Со ч.: Obras, t. i—6, Md., [1958—61]; Ortega у Gasset у la idea la rason vital, Md., 1948, нем. пер., Stuttg., 1952; Ortega у tres antipodas, B. Aires, 1950; La escolSstica en sumundo у en el nuestro, Md., 1951; E.ilosofia actual у existencia- lismo en Espana, Md., 1955; Filosofia espanola actual, 3 ed., Md., 1956. , 3. Плавскин. Ленинград.
МАРИАТЕГИ(Mariategui), Хосе Карлос (14 июня 1895 — 16 апр. 1930)—деятель революц. рабочего и коммунистич. движения Лат. Америки, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, один из основателей Коммунистич. партии Перу (1928). Под влиянием Октябрьской революции М. за короткий период проделал путь от революц. демократизма к марксизму. Практич. работу, направленную на объединение революц. сил Перу, и, в первую очередь, рабочего класса, М. сочетал с творч. разработкой вопросов революц. теории в конкретных историч. условиях Перу. Большое внимание М. уделял разработке и пропаганде марксистской философии. Написанная им в 1929 работа «В защиту марксизма» («Defensa del marxismo», опубл. в 1934) явилась гневной отповедью ревизионизму и ярким примером творч. применения марксизма. М. показал несостоятельность попыток отождествить марксистский диалектич. метод с гегелевской диалектикой: «Материалистическая концепция Маркса диалектически возникла как антитезис идеалистической концепции Гегеля» (указ. соч., р. 23). М. выступил непримиримым критиком теории «этического социализма» и др. разновидностей «реформистского социализма». М. неоднократно указывал на необходимость руководствоваться учением марксизма-ленинизма в нац.-освободит, борьбе перуанского пролетариата.
Большую роль сыграл М. в борьбе против мелко-бурж. реформистских идей апристов (членов партии АПРА), отрицавших руководящую роль пролетариата в нац.-освободит, движении, выдвигавших идею об «исключительности» историч. развития Лат. Америки.
В 1928 М. опубликовал «Семь очерков истолкования перуанской действительности» («Siete ensayos de interpretation de la realidad peruana», рус. пер. — 1963), в к-рых дал глубокий марксистский анализ развития классовых отношений и классовой борьбы в Перу, показал неспособность перуанской буржуазии осуществить задачи бурж.-демократич. революции.
Большое внимание М. уделял защите угнетенных индейских масс, к-рые он рассматривал как одну из движущих сил нац.-освободит, борьбы. Значит, место в творчестве М. занимают исследования истории Перу, в особенности первобытного коммунизма древних инков. С о ч.: Obras, t. 1—3, Lima, 1950 — 55. Лит.: Семенов С. И., Шу льговский А. Ф., Роль X. К. М. в создании коммунистич. партии Перу, «Новая и новейшая история», 1957, № 5; М и р о ш е в с к и й В., «Народничество» в Перу. К вопросу о роли Х.-К.М. в истории латино-амер. обществ, мысли, «Историк-марксист». 1941,.N5 6; Хорхе дель Прадо, Труд, зовущий к борьбе, «Проблемы мира и социализма», 1960, № 1; Del P r a d о J., Mariategui, marxista-leninista, «Dialectica», La Habana, 1943, M 8; А г г о г о Posadas M., A propusito del articulo «El populismo en el Peru» de V. Mirochevsky, там же, 1946, 5 ailo, v. 6, № 17; G о d о у Orrutia С, Un cuarto de siglo de la muerte de Mariategui, «Aurora», Chile, 1955, H° 3.
P. Вургете. Москва.
МАРИН(МарТиэ?) из Снхема (или Неаполиса; в Самарии) — глава (с 485 г. и. э.) Академии плата-
МАРИТЕН — МАРКОВ 29S
новской. На основании скудных сведений из Свиды, Дамаския и Фотия вырисовывается образ философа, значительно развившего обе осн. тенденции неоплатонизма — абстрактно-схоластическую и мистическую. Первая, вероятно, была представлена в его 1здм-чентарии к платоновскому «Пармениду», а вторая — г, дошедшем до нас произведении «Прокл.или О блаженстве» («Проу.Хо; rtzep't Eooaifjiovta;», в кн.: Dioge-nis Laertii... rec. C. G.Cobet, 1878, p. 150—70 с лат. переводом; пер. на англ.— в кн.: L. Y. Rosan, The philosophy of Proclus, 1949, p. 13—35). В последнем Пр0кл рассматривался как образец всех добродетелей, иэ к-рых низшее место занимают физич. добродетели, а затем в порядке возвышения — этические, политические, катартические (очистительные), теоретические и теургические (делавшие человека богом). Имеются сведения об интересе М. к математике (М. принадлежит комментарий к Эвклиду — Euclidis, Opera, v. 6: Data cum commentario Marini..., ed. H. Menge, 1896). Свой комментарий к «Филебу» Платона М., по преданию, сжег. Философски неясная фигура М. интересна Гл. обр. &тп?я«рк оосг&клекнвИ дж биографии Прочла, где рисуется весьма интересная в историко-культурном отношении картина упадка антич. философии, состоящей из веры во всякие чудеса, в явления демонов, магич. исцеления, пророческие сны и т. д.
Лит.: Heiberg I. L., Literargeschichtliche S;tu- dien uber Euklid, Lpz., 1882, S. 173—76; Krauss S., jia- rinus, a Jewish philosopher of Antiquity, «Jewish Quart. Rey » L., 1897, v. 9, p. 517—21; Schissel von Flesche'n- b u r g, Marin von Neapolis und die neuplatonischen Tug%n(j- grade, Athen, 1938. А. Лосев. Москва.
МАРИТЁН(Maritain), Жак (р. 18 ноября 1882) _ наиболее влиятельный представитель совр. неото.мив- ма. Образование получил в лицее Генриха IV и в Сор бонне, где первоначально примкнул к учению Берг сона. Сначала был протестантом, в 1906 принял като личество. С 1914 — проф. Католического ин-та в па_ риже, с 1933 — Ин-та средних веков в Торонто (Ка нада), в 1941—42—Принстонского ун-та и в 1941—44_____
Колумбийского. С 1945 по 1948 был франц. постом в Ватикане. С 1948 вновь живет в США, преподает в Принстонском ун-те.
Филос. кредо М. полностью совпадает с осн. идеями томизма. Свою гл. задачу М. видит в примирении теологии и философии, веры и разума на новом ikjto-рнч. этапе. М. пытается осуществить этот компромисс, беря за основу богословско-схоластич. учение Фс>мы Аквинского. М. считает, что «святой Фома Аквинодий является апостолом нового времени...». Он— «пророк разума» (см. «De Bergson a Thomas d'Aquin», P., 1947, p. 132). Все развитие антисхоластич. философии нового времени начиная с Декарта М. считает упадком и вырождением филос. мысли. Выступая против пренебрежения к разуму (в частности,против учения Bcprcoiia), М. в то же время сам проповедует синтез логического и алогического, рационального и иррационального, стараясь примирить «...благодать и природу, веру и разум, теологию и философию...» (там же, р. 1с)3). Но такая «гармония» осуществима только при отказе от приоритета разума и подчинения его вере. Ctjoro философию М. называет «критическим реализмом» и противопоставляет ее рационализму Декарта. Но «реальность» у М. не совпадает с «материальностью^ а неизмеримо шире, т. к. включает в себя и духовное, и, как производное от него, — материальное. Истинным бытием якобы обладает именно духовный Мцр; материальный, физич. мир есть реальность «второго порядка»,—он не суверепен, а подчинен духовному Mjjpy и зависит от него. Такое удвоение мира позволяет М., формально не отказываясь от достижений науки, установить предел науч. познания. Наука имеет собсугв. объект — физич., реальный мир, но «над» этим естеств. миром существует другой — сверхъестеств. мир, недо-
ступный рацион, познанию. Фактически концепция М. является одной из форм объективного идеализма.
Уделяя большое внимание социологич. и социально-политич. вопросам, М. основал в Нью-Йорке спец. серию по проблемам «политической философии» («Цивилизация»), где публиковал работы, к-рые под видом критики совр. капитализма и бурж. демократии пропагандировали традиц. идеи т. н. «христианской демократии». Отрицая объективную естественно-исторнч. закономерность развития человеч. об-ва и утверждая, что основой общества являются стремления «бессмертной души», руководимой «евангельской инспирацией», М., таким образом, выступает против революц. пути преобразования общества.
С о ч.: Antimoderne, P., 1922; La philosophie bergso-nienne, 2 ed., P., 1930; Le songe de Descartes, P., 1932; De la philosophie chretienne, P., 1933; La philosophie de la nature, P., 1935; Science et sagesse, P., 1935; Humanisme integral, P., 1936; Elements de philosophie, P., 1939; Christi-anisme et democratie, N. Y., 1943; Principes d' une politique huraaniste, P., 1945; Trois reformateurs, P., 1947; Art — et scolastique, P., 1947; Religion et la culture, P., 1947; Raison et raisons, P., 1947; La signification de I* atheisme contem-jDorain., P., 11949J; La dialecticjue de He,geL «Nouvelle Rev. Franpaise», 1957, annee 5, № 49, 50; Reflexions sur 1' Ame-rique, P., 1958; Pour une philosophie de l'education, P., 1959; La philosophie morale, P., 1960; La philosophie dans la cite, P., 1960.
Лит.: О й з е р м а н Т. И., Неотомизм — философия совр. реакционной буржуазии, М., 1959; Быховский Б. Э., Неотомизм — совр. философия католицизма, в сб.: Наука и религия, М., 1957; его же, Неотомистский обску рантизм, в сб.: Совр. религиозно-филос. течения в капита- листич. странах, М., 1962; Долгов К. М., Социальный смысл эстетич. концепции Ж. М., «Вопр. философии», 1963, M4 11;Archambault P., J. Maritain, в его кн.: Jeunes maitres, P., 1926; Maritain volume of the «Thomist». Dedicated to J. Maritain on occasion of his sixtieth anniversary, N. Y., 1943; Padellaro M., Maritain. La filosofia contro le fi- losofie, Brescia, 1952; Croteau J., Las f-ondaments tho- mistes du personalisme de Maritain, Ottawa, 1955; Rossi E., 11 pensiero politico di J. Maritain, Mil., 1956; S i m о n s e n V. L.,L'esthetique de J. Maritain, Copenhague, 1956; В ars H., Maritain en notre temps, P., 1959; Gallagher D. and I., The achievement of Jacques and Raissa Maritain, N. Y., 1962.. Т. Сахарова. Москва.
МАРКОВ,Андрей Андреевич [р. 9(22) сент. 1903]— сов. математик и логик. Сын выдающегося рус. математика А. А. Маркова. Д-р физико-математич. наук (с 1935), с 1936 — проф. ун-та в Ленинграде; с 1959— зав. кафедрой математич. логики Моск. ун-та; с 1939 работает в Математич. ин-те АН СССР. Чл.-корр. АН СССР (с 1953). Член КПСС с 1951.
М.получил важные результаты в области небесной механики, теории динамич. систем, теории групп. Работы М. по алгебре привели его к исследованию проблем тождества (см. Тождества проблемы) в этой области математики — проблем, являющихся частным случаем массовых проблем, В целях создания общего подхода к массовым проблемам М. в конце 40-х гг. предложил уточнение понятия алгоритма («нормаль-ныеалгорифмы» М.) и получил важные результаты, относящиеся к невозможности нек-рых алгорифмов в теории ассоциативных систем и целочисленных матриц-На основе понятия нормального алгорифма М. в конце 40 — нач. 50-х гг. построил и детально разработал первую общую теорию алгорифмов. М. в четкой форме ввел понятия об абстракции отождествления и абстракции потенциальной осуществимости в математике и логике. М.— основатель отечеств, конструктивного направления, опирающегося на особую к о н-структивную логику, использующую выдвинутый М. принцип конструктивного подбора. На основе идей конструктивного направления М. и его ученики ведут разработку конструктивного математич. анализа. М. получены результаты в области проблемы минимизации средств представления функций алгебра логики. Им предложено определение кибернетики как общей теории причинных сетей, изучающей их с точностью до изоморфизма (см. «Проблемы кибернетики», вып. 9, 1963, с. 349—50).
300МАРКОВИЧ — МАРКС
С о п.! Теория алгорифмов; Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 38, М., 1951; Теория алгорифмов, там же, т. 42, М., 1954; Логика математическая, БСЭ, 2 изд., т. 25, М., [1954]; Об одном принципе конструктивной матем. логики, Тр. 3 Всесоюзн. матем. съезда, т. 2, М., 1956, с. 146—47; Матем. логика и вычислительная математика, «Вестн. АН СССР»,1957, № 8;Оконструктивных функциях,Тр. Матем. ин-та АН СССР им. Стеклова, т. 52, М., 1958; Неразрешимость проблемы гомеоморфии, «Докл. АН СССР», 1958, т. 121, № 2; О подготовке кадров в области логики, в сб.: Строительство коммунизма и общественные науки, М., 1962; О конструктивной математике, Тр. Матем. ин-та им. Стеклова, т. 67, М., 1962; О некоторых алгорифмах, связанных с системами слов, «Изв. АН СССР», Сер. матем., 1963, т. 27, Л"» 1. Лит.; Л и н н и к Ю. В. и Шанин Н. А., А. А. Марков, «Усп. матем. наук», 1954, т. 9, вып. 1; Математика в СССР за 40 лет, т. 1—2, М., 1959, т. 1 (см. указатель), т. 2, с. 446— 448 (фиблиография трудов М. до 1957).
МАРКОВИЧ(Марковип), Светозар [9 (21) сент. 1846 — 26 февр. (10 марта) 1875] — сербский революц. деятель, философ-материалист, публицист и лит. критик, пропагандист социалистич. идей. Род. в г. Ягодина (ныне г. Светозарево). Учился в Сербии и Швейцарии. Участвовал в работе Рус. секции 1-го Интернационала. На страницах созданной им газ. «Раденик» («Работник», 1871—72) М. выступал в защиту Парижской Коммуны. Редактируемые М. газеты «1авност» («Гласность», 1873) и «Ослобепегье» («Освобождение», 1875) объединили вокруг себя прогрессивные элементы серб, общества. За революц. деятельность М. подвергался тюремному заключению. Умер в Триесте.
На мировоззрение М. большое влияние оказали идеи рус. революц. демократов, в особенности Чернышевского. Отстаивая революц. методы разрешения социальных и политич. конфликтов, М. писал, что борьба «...является необходимым средством всюду, где только существует тирания, которую необходимо уничтожить» (Избр. соч., М., 1956, с. 690). По мнению М., Сербия сможет прийти к социализму, опираясь на патриарх, семью (задругу) и сельскую общину. Высоко оценивая открытие Марксом законов обществ, развития, М., однако, считал, что эти законы не приложимы ни к России, ник Сербии.
Теоретич. основой революц. взглядов М. была мате-рпалистич. философия, изложенная им в соч. «Реальное направление в науке и жизни» («Реални правац у науци и животу», 1871 — 72). Принципы веры и науки, по М., непримиримы. Конечным результатом любой религии является неравенство между людьми, отсутствие свободы, конечным результатом науки — достижение условий для равноправия и свободы. Объективный мир познаваем. Показателем истинности знания является возможность предсказания явлений. Видя в трудах Дарвина, Сеченова и др. естествоиспытателей доказательство того, что человеч. мышление производно от движения материи, М., однако, не мог окончательно преодолеть ограниченности ан-тропологич. материализма.
Труд «Социализм или общественный вопрос» (см. там же, с. 681—749) свидетельствует о влиянии на М. идей марксизма. Двигателем историч. развития является, по М., народ. М. понимал примат экономич. отношений в ж-изни общества, роль классовой борьбы, однако он преувеличивал значение обществ, сознания в историч. процессе, переоценивал роль интеллигенции.
Работы М. «Поэзия и мышление», «Реализм в поэзии», «Народ и писатели» и др. положили начало кри-тич. реализму в сербской лит-ре. М. выступал против безыдейной поэзии, критиковал метафизич. принципы бурж. эстетов, высоко ценил материалистич. эстетику Чернышевского. «Народная жизнь — вот содержание И реальность поэзии», — писал М. (там же, с. 166). Соч.: Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1891—1912; в рус. пер. — Избр. соч., М., 1956 (вступит, ст. В. Г. Кара-сева, имеется библиография).
Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 462 — 73; Викторов-Топоров В., С. М. (Страница из истории обществ, движений в Сербии), «Голос минувшего»,
1913, № 3; Е р и х о нов Л. С, Рус. революц. демократы и обществ, мысль южных славян в 60—70-х гг. XIX в., [М.], 1950; Павлов Т., Христо Ботев, Васил Левски, Светозар Маркович. Речи и,статьи 1936—1945, С, 1946; С к е р л и и J., С. Марковип. Й>егов живот, рад и иде,Ь 2 изд., Београд, 1922; Недел>ковий Д., Лик С. Марковича, револуцио-нара мислиоца и н>егова три извора и три саставна дела, «Гласник Српске Акад. Наука», Боеград, 1951, кн. 3, св. 2.
МАРКОВИЧ(Марковип, Markovic), Сима (8 нояб. 1888—1937)—югосл. обществ, деятель, философ. Окончил Белградский ун-т (1913). Преподавал в нем же на философском и технич. фак-тах. До 1921 был одним из секретарей ЦК КПЮ, принимал участие в работе IIIКонгресса Коммунистич. Интернационала в Москве (1921). После возвращения в Югославию находился в тюремном заключении. В 1926—28 жил в Австрии, где снова стал секретарем КПЮ и возглавил ее право-оппортунистич. фракцию. IV съезд партии (1928) снял М. с поста секретаря за фракционность и оппортунизм.
М. выступал против идеалистич. понимания совр. науки, но вместе с тем ревизовал ряд положений историч. и диалектич. материализма. За ревизию марксистско-ленинского учения о нац. вопросе, за отрыв нац. вопроса от революции и сведение его к вопросу конституционному М. был подвергнут резкой критике в югосл. комиссии ИККИ (1925). М. вульгаризировал нек-рые важные положения материалистич. теории познания, напр. априористически толковал опыт (см. «Из науко и филозофщ'о». Београд, 1925, с. 24).
С о ч.: Национално питание у светлости марксизма, (б. м., б. г.); Teopnja релативитета, Београд, 1924; Ajuurraj- нова Teopija релативитета, Београд, 1929, Основни по)мови политичке eKOHOMHje, Београд, [1933], Принцип каузали- тета и модерна физика, Београд, 1935; в рус. пер. — Ком мунизм в Юго-Славии, М., 1923. Й. Элев. Москва.
МАРКОВИЧ(Markovic), Франьо (1845—1914) — хорватский писатель и эстетик, первый проф. философии Загребского ун-та. Соч. М. «Развитие и система общей эстетики» («Razvoj i sustav obcenite esteti-ke», 1903) свидетельствует о влиянии на него нем. философа-идеалиста Гербарта.
МАРКС*(Marx), Карл родился 5 мая нового стиля 1818 г.в городе Трире (приреинская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была зажиточная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г., представив университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы.
По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать к материализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. («Сущность христианства»); в 1843 г. вышли его же «Основные положения философии будущего». «Надо было пережить освободительное действие» этих книг — писал Энгельс впоследствии об этих сочинениях Фей-
*Настоящая статья перепечатана из Собрания Сочинений В. И. Ленина, т. 21, 4 изд., с. 30—62. Статья печатается без предисловия, написанного Лениным позже, в 1918 г. В статье выдержаны шрифтовые оформления указанного издания, не соответствующие в некоторых отношениях энциклопедическому оформлению.
МАРКС 301
ербаха. «Мы» (т. е. левые гегельянцы, Маркс в том числе) «стали сразу фейербахианцами». В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: «Рейнскую газету» (начала выходить с 1 января 1842 г.). Маркс и Бруно Бауэр были приглашены в качестве главных сотрудников, а в октябре 1842 г. Маркс сделался главным редактором и переселился из Бонна в Кёльн. Революционно-демократическое направление газеты при редакторстве Маркса становилось все определеннее, и правительство сначала подчинило газету двойной ц тройной цензуре, а затем решило вовсе закрыть ее 1 января 1843 г. Марксу пришлось к этому сроку оставить редакторство, но его уход все же не спас газеты, и она была закрыта в марте 1843 г. Из наиболее крупных статен Маркса в «Рейнской Газете» Энгельс отмечает, кроме указанных ниже (см. Литературу), еще статью о положении крестьян-виноделов в долине Мозеля. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за ее изучение.
В 1843 г. Маркс женился в Крейцнахе на Дженни фон Вестфален, подруге детства, с которой он был обручен еще будучи студентом. Жена его принадлежала к прусской реакционной дворянской семье. Ее старший брат был министром внутренних дел в Пруссии в одну из самых реакционных эпох, 1850—1858 гг. Осенью 1843 г. Маркс приехал в Париж, чтобы издавать за границей, вместе в Арнольдом Руге (1802 — 1880; левый гегельянец, 1825—1830 в тюрьме, после 1848 г. эмигрант; после 1866—1870 бисмаркианец), радикальный журнал. Вышла лишь первая книжка этого журнала «Немецко-Французский Ежегодник». Он прекратился из-за трудностей тайного распространения в Германии и из-за разногласий с Руге. В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существующего» и в частности «критику оружия»*, апеллирующий к массам и к пролетариату.
В сентябре 1844 г. в Париж приехал на несколько дней Фридрих Энгельс, ставший с тех пор ближайшим другом Маркса. Они вдвоем приняли самое горячее участие в тогдашней кипучей жизни революционных групп Парижа (особенное значение имело учение Пру-дона, с которым Маркс решительно рассчитался в своей «Нищете философии», 1847 г.) и выработали, резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, теорию и тактику революционного пролетарского социализма или коммунизма (марксизма). См. соч. Маркса этой эпохи, 1844—48 гг., ниже: Литература. В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства, как опасный революционер, был выслан из Парижа. Он переехал в Брюссель. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу: «Союзу коммунистов», приняли выдающееся участие на II съезде этого союза (ноябрь 1847 г. в Лондоне) и, по его поручению, составили вышедший в феврале 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической Партии». В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.
Когда разразилась февральская революция 1848 г., Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять
* Имеется в виду высказывание Маркса из его работы «К критике гегелевской философии права» (см. К. Маркс в Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 1938, с. 392).
в Париж, а оттуда, после мартовской революции, в Германию, именно в Кёльн. Там выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. «Новая Рейнская Газета»; главным редактором ее был Маркс. Новая теория была блестяще подтверждена ходом революционных событий 1848—1849 гг., как подтверждали ее впоследствии все пролетарские и демократические движения всех стран мира. Победившая контрреволюция сначала отдала Маркса под суд (оправдан 9 февраля 1849 г.), а потом выслала из Германии (16 мая 1849 г.). Маркс отправился сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти.
Условия эмигрантской жизни, особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом (изд. в 1913 г.), были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью; не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить «Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. Кроме того, преобладающие учения и течения мелкобуржуазного, вообще непролетарского социализма вынуждали Маркса постоянно к беспощадной борьбе, иногда к отражению самых бешеных и диких личных нападок («Herr Vogt»*). Сторонясь от эмигрантских кружков, Маркс в ряде исторических работ (см. Литературу) разрабатывал свою материалистическую теорию, посвящая главным образом силы изучению политической экономии. Эту науку Маркс революционизировал (см. ниже учение Маркса) в своих сочинениях «К критике политической экономии» (1859) и «Капитал» (т. I, 1867).
Эпоха оживления демократических движений конца 50-х и 60-х гг. снова призвала Маркса к практической деятельности. В 1864 г. (28 сентября) был основан в Лондоне знаменитый I Интернационал, «Международное товарищество рабочих». Маркс был душой этого общества, автором его первого «Обращения» и массы резолюций, заявлений, манифестов. Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, домарксистского социализма (Мадзини, Прудон, Бакунин, английский либеральный тред-юнионизм, лассальянские качания вправо в Германии и т. п.), борясь с теориями всех этих сект и школок, Маркс выковывал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в различных странах. После падения Парижской Коммуны (1871), которую так глубоко, метко, блестяще и действенно, революционно оценил Маркс («Гражданская война во Франции» 1871), и после раскола Интернационала бакунистами, существование его в Европе стало невозможным. Маркс провел после конгресса Интернационала в Гааге (1872) перенесение Генерального совета Интернационала в Нью-Йорк. I Интернационал кончил свою историческую роль, уступив место эпохе неизмеримо более крупного роста рабочего движения «о всех странах мира, именно эпохе роста его вширь, создания массовых социалистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств.
Усиленная работа в Интернационале и еще более усиленные теоретические занятия окончательно подорвали здоровье Маркса. Он продолжал свою переработку политической экономии и окончание «Капитала», собирая массу новых материалов и изучая ряд языков (напр., русский), но окончить «Капитал» не дала ему болезнь.
2 декабря 1881 г. умерла его жена. 14 марта 1883 г. Маркс тихо заснул навеки в своем кресле. Он похоронен, вместе со своей женой, на кладбище Хайгейт в Лондоне. Из детей Маркса несколько умерло в дет-
* Здесь и далее, как и в 5-м изд. Соч. В. И. Ленина, опускаются подстрочные переводы иностранных названий, сделанные редакцией 4-го изд. Соч. В. И. Ленина.
МАРКС
скомвозрасте в Лондоне, когда семья сильно бедствовала. Три дочери были замужем за социалистами Англии и Франции: Элеонора Эвелинг, Лаура Лафарг и Дженни Лонгэ. Сын последней — член французской социалистической партии.
УЧЕНИЕ МАРКСА
Марксизм — система взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Признаваемая даже противниками Маркса замечательная последовательность ицельность его взглядов, дающих в совокупности современный материализм и современный научный социализм как теорию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира, заставляет нас предпослать изложению главного содержания марксизма, именно: экономического учения Маркса, краткий очерк его миросозерцания вообще.