Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философский материализм 4 страница



Лит.: С и т к о в с к и й Е., Непобедимая сила учения
Маркса (К 30-летию работы Ленина «М. и р.»), «Историч.
ж.», 1938, № 4; Л е о н о в Ф., Острое оружие в борьбе про­
тив ревизионизма (К 50-летию со времени опубликования
работы В. И. Ленина «М. и р.»), «Правда», 1958, 10 октября,
К> 283 (14677); Окулов А. А., Борьба В. И. Ленина
против философии реформизма и ревизионизма, М., 1959;
Программные документы борьбы за мир, демократию и со­
циализм, М., 1961; Великая хартия коммунистич. и рабочих
партий, М., 1961; Васецкий Г., Развитие В. И. Лени­
ным марксистской философии в борьбе с ревизионизмом
(1907 — 1913 гг.), М., 1961. . А. Окулов. Москва.

«МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ»— работа В. И. Ленина, представляющая собой анализ лит. и эпистолярного наследия К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве. Впервые опубл. в 1930 в XIV


314«МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ» — МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ


Ленинском сборнике. Над изучением лит-ры о гос-ве Ленин работал в конце 1916—нач. 1917 в Цюрихе. Прослеживая формирование и развитие взглядов основоположников марксизма на гос-во, Ленин отме­чает определение ими политич. власти как организов. насилия одного класса над другим и гос-ва как аппа­рата такого насилия. «С развитием классового анта­гонизма между капиталом и трудом „государственная власть принимала все более и более характер общест­венной власти для угнетения труда, характер машины классового господства"» («Марксизм о государстве», 1958, с. 79, 81).

Ленин продолжает начатую Марксом и Энгельсом борьбу против анархизма и реформизма. По мере раз­вития классовой борьбы капиталистич. гос-во начи­нает привлекать рабочих к управлению, но оно делает это лишь для отцеживания революционеров, подкупа, развращения с...мещанским уютом „культурно" сносной филистерской жизни...» (там же, с. 97) и т. п. Пролета­риат же должен использовать бурж. гос-во для соче­тания легальной и нелегальной работы, для постоян­ной борьбы против оппортунизма. Однако для сверже­ния эксплуататоров и построения бесклассового обще­ства старый бюрократически-воен. гос. аппарат непри­годен. Ленин восстанавливает и защищает от оппор­тунистов важнейший вывод Маркса: «...Революция пролетариата не может „просто" взять в руки „гото­вую" государственную машину, революция должна разбить ее, эту готовую машину, и заме­нить новой» (там же, с. 7). Ленин выписывает клас-сич. слова Маркса о восстании как иск-ве, критикует заговорщич. тактику бланкизма. Разбитая револю­цией старая гос. машина, свергнутая диктатура бур­жуазии может быть заменена только диктатурой про­летариата. Ленин показывает, как исторически скла­дывалось в марксизме понятие диктатуры пролетари­ата; он подчеркивает, что Маркс не «сочиняет» новую власть, а «...изучает, как сами революции „открыва­ют"... ее, как само рабочее движение подходит к этой задаче, как практика начинает решать ее» (там же, с. 91).

Ленин отмечает роль классовых орг-ций пролета­риата и значение союзников в его борьбе, останавли­вается на вопросе об отношении пролетарского гос-ва к религии. Он указывает на возможность различных форм перехода от капитализма к социализму, цитируя в этой связи слова Энгельса: «Вообще... дело вовсе не в том, захватит ли пролетариат, достигнув власти, орудия производства, сырые материалы и средства существования путем простого насилия, заплатит ли он тотчас же вознаграждение за это или выкупит постепенно эту собственность небольшими частичными платежами. Пытаться отвечать на этот вопрос заранее и относительно всех возможных случаев — значило бы фабриковать утопии...» (там же, с. 77). Ленин раскрывает огромное значение исторически первого опыта диктатуры пролетариата — Парижской Ком­муны — для развития марксистской теории, сравни­вает ее опыт с опытом рабочего движения после 1871, особенно с первой рус. революцией 1905—07. Ленин обогащает марксистское понятие гос-ва новым опытом классовой борьбы пролетариата, указывает на Советы рабочих депутатов как гос. форму диктатуры проле­тариата.

Вслед за Марксом и Энгельсом Ленин характеризует осн. фазы развития коммунистич. общества, рассмат­ривает их гл. черты и изменение роли гос-ва в каждой фазе. По мере исчезновения классов и построения ком­мунистич. общества гос-во начинает отмирать. Но окончательно оно может исчезнуть лишь в высшей фазе коммунизма, когда небывало разовьются произ­водит, силы, исчезнет противоположность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней,


когда труд сделается первой жизненно]! потребностью человека.

Конспекты, составляющие «М. о г.», представляют большой интерес для изучения метода работы Ленина над теоретич. проблемами; они легли в основу кн. «Го­сударство и революция», использованы в ряде др. ле­нинских произведений.

Работа выходила отд. изданиями в 1931, 1932, 1933,
1934 и 1958; вошла в 33-й т. Поли. собр. соч. В. И. Ле­
нина (5 изд.); переведена на укр., узб., нем., рум. и
чеш. ЯЗЫКИ. я. Ноликов. Москва.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ — научная система ре­волюционных взглядов рабочего класса, трудящих­ся, отражающая объективные законы развития мира и опыт классовой борьбы народных масс против эк­сплуататоров, постоянно развивающаяся на основе обобщения этого опыта и представляющая собой программу, стратегию и тактику его революцион­ной борьбы против капитализма, за социалисти­ческую революцию и установление диктатуры проле­тариата в целях построения коммунизма. «Марксизм-ленинизм,— указывается в заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих пар­тий,— это единое великое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир; свободу и лучшую жизнь, за создагше самого справед­ливого общества — коммунизма. Его великая твор­ческая преобразующая сила — в неразрывной связи с жизнью, в непрерывном обогащении на основе все­стороннего анализа действительности» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 84—85).

Марксизм возник в 40-х гг. 19 в. в Германии, где тогда назревала бурж.-демократич. революция. Свое­образие революц. ситуации в этой стране состояло в том, что буржуазия, напуганная революционностью нар. масс, стремилась к сделке с королевской властью и помещиками за счет интересов трудящегося народа. Существ, отличием этой революц. ситуации по срав­нению с условиями, предшествовавшими бурж. рево­люциям в др. странах Зап. Европы (Голландия, Анг­лия, Франция), было то, что в Германии на арену самостоят, политич. борьбы вышел пролетариат, явля­ющийся самой революц. силой в истории человечества. Если в прежних бурж. революциях пролетариат свои­ми руками «таскал каштаны из огня» для буржуазии, то в назревшей революции в Германии пролетариат выступал самостоятельно со своими особыми требо­ваниями. Все это делало Германию центром мирового революц. движения. Задачу вооружить рабочий класс науч. мировоззрением, программой, стратегией и тактикой революц. борьбы взяли на себя и блестяще выполнили революц. идеологи пролетариата, вожди рабочего класса Германии Маркс и Энгельс, поло­жившие начало величайшему революц. учению — науч. коммунизму.

Они критически переосмыслили и творчески пере­работали всю предшествующую науч. и обществ, мысль человечества. Важнейшими теоретич. источ­никами марксизма явились классическая немец­кая философия, англ. политич. экономия, франц. утопический социализм. Наряду с этим Маркс и Эн­гельс критически и творчески обобщили всю прошлую и современную им практику классовой борьбы и ре­волюц. движения трудящихся масс.

Т. о., созданная Марксом и Энгельсом революц. теория — марксизм — представляет собой законо­мерный результат всего прежнего развития человеч. мысли и критич. обобщение с позиций пролетариата практики классовой борьбы и революц. битв трудя­щихся масс против эксплуататоров. Но вместо с тем возникновение марксизма явилось величайшим рево-


МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ 315


люц. переворотом в развитии обществ, мысли челове­чества, т. к. марксизм принципиально по-новому подошел к решению всех проблем и дал науч. ответ на важнейшие вопросы, поставленные развитием самой жизни и сформулированные передовыми умами прош­лого.

Марксистская теория состоит из трех органически взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: философии — диалектического материализма и исто­рического материализма, политической экономии и науч. коммунизма.

Диалектич. и история, материализм представляет собой философию пролетариата и его коммунистич. партии; он является теоретич. фундаментом комму­низма, наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, находящих свое адэкватное, объективно-истинное отражение только в философии пролетариата как самого прогрессивного в истории, последовательно и до конца революц. класса, не боя­щегося полностью раскрыть объективную истину, прогрессивную историч. тенденцию развития человеч. общества.

Марксистская политич. экономия возникла на осно­ве диалектико-материалистич. анализа Марксом со­временного ему капиталистич. способа произ-ва и соответствующего ему строя общества. Маркс глубоко разработал и обосновал трудовую теорию стоимости, открыл закон прибавочной стоимости. Это открытие составляет, по выражению Ленина, «...краеугольный камень экономической теории Маркса» (Соч., т. 19, с. 6), т.к. именно оно помогло ему раскрыть эксплуата­торскую сущность бурж. произ-ва. Созданная Марксом политич. экономия раскрывает объективные, истинные законы развития обществ, произ-ва на всем протяже­нии истории человечества. Она с неумолимой логикой доказывает преходящий характер капиталистич. спо­соба произ-ва, неизбежность его гибели и замены выс­шим способом произ-ва — коммунистическим. Маркс и Энгельс показали, что важнейшей движущей силой развития общества является борьба антагонистич. классовна всем протяжении его существования, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации. Великой революц. силой они считали пролетариат, историч. миссией к-рого является уничтожение капи­тализма и всякой эксплуатации человека человеком, создание справедливого, гармонич. общественного строя. Этот строй Маркс и Энгельс называли комму­низмом.

Маркс и Энгельс показали реальные пути и средства уничтожения капитализма и перехода к коммунизму. Такими путями и средствами, как доказали Маркс и Энгельс, являются социалистич. революция и дикта­тура пролетариата. Они показали, что между капита­лизмом и коммунизмом лежит длительный переходный период, в течение к-рого пролетариат, взяв гос. руко­водство обществом в свои руки, будет направлять развитие всех сторон обществ, жизни по пути к ком­мунизму. Необходимым условием успешной борьбы за свержение гнета капитализма, за победу пролет, революции и коммунизма, учили Маркс и Энгельс, является объединение пролетариата разных стран и нации против буржуазии всех стран и наций, ибо за­дача и цель у пролетариата всего мира одна — ком­мунизм. В силу этого одним из важнейших принципов организации и борьбы пролетариата является интер­национализм.

Для того чтобы совершить пролетарскую револю­цию, рабочий класс должен организовать и сплотить свои ряды, создать свою боевую революц. партию, в к-рой должны быть собраны его лучшие силы и к-рая поведет на борьбу за победу коммунизма. Такая пар­тия — «Союз коммунистов» — была впервые создана Марксом и Энгельсом. Это явилось первой попыткой


соединения революц. теории, марксизма, с практикой революц. борьбы пролетариата.

Возникнув как революц. теория рабочего класса, марксизм прошел практич. проверку начиная с рево­люций 1848—49. После поражения этих революций необходимо было перестроить тактику «Союза комму­нистов» и перейти к мирной работе по собиранию и подготовке сил для нового этапа подъема революции. В ноябре 1852 по предложению Маркса «Союз комму­нистов» объявил себя распущенным. Маркс и Энгельс направили свою деятельность в этот период на терпе­ливую пропаганду идей науч. коммунизма, на иод-готовку кадров пролет, революционеров во всех стра­нах, на собирание сил междунар. пролетариата для новой революц. борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством Маркса и Энгельса боевой революц. интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (1-й Интернационал), основанной 28 сент. 1864. «Меж­дународное товарищество рабочих» впервые осуще­ствило соединение революц. теории с практикой мас­сового революц. движения пролетариата, с его клас­совой борьбой против эксплуататоров. Этим были созданы исходные позиции для окончательной и проч­ной победы марксизма в мировом рабочем движении. В 70—80-х гг. 19 в. в ряде стран Европы были созданы массовые марксистские партии пролетариата, возник­шие либо на базе существовавших в этих странах нац. секций «Международного товарищества рабочих», либо созданные революц. деятелями, выросшими и воспи­танными в нем.

Распространение марксизма в рабочем движении встречало ожесточенное сопротивление как со стороны открытых противников его (напр., бакунистов, пру­донистов и др.), так и со стороны соглашательских оппортунистич. элементов внутри социал-демократич. партий — ревизионистов.

Ревизионизм в рабочем движении возник как прояв­ление влияния бурж. идеологии на определенные, наименее революционные, относительно обеспеченные слои рабочего класса (т. н. рабочая аристократия), идущие на поводу у хозяев и их дипломированных прислужников из бурж. интеллигенции. Другим ис­точником ревизионизма явилась идеология входивших в пролет, партии мелкобурж. элементов, к-рым свой­ственны половинчатость, колебания между пролета­риатом и буржуазией, что находит одно из своих выра­жений в теоретич. вывихах и уступках бурж. идеоло­гии. Представители ревизионизма требовали в фило­софии возврата к Канту, пытались подменить мате­риализм субъективным идеализмом, материалистич. диалектику — плоским эволюционизмом. В области политич. экономии они выдвинули организованного капитализма теорию, утверждая, что капитализм должен перерасти в социализм в порядке самотека, без всякой революции. В области политики ревизио­нисты отстаивали теорию «гармонии классовых интересов» и «сотрудничества классов», отрицая теорию пролет, революции и диктатуры пролетариата. Ревизионизм в рабочем движении привел к рефор­мизму, получившему наиболее яркое выражение в тактике партий II Интернационала и выражавше­муся в отказе от пролет, революции и диктатуры проле­тариата и подмене их мирной парламентской «деятель­ностью», состоявшей в сотрудничестве с бурж. пар­тиями и выклянчивании у господств, классов отдель­ных подачек для трудящихся масс при сохранении власти и господства капитала. Одной из форм реви­зионизма явился центризм (Каутский, Троцкий и др.), к-рый объявлял своей целью примирение про­тиворечий между революц. и оппортунистич. течения­ми в рабочих партиях, а на деле выступал против всех осн. положений марксизма и старался подчинить рево-


316 МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ


люц. элементы в с.-д. партиях влиянию оппортунистов. С ревизионизмом неразрывно связаны и имеют одина­ковую с ним социальную природу догматизм и сек­тантство. Догматизм стремится толковать и применять положения марксизма метафизически, не сообразуясь с конкретной историч. обстановкой, и составляет как бы оборотную сторону ревизионизма. Под сектантством в рабочем движении понимается попытка к.-л. группы или партии замкнуться в себе, изолироваться от ши­роких слоев трудящихся, оторваться от общих инте­ресов пролет, борьбы.

Марксизм нашел свое дальнейшее развитие в трудах гениального продолжателя дела Маркса и Энгельса — Ленина, к-рый поднял революц. учение марксизма на новую, высшую ступень развития.

Деятельность Ленина протекала в период высшей, последней стадии развития капитализма — в эпоху империализма, когда до крайности обострились все противоречия, присущие этой обществ, формации. Ленин не просто воспринял теорию Маркса и Энгель­са, а творчески развил и конкретизировал ее приме­нительно к условиям новой эпохи, эпохи перехода от капитализма к социализму, эпохи социалистич. и нац.-освободит. революций, эпохи крушения империализ­ма, ликвидации колоннальной системы, эпохи пере­хода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и строительства коммунистич. общества. Борьба и деятельность Ленина представляют собой новый этап, ленинский этап в развитии революц. тео­рии рабочего класса, справедливо именуемой в силу этого марксизмом-ленинизмом. Ленинский этап в раз­витии марксизма характеризуется творческой раз­работкой и творческим применением положений марк­сизма к эпохе империализма и пролет, революций.

Ленин был выдающимся практиком революц. борь­бы, вождем пролет, революции, величайшим теоре­тиком, во всех направлениях развивавшим марксизм на основе обобщения практич. опыта классовой борьбы в эпоху империализма. То обстоятельство, что рево­люц. учение рабочего класса ныне всеми именуется марксизмом-ленинизмом, выражает признание вели­кого творч. вклада Ленина в марксистскую теорию. Марксизм-ленинизм является великим интернацио­нальным учением, истинность к-рого все более и более подтверждается всем ходом развития мировой исто­рии. Все составные части марксизма — философия, политич. экономия, науч. коммунизм — получили в бессмертных трудах Ленина дальнейшее развитие, обогащение и конкретизацию. Ленин дал ответы на все коренные вопросы, к-рые поставила новая эпоха перед рабочим классом, и ярким светом марксистской теории осветил путь развития человечества к комму­низму.

Ленинский этап в философии ознаменован борьбой Ленина против махизма, к-рый он подверг всесторон­ней уничтожающей критике в «Материализме и эмпи­риокритицизме». Ленин не только защитил от нападок ревизионистов марксистскую философию, но и фило­софски осмыслил и обобщил все то новое, что было достигнуто в развитии естествознания за время после написания Энгельсом «Анти-Дюринга». Ленин пока­зал, что новейшие открытия в физике того времени подтверждают истинность диалектич. материализма.

Величайшим вкладом Ленина в развитие марксист­ской философии являются его «Философские тетради», где разработаны такие важнейшие проблемы марк­систской диалектики, как единство, тождество диалек­тики, логики и теории познания; противоположность диалектич. и метафизич. методологии (две концепции развития); учение о единстве и борьбе противополож­ностей как ядре диалектики и др. В своих произведе­ниях Ленин дает классич. образцы применения мате-риалистич. диалектики, диалектич. метода к важней-


шим вопросам политики и классовой борьбы проле­тариата, к стратегии и тактике рабочего движения, к политич. экономии и др. наукам. Эти и др. проблемы философии марксизма Ленин разрабатывал и в более поздних своих произведениях — «О значении воин­ствующего материализма», «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухари­на» и др.

Ленин внес неоценимый вклад в экономич. теорию марксизма. Он открыл высшую стадию капитализма — империализм, раскрыл его специфику, его экономич. и политич. сущность. Анализируя экономику эпохи, империализма, Ленин открыл один из важнейших его законов — неравномерности развития капита­лизма закон, в силу к-рого революц. ситуация возни­кает не обязательно в самых развитых в экономич. отношении странах, а в той стране, где противоречия капитализма наиболее обострены и буржуазия к-рой неспособна путем политич. маневров и махинаций нейтрализовать революционность нар. масс. Такая страна, по определению Ленина, представляет собой слабое звено в цепи империализма. В этом слабом звене и произойдет прежде всего прорыв единой цепи системы империализма. Исходя из этого, Ленин кон­кретизировал и развил теорию социалистич. револю­ции и диктатуры пролетариата применительно к эпохе империализма: пролет, революция не может прои­зойти одновременно во всех важнейших, наиболее развитых капиталистам, странах, как предполагали Маркс и Энгельс, ибо революц. ситуация не может возникнуть одновременно во всех основных странах мира. Наоборот, исходя из учения о слабом звене в цепи империализма, естественнее предположить, что таким слабым звеном или звеньями окажется вна­чале одна или несколько стран, где позиции империа­лизма наиболее подорваны и ослаблены, и именно там и произойдет пролет, революция. Т. о., Лениным был сделан важнейший вывод — о возможности побе­ды пролет, революции и социализма сначала в одной стране. Жизненная практика, развитие историч. событий в 20 в. подтвердили этот ленинский вывод, к-рый после победы Великой Октябрьской социали­стич. революции и построения социализма в СССР превратился из науч. гипотезы в науч. теорию. Победа социалистич. революции в ряде европейских и ази­атских стран нар. демократии является новым прак­тич. подтверждением правильности, истинности ленин­ской теории пролет, революции.

Новый вывод Ленина о возможности победы социа­лизма в одной стране не означал «отмены» и «замены» им марксовой теории социалистич. революции какой-то иной теорией. Все осн. положения марксистской теории социалистич. революции были сохранены и развиты Лениным. Это относится к вопросу о дикта­туре пролетариата, о партии рабочего класса, о союз­никах пролетариата в революции — крестьянстве прежде всего, о стратегии и тактике его борьбы с бур­жуазией и ее прихвостнями — ревизионистами, догматиками и оппортунистами разных оттенков, о нац.-освободит, движении.

Создавая теорию коммунизма, Маркс и Энгельс наметили лишь общие контуры будущего коммуни­стич. общества, лишь в самых общих чертах показали различие между двумя его фазами. Основываясь на этих положениях Маркса и Энгельса, Ленин разрабо­тал вопросы об осн. чертах переходного периода от капитализма к социализму, о путях и средствах по­строения социализма и коммунизма, об осн. законо­мерностях развития общества в эпоху социализма и коммунизма. Тем самым Ленин идейно вооружил Ком­мунистич. партию на длительный историч. период. Исходя из гениальных ленинских положений, твор­чески применяя и развивая их, КПСС привела сов.


МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ 317


народ к победе социализма и теперь руководит раз­вернутым строительством коммунистич. общества в СССР.

Ленинизм, возникнув в России, на почве рус.рабо­чего движения, имеет огромное междунар. значение. Говоря словами самого Ленина, теория и тактика рус. коммунистов представляют собой образец для всех революционеров: «...русский образец,— писал он,— показывает всем странам кое-что, и весьма сущест­венное, из их неизбежного и недалекого будущего» (Соч., т. 31, с. 5—6; ср. с. 10).

После смерти Ленина КПСС во главе со своим Цент­ральным Комитетом и др. коммунистич. партии про­должали развивать марксистско-ленинскую теорию, обобщая практич. опыт социалистич. строительства в СССР, опыт международного коммунистич. и нац.-освободит. движения.

В напряженной борьбе с различного рода оппорту­нистами (троцкистами, «правыми», бурж. национали­стами и др.) КПСС сумела дать единственно правиль­ный ответ на коренной жизненный вопрос того времени о возможности построения социализма в одной стра­не, находящейся в капиталистич. окружении. Это положение явилось важнейшим вкладом в марксист­ско-ленинскую теорию, обогатившим ее, открывшим широкую историч. перспективу для развития револю­ции. Развивая и конкретизируя это новое положение марксистско-ленинской теории, КПСС разработала вопросы: о путях, темпах и средствах социалистич. индустриализации; о методах и формах осуществле­ния кооперативного плана В. И. Ленина, что открыло широкий путь к социализму многомиллионной массе трудового крестьянства; о путях и средствах прове­дения культурной революции в стране, к-рая до этого страдала от дикого невежества, темноты и нищеты; о закономерностях построения социалистич. общества и постепенного перехода к коммунизму.

В годы Великой Отечественной войны КПСС, твор­чески применив марксистскую диалектику в военном деле, к военной теории и практике, развила марксист­ско-ленинскую военную науку, к-рая неизмеримо пре­восходит все бурж. военные доктрины, основанные на порочной метафизич. методологии и антинаучном, ндеалистич. мировоззрении. Война показала неизме­римое превосходство советской марксистско-ленин­ской военной науки над военной доктриной фашист­ской Германии и ее сателлитов в Европе и Азии.

Важнейшей вехой в развитии марксистско-ленин­ской теории явился XX съезд КПСС. XX съезд раз­венчал культ личности Сталина. Для культа лично­сти Сталина были характерны такие явления, как на­четничество, талмудизм, цитатничество, догматизм, отсутствие смелости в постановке новых теоретич. проблем. Культ личности, конечно, не мог остановить творч. развития марксизма-ленинизма, но он сковы­вал творч. инициативу партийных масс, тормозил развитие теоретич. мысли. «Развенчав на своем XX съезде культ личности И. В. Сталина,— говорится в постановлении Июньского (1963) пленума ЦК КПСС,— и отбросив его, партия покончила с наруше­ниями ленинских норм партийной и государственной жизни, субъективизмом и догматизмом в экономике, политике и идеологии, открыла широкий простор инициативе и активности народных масс» («Правда», 1963, 22 июня, с. 1).

XX съезд КПСС смело поставил и творчески решил ряд коренных жизненных вопросов современности: о мирном сосуществовании двух обществ, систем; о воз­можности предотвращения войн в совр. эпоху; о фор­мах перехода различных стран к социализму. Идея о возможности мирного сосуществования между гос-ва-ми с различным обществ, и политич. строем впервые была высказана Лениным еще в начальный период


существования Сов. гос-ва. Эта идея всегда лежала и лежит в основе внешней политики Сов. Союза. XX съезд КПСС подтвердил верность СССР ленинской политике мирного сосуществования, основанной на невмешательстве во внутр. дела др. стран, подчерк­нул, что этот принцип и впредь остается основой внеш­ней политики Сов. Союза, и призвал все страны признать политику мирного сосуществования как един­ственно разумную основу отношений между гос-вами с различным обществ, и политич. строем, обеспечи­вающую прочный мир во всем мире. Политика мирно­го сосуществования рассчитана на мирное экономич. соревнование социализма с капитализмом и исключает войну как средство разрешения междунар. споров, конфликтов и неурегулированных проблем, но она не исключает идеологич. борьбы между социализмом и капитализмом, так как в идеологич. области не мо­жет быть мирного сосуществования. XX съезд КПСС сделал важнейший вывод всемирно-историч. значения о возможности предотвращения войн в совр. эпоху. Такая возможность обусловливается изменением соот­ношения сил на мировой арене: могучим ростом миро­вой системы социализма, превратившейся ныне в ре­шающую силу развития человеч. общества и отстаи­вающей дело мира, и полным крахом престижа импе­риализма, к-рый деградирует и давно уже перестал играть доминирующую роль в миро, потеряв значит, часть своих экономич. и политич. позиций, своих колоний, из к-рых он извлекал сверхприбыли, и стя­жав себе всеобщую ненависть нар. масс всех стран. Конечно, пока существует империализм как обществ, система, остается опасность возникновения войн. Но такие новые историч. факторы современности, как мировая система социализма, обладающая могучими материальными средствами для обуздания агрессоров и тем самым предотвращения агрессии; наличие боль­шой группы гос-в несоциалистических, но прочно стоя­щих на позициях мира и активно выступающих против войны; растущее рабочее движение в капиталистич. странах; все более нарастающее движение сторонни­ков мира, в к-ром участвует значит, часть человече­ства,—все эти факторы создают реальную возможность предотвращения войн в совр. эпоху. Задача заклю­чается теперь в том, чтобы эту возможность превра­тить в действительность. Для этого требуются: неустан­ная бдительность народов, постоянное разоблачение агрессивных планов империалистич. поджигателей войны, постоянное расширение и укрепление движе­ния сторонников мира, активная деятельность всех сил, борющихся против войны, за мир во всем мире. Теоретически обобщая с позиций марксизма-лениниз­ма процессы совр. обществ, жизни, XX съезд КПСС сделал новый творч. вывод, дополняющий и разви­вающий ленинскую теорию социалистич. революции, о возможности избежать в отдельных странах граждан­ской войны при взятии власти рабочим классом и осу­ществить этот важнейший шаг пролет, революции мир­ным путем, используя традиц. парламентские формы борьбы, исторически сложившиеся в данной стране. Такая возможность возникла теперь благодаря нали­чию мировой социалистич. системы, колоссального увеличения сил социализма, демократии, мира и не­прекращающегося ослабления сил империализма, ре­акции и войны. В наст, время не исключена возмож­ность того, что в нек-рых капиталистич. странах в ре­зультате активной деятельности прогрессивных эле­ментов и сплочения большинства народа вокруг рабо­чего класса во главе с коммунистич. партией рево-люц. силам удастся завоевать большинство в парла­менте и, взяв власть в свои руки, осуществить социа­листич. революцию без вооруж. восстания. Превра­щение такой возможности в действительность будет в каждой стране зависеть от реального соотношения


318 МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ - МАРСЕЛЬ


классовых сил, от степени сопротивления эксплуата­торских классов революц. преобразованиям, от ряда иных факторов конкретной историч. обстановки в дан­ной стране и от междунар. положения. Этот вывод XX съезда КПСС отнюдь не снимает вопроса о немирном, насильств. пути развития социалистич. революции путем вооруж. восстания и ничего общего не имеет с ренегатскими теориями реформистов о «мирном пути» перехода от капитализма к социализму, о «пере­растании» капитализма в социализм и т. п. Вывод XX съезда КПСС о возможности мирного перехода от ка­питализма к социализму не отрицает, а подчеркивает революц. характер этого перехода, не отрицает, а, наоборот, безусловно признает необходимость устано­вления диктатуры пролетариата в результате мирной победы революции. Тем самым этот вывод направлен на победу социализма. В этом и заключается его марк­систско-ленинская сущность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.