Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философский материализм 1 страница



Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонни­ком Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной после­довательности и всесторонности его материализма. Всемирно-историческое, «составляющее эпоху» зна­чение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма, который еще «в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существую­щих политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии, но и... против всякой метафизики» (в смысле «пьяной спекуляции», в отличие от «трезвой философии») («Святое семейство» в «Литературном Наследстве»). «Для Гегеля, — писал Маркс — про­цесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову и преобра­зованное в ней» («Капитал», I, послесловие к 2 изд.). В полном соответствии с этой материалистической философией Маркса и излагая ее, Фр. Энгельс писал в «Анти-Дюринге» (см): — Маркс ознакомился с этим сочинением в рукописи — ...«Единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности, которая дока­зывается... долгим и трудным развитием философии и естествознания... Движение есть форма бытия мате­рии. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения без материи... Если поставить вопрос, ... что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продук­ты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в известной природной обста­новке и.вместе с ней. Само собою разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в последнем счете тоже продуктами природы, не про­тиворечат остальной связи природы, а соответствуют ей». «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями (Abbilder, отображения­ми, иногда Энгельс говорит об «оттисках»), более или менее абстрактными, действительных вещей и про­цессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля отражениями какой-то идеи, существовавшей где-то до возникновения мира». В своем сочинении «Людвиг Фейербах», в котором Фр. Энгельс излагает свои иМаркса взгляды на философию Фейербаха и которое Энгельс отправил в печать, предварительно


перечитав старую рукопись свою и Маркса 1844— 1845 гг. по вопросу о Гегеле, Фейербахе и материали­стическом понимании истории, Энгельс пишет: «Вели­ким основным вопросом всякой, а особенно новейшей философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе... что чему предшествует: дух природе или природа духу... Философы раздели­лись на два больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, ... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примк­нули к различным школам материализма». Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и материализма ведет лишь к путанице. Маркс реши­тельно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, аг­ностицизм, критицизм, позитивизм в различных видах, считая подобную философию «реакционной» уступкой идеализму и в лучшем случае «стыдливым пропуска­нием через заднюю дверь материализма, изгоняемого на глазах публики». См. по этому вопросу, кроме на­званных сочинений Энгельса и Маркса, письмо послед­него к Энгельсу от 12 декабря 1868 г., где Маркс, отмечая «более материалистическое», чем обычно, выступление известного естествоиспытателя Т. Гё'ксли и его признание, что, поскольку «мы действительно наблюдаем и мыслим, мы не можем никогда сойти с почвы материализма», упрекает его за «лазейку» в сторону агностицизма, юмизма. В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необ­ходимости: «слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости» (Энгельс в «Ан­ти-Дюринге») — признание объективной закономер­ности природы и диалектического превращения необ­ходимости в свободу (наравне с превращением непоз­нанной, но познаваемой, «вещи в себе» в «вещь для нас», «сущности вещей» в «явления»). Основным недос­татком «старого», в том числе и фейербаховского (а тем более «вульгарного», Вюхнера-Фогта-Молешотта) материализма Маркс и Энгельс считали (1) то, что этот материализм был «преимущественно механичес­ким», не учитывая новейшего развития химии и био­логии (а в наши дни следовало бы еще добавить: элект­рической теории материи); (2) то, что старый мате­риализм был неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последователь­но и всесторонне точки зрения развития; (3) то, что они «сущность человека» понимали абстрактно, а не как «совокупность» (определенных конкретно-истори­чески) «всех общественных отношений» и потому только «объясняли» мир, тогда когда дело идет об «изменении» его, т. е. не понимали значения «револю­ционной практической деятельности».

Диалектика

Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием, уро­дующей и калечащей действительный ход развития (нередко со скачками, катастрофами, революциями) в природе и в обществе. «Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти» (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе) «сознательную диалектику и перевести ее в ма­териалистическое понимание природы». «Природа есть подтверждение диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это подтверждение


МАРКС 303


необыкновенно богатое» (писано до открытия радия, электронов, превращения элементов и т. г5--'), «накопляющее ежедневно массу материала и доказы­вающее, что дела обстоят в природе в последнем с^ете диалектически, а не метафизически».

«Великая основная мысль, — пишет Энгельс» — что мир состоит не из готовых, законченных предме­тов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, поня­тия, находятся в беспрерывном изменении, то возни­кают, то уничтожаются, — эта великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени водит в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспа­ривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на словах, другое дело — применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области иссле­дования». «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного шЗДе-1Ш, и ничто но может устоять перед нею, нроме непре­рывного процесса возникновения и уничтожения! бесконечного восхождения от низшего к высшему-Она сама является лишь простым отражением эт'ого процесса в мыслящем мозгу». Таким образом диалек­тика, по Марксу, есть «наука об общих законах дви­жения как внешнего мира, так и человеческого мыш­ления».

Эту, революционную, сторону философии Гегеля воспринял и развил Маркс. Диалектический материа­лизм «не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками». От прежней философии остает­ся «учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика». А диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, ко­торая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхожде­ние и развитие познания, переход от незнания к по­знанию.

В наше время идея развития, эволюции, вошла по4™ всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опи­раясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюйии. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже сту­пени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скач­кообразное, катастрофическое, революционное! — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного об­щества; — взаимозависимость и теснейшая, нераз­рывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), св^зь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии. (Ср. письмо Маркса к Энгельсу от 8 января 1868 г. с насмешкой над «деревянными трихотомиями» Штейна, которые нелепо смешивать с материалисти­ческой диалектикой).

Материалистическое понимание истории

Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости «согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию»-


Если материализм вообще объясняет сознание из бы­тия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественно­го бытия. «Технология, — говорит Маркс («Капитал», I),— вскрывает активное отношение человека к приро­де, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений». Цельную формулировку основных положений матери­ализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению «К критике политической экономии» в следующих словах:

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отно­шения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений ъоелгоаляет ■жошммтеагж'ую «лруктуру общества, реаль­ный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жиз­ни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития мате­риальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или —что является только юридиче­ский выражением этого — с отношениями собствен­ности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отноше­ния превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении та­ких переворотов необходимо всегда отличать мате­риальный, с естественнонаучной точностью конста­тируемый переворот в экономических условиях про­изводства от юридических, политических, религиоз ных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают это] конфликт и борются с ним.

Как об отдельном человеке нельзя судить на осно­вании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота но ее со­знанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями»... «В об­щих чертах, азиатский, античный, феодальный и сов­ременный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». (Ср. краткую формулировку Маркса в письме к Энгельсу от 7 июля 1866 г.: «Наша теория об 'определении организации труда средствами производства»).

Открытие материалистического понимания истории пли, вернее, последовательное продолжение, распро­странение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызыва­ются эти мотивы, не улавливая объективной законо­мерности в развитии системы общественных отноше­ний, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, преж­ние теории не охватывали как раз действий масс насе­ления, тогда как исторический материализм впервые


304 МАРКС


дал возможность с естественно-исторической точно­стью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. Домарксовская «социоло­гия» и историография в лучшем случае давали на­копление сырых фактов, отрывочно набранных, и изо­бражение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всесторон­нему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рас­сматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдель­ных «главенствующих» идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех раз­личных тенденций в состоянии материальных произ­водительных сил. Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречи­вых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материаль­ной жизни, создающие базу всей исторической дея­тельности людей, каков закон развития этих усло­вий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторон­ности и противоречивости, процесса.

Классовая борьба

Что стремления одних членов данного общества идут в разрез с стремлениями других, что обществен­ная жизнь полна противоречий, что история показы­вает нам борьбу между народами и обществами, а так­же внутри них, а кроме того еще смену периодов революции и реакции, мира и войн, застоя и быстрого прогресса или упадка, эти факты общеизвестны. Марк­сизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы. Только изучение совокупности стремлений всех членов данного об­щества или группы обществ способно привести к науч­ному определению результата этих стремлений. А ис­точником противоречивых стремлений является раз­личие в положении и условии жизни тех классов, на которые каждое общество распадается. «История всех до сих пор существовавших обществ, — пишет Маркс в «Коммунистическом Манифесте» (за исключением истории первобытной общины — добавляет впослед­ствии Энгельс), — была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и кре­постной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным пере­устройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов... Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржу­азное общество не уничтожило классовых противо­речий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается однако тем, что она упростила классовые противо­речия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса — буржуазию и пролетариат». Со времени великой французской рево­люции европейская история с особой наглядностью вскрывала в ряде стран эту действительную подклад­ку событий, борьбу классов. И уже эпоха реставрации во Франции выдвинула ряд историков (Тьерри, Гизо, Минье, Тьер), которые, обобщая происходящее, не могли не признать борьбы классов ключом к понима-


нию всей французской истории. А новейшая эпоха, эпоха полной победы буржуазии, представительных учреждений, широкого (если не всеобщего) избира­тельного права, дешевой, идущей в массы, ежеднев­ной печати и т. п., эпоха могучих и все более широких союзов рабочих и союзов предпринимателей и т. д., показала еще нагляднее (хотя и в очень иногда одно­сторонней, «мирной», «конституционной» форме) борь­бу классов, как двигатель событий. Следующее место из «Коммунистического Манифеста» Маркса покажет нам, какие требования объективного анализа поло­жения каждого класса в современном обществе, в свя­зи с анализом условий развития каждого класса, предъявлял Маркс общественной науке: «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собою действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок п уничтожаются с развитием крупной про­мышленности; пролетариат же есть ее собственный продукт. Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин — все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консерва­тивны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они револю­ционны, то постольку, поскольку им предстоит пере­ход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы: посколь­ку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата». В ряде исторических сочинений (см. Литературу) Маркс дал блестящие п глубокие образцы материали­стической историографии, анализа положения каж­дого отдельного класса и иногда различных групп или слоев внутри класса, показывая воочию, почему и как «всякая классовая борьба есть борьба политическая». Приведенный нами отрывок иллюстрирует, какую слож­ную сеть общественных отношений и переходных ступеней от одного класса к другому, от прошлого к будущему анализирует Маркс для учета всей равно­действующей исторического развития.

Наиболее глубоким, всесторонним и детальным подтверждением и применением теории Маркса яв­ляется его экономическое учение.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСА

«Конечной целью моего сочинения — говорит Маркс в предисловии к «Капиталу» — является от­крытие экономического закона движения современного общества», т. е. капиталистического, буржуазного общества. Исследование производственных отношений данного, исторически определенного, общества в их возникновении, развитии и упадке — таково содер­жание экономического учения Маркса. В капиталисти­ческом обществе господствует производство товаров, и анализ Маркса начинается поэтому с анализа товара.

Стоимость

Товар есть, во-1-х, вещь, удовлетворяющая какой-либо потребности человека; во-2-х, вещь, обмениваемая на другую вещь. Полезность вещи делает ее потре­бительной стоимостью. Меновая стоимость (или просто стоимость) является прежде всего отношением, пропорцией при обмене известного числа потребитель­ных стоимостей одного вида на известное число потре­бительных стоимостей другого вида. Ежедневный опыт показывает нам, что миллионы и миллиарды таких обменов приравнивают постоянно все и всякие, самые различные и несравнимые друг с другом, потре­бительные стоимости одну к другой. Что же есть об­щего между этими различными вещами, постоянно приравниваемыми друг к другу в определенной си-


МАРКС 305


стсме общестненных отношений? Общее между ними то, что они —продукты труда. Обменивая продукты, люди приравнивают самые различные виды труда. Производство товаров есть система общественных от­ношений, при которой отдельные производители сози­дают разнообразные продукты (общественное разде­ление труда), и все эти продукты приравниваются друг к другу при обмене. Следовательно, тем общим, что есть во всех товарах, является не конкретный труд определенной отрасли производства, не труд одного ви­да, а абстрактный человеческий труд, человеческий труд вообще. Вся рабочая сила данного общества, представленная в сумме стоимостей всех товаров, является одной и той же человеческой рабочей силой: миллиарды фактов обмена доказывают это. И, следова­тельно, каждый отдельный товар представляется лишь известной долей обществонн о-н еобходимого рабочего времени. Величина стоимости определяется количеством общественно-необходимого труда или рабочим временем, общественно-необходимым для производства данного товара, данной потребительной стоимости. «Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому. Они но созна­ют этого, но они это до лают». Стоимость есть отношение между двумя лицами — как сказал один старый эко­номист; ему следовало лишь добавить: отношение, прикрытое вещной оболочкой. Только с точки зрения системы общественных производственных отношений одной определенной исторической формации общества, притом отношений, проявляющихся в массовом, мил­лиарды раз повторяющемся явлении обмена, можно понять, что такое стоимость. «Как стоимости, товары суть лишь определенные количества застывшего рабоче­го времени». Проанализировав детально двойственный характер труда, воплощенного в товарах, Маркс пере­ходит к анализу формы стоимости и денег. Глав­ной задачей Маркса является при этом изучение про­исхождения денежной формы стоимости, изучение исторического процесса развертывания обмана, начиная с отдельных, случайных актового («простая, отдельная или случайная форма стоимости»: данное количество одного товара обменивается на данное количество другого товара) вплоть до всеобщей формы стоимости, когда ряд различных товаров обменивает­ся на один и тот же определенный товар, и до де­нежной формы стоимости, когда этим определенным товаром, всеобщим эквивалентом, является золото. Будучи высшим продуктом развития обмена и товар­ного производства, деньги затушевывают, прикры­вают общественный характер частных работ, обще­ственную связь между отдельными производителями, объединенными рынком. Маркс подвергает чрезвы­чайно детальному анализу различные функции денег, причем и здесь (как вообще в первых главах «Капи­тала») в особенности важно отметить, что абстрактная и кажущаяся иногда чисто дедуктивной форма изло­жения на самом деле воспроизводит гигантский факти­ческий материал но истории развития обмена и товар­ного производства. «Деньги предполагают известную высоту товарного обмена. Различные формы денег — простой товарный эквивалент или средство обращения или средство платежа, сокровище и всемирные день­ги — указывают, смотря по различным размерам применения той или другой функции, по сравнитель­ному преобладанию одной из них, на весьма различные ступени общественного процесса производства» («Ка­питал», I).

Прибавочная стоимость

На известной ступени развития товарного произ­водства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного обращения было: Т (товар) — Д (деньги) —


Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого. Общей формулой капитала является, наобо­рот, Д—Т—Д, т. е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс это воз­растание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Факт этого «роста» денег в капиталистическом обороте общеизвестен. Именно этот «рост» превраща­ет деньги в капитал, как особое, исторически опре­деленное, общественное отношение производства. При­бавочная стоимость не может возникнуть из товарного обращения, ибо оно знает лишь обмен эквивалентов, но может возникнуть и из надбавки к цене, ибо вза­имные потери и выигрыши покупателей и продавцов уравновесились бы, а речь идет именно о массовом, среднем, общественном явлении, а но об индивидуаль­ном. Чтобы получить прибавочную стоимость, «вла­делец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы ори­гинальным свойством быть источником стоимости», такой товар, процесс потребления которого был бы в то же самое время процессом создания стоимости. И такой товар существует. Это рабочая сила чело­века. Потребление ее есть труд, а труд создает стои­мость. Владелец денег покупает рабочую силу по ее стоимости, определяемой, подобно стоимости всякого другого товара, общественно-необходимым рабочим временем, необходимым для ее производства (т. е. стоимостью содержания рабочего и его семьи). Купив рабочую силу, владелец денег вправе потреблять ее, т. е. заставлять ее работать целый день, скажем, 12 часов. Между тем рабочий в течение 6 часов («необ­ходимое» рабочее время) создает продукт, окупающий его содержание, а в течение следующих 6 часов («при­бавочное» рабочее время) создает неоплаченный капи­талистом «прибавочный» продукт или прибавочную стоимость. Следовательно, в капитале, с точки зрения процесса производства, необходимо различать две части: постоянный капитал, расходуемый на средства производства (машины, орудия труда, сырой материал и т. д.) — стоимость его (сразу или по частям) без изменения переходит на готовый продукт — и пере­менный капитал, расходуемый на рабочую силу. Стои­мость этого капитала не остается неизменной, а воз­растает в процессе труда, создавая прибавочную стои­мость. Поэтому для выражения степени эксплуатации рабочей силы капиталом надо сравнивать прибавочную стоимость не со всем капиталом, а только с переменным капиталом. Норма прибавочной стоимости, как назы­вает Маркс это отношение, будет, напр., в нашем

6 примере т;, т. е. 100%,

Исторической предпосылкой возникновения капи­тала является, во-1-х, накопление известной денежной суммы в руках отдельных лиц при высоком сравни­тельно уровне развития товарного производства во­обще и, во-2х, наличность «свободного» в двояком смысле рабочего, свободного от всяких стеснений или ограничений продажи рабочей силы и свободного от земли и вообще от средств производства, бесхозяй­ственного рабочего, рабочего-«пролетария», кото­рому нечем существовать кроме как продажей рабочей силы.

Увеличение прибавочной стоимости возможно путем двух основных приемов: путем удлинения рабочего дня («абсолютная прибавочная стоимость») и путем сокращения необходимого рабочего дня («относитель­ная прибавочная стоимость»). Анализируя первый прием, Маркс развертывает грандиозную картину борьбы рабочего класса за сокращение рабочего дня и вмешательства государственной власти за удлине­ние рабочего дня (XIV—XVII века) и за сокращение его (фабричное законодательство XIX века). После


306 МАРКС


того, как появился «Капитал», история рабочего дви­жения всех цивилизованных стран мира дала тысячи и тысячи новых фактов, иллюстрирующих эту картину.

Анализируя производство относительной прибавоч­ной стоимости, Маркс исследует три основные истори­ческие стадии повышения производительности труда капитализмом: 1) простую кооперацию; 2) разделение труда и мануфактуру; 3) машины и крупную промыш­ленность. Насколько глубоко вскрыты здесь Марксом основные, типичные черты развития капитализма, видно, между прочим, из того, что исследования рус­ской так называемой «кустарной» промышленности да­ют богатейший материал по иллюстрации двух первых из названных трех стадий. А революционизирующее действие крупной машинной индустрии, описанное Марксом в 1867 году, обнаружилось в течение полу­века, истекшего с тех пор, на целом ряде «новых» стран (Россия, Япония и др.).

Далее. В высшей степени важным и новым является у Маркса анализ накопления капитала, т. е. превращения части прибавочной стоимости в капитал, употребление ее не на личные нужды или причуды капиталиста, а на новое производство. Маркс показал ошибку всей прежней классической политической экономии (начиная с Адама Смита), которая полагала, что вся прибавочная стоимость, превращаемая в капи­тал, идет на переменный капитал. На самом же деле она распадается на средства производства плюс переменный капитал. Громадное значение в процессе развития капитализма и превращения его в социализм имеет более быстрое возрастание доли постоянного капитала (в общей сумме капитала) по сравнению с долей переменного капитала.

Накопление капитала, ускоряя вытеснение рабочих машиной, создавая на одном полюсе богатство, на дру­гом нищету, порождает и так называемую «резервную рабочую армию», «относительный избыток» рабочих или «капиталистическое перенаселение», принимаю­щее чрезвычайно разнообразные формы и дающее воз­можность капиталу чрезвычайно быстро расширять производство. Эта возможность в связи с кредитом и накоплением капитала в средствах производства дает, между прочим, ключ к пониманию кризисов перепроизводства, периодически наступавших в капи­талистических странах сначала в среднем каждые 10 лет, потом в более продолжительные и менее опре­деленные промежутки времени. От накопления капи­тала на базисе капитализма следует отличать так на­зываемое первоначальное накопление: насильствен­ное отделение работника от средств производства, изгнание крестьян с земли, кражу общинных земель, систему колоний и государственных долгов, покро­вительственных пошлин и т. д. «Первоначальное на­копление» создает на одном полюсе «свободного» про­летария, на другом владельца денег, капиталиста.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.