Л. составила одну из гл. тем философского и художеств, творчества в нем. романтизме. Напр., Ф. Шле-гель, наряду с др. романтиками, истолковал Л. как космич. силу, объединяющую в единое целое земное и небесное, человека и природу, конечное и бесконечное. Л. идеальна, она раскрывает истинный смысл природы и назначение человека, конкретно проявляясь в Л. к женщине. Вместе с тем идеальный смысл Л. к женщине раскрывается в мировой Л.
По Фейербаху, Л. «есть универсальный закон разума и природы, она есть не что иное, как осуществление единства рода через единомыслие... Любовь может корениться только в единстве рода, в единстве интеллекта и в природе человечества» (Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 304). Вместе с тем, объявляя сущностью человека и религии вечную и неизменную Л., Фейербах создал своеобразную рели-
I
ЛЮБОВЬ -- «ЛЮБОМУДРЫ» 267
гию Л., обожествил половую Л. и придал отношениям между полами характер некоей трансцендентальной сущности.
Для бурж. философии 19—20 вв. характерен пессимизм в оценке и понимании Л., истолкование ее как иллюзии, фикции, обмана. Так, по ШопенгАУ-эру, Л. — это выражение простого физиологич. Нн" стинкта, к-рый, заманивая живые существа iinj™" зией счастья, делает их орудием для собств. целей. Теория психоанализа Фрейда, сводя все виды Л. к физиологич. инстинкту, игнорирует социальную природу человека и его чувств. В его учении Рсе виды Л. — отцовская, *сыновняя, интеллектуальная и пр. — лишь сублимация полового импульса.
В философии ценностей М. Шелера чувство Л., трЭк~ туемое в качестве первичного условия этич. ценное™ человеч. личности, выступает как иррациональныи акт, истоки к-рого уходят в глубины неискоренимой сущности каждого человека. С т. зр. Сартра, ид^ал и цель Л. состоят в том, чтобы влиять на свободу дрУ" гого, оставляя ее вместе с тем невредимой. У представителя католич. экзистенциализма Г. Марселя 4fB" ство Л., а не разум является средством постижения «существования».
В марксистской философии Л. рассматриваемся в тесной связи со всем процессом обществ .-исторяч-развития. В Л. проявляется «...не только данное природой, но и привнесенное культурой...» («BocJ10-минания о В. И. Ленине», т. 2, 1957, с. 483). Энгельс характеризовал Л. в совр. ее форме индивидуально-избирательного чувства как сложный продукт дяи~ тельной истории. «Современная половая любовь сугДе~ ственно отличается от простого полового влечен^я> от эроса древних. Во-первых, она предполагает у J*10-бимого существа взаимную любовь; в этом отношеН™ женщина находится в равном положении с мужчинои> тогда как для античного эроса отнюдь не всегда тР°~ бовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продол#и~ тельность половой любви бывают такими, что нев03" можность обладания и разлука представляются обйим сторонам великим, если не величайшим несчастьем! они идут на огромный риск, даже ставят на ка{>тУ свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу---Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачн011! но и о том, возникла ли она по взаимной любви йли нет?» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изДч т. 21, с. 79—80).
По характеристике Маркса, Л. является своеобраз~ ным мерилом того, насколько «естественное поведение человека стало человечески м», «в ^а-кой мере сам он, в своём индивидуальнейшем бытии является вместе с тем общественным существом» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1958, с. 587).
Л. составляет нравственную основу брака и семсп~ ных отношений (см. Семья).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из рангах произведений, М., 1956, с. 587—588; Энгельс *-. Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 и^Д-. т. 21; Л е н и н В. И., [Письма] Инессе Арманд, Со4-. 4 изд., т. 35, с. 137—41; Б е б е л ь А., Женщина и соц(,а" лизм. пер. с нем., М., 1959; КолбановскийВ. Р-> Л., брак и семья в социалистич. обществе, М., 1948; X а Р~ ч с в А. Г., Семья и сов. общество, Л., 1960; его м1е. О нравственной сущности социалистической семьи, «ВоДР-философии», 1961, JMi 1; С т е н д а л ь, О Л., пер. с фрайИ-. Собр. соч., т. 4, М., 1959; К а л е н о в П., Л. по Платову. «Рус. вестник», 1886, ноябрь; Ф у л ь е А., Л. по ПлатоНУ, пер. с франц., М., 1898; Веселовский А., Из истории развития личности. Женщина и старинные теории Л-> СПБ, 1912; А р с е н ь е в Н. С, Платонизм Л. и кРа~ соты в литературе эпохи Возрождения, «Ж. Мин-ва нар°Д" ного просвещения», 1913, №1,2; Лосев А., Эрос/ У Платона, в кн.: Г. И. Челпанову от участников его се)Ии" наииев..., М., 1916; V о 1 к е 1 t I., Zur Gcschichte der Pni"
losophie der Liebe, [s. ).], 1873; W i e g a n d W., Die wissen-schaftliche Bedeutung der platonischen Liebe, В., 1877; TeichmullerG., Ueber das Wesen der Liebe, Lpz., 1879; Robin L., La theorie platonicienne de 1'amour, P., 1908; Lagerborg R., Die platonische Liebe, Lpz., 1926; Pflaiim H., Die Idee der Liebe bei Leone Ebreo, Tubingen, 1926; Krakowski E., Une philosophie de 1'amour et de beaute, P., 1929; Ortega у Gasset J., Estu-dios sobre el amor, B. Aires, [1939]. А. Спиркин. Москва.
«ЛЮБОМУДРЫ»— участники моек, лит.-филос. кружка «Общество любомудрия», осн. в 1823. Осн. состав — воспитанники Моск. ун-та и Царскосельского лицея, молодые чиновники Моск. архивной коллегии иностр. дел (отсюда — «архивные юноши»). Членами об-ва состояли: В. Ф. Одоевский (пред.), Д. В. Веневитинов (секретарь), А. И. Кошелев, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин. Более или менее тесно примыкали к об-ву «Л.» Н. А. Мельгунов, М. П. Погодин, В. П. Титов и С. П. Шевырев. Первоначально для пропаганды своих взглядов «Л.» использовали жури. «Вестник Европы», затем своим органом они сделали альманах «Мнемозина. Собр. соч. в стихах и прозе» (ч. 1—4, 1824—25). Вместе с В. Ф. Одоевским издателем и постоянным сотрудником «Мнемозины» являлся Кюхельбекер. В узком кругу «архивных юношей» и на страницах «Мнемозины» дискутировались вопросы философии, естествознания, лит-ры, эстетики и этики. Для удовлетворения «разнообразных вкусов всех читателей» альманах «Л.» печатал повести, анекдоты, очерки, стихотворения, критич. заметки на темы «о русской словесности».
Члены кружка взяли себе название «Л.» ввиду преобладания среди них интереса к философии. Фи-лос. кредо кружка было стремление создать самобытную философию новой эпохи рус. истории. Тем не менее филос. взгляды членов об-ва не были тождественными. Одоевский, напр., симпатизировал пан-теистич. системам Спинозы и Сковороды; не отвергая идею бога, он растворял ее в понятии «мир», отстаивая идею о всесилии человеч. разума. Одоевского поддерживал Кюхельбекер, высказывавший мысли о «суверенности природы», доказывавший безграничность познания человека. Киреевский, Кошелев, Погодин, Шевырев возвеличивали мистицизм Шеллинга, имели склонность к «религиозным исканиям».
Большинство «Л.» отстаивало лозунг народности лит-ры и искусства (хотя народность «Л.» понимали весьма абстрактно), стояло за развитие «сатирического жанра» и политич. лирики. Кюхельбекер призывал поэтов воспевать высокие гражд. чувства, возбуждать действенную любовь к Отечеству. Одоевский горячо отстаивал права в рус. лит-ре комедии с рус. сюжетом и серьезным социальным звучанием. На страницах «Мнемозины» и «Моск. телеграфа» он выступил против М. Дмитриева и А. Писарева в защиту «Недоросля» Фонвизина и «Горя от ума» Грибоедова. «Л.» были одними из первых критиков реакц. эсте-тич. взглядов Ф. Булгарина И Н. Греча.
Общим для «Л.» являлась защита бурж.-демокра-тич. идей свободы слова, печати, вероисповедания, призывы содействовать развитию нац. культуры, просвещения и науки в России. «Мнемозина» высмеивала светские обычаи «высшего» общества, уродливые формы дворянского воспитания, погоню «света» за «почестями без заслуг». Судя по свидетельству А. И. Кошелева, лишь на «тайных собраниях» узкого круга «архивных юношей» нередко высказывались «крайне либеральные» взгляды. Не случайно эти беседы «Л.» продолжались только до того времени, как стало известно в Москве о поражении восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825. Получив об этом сведения, «Л.» прекратили свои встречи, не желая «привлечь на себя подозрения полиции». С годами терялись связи бывших членов общества «Л.», изменялись их интересы и .убеждения.
268 «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
Лит.: Записки А. И. Кошелева (1812—1883 годы), Berlin, 1884; ПятковскийА. П., Из истории нашего лит. и обществ, развития, ч. 1—2, 2 изд., СПБ, 1888 — 1889; Барсуковы. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1 — 3, СПБ, 1888 — 1911; Павлов-Сил ь-вановскийН. П., Очерки по рус. истории XVIII — XIX вв., СПБ, 1910; Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1,ч. 1—2, М., 1913; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1, Л., 1950; Соколова. Н., История рус. лит-ры XIX в., т. 1, М., 1960.
П. Шкуринов. Москва.
«людвиг Фейербах и конец классической НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»— произведение Энгельса, посвященное характеристике отношения марксистской философии к своим теоретич. источникам и содержащее очерк ее важнейших положений. Написано в 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Старке «Людвиг Фейербах» (1885); однако Энгельс уделяет ей незначит, внимание. Подлинные причины написания «Л. Ф. ...» Энгельсом были иные: распространение марксизма «вширь» сопровождалось его вульгаризацией, его эклектич. толкованием на уровне догегелевской философии (кантианство и т. п.), поэтому надо было разъяснить, каковы коренные отличит, черты диалектич. и историч. материализма. Ленин высоко оценил работу «Л. Ф. ...» и часто ссылался на нее. Он считал, что «Л. Ф. ...» и «Анти-Дюринг», так же как и «Коммунистический Манифест», «...являются настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Соч., т. 19, с. 4).
Характеризуя в «Л. Ф....» появление на историч. сцене франц. философии 18 в. и классич. нем. философии, Энгельс говорит о филос. революциях. В еще более глубоком смысле явился революцией процесс создания диалектич. и историч. материализма Марксом и Энгельсом. Этот процесс включал в себя усвоение в новом синтезе всего ценного из наследия филос. культуры и прежде всего ее высшего достижения — философии Гегеля.Поэтому 1-я гл. «Л. Ф....» посвящена Гегелю и истории раскола гегелевской школы. Взгляды Гегеля Энгельс передает так, как они исторически выступили в качестве идейного источника марксистской философии, а именно в их противоречии между диалектич. методом и догматизмом, некритичностью и консерватизмом его системы. Гегелевская философия в целом—«...величественный итог всего предыдущего развития философии...»; вся она — «... лишь идеалистически на голову поставленный материализм» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 279, 285); повсюду в ней — поразительное богатство идей, усвоение к-рых — условие подлинного выхода из «лабиринта» филос. проблем. Тем не менее Фейербах, восстановивший материализм, не преодолел философию Гегеля посредством «снимающей» критики, но попросту отбросил ее прочь. И все же именно Фейербах дал становлению марксизма «могучий толчок» (см. там же, с. 299).
Во 2-й гл. Энгельс противопоставляет обывательскому утилитаристскому представлению о «материальном» и «материализме» научное, филос. понятие о них. Филос. понятие материализма формулируется как ответ на основной вопрос философии; различие же в решении этого вопроса составляет критерий классификации филос. концепций. При этом Энгельс выделяет «две стороны» этого вопроса. С т. зр. марксизма, мышление способно, по выражению Энгельса, составлять верное отражение действительности. «На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия» (там же, с. 283). Именно материалистически истолкованное тождество мышления и бытия определяет совпадение гносеологии, онтологии и логики в диалектике как «... науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления», ибо эти законы «... по сути дела тождественны...» (там же, с. 302). Поэтому
познающее мышление есть всегда движение понятий согласно логике самого предмета.
Доказательство предметной истинности знания и тем самым опровержение дуализма и агностицизма «...заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности» (там же, с. 284). Здесь Энгельс отвлекается от др. функций практики и от роли ее превращенных форм (отношения полезности и т. п.).
Обращая внимание на особенности материализма диалектического, Энгельс отмечает три ограниченности старого материализма: 1) механистичность, 2) метафизичность, 3) идеализм в понимании общества (см. там же, с. 286—89). При этом надо учитывать, что гл. недостаток предшеств. материализма — его созерцательность (см. «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», Материализм). Энгельс называл Л. Бюхнера, К. Фохта и Я. Молешотта вульгарными материалистами за то, что они «... не вышли ни в чем за эти пределы учений своих учителей» (там же, с. 288).
В гл. 3-й Энгельс показывает, что Фейербах не только остался идеалистом в понимании общества, но и оказался здесь гораздо беднее Гегеля. В социальных отношениях «... он видит только одну сторону— мораль» (там же, с. 295). Корни этич. идеализма Фейербаха — в его антропологизме.
Глава 4-я содержит характеристику революц. переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом, и экскурсию в область материалистич, теории истории. Классич. филос. наследие восприняли и переработали основоположники марксизма. Гегелевскую диалектику они освободили от «идеологического извращения» (см. там же, с. 301). Суть дела в том, чтобы не только «признавать» диалектику, но и уметь «...применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования» (там же, с. 302).
Марксизм провозгласил принципиально новое отно шение между предметом философии и предметами ос тальных положит, наук. Оценивая открытие клетки, установление закона сохранения и превращения энер гии и теорию Дарвина как «три великих открытия» (см. там же, с. 288, а также с. 303—04), Энгельс- усмотрел в них начало усвоения диалектич. метода мышления самими положит, науками. Поскольку такое усвоение совершается, оно избавляет философию от монополизирования задачи «______ дать общую кар тину природы как связного целого» (там же, с. 304), т. к. науки становятся полноправными строитель- ницами «системы мира». Теоретически развитые науки делают излишней особую, отдельную от них науку «о мире в целом», каковой ранее претендовала быть философия. Тем самым философии предоставляется возможность сосредоточить свое внимание на иссле довании всеобщих характеристик действительности, на разработке диалектики как логики и теории науч. познания (см. там же, с. 316).
В очерке материалистич. понимания истории (см. там же, с. 305—316) марксизм противопоставляется домарксовским социологич. концепциям как впервые раскрывший материальные движущие силы, к-рые скрываются за идеальными побудит, силами (см. там же, с. 307); рассматривая лишь общую независимость первых от вторых, Энгельс отвлекается от того, что и те и другие могут выступать еще и как якобы независимые от человеч. деятельности, от реального человека. Энгельс поясняет важнейшие положения марксистской теории классов и классовой борьбы, теории базиса и надстройки, анализирует классовый характер гос-ва (см. там же, с. 310).
В заключение Энгельс выражает веру в грядущий расцвет теоретич. мысли, выступающей смело и решительно, без каких бы то ни было соображений «... о карьере, о наживе и о милостивом покровитель-
ЛЮКСЕМБУРГ 269
стве сверху» (там же, с. 317). Коммунизм и высокий интерес к теории нераздельны.
«Л. Ф. ...» был издан сначала в «Neue Zeit» (1886, JVsJV» 4 и 5), а в 1888 в Штутгарте отд. брошюрой с предисловием. Первый рус. перевод «Л. Ф....» принадлежит Плеханову. В 1905 и 1906 публиковались и др. рус. переводы. В сов. время «Л. Ф. ...» многократно переиздавался (до 1939 — в переводе Плеханова). На 1 янв. 1964 «Л. Ф. ...» издан в СССР 98 раз на 32 языках (народов СССР и иностр.) тиражом 3282 тыс. экземпляров.
Лит.: Л с н и н В. И., Три источника и три составных части марксизма, Соч., 4 изд., т. 19; Юдин П., Классич. произв. марксистского материализма, [М.], 1939; Ильи- чев Л. Ф., О книге Ф. Энгельса «Л. Ф. ...», [М.], 1940; Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса «Л. Ф. ...», [М.], 1952; В а л л е р Э. А., Произведение Ф. Энгельса «Л. Ф. ...», М., 1960. Г. Батищев. Москва.
ЛЮКСЕМБУРГ (Luxemburg), Роза (5 марта 1871—15 янв. 1919) — деятельница герм, и польского рабочего движения, представительница революц. марксизма конца 19 — нач. 20 вв. Род. в Польше в г. Замосьц (Замостье). Ужо в гимназич. годы была связана с революц. кружками, познакомилась с марксизмом. Была в числе основателей (1893) с.-д. партии Королевства Польского, участвовала в деятельности с.-д. партии Королевства Польского и Литвы. Окончила ун-т в Цюрихе со степенью д-ра гос. наук. Переехав в 1897 в Германию, активно включилась в борьбу левых нем. с.-д-тов против оппортунизма и ревизионизма. Опираясь на опыт революции 1905—07 в России, Л. решительно выступала за массовую стачку как новую форму борьбы пролетариата. Во время первой мировой войны Л. с марксистских интернационалистских позиций беспощадно боролась с милитаризмом, разоблачала предательство правых и центристских лидеров герм, с.-д-тии. В период войны Л. за выступления против империализма трижды сидела в различных герм, тюрьмах (около 4 лет). Л. явилась одним из организаторов революционного «Союза Спартака» (1916), затем — созданной на его основе Коммунистич. партии Германии (1918). 15 янв. 1919 вместе с К. Либкнехтом была зверски убита контрреволюционерами.
Убежденная марксистка, Л. правильно указывала на загнивание бурж. идеологии, выражающее неизбежность гибели капитализма, вскрывала реакц. сущность неокантианства и теорий этического социализма. В работе «Социальная реформа или революция?» («Sozialreformen oder Revolution?», 1899, рус. пер. [1904—05], новое изд. 1959), в много-числ. статьях и выступлениях Л. с присущей ей революц. страстностью и остроумием подвергла резкой критике Бернштейна и др. ревизионистов. Стержнем этой полемики была проблема соотношения объективной историч. закономерности и революц. преобразований. Защищая выводы Маркса об углублении всех противоречий капитализма и неизбежности социа ли стич. революции, Л. показывала фальшь утверждения Бернштейна об устойчивости мелкого произ-ва, подчеркивала классовый характер бурв«. гос-ва, решительно выступала против реформистской идеи постепенной «социализации» общества. Подвергнув критике метафизич. противопоставление революц. «катастрофы» и эволюц. «развития», Л. писала, дто «катастрофа» представляет собой закономерней
момент развития. Крупной заслугой Л. было выдвинутое ею, но не поддержанное ни руководителями партии, ни т. н. «середняками» требование решительного разрыва с оппортунистами, изгнания Бернштейна и его единомышленников из партии (см. письма Л. в ст. «Роза Люксембург против ревизионизма», в журн. «Новая и новейшая история», 1962, № 5,6; 1963, № 1).
Вместе с тем Л. не поняла всей опасности берн-штейновского ревизионизма, его нападок на материализм и диалектику, допускала отд. отступления от диалектики к механистич. детерминизму. Основа этих отступлений — ошибочные воззрения Л. на ряд вопросов политич. экономии, к-рые нашли выражение в ее работах «Накопление капитала» («Die Akkumulation des Kapitals», 1913; рус. пер. 1921, 5 изд. 1934) и «Введение в политич. экономию» («Einfiihrung in die Nationalokonomie», 1925; рус. пер. 1925, нов. изд. 1960). Популяризируя учение Маркса, показывая, что не техника, а отношения собственности определяют характер способа произ-ва, Л., однако, ошибочно писала, что регулятором товарного х-ва является не закон стоимости, а обмен, к-рый «регулирует... все хозяйство, ... управляет обществом» («Введение...», М., 1960, с. 236). Накопление при капитализме возможно, по Л., лишь за счет расширения сферы эксплуатации «некапиталистической среды» (т. е. хозяйств'крестьян и ремесленников), с исчезновением к-poii капитализм якобы автоматически рухнет. Отсюда и неправильное определение Л. империализма как политики борьбы капиталистич. гос-ва за остатки «мировой некагатталистич. среды». Защита механистич. детерминизма сочеталась, однако, у Л. с горячей убежденностью в неотвратимости пролетарской революции. Все же ошибки Л. в области политэкономии не могли не сказаться на ее деятельности. на понимании организац. принципов партии, аграрного и нац. вопросов. Полагаясь преимущественно на объективный ход развития, она недооценивала роль субъективного фактора в истории, что нашло выражение в недооценке роли партии в рабочем движении.
В 1916 под псевд. «Юниус» вышла написанная Л. в тюрьме брошюра «Кризис социал-демократии» («Die Krise der Sozialdemokratie», рус. пер. 1923). В ст. «О брошюре Юниуса» Ленин приветствовал появление этой работы, разоблачающей социал-шовинистские вымыслы о якобы освободит, характере происходившей войны (см. Соч., т. 22, с. 291—305). В то же время Ленин подверг критике ряд ошибок Л., в частности недооценку ею нац.-освободит. движений эпохи империализма. Ленин неоднократно указывал, что политич. ошибки герм, левых, в т. ч. и Л., тесно связаны с их метафизич. и механистич. ошибками в теории. В 1918 Л. написала работу «Рус. революция» («Die russische Revolution», опубл. 1922), в к-рой, несмотря на ошибочные высказывания по ряду вопросов большевистской тактики, отмечала историч. заслугу партии большевиков как партии последовательно революционной, с презрением писала о правых руководителях герм, с.-д-тии.
Под влиянием Октябрьской революции в России, опыта большевиков Л .начала, хотя и не сразу, исправлять свои ошибки. О переходе Л. на позиции ленинизма свидетельствуют статьи в «Rote Fahne» и особенно «Доклад о программе партии» («Rede zum Pro-gramm...», 1919), с к-рым она выступила на Учредит, съезде КПГ (1918). Хотя и здесь еще недостаточно подчеркивалась роль партии, необходимость союза рабочего класса с крестьянством, однако, окончательно покончив с метафизически-эволюционистскими теориями оппортунистов, отметив историч. значение Октябрьской революции, программа выдвинула зада-
270 ЛЮТЕР
чу борьбыза социалистич. преобразование обще ства. Л. Мысливченко. Москва.
С революц. деятельностью Л. были тесно связаны ее выступления по вопросам лит-ры и иск-ва. Статьи Л. о Мицкевиче, Успенском и Шиллере, о Л. Толстом и Короленко имели большое значение в борьбе герм, левых против бурж.-реформистской идеологии. Эти статьи защищали иск-во, связанное с демократич. и революц. движением, показывали, что участие в социальных битвах не принижает, а возвышает иск-во. В трех статьях о Толстом, опубликованных в тот же период, что и посвященные Толстому статьи Ленина, Л. отвергла традиц. противопоставление Толстого-художника Толстому-мыслителю. «Без величия личности и величия мировоззрения,—писала она,— нет великого искусства» («О литературе», М., 1961, с. 121). Однако Л. не смогла преодолеть до конца теорию «двойственности» Толстого. Статья Л. «Душа рус. литературы» (1918, рус. пер. 1922) представляла собой первый марксистский очерк рус. поэзии и прозы от 1812 до 1914. Правда, и здесь сказались ошибки Л.: героич. характер рус. лит-ры она как бы выводит из «чувства социальной ответственности» и недостаточно объясняет конкретно-историч. особенностями развития России. В целом же наследие Л., лит. критика, показывает, как марксистская эстетич. мысль того времени, очищаясь от реформистских и догматич. искажений, вступала в ленинское русло развития.
М. Кораллов. Москва.
Критикуя отд. ошибки и отступления Л. от после-доват. марксизма, Ленин высоко ценил ее как пламенного борца за дело рабочего класса, против ревизионизма; он называл Л. орлом, великой коммунисткой (см. Соч., т. 31, с. 315; т. 33, с. 184). Отдавая должное революц. заслугам Л., нем. коммунисты под руководством Э. Тельмана повели борьбу за преодоление ее ошибок (см. E.Thalmann, Der revolutionare Ausweg und die KPU, M.( [1932], S. 71).
Ревизионисты пытались и пытаются использовать ошибки Л. для противопоставления ее взглядов Марксу и Ленину, для борьбы против марксизма-ленинизма (см., напр., В. Kautsky, Rosa Luxemburg. Eine biogra-phische Skizze, в кн.: R. Luxemburg, Briefe an Freunde, 1950). Нем. коммунисты дают отповедь подобному искажению взглядов Л. Революц. заветы Л. последовательно проводятся в жизнь в ГДР.
Соч.: Briefe aus dem Gefangnis, [4 Aufl.], В., 1953; Ausgewahlte Reden und Schriften. Mit einem Vorwort von W. Pieck, [2 Aufl.], Bd 1—2, В., 1955; Rosa Luxemburg im Kampf gegen den deutschen Militarismus, В., 1960; в рус. пер.—Карл Маркс. Критич. очерк его учения, К.,' 1906; Всеобщая забастовка и нем. социал-демократия, П., 1919; Письма из тюрьмы, X., 1923; Избр. соч., т. 1, ч. 1—2, М.—Л., [1928]— 1930.
Лит.: Л е н и н В. И., Заметки публициста, Соч., 4 изд., т. 33; ЦеткинК., Р. Л. и рус. революция, М.—П., 1924; А л ь т е р И. М., Р. Л. в борьбе с реформизмом, Я., [1927]; Шафф А., Филос. взгляды Р. Л., в сб.: Против бурш, и правосоциалистич. фальсификаторов марксизма, М., 1952; Эль с не р Ф., Р. Люксембург. Кри-тико-биографич. очерк, М., 1952 (Приложение к бюллетеню «Новые книги за рубежом»); Против совр. ревизионизма. Сб. переводов, М., 1958, с. 325—38; БутенкоА. П., Вокруг работы Р. Л. «Рус. революция», «История СССР», 1958, №2; Бартель В., Левые в герм, социал-демократии в борьбе против милитаризма и войны, пер. с нем., М., 1959; История философии, т. 5, М., с. 517 —19; Чагин Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм, социал-демократии. 1895 —1914, М.—Л., 1961; КривогузИ. М., «Спартак» и образование Коммунпстич. партии Германии, М., 1962; WarskiA., Rosa Lusem-burgs Stellung zu den taktischen Problemen der Revolution, Hamb., 1922; D e s a n t i D., Visages de temmes, P., 1955; Bauer R., Die besten Deutschen verteidigten die Oktoberre-volution und lernten von ihr, «Beitr. zur Geschichte deutschen Arbeiterbewegung», 1962, H.. 4.. А. Мысливченко. Москва.
ЛЮТЕР(Luther), Мартин (10 ноября 1483— 18 февр. 1546) —деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма. Род. в г. Эйслебене в Саксонии. В 1501поступил в Эрфуртский ун-т,
в 1505 получил степень магистра свободных иск-в. В Эрфуртском ун-те Л. был связан с кружками гуманистов, к-рые вели энергичную борьбу против столпов схола-стич. теологии, но не примкнул к ним. В то время как радикальные гуманисты видели пути развития нем. культуры в распространении светского образования, Л. стремился к реформе теологии, оставаясь на ее почве. Пытаясь найти основы новой христианской догматики, он изучал различные направления схоластич. теологии, в частности ср.-век. мистику. Начав читать лекции в Виттенбергском ун-те, в 1512 он получил степень д-ра богословия.
Осн. положения нового вероучения Л. высказал в предназначенных для диспута 95 тезисах против индульгенций, прибитых им 31 окт. 1517 к дверям виттенбергской церкви. Л. выступал против догматов и претензий католич. церкви, утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом. Человек, по Л., достигает «спасения души» («оправдания») только при помощи «веры», к-рая даруется ему непосредственно богом. Л. отвергал претензии духовенства на господствующее положение в мире. Вместе с тем объявив «вору» христианина единств, средством его общения с богом, Л. настаивал на том, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, светское гос-во и его учреждения занимают важное место в христианской религии. В соответствии с этим должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий («священное предание») и восстановлен авторитет «священного писания». Но, выдвинув против католич. вероучения положение о непосредств. общении наделенного «верой» христианина с богом, Л. решительно отрицал при этом значение чело-веч, воли и разума. Общения с богом человек, согласно лютеровскому учению, достигает путем полного «смирения» и «сокрушения сердца»: человек должен осознать свою полную ничтожность перед спасающей его милостью божией. Поэтому Л. не полностью отвергал роль духовенства, считал его необходимым для того, чтобы наставлять людей в смирении перед богом.