Лит.: С и т к о в с к и й Е., Непобедимая сила учения Маркса (К 30-летию работы Ленина «М. и р.»), «Историч. ж.», 1938, № 4; Л е о н о в Ф., Острое оружие в борьбе про тив ревизионизма (К 50-летию со времени опубликования работы В. И. Ленина «М. и р.»), «Правда», 1958, 10 октября, К> 283 (14677); Окулов А. А., Борьба В. И. Ленина против философии реформизма и ревизионизма, М., 1959; Программные документы борьбы за мир, демократию и со циализм, М., 1961; Великая хартия коммунистич. и рабочих партий, М., 1961; Васецкий Г., Развитие В. И. Лени ным марксистской философии в борьбе с ревизионизмом (1907 — 1913 гг.), М., 1961. . А. Окулов. Москва.
«МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ»— работа В. И. Ленина, представляющая собой анализ лит. и эпистолярного наследия К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве. Впервые опубл. в 1930 в XIV
314«МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ» — МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
Ленинском сборнике. Над изучением лит-ры о гос-ве Ленин работал в конце 1916—нач. 1917 в Цюрихе. Прослеживая формирование и развитие взглядов основоположников марксизма на гос-во, Ленин отмечает определение ими политич. власти как организов. насилия одного класса над другим и гос-ва как аппарата такого насилия. «С развитием классового антагонизма между капиталом и трудом „государственная власть принимала все более и более характер общественной власти для угнетения труда, характер машины классового господства"» («Марксизм о государстве», 1958, с. 79, 81).
Ленин продолжает начатую Марксом и Энгельсом борьбу против анархизма и реформизма. По мере развития классовой борьбы капиталистич. гос-во начинает привлекать рабочих к управлению, но оно делает это лишь для отцеживания революционеров, подкупа, развращения с...мещанским уютом „культурно" сносной филистерской жизни...» (там же, с. 97) и т. п. Пролетариат же должен использовать бурж. гос-во для сочетания легальной и нелегальной работы, для постоянной борьбы против оппортунизма. Однако для свержения эксплуататоров и построения бесклассового общества старый бюрократически-воен. гос. аппарат непригоден. Ленин восстанавливает и защищает от оппортунистов важнейший вывод Маркса: «...Революция пролетариата не может „просто" взять в руки „готовую" государственную машину, революция должна разбить ее, эту готовую машину, и заменить новой» (там же, с. 7). Ленин выписывает клас-сич. слова Маркса о восстании как иск-ве, критикует заговорщич. тактику бланкизма. Разбитая революцией старая гос. машина, свергнутая диктатура буржуазии может быть заменена только диктатурой пролетариата. Ленин показывает, как исторически складывалось в марксизме понятие диктатуры пролетариата; он подчеркивает, что Маркс не «сочиняет» новую власть, а «...изучает, как сами революции „открывают"... ее, как само рабочее движение подходит к этой задаче, как практика начинает решать ее» (там же, с. 91).
Ленин отмечает роль классовых орг-ций пролетариата и значение союзников в его борьбе, останавливается на вопросе об отношении пролетарского гос-ва к религии. Он указывает на возможность различных форм перехода от капитализма к социализму, цитируя в этой связи слова Энгельса: «Вообще... дело вовсе не в том, захватит ли пролетариат, достигнув власти, орудия производства, сырые материалы и средства существования путем простого насилия, заплатит ли он тотчас же вознаграждение за это или выкупит постепенно эту собственность небольшими частичными платежами. Пытаться отвечать на этот вопрос заранее и относительно всех возможных случаев — значило бы фабриковать утопии...» (там же, с. 77). Ленин раскрывает огромное значение исторически первого опыта диктатуры пролетариата — Парижской Коммуны — для развития марксистской теории, сравнивает ее опыт с опытом рабочего движения после 1871, особенно с первой рус. революцией 1905—07. Ленин обогащает марксистское понятие гос-ва новым опытом классовой борьбы пролетариата, указывает на Советы рабочих депутатов как гос. форму диктатуры пролетариата.
Вслед за Марксом и Энгельсом Ленин характеризует осн. фазы развития коммунистич. общества, рассматривает их гл. черты и изменение роли гос-ва в каждой фазе. По мере исчезновения классов и построения коммунистич. общества гос-во начинает отмирать. Но окончательно оно может исчезнуть лишь в высшей фазе коммунизма, когда небывало разовьются производит, силы, исчезнет противоположность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней,
когда труд сделается первой жизненно]! потребностью человека.
Конспекты, составляющие «М. о г.», представляют большой интерес для изучения метода работы Ленина над теоретич. проблемами; они легли в основу кн. «Государство и революция», использованы в ряде др. ленинских произведений.
Работа выходила отд. изданиями в 1931, 1932, 1933, 1934 и 1958; вошла в 33-й т. Поли. собр. соч. В. И. Ле нина (5 изд.); переведена на укр., узб., нем., рум. и чеш. ЯЗЫКИ. я. Ноликов. Москва.
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — научная система революционных взглядов рабочего класса, трудящихся, отражающая объективные законы развития мира и опыт классовой борьбы народных масс против эксплуататоров, постоянно развивающаяся на основе обобщения этого опыта и представляющая собой программу, стратегию и тактику его революционной борьбы против капитализма, за социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата в целях построения коммунизма. «Марксизм-ленинизм,— указывается в заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий,— это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир; свободу и лучшую жизнь, за создагше самого справедливого общества — коммунизма. Его великая творческая преобразующая сила — в неразрывной связи с жизнью, в непрерывном обогащении на основе всестороннего анализа действительности» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 84—85).
Марксизм возник в 40-х гг. 19 в. в Германии, где тогда назревала бурж.-демократич. революция. Своеобразие революц. ситуации в этой стране состояло в том, что буржуазия, напуганная революционностью нар. масс, стремилась к сделке с королевской властью и помещиками за счет интересов трудящегося народа. Существ, отличием этой революц. ситуации по сравнению с условиями, предшествовавшими бурж. революциям в др. странах Зап. Европы (Голландия, Англия, Франция), было то, что в Германии на арену самостоят, политич. борьбы вышел пролетариат, являющийся самой революц. силой в истории человечества. Если в прежних бурж. революциях пролетариат своими руками «таскал каштаны из огня» для буржуазии, то в назревшей революции в Германии пролетариат выступал самостоятельно со своими особыми требованиями. Все это делало Германию центром мирового революц. движения. Задачу вооружить рабочий класс науч. мировоззрением, программой, стратегией и тактикой революц. борьбы взяли на себя и блестяще выполнили революц. идеологи пролетариата, вожди рабочего класса Германии Маркс и Энгельс, положившие начало величайшему революц. учению — науч. коммунизму.
Они критически переосмыслили и творчески переработали всю предшествующую науч. и обществ, мысль человечества. Важнейшими теоретич. источниками марксизма явились классическая немецкая философия, англ. политич. экономия, франц. утопический социализм. Наряду с этим Маркс и Энгельс критически и творчески обобщили всю прошлую и современную им практику классовой борьбы и революц. движения трудящихся масс.
Т. о., созданная Марксом и Энгельсом революц. теория — марксизм — представляет собой закономерный результат всего прежнего развития человеч. мысли и критич. обобщение с позиций пролетариата практики классовой борьбы и революц. битв трудящихся масс против эксплуататоров. Но вместо с тем возникновение марксизма явилось величайшим рево-
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ 315
люц. переворотом в развитии обществ, мысли человечества, т. к. марксизм принципиально по-новому подошел к решению всех проблем и дал науч. ответ на важнейшие вопросы, поставленные развитием самой жизни и сформулированные передовыми умами прошлого.
Марксистская теория состоит из трех органически взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: философии — диалектического материализма и исторического материализма, политической экономии и науч. коммунизма.
Диалектич. и история, материализм представляет собой философию пролетариата и его коммунистич. партии; он является теоретич. фундаментом коммунизма, наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, находящих свое адэкватное, объективно-истинное отражение только в философии пролетариата как самого прогрессивного в истории, последовательно и до конца революц. класса, не боящегося полностью раскрыть объективную истину, прогрессивную историч. тенденцию развития человеч. общества.
Марксистская политич. экономия возникла на основе диалектико-материалистич. анализа Марксом современного ему капиталистич. способа произ-ва и соответствующего ему строя общества. Маркс глубоко разработал и обосновал трудовую теорию стоимости, открыл закон прибавочной стоимости. Это открытие составляет, по выражению Ленина, «...краеугольный камень экономической теории Маркса» (Соч., т. 19, с. 6), т.к. именно оно помогло ему раскрыть эксплуататорскую сущность бурж. произ-ва. Созданная Марксом политич. экономия раскрывает объективные, истинные законы развития обществ, произ-ва на всем протяжении истории человечества. Она с неумолимой логикой доказывает преходящий характер капиталистич. способа произ-ва, неизбежность его гибели и замены высшим способом произ-ва — коммунистическим. Маркс и Энгельс показали, что важнейшей движущей силой развития общества является борьба антагонистич. классовна всем протяжении его существования, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации. Великой революц. силой они считали пролетариат, историч. миссией к-рого является уничтожение капитализма и всякой эксплуатации человека человеком, создание справедливого, гармонич. общественного строя. Этот строй Маркс и Энгельс называли коммунизмом.
Маркс и Энгельс показали реальные пути и средства уничтожения капитализма и перехода к коммунизму. Такими путями и средствами, как доказали Маркс и Энгельс, являются социалистич. революция и диктатура пролетариата. Они показали, что между капитализмом и коммунизмом лежит длительный переходный период, в течение к-рого пролетариат, взяв гос. руководство обществом в свои руки, будет направлять развитие всех сторон обществ, жизни по пути к коммунизму. Необходимым условием успешной борьбы за свержение гнета капитализма, за победу пролет, революции и коммунизма, учили Маркс и Энгельс, является объединение пролетариата разных стран и нации против буржуазии всех стран и наций, ибо задача и цель у пролетариата всего мира одна — коммунизм. В силу этого одним из важнейших принципов организации и борьбы пролетариата является интернационализм.
Для того чтобы совершить пролетарскую революцию, рабочий класс должен организовать и сплотить свои ряды, создать свою боевую революц. партию, в к-рой должны быть собраны его лучшие силы и к-рая поведет на борьбу за победу коммунизма. Такая партия — «Союз коммунистов» — была впервые создана Марксом и Энгельсом. Это явилось первой попыткой
соединения революц. теории, марксизма, с практикой революц. борьбы пролетариата.
Возникнув как революц. теория рабочего класса, марксизм прошел практич. проверку начиная с революций 1848—49. После поражения этих революций необходимо было перестроить тактику «Союза коммунистов» и перейти к мирной работе по собиранию и подготовке сил для нового этапа подъема революции. В ноябре 1852 по предложению Маркса «Союз коммунистов» объявил себя распущенным. Маркс и Энгельс направили свою деятельность в этот период на терпеливую пропаганду идей науч. коммунизма, на иод-готовку кадров пролет, революционеров во всех странах, на собирание сил междунар. пролетариата для новой революц. борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством Маркса и Энгельса боевой революц. интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (1-й Интернационал), основанной 28 сент. 1864. «Международное товарищество рабочих» впервые осуществило соединение революц. теории с практикой массового революц. движения пролетариата, с его классовой борьбой против эксплуататоров. Этим были созданы исходные позиции для окончательной и прочной победы марксизма в мировом рабочем движении. В 70—80-х гг. 19 в. в ряде стран Европы были созданы массовые марксистские партии пролетариата, возникшие либо на базе существовавших в этих странах нац. секций «Международного товарищества рабочих», либо созданные революц. деятелями, выросшими и воспитанными в нем.
Распространение марксизма в рабочем движении встречало ожесточенное сопротивление как со стороны открытых противников его (напр., бакунистов, прудонистов и др.), так и со стороны соглашательских оппортунистич. элементов внутри социал-демократич. партий — ревизионистов.
Ревизионизм в рабочем движении возник как проявление влияния бурж. идеологии на определенные, наименее революционные, относительно обеспеченные слои рабочего класса (т. н. рабочая аристократия), идущие на поводу у хозяев и их дипломированных прислужников из бурж. интеллигенции. Другим источником ревизионизма явилась идеология входивших в пролет, партии мелкобурж. элементов, к-рым свойственны половинчатость, колебания между пролетариатом и буржуазией, что находит одно из своих выражений в теоретич. вывихах и уступках бурж. идеологии. Представители ревизионизма требовали в философии возврата к Канту, пытались подменить материализм субъективным идеализмом, материалистич. диалектику — плоским эволюционизмом. В области политич. экономии они выдвинули организованного капитализма теорию, утверждая, что капитализм должен перерасти в социализм в порядке самотека, без всякой революции. В области политики ревизионисты отстаивали теорию «гармонии классовых интересов» и «сотрудничества классов», отрицая теорию пролет, революции и диктатуры пролетариата. Ревизионизм в рабочем движении привел к реформизму, получившему наиболее яркое выражение в тактике партий II Интернационала и выражавшемуся в отказе от пролет, революции и диктатуры пролетариата и подмене их мирной парламентской «деятельностью», состоявшей в сотрудничестве с бурж. партиями и выклянчивании у господств, классов отдельных подачек для трудящихся масс при сохранении власти и господства капитала. Одной из форм ревизионизма явился центризм (Каутский, Троцкий и др.), к-рый объявлял своей целью примирение противоречий между революц. и оппортунистич. течениями в рабочих партиях, а на деле выступал против всех осн. положений марксизма и старался подчинить рево-
316 МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
люц. элементы в с.-д. партиях влиянию оппортунистов. С ревизионизмом неразрывно связаны и имеют одинаковую с ним социальную природу догматизм и сектантство. Догматизм стремится толковать и применять положения марксизма метафизически, не сообразуясь с конкретной историч. обстановкой, и составляет как бы оборотную сторону ревизионизма. Под сектантством в рабочем движении понимается попытка к.-л. группы или партии замкнуться в себе, изолироваться от широких слоев трудящихся, оторваться от общих интересов пролет, борьбы.
Марксизм нашел свое дальнейшее развитие в трудах гениального продолжателя дела Маркса и Энгельса — Ленина, к-рый поднял революц. учение марксизма на новую, высшую ступень развития.
Деятельность Ленина протекала в период высшей, последней стадии развития капитализма — в эпоху империализма, когда до крайности обострились все противоречия, присущие этой обществ, формации. Ленин не просто воспринял теорию Маркса и Энгельса, а творчески развил и конкретизировал ее применительно к условиям новой эпохи, эпохи перехода от капитализма к социализму, эпохи социалистич. и нац.-освободит. революций, эпохи крушения империализма, ликвидации колоннальной системы, эпохи перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и строительства коммунистич. общества. Борьба и деятельность Ленина представляют собой новый этап, ленинский этап в развитии революц. теории рабочего класса, справедливо именуемой в силу этого марксизмом-ленинизмом. Ленинский этап в развитии марксизма характеризуется творческой разработкой и творческим применением положений марксизма к эпохе империализма и пролет, революций.
Ленин был выдающимся практиком революц. борьбы, вождем пролет, революции, величайшим теоретиком, во всех направлениях развивавшим марксизм на основе обобщения практич. опыта классовой борьбы в эпоху империализма. То обстоятельство, что революц. учение рабочего класса ныне всеми именуется марксизмом-ленинизмом, выражает признание великого творч. вклада Ленина в марксистскую теорию. Марксизм-ленинизм является великим интернациональным учением, истинность к-рого все более и более подтверждается всем ходом развития мировой истории. Все составные части марксизма — философия, политич. экономия, науч. коммунизм — получили в бессмертных трудах Ленина дальнейшее развитие, обогащение и конкретизацию. Ленин дал ответы на все коренные вопросы, к-рые поставила новая эпоха перед рабочим классом, и ярким светом марксистской теории осветил путь развития человечества к коммунизму.
Ленинский этап в философии ознаменован борьбой Ленина против махизма, к-рый он подверг всесторонней уничтожающей критике в «Материализме и эмпириокритицизме». Ленин не только защитил от нападок ревизионистов марксистскую философию, но и философски осмыслил и обобщил все то новое, что было достигнуто в развитии естествознания за время после написания Энгельсом «Анти-Дюринга». Ленин показал, что новейшие открытия в физике того времени подтверждают истинность диалектич. материализма.
Величайшим вкладом Ленина в развитие марксистской философии являются его «Философские тетради», где разработаны такие важнейшие проблемы марксистской диалектики, как единство, тождество диалектики, логики и теории познания; противоположность диалектич. и метафизич. методологии (две концепции развития); учение о единстве и борьбе противоположностей как ядре диалектики и др. В своих произведениях Ленин дает классич. образцы применения мате-риалистич. диалектики, диалектич. метода к важней-
шим вопросам политики и классовой борьбы пролетариата, к стратегии и тактике рабочего движения, к политич. экономии и др. наукам. Эти и др. проблемы философии марксизма Ленин разрабатывал и в более поздних своих произведениях — «О значении воинствующего материализма», «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина» и др.
Ленин внес неоценимый вклад в экономич. теорию марксизма. Он открыл высшую стадию капитализма — империализм, раскрыл его специфику, его экономич. и политич. сущность. Анализируя экономику эпохи, империализма, Ленин открыл один из важнейших его законов — неравномерности развития капитализма закон, в силу к-рого революц. ситуация возникает не обязательно в самых развитых в экономич. отношении странах, а в той стране, где противоречия капитализма наиболее обострены и буржуазия к-рой неспособна путем политич. маневров и махинаций нейтрализовать революционность нар. масс. Такая страна, по определению Ленина, представляет собой слабое звено в цепи империализма. В этом слабом звене и произойдет прежде всего прорыв единой цепи системы империализма. Исходя из этого, Ленин конкретизировал и развил теорию социалистич. революции и диктатуры пролетариата применительно к эпохе империализма: пролет, революция не может произойти одновременно во всех важнейших, наиболее развитых капиталистам, странах, как предполагали Маркс и Энгельс, ибо революц. ситуация не может возникнуть одновременно во всех основных странах мира. Наоборот, исходя из учения о слабом звене в цепи империализма, естественнее предположить, что таким слабым звеном или звеньями окажется вначале одна или несколько стран, где позиции империализма наиболее подорваны и ослаблены, и именно там и произойдет пролет, революция. Т. о., Лениным был сделан важнейший вывод — о возможности победы пролет, революции и социализма сначала в одной стране. Жизненная практика, развитие историч. событий в 20 в. подтвердили этот ленинский вывод, к-рый после победы Великой Октябрьской социалистич. революции и построения социализма в СССР превратился из науч. гипотезы в науч. теорию. Победа социалистич. революции в ряде европейских и азиатских стран нар. демократии является новым практич. подтверждением правильности, истинности ленинской теории пролет, революции.
Новый вывод Ленина о возможности победы социализма в одной стране не означал «отмены» и «замены» им марксовой теории социалистич. революции какой-то иной теорией. Все осн. положения марксистской теории социалистич. революции были сохранены и развиты Лениным. Это относится к вопросу о диктатуре пролетариата, о партии рабочего класса, о союзниках пролетариата в революции — крестьянстве прежде всего, о стратегии и тактике его борьбы с буржуазией и ее прихвостнями — ревизионистами, догматиками и оппортунистами разных оттенков, о нац.-освободит, движении.
Создавая теорию коммунизма, Маркс и Энгельс наметили лишь общие контуры будущего коммунистич. общества, лишь в самых общих чертах показали различие между двумя его фазами. Основываясь на этих положениях Маркса и Энгельса, Ленин разработал вопросы об осн. чертах переходного периода от капитализма к социализму, о путях и средствах построения социализма и коммунизма, об осн. закономерностях развития общества в эпоху социализма и коммунизма. Тем самым Ленин идейно вооружил Коммунистич. партию на длительный историч. период. Исходя из гениальных ленинских положений, творчески применяя и развивая их, КПСС привела сов.
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ 317
народ к победе социализма и теперь руководит развернутым строительством коммунистич. общества в СССР.
Ленинизм, возникнув в России, на почве рус.рабочего движения, имеет огромное междунар. значение. Говоря словами самого Ленина, теория и тактика рус. коммунистов представляют собой образец для всех революционеров: «...русский образец,— писал он,— показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего» (Соч., т. 31, с. 5—6; ср. с. 10).
После смерти Ленина КПСС во главе со своим Центральным Комитетом и др. коммунистич. партии продолжали развивать марксистско-ленинскую теорию, обобщая практич. опыт социалистич. строительства в СССР, опыт международного коммунистич. и нац.-освободит. движения.
В напряженной борьбе с различного рода оппортунистами (троцкистами, «правыми», бурж. националистами и др.) КПСС сумела дать единственно правильный ответ на коренной жизненный вопрос того времени о возможности построения социализма в одной стране, находящейся в капиталистич. окружении. Это положение явилось важнейшим вкладом в марксистско-ленинскую теорию, обогатившим ее, открывшим широкую историч. перспективу для развития революции. Развивая и конкретизируя это новое положение марксистско-ленинской теории, КПСС разработала вопросы: о путях, темпах и средствах социалистич. индустриализации; о методах и формах осуществления кооперативного плана В. И. Ленина, что открыло широкий путь к социализму многомиллионной массе трудового крестьянства; о путях и средствах проведения культурной революции в стране, к-рая до этого страдала от дикого невежества, темноты и нищеты; о закономерностях построения социалистич. общества и постепенного перехода к коммунизму.
В годы Великой Отечественной войны КПСС, творчески применив марксистскую диалектику в военном деле, к военной теории и практике, развила марксистско-ленинскую военную науку, к-рая неизмеримо превосходит все бурж. военные доктрины, основанные на порочной метафизич. методологии и антинаучном, ндеалистич. мировоззрении. Война показала неизмеримое превосходство советской марксистско-ленинской военной науки над военной доктриной фашистской Германии и ее сателлитов в Европе и Азии.
Важнейшей вехой в развитии марксистско-ленинской теории явился XX съезд КПСС. XX съезд развенчал культ личности Сталина. Для культа личности Сталина были характерны такие явления, как начетничество, талмудизм, цитатничество, догматизм, отсутствие смелости в постановке новых теоретич. проблем. Культ личности, конечно, не мог остановить творч. развития марксизма-ленинизма, но он сковывал творч. инициативу партийных масс, тормозил развитие теоретич. мысли. «Развенчав на своем XX съезде культ личности И. В. Сталина,— говорится в постановлении Июньского (1963) пленума ЦК КПСС,— и отбросив его, партия покончила с нарушениями ленинских норм партийной и государственной жизни, субъективизмом и догматизмом в экономике, политике и идеологии, открыла широкий простор инициативе и активности народных масс» («Правда», 1963, 22 июня, с. 1).
XX съезд КПСС смело поставил и творчески решил ряд коренных жизненных вопросов современности: о мирном сосуществовании двух обществ, систем; о возможности предотвращения войн в совр. эпоху; о формах перехода различных стран к социализму. Идея о возможности мирного сосуществования между гос-ва-ми с различным обществ, и политич. строем впервые была высказана Лениным еще в начальный период
существования Сов. гос-ва. Эта идея всегда лежала и лежит в основе внешней политики Сов. Союза. XX съезд КПСС подтвердил верность СССР ленинской политике мирного сосуществования, основанной на невмешательстве во внутр. дела др. стран, подчеркнул, что этот принцип и впредь остается основой внешней политики Сов. Союза, и призвал все страны признать политику мирного сосуществования как единственно разумную основу отношений между гос-вами с различным обществ, и политич. строем, обеспечивающую прочный мир во всем мире. Политика мирного сосуществования рассчитана на мирное экономич. соревнование социализма с капитализмом и исключает войну как средство разрешения междунар. споров, конфликтов и неурегулированных проблем, но она не исключает идеологич. борьбы между социализмом и капитализмом, так как в идеологич. области не может быть мирного сосуществования. XX съезд КПСС сделал важнейший вывод всемирно-историч. значения о возможности предотвращения войн в совр. эпоху. Такая возможность обусловливается изменением соотношения сил на мировой арене: могучим ростом мировой системы социализма, превратившейся ныне в решающую силу развития человеч. общества и отстаивающей дело мира, и полным крахом престижа империализма, к-рый деградирует и давно уже перестал играть доминирующую роль в миро, потеряв значит, часть своих экономич. и политич. позиций, своих колоний, из к-рых он извлекал сверхприбыли, и стяжав себе всеобщую ненависть нар. масс всех стран. Конечно, пока существует империализм как обществ, система, остается опасность возникновения войн. Но такие новые историч. факторы современности, как мировая система социализма, обладающая могучими материальными средствами для обуздания агрессоров и тем самым предотвращения агрессии; наличие большой группы гос-в несоциалистических, но прочно стоящих на позициях мира и активно выступающих против войны; растущее рабочее движение в капиталистич. странах; все более нарастающее движение сторонников мира, в к-ром участвует значит, часть человечества,—все эти факторы создают реальную возможность предотвращения войн в совр. эпоху. Задача заключается теперь в том, чтобы эту возможность превратить в действительность. Для этого требуются: неустанная бдительность народов, постоянное разоблачение агрессивных планов империалистич. поджигателей войны, постоянное расширение и укрепление движения сторонников мира, активная деятельность всех сил, борющихся против войны, за мир во всем мире. Теоретически обобщая с позиций марксизма-ленинизма процессы совр. обществ, жизни, XX съезд КПСС сделал новый творч. вывод, дополняющий и развивающий ленинскую теорию социалистич. революции, о возможности избежать в отдельных странах гражданской войны при взятии власти рабочим классом и осуществить этот важнейший шаг пролет, революции мирным путем, используя традиц. парламентские формы борьбы, исторически сложившиеся в данной стране. Такая возможность возникла теперь благодаря наличию мировой социалистич. системы, колоссального увеличения сил социализма, демократии, мира и непрекращающегося ослабления сил империализма, реакции и войны. В наст, время не исключена возможность того, что в нек-рых капиталистич. странах в результате активной деятельности прогрессивных элементов и сплочения большинства народа вокруг рабочего класса во главе с коммунистич. партией рево-люц. силам удастся завоевать большинство в парламенте и, взяв власть в свои руки, осуществить социалистич. революцию без вооруж. восстания. Превращение такой возможности в действительность будет в каждой стране зависеть от реального соотношения
318 МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ - МАРСЕЛЬ
классовых сил, от степени сопротивления эксплуататорских классов революц. преобразованиям, от ряда иных факторов конкретной историч. обстановки в данной стране и от междунар. положения. Этот вывод XX съезда КПСС отнюдь не снимает вопроса о немирном, насильств. пути развития социалистич. революции путем вооруж. восстания и ничего общего не имеет с ренегатскими теориями реформистов о «мирном пути» перехода от капитализма к социализму, о «перерастании» капитализма в социализм и т. п. Вывод XX съезда КПСС о возможности мирного перехода от капитализма к социализму не отрицает, а подчеркивает революц. характер этого перехода, не отрицает, а, наоборот, безусловно признает необходимость установления диктатуры пролетариата в результате мирной победы революции. Тем самым этот вывод направлен на победу социализма. В этом и заключается его марксистско-ленинская сущность.