В соч. «Психология искусства» («La psychologie' de l'art», t. 1—3, 1947—50; нов. доп. изд. под назв. «La voix du silence», 1953) и «Воображаемый музей мировой скульптуры» («La musee imaginaire de la: sculpture mondiale», v. 1—3, 1952—54) M. стремится обосновать свое понимание смысла иск-ва и его осн.. закономерностей на широком фоне мировой истории
МАЛЬТУЗИАНСТВО — МАЛЬЦЕВ 287
иск-ва, что немало способствовало интересу к этим сочинениям. Эстетич. взгляды М. воспроизводят различные теории идеалистич. эстетики и искусствознания (эстетики А. Бергсона, нем. формалистич. искусствоведения, нек-рых концепций кн. франц. искусствоведа А. Фосийона «Жизнь форм»). Согласно М., благодаря распространению художеств, репродукции совр. зритель имеет возможность объединить все наследие мирового иск-ва в «воображаемый музей». Собранные в этом музее произведения иск-ва благодаря репродукции утеряли свое «качество предметности», «интеллектуализовались» и выявили свой высший смысл: смысл пластич. стиля, с помощью к-рого художник «подчиняет» себе действительность. Это «подчинение» состоит в том, что художник переселяет объекты реальной действительности в ту «исключительную область», в к-рой они ускользают от смерти. Для переселения в эту область, для создания иск-ва необходимо, чтобы отношение художника к изображаемому объекту было принципиально иного рода, чем то, к-рое ему «навязывает» общество. Т. обр., следуя за интуитивистской эстетикой, М. противопоставляет иск-во действительности, художеств, сознание— общественному. Однако в дальнейшем развитии своей теории М. нередко вообще опускает вопрос об отношении иск-ва к действительности и сводит историю мирового иск-ва к автономному, самовоспроизводящему развитию стиля. Тем самым всю историю мирового иск-ва М. изображает как своего рода прелюдию модернистского иск-ва 20 в., в к-ром он видит чистое выражение стиля.
Соч.: La metamorphose des dieux, P.. 1957.
Лит.: Андреев Л., Музей обожествленного искусства, «Иностр. лит-ра», 1957, № 3; е г о же, Снова «чистое искусство», в сб. ст.: О совр. бурж. эстетике, М., 1963; Dnt-h u i t G., Lemuseeinimaginable.v. 1 — 3,P.,[1956];Boisdeff-re P. de, A. Malraux, 4 ed., P., 1957. M. Толмачев. Москва.
МАЛЬТУЗИАНСТВО— реакц. теория народонаселения, выдвинутая англ. священником и экономистом Мальтусом. М. пытается доказать, что причина перенаселения и недостатка средств существования для трудящихся классов коренится якобы в абсолютных и вечных законах природы, а также в «чрезмерной плодовитости» бедняков. М. но существу является прямой апологией капитализма. В условиях империализма бурж. идеологи предпринимают попытки реставрации и «обновления» М. (см. Неомальтузианство).
МАЛЬТУС (Malthus), Томас Роберт (17 февр. 1766 — 23 дек. 1834) — англ. экономист, идеолог землевла-дельч. аристократии и наиболее реакц. слоев буржуазии, священник англиканской церкви. Род. в семье помещика. С 1805 до конца жизни—проф. истории и поли-тич. экономии колледжа в Хейлибери близ Хартфорда.
Осн. работа М. «Опыт о ::аконе народонаселения...» («An essay on the principle of population, as it affects the future improvement of society», 1798, первое издание — анонимное), выдержавшая при жизни М. шесть изданий, явилась ответом Годвину, к-рый выступал против частной собственности и требовал проведения политич. реформ. Книга М. появилась в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземеливанием крестьянства усилилась безработица. М. объяснял ее как реакц. идеолог буржуазии, стремившийся оправдать бурж. строп и доказать, что причина бедствий народа заключается не в социальных отношениях, а в вечных, чисто биологич. законах природы. Согласно выдвинутому М. «естественному закону», население якобы возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования — в арифметической, в результате чего неизбежно наступает «абсолютное перенаселение». Причины бедствий трудящихся М. видел в «легкомысленных привычках» рабочего класса, якобы «неразумно» размножающегося. Голод, болезни, войны М. цинично провозглашал «позитивными фак-
торами», оказывающими благотворное влияние на человечество, поскольку они сокращают население. Пытаясь «обосновать» тезис о том, что возможности производства продовольствия ограничены, М. ссылался на т. н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, «закон убывающего плодородия почвы». М. выступал против правительств, помощи беднякам, к-рая, по его мнению, может лишь обострить проблему «перенаселения». Учение М. оказало значит, влияние на принятие в Англии в 1834 пресловутой поправки к закону о бедных, резко ухудшившей их положение.
Теория М. была с одобрением встречена идеологами буржуазии и в то же время подверглась резкой критике со стороны прогрессивных мыслителей различных стран. В России 19 в. с критикой мальтузианства выступали: В. А. Милютин (см. «Мальтус и его противники», в кн.: Избр. произв., 1946), Чернышевский (см. «Замечания на последние четыре главы первой книги Милля. Разъяснение смысла мальтусовой теории», в кн.: Избр. эконом, произв., т. 3, ч. 1, 1948), Писарев (см. «Очерки из истории труда», в кн.: Избр. филос. и общественно-политич. статьи, 1949, с. 184), Менделеев (см. Соч., т. 20,1950, с. 562—77), К. Тимирязев (см. «Точно ли человечеству грозит близкая гибель», в кн.: Избр. соч., т. 2, 1948, с. 283—317) и др.
Антинауч. реакц. характер теории М. был разоблачен Марксом, к-рый показал, что абстрактного закона населения не существует, что каждому обществ, строю свойственны особые, имеющие историч. характер, законы населения. Маркс указывал на эпигонский характер теорииМ. (см. «Теории прибавочной стоимости», ч. 2, 1957, с. 113). Он с презрением говорил о «г л у-бокой низости мысли», о «плагиаторстве» М. и считал, что «ненависть английского рабочего класса к Мальтусу... вполне оправдана; народ верным инстинктом почувствовал, что против него выступает здесь не человек науки, а купленный его врагами адвокат господствующих классов, их бесстыдный сикофант» (там же, с. 110, ИЗ).
Теория М. получила широкое распространение в реакц. бурж. социологии (см. Неомальтузианство). С о ч.: An investigation of the cause of the present high price of provisions, L., 1800; Observations on the effects of the corn laws, L., 1814; Principles of political economy considered with a view to their practical application, L., 1820; Definitions in political economy, L., 1827; A summary view of the principle of population, L., 1830.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955; его же, Теория прибавочной стоимости,ч. 2, М., 1957; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; Л е н и н В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Соч., 4 изд., т. 19; Водовозов Н. В., Р. М., его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1895; Бибиков П. А., Жизнь и труды М. (предисловие к кн.: Мальтус, Опыт о законе народонаселения..., т. 1, СПБ, 1868); Попов А. Я., Совр. мальтузианство — человеконенавистнич. идеология империалистов, [М.], 1953; Р и к а р д о Д., Статьи по аграрному вопросу и критические замечания к книге М., Соч., т. 3, М., 1955; Кастро Ж. д е, География голода, пер. с англ., М., 1954; Озер Д., Должны ли люди голодать?, М., 1959; Bonar J., Malthus and his work, [2 ed.], L., [1924]; V о g t W., Road to survival, N. Y., 1948; Stassart J., Malthus et la population, [Liege], 1957; Wurgler H., Malthus als Kritiker der Klassik, Winterthur, 1957 (Diss.).
Л. Баграмов. Москва.
МАЛЬЦЕВ,Василий Иванович [р. 19 янв. (1 февр.) 1906] —сов. философ, д-р филос. наук (с 1955), проф. (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1930. Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1931) и аспирантуру филос. фак-та МИФЛИ (1935). С 1935 преподает диалектич. материализм, с 1940 —в Моск. ун-те. Науч. исследования ведет гл. обр. по диалектич. логике и филос. вопросам биологии.
Соч.: Проблема необходимости и случайности в учении Ч. Дарвина, «Под знаменем марксизма», 1939, № 9; О единстве диалектики, теории познания и логики в марксистско-ленинской философии, «Вестник Моск. ун-та. Серия экономи-
288 МАМЕДКУЛИЗАДЕ - МАНДЕВИЛЬ
ки, философии и права», 1957, № 2;Вступ. ст. в кн.: Корн-фортМ., Наука против идеализма, М., 1957; О нек-рых чертах диалектич. логики, Уч. зап. филос. фак-та МГУ, вып. 190, 1958; Проблема определения понятий в диалектич. логике, в сб. ст.: Проблемы диалектич. логики, [М.],1959; Вопросы диалектич. логики в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1959, № 4: К вопросу о понятии биологич. вида, «Вопр. философии», 1959, № 7; Борьба в СССР против механицизма, М., 1959; В. И. Ленин о диалектике отражения внешнего мира, М., 1960; Значение и понятие, в сб.: Проблема значения в лингвистике и логике, М., 1963; Вступ. ст. в кн.: С е л з а м Г., Философия в революции, М., 1963. МАМЕДКУЛИЗАДЕ,Джалил (псевд. — М о л л а Насреддин) [10(22) февр. 1866—4 янв. 1932]—азерб. писатель-демократ; основатель и редактор первого на Востоке сатирич. журн. «Молла Насреддин». М. осуждал пороки феод .-патриархального Азербайджана; боролся против религ. фанатизма, видя в религии средство угнетения народа и препятствие для развития науки. М. разоблачал агрессивную политику империализма в странах Востока. В конце 19 — нач. 20 вв. М. возглавлял борьбу передовых представителей азерб. культуры против теории «чистого искусства». После установления Сов. власти в Азербайджане выступил против врагов нового обществ, строя.
Соч.: Эсэрлэри, ч. 1—3, Бакы, 1936—47; Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1—2, Бакы, 1951—54; Драм вэ нэср эсэрлэри, Бакы, 1958; в рус. пер.: Избр. произв., Баку, 1950; Избранное, М., 1959.
Лит.: Мирзоева Ш., Об эстетич. взглядах Д. М., в кн.: Тр. Ин-та истории и философии АН Азерб. ССР, т. 7, Баку, 1955; К а с у м о в М., Боевой революционно-демо- кратич. журнал «Молла Насреддин», Баку, 1960; Ш э- р и ф Э., Молла Нэсрэддин (Чалил Мэммэдгулу-задэ), Бакы, 1946; Ибрапимов М., Бейук демократ. Молла Насрэддин, 2 изд., Бакы, 1957. М. Мирзоева. Баку.
МАМЁДОВ,Шейдабек Фараджиевич [р. 10(23) янв. 1912] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1939. Окончил МИФЛИ (1938) и аспирантуру там же (1941). Преподает философию с 1938, проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Разрабатывает историю философии народов СССР (Закавказья, Ср. Азии), историю и теорию атеизма. Член редколлегии журн. «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы) (с 1958). Редактор избр. филос. соч. М. Ф. Ахундова (1963).
С о ч.: Из истории обществ.мысли в Азербайджане, «Большевик», 1946, № 11 —12; М. Ф. Ахундов и традиции восточной философии, «Философ, науки» (Науч. докл. высшей школы), 1958, № 2; О неизвестной рукописи М. Ф. Ахундова, там же, 1959, № 2; Филос. и общественно-политич. взгляды Низами, М., 1959; М.Ф.Ахундов (Филос. и социально-политич. воззрения), М., I960; Социологич. взгляды Низами, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, № 1; Очерки по истории философии в России. Вторая половина XIX и нач. XX в., М., 1960 (член авторского коллектива и редактор); Мировоззрение Гасан-бека Меликова Зардаби, М., 1960; Краткий очерк истории философии, М., 1960 (член авторского коллектива); Осн- вопросы науч. атеизма, М., 1962 (член авторского коллектива); Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962.
МАМИАНИ ДЁЛЛА РОВЕРЕ(Mamiani Delia Rovere), Теренцио (27 сент. 1799—21 мая 1885) — итал. философ, писатель и политич. деятель-либерал. Участвовал в революц. движении 1831—32 в Болонье. Министр просвещения в пр-ве Кавура (1831). В 1850 основал Филос. академию в Генуе; проф. философии истории в Турине (1857—60), в Рим. ун-те (с 1871). В 1869 вместе с Джоберти основал общество изучения философии и лит-ры, а в 1870 начал издавать орган этого общества—журнал «Filosofia delle scuole italiane» («Философия итальянских школ»), направленный как против томизма, так и против материализма (всего вышло 32 тома).
В первый период своей филос. деятельности (до 1857) М., примыкая к взглядам католич. философа Галуппи, ставил перед собой задачу обоснования «натурального метода» и принимал эмпиризм шотландской школы. С 1857 М. стремился связать свой эмпиризм с платонизмом, чтобы избежать скептич. выводов. В этих условиях он, с одной стороны, выработал вариант онтологич. доказательства существования
бога, а с другой — старался объяснить познание посредством учения о «соприкосновении актов», т. е. о синтезе между воспринимающим действием субъекта и действием внешних сил, считая познание синтезом внутреннего и внешнего. Попытки М. создать «подлинно-итальянскую» филос. систему, синтезируя идеи итал. мыслителей 19 в., принадлежавших к разным течениям (Розмини, Джоберти), привели его к эклектизму.
Соч.: и rinnovamento della filosofia in Italia (в соавторстве с A. Rosmini Serbati), Mil., 1836; Dell'ontologia e del metodo, P., 1841; Confessioni di un metafisico, v. 1—2, Firenze, 1865; Compendio e sintesi della propria filosofia, ossia nuovi prolegomeni ad ogni presente e futura metafisica, Torino, 1876; Delia religione positive e perpetua del genere umano: libri sei, Mil., 1880.
Лит.: Sbarbaro P., La mente di T. Mamiani, Firenze, 1886; G a s p a r i D., Vita di T. Mamiani della Rovere, Ancona, 1888; Tavianini TJ., Una polemica filosofica dell'Ottocento. T. Mamiani — A. Rosmini, Padova, 1955.
A. Candpemviu. Рим.
МАМУРЯН,Матевос (1830—2 янв. 1901) — арм. публицист-просветитель, философ и обществ, деятель. Род. в Смирно (Турция), образование получил в 40-х гг. в Париже. Призывал арм. народ к вооруж. восстанию против султанского деспотизма и российского царизма, к единству с рус. освободит, движением («Человек черной горы», 1909). В философии был эклектиком с тенденцией к позитивизму. С этих позиций он вел борьбу против материалистич. и атеистич. идей книги Костандяна «О методе» (опубл. в журн. «Аревелян мамул», 1878, сент., окт., дек., 1879, янв.). Соч. на арм. яз.: Армянский письменник, [под псевд.] Вруйр, Смирна, 1872; Английский письменник, Смирна, 1880; Восточная печать, Смирна, 1871 —1901.
Лит. на арм. яз.: Асатур Грант, Силуэты, Константинополь, 1921; Иоаннисян А., Налбандян и его время, т. 1, Ер., 1955; Гаспарян Г. Н., (О фило софских взглядах М. Мамуряна, «Известия АН Арм. ССР», 1959, № 12. Г. Гаспарян. Ереван.
МАНДЕВИЛЬ(Mandeville), Бернард де (1670— 21 янв. 1733) — англ. философ-материалист, по профессии врач. Француз по происхождению, М. родился в Дордрехте (Нидерланды), обучался медицине в Лейденском ун-те. После получения звания доктора медицины в 1691 переехал в Англию, где в Лондоне занимался врачебной практикой. Материалистич., филос. взгляды М. сложились под влиянием учений Гоббса и Локка. М. был другом Франклина.
Гл. произв. М. «Басня о пчелах» вышло анонимно (1705) в Лондоне в виде стихотворного памфлета под заглавием «Ропщущий улей, или Плуты становятся добродетельными» («The grumbling hive; or, Knaves turn'd honest»). В 1714 была переиздана под назв. «Басня о пчелах, или Частные пороки — общественные выгоды» («The fable of the bees; or, Private vices public benefits»; частичный рус. пер.— «О природе общества» в кн.: А. Деборин, Книга для чтения по истории философии, т. 1, 1924). В 1723 «Басня» вышла с комментариями и дополнениями: «Исследования о происхождении нравственного достоинства» («An enquiry into the origin of moral virtue») и «Изыскание о природе общества» («A search into the nature of society»).
В «Басне о пчелах» М. выступал как предшественник Гельвеция, Ламетри и Дидро с острой социальной сатирой на современное ему общество, в к-ром пороки являются движущей силой развития. Вместе с тем «Басня» направлена против религ.-этич. ханжества, а также идеалистич. этики Шефтсбери с ее принципом врожденного альтруизма и призывом к подавлению естеств. влечений и потребностей. Работа получила широкое распространение в 18 в. Вольтер посвятил теме М.— обществу, в к-ром царит «закон когтей и первенство зубов», басню «Марселец и лев», заканчивающуюся «моралью», совпадающей с выводами М.: «Так государям-львам приходится стократ контракты заключать, увы, за счет ягнят!» (рус. пер. А. Кочетко-
«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» 289
ва). Реакц. противники М. истолковали его написанную с демократич. позиций «Басню» как апологию безнравственности, не желая видеть язвит, иронии этого памфлета. Против нее выступили Беркли во 2-м диалоге «Алцифрона» (G. Berkeley, Alciphron, v. 1—2, L., 1732) и Хетчесон в «Системе моральной философии» (Fr. Hutcheson, A system of moral philosophy, v. 1—2, 1755). Наиболее злобные реакционеры требовали сожжения памфлета. По словам Маркса н Энгельса, М. «...доказывает, что в современном обществе пороки необходимы и полез-н ы. Это отнюдь не было апологией современного общества» (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146).
В духе картезианского механистич. материализма М. защищал тезис об автоматизме животных. В соч. «Трактат об иппохондрич. и истерич. страстях» («A treatise on hypochondriack and hysterick passions», L., 1711) M. попытался материалистически рассмотреть вопросы психопатологии.
Данный М. анализ экономич. строя совр. ему общества послужил одним из источников классич. англ. политич. экономии, оказав непосредств. влияние на А. Смита. По оценке Маркса, М. был «...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 395; см. также т. 23, с. 367, 628—30).
С о ч.: Free thoughts on religion, the church and national happiness, L., 1723; An enquiry into the origin of honour, and the usefulness of Christianity in war, L., 1732; A letter to Dion, L., 1732 (ответ на критику Беркли); нов. изд. [Liv.], 1954.
Лит.: История философии, т. 2, [м.], 1941 (см. указат. имен); В е р ц м а н И., Лоренс Стерн, в кн.: Из истории английского реализма, М., 1941, с. 134—37; Д е б о р и н
A. М., Об этике М. и «социализме» Канта, в сб. ст.: Д е б о р и н А. М., Философия и политика, М., 1961 (пер- вонач.опубл. в журн. «Die Neue Zeit» в 1906); S a k m a n n P.,
B. de Mandeville und die Bienenfabel-Controverse, Freiburg — Lpz. —Tubingen, 1897; Robertson J. M., Pioneer humanists, L., 1907; Stammler В., Mandevilles Bienen- fabel. В., 1918; Miinstermann P., Mandevilles Bienentabel, [Koln, 1960]. Б. Быховский. Москва.
«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»— произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает исто-рич. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, стратегии и тактики коммунистов и их мировоззрения— диалектич. и историч. материализма. Написан в конце 1847 по поручению «Союза коммунистов»; опубл. в нач. 1848. «Эта небольшая книжечка стоит целых томов...», — говорил Ленин (Соч., т. 2, с. 10).
Важнейшая идея «Манифеста» — идея диктатуры пролетариата. Она намечается уже в предшествующих трудах Маркса и Энгельса («Немецкой идеологию) н др.), но только в «Манифесте» дается ее теоре-тич. и историч. обоснование. Борьба классов, говорится здесь, составляет движущую силу историч. развития общества, основанного на частной собственности. Закономерным результатом этой борьбы в каждом исторически определенном обществе — обществ.-экономич. формации — являются социальные революции. Если бурж. революция свергла господство феодалов, то революция пролетариата, низвергая диктатуру буржуазии, с необходимостью приводит к диктатуре рабочего класса. «...Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 25, с. 374).
В «Манифесте» вскрываются материальные предпосылки социализма, возникающие в недрах бурж. общества, и тем самым объективная, экономически обусловленная необходимость социалистич. революции. Как указывал Энгельс, красной питью через весь «Манифест» проходит мысль Маркса о том, что «...экономическое производства и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории; что в соответствии с этим (со времени разложения первобытного общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития, и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 1—2).
В «Манифесте» дан анализ развития производит.сил и производств, отношений, обосновано положение об определяющей роли способа произ-ва, о соотношении экономич. структуры (базиса) общества и обусловленной ею политич. и идеология, надстройки, ведется острая критика всех устоев бурж. общества — бурж. собственности, бурж. семьи, морали, религии и т. д., и заложены вместе с тем теоретич. основы для их научного, материалистич. понимания. Вскрывая реальные основы бурж. идеологии и типичных для нее рассуждений о «свободе» личности, Маркс и Энгельс пишут: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (там же, т. 4, с. 443). Разоблачая лицемерие бурж. фраз об отечестве и национальности, Маркс и Энгельс противопоставляют им идею пролетарского интернационализма.
Выясняя качеств, своеобразие освободит, борьбы пролетариата и ее всемирно-историч. задачи, Маркс и Энгельс обосновывают необходимость создания и упрочения коммунистич. партии, к-рая характеризуется ими как передовой отряд рабочего класса, выражающий его коренные, в основе своей единые во всех странах, интересы. Выступая против сектантского понимания классовых задач пролетариата, Маркс и Энгельс указывают: «...коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя..., коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран» (там же, с. 459).
Науч. коммунизм в «Манифесте» решительно противопоставляется всем ненауч., утопич. социалистич. теориям. Здесь подвергаются критике феодальный (а также т. н. христианский) лжесоциалпзм, проповедующий возвращение к ср.-век. порядкам; бурж. «социализм», увековечивающий и идеализирующий капи-талистич. общество; мелкобурж. социализм, к-рый, идеализируя простое товарное х-во, видит в нем царство равенства и свободы товаропроизводителей. Вместе с тем Маркс и Энгельс выделяют и высоко оценивают «критически-утопический» социализм Сен-Симона, Фурье, Оуэна, отразивший «первый, неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией».
«Манифест» пронизан диалектико-материалистич. пониманием обществ, жизни. Рассмотрение явлений обществ, жизни в их взаимосвязи и взаимозависимости, движении, изменении, революц. преобразовании
па основеборьбыпротивоположностей, материалистич. понимание основы и движущих сил развития общества — все это явилось громадным шагом вперед в деле творч. развития филос. мысли.
«Манифест» заканчивается замечат. словами: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (там же).
Бурж. «критики» марксизма пытаются доказать, будто «Манифест» устарел, опровергнут последующим развитием бурж. общества. В действительности, и раз витие капитализма и, в особенности, всемирно-исто- рич. победы социализма убедительно подтверждают классич. идеи этого труда. Это произведение, указы вал Ленин, «...до сих пор верно во всем основном, живо и злободневно, как будто бы оно писалось вчера» (Соч., т. 19, с. 507). Т. Ойзерман. Москва.
«...История ,.Манифеста" в значительной степени отражает историю современного рабочего движения» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 366). «Манифест» впервые вышел на нем. яз. в Лондоне в 1848 без указания авторов (в 2 изд.). В 1848 в Париже вышел франц. перевод «Манифеста». Вскоре после опубликования нем. издания появились польский (в Лондоне) и датский переводы. В 1848 вышел швед, перевод (в Стокгольме). В 1850 «Манифест» был издан на англ. яз. (в Лондоне), в 1871 появились 3 англ. перевода в Америке. К 1872 вышло 12 изд. на нем. яз. в Германии, Англии, Америке, Швейцарии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 89).
В 1872 в Лейпциге вышло авторизованное издание «Манифеста» с первым предисловием авторов. В текст был внесен ряд поправок редакц. характера. Отметив, что «...общие основные положения остаются в целом совершенно правильными...» (там же), авторы, учитывая историч. опыт, указали, что ряд положений «Манифеста» нуждается в существ, дополнениях и изменениях (см. там же, с. 89—90). Авторизованными были и два последующих нем. издания (1883 и 1890). С 1891 брошюра выходила в Германии легально. Всего на нем. языке «Манифест» выдержал ок. 120 изданий.
Осенью 1869 в Женеве в типографии «Колокола» было отпечатано 1-е рус. издание «Манифеста» в переводе Бакунина, в к-ром были искажены важнейшие положения труда. В Россию проникло лишь незначит, количество экземпляров этой книги. В 1882 в Женеве в переводе Плеханова вышло новое рус. издание, получившее широкое распространение. К этому изданию Маркс и Энгельс написали спец. предисловие. «Переводить „Манифест",— писал Энгельс,— дьявольски трудно; русские переводы, пожалуй, лучшие из всех, которые я встречал» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 322). В 1889—93 в самарских кружках изучали «Манифест» в переводе Ленина (перевод не сохранился) (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 649).
Всего в России до 1917 учтено (по неполным данным) 60 изданий «Манифеста». На англ. языке вышло не менее 85 изданий, на франц.— ок. 50. В 1872 впервые появились переводы «Манифеста» на сербский и исп., в 1873 — португ., в 1882 — чешский, в 1891 — болг., в 1892 — рум. и др. языки. «Манифест» переведен на араб., вьетнамский, индонез. языки, в Индии — на бенгали, маратхи, пенджаби, малаялам и др. Более 130 изданий вышло в странах нар. демократии. Зарубежных изданий «Манифеста» учтено (по неполным данным) ок. 700 на 49 языках.
Наибольшее число изданий вышло в СССР, где про водилась большая работа по улучшению переводов (в изданиях 1932, 1939, 1948). «Манифест» переведен на 46 языков народов СССР. Всего в СССР выпущено 372 издания тиражом 14 678 тыс. экз. на 68 языках (данные на 1 янв. 1964). А.Уроева. Москва.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., (Предисловие) к изд. «М. К. п.» 1872, 1882, 1883, 1890, в кн.: Маркс К. «Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1953; Лени н В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Леонтьев А., О произведении К. Маркса и Ф. Энгельса «М. К. п.», М., 1952; О б и ч к и н Г. Д., 0«М. К. п.» К. Маркса и Ф. Энгельса, М., 1953; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962, с. 524—39.
МАНИФЕСТ МИРА— программный документ меж-дунар. коммунистич. движения, хартия его борьбы за мир и мирное сосуществование народов, демократию и социализм. Принят на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве 16—19 нояб. 1957. По своему содержанию непосредственно примыкает к Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран. В М. м. дано обоснование позиции коммунистов как наиболее последоват. врагов войны и самых стойких борцов за мир и содержится высокогуманный призыв к рабочим и крестьянам, работникам науки, техники и культуры, людям доброй воли всех стран сплотиться во имя мира, прекращения гонки вооружений и устранения угрозы войны.
В основу М. м. положены теоретические выводы о возможности предотвращения войн в современную эпоху. Основываясь на науч. оценке сложившегося в мире соотношения сил, благоприятствующего усилению борьбы против воен. угрозы (возникновение мировой системы социализма, постоянный рост могущества СССР и др. социалистич. стран, усиление нац.-освободит. движения, укрепление и рост сил мира во всех странах), коммунисты заявили, что новая война не является неизбежной, что можно не допустить термоядерной катастрофы. М. м. вселяет в народы уверенность в возможность отстоять мир в случае, если они объединят свои усилия и постоянно будут бдительными в отношении воен. угрозы. Вместе с тем коммунисты сочли своей обязанностью предостеречь народы о серьезной опасности для судеб человечества войны с применением ядерного оружия. В М. м. определены источники воен. опасности: капиталистич. монополии, наживающиеся на подготовке к войне.