Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 11 страница



Соч.: The Sarva-darsana-samgraha or Review of the dif­ferent systems of Hindu philosophy, transl. by E. B. Cowell and A. E. Gough, L., 1882; Les noms vediques de Visnu dans l'Anu-vyakhy ana de Maghva (Brahma-Sutra I, I, adhikarana 2 a 12) Texte avec trad, et notes par S. Siauve, Pondichery, 1959.

Лит.: Ра д x а к р и ш н а и С Индийская философия,
т. 2, М.. 1957; Glasenapp H. von, Madhva's Philoso-
phie des Vishnu-Glaubens, Bonn — Lpz.. 1923; Manacle-
van Т. М. P., The philosophy of adavita, [rev. ed.], Mad­
ras, 1957; Siauve S., La voie vers la connaissance de dieu,
Pondichery, 1957. А. Пятигорский. Москва.

МАДХЬЯМИКА— одна из филос. школ махая-нистского (см. Махаяна) буддизма, существовавшая на С.-З. Индии во 2—9 вв. н. э. Основоположником М. был Нагарджуна. Он предложил метод «средин­ного пути» (санскр. мадхьямака — отсюда и назв. школы) — обнаружения противоречий в понятиях н опровержения их как «неистинных». Др. название школы «шуньявада» —• учение о «пустоте» или о «неистинности» понятийного мышления. Последо­ватели Нагарджуны развили его метод для защиты махаянистской философии и религии. Ученик Нагар­джуны Арьядова (нач. 3 в.) в соч. «Трактат из 400 строф» («Catuhsataka») критикует атомиотич. учение вайшешики, показывая, что атомы не могут быть ни вечными, ни непроницаемыми, ни воспринимаемыми. Другой последователь школы М. — Буддхапалита (ок. 5 в.), родоначальник школы прасангика, в своем «Комментарии к карикам среднего учения» («Mula-madhyamakavritti») опровергал противников путем выведения из их положений нежелательных след­ствий, т. е. посредством метода сведения к абсурду. Буддхапалита воздерживался от к.-л. положит, утвер­ждений, в отличие от Бхававивекн (сер. 6 в.), к-рый дал своей школе имя сватантрика-мадхьямика. Используя достижения логики Дигнаги (см. Индий­ская логика), Бхававивека опровергал учения санкхьи, выступал с критикой йогачаров. Однако обе школы— М.ийогачары—придерживались идеалистич. учения о том, что высшее знание достигается сверхразумной интуицией. Крупнейший представитель М. — Чанд-ракирти (7 в. н. э.) в соч. «Ясное слово» («Prasan-napada»), «Введение в учение срединного пути» («Madhyamakavatara»), опираясь на учение Буддха-палиты, выступил за освобождение учения Нагар­джуны от нововведений Вхававивеки. Чандракирти заявляет, что логика имеет только негативное значе­ние. Она предназначается им для опровержения про­тивников, а не для обоснования к.-л. тезиса. Абсо­лютная реальность невыразима. «Абсолютная реаль­ность есть молчание святого». Последний философ М. — Шантидева в стихах «Вступление на путь просветленного» («Bodhiearyavatara») воспевает ис­тинное «Я», к-рое является чистым сознанием и ведет


276 МАЗДАКИЗМ - МАЙКОВ


к чистому будде. Учение о «пустоте» т. о. становится почти неотличимым от объективного идеализма веданты. Школа прасангика получила наибольшее распространение в Тибете, Китае и Японии. Зен-буд-дизм, распространенный в настоящее время в Япо­нии, ссылается на негативную диалектику М.

Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1—3, СПБ, 1857—69; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Aryadeva, The Catuhsataka, Calcutta, [1931]; LaVallee Poussin L. de, Madhyamaka, в сб.: Melanges chinois et bouddiques, v. 2, Brux., 1933; M u r t i T. R. V., The central philosophy of Buddhism, L., .[1955]; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Sharma Ch., A ■critical survey of Indian philosophy, L., 1960; С о n z e Ed., Buddhist thoug_ht in India, L., 1962. И. Нутасова. Москва.

МАЗДАКИЗМ— религ.-филос. учение, отражав­шее идеологию широкого нар. движения крестьян, горожан и отчасти мелких феодалов в Иране на рубе­же 5 и 6 вв., в эпоху перехода от рабовладельч. отношений к феодализму [названо по имени его осно­воположника Маздака (ок. 470—529)]. М. учил, что в основе мировых процессов лежит борьба между светлым началом, действующим целеустремленно и разумно, и темным началом, действующим слепо и случайно. Эта борьба проявляется в природе (основ­ные три элемента — вода, земля и огонь,— сме­шиваясь друг с другом, вызывают положит, и отри-цат. явления) и в обществ, жизни. Согласно М., пер­воначально люди пользовались полным равенством, к-рое было нарушено случайной победой тьмы (зла) над светом (добром), породившей все присущие обществу бедствия: нищету, зависть, жадность, лжи­вость, убийства, воровство и войны. Маздакитьт, призывая к активной борьбе за восстановление равен­ства и требуя раздачи имущества богачей нуждаю­щимся, обобществления средств производства и рабов, а также свободного брака среди членов общины, по существу боролись за восстановление общиннородо-вого строя.

Сохраняя религ. оболочку манихейства, М. от­вергал манихейский аскетизм и пессимизм и был насыщен духом борьбы и оптимизма. Маздакитское движение было жестоко подавлено, однако его уче­ние в течение нескольких последующих столетий служило знаменем борьбы крестьянства и городской бедноты в Иране, Средней Азии и Азербайджане (восстания Абу Муслима, Муканны, Бабека).

Лит.'. Пигулевская Н. В. [и др.], Маздакитское
движение, «Изв. АН СССР. Отд. истории и философии»,
1944, № 4; е е же [и др.], История Ирана с древнейших
времен до конца XVIII в., Л., 1958; К 1 1 m а О., Mazdak.
Geschichte einer sozialen Bewegung im sassanidischen Persien,
Praha, 1957; А. Сагадеев. Москва.

МАЗДЕИЗМ— распространенное название ряда др.-иранских религ. систем, происходящее от имени верховного божества Ахурамазды. Впервые культ Ахурамазды засвидетельствован в сев.-зап. Иране в 8 в. до н.э. Термин «М.» иногда употребляется как синоним зороастризма, особенно для сасанидского периода (3—7 вв.). М., однако, не ограничивается зороастриз­мом, ряд почитающих Ахурамазду др.-иранских ре­лигий (персов ахеменидского периода, индийских магов и др.) расходится с ним по мн. положениям.

МАЙЕР(Mayer), Курт (р. 6 сент. 1916) — амер. бурж. социолог. С 1956 — проф., с 1957 — руково­дитель отдела социологии и антропологии Браун-ского ун-та. Интересы М. лежат в области изучения проблем народонаселения и классовой структуры совр. амер. общества. В основном придерживается учения М. Вебера о социальном статусе. М. — один из ярых противников марксистского учения о клас­сах; в ряде работ (напр., в докладах на 2-м и 3-м всемирных социологич. конгрессах) безуспешно пытался доказать его «старомодность». На основе теорий социальной мобильности и социальной страти­фикации усиленно пропагандирует якобы происхо-


дящий в США процесс «ликвидации классов». Про­поведуя реакц. теорию о «народном характере» совр. капитализма (см. «Народного капитализма теория»), своеобразии его историч. развития в США, М., из­вращая факты, утверждает, что в США будто бы начался процесс превращения рабочего класса в «средний класс» и что якобы амер. общество в скором будущем снова станет обществом преим. среднего класса.

С о ч.: The population of Switzerland, N. Y., 1952; Econo­
mic development and population growth in Rhode Island,
Providence, 1953; The theory of social classes, в кн.: Transa­
ctions of the second world congress of sociology, v. 2, [L.],
1954, p. 321—35; Class and society, Garden city (N. Y.),
1955; Recent changes in the class structure of the United Sta­
tes, в кн.transactions of the third world congress of sociology,
v. 3, [L.], 1956, p. 66—80. И. Добронравов. Москва.

МАИЕР(Mayer), Роберт Юлиус (25 ноября 1814— 20 марта 1878)—нем. ученый, открывший закон сохра­нения и превращения энергии. Первую формулировку идеи закона М. дал в 1841. Здесь понятие «силы» (при­чины) приближается по смыслу к понятию энергии. Разность «уровней сил» (энергий) лежит, согласно М., в основе всех изменений в природе. В 1842 М. более четко сформулировал закон и привел эксперименталь­но полученную им величину механич. эквивалента теплоты. В работе 1845 «Органическое движение в его связи с обменом веществ» («Die organische Bewe­gung in ihrem Zusammenhang mit dem Stoffwechseb, рус. пер. в журн. «Бюллетень заочно-консультац. отд. Ин-та красной профессуры», 1931, март, № 3) М., развивая открытый им закон, проследил круго­ворот и взаимные превращения известных в то вре­мя «сил» (видов энергии) — механпч. движение (осо­бо выделяя свободное падение тел), теплоту, электри­чество и магнетизм, химич. реакции, а также физич. и химич. процессы в живых организмах.

Соч.: Ober quantitative und qualitative Bestimmung der Krafte, в кн.: Z6I 1 ne г F., Wissenschaftiiche Abhand-lungen, Bd 6, Lpz., 1881; в рус, пер. —Замечания о силах неживой природы, «Бюллетень заочно-консультац. отд. Ин-та красной профессуры», 1930, №9; Закон сохранения и превращения энергии. Четыре исследования. 1841 — 1851, М.—Л., 1933.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955;
его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Кудрявцев П. С,
История физики, т. 1, М., 1956; Кузнецов Б. Г., Прин­
ципы.классич. физики, М., 1958. В. Тюхтин. Москва.

МАЙКОВ,Валериан Николаевич (28 авг. 1823— 15 июля 1847) — рус. критик и публицист. Род. в дворянской семье. Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та (1842). В 1843 жил за границей (в Германии, Италии, Франции), где продолжал образование. Вскоре по возвращении в Петербург стал посещать «пятницы» Петрашевского; принял активное участие в составлении и редактировании 1-го вып. «Карман­ного словаря иностр. слов...» (1845) (см. Петрашев­цы); однако по причинам, недостаточно выясненным, разошелся с Нетрашевским. В 1845 сотрудничал в журн. «Финский вестник», весной 1846 стал редак­тором критич. отдела «Отечеств, записок», в 1847 сотрудничал также в «Современнике». В своих ста­тьях М. обличал крепостничество, «восточный харак­тер личных отношений», угнетенное положение жен­щины и т. д. Он высоко оценивал реформы Петра I, резко критиковал славянофильство, в к-ром видел реакц. утопию (см. «Обществ, науки в России», в кн.: Соч., т. 2, К., 1901, с. 43).

Отстаивая идею сближения науки с жизнью, М. выступал как против «дуализма», под к-рым подра­зумевал непоследовательность мышления, «соедине­ние несоединяемых идей» (см. там же, т. 1, К., 1901, с. 253), так и против умозрительности отвле­ченных теорий. В связи с этим он критиковал совре­менных ему философов (в т. ч. Копта, чье влияние на М. нек-рыми исследователями преувеличивалось) и в особенности представителей нем. идеалистич. философии. Однако, критикуя филос. системы Канта,


МАЙМОН — МАЙМОНИД - 277


Шеллпнга, Гегеля, М. недооценивал развиваемые ими идеи диалектики, к-рые в значит, мере остава­лись ему чуждыми. В воззрениях М. всегда были сильны элементы метафизики, к-рые в ст. «Стихотво­рения Кольцова» («Отечественные записки», 1846, т. 49, №11, 12) привели его к противопоставлению общенародного начала национальному: первое, по М., воплощает идеальную сущность человека, «черты общей человеческой натуры», второе — пх искажение и деградацию (см.Соч.,т. 1, с.55). Таково же соотношение, по мнению М., между выдающейся личностью, к-рая содержит в себе черты «богоподоб­ного человека» и не зависит от «обстоятельств», и массой, подчиняющейся этим обстоятельствам. Эти положения М. вызвали возражения Белинского, выступившего против «... безусловного или абсолют­ного способа суждения» М. (Поли. собр. соч., т. 10, 1956, с. 23).

Идейные искания М., так и оставшиеся незавер­шенными, были прерваны его ранней смертью. Наи­более заметные изменения претерпели социально-экономич. взгляды М. Если в работе «Об отношении -производительности к распределению богатств» (1842, опубл. 1889) М. борется с просветит, пониманием че­ловека, пишет о несостоятельности теорий социа­листов-утопистов и предлагает такое средство социаль­ного .прогресса (т. н. здольщина»,),. к-рое бы прими­ряло «интересы» как имущих, так и эксплуатируемых (см. Соч., т. 2, с. 79—80), то в последних своих ста­тьях он явно симпатизирует утопич. социализму.

Как лит. критик М. стремился развить идею исто­ризма в подходе к художеств, произведениям, соли­даризируясь здесь с Белинским. В частности, М. одним из первых в России выдвинул задачу создания псторич. теории иск-ва, в к-рой исследовалось бы само «движение родов и видов» лит-ры (см. там же, с. 198). М. был противником как классицизма, так и романтизма; последний он считал проявлением «дуализма». Новый этап развития рус. лит-ры он видел в творчестве Пушкина, Лермонтова и особенно Гоголя, к-рый явил собой «...торжество русского анализа, анализа мощного, бестрепетного и торже­ственно-спокойного» (там же, т. 1, с. 258). М. при­надлежат глубокие суждения о творчестве А. В. Коль­цова, Я. Г. Буткова, Герцена и особенно раннего Достоевского (ст. «Нечто о рус. лит-ре в 1846 г.», «Отечеств, записки», 1847, т. 50).

Соч.: Критич. опыты, П., 1891.

Лит.: Плеханов Г. В., В. Белинский и В. М., Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958; С а к у л и н П., Рус. лит-ра и социализм, ч. 1, М., 1924, с. 212—26; М о р д о в-ч е н к о Н., Белинский и рус. лит-ра его времени, М.—Л., 1950; М а к а ш и н С, Салтыков-Щедрин, т. 1,2 изд., М., 1951, с. 221—24, 230—37; К и й к о Е. Н., В. Н. Майков, в кн.: История рус. критики, т. 1, М.—Л., 1958; У с а пи­на Т. И.. Чернышевский и В. М., в кн.: Н. Г. Чернышев­ский. Статьи, исследования и материалы, [т.] 3. Саратов. 1962; М а н н Ю., В. М., «Вопр. лит-ры», 1963, № 11.

Ю. Манн. Москва.

МАЙМОН[Maimon; наст. фам. —Хейман (Hei-man), Соломон] (1753 или 1754 — 22 нояб. 1800) — философ-самоучка, субъективный идеалист. Род. в местечке Мирц (или Мир; ныне территория БССР), неподалеку от Несвижа. Воспитанный в духе иудаиз­ма, М. стал поклонником философии Май.чонида, в связи с чем изменил свою фамилию.

Критикуя философию Канта с позиций субъектив­ного идеализма и являясь в этом отношении пред­шественником Фихте, М. писал, что т. к. познать предмет означает отыскать его признаки, а послед­ние содержатся лишь в сознании, то чеещь в себе» невозможна и непознаваема. А раз «вещь в себе»— ничто, то познание постигает лишь то, что само созда­ет в виде своих объектов, сообщая им характер необходимости и всеобщности. Законы природы опре­деляются деятельностью рассудка. Категории логики,


по М., являются условиями существования всех предметов возможного опыта. Сталкиваясь с нераз­решенными трудностями, встающими перед субъек­тивным идеализмом, М. пытался преодолеть их либо в традиции Юма — с помощью скептицизма, либо в традиции Беркли — с помощью религии, фиде­изма.

С о ч.: Versuch iiber Transcendentalphilosophie, В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, В., 1794; neue Aufl., В., 1911; Ober die Progressen der Philosop-hie..., В., 1793; Kritische TJntersuchungen Ober den menschli-chen Geist..., Lpz., 1797; Lebensgeschichte, Bd 1—2, В., 1911 (частичный перевод на рус. яз. см. в кн.: Евр. библио­тека, т. 1 — 2, СПБ, 1871 — 72).

Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6,
СПБ, 1909, гл. 6—7; Я к о в е н к о Б., Филос. концепции
С. М., «Вопр. философии и психологии», 1912, кн. 4 (114),
кн. 5 (115); К u n t z e F., Die Philosophie S. Maimons,
Hdlb., 1912; Zubersky A., S. Maimon und der kritische
Idealismus, Lpz., 1925; GuerqultM.,La philosophie trans-
cendentale de S. Maimon, P., 1929; Бергман Г., Фило­
софия С. М., Иерусалим, 1932 (на яз. иврит); Белень­
кий М., Акоста, Спиноза, Маймон, М., 1941 (на яз.
идиш).__ „ М. Беленький. Москва.

МАЙМОНИД(Maimonides; наст, имя —Моисей бен Маймон) (30 марта 1135—13 дек. 1204) — евр. ср.-век. философ, теолог и врач. Род. в Кордове, где и получил воспитание в духе иудаизма. В период, когда Кордова была покорена династией Альмоха-дов, преследовавшей евреев, М. покинул свой род­ной город и отправился в путешествие по Испании, Марокко, Палестине. В 1165 №. поселился в Египте, в 1187 — стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. Наряду с медициной М. занимался тео­логией и философией. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Наставник колеб­лющихся» («Далалат аль-хайрин», 1190), к-рый вско­ре был переведен на евр. яз. под назв. «Учитель за­блудших» («Море небуким», 1204), а затем и на лат. язык («Doctor perplexorum»).

Усвоив в интерпретации араб, мыслителей филосо­фию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. В поисках синтеза религии и философии он стремился свести ветхозаветное пророчество к разумным началам, усмотрев в нем аллегорию, художеств, образ и метафору. Опровергая идею антропоморфного бога, М. вместе с тем возражал против учения Аристотеля о вечности мира и отстаи­вал библейский миф о сотворении богом мира из ни­чего. М. не разделял церк. учение о воскресении мерт­вых и бессмертии души. Он различал материальный разум, к-рый неотделим от материи и подчинен ее влияниям, и разум приобретенный, к-рый не зави­сит от тела и является эманацией универсального разума. Этот разум, по М., составляет бессмертную часть человеч. существа. М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и филосо­фии. Ортодоксы иудаизма преследовали М. При помощи инквизиции они в 1234 предали сожжению его книги, а их автора — анафеме.

Произведения М. оказывали значит, влияние на развитие схоластики 13 —15 вв., а также на развитие евр. философии 16 и 18 вв. Горячим последователем М. был, в частности, Маймон.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 454 — 57; Г р е т ц Г., История евреев от древнейших времен до на­стоящего, пер. с нем., т. 7, О., 1906, с. 229—90; То бе н-гауз Э., М., его жизнь и деятельность, Тель-Авив, 1956 (на яз. иврит); Beer P., Leben und Wirken des Rabbi Moses ben Maimon, gewolmlich Rambam und Maimonides genannt, Prag, 1834; В е n i s с h A., Two lectures on the lite and writings of Maimonides, L., 1847; Geiger A., Moses ben Maimon, Rosenberg, [s. a.]; J о ё I M., Die Religionsphil-osophie des Mose ben Maimon, Breslau, 1859; Y e 1 I i n D. and Abrahams J., Maimonides, Phil., 1903; Moses ben Maimon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd 1—2, Lpz., 1908 — 14; Efros I. I., Philosophical terms in the Moreh Nebukim, N. Y., 1924; NirensteinS., The problem of the existence of God in Maimonides, Alanus and Averroes..., Phil., 1924; Levy L.—G., Maimonide, nouv. ed., P., 1932 (имеется библиография).

M. Беленький. Москва.


278 MA ЙОРЕСКУ — МАКАРЕНКО


МАИОРЁСКУ(Maiorescu), Титу (15 февр. 1840—

2 июля 1917) — рум. бурж. философ-идеалист, эстетик
и лит. критик. Проф. философии в Ясском и Буха­
рестском ун-тах. Занимался политич. деятельностью,
был премьер-министром. Филос. концепция М. пред­
ставляет собой эклектич. синтез вглядов Канта,
Гербарта, Фишера, Шопенгауэра. В эстетике М.
отстаивал принципы «искусства для искусства)),
утверждал, что «сущность искусства заключается
в вымысле».

Соч.: Einiges Philosophische in gemeinfasslicher Form, В., 1861; Logica, Buc,, 1876; Buc, 1940; Critica, v. 1—3,

3 ed., Buc, 1915.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 318, 321 — 22; Gillian С. I., Titu Maiorescu—exponent ideologic al regi-mului burghezo-mosieresc, «Din istoria filozofiei in Rominia», 1955, v. 1.

МАЙЭВТИКА(отгреч. jxateuTixTj, букв.— повиваль­ное искусство) — метод диалектич. споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рас­суждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов. М. — составная часть т. н. сократич. метода наряду с иронией, индукцией и определением. Благодаря М. познание переходит от филос. сомнения («Я знаю, что ничего не знаю») к рождению истины посред­ством самопознания («Познай самого себя»). Образец М. — РЯД сократич. диалогов Платона.

МАЙЯ— одно из центр, понятий в инд. филосо­фии, имевшее на разных ее этапах различное содер­жание. Первоначально термин «М.» имел магич. и культовое значение. В Ригведе он обозначал могу-ществ. силу богов и демонов, их способность совер­шать сверхчеловеч. поступки и действия, напр. вызывать дождь, перевоплощаться, с помощью раз­личных хитростей и уловок побеждать своих врагов и т. п. «Индра, — говорится в Ригведе, — своей си­лой (майей) утвердил горы, извлек воду из облаков, удержал землю от падения» (Ригведа, II, 7, 5). В Упанишадах М. понимается обычно как магич. способность абс. духа (брахмана) к сотворению мира, материи, имеющих реальное существование; «...материя (природа) есть майя, а всемогущий является творцом этой майи» («Шветашватара Упа-нишада», IV, 10). Новое значение М. приобретает в школе веданты. У Гаудапады (7 в.), а затем у Шан-кары термин «М.» употреблялся в значении иллюзии, видимости; под ним имелся в виду чувственно вос­принимаемый материальный мир, будто бы лишь по незнанию (авидья) принимаемый обыденным созна­нием за реально существующий. Согласно веданте, все многообразие мира — это иллюзия, видимость, т. е. М., скрывающая истинную природу брахмана, подобно тому, как простая веревка кажется иногда змеей. Когда человек с помощью священного писа­ния и интуиции постигает, что только брахман обла­дает единств, реальностью, то с его глаз как бы спа­дает пелена М. и исчезает множественность мира. «Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает». (Веданта-сутра-бхашья, II, 1, 14).

На позднейших этапах развития веданты среди ее последователей, особенно у Рамануджи, возрож­дается характерная для Упанишад трактовка М. как способности брахмана к сотворению мира, обла­дающего реальным существованием.

В европ. философии большое внимание анализу понятия «М.» с идеалистич. позиций уделяли А. Шо­пенгауэр и его последователь П. Дёйсен.

Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана, М.,
1961, с. 567—709; Shastri [P. D.], The doctrine of Maya
in Vedanta, L., 1911. H. Аникеев. Москва.

МАК-АЙВЕР(Mclver), Роберт Моррисон (р. 17 апр. 1882) — амер. бурж. социолог, представитель т. н. теории социального действия. Д-р философии


(1915). Проф. (1927—50) Колумбийского ун-та. Последователь М. Бебера, М.-А. идеалистически рассматривает взаимодействие людей как продукт уяснения ими особого «смысла» действий друг на друга, не совпадающего с реальными намерениями или причинами их действий. В работе «Социальная причинность» («Social causation», 1942) М.-А. вы­двигает в качестве причин социальных процессов фак­ты духовной жизни людей, в результате чего при­ходит к волюнтаристич. пониманию обществ, явле­ний (напр., революций). Он считает, что социология имеет своей задачей уяснение систем ценностей, норм поведения людей и их роли в процессе обществ, жизни, достигаемое при помощи «метода вживания», сводящегося в трактовке М.-А. к иррационалисти-чески понимаемой интуиции. Статистич. и количеств, методы анализа социальных процессов являются при этом вспомогательными.

В последнее десятилетие центром внимания М.-А. стали проблемы политич., экономич. и культурной жизни совр. капиталистич. общества. Он конста­тирует разрыв между развитием науки и техники и удовлетворением материальных и духовных потреб­ностей человека («Поиски счастья»—«The pursuit of happiness», 1955), нерешенность вопросов эко­номич. прогресса, обеднение духовной жизни лю­дей в условиях капитализма. С позиций идеалистич. «понимающей социологии» он критикует эмпиризм бурж. социологии, обусловливающий, по его мнению, бессилие обществ, науки в реформировании обществ, жизни при капитализме.

Соч.: Community, a sociological study, L., 1936; Labor
in the changing world, N. Y., 1919; The elements ot social
science, L., 1921; The contribution ol sociology to social work,
[Oxf.l, 1931; Economic reconstruction, Oxf., 1934; Society,
a textbook of sociology, N. Y., 1937; Leviathan and the people,
Louisiana, 1939; Towards an abiding peace, N. Y., 1945; The
web of government, N. Y., 1947;The more perfect union, N.Y.,
1948; The ramparts we guard, N. Y., 1950; Democracy and
the economic challenge, N. Y., 1952; Academic freedom in
our time, N. Y., 1955. H. Новиков. Москва.

МАКАРЕНКО,Антон Семенович [1 (13) марта 1888—1 апр. 1939] — сов. педагог, разрабатывав­ший проблемы коммунистического воспитания, ком-мунистич. нравственности; писатель, автол книг «Педагогич. поэма», «Флаги на башнях», «Книга для ро­дителей» и др. Род. в г. Бе-лополье б. Харьковской губ. в рабочей семье. Окончил Кременчугское гор. учили­ще и педагогич. курсы при нем (1905), Полтавский учи­тельский ин-т (1917). Орга­низатор и руководитель (1920—28) трудовой колонии близ Полтавы (впоследствии им. М. Горького; в 1926 пе­реехала в Куряжблиз Харь­кова), зав. детской комму­ной им. Ф. Э. Дзержинского (1927—35), пом. начальника отдела трудовых коло­ний НКВД УССР (1935—37). С 1937 — в Москве, занимался гл. обр. лит. деятельностью.

Педагогич. система М. — отклик на призыв Ле­нина «... продумать, как это можно (и должно) стро­ить коммунизм из массового человеческого материа­ла, испорченного веками и тысячелетиями рабства, крепостничества, капитализма...» (Соч., т. 28, с. 365). М. доказывал, что активное формирование и измене­ние личности является закономерностью коммуни-стич. воспитания. Воспитание личности и воспитание коллектива — это, по М., в сущности один процесс; в этом — С5тть идеи М. о «педагогике параллельного действия».


МАКАРЕНКО 279


Одной из важнейших задач М. считал создание «цельной нравственной системы», выраженной «...с одной стороны, в серьезнейших философских раз­работках, и, с другой стороны, в системе обществен­ных этических традиций» (Соч., т. 5, 1958, с. 427). При постановке этич. вопросов М. исходил из марк­систского понимания сущности человека как сово­купности обществ, отношений. В связи с этим особое место М. отводил проблеме свободы. В бурж. обще­стве, писал М., любят декларировать принцип сво­боды, однако «свобода» в бурж. конституциях устанав­ливается для личности, мыслимой идеально. Такой личности предоставлена широкая амплитуда коле­бания в области поступка. Однако реальная личность и бурж. обществе имеет в подавляющем большинстве случаев очень маленькую «...амплитуду поступка: от страха голодной смерти, с одной стороны, до бес-

■ ильного гнева,— с другой» (там же, т. 7, 1958, с. 16).
Для трудящегося социалистич. общества, напротив,
шплитуда колебания поступка очень велика: «от
радостного, сознательного, творческого труда в пол-
лом единстве с трудом других людей, с одной сто­
лоны, до полнокровного, жизненного счастья, не
отравленного никакой обособленностью, никакими
луками совести, — с другой» (там же). Отсюда
вывод: зависимость личности от общества существует
всегда, но характер этой зависимости определяется
ннутр. структурой общества. В социалистич. обще­
стве — «это зависимость членов общества, находя­
щихся не в простой толпе, а в организованной жиз­
ни, стремящихся к определенной цели» (там же,
г. 5, с. 209). Этой целью М. считал «человеческое

частье».

М. настаивал на необходимости теоретич. иссле-лования проблемы счастья, практически решаемой с, разных обществ, формациях различно: при капита-нгзме культивируется этика индивидуализма —

■ частье только для себя; в социалистич. обществе
)та проблема решается, исходя из единства интересов
личности и общества; здесь счастье— «...очень слож­
ный, богатейший комплекс самочувствия советского
гражданина» (там же, т. 7, с. 33). Исследование этого
■«комплекса самочувствия» М. начинал с определе­
ния единства сов. людей как осн. достоинства и гл.
качества граждан социалистич. общества (см. там же,
т. 5, с. 81).

Естественно поэтому, что в центре внимания М, было учение о коллективе. Каждый человек, по М., так или иначе, в любых социальных условиях нахо­дится в том или ином «сообществе» с др. людьми, прежде всего по совместной работе; трудовые отноше­ния и определяют характер «сообщества». В условиях капиталистич. общества они неизбежно ведут к про­тиворечиям между личностью и обществом, делают труд «рабским», подчиненным цели поддержания ■кизненного существования. Такое «сообщество» не есть коллектив. При социализме труд изменил свой характер, «...стал творческим трудом и в рабочем, и в производственном, и в политическом, и в мораль­ном отношениях» (там же, т. 7, с. 136). Такой харак тер труда объединяет людей в социалистич. коллек тив, в к-ром личные цели или перспективы совпадают с коллективными перспективами. Исходя из того, что «истинным стимулом человеческой жизни явля­ется завтрашняя радость» (там же, т 5, с. 74), М. подчеркивал необходимость преобладания коллек­тивных перспектив над личными и далеких перспек­тив — над близкими. «Социалистическое общество,— писал М., — основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в при­дорожную пыль, а есть член социалистического кол­лектива» (там же, с. 353 — 54).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.