Стиль обучения. Как вы предпочитаете учиться и собирать информацию?
• Вы предпочитаете учиться, собирая "объективные" данные (числа, факты, цифры), а затем анализировать результаты - или собирая "субъективные" данные (суждения экспертов, мнения)? Преимущество подхода объективных данных состоит в том, что цифры могут дать более объективную информацию, чем интуиция или истории. Недостаток этого подхода в том, что многие проблемы имеют политическое или культурное происхождение - и, следовательно, имеют мало общего с твердыми данными.
Стиль взаимодействия. Как вы взаимодействуете с непосредственными подчиненными, и как предпочитаете, чтобы они взаимодействовали с вами?
• Вы ведете политику открытых дверей, когда любой сотрудник в любой момент может обратиться к вам с вопросом или комментарием? Если да, то преимущество этого подхода в том, что вы показываете сотрудникам, что их мнения будут услышаны. Это значит, что вы получите более честную информацию. Недостаток этого похода в том, что если слишком многие прерывают вас в течение дня, у вас не остается времени на собственную работу.
• Вы предпочитаете получать информацию в письменной форме и по электронной почте, или в личных беседах (в том числе, по голосовой почте)? Преимущества письменных отчетов и писем по электронной почте в том, что их можно читать, когда вам удобно, и вести учет каждой коммуникации. Их недостаток - в том, что у подчиненных может сложиться впечатление, что вы замкнуты и недоступны.
• Чтобы собрать нужную информацию и выяснить мнения сотрудников, вы предпочитаете говорить с людьми по отдельности или в группах? Личные беседы могут быть очень полезными, но требуют много времени и сил. Разговоры в группах могут быть более эффективными, но менее информативными.
Стиль влияния. Как вы влияете на людей или мотивируете своих непосредственных подчиненных?
• Вы предпочитаете "подталкивать" (влиять на других с помощью постановки целей, оценки результатов работы и стимулов), или "притягивать" (создавая видение и вдохновляя командную работу)? "Подталкивающий" стиль основан на том убеждении, что людей мотивируют конкретные стимулы (вознаграждения и наказания). Этот подход предполагает ясные ожидания и материальное вознаграждение, и может быть эффективным при том условии, что руководитель действует справедливо. Но в нем заключен риск, что сотрудники будут делать только то, за что можно получить вознаграждение - и не больше. В то же время, создание привлекательного видения требует значительных усилий, и мотивирует не каждого.
Стиль принятия решений. Как вы принимаете важные решения?
• Вы консультируетесь со своими непосредственными подчиненными, а затем принимаете решение самостоятельно, или стремитесь достичь согласия всей группы, чтобы получить ее поддержку в процессе выполнения решения? Подход консультирования эффективен до тех пор, пока сотрудники чувствуют, что вы принимаете во внимание их мнения. Но если они видят, что не имеют никакого влияния, то вряд ли станут с охотой выполнять ваше решение. Подход консенсуса эффективнее, если нужно заручиться согласием тех, на кого решение повлияет в первую очередь, но иногда на это уходит слишком много времени.
Все стили лидерства имеют и свои недостатки, и преимущества. Их эффективность зависит от ситуации STARS. Например, в ситуации выведения из кризиса лучше всего использовать твердые данные и основанный на опыте стиль обучения. В такой ситуации необходимо быстро диагностировать основные проблемы, но вы можете позволить себе делать небольшие ошибки. Но гот же самый стиль обучения совершенно не соответствует ситуации поддержания успеха, где в первую очередь нужно изучить культуру и политику организации, и где основанный на опыте подход может привести к тому, что вас будут воспринимать как недисциплинированного и даже опасного человека.
Точно так же, консультационный стиль принятия решений прекрасно соответствует ситуации создания организации, где прежде всего нужно установить фундамент и задать направление. Но не стоит применять тот же стиль в ситуации реорганизации, где важнее всего - побудить людей перейти от отрицания существующих проблем к пониманию потребности в изменениях. Здесь попытки консультироваться с подчиненными по ключевым вопросам легко могут привести к конфликтам, стимулируя "иммунитет" организации и укрепляя ненужное сопротивление.
Для избежания потенциальных проблем вам необходимо знать, когда и как корректировать свой стиль лидерства, чтобы он соответствовал конкретной ситуации. Отправная точка для этого - знание своего стиля и связанных с ним преимуществ и недостатков. Затем можно объединить это понимание со своим диагнозом ситуации по модели STARS - чтобы определить возможные уязвимые места.
Что делать, если ваш стиль лидерства не соответствует ситуации? Есть два способа компенсировать это. Во-первых, можно на время отстраниться от своих предпочтений - и действовать не так, как вы привыкли. Если вы предпочитаете принимать решения путем консенсуса, но находитесь в ситуации выведения из кризиса, используйте подход консультирования. Во-вторых, можно создать команду, состоящую из людей, чьи стили лучше соответствуют ситуации. Если вы находитесь в ситуации поддержания успеха, а ваш стиль обучения основан на поиске объективные данных, было бы неплохо, чтобы в вашей команде были люди, предпочитающие использовать субъективные данные.