Соч.: The Sarva-darsana-samgraha or Review of the different systems of Hindu philosophy, transl. by E. B. Cowell and A. E. Gough, L., 1882; Les noms vediques de Visnu dans l'Anu-vyakhy ana de Maghva (Brahma-Sutra I, I, adhikarana 2 a 12) Texte avec trad, et notes par S. Siauve, Pondichery, 1959.
Лит.: Ра д x а к р и ш н а и С Индийская философия, т. 2, М.. 1957; Glasenapp H. von, Madhva's Philoso- phie des Vishnu-Glaubens, Bonn — Lpz.. 1923; Manacle- van Т. М. P., The philosophy of adavita, [rev. ed.], Mad ras, 1957; Siauve S., La voie vers la connaissance de dieu, Pondichery, 1957. А. Пятигорский. Москва.
МАДХЬЯМИКА— одна из филос. школ махая-нистского (см. Махаяна) буддизма, существовавшая на С.-З. Индии во 2—9 вв. н. э. Основоположником М. был Нагарджуна. Он предложил метод «срединного пути» (санскр. мадхьямака — отсюда и назв. школы) — обнаружения противоречий в понятиях н опровержения их как «неистинных». Др. название школы «шуньявада» —• учение о «пустоте» или о «неистинности» понятийного мышления. Последователи Нагарджуны развили его метод для защиты махаянистской философии и религии. Ученик Нагарджуны Арьядова (нач. 3 в.) в соч. «Трактат из 400 строф» («Catuhsataka») критикует атомиотич. учение вайшешики, показывая, что атомы не могут быть ни вечными, ни непроницаемыми, ни воспринимаемыми. Другой последователь школы М. — Буддхапалита (ок. 5 в.), родоначальник школы прасангика, в своем «Комментарии к карикам среднего учения» («Mula-madhyamakavritti») опровергал противников путем выведения из их положений нежелательных следствий, т. е. посредством метода сведения к абсурду. Буддхапалита воздерживался от к.-л. положит, утверждений, в отличие от Бхававивекн (сер. 6 в.), к-рый дал своей школе имя сватантрика-мадхьямика. Используя достижения логики Дигнаги (см. Индийская логика), Бхававивека опровергал учения санкхьи, выступал с критикой йогачаров. Однако обе школы— М.ийогачары—придерживались идеалистич. учения о том, что высшее знание достигается сверхразумной интуицией. Крупнейший представитель М. — Чанд-ракирти (7 в. н. э.) в соч. «Ясное слово» («Prasan-napada»), «Введение в учение срединного пути» («Madhyamakavatara»), опираясь на учение Буддха-палиты, выступил за освобождение учения Нагарджуны от нововведений Вхававивеки. Чандракирти заявляет, что логика имеет только негативное значение. Она предназначается им для опровержения противников, а не для обоснования к.-л. тезиса. Абсолютная реальность невыразима. «Абсолютная реальность есть молчание святого». Последний философ М. — Шантидева в стихах «Вступление на путь просветленного» («Bodhiearyavatara») воспевает истинное «Я», к-рое является чистым сознанием и ведет
276 МАЗДАКИЗМ - МАЙКОВ
к чистому будде. Учение о «пустоте» т. о. становится почти неотличимым от объективного идеализма веданты. Школа прасангика получила наибольшее распространение в Тибете, Китае и Японии. Зен-буд-дизм, распространенный в настоящее время в Японии, ссылается на негативную диалектику М.
Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1—3, СПБ, 1857—69; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927; Aryadeva, The Catuhsataka, Calcutta, [1931]; LaVallee Poussin L. de, Madhyamaka, в сб.: Melanges chinois et bouddiques, v. 2, Brux., 1933; M u r t i T. R. V., The central philosophy of Buddhism, L., .[1955]; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddismus, В., 1956; Sharma Ch., A ■critical survey of Indian philosophy, L., 1960; С о n z e Ed., Buddhist thoug_ht in India, L., 1962. И. Нутасова. Москва.
МАЗДАКИЗМ— религ.-филос. учение, отражавшее идеологию широкого нар. движения крестьян, горожан и отчасти мелких феодалов в Иране на рубеже 5 и 6 вв., в эпоху перехода от рабовладельч. отношений к феодализму [названо по имени его основоположника Маздака (ок. 470—529)]. М. учил, что в основе мировых процессов лежит борьба между светлым началом, действующим целеустремленно и разумно, и темным началом, действующим слепо и случайно. Эта борьба проявляется в природе (основные три элемента — вода, земля и огонь,— смешиваясь друг с другом, вызывают положит, и отри-цат. явления) и в обществ, жизни. Согласно М., первоначально люди пользовались полным равенством, к-рое было нарушено случайной победой тьмы (зла) над светом (добром), породившей все присущие обществу бедствия: нищету, зависть, жадность, лживость, убийства, воровство и войны. Маздакитьт, призывая к активной борьбе за восстановление равенства и требуя раздачи имущества богачей нуждающимся, обобществления средств производства и рабов, а также свободного брака среди членов общины, по существу боролись за восстановление общиннородо-вого строя.
Сохраняя религ. оболочку манихейства, М. отвергал манихейский аскетизм и пессимизм и был насыщен духом борьбы и оптимизма. Маздакитское движение было жестоко подавлено, однако его учение в течение нескольких последующих столетий служило знаменем борьбы крестьянства и городской бедноты в Иране, Средней Азии и Азербайджане (восстания Абу Муслима, Муканны, Бабека).
Лит.'. Пигулевская Н. В. [и др.], Маздакитское движение, «Изв. АН СССР. Отд. истории и философии», 1944, № 4; е е же [и др.], История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в., Л., 1958; К 1 1 m а О., Mazdak. Geschichte einer sozialen Bewegung im sassanidischen Persien, Praha, 1957; А. Сагадеев. Москва.
МАЗДЕИЗМ— распространенное название ряда др.-иранских религ. систем, происходящее от имени верховного божества Ахурамазды. Впервые культ Ахурамазды засвидетельствован в сев.-зап. Иране в 8 в. до н.э. Термин «М.» иногда употребляется как синоним зороастризма, особенно для сасанидского периода (3—7 вв.). М., однако, не ограничивается зороастризмом, ряд почитающих Ахурамазду др.-иранских религий (персов ахеменидского периода, индийских магов и др.) расходится с ним по мн. положениям.
МАЙЕР(Mayer), Курт (р. 6 сент. 1916) — амер. бурж. социолог. С 1956 — проф., с 1957 — руководитель отдела социологии и антропологии Браун-ского ун-та. Интересы М. лежат в области изучения проблем народонаселения и классовой структуры совр. амер. общества. В основном придерживается учения М. Вебера о социальном статусе. М. — один из ярых противников марксистского учения о классах; в ряде работ (напр., в докладах на 2-м и 3-м всемирных социологич. конгрессах) безуспешно пытался доказать его «старомодность». На основе теорий социальной мобильности и социальной стратификации усиленно пропагандирует якобы происхо-
дящий в США процесс «ликвидации классов». Проповедуя реакц. теорию о «народном характере» совр. капитализма (см. «Народного капитализма теория»), своеобразии его историч. развития в США, М., извращая факты, утверждает, что в США будто бы начался процесс превращения рабочего класса в «средний класс» и что якобы амер. общество в скором будущем снова станет обществом преим. среднего класса.
С о ч.: The population of Switzerland, N. Y., 1952; Econo mic development and population growth in Rhode Island, Providence, 1953; The theory of social classes, в кн.: Transa ctions of the second world congress of sociology, v. 2, [L.], 1954, p. 321—35; Class and society, Garden city (N. Y.), 1955; Recent changes in the class structure of the United Sta tes, в кн.transactions of the third world congress of sociology, v. 3, [L.], 1956, p. 66—80. И. Добронравов. Москва.
МАИЕР(Mayer), Роберт Юлиус (25 ноября 1814— 20 марта 1878)—нем. ученый, открывший закон сохранения и превращения энергии. Первую формулировку идеи закона М. дал в 1841. Здесь понятие «силы» (причины) приближается по смыслу к понятию энергии. Разность «уровней сил» (энергий) лежит, согласно М., в основе всех изменений в природе. В 1842 М. более четко сформулировал закон и привел экспериментально полученную им величину механич. эквивалента теплоты. В работе 1845 «Органическое движение в его связи с обменом веществ» («Die organische Bewegung in ihrem Zusammenhang mit dem Stoffwechseb, рус. пер. в журн. «Бюллетень заочно-консультац. отд. Ин-та красной профессуры», 1931, март, № 3) М., развивая открытый им закон, проследил круговорот и взаимные превращения известных в то время «сил» (видов энергии) — механпч. движение (особо выделяя свободное падение тел), теплоту, электричество и магнетизм, химич. реакции, а также физич. и химич. процессы в живых организмах.
Соч.: Ober quantitative und qualitative Bestimmung der Krafte, в кн.: Z6I 1 ne г F., Wissenschaftiiche Abhand-lungen, Bd 6, Lpz., 1881; в рус, пер. —Замечания о силах неживой природы, «Бюллетень заочно-консультац. отд. Ин-та красной профессуры», 1930, №9; Закон сохранения и превращения энергии. Четыре исследования. 1841 — 1851, М.—Л., 1933.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Кудрявцев П. С, История физики, т. 1, М., 1956; Кузнецов Б. Г., Прин ципы.классич. физики, М., 1958. В. Тюхтин. Москва.
МАЙКОВ,Валериан Николаевич (28 авг. 1823— 15 июля 1847) — рус. критик и публицист. Род. в дворянской семье. Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та (1842). В 1843 жил за границей (в Германии, Италии, Франции), где продолжал образование. Вскоре по возвращении в Петербург стал посещать «пятницы» Петрашевского; принял активное участие в составлении и редактировании 1-го вып. «Карманного словаря иностр. слов...» (1845) (см. Петрашевцы); однако по причинам, недостаточно выясненным, разошелся с Нетрашевским. В 1845 сотрудничал в журн. «Финский вестник», весной 1846 стал редактором критич. отдела «Отечеств, записок», в 1847 сотрудничал также в «Современнике». В своих статьях М. обличал крепостничество, «восточный характер личных отношений», угнетенное положение женщины и т. д. Он высоко оценивал реформы Петра I, резко критиковал славянофильство, в к-ром видел реакц. утопию (см. «Обществ, науки в России», в кн.: Соч., т. 2, К., 1901, с. 43).
Отстаивая идею сближения науки с жизнью, М. выступал как против «дуализма», под к-рым подразумевал непоследовательность мышления, «соединение несоединяемых идей» (см. там же, т. 1, К., 1901, с. 253), так и против умозрительности отвлеченных теорий. В связи с этим он критиковал современных ему философов (в т. ч. Копта, чье влияние на М. нек-рыми исследователями преувеличивалось) и в особенности представителей нем. идеалистич. философии. Однако, критикуя филос. системы Канта,
МАЙМОН — МАЙМОНИД - 277
Шеллпнга, Гегеля, М. недооценивал развиваемые ими идеи диалектики, к-рые в значит, мере оставались ему чуждыми. В воззрениях М. всегда были сильны элементы метафизики, к-рые в ст. «Стихотворения Кольцова» («Отечественные записки», 1846, т. 49, №11, 12) привели его к противопоставлению общенародного начала национальному: первое, по М., воплощает идеальную сущность человека, «черты общей человеческой натуры», второе — пх искажение и деградацию (см.Соч.,т. 1, с.55). Таково же соотношение, по мнению М., между выдающейся личностью, к-рая содержит в себе черты «богоподобного человека» и не зависит от «обстоятельств», и массой, подчиняющейся этим обстоятельствам. Эти положения М. вызвали возражения Белинского, выступившего против «... безусловного или абсолютного способа суждения» М. (Поли. собр. соч., т. 10, 1956, с. 23).
Идейные искания М., так и оставшиеся незавершенными, были прерваны его ранней смертью. Наиболее заметные изменения претерпели социально-экономич. взгляды М. Если в работе «Об отношении -производительности к распределению богатств» (1842, опубл. 1889) М. борется с просветит, пониманием человека, пишет о несостоятельности теорий социалистов-утопистов и предлагает такое средство социального .прогресса (т. н. здольщина»,),. к-рое бы примиряло «интересы» как имущих, так и эксплуатируемых (см. Соч., т. 2, с. 79—80), то в последних своих статьях он явно симпатизирует утопич. социализму.
Как лит. критик М. стремился развить идею историзма в подходе к художеств, произведениям, солидаризируясь здесь с Белинским. В частности, М. одним из первых в России выдвинул задачу создания псторич. теории иск-ва, в к-рой исследовалось бы само «движение родов и видов» лит-ры (см. там же, с. 198). М. был противником как классицизма, так и романтизма; последний он считал проявлением «дуализма». Новый этап развития рус. лит-ры он видел в творчестве Пушкина, Лермонтова и особенно Гоголя, к-рый явил собой «...торжество русского анализа, анализа мощного, бестрепетного и торжественно-спокойного» (там же, т. 1, с. 258). М. принадлежат глубокие суждения о творчестве А. В. Кольцова, Я. Г. Буткова, Герцена и особенно раннего Достоевского (ст. «Нечто о рус. лит-ре в 1846 г.», «Отечеств, записки», 1847, т. 50).
Соч.: Критич. опыты, П., 1891.
Лит.: Плеханов Г. В., В. Белинский и В. М., Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958; С а к у л и н П., Рус. лит-ра и социализм, ч. 1, М., 1924, с. 212—26; М о р д о в-ч е н к о Н., Белинский и рус. лит-ра его времени, М.—Л., 1950; М а к а ш и н С, Салтыков-Щедрин, т. 1,2 изд., М., 1951, с. 221—24, 230—37; К и й к о Е. Н., В. Н. Майков, в кн.: История рус. критики, т. 1, М.—Л., 1958; У с а пина Т. И.. Чернышевский и В. М., в кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, [т.] 3. Саратов. 1962; М а н н Ю., В. М., «Вопр. лит-ры», 1963, № 11.
Ю. Манн. Москва.
МАЙМОН[Maimon; наст. фам. —Хейман (Hei-man), Соломон] (1753 или 1754 — 22 нояб. 1800) — философ-самоучка, субъективный идеалист. Род. в местечке Мирц (или Мир; ныне территория БССР), неподалеку от Несвижа. Воспитанный в духе иудаизма, М. стал поклонником философии Май.чонида, в связи с чем изменил свою фамилию.
Критикуя философию Канта с позиций субъективного идеализма и являясь в этом отношении предшественником Фихте, М. писал, что т. к. познать предмет означает отыскать его признаки, а последние содержатся лишь в сознании, то чеещь в себе» невозможна и непознаваема. А раз «вещь в себе»— ничто, то познание постигает лишь то, что само создает в виде своих объектов, сообщая им характер необходимости и всеобщности. Законы природы определяются деятельностью рассудка. Категории логики,
по М., являются условиями существования всех предметов возможного опыта. Сталкиваясь с неразрешенными трудностями, встающими перед субъективным идеализмом, М. пытался преодолеть их либо в традиции Юма — с помощью скептицизма, либо в традиции Беркли — с помощью религии, фидеизма.
С о ч.: Versuch iiber Transcendentalphilosophie, В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, В., 1794; neue Aufl., В., 1911; Ober die Progressen der Philosop-hie..., В., 1793; Kritische TJntersuchungen Ober den menschli-chen Geist..., Lpz., 1797; Lebensgeschichte, Bd 1—2, В., 1911 (частичный перевод на рус. яз. см. в кн.: Евр. библиотека, т. 1 — 2, СПБ, 1871 — 72).
Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909, гл. 6—7; Я к о в е н к о Б., Филос. концепции С. М., «Вопр. философии и психологии», 1912, кн. 4 (114), кн. 5 (115); К u n t z e F., Die Philosophie S. Maimons, Hdlb., 1912; Zubersky A., S. Maimon und der kritische Idealismus, Lpz., 1925; GuerqultM.,La philosophie trans- cendentale de S. Maimon, P., 1929; Бергман Г., Фило софия С. М., Иерусалим, 1932 (на яз. иврит); Белень кий М., Акоста, Спиноза, Маймон, М., 1941 (на яз. идиш).__ „ М. Беленький. Москва.
МАЙМОНИД(Maimonides; наст, имя —Моисей бен Маймон) (30 марта 1135—13 дек. 1204) — евр. ср.-век. философ, теолог и врач. Род. в Кордове, где и получил воспитание в духе иудаизма. В период, когда Кордова была покорена династией Альмоха-дов, преследовавшей евреев, М. покинул свой родной город и отправился в путешествие по Испании, Марокко, Палестине. В 1165 №. поселился в Египте, в 1187 — стал лейб-медиком каирского султана Салах-ад-дина. Наряду с медициной М. занимался теологией и философией. В 1190 в Египте на араб. яз. был опубликован гл. филос. труд М. «Наставник колеблющихся» («Далалат аль-хайрин», 1190), к-рый вскоре был переведен на евр. яз. под назв. «Учитель заблудших» («Море небуким», 1204), а затем и на лат. язык («Doctor perplexorum»).
Усвоив в интерпретации араб, мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. В поисках синтеза религии и философии он стремился свести ветхозаветное пророчество к разумным началам, усмотрев в нем аллегорию, художеств, образ и метафору. Опровергая идею антропоморфного бога, М. вместе с тем возражал против учения Аристотеля о вечности мира и отстаивал библейский миф о сотворении богом мира из ничего. М. не разделял церк. учение о воскресении мертвых и бессмертии души. Он различал материальный разум, к-рый неотделим от материи и подчинен ее влияниям, и разум приобретенный, к-рый не зависит от тела и является эманацией универсального разума. Этот разум, по М., составляет бессмертную часть человеч. существа. М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Ортодоксы иудаизма преследовали М. При помощи инквизиции они в 1234 предали сожжению его книги, а их автора — анафеме.
Произведения М. оказывали значит, влияние на развитие схоластики 13 —15 вв., а также на развитие евр. философии 16 и 18 вв. Горячим последователем М. был, в частности, Маймон.
Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 454 — 57; Г р е т ц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, пер. с нем., т. 7, О., 1906, с. 229—90; То бе н-гауз Э., М., его жизнь и деятельность, Тель-Авив, 1956 (на яз. иврит); Beer P., Leben und Wirken des Rabbi Moses ben Maimon, gewolmlich Rambam und Maimonides genannt, Prag, 1834; В е n i s с h A., Two lectures on the lite and writings of Maimonides, L., 1847; Geiger A., Moses ben Maimon, Rosenberg, [s. a.]; J о ё I M., Die Religionsphil-osophie des Mose ben Maimon, Breslau, 1859; Y e 1 I i n D. and Abrahams J., Maimonides, Phil., 1903; Moses ben Maimon, sein Leben, seine Werke und sein Einfluss, Bd 1—2, Lpz., 1908 — 14; Efros I. I., Philosophical terms in the Moreh Nebukim, N. Y., 1924; NirensteinS., The problem of the existence of God in Maimonides, Alanus and Averroes..., Phil., 1924; Levy L.—G., Maimonide, nouv. ed., P., 1932 (имеется библиография).
M. Беленький. Москва.
278 MA ЙОРЕСКУ — МАКАРЕНКО
МАИОРЁСКУ(Maiorescu), Титу (15 февр. 1840—
2 июля 1917) — рум. бурж. философ-идеалист, эстетик и лит. критик. Проф. философии в Ясском и Буха рестском ун-тах. Занимался политич. деятельностью, был премьер-министром. Филос. концепция М. пред ставляет собой эклектич. синтез вглядов Канта, Гербарта, Фишера, Шопенгауэра. В эстетике М. отстаивал принципы «искусства для искусства)), утверждал, что «сущность искусства заключается в вымысле».
Соч.: Einiges Philosophische in gemeinfasslicher Form, В., 1861; Logica, Buc,, 1876; Buc, 1940; Critica, v. 1—3,
3 ed., Buc, 1915.
Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 318, 321 — 22; Gillian С. I., Titu Maiorescu—exponent ideologic al regi-mului burghezo-mosieresc, «Din istoria filozofiei in Rominia», 1955, v. 1.
МАЙЭВТИКА(отгреч. jxateuTixTj, букв.— повивальное искусство) — метод диалектич. споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов. М. — составная часть т. н. сократич. метода наряду с иронией, индукцией и определением. Благодаря М. познание переходит от филос. сомнения («Я знаю, что ничего не знаю») к рождению истины посредством самопознания («Познай самого себя»). Образец М. — РЯД сократич. диалогов Платона.
МАЙЯ— одно из центр, понятий в инд. философии, имевшее на разных ее этапах различное содержание. Первоначально термин «М.» имел магич. и культовое значение. В Ригведе он обозначал могу-ществ. силу богов и демонов, их способность совершать сверхчеловеч. поступки и действия, напр. вызывать дождь, перевоплощаться, с помощью различных хитростей и уловок побеждать своих врагов и т. п. «Индра, — говорится в Ригведе, — своей силой (майей) утвердил горы, извлек воду из облаков, удержал землю от падения» (Ригведа, II, 7, 5). В Упанишадах М. понимается обычно как магич. способность абс. духа (брахмана) к сотворению мира, материи, имеющих реальное существование; «...материя (природа) есть майя, а всемогущий является творцом этой майи» («Шветашватара Упа-нишада», IV, 10). Новое значение М. приобретает в школе веданты. У Гаудапады (7 в.), а затем у Шан-кары термин «М.» употреблялся в значении иллюзии, видимости; под ним имелся в виду чувственно воспринимаемый материальный мир, будто бы лишь по незнанию (авидья) принимаемый обыденным сознанием за реально существующий. Согласно веданте, все многообразие мира — это иллюзия, видимость, т. е. М., скрывающая истинную природу брахмана, подобно тому, как простая веревка кажется иногда змеей. Когда человек с помощью священного писания и интуиции постигает, что только брахман обладает единств, реальностью, то с его глаз как бы спадает пелена М. и исчезает множественность мира. «Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает». (Веданта-сутра-бхашья, II, 1, 14).
На позднейших этапах развития веданты среди ее последователей, особенно у Рамануджи, возрождается характерная для Упанишад трактовка М. как способности брахмана к сотворению мира, обладающего реальным существованием.
В европ. философии большое внимание анализу понятия «М.» с идеалистич. позиций уделяли А. Шопенгауэр и его последователь П. Дёйсен.
Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана, М., 1961, с. 567—709; Shastri [P. D.], The doctrine of Maya in Vedanta, L., 1911. H. Аникеев. Москва.
МАК-АЙВЕР(Mclver), Роберт Моррисон (р. 17 апр. 1882) — амер. бурж. социолог, представитель т. н. теории социального действия. Д-р философии
(1915). Проф. (1927—50) Колумбийского ун-та. Последователь М. Бебера, М.-А. идеалистически рассматривает взаимодействие людей как продукт уяснения ими особого «смысла» действий друг на друга, не совпадающего с реальными намерениями или причинами их действий. В работе «Социальная причинность» («Social causation», 1942) М.-А. выдвигает в качестве причин социальных процессов факты духовной жизни людей, в результате чего приходит к волюнтаристич. пониманию обществ, явлений (напр., революций). Он считает, что социология имеет своей задачей уяснение систем ценностей, норм поведения людей и их роли в процессе обществ, жизни, достигаемое при помощи «метода вживания», сводящегося в трактовке М.-А. к иррационалисти-чески понимаемой интуиции. Статистич. и количеств, методы анализа социальных процессов являются при этом вспомогательными.
В последнее десятилетие центром внимания М.-А. стали проблемы политич., экономич. и культурной жизни совр. капиталистич. общества. Он констатирует разрыв между развитием науки и техники и удовлетворением материальных и духовных потребностей человека («Поиски счастья»—«The pursuit of happiness», 1955), нерешенность вопросов экономич. прогресса, обеднение духовной жизни людей в условиях капитализма. С позиций идеалистич. «понимающей социологии» он критикует эмпиризм бурж. социологии, обусловливающий, по его мнению, бессилие обществ, науки в реформировании обществ, жизни при капитализме.
Соч.: Community, a sociological study, L., 1936; Labor in the changing world, N. Y., 1919; The elements ot social science, L., 1921; The contribution ol sociology to social work, [Oxf.l, 1931; Economic reconstruction, Oxf., 1934; Society, a textbook of sociology, N. Y., 1937; Leviathan and the people, Louisiana, 1939; Towards an abiding peace, N. Y., 1945; The web of government, N. Y., 1947;The more perfect union, N.Y., 1948; The ramparts we guard, N. Y., 1950; Democracy and the economic challenge, N. Y., 1952; Academic freedom in our time, N. Y., 1955. H. Новиков. Москва.
МАКАРЕНКО,Антон Семенович [1 (13) марта 1888—1 апр. 1939] — сов. педагог, разрабатывавший проблемы коммунистического воспитания, ком-мунистич. нравственности; писатель, автол книг «Педагогич. поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др. Род. в г. Бе-лополье б. Харьковской губ. в рабочей семье. Окончил Кременчугское гор. училище и педагогич. курсы при нем (1905), Полтавский учительский ин-т (1917). Организатор и руководитель (1920—28) трудовой колонии близ Полтавы (впоследствии им. М. Горького; в 1926 переехала в Куряжблиз Харькова), зав. детской коммуной им. Ф. Э. Дзержинского (1927—35), пом. начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР (1935—37). С 1937 — в Москве, занимался гл. обр. лит. деятельностью.
Педагогич. система М. — отклик на призыв Ленина «... продумать, как это можно (и должно) строить коммунизм из массового человеческого материала, испорченного веками и тысячелетиями рабства, крепостничества, капитализма...» (Соч., т. 28, с. 365). М. доказывал, что активное формирование и изменение личности является закономерностью коммуни-стич. воспитания. Воспитание личности и воспитание коллектива — это, по М., в сущности один процесс; в этом — С5тть идеи М. о «педагогике параллельного действия».
МАКАРЕНКО 279
Одной из важнейших задач М. считал создание «цельной нравственной системы», выраженной «...с одной стороны, в серьезнейших философских разработках, и, с другой стороны, в системе общественных этических традиций» (Соч., т. 5, 1958, с. 427). При постановке этич. вопросов М. исходил из марксистского понимания сущности человека как совокупности обществ, отношений. В связи с этим особое место М. отводил проблеме свободы. В бурж. обществе, писал М., любят декларировать принцип свободы, однако «свобода» в бурж. конституциях устанавливается для личности, мыслимой идеально. Такой личности предоставлена широкая амплитуда колебания в области поступка. Однако реальная личность и бурж. обществе имеет в подавляющем большинстве случаев очень маленькую «...амплитуду поступка: от страха голодной смерти, с одной стороны, до бес-
■ ильного гнева,— с другой» (там же, т. 7, 1958, с. 16). Для трудящегося социалистич. общества, напротив, шплитуда колебания поступка очень велика: «от радостного, сознательного, творческого труда в пол- лом единстве с трудом других людей, с одной сто лоны, до полнокровного, жизненного счастья, не отравленного никакой обособленностью, никакими луками совести, — с другой» (там же). Отсюда вывод: зависимость личности от общества существует всегда, но характер этой зависимости определяется ннутр. структурой общества. В социалистич. обще стве — «это зависимость членов общества, находя щихся не в простой толпе, а в организованной жиз ни, стремящихся к определенной цели» (там же, г. 5, с. 209). Этой целью М. считал «человеческое
частье».
М. настаивал на необходимости теоретич. иссле-лования проблемы счастья, практически решаемой с, разных обществ, формациях различно: при капита-нгзме культивируется этика индивидуализма —
■ частье только для себя; в социалистич. обществе )та проблема решается, исходя из единства интересов личности и общества; здесь счастье— «...очень слож ный, богатейший комплекс самочувствия советского гражданина» (там же, т. 7, с. 33). Исследование этого ■«комплекса самочувствия» М. начинал с определе ния единства сов. людей как осн. достоинства и гл. качества граждан социалистич. общества (см. там же, т. 5, с. 81).
Естественно поэтому, что в центре внимания М, было учение о коллективе. Каждый человек, по М., так или иначе, в любых социальных условиях находится в том или ином «сообществе» с др. людьми, прежде всего по совместной работе; трудовые отношения и определяют характер «сообщества». В условиях капиталистич. общества они неизбежно ведут к противоречиям между личностью и обществом, делают труд «рабским», подчиненным цели поддержания ■кизненного существования. Такое «сообщество» не есть коллектив. При социализме труд изменил свой характер, «...стал творческим трудом и в рабочем, и в производственном, и в политическом, и в моральном отношениях» (там же, т. 7, с. 136). Такой харак тер труда объединяет людей в социалистич. коллек тив, в к-ром личные цели или перспективы совпадают с коллективными перспективами. Исходя из того, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (там же, т 5, с. 74), М. подчеркивал необходимость преобладания коллективных перспектив над личными и далеких перспектив — над близкими. «Социалистическое общество,— писал М., — основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль, а есть член социалистического коллектива» (там же, с. 353 — 54).