Коммунистич. партия, следуя заветам Ленина, учит рабочий класс и всех трудящихся овладевать всеми формами борьбы против капитализма — мирными и насильственными, парламентскими и непарламентскими, диалектически сочетая их в своей повседневной практике и используя, в зависимости от конкретной историч. обстановки, те из них, к-рые наилучшим образом ведут к конечной цели трудящегося человечества — к коммунизму.
Важнейшим творч. вкладом в марксистско-ленинскую теорию являются решения и документы XXII съезда партии, принятая им Программа Коммунистической партии Советского Союза. В новой Программе КПСС дано теоретич. обобщение опыта социалистич. строительства в СССР и странах нар. демократии; раскрыты закономерности развития мировой системы социализма; закономерности, пути и средства построения материально-технич. базы коммунизма; определены перспективы роста и развития междуна р. революц. движения рабочего класса и нац.-освободит. борьбы колониальных и зависимых народов; намечены пути и средства претворения в жизнь ленинской политики мирного сосуществования двух социальных систем и обеспечения всеобщего мира. Все ценнейшие теоретич. выводы новой Программы КПСС являются науч. обобщением реальных жизненных процессов.
Важнейшей задачей как Коммунистической партии Советского Союза, так и всех братских коммунистич. партий является борьба за чистоту своего идейного оружия — марксистско-ленинской теории.
Как показал опыт революционной борьбы, сила международного коммунистического движения — в верности марксизму-ленинизму и пролет, интернационализму. КПСС на протяжении всей своей истории вела борьбу против всяких видов отступничества от теории марксизма-ленинизма, против всех проявлений оппортунизма. В Заявлении Совещания коммунистич. и рабочих партий в ноябре 1960 отмечается, что гл. опасностью в мировом коммунистич. движении является ревизионизм, и указывается вместе с тем на необходимость решит, борьбы и против сектантства и догматизма, к-рые могут на том или ином этапе развития отд. партий стать главной опасностью, если против них не вести последоват. борьбы.
Борясь против совр. ревизионизма, и догматизма, КПСС вместе с др. братскими партиями продолжает творчески развивать и конкретизировать марксистско-ленинскую теорию применительно к условиям мирного сосуществования двух противоположных социальных систем на мировой арене и развернутого коммунистич. строительства в СССР. Как указывается в Программе КПСС, «теоретическая разработка и своевременное практическое решение новых проблем, выдвигаемых жизнью,— необходимое условие успешного движения общества к коммунизму. Теория
и впредь должна освещать путь практике, помогать выявлению и преодолению препятствий и трудностей, мешающих успешному коммунистическому строительству. Партия считает своей важнейшей обязанностью дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории на основе изучения и обобщения новых явлений в жизни советского общества и опыта мирового революционного рабочего и освободительного движения, творческое сочетание теории с практикой коммунистического строительства» (1961, с. 118).
Практика развернутого коммунистич. строительства дает массу фактич. материала для теоретич. обобщений, для дальнейшего развития и конкретизации марксистско-ленинской теории, для разработки науч_ ответов на самые животрепещущие теоретич. вопросы действительности. В то же время коммунистич. строительство представляет собой применение марксистско-ленинской теории на практике и это, со своей стороны, способствует ее дальнейшей конкретизации и. развитию.
Успешному строительству коммунистич. общества способствует воспитание всех людей в духе идеалов, науч. коммунизма. Идеологич. работа партии имеет важнейшее значение. Она способствует всестороннему гармоничному развитию личности, формированию-нового духовного облика людей, для к-рых характерны высокая идейность, нравств. чистота, для к-рых творческий труд на благо общества составляет нервун> жизненную потребность.
Коммунистич. партия Советского Союза, преодолев тяжелые последствия культа личности Сталина нетолько в практической, но и в идеологич. области, творчески продолжает и развивает марксизм-ленинизм, обогащает его на основе обобщения достижений совр. естествознания, практики революционной, классовой и нац.-освободит. борьбы и раскрытия новых закономерностей развития общества.
В совр. эпоху марксизм-ленинизм нашел свое материальное воплощение в мировой социалистич. системе, к-рая оказывает все более решающее воздействие на весь ход мировой истории, на все развитие человеч. общества. Как указывается в Программе КПСС, «все больше возрастает воздействие мировой социалистической системы на ход общественного развития в интересах мира, демократии и социализма» (1961,
С. 25). м- Мишин. Москва.
МАРСЕЛЬ (Marcel), Габриель (р. 7 дек. 1889) — основатель франц. католич. экзистенциализма, проф. Сорбонны. Известен также как драматург и лит. критик. На формирование мировоззрениям, оказали влияние идеи Шеллинга, Кьеркегора, Бергсона, Ройса. В 1929 принял католичество. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма называет свою философию неосократизмом или христианский сократизмом.
В отличие от Сартра, Камю, Хейдеггера, экзистенциализм М. носит явно выраженный религиозный характер. В центре внимания М. стоят религиозно-этич. проблемы. Вместе с тем его апология христианства резко отличается от традиционного для католицизма схоластич. метода. Считая невозможным и неприемлемым науч. обоснование религии, он отвергает рациональные доказательства бытия бога и утверждает, что бог принадлежит особому миру «существования», недоступному для объективной науки. Поскольку «существование» носит иррациональный характер, понятие бога оказывается выведенным за пределы объективного мира. Бог, по М., существует, но необладает объективной реальностью, не принадлежит миру «вещей»; он «непредставляем», «неопределим», его нельзя мыслить: «мыслить веру — значит уже не верить». Мир знания и мир веры лежат как бы в различных плоскостях, и разных «регистрах». Т. о., М.
МАРСЕЛЬ - МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ 319
использует своеобразную версию ср.-век. концепции двойственной истины, к-рая в совр. условиях явно направлена против науч. мировоззрения.
Индивидуальное бытие, по М., обладает значительно большей реальностью, чем бытие вообще. Весь мир, вся Вселенная раскрывается в субъекте и через субъект. От субъекта шел и Декарт, но М. декартовскому cogito противопоставляет как неопровержимое свидетельство (temoignage) свое «я есть»— таинственную реальность своеголичного существования. Она не может быть доказана рационально, она непосредственно постигается внутренним ощущением, «богатой и незаменимой эмоцией», и не нуждается в доказательствах. Бытие, по М., обладает очевидностью, к-рую можно сравнить только с осязанием (см. «L'etre devant la pensee interrogative», «Bui. de la Sosiete francaise de Philosophies, 1959, № 52).
Физич. мир — «мир объективности» — определяется М. как мир «надломленный», разобщенный (monde casse), как царство «дуализма». Объект оторван в нем от субъекта, нсихич. «Я» от телесного организма; человек уподобляется вещи и целиком отождествляется с функциями телесного организма. При этом мир, оторванный от субъекта, оказывается «проблематичным», он становится объектом естествознания, предметом рациональной, теоретич. мысли. Научное, рациональное мышление объявляется М. существенным источником «дегуманизации» природы и самого человека: обладая механизмом универсализации, науч. мысль якобы всюду внедряет «дух абстракции», в к-ром все конкретное, «личностное» уничтожается, заменяется «безликим», «общезначимым». «Никогда не следует забывать, что если превосходство науки состоит в том, что она для iicex, то этому превосходству сопутствует тяжкое метафизическое возмездие; наука для всех только потому, что она ни для кого в отдельности» (Marcel G., «Journal metaphysique», P., 1949, p. 289).
Эта оценка «мира объективности» распространяется и на область обществ, отношений. «Дух абстракции» проявляется, по М., в возросшей роли нар. масс и в распространении демократич. идеалов. В противовес личности, массы рассматриваются им как «сниженно человеческое», демократия трактуется как царство обезличенного человека, утратившего чувство «интимной реальности» своего существования. Дух абстракции и дуализма наиболее ярко проявляется,по М., в совр. технике. Технич. прогресс, утверждает он, превратился в самоцель, техника становится предметом «идолопоклонства». Благодаря технике человек окончательно порабощается миром вещей.
В отличие от «мира объективности», в сфере «существования» исчезает граница между субъектом и объектом. Мир перестает быть «проблемой» и становится «таинством» (mystere). «Таинство» определяется как «сфера, в которой различие между тем, что во мне и тем, что предо мною, теряет свое значение и свою первоначальную ценность» («Etre et avoir», P., 1935,p. 169). Если объект науки существует только в «третьем лице», как безличное «Он» (lui), то экзистенциальный объект — это «Ты» (toi); восприятие этого объекта всегда является привязанностью,влечением к нему. В мире «существования» рациональные отношения заменяются эмоционально-этическими. Любовь, а не разум является средством постижения «существования»; именно в этом, по М., состоит смысл сократо-платоновской идеи «блага»; истинное бытие «имманентно только любящей мысли, а не суждению». Область «существования» исключительно «персональна», все отношения в ней неповторимы в своей индивидуальности. Эмоц. отношения, по М., не могут быть объяснены рационально, они недоступны понятийному выражению и принадлежат к области иррацио-
нального. Существование, для М., — «...род чувства, которое не может интеллектуалпзироваться, обратиться в суждение..., не потеряв, быть может, всякого значения» («Journal metaphysique», P., 1949, p. 314).
В философии М. находит отражение кризис бурж. сознания, бурж. культуры. «Мир объективности», противопоставленный миру «существования», представляет собой картину бурж. обществ, отношений, критика к-рых у М. подчас является очень меткой. Но выход из кризиса М. ищет не в изменении обществ, отношений, а в уменьшении их влияния на индивидуальную жизць, в ограничении общения узким кругом «духовной аристократии». Преодоление трагизма индивидуального существования он находит также в мистич. общении с божественным «Ты», являющимся источником «веры, надежды, верности и любви».
Для социальных взглядов М. характерна романтич. идеализация феод, средневековья, к-рое он противопоставляет совр. бурж. обществу.
Соч.: Positions et approches concretes du mystere onto-logique, в кн.: Le monde casse, P., 1933; Homo viator, p., [1944]; La metaphysique de Royce, nouv. ed., P., 1945; Du refus a 1'invocation, 2 ed., P., 1948; Le mystere de l'etre, v. 1—2, P., 1951; Les homines contre l'humain, P., 1951; Le declin de la sagesse, P., 11954]; L'homme problematique, P., [1955]; Presence et immortalite, P., 1959.
Лит.: Zoccoletti M. A., La filosofia dell'esis- tenza secondo G. Marcel, Padova, 1942; Existentialisme Chre tien: G. Marcel, P., 1947; G h e n u J., Le theatre de G. Mar cel et sa signification metaphysique, P., 1948; P r i n i P., G. Marcel e la metodologia dell ' inverificabile, Roma, 1950; Bernard M., La philosophie religieuse de G. Marcel..., [Le Puy, 1952]; TroisfontainesR.,De 1'existence a l'etre, v. 1—2, Namur, [1953]; Rebollo Pena A., Critica de la objetividad en el existencialismo de G. Marcel, Burgos, 1954; H о e f e 1 d F., Der christliche Existenzialismus G. Marcels, Z., 1956; Gallagher К. Т., The philosophy of G. Mar cel, N. Y., 1962. \Г. Сулъженко]. Москва.
МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ(Marsilio da Padova) (p. между 1275 и 1280 — ум. 1342) — итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж, ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. — соратник Оккама) М. П. был объявлен«величайшим еретиком», отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327).
Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офпц. теологии. Считая сверхчувств, мир существующем, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви но самой своей природе п возникшего из обществ, договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., монарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деление общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства поли-тич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей.
В своем гл. соч. «Защитник мира» («Defensor pacis» 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932—33, пер. на англ. яз., в кл. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). M. П. резко нападал на тиранич. наследств, власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира
320 МАРТИ —МАРТИПЕТТИ
и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как «воспитательной силы», к-рую нужно поставить на службу гос-ву. М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли «духовных врачей» своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на деятелей Реформации.
Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1. М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1 —10; Л е. р- нер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс); История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111— 12; В a t- taglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windmul- 1 e r W., Staat und Kirche im «Defensor pacis» des Marsilius von Padova, Bonn, 1934; Passerin d'Entreves A., The medieval contribution to political thought: Thomas Aqui nas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; С h e c- c h i n i A., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942; De Simone G.,Le dottrine politiche di Marsilio da Pa dova, Roma, 1942; La garde G., Naissance de 1' esprit lai'que au declin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948]; GewirU A., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1—2, N. Y., 1956. 3. Мелещенко. Ленинград.
МАРТЙ(Marti), Перес Хосе (28 янв. 1853 — 19 мая 1895) — нац. герой Кубы, философ, поэт и публицист. Род. в Гаване, в семье сержанта артиллерии. Уже в школьные годы воспевал независимость родины и за поэму «Абдула» был выслан в Испанию (1870). Изучал философию и право в Сарагосском университете. Затем жил в Мексике, в 1879 читал лекции по философии в педагогич. ин-те в Гватемале. Еще в Испании (1870—74) М. опубликовал ряд работ, среди которых «Политическая тюрьма па Кубе» («El presidio politico en Cuba», 1871, нов. изд. 1953) и «Испанская республика перед кубинской революцией» («La Republica espa-fiola ante la revolution cubana», 1873) представляют собой важный этап в формировании его революц.-демократия, программы, к-рая способствовала подготовке революции 1895—98 — самой демократия, из всех нац.-освободит, войн прошлого века в Лат. Америке.
М. принимал деятельное участие в создании Кубинской революц. партии (1892), разработал ее программу, руководил изданием печатного органа партии — газ. «Patria» («Родина»), на страницах к-рой вел пропагандистскую работу по подготовке всенар. борьбы против испанского ига (1895). М. погиб в бою с испанцами.
Практпч. революц. деятельность М. сочетал с глубокой теоретич. разработкой вопросов революции и нац. независимости. «Проблема независимости,— писал М.,— состоит не только в смене форм правления, но и в изменении его духа» (Избранное, М., 1956, с. 169). В своих работах М. раскрывал социальное значение революц. борьбы, обосновывал необходимость глубокого изучения действительности для определения будущих форм социальной организации. «Чтобы управлять хорошо,— писал он,— надо знать, кем и где ты управляешь, и хороший правитель... тот, кто знает, из каких элементов состоит население его страны, как их можно объединить и какими методами, при помощи каких учреждений, порожденных самою страной, можно вести народ к великой цели... Правительство должно быть детищем страны, дух правления должен быть духом ее народа» (там же, с. 166). Еще в конце прошлого века М. предупреждал об опасности для независимости лат.-амер. стран со етороны сев.-амер. империализма.
Хотя в целом объяснение исторического развития у М. носит идеалистич. характер, в решении ряда вопросов обнаруживается явноматериалистич. тенденция. Так, М. утверждает, что «жизнь человека и народов основывается на удовлетворении их материальных потребностей» (цит. по жури. «Вонр. фи-лос», 1959, № 2, с. 136) и что литература, философия и религия изменяются вместе с условиями существования людей (см. там же).
Филос. взгляды М. претерпели эволюцию от эклектизма и увлечения краусизмом (см. Краузе), выразившегося в его «Филос. идеях», к материалистич. монизму. Уже в этом соч. М. обрушивается на схоластику и фактически исключает вмешательство бога в дела природы. В дальнейшем, при объяснении происхождения Земли, человека и т. п., М. придерживается в основном науч., материалистич. позиции. Стремясь найти правильный подход к решению ми-ровоззренч. проблем науки, М. подвергает резкой критике, с одной стороны, вульгарный материализм, с другой — спиритуализм. Критикуя вульгарный материализм, «материализующий» психическое, М. считал заслугой науки успешное преодоление этого взгляда. М. защищает подлинно материалистич. концепцию происхождения жизни: «жизнь возникла из примитивной клетки», а мир в целом «...не был сотворен, а является таковым в результате непрерывного развития» (там же, с. 134).
Согласно М., философия — это наука, изучающая «причины вещей, их различия, их аналогии, их взаимоотношения» (Obras completes, v. 2, Havana, 1946, p. 410). Природа, под к-рой он понимал все существующее, составляет единств, источник философии. М. выступил против попыток навязывать природе законы, выдуманные человеком: «Законы вещей должны быть выведены из наблюдения самих вещей» (там же, р. 412). Для познания истины философия, согласно М., обладает двумя основными средствами — наблюдением и рассуждением. Интуиция — это лишь вспомо-гат. средство. Вера в могущество познават. способностей человека выражена в словах М. о том, что над землей «...господствует лишь сила человеческого разума» (там же, v. 1, р. 743).
Лит.: Терновой О. С, Выдающийся кубинский мыс литель Хосе Марти, «Вопр. философии», 1959, JNIi 2; История философии, т. 4, М., 1959; ЛеучсенрингЭ. Р. де, Хосе Марти — антиимпериалист, пер. сиси., М., 1962; Хосе Мар ти. Библиографич. указатель, составитель Л. А. Шур, М., 1955; S a r a u s a F. P., Bibliografia Martiana. 1853 — 1955, La Habanj, 1956. А. Бургете. Москва.
МАРТИНЕС(Martinez), Мартин (И ноября 1684— 9 окт. 1734) — исп. врач п философ. Окончив ун-т в Алькала-де-Энарос, получил звание проф. и доктора медицины. Пропагандировал эксперимент, метод, работал в области физики, химии и особенно плодотворно — анатомии. В философии изучал преимущественно разделы, наиболее соприкасающиеся с медициной, и сформулировал филос. концепцию «умеренного или рационального» скептицизма, развивая положит, начала скептицизма Санчеса. Объявив сомнение методом познания объективной действительности, М. выступал против ср.-век. схоластики и церк. догматики. Был сторонником атомистич. теории Гас-сенди. М. признавал возможность относит, познания истины через опыт, руководимый разумом. Свои филос. воззрения М. изложил в работе «Скептическая философия» («Philosophia sceptica», Md, 1730, 2 ed. 1750).
Лит.: Quiroz-Martinez О. V., La introduccidn de la tilosofia moderna en Espafia, Мех., 1949.
3. Плавспин. Ленинград.
МАРТИНЕТТИ(Martinetti), Пьеро (1872—1943)— итал. философ-идеалист; проф. Миланского ун-та. По М., функции философии, прежде всего,— религиозные. Позитивный результат филос. мысли —
МАРТИНО — МАРХЛЕВСКИЙ 321
«в религиозном воспитании человечества» (см. «Saggi с discorsi», 1926, р. 27). Бог понимается М. в духе классич. идеализма: как бесконечный разум, представляющий собой множественность сознаний, как универсальное единство, цементирующее мир. Только такая концепция бога, полагал М., позволяет решить проблему свободы — центральную в его учении. Высшая форма познания, следующая за его чувственной и понятийной ступенями,— интуитивное постижение норм морали и истин религии. Последние, будучи недоступны рациональному познанию, находят выражение в образах и символах. Для воззрений М. характерна враждебность идеям демократии.
Соч.: Introduzione alia metafisica, [v.] 1, Teoria della conoscenza, Torino, 1904; Breviario spirituale, Mil., 1923; La liberta, Mil., 1928; Gesu Cristo e il cristianesimo, Mil., 1934; Ragione e fede..., Torino, 1942; II compito della filoso-fia e altri saggi inediti ed editi, Torino, 1951.
Лит.: Savinelli G., La religione nel pensiero filo- sofico di P. Martinetti, Firenze, 1939; S с i а с с a F. M., Martinetti, Brescia, 1943; P о g g i A., P. Martinetti, Vicen- za, 1943; Alessio F. P., L ' idealismo religioso di P. Mar tinetti, Brescia, 1950; G о r e t t i C, II pensiero filosofico di P. Martinetti, Bologna, 1952; Gar in E., Cronache di filosofia italiaaa (1900—I9i3), (2 ed. J, Bari — Laterza, 1959; Romano F., II pensiero filosofico di P. Martinetti, Padova, 1959. С. Эфиров. Москва.
МАРТИНО(Martineau), Джеймс (21 апр. 1805— 11 янв. 1900) — англ. религ. философ, унитаристский пастор в Ливерпуле, затем проф. в Манчестере и Лондоне (1840—85). Эклектич. философия М. направлена против материализма и атеизма и всецело служит оправданию христианского теизма и религ. морали. Признание внешнего мира М. основывает на изначальной вере в его существование и в его соответствие мыслимому миру. Пространство и время, будучи априорными формами сознания, также имеют объективную значимость. Особое место в идеалистич. философии М. занимает анализ причинности, используемый им для доказательства бытия бога. За феноменальной причинностью он усматривал ноуменальную причинность и таким путем приходил к мысли о божеств, воле как основе космич. причинности. Этика М. направлена против утилитаризма и основана на учении о свободе воли. М. выступал против теократич. притязаний церкви и превозносил святость государства.
С о ч.: The rationale of religious inquiry, 3 ed., L., 1844; Religion as affected by modern materialism, L., 1874; Modern materialism in its relations to religion and theology, N. Y., 1877; A study of Spinoza, L., 1882; Types of ethical theory, v. 1—2, 3 ed., Oxf., 1889.
Лит.: Upton С. В., Martineau's philosophy, L., 1905; Jones H., The philosophy of J. Martineau, L., 1905.
В. Быховский. Москва. МАРТИНОВИЧ(Martinovics), Игнац (1755—95) — венг. философ-материалист. Сначала был приверженцем просвещенного абсолютизма. Впоследствии, познакомившись с передовыми науч. и филос. теориями, стал выступать против монархии. В конце 80-х гг. М. написал ряд филос. трудов на нем. и франц. языках, в к-рых следовал в основном идеям «Системы природы» Гольбаха. М. руководил возникшим в начале 90-х гг. первым венг. респ. движением, целью к-рого были бурж.-демократич. преобразования; он разработал программу тайного радикального «Общества свободы и равенства». В 1794 «Общество...» было раскрыто, М. и его соратники казнены.
С о ч.: Dissertatio de harmonia naturali inter bonitatem divinam et mala creata, Leopoli, 1783; Physiologische Bemer-kimgen iiber den Mensch, St. Petervar, 1789; Franczia cate-chesis, Nagyvarad, 1907; Filozfifiai irasok, Bdpst, 1956; Me-moires philosophiques ou la nature devoilee, в кн.: A magyar jakobinusok, iratai, tkot.] 1, Bdpst, 1957.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 671 — 72.
МАРТЬЯНОВ,Петр Алексеевич (1835—65) — представитель рус. нар. свободомыслия 19 в. Был крепостным крестьянином, перед реформой 1861 выкупился и, разоренный помещиком, уехал в Лондон. Здесь сблизился с Герценом и Огаревым, сотрудничал
в «Колоколе» (опубликовал в нем открытое письмо к Александру II) и «Общем вече»; в издании «Вольной рус. типографии» вышла книга М. «Народ и гос-во» (1862). Весной 1863, возвращаясь в Россию, М. был арестован на границе; заточен в Петропавловскую крепость и за «дерзостное порицание» самодержавно-помещичьего строя приговорен к 5 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. Умер в иркутской тюремной больнице.
Основа мировоззрения М.— идея непримиримой борьбы с крепостничеством. Народ и самодержавно-помещичье гос-во рассматривались М. как враждебные силы. Народ, по М., это «то, что эксплуатируют», и те, «кто заодно с народом». Социальные силы, к-рые осуществляют угнетение,— «не народ, хотя к горю, стыду и прискорбию народа принадлежат к одной нации с ним» («Народ и государство», 1862, Лондон, с. 8, 13). Войны возникают из-за разногласий между гос-вами, а не пародами. Однако справедливы тс войны, к-рые выражают стремление народа помочь «порабощенным братьям своим» (см. там же, с. 66). Осуждая мракобесие и лицемерие церковников, М. видел в них, как и в армии, орудие гос-ва. Страстная ненавист-ь к дворянству, крепостному праву сочеталась в мировоззрении М. с наивной верой в «земского» царя.
Вслед за Герценом и Огаревым М. признавал всеобщую связь явлений, их переход друг в друга, иллюстрируя это на примере растит, и животного мира (и соответственно — ботаники и зоологии). Бытие, считал М., подчиняется объективным законам, образующим определенную систему, «гармонию»; игнорирование этих законов пагубно сказывается на людях. Однако детерминизму М. присущ фаталистич. оттенок: М. склонялся иногда к трактовке личности как простого орудия законов и обстоятельств. Высоко оценивая М. как самобытного мыслителя из народа, Герцен писал: «Человек, испытанный всеми горями и бедствиями русской жизни, одаренный необыкновенным умом, энергический, глубоко страстный, Мартьянов сосредоточился весь на вопросе о судьбах русского народа; тут была его поэзия, его религия, любовь и ненависть» (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 11 — 12).
Лит.: Герцен А. И., П. А. М. и земский царь, Собр. соч., т. 18, М., 1959; Огарев Н. Н., Куда и откуда, Избр. социально-политич. и филос. произв., т.1,М..1952;егоже. Расчистка нек-рых вопросов, там же; его же, Голод и но вый год, там же; Л е м к е М., Дело П. А. М. в кн.: Л е м- к е М., Очерки освободит, движения шестидесятых годов, СПБ, 1908; Коган Л. А., Из истории рус. нар. свобо домыслия в 60-е годы XIX века, «Вопр. философии», 1964, № 6. Л. Коган. Москва.
МАРХЛЕВСКИЙ(Marchlewski) (псевдонимы — Карский, Куявский), Юлиан (17 мая 1866—22 марта 1925) — польский марксист, деятель междупар. рабочего движения. Род. в мелкошляхетской обедневшей семье в г. Влоцлавеке. Революц. деятельность начал в 1885, один из организаторов и руководителей «Союза польских рабочих» (1889), революц. партии Социал-демократия Королевства Польского (1893). Окончил ун-т в Цюрихе (1895). В дисс. «Физиократизм в старой Польше» («Der Physio-kratismus in Polen», 1896) дал марксистский анализ творчества польских просветителей конца 18 в. С 1896 жил в Германии; оказывал помощь Ленину при организации издания «Искры». Принимал участие в революции 1905—07 в Королевстве Польском. Представитель
322 МАРХЛЕВСКИЙ - МАРШАЛЛ
С.-д-тии Королевства Польского и Литвы на V съезде РСДРП (1907), поддерживал большевиков. Делегат Цюрихского и Штутгартского конгрессов 2-го Интернационала. С 1909 вел работу преим. в герм, с.-д-тии. Вместе с Р. Люксембург и К. Либкнехтом участвовал в создании «Союза Спартака». За революц. деятельность неоднократно арестовывался. С мая 1918 — в Сов. России. В 1919 в течение неск. месяцев руководил революц. борьбой горняков Рура, затем вновь вернулся в Сов. Россию. Как один из представителей Коммунистич. рабочей партии Польши участвовал в создании Коммунистич. Интернационала (март 1919). Разработка М. теоретич. основ аграрной программы 3-го Интернационала получила высокую оценку Ленина (см. Соч., т. 31, с. 129). С 1922 — ректор Коммунистич. уп-та нац. меньшинств Запада. С 1923— пред. ЦК МОПР.