Жизнь лидера - постоянное динамическое равновесие, но ярче всего это проявляется в переходный период. Неопределенность и двусмысленность истощают; часто вы даже не знаете того, что не знаете. Ожидается, что вы быстро разберетесь во всей этой путанице и начнете вводить позитивные изменения в новой организации. Поэтому основная проблема переходного периода - сохранение равновесия.
Наше исследование неудачных переходных периодов показало, что существует несколько обычных ловушек, в которые часто попадают новые лидеры. Каждая из них - своего рода порочный круг, укрепляющийся сам по себе, и из которого трудно выйти. Поэтому, для вас, как и для Шона, крайне важно вовремя распознать сигналы опасности и предпринять корректирующие действия. Вот семь самых распространенных ловушек:
1. Неумение сосредоточиться. Не стоит надеяться добиться сосредоточенности от других, если вы не в состоянии сосредоточиться сами. Есть бесконечное количество задач, которые можно выполнить в переходный период, но лишь некоторые из них жизненно важны. Возможно, вы переоцениваете свою способность "жонглировать сразу всеми мячами". Каждому новому лидеру приходится делать несколько дел одновременно. Но при этом очень легко зайти в умственный тупик и начать перескакивать от задачи к задаче быстрее, чем успеть, хоть на чем-то сосредоточиться. Если не решать важные проблемы, они могут выйти из-под контроля и требовать от вас все больше и больше времени. В результате возникнет порочный круг постоянных авралов.
2. Отсутствие четких границ. Если вы не можете установить четкие границы, определяющие, что вы будете, а чего не будете делать, окружающие - босс, коллеги и подчиненные - с удовольствием взвалят на вас всю ответственность. Чем больше вы будете делать, тем меньше вас будут уважать, и тем больше будут от вас требовать. Если вы сами не можете установить свои границы, не стоит ожидать, что это сделают другие.
3. Хрупкость положения. Неопределенность, всегда связанная с переходным периодом, может заставить нового лидера вести себя жестко, занять защитную позицию и
пытаться держать все под контролем. Результат? Неспособность изменить неудачный курс. Если вы начнете преждевременно действовать, то потом не сможете отступить, не утратив доверия. Чем больше вы медлите, тем труднее признать, что вы были неправы, и тем более пагубны последствия такого поведения. А возможно, вы решили, что ваш способ достичь какой-то цели - единственно возможный. В результате ваше упрямство не дает действовать людям, у которых есть не менее удачные идеи о том, как достичь той же цели.
4. Изоляция. Чтобы быть эффективным лидером в государственной организации, нужно иметь хорошие связи с влиятельными людьми и владеть всей информацией, в том числе и неофициальной. И то, и другое быстро и часто меняется. Новые лидеры на удивление легко оказываются в изоляции, потому что полагаются либо на немногих проверенных людей, либо только на официальные источники информации. Еще одна причина изоляции - ненамеренное отсечение важной обратной связи, или ситуация, когда лидер становится заложником конкурирующих интересов. Каковы бы ни были причины изоляции, она приводит к неудачным решениям и потере доверия, что лишь укрепляет изоляцию. Изоляция в государственном секторе может также привести к тому, что новый лидер долго остается в неведении о том, что позиции руководства изменились. Поэтому лидерам государственных организаций крайне важно регулярно отслеживать любые перемены курса руководства.
5. Предвзятые суждения. Предвзятые суждения принимают самые разные формы. Излишняя преданность неудачному курсу из-за раздутого эго и проблема доверия - одна из них. Другие - поиск подтверждения - восприимчивость к информации, подтверждающей ваши убеждения и невосприимчивость ко всей остальной; иллюзия личной выгоды - когда восприятие ситуации искажается личными интересами; и оптимистичная самонадеянность, или недооценка трудностей, связанных с избранным курсом действий. Уязвимость в склонности к подобным предубеждениям существует всегда, но это может быть особенно опасным, когда ставки раст ут, эмоции накаляются, а ситуация становится неопределенной и двусмысленной.
6. Попытки уклониться от трудных решений. Скорее всего, с самого начала вам придется принимать трудные решения. Они могут быть связаны с персоналом, бюджетом или с решением тех или иных противоречивых вопросов. Сознательно или бессознательно, лидеры часто откладываю принятие подобных решений на "потом", занявшись другими, более простыми вопросами, тем самым, попадая в ловушку, называемую "избеганием неприятной работы". Ловушка заключается в том, что такой подход усложняет и без того трудные проблемы.
7. Перегрузка. Каждая из этих ловушек может создавать опасный уровень стресса. Но не всякий стресс плох; существует хорошо изученная взаимосвязь между стрессом и эффективностью работы, которая называется кривой Иеркса-Додеона (1). Вызван ли стресс внешними или внутренними причинами, для эффективной работы он необходим - в форме положительных стимулов или негативных последствий бездействия. Как показано на рисунке 9-1, эффективность работы растет по мере увеличения уровня стресса, по крайней мере, сначала. Затем вы достигаете точки, которая для разных людей будет разной, где дальнейший рост требований - когда у жонглера становится слишком много мячей, или эмоциональная нагрузка становится слишком сильной - начинает снижать эффективность работы. Эта динамика лишь увеличивает уровень стресса, снижая эффективность работы и создавая порочный круг. Вы, как Шон Уильяме, начинаете работать больше, а делать меньше.