Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 14 страница



В соч. «Психология искусства» («La psychologie' de l'art», t. 1—3, 1947—50; нов. доп. изд. под назв. «La voix du silence», 1953) и «Воображаемый музей мировой скульптуры» («La musee imaginaire de la: sculpture mondiale», v. 1—3, 1952—54) M. стремится обосновать свое понимание смысла иск-ва и его осн.. закономерностей на широком фоне мировой истории


МАЛЬТУЗИАНСТВО — МАЛЬЦЕВ 287


иск-ва, что немало способствовало интересу к этим сочинениям. Эстетич. взгляды М. воспроизводят раз­личные теории идеалистич. эстетики и искусствозна­ния (эстетики А. Бергсона, нем. формалистич. искус­ствоведения, нек-рых концепций кн. франц. искус­ствоведа А. Фосийона «Жизнь форм»). Согласно М., благодаря распространению художеств, репродукции совр. зритель имеет возможность объединить все наследие мирового иск-ва в «воображаемый музей». Собранные в этом музее произведения иск-ва благо­даря репродукции утеряли свое «качество предмет­ности», «интеллектуализовались» и выявили свой выс­ший смысл: смысл пластич. стиля, с помощью к-рого художник «подчиняет» себе действительность. Это «подчинение» состоит в том, что художник переселяет объекты реальной действительности в ту «исключи­тельную область», в к-рой они ускользают от смерти. Для переселения в эту область, для создания иск-ва необходимо, чтобы отношение художника к изобра­жаемому объекту было принципиально иного рода, чем то, к-рое ему «навязывает» общество. Т. обр., следуя за интуитивистской эстетикой, М. противо­поставляет иск-во действительности, художеств, созна­ние— общественному. Однако в дальнейшем развитии своей теории М. нередко вообще опускает вопрос об отношении иск-ва к действительности и сводит историю мирового иск-ва к автономному, самовос­производящему развитию стиля. Тем самым всю историю мирового иск-ва М. изображает как своего рода прелюдию модернистского иск-ва 20 в., в к-ром он видит чистое выражение стиля.

Соч.: La metamorphose des dieux, P.. 1957.

Лит.: Андреев Л., Музей обожествленного искус­ства, «Иностр. лит-ра», 1957, № 3; е г о же, Снова «чистое искусство», в сб. ст.: О совр. бурж. эстетике, М., 1963; Dnt-h u i t G., Lemuseeinimaginable.v. 1 — 3,P.,[1956];Boisdeff-re P. de, A. Malraux, 4 ed., P., 1957. M. Толмачев. Москва.

МАЛЬТУЗИАНСТВО— реакц. теория народона­селения, выдвинутая англ. священником и экономистом Мальтусом. М. пытается доказать, что причина пере­населения и недостатка средств существования для трудящихся классов коренится якобы в абсолютных и вечных законах природы, а также в «чрезмерной плодовитости» бедняков. М. но существу является прямой апологией капитализма. В условиях империа­лизма бурж. идеологи предпринимают попытки рестав­рации и «обновления» М. (см. Неомальтузианство).

МАЛЬТУС (Malthus), Томас Роберт (17 февр. 1766 — 23 дек. 1834) — англ. экономист, идеолог землевла-дельч. аристократии и наиболее реакц. слоев буржуа­зии, священник англиканской церкви. Род. в семье по­мещика. С 1805 до конца жизни—проф. истории и поли-тич. экономии колледжа в Хейлибери близ Хартфорда.

Осн. работа М. «Опыт о ::аконе народонаселения...» («An essay on the principle of population, as it affects the future improvement of society», 1798, первое изда­ние — анонимное), выдержавшая при жизни М. шесть изданий, явилась ответом Годвину, к-рый выступал против частной собственности и требовал проведения политич. реформ. Книга М. появилась в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземе­ливанием крестьянства усилилась безработица. М. объяснял ее как реакц. идеолог буржуазии, стремив­шийся оправдать бурж. строп и доказать, что причина бедствий народа заключается не в социальных отно­шениях, а в вечных, чисто биологич. законах природы. Согласно выдвинутому М. «естественному закону», население якобы возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования — в арифметической, в ре­зультате чего неизбежно наступает «абсолютное пере­население». Причины бедствий трудящихся М. видел в «легкомысленных привычках» рабочего класса, якобы «неразумно» размножающегося. Голод, болезни, войны М. цинично провозглашал «позитивными фак-


торами», оказывающими благотворное влияние на человечество, поскольку они сокращают население. Пытаясь «обосновать» тезис о том, что возможности производства продовольствия ограничены, М. ссы­лался на т. н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, «закон убывающего плодородия почвы». М. выступал против правительств, помощи беднякам, к-рая, по его мнению, может лишь обострить проблему «перенасе­ления». Учение М. оказало значит, влияние на приня­тие в Англии в 1834 пресловутой поправки к закону о бедных, резко ухудшившей их положение.

Теория М. была с одобрением встречена идеологами буржуазии и в то же время подверглась резкой кри­тике со стороны прогрессивных мыслителей различ­ных стран. В России 19 в. с критикой мальтузианства выступали: В. А. Милютин (см. «Мальтус и его про­тивники», в кн.: Избр. произв., 1946), Чернышевский (см. «Замечания на последние четыре главы первой книги Милля. Разъяснение смысла мальтусовой тео­рии», в кн.: Избр. эконом, произв., т. 3, ч. 1, 1948), Писарев (см. «Очерки из истории труда», в кн.: Избр. филос. и общественно-политич. статьи, 1949, с. 184), Менделеев (см. Соч., т. 20,1950, с. 562—77), К. Тими­рязев (см. «Точно ли человечеству грозит близкая ги­бель», в кн.: Избр. соч., т. 2, 1948, с. 283—317) и др.

Антинауч. реакц. характер теории М. был разобла­чен Марксом, к-рый показал, что абстрактного закона населения не существует, что каждому обществ, строю свойственны особые, имеющие историч. характер, за­коны населения. Маркс указывал на эпигонский ха­рактер теорииМ. (см. «Теории прибавочной стоимости», ч. 2, 1957, с. 113). Он с презрением говорил о «г л у-бокой низости мысли», о «плагиаторстве» М. и считал, что «ненависть английского рабочего класса к Мальтусу... вполне оправдана; народ верным ин­стинктом почувствовал, что против него выступает здесь не человек науки, а купленный его врагами адвокат господствующих классов, их бесстыд­ный сикофант» (там же, с. 110, ИЗ).

Теория М. получила широкое распространение в реакц. бурж. социологии (см. Неомальтузианство). С о ч.: An investigation of the cause of the present high price of provisions, L., 1800; Observations on the effects of the corn laws, L., 1814; Principles of political economy consi­dered with a view to their practical application, L., 1820; Definitions in political economy, L., 1827; A summary view of the principle of population, L., 1830.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955; его же, Теория прибавочной стоимости,ч. 2, М., 1957; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; Л е н и н В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Соч., 4 изд., т. 19; Водовозов Н. В., Р. М., его жизнь и научная деятель­ность, СПБ, 1895; Бибиков П. А., Жизнь и труды М. (предисловие к кн.: Мальтус, Опыт о законе народона­селения..., т. 1, СПБ, 1868); Попов А. Я., Совр. мальту­зианство — человеконенавистнич. идеология империали­стов, [М.], 1953; Р и к а р д о Д., Статьи по аграрному воп­росу и критические замечания к книге М., Соч., т. 3, М., 1955; Кастро Ж. д е, География голода, пер. с англ., М., 1954; Озер Д., Должны ли люди голодать?, М., 1959; Bonar J., Malthus and his work, [2 ed.], L., [1924]; V о g t W., Road to survival, N. Y., 1948; Stassart J., Malthus et la population, [Liege], 1957; Wurgler H., Malthus als Kritiker der Klassik, Winterthur, 1957 (Diss.).

Л. Баграмов. Москва.

МАЛЬЦЕВ,Василий Иванович [р. 19 янв. (1 февр.) 1906] —сов. философ, д-р филос. наук (с 1955), проф. (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1930. Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1931) и аспирантуру филос. фак-та МИФЛИ (1935). С 1935 преподает диалектич. материализм, с 1940 —в Моск. ун-те. Науч. исследо­вания ведет гл. обр. по диалектич. логике и филос. вопросам биологии.

Соч.: Проблема необходимости и случайности в учении Ч. Дарвина, «Под знаменем марксизма», 1939, № 9; О един­стве диалектики, теории познания и логики в марксистско-ленинской философии, «Вестник Моск. ун-та. Серия экономи-


288 МАМЕДКУЛИЗАДЕ - МАНДЕВИЛЬ


ки, философии и права», 1957, 2;Вступ. ст. в кн.: Корн-фортМ., Наука против идеализма, М., 1957; О нек-рых чер­тах диалектич. логики, Уч. зап. филос. фак-та МГУ, вып. 190, 1958; Проблема определения понятий в диалектич. логике, в сб. ст.: Проблемы диалектич. логики, [М.],1959; Вопросы диалектич. логики в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», «Филос. науки» (Науч. докл. выс­шей школы), 1959, № 4: К вопросу о понятии биологич. вида, «Вопр. философии», 1959, 7; Борьба в СССР против механицизма, М., 1959; В. И. Ленин о диалектике отражения внешнего мира, М., 1960; Значение и понятие, в сб.: Пробле­ма значения в лингвистике и логике, М., 1963; Вступ. ст. в кн.: С е л з а м Г., Философия в революции, М., 1963. МАМЕДКУЛИЗАДЕ,Джалил (псевд. — М о л л а Насреддин) [10(22) февр. 1866—4 янв. 1932]—азерб. писатель-демократ; основатель и редактор первого на Востоке сатирич. журн. «Молла Насреддин». М. осуж­дал пороки феод .-патриархального Азербайджана; боролся против религ. фанатизма, видя в рели­гии средство угнетения народа и препятствие для развития науки. М. разоблачал агрессивную поли­тику империализма в странах Востока. В конце 19 — нач. 20 вв. М. возглавлял борьбу передовых предста­вителей азерб. культуры против теории «чистого ис­кусства». После установления Сов. власти в Азербай­джане выступил против врагов нового обществ, строя.

Соч.: Эсэрлэри, ч. 1—3, Бакы, 1936—47; Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1—2, Бакы, 1951—54; Драм вэ нэср эсэрлэри, Бакы, 1958; в рус. пер.: Избр. произв., Баку, 1950; Избран­ное, М., 1959.

Лит.: Мирзоева Ш., Об эстетич. взглядах Д. М.,
в кн.: Тр. Ин-та истории и философии АН Азерб. ССР, т. 7,
Баку, 1955; К а с у м о в М., Боевой революционно-демо-
кратич. журнал «Молла Насреддин», Баку, 1960; Ш э-
р и ф Э., Молла Нэсрэддин (Чалил Мэммэдгулу-задэ),
Бакы, 1946; Ибрапимов М., Бейук демократ. Молла
Насрэддин, 2 изд., Бакы, 1957. М. Мирзоева. Баку.

МАМЁДОВ,Шейдабек Фараджиевич [р. 10(23) янв. 1912] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1939. Окончил МИФЛИ (1938) и аспиран­туру там же (1941). Преподает философию с 1938, проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Разрабатывает ис­торию философии народов СССР (Закавказья, Ср. Азии), историю и теорию атеизма. Член редколлегии журн. «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы) (с 1958). Редактор избр. филос. соч. М. Ф. Ахундова (1963).

С о ч.: Из истории обществ.мысли в Азербайджане, «Боль­шевик», 1946, № 11 —12; М. Ф. Ахундов и традиции вос­точной философии, «Философ, науки» (Науч. докл. высшей школы), 1958, № 2; О неизвестной рукописи М. Ф. Ахун­дова, там же, 1959, № 2; Филос. и общественно-политич. взгляды Низами, М., 1959; М.Ф.Ахундов (Филос. и социально-политич. воззрения), М., I960; Социологич. взгляды Низами, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, № 1; Очерки по истории философии в России. Вторая половина XIX и нач. XX в., М., 1960 (член авторского коллектива и редактор); Мировоззрение Гасан-бека Меликова Зардаби, М., 1960; Краткий очерк истории философии, М., 1960 (член авторского коллектива); Осн- вопросы науч. атеизма, М., 1962 (член авторского коллектива); Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962.

МАМИАНИ ДЁЛЛА РОВЕРЕ(Mamiani Delia Rovere), Теренцио (27 сент. 1799—21 мая 1885) — итал. фи­лософ, писатель и политич. деятель-либерал. Участво­вал в революц. движении 1831—32 в Болонье. Министр просвещения в пр-ве Кавура (1831). В 1850 ос­новал Филос. академию в Генуе; проф. философии истории в Турине (1857—60), в Рим. ун-те (с 1871). В 1869 вместе с Джоберти основал общество изуче­ния философии и лит-ры, а в 1870 начал издавать орган этого общества—журнал «Filosofia delle scuole italiane» («Философия итальянских школ»), направ­ленный как против томизма, так и против материализ­ма (всего вышло 32 тома).

В первый период своей филос. деятельности (до 1857) М., примыкая к взглядам католич. философа Галуппи, ставил перед собой задачу обоснования «натурального метода» и принимал эмпиризм шотланд­ской школы. С 1857 М. стремился связать свой эмпи­ризм с платонизмом, чтобы избежать скептич. выво­дов. В этих условиях он, с одной стороны, вырабо­тал вариант онтологич. доказательства существования


бога, а с другой — старался объяснить познание по­средством учения о «соприкосновении актов», т. е. о синтезе между воспринимающим действием субъекта и действием внешних сил, считая познание синтезом внутреннего и внешнего. Попытки М. создать «под­линно-итальянскую» филос. систему, синтезируя идеи итал. мыслителей 19 в., принадлежавших к разным течениям (Розмини, Джоберти), привели его к эклек­тизму.

Соч.: и rinnovamento della filosofia in Italia (в соав­торстве с A. Rosmini Serbati), Mil., 1836; Dell'ontologia e del metodo, P., 1841; Confessioni di un metafisico, v. 1—2, Firenze, 1865; Compendio e sintesi della propria filosofia, ossia nuovi prolegomeni ad ogni presente e futura metafisica, Torino, 1876; Delia religione positive e perpetua del genere umano: libri sei, Mil., 1880.

Лит.: Sbarbaro P., La mente di T. Mamiani, Firen­ze, 1886; G a s p a r i D., Vita di T. Mamiani della Rovere, Ancona, 1888; Tavianini TJ., Una polemica filosofica dell'Ottocento. T. Mamiani — A. Rosmini, Padova, 1955.

A. Candpemviu. Рим.

МАМУРЯН,Матевос (1830—2 янв. 1901) — арм. публицист-просветитель, философ и обществ, деятель. Род. в Смирно (Турция), образование получил в 40-х гг. в Париже. Призывал арм. народ к вооруж. восста­нию против султанского деспотизма и российского царизма, к единству с рус. освободит, движением («Человек черной горы», 1909). В философии был эклектиком с тенденцией к позитивизму. С этих по­зиций он вел борьбу против материалистич. и атеистич. идей книги Костандяна «О методе» (опубл. в журн. «Аревелян мамул», 1878, сент., окт., дек., 1879, янв.). Соч. на арм. яз.: Армянский письменник, [под псевд.] Вруйр, Смирна, 1872; Английский письменник, Смирна, 1880; Восточная печать, Смирна, 1871 —1901.

Лит. на арм. яз.: Асатур Грант, Силуэты,
Константинополь, 1921; Иоаннисян А., Налбандян и
его время, т. 1, Ер., 1955; Гаспарян Г. Н., (О фило­
софских взглядах М. Мамуряна, «Известия АН Арм.
ССР», 1959, № 12. Г. Гаспарян. Ереван.

МАНДЕВИЛЬ(Mandeville), Бернард де (1670— 21 янв. 1733) — англ. философ-материалист, по про­фессии врач. Француз по происхождению, М. родился в Дордрехте (Нидерланды), обучался медицине в Лей­денском ун-те. После получения звания доктора ме­дицины в 1691 переехал в Англию, где в Лондоне за­нимался врачебной практикой. Материалистич., фи­лос. взгляды М. сложились под влиянием учений Гоббса и Локка. М. был другом Франклина.

Гл. произв. М. «Басня о пчелах» вышло анонимно (1705) в Лондоне в виде стихотворного памфлета под заглавием «Ропщущий улей, или Плуты становятся добродетельными» («The grumbling hive; or, Knaves turn'd honest»). В 1714 была переиздана под назв. «Басня о пчелах, или Частные пороки — обществен­ные выгоды» («The fable of the bees; or, Private vices public benefits»; частичный рус. пер.— «О природе общества» в кн.: А. Деборин, Книга для чтения по истории философии, т. 1, 1924). В 1723 «Басня» вышла с комментариями и дополнениями: «Исследо­вания о происхождении нравственного достоинства» («An enquiry into the origin of moral virtue») и «Изы­скание о природе общества» («A search into the nature of society»).

В «Басне о пчелах» М. выступал как предшествен­ник Гельвеция, Ламетри и Дидро с острой социальной сатирой на современное ему общество, в к-ром пороки являются движущей силой развития. Вместе с тем «Басня» направлена против религ.-этич. ханжества, а также идеалистич. этики Шефтсбери с ее принципом врожденного альтруизма и призывом к подавлению естеств. влечений и потребностей. Работа получила широкое распространение в 18 в. Вольтер посвятил теме М.— обществу, в к-ром царит «закон когтей и первенство зубов», басню «Марселец и лев», заканчи­вающуюся «моралью», совпадающей с выводами М.: «Так государям-львам приходится стократ контракты заключать, увы, за счет ягнят!» (рус. пер. А. Кочетко-


«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» 289


ва). Реакц. противники М. истолковали его написан­ную с демократич. позиций «Басню» как апологию безнравственности, не желая видеть язвит, иронии этого памфлета. Против нее выступили Беркли во 2-м диалоге «Алцифрона» (G. Berkeley, Alciphron, v. 1—2, L., 1732) и Хетчесон в «Системе моральной философии» (Fr. Hutcheson, A system of moral philo­sophy, v. 1—2, 1755). Наиболее злобные реакционеры требовали сожжения памфлета. По словам Маркса н Энгельса, М. «...доказывает, что в современ­ном обществе пороки необходимы и полез-н ы. Это отнюдь не было апологией современного об­щества» (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146).

В духе картезианского механистич. материализма М. защищал тезис об автоматизме животных. В соч. «Трактат об иппохондрич. и истерич. страстях» («A treatise on hypochondriack and hysterick passions», L., 1711) M. попытался материалистически рассмот­реть вопросы психопатологии.

Данный М. анализ экономич. строя совр. ему обще­ства послужил одним из источников классич. англ. политич. экономии, оказав непосредств. влияние на А. Смита. По оценке Маркса, М. был «...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 395; см. также т. 23, с. 367, 628—30).

С о ч.: Free thoughts on religion, the church and national happiness, L., 1723; An enquiry into the origin of honour, and the usefulness of Christianity in war, L., 1732; A letter to Dion, L., 1732 (ответ на критику Беркли); нов. изд. [Liv.], 1954.

Лит.: История философии, т. 2, [м.], 1941 (см. указат. имен); В е р ц м а н И., Лоренс Стерн, в кн.: Из истории английского реализма, М., 1941, с. 134—37; Д е б о р и н

A. М., Об этике М. и «социализме» Канта, в сб. ст.:
Д е б о р и н А. М., Философия и политика, М., 1961 (пер-
вонач.опубл. в журн. «Die Neue Zeit» в 1906); S a k m a n n P.,

B. de Mandeville und die Bienenfabel-Controverse, Freiburg —
Lpz. —Tubingen, 1897; Robertson J. M., Pioneer
humanists, L., 1907; Stammler В., Mandevilles Bienen-
fabel. В., 1918; Miinstermann P., Mandevilles
Bienentabel, [Koln, 1960]. Б. Быховский. Москва.

«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАР­ТИИ»— произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает исто-рич. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, страте­гии и тактики коммунистов и их мировоззрения— диалектич. и историч. материализма. Написан в кон­це 1847 по поручению «Союза коммунистов»; опубл. в нач. 1848. «Эта небольшая книжечка стоит целых томов...», — говорил Ленин (Соч., т. 2, с. 10).

Важнейшая идея «Манифеста» — идея диктатуры пролетариата. Она намечается уже в предшествую­щих трудах Маркса и Энгельса («Немецкой идеоло­гию) н др.), но только в «Манифесте» дается ее теоре-тич. и историч. обоснование. Борьба классов, гово­рится здесь, составляет движущую силу историч. развития общества, основанного на частной собствен­ности. Закономерным результатом этой борьбы в каж­дом исторически определенном обществе — обществ.-экономич. формации — являются социальные револю­ции. Если бурж. революция свергла господство фео­далов, то революция пролетариата, низвергая дикта­туру буржуазии, с необходимостью приводит к диктатуре рабочего класса. «...Первым шагом в ра­бочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господ­ство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за ша­гом весь капитал, централизовать все орудия произ­водства в руках государства, т. е. пролетариата, орга­низованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 25, с. 374).


В «Манифесте» вскрываются материальные предпо­сылки социализма, возникающие в недрах бурж. общества, и тем самым объективная, экономически обусловленная необходимость социалистич. револю­ции. Как указывал Энгельс, красной питью через весь «Манифест» проходит мысль Маркса о том, что «...эко­номическое производства и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной исто­рии; что в соответствии с этим (со времени разложения первобытного общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между экс­плуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития, и что теперь эта борьба до­стигла ступени, на которой эксплуатируемый и угне­тенный класс (пролетариат) не может уже освобо­диться от эксплуатирующего и угнетающего класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего об­щества навсегда от эксплуатации, угнетения и клас­совой борьбы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 1—2).

В «Манифесте» дан анализ развития производит.сил и производств, отношений, обосновано положение об определяющей роли способа произ-ва, о соотношении экономич. структуры (базиса) общества и обусловлен­ной ею политич. и идеология, надстройки, ведется острая критика всех устоев бурж. общества — бурж. собственности, бурж. семьи, морали, религии и т. д., и заложены вместе с тем теоретич. основы для их науч­ного, материалистич. понимания. Вскрывая реальные основы бурж. идеологии и типичных для нее рассуж­дений о «свободе» личности, Маркс и Энгельс пишут: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отноше­ний собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (там же, т. 4, с. 443). Разоблачая лицемерие бурж. фраз об отечестве и на­циональности, Маркс и Энгельс противопоставляют им идею пролетарского интернационализма.

Выясняя качеств, своеобразие освободит, борьбы пролетариата и ее всемирно-историч. задачи, Маркс и Энгельс обосновывают необходимость создания и упрочения коммунистич. партии, к-рая характери­зуется ими как передовой отряд рабочего класса, выражающий его коренные, в основе своей единые во всех странах, интересы. Выступая против сектант­ского понимания классовых задач пролетариата, Маркс и Энгельс указывают: «...коммунисты по­всюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя..., коммунисты повсюду доби­ваются объединения и соглашения между демократи­ческими партиями всех стран» (там же, с. 459).

Науч. коммунизм в «Манифесте» решительно проти­вопоставляется всем ненауч., утопич. социалистич. теориям. Здесь подвергаются критике феодальный (а также т. н. христианский) лжесоциалпзм, пропове­дующий возвращение к ср.-век. порядкам; бурж. «со­циализм», увековечивающий и идеализирующий капи-талистич. общество; мелкобурж. социализм, к-рый, идеализируя простое товарное х-во, видит в нем цар­ство равенства и свободы товаропроизводителей. Вме­сте с тем Маркс и Энгельс выделяют и высоко оцени­вают «критически-утопический» социализм Сен-Си­мона, Фурье, Оуэна, отразивший «первый, неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией».

«Манифест» пронизан диалектико-материалистич. по­ниманием обществ, жизни. Рассмотрение явлений обществ, жизни в их взаимосвязи и взаимозависимо­сти, движении, изменении, революц. преобразовании


290 «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» — МАНИХЕЙСТВО


па основеборьбыпротивоположностей, материалистич. понимание основы и движущих сил развития обще­ства — все это явилось громадным шагом вперед в де­ле творч. развития филос. мысли.

«Манифест» заканчивается замечат. словами: «Ком­мунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильствен­ного ниспровержения всего существующего общест­венного строя. Пусть господствующие классы содро­гаются перед Коммунистической Революцией. Проле­тариям нечего в ней терять кроме своих цепей. При­обретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (там же).

Бурж. «критики» марксизма пытаются доказать,
будто «Манифест» устарел, опровергнут последующим
развитием бурж. общества. В действительности, и раз­
витие капитализма и, в особенности, всемирно-исто-
рич. победы социализма убедительно подтверждают
классич. идеи этого труда. Это произведение, указы­
вал Ленин, «...до сих пор верно во всем основном, живо
и злободневно, как будто бы оно писалось вчера» (Соч.,
т. 19, с. 507). Т. Ойзерман. Москва.

«...История ,.Манифеста" в значительной степени отражает историю современного рабочего движения» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 366). «Манифест» впервые вышел на нем. яз. в Лондоне в 1848 без указания авторов (в 2 изд.). В 1848 в Париже вышел франц. перевод «Манифеста». Вскоре после опубликования нем. издания появились польский (в Лондоне) и датский переводы. В 1848 вышел швед, перевод (в Стокгольме). В 1850 «Мани­фест» был издан на англ. яз. (в Лондоне), в 1871 появи­лись 3 англ. перевода в Америке. К 1872 вышло 12 изд. на нем. яз. в Германии, Англии, Америке, Швейцарии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 89).

В 1872 в Лейпциге вышло авторизованное издание «Манифеста» с первым предисловием авторов. В текст был внесен ряд поправок редакц. характера. Отметив, что «...общие основные положения остаются в целом совершенно правильными...» (там же), авторы, учи­тывая историч. опыт, указали, что ряд положений «Манифеста» нуждается в существ, дополнениях и из­менениях (см. там же, с. 89—90). Авторизованными были и два последующих нем. издания (1883 и 1890). С 1891 брошюра выходила в Германии легально. Всего на нем. языке «Манифест» выдержал ок. 120 изданий.

Осенью 1869 в Женеве в типографии «Колокола» было отпечатано 1-е рус. издание «Манифеста» в пере­воде Бакунина, в к-ром были искажены важнейшие положения труда. В Россию проникло лишь незначит, количество экземпляров этой книги. В 1882 в Женеве в переводе Плеханова вышло новое рус. издание, полу­чившее широкое распространение. К этому изданию Маркс и Энгельс написали спец. предисловие. «Пере­водить „Манифест",— писал Энгельс,— дьявольски трудно; русские переводы, пожалуй, лучшие из всех, которые я встречал» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 322). В 1889—93 в самарских круж­ках изучали «Манифест» в переводе Ленина (перевод не сохранился) (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 649).

Всего в России до 1917 учтено (по неполным данным) 60 изданий «Манифеста». На англ. языке вышло не менее 85 изданий, на франц.— ок. 50. В 1872 впервые появились переводы «Манифеста» на сербский и исп., в 1873 — португ., в 1882 — чешский, в 1891 — болг., в 1892 — рум. и др. языки. «Манифест» переведен на араб., вьетнамский, индонез. языки, в Индии — на бенгали, маратхи, пенджаби, малаялам и др. Более 130 изданий вышло в странах нар. демократии. Зару­бежных изданий «Манифеста» учтено (по неполным данным) ок. 700 на 49 языках.


Наибольшее число изданий вышло в СССР, где про­
водилась большая работа по улучшению переводов
(в изданиях 1932, 1939, 1948). «Манифест» переведен
на 46 языков народов СССР. Всего в СССР выпущено
372 издания тиражом 14 678 тыс. экз. на 68 языках
(данные на 1 янв. 1964). А.Уроева. Москва.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., (Предисловие) к изд. «М. К. п.» 1872, 1882, 1883, 1890, в кн.: Маркс К. «Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1953; Лени н В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Леонтьев А., О произведении К. Маркса и Ф. Энгельса «М. К. п.», М., 1952; О б и ч к и н Г. Д., 0«М. К. п.» К. Марк­са и Ф. Энгельса, М., 1953; Ойзерман Т. И., Форми­рование философии марксизма, М., 1962, с. 524—39.

МАНИФЕСТ МИРА— программный документ меж-дунар. коммунистич. движения, хартия его борьбы за мир и мирное сосуществование народов, демократию и социализм. Принят на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве 16—19 нояб. 1957. По своему содержанию непосредственно примыкает к Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран. В М. м. дано обоснование позиции коммунистов как наиболее последоват. вра­гов войны и самых стойких борцов за мир и содержится высокогуманный призыв к рабочим и крестьянам, ра­ботникам науки, техники и культуры, людям доброй воли всех стран сплотиться во имя мира, прекраще­ния гонки вооружений и устранения угрозы войны.

В основу М. м. положены теоретические выводы о возможности предотвращения войн в современную эпоху. Основываясь на науч. оценке сложившегося в мире соотношения сил, благоприятствующего уси­лению борьбы против воен. угрозы (возникновение мировой системы социализма, постоянный рост могу­щества СССР и др. социалистич. стран, усиление нац.-освободит. движения, укрепление и рост сил мира во всех странах), коммунисты заявили, что новая вой­на не является неизбежной, что можно не допустить термоядерной катастрофы. М. м. вселяет в народы уве­ренность в возможность отстоять мир в случае, если они объединят свои усилия и постоянно будут бди­тельными в отношении воен. угрозы. Вместе с тем ком­мунисты сочли своей обязанностью предостеречь на­роды о серьезной опасности для судеб человечества войны с применением ядерного оружия. В М. м. опре­делены источники воен. опасности: капиталистич. мо­нополии, наживающиеся на подготовке к войне.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.