электрона считалась в то время неизменной. Но в экспериментах, поставленных в начале века, электроны вели себя так, словно их М. имеет целиком полевую природу. Это послужило основанием для заявлений о полном сведении М. электрона к электромагнитной М. А т. к. с понятием неизменной М. в классич. смысле связывалось представление о материи, то обнаруженные факты дали повод говорить о сведении материи к электричеству. В дальнейшем, однако, выяснилось, что сущность М. электрона, как и др. частиц, не ист^пывается.электромагнитной природой. Это следовало уже из теории относительности. Эйнштейн открыл общий закон изменения М. со скоростью движения, применимый для любых частиц, обладающих собств. М., вне зависимости от наличия или отсутствия у них электрич. заряда. Этот закон по мате-матич. форме совпадает с законом зависимости электромагнитной М. от скорости движения. Из него следует, что поскольку закон зависимости массы электрона один и тот же как для механич., так и для электромагнитной М., то вывод, чтоМ. электрона имеет исключительно электромагнитную природу, нельзя считать достоверным. Совр. квантовая теория полей показывает, что не только электромагнитное поле, но и поля другой природы вносят нек-рый вклад в полную М. ча-i стицы; однако она не дает оценки относит, вклада !тех или иных полей в М. частицы. Вопрос о природе М. в этом смысле остается нерешенной проблемой. Общий закон зависимости М. от скорости движения указывает на глубокую связь М. с энергией. Известно, что чем больше скорость тела, тем больше кино-тич. энергия и вместе с тем, как это следует из закона зависимости М. от скорости, тем больше М. тела. В силу закона взаимосвязи М. и энергии (Е=тсг) М. оказывается не только мерой инерции и гравитации, но может выступать и как мера энергии. Закон изменения М. тела со скоростью его движения и закон взаимосвязи М. и энергии внесли изменение в понятие М. и в др. отношении. Существуют частицы, имеющие М. покоя, или собств. М. При движении этих частиц с нек-рой скоростью у них возникает дополнит. М., к-рая при приближении этой скорости к скорости света неограниченно возрастает. Общая М. таких частиц складывается из этих двух родов масс. М. частицы в системе, связанной с самой частицей, будет иметь вполне определ. фиксиров. значение. Это и будет собств. М. частицы, являющаяся ее специфич. характеристикой, отличающей данную частицу от других. Но т. к. частицы движутся по отношению к др. системам, то они вместе с тем обладают еще идинамич. массой. М. покоя инвариантна по отношению к пространств, перемещениям частицы как чего-то целого, в то время как динамич. масса — изменяющаяся в этом отношении величина. Однако М. покоя — не абсолютно неизменная величина. Она неинвариантна по отношению к структурным изменениям материи. Если частицы с определ. собств. М. входят как часть в целое структурное образование, то собств. М. этого целого не равна простой сумме собств. М. частиц, составляющих это целое. Ядро имеет вполне определ. по величине собств. М., к-рая, однако, не равна сумме собств. М. составляющих его частей — протонов и нейтронов. Это изменение собств. М. получило название дефекта М. Таким образом, М. покоя оказывается изменяющейся величиной и величина этого изменения служит характеристикой структурных связей элементарных частиц, образующих более сложные устойчивые дискретные единицы материи — ядра, ионы, атомы, молекулы. Величина дефекта М. может быть выражена через величину энергии. Это обстоятельство служит порой поводом к тому, чтобы явление дефекта М. описывать как явление превращения М. или даже материи в энергию. Эти утверждения противоречат фактич.
содержанию понятий М. и энергии. Такой вывод можно было бы сделать лишь в том случае, если, во-первых, под М. понимать только М. покоя и, во-вторых, если рассматривать энергию ядерных реакций вне связи с М., как чистую энергию. Обнаружение изменчивости динамич. М. со скоростью движения, выяснение изменчивости собств. М. в связи со структурными изменениями материи не отменяет общего понятия М., но выявляет лишь сложный состав этого понятия. Подобно тому, как общее понятие энергии предполагает специфич. формы ее проявления, общее понятие М. также может проявляться в специфич. формах. Если при этом учитывать закон взаимосвязи М. и энергии, то неизбежен вывод, что не существует чистой энергии как таковой. Энергия в любой форме всегда связана с соответств. типом М. В силу этого нет логич. оснований утверждать, что М., а тем более материя, может превращаться в энергию. М.и энергия —два взаимосвязанных, но отделимых друг от друга свойства материальных объектов. В свете совр. атомистики М. уже не может рассматриваться как количество материи, ибо элементарные частицы не являются неизменными структурными элементами материи, как это представлялось в классич. атомизме. Можно говорить лишь о различных аспектах единого понятия М.— структурном, инерционном, гравитационном.
М. может выступать в качестве меры инерции и гравитации в силу того, что она подчиняется соответствующему закону сохранения. При этом закон сохранения М. может выполняться лишь для полной М., включающей в себя все специфич. типы М.— М. покоя, динамич. М. и М., соответствующую дефекту М. в ядерных реакциях. Дефект может реализоваться либо в форме динамич. М., либо в форме М. квантов поля, напр. М. фотонов. В силу этого можно говорить о законе сохранения и превращения массы. Т. к. М. выступает как мера фундаментальных свойств материи — инерции и гравитации, а энергия есть мера движения, в законе взаимосвязи М. и энергии проявляется неразрывность материи и движения.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.,т. 14; М а х Э., Механика, [СПБ], 1909; Эйнштейн А., Зависит ли инерция тела от содержащейся в нем энергии, в кн.: Принцип относительности. Сб. работ классиков релятивизма, М.—Л., 1935; Ньютон И., Матем. начала натуральной философии, в кн.: Крылов А. Н., Собр. трудов, т. 7, М., 1936; Декарт Р., Начала философии, Избр. произв., [М.], 1950; Ломоносов М., [Письмо] Л. Эйлеру, Избр. филос. произв., [М.], 1950; Усп. физич. наук, т. 48, вып. 2, 1952; Л о р е н ц Г. А., Теория электронов, пер. с англ., 2 изд., М., 1956; Овчинников Н. Ф., Понятия массы и энергии в их история, развитии и филос. значении, М., 1957; Павлов А. И., О количественной определенности материи физ. объектов, в сб.: Уч. зап. Череповец, пед. ин-та, т. 2, [Вологда], 1959; Jammer M., Concepts of mass in classical and modern physics, Camb. (Mass.), 1961.
H. Овчинников. Москва.
МАССЁРА(Massera), Хосе Педро (1866—1942) — уругвайский философ, юрист, педагог и обществ, деятель. В конце 19 в. был близок к позитшизму Спенсера, однако впоследствии выступил с критикой позитивизма. М. стал сторонником идеалистич. течения, рассматривающего философию как учение о ценностях (см. Аксиология), основанных на автономии человеч. воли.
С о ч.: Estudios filosoficos, Montevideo, 1954. Лит.: А г d а о A., La filosofia en el Uruguay en el siglo XX, Мех. — В. Aires, 1956.
МАССОВАЯ ПРОБЛЕМА— бесконечный класс (научных) проблем (задач), охарактеризованный (или могущий быть охарактеризованным) при помощи нек-рого единого эффективно распознаваемого условия. На фигурирующее в этом пояснении понятие проблемы следует смотреть как на объемно-неопределенное, поскольку любая попытка предопределить, какие проблемы могут когда-либо в будущем представлять
МАССОВАЯ ПРОБЛЕМА — «МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО» 327
интерес для к.-л. области знания, неоправдана. В характеристике понятия М. п. существенным является бесконечность класса проблем, т. к. в применении к конечному классу задач не имеет смысла говорить об общем способе их задания,— этот класс может быть задан простым перечислением условий отд. проблем. Не менее существенным является требование эффективной распознаваемости того, удовлетворяет ли данная единичная проблема условию, характеризующему М. п., т. к. в противном случае самая постановка вопроса о «решении» М. п. становится неопределенной. Понятие эффективной распознаваемости теснейшим образом связано с уточняющим его понятием алгоритма. Однако понятие «алгоритм» незачем включать в характеристику понятия М. п., поскольку для отнесения к.-л. конкретного класса задач к категории М. п. нужно не понятие об эффективной распознаваемости, а лишь нек-рое конкретное эффективно распознаваемое условие. Решением М. п. естественно считать нек-рую общую схему предписаний, применяемых к каждой из входящих в М. п. единичных проблем и дающих для каждой такой проблемы ее решение (в том смысле, в каком этот термин применим к задачам данного типа). Т.о., мы приходим к понятию алгоритма, к-рое может быть, в частности, охарактеризовано как решение массовой проблемы. М. п., для к-рой существует решающий ее алгоритм, наз. разрешимой; если же доказано, что такого алгоритма не может быть, то М. п. наз. (алгоритмически) неразрешимой. Неразрешимость М. п. предполагает невозможность никакого алгоритма-решения — сам по себе факт отсутствия такого алгоритма, без доказательства его невозможности, свидетельствует лишь о том, что данная М. п. еще не решена, также как не решена ее разрешения проблема.
Понятие М. п. имеет фундаментальное методологич. и гноссологич. значение. Для любой науки характерно стремление перейти от описания единичных фактов и решения единичных задач к формулировке и решению М. п., охватывающих по возможности более широкий класс явлений описываемой в данной науке области действительности. Так, решениями определ. М. п. служат законы физики, в формулировку каждого из к-рых входят, кроме констант (характеризующих М. п. в целом), нек-рые переменные (параметры), каждому конкретному набору значений к-рых соответствует решение конкретной (единичной) проблемы. Иначе говоря, М. п. может быть охарактеризована как «задача с параметром (параметрами)»; решение понимаемой т. о. М. п. состоит в указании нек-рого правила (формулы), содержащего эти параметры (в отд. случаях решение может и не зависеть от всех параметров, входящих в формулировку самой М. и.,—это означает, что нек-рые параметры излишни, несущественны для постановки М. п., или же — в другой трактовке — что решение данной М. п. может быть отнесено к более широкой М. п.).
Наличие неразрешимых М. п. является фактом первостепенной важности как для содержания той науки, к к-рой относится данная М. п., так и для ее методологии. Установление факта неразрешимости к.-л. М. п., предотвращающее бесплодную трату сил на попытки решения неразрешимых задач, свидетельствует о неправомерной широте постановки той или иной М. п., но никоим образом не предрешает вопроса о разрешимости к.-л. более узкой М. п., полученной из данной путем дополнит, ограничений, суживающих первоначально исследовавшийся класс задач. В то же время решение М. п., неразрешимость к-рых не установлена, является своего рода программой-максимумом для данной области исследования.
При характеристике неразрешимых М. п. следует, кроме того, иметь в виду, что часто идет речь лишь о неразрешимости определенными средствами. Так, неразрешимость М. п. решения любого алгебраич. уравнения выше 4-й степени в радикалах или неразрешимость М. п. интегрирования любой элементарной функции в элементарных же функциях свидетельствует по существу не о «неразрешимости» этих М. п., а лишь о недостаточности предполагавшихся вначале (и, конечно, желательных ввиду их относит, простоты) средств решения. В упомянутых двух случаях более мощным (уже дающим возможность решения) средством служит, напр., аппарат теории бесконечных рядов.
Правда, в тех случаях, когда доказана алгоритмич. неразрешимость к.-л. М. п., ситуация принципиально иная, т. к. речь идет именно о несуществовании к а-ких бы то ни было средств алгоритмич. решения. Но и здесь представление об «абсолютной» неразрешимости той или иной М. п. было бы неоправданным, поскольку оно должно было бы исходить из «абсолютной истинности» т. н. осн. гипотезы теории алгоритмов, состоящей не только в том, что неопределяемое, интуитивное понятие алгоритма эксплицируется тем или иным точным (математич.) понятием алгоритма, но и в том, что такая экспликация может быть исчерпывающей, охватывающей все естеств. понимания термина «алгоритм». Несмотря на ряд убедит, доводов в пользу этой гипотезы (эквивалентные формулировки к-рой известны как «тезисЧёрча»,«тезисТьюринга», «принцип нормализации» Маркова и др.), следует помнить, что ее оправдание находится вне сферы математич. логики и математики.
Сказанное выше о первичном, неопределяемом характере М. п. не исключает того, что для этого понятия (как и для понятия алгоритма) были предложены различные, оказавшиеся весьма плодотворными, уточнения. Характерно, что такого рода уточнения всегда предполагают — как и в случае понятия алгоритма — переход от общенауч. понятия М. п., каким оно выступает до уточнении, к трактовке его как понятия логико-математическо-г о. Напр., понятием М. п. по существу воспользовался Колмогоров в предложенной им интерпретации конструктивной (интуиционистской) логики (см. Исчисление задач). Пригодное для этой интерпретации уточнение понятия «проблема» было дано Клини. Другим примером может служить определение, предложенное сов. математиком Ю. Т. Медведевым.
Лит.: Медведев Ю. Т., Степени трудности М. п., «Докл. АН СССР», 1955, т. 104, К» 4; его ж е, О по нятии М. п., «Успехи матем. наук», 1956, т. 11, вып. 5, с. 231 — 232. См. также лит. при статьях Алгоритм, Исчисление задач, Конструктивное направление. Ю. Гастев. Москва.
«МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО»(англ. mass society) —понятие, к-рым ряд бурж. социологов и философов обозначает специфич. черты социальных и личных отношений людей в бурж. обществе эпохи монополистич. капитализма. Объективной основой этой концепции является возрастание роли масс в обществ, развитии, с одной стороны, и выделение узкой господствующей верхушки монополистич. буржуазии — с другой. Концепцию «М. о.» развивали в конце 19 — нач. 20 вв. Ортега-и-Гасет, Лебон, а затем экзистенциалисты, представители т. н. «неоиндивидуализма» (Э. Фромм, Д. Рисмен, неофрейдисты), сторонники возрождения свободной конкуренции («неолибералы» Ф. Хайек, Мизес и др.).
В понятие «М. о.» философы и социологи включают: разделение общества на элиту и «толпу», превращение подавляющей части общества в механич. совокупность индивидов, подчиняющихся противостоящей им системе принудит, норм и правил общежития; отсутствие внутр. целостности личности, постоянно переживаю-
328 «МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО» - МАТВЕЙ
щей конфликт между своими потребностями и требованиями общества; постоянное приспособленчество к мнениям, вкусам и запросам непосредств. окружения (конформизм) как гл. форму жизнедеятельности индивида. «М. о.» рассматривается как источник «социальных болезней»: преступности, неврозов, морального опустошения и разложения.
В концепциях «М. о.» различаются две линии. Первая имеет своей основой реакцию бурж. идеологии на революц. выступления масс (Ортега-и-Гасет, Ле-бон и др.). В этих концепциях, нашедших отражение и в художеств, фантастике (Хаксли, Оруэлл), в качестве силы, противостоящей «массе» и несущей в себе истинное историч. начало, обычно выдвигалась «элита», «вожди». Нападки на революц. выступления масс и формы нар. власти под видом критики «М. о.» широко распространены и в наши дни (см., напр., W. Kornhauser, The politics of mass society, 1960). Вторая линия представляет собой критику бурж. общества с позиций бурж. и мелкобурж. либерализма (Фромм, Рисмен, Бенсмен, Видич и др.). В чертах «М. о.» эти социологи и философы видят естеств. следствие совр. монополистич. капитализма. В этой линии находит выражение протест против его антиде-мократич. тенденций, против отказа от «традиционных» принципов бурж. демократии, подавления личности в совр. бюрократич. орг-циях. Критики «М. о.» выступают против стандартизации и унификации взглядов и форм поведения членов совр. бурж. общества, санкционируемых офиц. пропагандой в качество идеала «нормальной» личности. Они отмечают, что в условиях бурж. общества усиливается отчуждение личности, растут элементы иррационального отношения людей к обществу, окружающим людям и собственным потребностям. Нек-рые из критиков «М. о.» используют ранние работы Маркса об отчуждении для характеристики совр. бурж. общества и свойственных ему фетишистских представлений об окружающей действительности.
Бурж. ограниченность концепции «М. о.» заключается в том, что ее представители связывают охарактеризованные процессы не с развитием монополистич. капитализма, а в большинстве случаев с «индустриальным обществом вообще», как якобы специ-фич. стадией в истории общества, стирая при этом коренное различие между экономич. отношениями капиталистич. и социалистам, обществ. Эта ограниченность проявляется в рекомендациях по реформированию «М. о.» не путем коренного преобразования системы капиталистич. отношений, а путем изменения сознания людей, самовоспитания их в духе индивидуализма. В большинстве своем представители концепции «М. о.» видят спасение от него в утопич. программе возрождения свободной конкуренции, к-рая связывается с «расцветом индивидуальности», «социальной целостностью» и т. д. Нередко критика «М. о.» используется как средство идеология, борьбы против социализма с его плановым х-вом и коллективистским сознанием.
Лит.: Замошкин Ю. А., Бюрократизация бурж. общества и судьбы личности, «Вопр. философии», 1961, № 4; Новиков Н. В., Совр. амер. капитализм и «теория социального действия» Т. Парсонса, там же, 1963, № 3; Н о г-n e у К., The neurotic personality of our time, N. Y., [1937]; F г о m m E., Escape from freedom, N. Y., [1941 ]; H а у е k F. A., The counterrevolution of science, Glencoe (111.), [1952]; Riesman D. [a. o.], The lonely crowd, N. Y., [1953]; его же, Individualism reconsidered..., Glencoe (III.), [1954]; F г о га m E., The sane society, N. Y., [1955]; В 1 a u P., Bureaucracy in modern society, N. Y., [1956]; Whyte W. H., The organization man, N. Y., 1957, V i d i с h A.J. and В о n s in a n J., Small town in mass society, Princeton, (N. Jersey), 1958; Essayson individuality, ed. bv F. Morley, N. Y.,1958; La p i e r e R., The freudian ethic, N. Y.,[19591; Bell D., The end of ideology, Glencoe (111.), [I960]; W a 1 1 i с h H. C, The cost of freedom, N.Y., [I960]; An outline of man's knowledge of the modern world, ed. by L. Bry-son, N. Y. — Toronto—L., [I960]; The psychoanalytic study
of society, ed. by W. Muensterberger and S. Axelrad, v. 1—2, N. Y., [1960—621; G о о d m a n P., Growing up absurd, N. Y., [I960,]. _ H. Новиков. Москва.
МАТА-И-ФОНТАНЕТ(Mata у Fontanet), Пед-po (14 июня 1811—27 мая 1877) —исп. философ-материалист, врач, писатель-публицист и политич. деятель. Образование получил в Барселонском ун-те. Еще в юношеские годы М.-и-Ф. начал принимать участие в политич. жизни страны. За свои лит. выступления, а также за непосредств. участие в революц. борьбе подвергался преследованиям. После поражения революции 1833—43 активно занимался науч. деятельностью.
В «Исп. мед. философии» («Doctrina medico-filoso-fica espanola», 1850) М.-и-Ф. обобщил свою полемику с идеалистами из Мед. академии наук. Его перу принадлежат также работы: «Исп. философия. Трактат о человеч. разуме...» («Filosofia espanola. Tratado de la razon humana...», [ч. 1—3], 1858—78), «Учебник психологии» («Compendio de psicologia», 1866) и естеств.-науч. произведения. В Испании сер. 19 в. М.-и-Ф. был одним из самых авторитетных пропагандистов идей материализма и защитником сенсуализма. Он отвергал идеалистическую интерпретацию духовной жизни человека и утверждал, что духовная жизнь имеет свой материальный субстрат — мозг.
Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 557 — 558, 570; Menendez у Р е 1 а у о M., Historia de los hete-rodoxos espanoles, v. 6, Santander, [1948] (Edicidn nacional de las obras completes, v. 42); Mendez Bejarano M., Historia de la filosofia en Espaiia..., Md, [s. a.].
Д. Претелъ. Москва.
МАТВЁЕНКОВ,Иов Иванович [р.5(18) мая 1901 ] — сов. философ, д-рфилос. наук (с 1957), проф. (с 1958). Чл. КПСС с 1930. Окончил 2-й Моск. ун-т (1927) и аспирантуру Ин-та философии Коммунистич. академии (1930). Преподает философию с 1928. Зав. кафедрой философии Сиб. отделения АН СССР (с 1958). Занимается разработкой проблемы: законы обществ, развития и их использование в практике социалистам. и коммунистич. строительства.
С о ч.: О мещанстве, «Революция и культура», 1929, J4» 5; Какую идеологию имеет рабочий, не обладающий марксистским образованием?, там же, 1929, № 9 —10; Об использовании объективных законов обществ, развития в практике строительства социализма и коммунизма, в сб.: Тр. Новосибирского инженерно-строит. ин-та, т. 7, Новосибирск, 1957; Историч. значение книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в кн.: Великое произведение марксистской философии, [Новосибирск], 1960; Некоторые вопросы теории коммунистич. воспитания, в кн.: Вопросы воспитательной работы в коллективах коммунистич. труда, Красноярск, 1961.
МАТВЕЯиз Ян о в a (Matej z Janova) (p. между 1350 и 1355 — ум. 30 нояб. 1393) — чешский ср.-век. мыслитель, идейный предшественник гусизма. Ученик и последователь Миличапз Кромержижа, учился (в 70-х гг.) в ун-тах в Праге и Париже. Став священником, жил в уединении в Праге, окруженный небольшой группой студентов и реформаторски настроенных священников; много писал. Обширные труды М., имевшие хождение в рукописи, собраны под назв. «Правила Ветхого и Нового завета» («Regulae veteris et novi testamenti», 1392, изд. 1908—26). В своих произведениях М. дал резкую критику пороков совр. ему общества, выступил с осуждением политич. власти и богатства церкви, отрицанием церк. обрядов и обычаев. Он требовал экспроприации монастырей и ликвидации монашества, выступал в защиту преследуемых «еретиков» из народа. Своим толкованием Библии и отношением к церк. обрядности М. подготовил почву для нем. Реформации (повлияв, в частности, на Лютера). Его выступления в защиту простого народа способствовали развитию гуситского революц. движения: М. оказал влияние на Гуса и Якоубка из Стршибро.
Лит.: Palackf Fr., Die Vorlaufer des Hussitenthums in Bohmen, neue Ausg., Prag, 1869 (чеш. изд. 1872); К у b a 1
МАТЕМАТИКА 329
V., Mistr Matej z Janova. Jeno zivot, spisy a uceni, Praha, 1905; N о v о t n у V., Nabozanske hnuti ceske ve 14. a 15. stol., Cast 1 — Do Husa, Praha, [1915]; Machovec M., Husovo uCenla vyznam v tradici ceskebo naroda, Praha, 1953.
M. Маховец. ЧССР.
МАТЕМАТИКА (греч. (ш&7](штгат), от (ха^-^ча — знание, наука) — наука о формах и отношениях, взятых в отвлечении от их содержания. Первый и основной предмет М. составляют количественные и пространственные отношения и формы. «Но, чтобы быть в состоянии исследовать эти формы и отношения в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от их содержания, оставить это последнее в стороне как нечто безразличное; таким путем мы получаем точки, лишенные измерений, линии, лишенные толщины и ширины, разные а и Ь, х и у, постоянные и переменные величины...» (Э н г е лье Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 37). Если, напр., социолог интересуется ростом народонаселения с течением времени, а физик изменением давления газа в связи с изменением температуры, то математик видит здесь только функциональную зависимость числа у от числа х. Кроме количеств, и пространств, отношений и форм, в Л1. изучаются др. отношения и формы, в частности в математической логике — формы логич. вывода, в геометрии— n-мерные пространства, которые, конечно, не являются пространств, формами в обычном смысле слова, но имеют прообразы в действительности,напр. в виде множества всех возможных состояний той или иной механич. системы (т. н. фазовое пространство системы). В общем, в предмет М. могут входить любые формы и отношения действительности, к-рые объективно обладают такой степенью независимости от содержания, что могут быть от него полностью отвлечены и отражены в понятиях с такой ясностью и точностью, с сохранением такого богатства связей, чтобы дать основание для чисто логич. развития теории. Кроме того, в М. рассматриваются не только формы и отношения, непосредственно абстрагированные из действительности, но и логически возможные, определяемые на основе уже известных форм и отношений. Именно так появились «мнимые» числа, «воображаемая» геометрия Лобачевского и др.; причем сами термины «мнимое», «воображаемая» подчеркивают, что речь идет о мыслимых объектах, реальный смысл к-рых выяснился не сразу. В наст, время определение новых объектов математич. теорий стало столь обычным делом, а способы их истолкования настолько развиты, что разделение их на действительные и лишь логически возможные по большей части утрачивается. Тут имеется переход — через ряд абстракций и определений — от понятий, реальный смысл к-рых очевиден (напр., целое число), к таким, к-рым не удается дать наглядной интерпретации(напр., нек-рые понятия множеств теории). М. может быть определена как наука о логически возможных, чистых (т. е. отвлеченных от содержания) формах или, что то же, о системах отношений, т. к. форма есть система отношений частей целого, а отношения в М. всегда фигурируют как система отношений между к.-л. абстрактными объектами. Если две системы Аги А2 таковы, что объекты и отношения одной можно сопоставить с объектами и отношениями другой так, что объектам из А1:находящимся в данном отношении, всегда отвечают объекты из Аг, находящиеся в соот-ветств. отношении, и обратно, то такое сопоставление наз. изоморфизмом, а системы — изоморфными.
То общее, что есть в изоморфных системах, и есть «чистая» форма. Соответственно М. рассматривает разные системы с точностью до изоморфизма (кроме, конечно, тех случаев, когда объектом изучения служит само отношение изоморфизма). Безразличие чистых форм к содержанию означает лишь то, что они встречаются с совершенно разным содержа-
нием (как одна и та же формула может выражать законы разных по своей природе явлений). Но это вовсе не значит, что эти формы всегда имеют внешний или чисто количеств, характер; напр., симметрия кристаллич. решетки (определяемая математически) является существенной качеств, ее характеристикой. Особенности М. 1. Форма, отвлеченная от содержания, выступает как самостоят, объект, так что не-посредств. предметом М. оказываются: числа, а не совокупности предметов, геометрич. фигуры, а но реальные тела и т. п. В природе есть, напр., тела более или менее шарообразной формы, но шарообразная форма, взятая сама по себе, превращается в идеальный объект — геометрич. шар; в природе есть разнообразные связи переменных величин, чистая же форма такой связи выступает в М. как идеальный объект — функция, и т. д. Абстракции и идеализации, есть и во всякой др. науке, но там им не придается такого самодовлеющего значения, они всегда сверяются-с действительностью. М. же абсолютизирует свои абстракции; ее понятия, возникнув и определившись, закрепляются и рассматриваются как данные, а сравнение их с действительностью есть задача не самой М., а ее приложений. Поэтому в М. не заботятся, напр., о том, что не только практически невозможно абсолютно точное измерение, но что и не существует абсолютно точных значений реальных величин. За нек-рыми пределами уточнения количеств, изменения влекут качественные, и данная величина теряет смысл, тело оказывается состоящим из атомов, давление газа — из ударов молекул и т. д. Но такой «переход количества в качество» зависит от природы величины, а раз в М. отвлекаются от этой природы, то в ней этот переход исчезает. Величина, взятая в отвлечении от содержания, величина вообще, естественно, мыслится как абсолютно точная, как допускающая неограниченно уточняющееся измерение. Точно так же, хотя совр. физика установила, что реальное пространство не является точно эвклидовым, никто не считает or этого эвклидову геометрию как математич. теорию неточной или нестрогой. Ее строгость и точность определяются соответствием ее выводов осн. посылкам, закрепленным и выраженным в аксиомах.