовательный материалист-ученый может последовательно проводить линию М. в своей специ альной области, а в филос. вопросах защищать идеа лизм. Поскольку такой ученый — человек науки, писал Энгельс, «... поскольку он что-либо знает, постольку он материалист; но вне своей науки, в тех областях, в которых он ничего не знает, он перево дит свое невежество на греческий язык, называя его агностицизмом» (МарксК. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 305). Таким ученым был, напр., Бутлеров.
б) Когда одна группа или сторона гносеологич. вопросов решается с позиций М. (напр., первая сто рона осн. вопроса философии), а другая— с пози ций идеализма и агностицизма. Так, Гельмгольц был в основном материалистом, но в теории познания он отходил от М. в сторону агностицизма, а отсюда — неизбежно — ив сторону идеализма (см. В. И. Ле нин, Соч., т. 14, с. 222). Аналогичную ошибку делал Плеханов (см. там же, с. 220). Т. о., агио- стич. решение вопроса логически ведет к идеализму, подрывая исходную посылку М.— признание объек тивной реальности внешнего мира, а значит и пер вичности материи по отношению к духу. Это состав ляет особое проявление непоследовательного М., т. н. символич., или иероглифич., М.— значит, половинчатый М. Последовательный материалист, напротив, решает с позиций М. не только первую, но и вторую сторону осн. вопроса философии.
Примером непоследовательного М. служит и меха-нистич. М., поскольку он признает объективно существующими только первичные качества, но не вторичные качества. С такой т. зр. наши ощущения не являются образами вещей, т. к. содержащиеся в них качества носят якобы чисто субъективный характер. Это — прямое отступление от М., ведущее к агностицизму.
в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы. В частности, метафизич. М., неспособный объяснить происхож дение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистич. концепции «первого толчка», посредст вом к-рого тела природы якобы были созданы, а материя обрела будто бы способность двигаться. Способность произвести такой «толчок» может быть приписана только некоему внеприродному началу, т. е. богу. Такая непоследовательность была свой-
МАТЕРИАЛИЗМ 345
ственна метафизич. М. 17—18 вв., в особенности тем его направлениям, к-рые принимали форму деизма. Такая же непоследовательность была характерна и для филос. идей Дюринга. «Всю борьбу с Дюрингом,— писал Ленин,— Энгельс провел целиком под лозунгом последовательного проведения материализма, обвиняя материалиста Дюринга... за приемы рассуждения, выражающие собой уступку идеализму, переход на позицию идеализма. Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга"» (там же, с. 323).
2) По отношению к обществ .-историч. практике, различаются созерцательный М. и практически действенный М. Первый есть одна из характеристик домарксистского М. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, п р а к т и к а, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Поэтому такой М. не мог подняться до понимания законов обществ, развития: «Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т. е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это—созерцание им отдельных индивидов в „гражданском обществе"» (там же, с. 3). М., ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский М.
3) С т. зр. метода мышления, к-рым пользуются материалисты, выделяются: д и а л е к т и ч. М. и метафизич. М. Для диалектич. М. характерны внутр. единство, нераздельная слитность диалектики и мате-риалистич. теории познания. Метафизич. М. имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют: напр., а) М., опирающийся на метафизику абсолютных качеств, отрицающую развитие; б) М., отрицающий качеств, различия и сводящий их к количеств, различиям, а развитие—к плоской эволюции, к чистой постепенности. Этот второй вид метафизич. М. является механическим, если сводит все высшие формы движения к механической, как это было свойственно М. 17—18 вв.; однако механицизм связывается не только с М., но и с идеализмом, особенно в совр. реакц. философии.
4) С т. зр. понимания сущности сознания и его роли по отношению к материи, бытию, противополагаются научный и вульгарный материализм. Науч. М. видит качеств, отличие психического от физического. Напротив, вульгарный М. (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.) отождествляет сознание с материей. В понимании обществ, явлений проявлением вульгарного М. является экономич. М., противоположный исто-рич. М. Историч. М. противостоят различные школы упрощенного М., дающие неправильное объяснение обществ, явлений: а) Аитропологич. М. (Фейербах, отчасти Чернышевский) (см. Антропологическая школа, Антропологический принцип), б) Географич. М. (см. Географическая среда, Географическая школа). в) Натуралистич. М. (натурализм), к-рый считает природу определяющим фактором развития общества. Все эти школы в М. антиисторичны и ведут, в конечном счете, к идеализму в понимании истории; они искажают взаимоотношения между обществ, бытием и обществ, сознанием, причины их развития. «И антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания материализма» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 72).
5) С т. зр. отношения к различным ступеням, или сторонам процесса познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического М. (см. Рационализм и Сенсуализм).
6) Различаются сознательный М. и с т и-х и й н ы й, или наивный, философски неоформленный М. Наивный М. древности Энгельс называл первоначальным стихийным М. (см. «Диалектика природы», 1955, с. 147), принимавшимся как что-то само собой разумеющееся (см. там же, с. 157). Обычный, не философский, «наивный» взгляд всех людей на мир Ленин характеризовал как «стихийно, бессознательно материалистическую точку зрения, на которой стоит человечество, принимая существование внешнего мира независимо от нашего сознания» (Соч., т. 14, с. 49). «„Наивное" убеждение человечества сознательно кладется материализмом в основу его теории познания» (там же, с. 57—58; ср. с. 331).
Стихийный М. естествоиспытателей Ленин называл естественно-историческим материализмом. Существует неразрывная связь стихийного М. естественников с филос. М. как направлением. Геккель, напр., защищал точку зрения М., «... не видя того, что он стоит наточке зрения материалиста...» (там же, с. 337). Следовательно, естеств.-историч. М. есть М. «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу естествознания...» (там же, с. 218).
7) Различные школы М. характеризуются по нац.-географич. и хронологич. признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в результате чего образуются характеристики определенных школ М.: напр., древнегреч. М., рус. М. 19 в. и т. д. Иногда подобная характеристика дается раздельно с учетом только одного из этих признаков, напр.: античный М. или М. 17 в. (объединяющий англ., франц., голл. и др. материалистов этого времени).
8) М. характеризуется по имени мыслителя, к-рый его разрабатывал; напр., выделяется материализм Бэкона, Фейербаха, Ломоносова и т. д. Этим подчеркиваются индивидуальные черты и особенности философского учения данного конкретного материалиста, особенно те, к-рые сохраняются в истории философской мысли благодаря его ученикам и продолжателям.
Перечисленные частные характеристики М. касаются не всего М. как направления, а только отдельных его школ. М. нельзя отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо естеств.-науч. теориями. Еще Фейербах смешивал М. как общее мировоззрение с той особой формой, в к-рой оно выражалось у «странствующих проповедников» вульгарного М. в 50-х гг. 19 в. Отвергая эту частную форму М., Фейербах неизбежно приходил к выводу о том, что М. как общее мировоззрение должен быть отвергнут. «Фейербах был совершенно прав, отклоняя от себя ответственность за этот (т. е. вульгарный.— Ред.) материализм; он только не имел права смешивать учение странствующих проповедников с материализмом вообще» (ЭнгельсФ., Диалектика природы, с. 154).
Эту логич. ошибку мыслителей 19 в. махисты и др. «физич.» идеалисты превратили на рубеже 19 и 20 вв. в осн. аргумент против М. Они называли материализмом не М. как направление, а его устарелую метафизич. или механич. форму, к-рая как раз в то время рушилась под воздействием «новейшей революции в естествознании», прежде всего под влиянием последних открытий физики. «... единственное „свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм,— подчеркивал Ленин,— есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» (Соч., т. 14, с. 247). Ленин показал, что сме-
346 МАТЕРИАЛИЗМ
шение М. как направления с его устарелой формой привело нек-рых физиков к идеализму: они боролись против метафизич. М., против его односторонней «механистичности» и «при этом выплескивали вместе с водой и ребенка», т.е. выбрасывали самый М. вместе с отвергаемой ими метафизикой и механицизмом. Аналогично этому неокантианцы, напр. Рик-керт, объявляли М. архаич. учением и приписывали ему допущение «первоматерии» в качестве первоисточника всего сущего.