• Проанализируйте существующие системы поддержки семьи. Переезд разрывает связи со всеми теми, кто поддерживает и обслуживает вашу семью: с врачами, юристами, дантистами, нянями, учителями, тренерами и так далее. Важно понять это с самого начала, перечислить все услуги, необходимые вашей семье, определить их приоритеты и быстро найти замену.
• Помогите супруге (супругу) быстро освоиться на новом месте. Ваша жена (или муж) может оставить работу, чтобы на новом месте найти другую. Если поиски затягиваются, человек может впасть в уныние. Чтобы ускорить поиск работы, заранее договоритесь со своей новой организацией о поддержке в поиске работы или найдите такую поддержку сразу же после переезда.
• Правильно выберите время переезда семьи. Детям будет гораздо труднее, если им придется менять школу в середине учебного года. Лучше всего подождать с переездом до конца учебного года. Конечно, при этом вам придется какое-то время прожить в разлуке с близкими, и испытать на себе все тяготы долгих поездок.
• Сохраняйте привычки. Как можно быстрее восстановите семейные традиции и поддерживайте их в течение всего переходного периода. Помощь любимых родственников (например, бабушки и дедушки) также очень важна.
Создайте сеть советников и консультантов. Ни один лидер, каким бы способным и энергичным он ни был, не сможет сделать все сам. Шон Уильяме это подтвердит. Вам не обойтись без доверенных советников, внутри и вне организации, с которыми вы могли бы обсудить то, что вы испытываете и, что очень важно, которые дадут вам честную обратную связь относительно вашей деятельности. Такая сеть - незаменимый ресурс, который поможет вам избежать изоляции и не позволит потерять перспективу. Для начала найдите советников трех типов, описанных в таблице 9-5: это технические консультанты, специалисты по культуре и политические консультанты.
Также подумайте о том, что вам нужны как внутренние, так и внешние консультанты. "Инсайдеры" хорошо знают организацию, ее культуру и политику. Ищите людей с хорошими свя-
Таблица 9-5 Типы консультантов
Тип поддержки
Их роль
Чем они могут вам помочь
Технические консультанты
Обеспечить экспертную • оценку технологий и стратегии. •
Предлагают новые технологии.
Рекомендуют стратегии их внедрения. Обеспечивают своевременную и точную информацию.
Помогают понять культурные нормы, предположения и стиль мышления.
Советники по культуре •
Помогают понять новую < культуру и (если вам это нужно) адаптироваться к ней.
• Помогают выучить язык новой организации.
• Помогают разобраться • Помогают реапизовывать в политической советы технических
ситуации в вашей новой консультантов, организации. ф даЮт обратную связь,
когда вы размышляете о том, как лучше всего реализовать свои цели.
• Задают вопросы «а что, если...».
зями, которым можно доверять - они помогут вам понять, что на самом деле происходит. Это - бесценный ресурс для любого нового лидера, но особенно для лидера, пришедшего в организацию со стороны.
В то же время, не стоит ожидать от "йнсайдеров" беспристрастных мнений. Поэтому сеть внутренних консультантов нужно уравновешивать внешними советниками. Эти люди должны уметь слушать и задавать вопросы, понимать, как работает организация, и действовать в ваших лучших интересах.
Внутренние
политические
консультанты
Чтобы оценить свою сеть советников и консультантов, используйте таблицу 9-6. Проанализируйте каждого из консультантов с точки зрения области, в которой он вам помогает и относительно того, кто "инсайдер", а кто внешний консультант.
Технические Советники Внутренние
консультанты по культуре политические
консультанты
Таблица 9-6________________________________________
Оценка сети советников и консультантов
Внутренние советники и консультанты
(в новой организации)
Внешние советники и консультанты
(за пределами в новой организации)
Теперь "выйдите на балкон". Обеспечивает ли ваша нынешняя сеть консультантов поддержку, которая вам нужна в новой ситуации? Не думайте, что люди, которые были полезны прежде, обязательно будут полезны в новой ситуации - ведь вы столкнулись с новыми проблемами. Например, чем выше уровень ответственности новой должности, тем нужнее политический консультант. (Подумайте о нем заранее. Чтобы создать эффективную сеть консультантов, нужно время, поэтому никогда не рано задуматься о том, какая сеть вам понадобится на вашей следующей должности. Какие новые знания вам потребуются?)
Чтобы создать эффективную сеть поддержки, нужно убедиться, что у вас есть необходимые консультанты, и сеть поддержки эффективна именно тогда, когда вам это нужно. Обладает ли ваша сеть поддержки следующими качествами?
• Правильное сочетание технических консультантов, советников по культуре и политических консультантов.
• Правильное сочетание внутренних и внешних консультантов. Вам нужна честная обратная связь от "инсайдеров" и беспристрастные мнения внешних наблюдателей.
• Поддерживающие извне - те, кто поддерживает вас как человека, кто предан вам лично, а не вашей организации или подразделению. Как правило, это давние коллеги и друзья.
• Заслуживающие доверия внутренние советники, личные интересы которых не противоречат вашим, и которые могут предложить верные и точные советы.
• Представители основных заинтересованных сторон, которые могут помочь вам понять их позицию. Не стоит ограничивать себя одной или двумя точками зрения.
Наконец, создавая сеть поддержки, помните о следующих принципах:
• Близкие друзья - не всегда лучшие советники. Не думайте, что близкие друзья смогут стать для вас компетентными политическими или техническими консультантами. Возможно, они преданы вам, но не всегда обладают необходимыми навыками, чтобы помочь в вашей новой работе.
• Специализированные знания не всегда взаимозаменяемы. Не думайте, что технический консультант так же компетентен и в политических вопросах. Каждый из консультантов имеет определенную компетенцию в своей области, которую, как правило, невозможно заменить.
• Советники, к которым вы обращались в прошлом, не обязательно помогут вам в будущем. Не думайте, что те, кто был полезен вам в прошлом, окажутся полезными и в новой ситуации. Вы столкнетесь с новыми проблемами, и прежний советник, возможно, не сможет помочь в вашей новой роли.
Заключение
Чтобы поддерживать равновесие в переходный период, придется потрудиться. Шон Уильяме, к счастью, понял это вовремя. В конечном счете, наш успех или неудача - следствие множества повседневных решений и действий. Эти решения могут создать импульс - для организации и для вас - а могут привести к полному краху. Ваши повседневные действия в течение переходного периода создают модель будущего - не только для организации, но также лично для вас и вашей эффективности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каков ваш стиль лидерства, и насколько он соответствует вашей ситуации? Что можно сделать, чтобы компенсировать потенциальные недостатки вашего стиля?
2. Какие методы личной дисциплины вам необходимы в первую очередь? Что вы можете сделать, чтобы лучше контролировать ситуацию?
3. Какие системы личной поддержки вам необходимы?
4. Каковы ваши приоритеты в процессе создания сети советников и консультантов?
5. В каких областях вам больше всего нужна поддержка: в технической, политический или личной?
Заключение: ускорение переходного периода каждого сотрудника
Стратегии, описанные в предыдущих девяти главах, помогут вам набрать скорость и правильно понять ситуацию в течение вашего переходного периода. Но остается один важный вопрос: почему государственные организации уделяют так мало внимания этому важнейшему периоду в карьере своих ключевых сотрудников, на которых они полагаются? Из этого правила есть и исключения, но слишком часто новым лидерам на всех уровнях приходится рассчитывать только на собственные ресурсы, чтобы обучиться и обрести другие ценные качества, необходимые для успеха.
Одна из причин этого - изменение характера старших руководящих должностей во многих организациях на всех уровнях государственного сектора. Уплощение иерархии и рост популярности аутсорсинга привели к тому, что старшие менеджеры тратят больше времени на руководство группами подрядчиков, а не собственными сотрудниками. Поэтому у них остается меньше времени и стимулов для развития и консультирования подчиненных. В результате эти важные функции лидерства все чаще переходят к специалистам по управлению персоналом, которые способны обучать "техническим" навыкам, но не могут передать мудрости, обретенной через опыт, который передается только от старшего менеджера-наставника менее опытным коллегам. Особенно негативно это сказывается на передаче таких навыков, как, например, методы принятия решений и создания команды, которые настолько необходимы для эффективного вхождения на новую должность.
Еще одна причина - "развитие лидерства по эволюции Дарвина". Этот подход используют многие организации, ошибочно полагая, что это - лучшая проверка способностей нового менеджера. Вместо того чтобы оказывать новому руководителю поддержку, такую необходимую в переходный период, организация бросает его на произвол судьбы и просто наблюдает - выплывет он или утонет. Отправить перспективного менеджера на сложный участок работы без подготовки - некорректный и, во многом, безответственный подход к развитию лидеров. Помните, что существует множество типов переходного периода, и уроки, полученные в одной ситуации, могут оказаться бесполезными на следующем уровне иерархии или в другой ситуации. "Дарвинистский" подход приводит к тому, что некоторым способным менеджерам так и не удается удержаться на плаву; другие все же выплывают, но только благодаря случайности, или тому, что оказались на подходящей для себя должности или заранее нашли "спасательный круг".
В ходе исследований для этой книги мы наблюдали лидеров, которые получили огромный толчок для личного и профессионального развития благодаря тому, что в начале своей карьеры у них были хорошие наставники. Они в один голос говорили нам, что наставники передавали им бесценные знания и вселяли уверенность в себе, предоставляли все возможности для развития, понимая, как важно передавать мудрость и опыт новым менеджерам. Эти лидеры были искренне благодарны за такую поддержку. Но мы видели и тех лидеров, чьи боссы в начале их карьеры были не столь конструктивны. Их воспоминания также были во многом похожи: они не понимали, чего от них ждут, оказывались в изоляции, не получали информации о решениях, влиявших на их отделы, и чувствовали себя ненужными. В итоге все они теряли мотивацию и при первой же возможности уходили из организации.
Важность наставничества несомненна. Там, где оно является обычной практикой, новые лидеры легче входят в новые должности и раньше достигают точки самоокупаемости. Там, где наставничество отсутствует, отсутствует и мотивация, и это снижает эффективность работы всей организации. В лучших организациях правит меритократия, при которой люди поднимаются по служебной лестнице благодаря своим талантам, увлеченности и очевидным лидерским качествам. Но истинная меритократия подразумевает одинаковые правила игры для всех, чтобы люди становились руководителями благодаря своим реальным достижениям, а не потому, что соответствуют некой предопределенной модели или случайно попали в ситуацию, где нужны их навыки. Успешная меритократия требует непосредственного участия руководства в развитии и ускорении новых лидеров. В долгосрочной перспективе "дарвинистский" подход к развитию лидерства не принесет организации ничего хорошего.
Создаем общий язык
Переходный период каждого сотрудника можно ускорить, если ввести в организации модель управления переходным периодом, представленную в этой книге. Если и вы сами, и все новые лидеры вашей организации будете использовать эти стратегии успеха, то не только научитесь предотвращать предсказуемые сюрпризы и другие проблемы; намного увеличится эффективность организации в целом. Чем быстрее каждый будет входить в новую должность, тем быстрее организация начнет совершенствоваться.
Каким образом ввести структуру управления переходным периодом? Прежде всего, нужно создать в организации общий язык, позволяющий говорить о развитии новых лидеров. Возможно, создание такого общего языка - самый важный шаг для введения модели ускорения переходного периода. Представьте себе, что каждый раз, когда кого-то назначают на новую руководящую должность, он может говорить с боссами, коллегами и подчиненными о следующих элементах модели менеджмента переходного периода:
• Пять разговоров с боссом - о ситуации, ожиданиях, стиле лидерства, ресурсах и личном развитии.
• Тип переходного периода по модели STARS, и что это значит для диагностики трудностей и возможностей относительно вашей ситуации.
• План обучения в технической, культурной и политической сферах и ключевые элементы плана обучения.
• Основные приоритеты и цели в сфере изменения поведения и области, где можно обеспечить себе ранние победы.
• Приоритеты в сфере усиления сети советников и консультантов.
Общий язык облегчает обсуждение этих вопросов и делает общение гораздо более эффективным. Возможно, еще важнее, обсуждение этих тем означает, что люди начинают говорить о том, о чем в противном случае не говорили бы. В дискуссии о создании коалиций мы иллюстрировали сложность внутренних коммуникаций примером карты влияния. Подумайте, насколько эффективнее была бы такая коммуникация, если бы каждый участник карты влияния использовал одни и те же термины. Общая терминология также помогает людям сблизиться, делиться личным опытом и терпимее относиться к проблемам тех, кто переживает переходный период. Это помогает организации выйти за рамки подхода "выплыть или утонуть".
Но каждый, кто хоть раз пробовал ввести новую идею в организации с давними традициями, скажет вам, что это трудная задача. Эта борьба часто еще труднее на самых высоких уровнях иерархии государственных организаций, потому что многие политические фигуры, курирующие работу организации, назначаются на очень короткий срок, и поэтому становится сложно постоянно поддерживать диалог, необходимый для создания структуры. Поэтому начните с малого - с тех, кто работает рядом с вами, кто пришел в организацию недавно, и кто работает в ней давно. И, назначая новых руководителей, помогите им быстрее достичь точки самоокупаемости.
Прежде всего познакомьте новых лидеров с моделью пяти разговоров, затем попросите диагностировать ситуацию по модели STARS и обсудите с ними результаты. Совместите эту дискуссию с прояснением ожиданий, а потом вместе с ними создайте план обучения. Помогите им понять, к кому можно обратиться за советом, и чья поддержка им необходима. Настоятельно рекомендуйте, чтобы они определили приоритеты и планы для обеспечения ранних побед. Как только новый лидер достиг точки самоокупаемости, убедите его использовать такой же подход и для его подчиненных. Такая стратегия принесла успех Сандре Мартин и Эми Донован, и была бы полезна Дуэйну Робинсону и Джо Раабу, несмотря на разницу ситуаций, в которых они оказались.
Выберите, по-вашему мнению, достойного доверия и открытого непосредственного подчиненного, который уже какое-то время работает в организации. Поэкспериментируйте - помогите ему ускорить переходный период его подчиненных. Сделайте этого человека наставником; наставничество - часто лучший способ научиться чему-то новому. Понаблюдайте, до какого уровня иерархии сможете построить эту структуру.
Работаем с командой
Если вы создаете новую команду, помните, что модель STARS ускоряет процесс формирования команды. Одно из достоинств этой модели - она дает команде общий язык для обсуждения возникающих общих трудностей. Это особенно ценно, если в команде есть и опытные ветераны, и новички. Кроме того, такая стратегия гарантирует уважение к прошлому и помогает избежать ловушки "одинокого рейнджера", из-за которой у Кевина Коуди и Шона Уильямса возникли серьезные неприятности. Новая модель и общий язык создают одинаковые правила игры для всех.
Для начала представьте команде краткий обзор структуры ускорения переходного периода. Затем проведите коллективный анализ ситуации по модели STARS. (Вспомните подход, который использовали Сандра Мартин и Эми Донован: столкнувшись с ситуациями, где присутствовали разные элементы модели STARS, что обычно для новых лидеров, они разъяснили подчиненным истинную природу стоящих перед ними задач). Побуждайте членов команды прояснять основные трудности и возможности. Затем перейдите к стратегии соответствия структуры, систем, навыков и культуры. После этого определите вместе с командой цели и обеспечьте несколько ранних побед. Наконец, исследуйте, какие коалиции нужны вам и команде, чтобы добиться необходимой поддержки для продвижения ключевых инициатив.
Введение людей извне
Управлять переходным периодом особенно важно, если новый лидер пришел в организацию извне. Но организации крайне редко помогают "людям со стороны" быстро войти в курс дела. В результате перспективные лидеры начинают делать ненужные ошибки, особенно в области культуры и политики организации.
Как этого избежать? Начните с модели STARS и определите, на какие должности лучше всего пригласить людей извне. Не ставьте новых лидеров, приглашенных извне, под удар, помещая их в ситуацию реорганизации (без адекватной поддержки и совета). Познакомьте их с той же терминологией переходного периода, которой уже владеют другие сотрудники, чтобы они могли легко обсуждать, например, что считается "победой" в вашей организации. Разработайте руководство для новичков о культуре компании, возможно, даже видеосюжеты о лидерах, которые успешно пришли в нее извне - пусть они расскажут о том, что было им полезно в переходный период, а что - нет.