Новый лидер больше других рискует столкнуться с предсказуемыми сюрпризами. Отчасти из-за того, что ему пока еще не хватает информации, и он еще не успел наладить отношения с важными людьми, которые бы помогали ему вовремя и адекватно реагировать на ситуацию. Кроме того, организация может быть разделена на замкнутые функциональные подразделения, или переживать проблемы, связанные со стимулированием сотрудников или неспособностью обучаться, что еще больше увеличивает его уязвимость. А иногда необходимые изменения начинают блокировать люди, преследующие какие-то особые интересы.
Бесспорно, эти факторы риска заслуживают внимания, но самый большой риск связан с тем, как вы относитесь к своей новой роли лидера. У вас могут быть определенные предубеждения, заставляющие вас видеть одно и не замечать другого, стремиться решать одни проблемы и избегать другие. Как же в такой ситуации избежать предсказуемых сюрпризов? Ответы легко перечислить, но не так легко реализовать на практике:
• Проявите самодисциплину и учитесь замечать то, что не соответствует вашим личным предпочтениям. Для этого нужно выйти из своей зоны комфорта. Например, если раньше вы работали в определенной функциональной области, есть риск, что вы будете рассматривать все проблемы сквозь призму того опыта. Человеку с молотком все кажется гвоздем.
• Создайте группу людей с взаимодополняющими навыками. Очень легко собрать команду из людей, похожих на вас. Это - естественное желание, потому что легко и удобно жить среди людей, думающих так же, как и вы. Добивайтесь когнитивного и стилистического разнообразия в команде и делайте все возможное для ее интеграции. Не забывайте при этом ясно объяснять людям, что их задача - вовремя замечать предсказуемые сюрпризы.
• Создайте системы раннего предупреждения и введите их в процессы организации. Очень соблазнительно воспринимать системы обнаружения и реагирования, а также обучения и распространения знаний, как нечто необязательное. Например, иногда организации создают целые отделы, чья задача - анализировать внешнее окружение. Это помогает интегрировать информацию и знания, но такие системы эффективны только при условии, что циклы обнаружения и обучения внедрены на микроуровне организации, где в первую очередь и появляется информация о возникающих проблемах. Сотрудники, работающие "на переднем крае", должны точно знать, что делать с такой информацией и, самое важное, должны быть мотивированы не скрывать ее и вовремя сообщать руководству.
Заключение
Сбои в циклах ОР и ЗР, описанные в этой главе - основные причины предсказуемых сюрпризов. Сбой на любой фазе в этой цепочке обработки информации (для агентства Кэрри это был цикл ЗР) вредит и организации, и ее лидерам. Сбои разных типов также часто порождают и подкрепляют друг друга. Например, неспособность к обучению может быть следствием отсутствия интеграции или нежелания лидеров вкладывать средства в сохранение полученных знаний. В любом случае, лидер, особенно занявший свою должность недавно, должен ясно понимать, что ему не избежать предсказуемых сюрпризов, если он не предпримет эффективных действий для нейтрализации их потенциала. За время работы на новой должности вы увидите достаточно закономерных сюрпризов; наши рекомендации помогут вам избегать предсказуемых сюрпризов.
218 I ПЕРВЫЕ 90 ДНЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАБОТЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Есть ли в вашей организации области, где могут возникнуть потенциальные сюрпризы? Если да, каким образом можно оценить риски?
2. Есть ли уязвимость в способности организации распознавать неудачи? Если да, то что можно сделать, чтобы улучшить способность распознавать потенциальные угрозы?
3. Эффективно ли оценивает риски и устанавливает приоритеты система планирования? Если нет, что можно сделать, чтобы усилить системы установки приоритетов?
4. Существуют ли барьеры для мобилизации реакций, необходимых для предотвращения возможных кризисов? Если да, что можно сделать, чтобы мобилизовать необходимые ресурсы и создать коалиции?
5. Достаточно ли внимания уделяет организация обучению, анализу полученного опыта и внедрению новых знаний в системы обнаружения и реагирования? Если нет, что можно сделать, чтобы усовершенствовать системы обучения?
6. Не рискует ли организация потерять важные знания? Если да, что можно сделать, чтобы предотвратить или уменьшить эти потери?
Управляем собой
Спустя два месяца Шон Уильяме, вступивший на должность директора новой организации, столкнулся с непредвиденным вызовом. Эта организация была создана для реализации недавно запущенной программы, призванной увеличить безопасность производства медицинских препаратов. Новой организации предстояло действовать не только в политически и юридически сложной среде, но и в условиях пристального интереса общественности. На предыдущей должности Шон завоевал репутацию активного и жесткого лидера, и теперь хотел как можно быстрее добиться заметных результатов; он погрузился в работу с головой.
Уже к концу первого месяца работы он определил приоритеты для организации, назначил сотрудников на ключевые должности и выступил перед двумя законодательными комитетами. Также он запустил программу регулярных встреч с городской общественностью, где был намерен сформулировать миссию организации и уверить избирателей в действенности новой программы с точки зрения доступности и стоимости новых лекарств.
Но очень скоро Шон стал вязнуть в бесчисленных административных вопросах: составление бюджета, приобретение компьютерного и другого оборудования, проблемы персонала и даже планировка размещения офиса. Дел становилось все больше, но Шон отказывался их делегировать, пытаясь заниматься всем сразу. Скоро некоторые из его самых приоритетных инициатив начали "буксовать", потому что подчиненным приходилось в буквальном смысле выстаивать в очереди, чтобы получить его одобрение. В то же время, публичные выступления Шона привлекли интерес СМИ. Некоторые его замечания во время дебатов с участниками одной из таких встреч - особенно слишком оптимистичная оценка сроков осуществления программы - вызвали враждебную реакцию политических оппонентов.
Пошел третий месяц работы, и Шон начал понимать, что, несмотря на все его лучшие намерения, он дал слишком много обещаний и принял на себя слишком много инициатив одновременно. При этом он не сумел создать структуру организации, способную эффективно выполнять все ее задачи. Отказ от консультаций с достойными доверия людьми, и внутри, и вне организации, только усугубил хаос.
Вскоре Шон пересмотрел свой подход и совместно со своими боссами и непосредственными подчиненными, он разработал более систематический подход к осуществлению новой программы, основанный на командной работе и позволявший лучше сосредоточиться на приоритетных вопросах и жестком, но разумном графике. Новый подход также предполагал еженедельные встречи с подчиненными, на которых Шон давал им инструкции по поводу их административных обязанностей и задач. Лично он стал решать только самые важные вопросы. Более того, он передал подчиненным полномочия распоряжаться бюджетом, и его одобрения требовали только самые серьезные расходы. Полагаясь на подчиненных, взявших на себя административное управление организацией, Шон смог сосредоточиться на свой основной цели - достойном представлении новой организации общественности.