«Историко-филос. этюды» (1935) Л., утверждая необходимость введения в историко-филос. обиход имен, забытых прежней историографией, рассмотрел филос-взгляды У. Акосты, Радищева, Пнина и др. мыслителей.
Л. — один из первых исследователей филос. наследия В. И. Ленина. Его первые статьи о Ленине как философе, теоретике пролетарского гос-ва и культуры появились в 1924—25. Подзаголовком книги «Ленин и философия» (М.—Л., 1927; 3 изд., М.—Л., 1930; пер. на нем. яз., W.—В., 1929)— «К вопросу об отношении философии к революции» — Л. подчеркивал единство теории и практики в творчестве и деятельности Ленина.
Л. активно участвовал в филос. дискуссиях 20 — нач. 30-х гг., выступая против попыток «упразднения» марксистской философии («На два фронта», М.—Л., 1930). В годы культа личности Сталина Л. был безвинно репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Соч.: Наука и реконструктивный период, Л.— М., 1931; Лит. этюды, М., 1940; Из истории философии XIX века, [М.],1933 (редактор).
Лит.: Невский В., Новый труд о Дидро, «Воинствующий материалист», кн. 2, 1925. \А.Назарин\. Москва. ЛУРИЯ,Александр Романович (р. 1902) — сов. психолог, д-р педагогич. наук (по психологии, с 1937), д-р мед. наук (с 1943), действит. член АПН РСФСР (с 1947), проф. Моск. ун-та. Окончил Казанский ун-т по фак-ту обществ, наук (1922) и 1-й Моск. мед. ин-т (1937). Занимается проблемами нормальной, генетич. и патологич. психологии и психологич. анализом мозговых поражений.
С о ч.: Этюды по истории поведения,. М.— Л., 1930 (совм. с Выготским Л. С); Речевые реакции ребенка, в кн.: Речь и интеллект в развитии ребенка, т. 1—2, М., 1927—30; The nature of human conflicts or emotion, conflict and will, N. Y., 1932; Травматич. афазия, М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы, М., 1948; Очерки психофизиологии письма, М., 1950; Речь и развитие пси-хич. процессов у ребенка, М., 1956 (совм. с Юдович Ф. Я.); Нек-рые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, в сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. 1—2, М., 1956—58; The role of speech in the regulation of normal and abnormal behaviour, L., 1961; Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Мозг человека и психич. процессы, М., 1963.
ЛУС-И-КАБАЛЬЕРО(Luz у Caballero), Xoce де ла (1800—62) — кубинский философ и педагог; преподавал философию в духе сенсуализма Локка. Поскольку для Л.-и-К. природа первична по отношению к идеям, постольку в основе всех наук должно лежать изучение природы. Л.-и-К. выступил против эклектич. философии Кузена, к-рая с 1839 стала пользоваться нек-рым влиянием на Кубе. Философия Кузена, писал он, это философия приспособления к правительству реставрации, и она противоречит интересам кубинцев, борющихся против исп. господства, за нац. независимость. Свои филос. принципы Л.-и-К. положил в основу системы воспитания, требуя, чтобы обучение и воспитание делали человека способным изучать действительность.
С о ч.: Obras, v. 1—7, La Habana, 1945—55. Лит.: R о d r i g u e z J. I., Vida de Don J. de la L. у Caballero, N. Y., 1874; S a n g u i 1 1 у М., J. de la Luz у Caballero, La Habana, 1890; VitierM., La filosofia en Cuba, Mexico — B. Aires, [1948]. Г. Бургете. Москва. ЛУ ЦЗЮ-ЮАНЬ(Ц з ы-ц зин или Л у С я н-ш а н ь) (1139—92) — кит. философ, представитель неоконфуцианской школы лисюэ, принадлежал к субъек-тивно-цдеалистич. направлению этой школы; утверждал, что «мир — это мое сознание, мое сознание — это мир» (собр. соч. Лу Цзю-юаня «Сян-шань цзюань цзи», цзюань 36).
Политич. воззрения Л. Ц.-ю. отличались консерватизмом, он отражал интересы крупных помещиков. ЛУЩЙЦКИИ,Иван Николаевич [р. 7(20) янв. 1907] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1952), про-
фессор (с 1953). Член КПСС с 1926. Окончил Белорус, ун-т (1930) и аспирантуру АН БССР (1933). Научно-педагогич. работу ведет с 1931. Зав. кафедрой истории философии и логики Белорус, ун-та им. В. И. Ленина (с 1953). Исследует преим. проблемы истории философии (гл. обр. истории рус. и белорус, филос. и обществ, мысли) и историч. материализма. Автор ряда разделов и глав по истории филос. мысли в Белорус-,сии в кн.: «История философии», т. 2 (1957) и «Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР», т. 2 (1956). Ведет социологич. исследования по проблеме: движение за коммунистич. труд.
Соч.: Супроць буржуазна-л!бэральных трактовак фашизму, «Бальшавш Беларусь, 1932, № 6 (соавтор); Соцы-яльна-полггычныя погляды Кастуся Калшоускага, «Полымя», 1949, № 8; Великие рус. революционеры-демократы и передовая обществ.-политич. мысль в Белоруссии (60-е гг. XIX в.), «Большевик Белоруссии», 1952, JV» 5; Перадавыя грамадск1я ifl3i у беларускай вуснай народнай творчасщ, «Полымя», 1953, № 8; К вопросу о распространении марксизма в Белоруссии (80—90-е годы XIX в.), «Коммунист Белоруссии», 1953, № 12; Перадавая грамадская думка у беларускай анашмнай л1тературы, «Полымя», 1954, Ml; Аб светопоглядзе Адама Гуринов1ча, там же, 1955, № 6; Гра-мадска-лал1тычныя i фшасофстя вдэ1 творау Ф. Багушэ-в1ча, там же, № 8; Рус. революц. демократия и передовая обществ.-политич. мысль в Белоруссии в период восстания 1863 г., в кн.: Научные труды по философии, 1956, вып. 1; Нарысы на г1сторьп грамадска-палггычнай филасофскай думт f Benapyci у другой палавше XIX веку, Мшск, 1958; В. И. Ленин о социологич. взглядах Гегеля и Фейербаха, в кн.: О «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959; Савецкая дзяржава У перыяд разгорнутага будаунщтва камушзма, Мшск, 1961; Пути построения коммунизма в СССР, «Коммунист Белоруссии», 1962, № 1; Сборник из истории филос. и обществ, мысли, «Коммунист Белоруссии», 1963, № 2 (соавтор).
ЛЫЩЙНСКИЙ(tyszczynski),Казимир (ок.1634—30 марта 1689)— мыслитель-атеист литовского происхождения, живший на территории Польши и Литвы. Небогатый дворянин из рода Корчак. Прошел курс обучения в иезуитских школах. Л.—автор трактата «О несуществовании бога» («De non existentia Dei», опубл. в журн. «Przegl. Beligioznawczy», в работе: A. Nowicki, Piec fragmentow z dziela «De non existentia Dei» K. L., 1957, z. 1, № 1, с 72—75), фрагменты к-рого опубликованы в Польше в 1957. В трактате высказываются радикальные атеистич. идеи. Бог, говорил Л., «не существует», он является лишь творением людей, представляя собой только химеру, плод воображения. Идея бога нужна для того, чтобы внушить угнетенному народу страх перед «сильными». Л. утверждал, что Библия и Евангелие — ложны, написаны людьми, к-рые с их помощью поддерживают этот обман. Высшим авторитетом и критерием истины для Л. являлся разум. Мировоззрение Л. сложилось под влиянием передовых идей, распространявшихся среди городской польско-литовской интеллигенции, бросавшей вызов религ. фанатизму и феод, эксплуатации.
Резкая критика основ христ. догматики, разоблачение алчности и лицемерия духовенства вызвали против Л. жестокие преследования, организованные польским епископатом и иезуитами. В 1687 Л. был арестован и предан суду епископов, собравшемуся в Вильнюсе. Его признали атеистом и осудили на смертную казнь. По протесту брестских дворян, обратившихся к королю, дело было изъято из рук духовенства, передано на новое рассмотрение в высшую инстанцию — суд сейма. Однако варшавский сейм (дек. 1688) осудил Л. к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 30 марта 1689.
Лит.: Р а м м Б. Я., К. Л. — жертва религиозного изуверства, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и ате изма АН СССР, т. 3, Л., 1959, с. 173—98 (имеется подроб ная библиография); WielowskiJ., Sprawa К. L., Warsz., 1955; J u r g i n i s J., K. L. — ateizmo pradinin- kas Lietuvoje, Vilnius, 1957. Б. Рамм. Ленинград.
ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА— школа
польских логиков и философов, работавших в период между 1-й и 2-й мировыми войнами гл. обр. в Варшаве
264 ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА — ЛЬЮИС
и Львове. Осн. представители Л.-в. ш.: Лукасевич, Котарбиньский, Айдукевич, Лесьневский, Тарскай, Л. Хвистек (работал в Кракове), 3. Завирский, Т. Че-жовский. В филос. взглядах Л.-в. ш. соединялись разнообразные, порой противоречащие друг другу, направления: материалистическое иредставляли (хотя и не всегда последовательно) Котарбиньский, Лесьневский и Завирский; позитивистское — Айдукевич (до начала 2-й мировой войны); Лукасевич, И. Саламуха и др. Ътстаивали неотомистскую философию, соединенную с нек-рыми идеями позитивизма. Общим почти для всех представителей Л.-в. ш. является: отрицание иррационализма, стремление к уточнению с помощью математич. логики осн. идей и принципов традиц. рационализма; строгое исследование осн. понятий и проблем логики науч. рассуждения; использование математич. логики как средства теоретико-познавательного анализа; интерес к логической семантике, выдвижение тезиса о том, что исследование познания необходимо предполагает изучение его языковых средств.
Истоки Л.-в. ш. были заложены в антиметафизич. и антииррационалистич. мотивах ряда польских философов конца 60-х и 70-х гг. 19 в. (составляющих т. н. варшавский позитивизм) и в деятельности Твардовского. Хотя последний развивал неосхоластич. метод (см. Неосхоластика) в духе австр. философа неореалиста Ф. Брентано и не занимался логикой, однако его требования строго следовать методам точных паук, бороться против путаницы понятий дали толчок к исследованиям логики и семантики со стороны его учеников, из к-рых и вышли осн. деятели Л.-в. ш.
Представителей Л.-в. ш. можно разделить на две Группы. В первой осн. внимание уделялось теории познания, общим проблемам методологии конкретных наук, семантике. У ученых этой группы (Айдукевич, Котарбиньский и др.) наибольший интерес вызывали ло-гич.анализ собств. филос. понятий и проблем («субстанция», «существование», «универсалия», «дефиниция» и др.), филос. оценка и интерпретация результатов формальной и математич. логики. В частности, исходя из идей формализма Д. Гильберта, Айдукевич предложил такую теорию языка (охватывающую как формализованные, так и естеств. языки), в к-рой смысл выражений нек-рого языка определяется через существующие между ними синтаксич. (см. Синтаксис в логике) отношения и через т. н. правила смысла этого языка (аксиоматические, дедуктивные и эмпирические), т. е. правила осмысленного употребления языковых выражений. Айдукевич выдвинул также мысль о разделении языков на «замкнутые и осмысленно-связанные» (в них правила смысла однозначно определяют осмысленное употребление всех выражений этого языка) и «открытые» (в к-рых не выполняется указ. условие; такими, напр., являются естеств. языки). Класс всех смыслов выражений «замкнутого» языка есть его «понятийный аппарат», выраженное же этим аппаратом содержание представляет собой связанную с данным языком «картину мира». Филос. осмысление этой теории содержится в его учении о «радикальном конвенционализме» (см. Конвенционализм). В послевоен. время Айдукевич отказался от многих идей этого учения, пересмотрев свои филос. взгляды в духе материализма.
Вторую группу Л.-в. ш. составляют ученые, занимавшиеся проблемами математич. логики, логич. основаниями математики, спец. проблемами методологии дедуктивных наук и историей логики. Осн. представители этой группы: Лукасевич, Лесьневский, Тар-ский и их ученики: К. Куратовский и Б. Собочинь-ский, Е. Слупецкий, А. Линденбаум, М. Вайсберг и др. Они наряду с др. представителями Л.-в. ш. внесли большой вклад в формальную и математич. логику.
Польские логики и философы одними из первых разработали осн. идеи логич. семантики (Тарский, Лесьневский, Хвистек, Айдукевич и др.), модальной логики и многозначной логики (Лукасевич, Тарский, Вайсберг, Слупецкий, Завирский и др.), исследовали оси. понятия металогики (Лукасевич, Л. Хвистек, Тарский, Лесьневский, Собочиньский и др.), проанализировали ряд проблем теории определении (Лесьневский, Тарский, Айдукевич), работали в области аксиоматизации множеств теории (Куратовский, Хвистек), создали исчисление имен (Лесьневский); много внимания польские логики уделили упрощению различных аксиоматик двузначной логики высказываний. Логики этой школы также исследовали проблемы логики отношений, определимости понятий (Тарский), методологии науч. знания (проблемы индукции, гипотезы, аналогии, теории вероятностей и т. д.) и истории логики (Лукасевич).
Распавшись в 1939 после захвата Польши гитлеровцами (часть представителей Л.-в. ш. эмигрировала: Лукасевич, Тарский, Хвистек), Л.-в. ш. оставила глубокий след в развитии логики и философии и подняла на высокий уровень логич. образование в Польше. В народной Польше мн. представители Л.-в. ш. либо перешли на материалистич. позиции, либо пересмотрели свои прежние материалистич. учения в духе диалектич. материализма. Ученые народной Польши продолжают развивать прогрессивную часть наследства Л.-в. ш.
Лит.: Ш а ф ф А., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польского, М., 1953, ч. 2, гл. 6, § 5; История Польши, т. 3, М., 1958, гл. 28; Философия марксизма и неопозитивизм. Вопросы критики совр. позитивизма, М., 1963, с. 56—60; Котарбиньский Т., Избр. произв., М., 1963, с. 172—181; Ajdukiewicz К., W. sprawie «universaljow», «Przegla_d Filozoficzny», 1934, rocz. 37, z. 3; Jo r"d a n Z., The development of mathematical logic and logical positivism in Poland between the two wars, L., 1945; D a. ni b s k a I., Czterdziesci lat filozofii we Lwowie. 1898 —1938, «Przegla.d Filozoficzny», 1948, rocz. 44, z. 1—3; Tatarkiewicz Wl., Pi?cdziesia.t lat filozofii w Warszawie, там же.
И. Добронравов, И. Нарский. Москва.
ЛЬЙИС(Lewes), Джордж Генри (18 апр. 1817— 28 ноября 1878) — англ. журналист, лит. критик и философ-позитивист, последователь О. Конта. Основатель жури. «Fortnightly Review». Большое распространение получила его работа «История философии в биографиях» («A biographical history of philosophy», 4 vv., 1845—46; с третьего издания в переработанном виде под заглавием «History of philosophy from Thales to Comto», 1867, рус. пер. — «История философии от начала ее в Греции до настоящего времени», 1865, 1889, 1892, 1897). В ней Л. рассматривает историю философии не как прогресс науч. мысли, а как историю человеч. заблуждений, доказывающую невозможность иного пути познания, кроме позитивизма. Разделяя взгляды Спенсера на зависимость индивидуального сознания от эволюции родового сознания, Л., однако, глубже понимал значение социально-историч. условий в психич. жизни. В психологии Л. выступал против взглядов Конта, отстаивая значение интроспективного метода, контролируемого объективным изучением. Отвергая механицизм в биологии, Л. признавал чувствительность особым свойством всего живого. Выдвинув принцип «функционального безразличия нервов», Л. подверг критике учение «физиологического идеализма» о специфич. энергии органов чувств. Оставаясь в границах позитивистского эмпиризма, Л. отбрасывал спенсерианский непознаваемый абсолют; агностич. мотивы принимают у него характер «теории символов» (понятия — символич. конструкции).
С о ч.: Aristotle.. ., L., 1864; The physical basis of mind, L., 1877; The life of Goethe, L.—N.Y., 1930; в рус. пер.—Философия наук О . Конта, в кн.: Льюис [Д.] Г. и М и л л ь Д. С, О. Конт и положительная философия, СПБ, 1867; Сердце и мозг, [2 изд.], СПБ, 1875; Вопросы о жизни и
ЛЬЮИС —ЛЮБОВЬ 265
духе, т. 1—2, СПБ, 1875—76; Изучение психологии, ее предмет, область и метод, М., 1880.
Лит.: С т а д л и н А., Филос. учение Д. Г. Луиса, «Рус. вестник», 1876, т. 124, 125, 126; В ы р у б о в Г. Н., [Рец. на кн.:] Problems of life and mind, by G. H. Lewes. 3 series, problem 1: The study of psychology..., L., 1879, «Критич. обозрение», 1880, № 5; Ч у й к о В., Ж.-Г. Льюис, в кн.: Лью и с Д. Г., История философии от начала ее в Греции до настоящего времени, пер. с англ., [ч. 1], СПБ, 1892; В о л к о в Н. П., Д.-Г. Льюис, Владикавказ, 1904. Giambattista Gr., Bertazzi, Esame critico della filosofia di G. H. L., Messina, 1906; К a m i n s k у J., The empirical metaphysics of G. H. L., «J. History Ideas», 1952, v. 13, p. 314—32.
А. Потемкин. Ростов-на-Дону,
ЛЬЮИС(Lewis), Кларенс Ирвинг (р. 1883) — амер. логик и близкий к прагматизму философ. Длит, время преподавал в Гарвардском и Станфорд-ском ун-тах. В гносеологии Л., испытавший большое влияние Пирса, выдвинул теорию «концептуалистич. прагматизма», в к-рой соединил элементы прагматизма и свое, трудно совместимое с последним, истолкование системного, логически организованного знания; в ней он сознательно проводил т. зр. дуалистического противопоставления общих понятий, как чисто логических абстракций, потоку «сырых фактов опытных данных», а также, соответственно, аналитического, формального, абсолютно истинного знания всегда только вероятным эмпирич. истинам. Знание путем непосредств. ознакомления, по Л., невозможно, оно всегда предполагает выводной элемент и, следовательно, категориальную сеть, без к-рой нельзя схватить истину опыта. Эта сеть «критериев категориального классифицирования и истолкования», по Л., —априорна. Однако Л. отвергает традиционное, кантовское понимание априорного и истолковывает «априорную истину» как дефинитивную и находимую только из анализа понятий (образец — математика). Дефиниция же может быть бесполезной, но не ложной. Именно в силу дофинитивности основоположений системного знания возможно, по Л., неогранич. множество различных «концептуальных систем», различных «способов упорядочения». Выбор среди них и является сферой действия прагматич. или инструмент, критерия. Именно здесь, по Л., развертывается вся драма познават. деятельности людей.
Логич. работы Л. посвящены в основном разработке модальной логики и ее применению к формализации логич. следования, а также вопросам логич. семантики. Еще в 1912 Л. указал на несоответствие материальной импликации обычному понятию логич. следования п предложил идею импликации, основанной на модальном понятии возможности (cTporaH<strict>-импликация). В соч. «Очерк символич. логики» («A survey of symbolic logic», 1918) и «Символич. логика» («Symbolic logic», 1932, совместно с Лэнгфор-дом) разработал ряд исчислений, содержащих понятие строгой импликации (в соч. 1932 имеется пять различных «исчислений строгой импликации»), использующих модальный оператор «возможно» (и производные операторы «невозможно», «необходимо» и т. п.).
В кн. «Анализ знания и оценки» («An analysis of knowledge and valuation», 1946) Л. уделил осн. внимание определению значения и аналитич. истинности (истинности, опирающейся только на значения). Идеи Л. оказали значит, влияние на развитие логики.
С о ч.: Implication and the algebra of logic, «Mind», 1912, new series, v. 21, № 84; The pragmatic element in knowledge, Berkley, 1926; The modes of meaning, «Philos. and Phenomenol. Res.», 1943—44, v. 4; Mind and the world-order, [new ed.], N. Y., [1956]; Our social inheritance, Blo-omington, [1957].
Лит.: К а р н а п Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; WrightG. H. von, Essay in modal logic, [Amst.], 1951. Г. Батищев, Д. Лахугпи. Москва. ЛЮБИМОВ,Николай Алексеевич (26 янв. 1830— 6 мая 1897) — рус. физик. Проф. Моск. ун-та (1859—82). Работал в области оптики и учения об электричестве, а также над вопросами истории науки,
гл. смысл к-рой усматривал в уяснении «логики открытий» («История физики. Опыт изучения логики открытий в их истории», ч. 1—3, 1892—96). Преимущественно под углом зрения истории естествознания написана и книга Л. «Философия Декарта» (1886), где дан обстоят, очерк материалистич. физики Декарта. В филос. отношении Л. стоял на позициях индуктивизма и агностицизма. «Дух естествоведения» он противопоставлял «духу системы», к проявлениям к-рого относил и нем. натурфилософию, и франц. позитивизм, и материализм («В чем дух естествоведения?», опубл. в «Моск. унив. известиях»,1866—67, JV» 4; также в сб. «Мой вклад», т. 2, М., 1887, с. 466—526). Л. был сотрудником «Рус. вестника» и «Моск. ведомостей», издававшихся Катковым; содействовал введению реакц. университетского устава 1884.
Лит.: Памяти Н. А. Л., СПБ, 1897; Кудрявцев П. С, История физики, т. 2, М., 1956, с. 395 — 96; История естествознания в России, т. 2, М., 1960 (см. Именной указатель); Науч. и лит. труды засл. проф. Н. А. Л. в хроиоло-гич. порядке (1853 — 1895), СПБ, 1896.\~В. Зубов\%Москва. ЛЮБОВСКИЙ,Петр Михайлович (гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. логик и психолог. Окончил Харьковский ун-т (1808), магистр философии (1812). В соч. «Краткое руководство к опытному душесловию» (1815) — первой рус. учебной книге по психологии, полемизируя с материализмом, Л. отвергал идею детерминированности человеч. воли. В пределах общей идеалистич. концепции Л. сенсуалистически объяснял происхождение общих понятий (см. «Опыт логики», X., 1818, с. 23) и усматривал условие истинности познания «в действительном сходстве понятий с их предметами» (там же, с. 78). Однако наиболее общие понятия — 12 категорий — Л., в согласии с Кантом, признавал «врожденными нам с нашим разумом» («Краткое руководство...», X., 1815, с. 31). По Л., лишь «ум» — сверхъестественная и возносящаяся «выше всякой опытности» способность —проникает «во внутреннее существо природы» (там же, с. 59, 58). Л. пытался с т. зр. физиологии объяснить чувств, познание и мышление, сочувственно ссылаясь на мысль Гольбаха о том, что «самый разум производят от мозга» (там же,-с. 49). Он самостоятельно разработал вопрос о материальном источнике влечений. Соч.: О достоинствах человека, происходящих от дарования слова, в кн.: Речи, говоренные в гимназиях и уездных училищах округа Харьковского ун-та..., X., 1812. Лит.: А н а н ь е в Б. Г., Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX вв., [М.], 1947, гл. 3; Петров-с к и й А. В., П. Л. — передовой психолог нач. XIX в., «Вопр. Философии», 1952, JNS 3. 3. Каменский. Москва. ЛЮБОВЬ— нравственно-эстетич. чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Понятие Л. многозначно: существует Л. к делу, идее, родине, человечеству, личности. Специфич. содержанием Л. является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Духовная близость в Л. ощущается как постоянное взаимное мысленное присутствие, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки в соответствии с его взглядами. «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом „я" и, однако, в этом жо исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Гегель, Соч., т. 13, М., 1940, с. 107). Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в Л. завершенное единство; дополняя друг друга, они выступают как гармонич. целое. Процесс формирования Л. как исторически, так и в ходе индивидуального развития неразрывно связан со становлением личности (см. Самосознание).
Нравств. природа Л. выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, что харак-
266 ЛЮБОВЬ
терно для непосредств. чувств, влечения, а на личность с ее индивидуальной неповторимостью, к-рая выступает для нас ценной благодаря своим интеллектуальным и эмоциональным качествам. Природа как будто хочет, по словам Гёте, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное. Чувственное влечение выступает в Л. лишь как биологически целесообразный источник возникновения и одна из форм ее проявления.
Эстетич. аспект Л. выражается в чувстве длительной радости, возникающей от непосредств. созерцания или представления любимого существа. Л. пробуждает и вызывает подъем жизненных сил.
В истории духовной культуры понятие Л. трактовалось весьма различно. На ранних стадиях развития человечества Л. понималась еще мифологически как грандиозная, надмировая сила, господствующая в природе. Так, в др.-греч. философии орфики представляли Л. в виде мистич. существа — Эроса, к-рып воплощал производит, силы мира. В последующем Эрос отождествлялся с др. божествами, в частности с Зевсом; к нему обращались как к существу, владеющему «ключом всех вещей». В космогонии Эмпедокла Л. является началом, организующим Вселенную; если вражда разъединяет мир, то Л. объединяет всех людей, явления и элементы природы. Платон впервые отметил два вида Л.: чувственную и духовную. Первый вид Л. — низший, ограниченный любованием красивыми формами; духовная Л. — источник активной познавательной деятельности. Платон указывает на взаимосвязь этих видов Л. Совершенствование Л. состоит в переходе от чувственной Л. к духовной, т. е. от Л. к красивой форме к пониманию красоты вообще — нравственной, эстетической, научной и т. д. (отсюда выражение— «платоническая любовь», т. е. максимально духовная). По Платону, Л. рождается от соприкосновения с чувственными формами, с ощутимой красотой; зарождающаяся Л. носит все признаки «безумия», «неистовства», делающего человека чужим самому себе; лишь тогда, когда в чувств, красоте познается скрытая в ней идеальная красота, раскрывается истинная сущность Л.
В антич. эпоху появляется и обширная эротич. лит-ра (трактат Овидия «Искусство любви» — Ars amatoria, и др.). Особенно широкое распространение эротич. лит-ра получает в Индии. Типичным образцом этого жанра является трактат «Камасутра», в к-ром практицизм в вопросах Л. своеобразно сочетается с элементами мифологии, нар. медицины и т. д. В ср.-век. этике резкое различение чувств, и духовной Л. привело к их противопоставлению. Христ. Л.— это сверхъестеств. акт, каритас (т. е. человеколюбие), посредством к-рого человек освобождается от грешной, чувств, природы и достигает слияния с богом. Сам бог рассматривается как Л. Истинная Л., по Фоме Аквинскому, это Л. к богу, к-рая исчерпывается в себе самой вне всяких отношений к человеку и к реальной действительности. Христ. религия проповедует ряд догматич. принципов: возлюби бога больше всего существующего, люби ближнего как самого себя, возлюби врага своего и т. д. Проповедь вечной Л. — один из реакц. этич. догматов христианства, посредством к-рого религия поныне пытается скрыть классовые противоречия и достигнуть «мира» между угнетателями и угнетенными.
Философия Возрождения вновь обращается к античному представлению о Л. как объективной космич. силе. Итал. гуманист Марсилио Фичино развивал теорию любви Платона; он видел в Л. циклич. движение, основную закономерность Вселенной: исходя от бога-творца,.Л. к человеку и прочим творениям наполняет мир вещей красотой, к-рая возбуждает в них ответную Л. к богу. Проходя через мн. «очисти-
тельные» ступени, душа, движимая Л. к богу, достигает высшего блаженства, поднимаясь к высотам интеллигибельного мира и наслаждаясь созерцанием божественного.
Пико делла Мирандола различал три вида Л.: иррациональную (чувственную), рациональную и интеллектуальную. Причем главная из них — рациональная, или человеческая в собств. смысле слова, порожденная красотой чувственно воспринимаемой вещи, возбуждает желание духовно овладеть предметом Л., т. е. познать идею вещи. Она стимулирует совершенствование человеч. разума. «В силу этой („человеческой") любви, если человек идет от совершенства к совершенству, то он достигает такой степени, когда его душа полностью сливается с мировым интеллектом» (Комментарий к «Канцоне о любви» Джироламо Бенивиени). Рассматривая Л. как стимул к совершенствованию человека, Пико делла Мирандола придает>Мэй важный этич. смысл.
Космологич. понимание Л. свойственной Дж. Бруно, для к-рого Л. — страстное желание, героич. энтузиазм, переполняющий человека и влекущий его к познанию и покорению природы (см. «О героическом энтузиазме», 1585, рус. пер., М., 1953).
Понятие Л. занимает большое место в этике Спинозы, считавшего, что, познавая бога, т. е. природу как причину всех вещей, человек испытывает к нему интеллектуальную Л., к-рая освобождает душу от аффектов, свойственных чувств. Л. В познавательной Л. совпадают чувство и разум, и сам интеллект выступает как естеств. сила природы.
Просветители рассматривали Л. как естеств. человеческое чувство. Шефтсбери, напр., видел в Л. чувство солидарности, условие порядка и красоты в обществе. Гельвеций считал Л. самым могучим источником нашей деятельности (см. «О человеке», М., 1938, с. 74—78), гл. условием воспитания и развития человека. Этика просветителей пыталась в духе учения о разумном эгоизме объяснить Л. отношение человека к обществу, связать в единое целое индивидуальный и обществ, интерес.
Понятие Л. как социального чувства развивалось в учениях утопич. социалистов. Кампанелла рассматривал Л. как силу, организующую социальную жизнь: Л. обусловливает не только деторождение, но и воспитание детей и «... вообще все, относящееся к пище, одежде и половым отношениям» («Город Солнца», М., 1954, с. 44). Фурье относил Л. к страстям привязанности, к-рые в условиях справедливых обществ, установлений являются основой возникновения человеч. коллективности и общности, условием гармонич. развития личности. Франц. утописты 19 в. высказывали многочисл. проекты такой организации обществ, и частной жизни, при к-рой Л. и семья будут основаны не на корысти и отношениях собственности, а на свободном чувстве взаимной привязанности.