Сандра с самого начала эффективно вошла в новую организацию, в значительной степени благодаря тому, что избежала некоторых классических ловушек обучения, в которые часто попадают новые лидеры. Например, слишком часто они считают, что с самого начала знают все "ответы" - и способны решить все проблемы организации - или слишком рано делают выводы о ситуации. Новые лидеры попадают в эту ловушку из-за высокомерия или неуверенности, или потому что полагают, что должны быть решительными и с самого начала взять начальственный тон (2). Но сотрудники теряют энтузиазм и доверие, если чувствуют, что лидер поверхностно относится к проблемам, которые на самом деле довольно глубоки и сложны. Если люди видят, что новый лидер полон предубеждений, то, по вполне понятным причинам, не спешат делиться с ним информацией.
Другие лидеры не торопятся и дают себе время, чтобы как следует разобраться в новой ситуации, но концентрируются не на том, на чем следовало бы - они собирают информацию только о том, что им и так знакомо. Они избегают незнакомых сфер и ограничивают поступающий к ним поток информации рамками своего предыдущего опыта и знаний. Это естественно - но и очень опасно, потому что если без конца разбираться в нюансах того, что вам и так понятно, и избегать того, что незнакомо, рано или поздно возникнет серьезный дефицит знаний. Например, если вы ориентированы на техническую сторону вопроса, то с удовольствием будете разбираться в технических проблемах новой организации - и это прекрасно, если эти проблемы важнее всего. Но, как поняла Сандра Мартин, если проблемы связаны еще с культурой и политикой, может оказаться, что вы вслепую бродите по минному полю.
Планируем обучение
В идеальном мире только что назначенный менеджер, такой, как Сандра, мог бы потратить несколько недель на то, чтобы познакомиться с новой организацией, детально обсудить ситуацию с новым боссом и понять, чего можно ожидать, и какие ресурсы у него будут. К сожалению, в реальности, вновь назначенный лидер редко может позволить себе такую роскошь. Наше исследование показало, что с момента утверждения кандидатуры до момента вступления в должность часто проходит всего один-два дня, и редко больше одной-двух недель. Более того, если новый менеджер пришел из другой организации, или, что бывает чаще, перешел с функциональной должности на управленческую, ему практически не дают никаких объяснений или инструкций. Соответственно, ему остается рассчитывать лишь на собственные способы приобретения знаний, необходимых для понимания того, что требует от него новая работа.
Чтобы как следует узнать новую организацию, процесс обучения нужно планировать. Может возникнуть желание просто поглощать доступную информацию. Сопротивляйтесь этому искушению. Создайте подробный план обучения. Каковы самые важные вопросы, на которые нужно ответить? Каковы самые важные гипотезы, которые нужно проверить? Только определив, чему именно нужно учиться (составив личный план обучения) можно понять, как эффективнее всего это сделать.
Составляем личный план обучения
Когда Сандра Мартин приняла руководство проектом, она поняла, что ей придется многому учиться. Проблема обучения, перед которой вы можете оказаться на новой должности, возможно, будет не столь сложна, как в случае Сандры, но систематический подход к этому точно так же важен для вас, как и был для нее. Невозможно учиться всему сразу, и поэтому необходимо структурировать процесс обучения в соответствии с тем, что важнее всего. Кроме того, невозможно понять все с первого раза; не стесняйтесь просить о помощи - это вовсе не будет говорить о том, что вы неподготовленны или недостаточно квалифицированны.
Обучение - это инвестиционный процесс
К процессу вступления в новую должность следует подходить как к инвестициям, где ваше время и энергия - это активы, которыми нужно внимательно управлять. Вы учитесь не ради самого обучения; вам нужны знания, помогающие действовать. Сандра Мартин не торопилась и дала себе время на то, чтобы реально оценить, какие трудности обучения перед ней стоят и подойти к ним систематически. В итоге она с самого начала добилась заметных успехов - и для себя, и для своей команды, и для всей организации. Чтобы инвестиции в обучение были максимально эффективными, вам тоже нужно научиться извлекать из массы информации полезные знания - и справляться с ее отсутствием - а новые лидеры часто с этим сталкиваются. Чтобы это сделать, нужно задавать вопросы - о прошлом, настоящем и будущем. Почему принято действовать именно так? Актуально ли это сегодня? Возможно, обстоятельства изменились, и в будущем лучше действовать по-другому?
Обучение с определенной точки зрения
Оставаться открытым очень полезно. Но, сталкиваясь с новыми трудностями обучения, не стоит игнорировать свой опыт. Прежде чем занять руководящую должность, многие лидеры государственных организаций работали в определенной функциональной области. Соответственно, они часто думали о том, что бы сделали на месте босса. Потом они, наконец, становятся боссами, и у них появляется шанс реализовать свои идеи. Заранее разработанный план обучения, основанный на определенной точке зрения, намного лучше сценария обучения, предложенного другими. Но хуже всего - случайный сбор информации. Это не значит, что нужно заранее делать выводы о том, что важно знать, а что не важно. Но если вы вступаете в новую руководящую должность с какими-то гипотезами, основанными на собственном опыте, это позволит вам понять, какие именно вопросы нужно задавать, и проверять свои идеи.
Конечно, подход к обучению с определенной точки зрения таит в себе некоторый риск. Он создает соблазн действовать, исходя из непроверенных предположений, а не из гипотез, требующих проверки. Как сказал один лидер, с которым мы беседовали, "я называю гипотезой процесс проверки реальностью, а предположение - это жесткая позиция, которую вы пытаетесь утвердить". Если обсуждая свои планы с сотрудниками, вы говорите им, что просто проверяете идеи и стимулируете обсуждение, а не формулируете конкретные планы или принимаете окончательные решения, это поможет людям преодолеть естественное сопротивление и ясно понять, каковы ваши намерения.
Изучение технических, политических и культурных
аспектов
Составляя план обучения, полезно следовать определенной структуре, позволяющей определить самые важные вопросы и гипотезы. Опыт многих новых лидеров показал, что для диагностики технических, политических и культурных аспектов организации лучше всего использовать три "призмы" (3).
Технические аспекты. Технические аспекты деятельности организации - это характер и основные особенности ее продукции, услуг и клиентов. Термин "клиент", первоначально относившийся к коммерческим организациям, в последние десять лет стали широко использовать в государственных организациях. Мнение конечных пользователей продукцией или услугами вашей организации как клиентов и полноправных партнеров организации, заинтересованных в высоком качестве этой продукции или услуг, кардинально изменило то, как менеджеры государственных организаций структурируют их и оценивают их эффективность. Клиенты настолько же важны для организации, как и налогоплательщики, законодатели и политические лидеры. Понимание связи между повседневной деятельностью организации и тем, чего от нее ожидают или требуют клиенты, должно быть основным элементом вашего плана обучения.
Политические аспекты. В каждой организации существует политика: группировки, борьба за власть, переговоры и попытки создания коалиций можно найти в любом большом коллективе людей. Но в государственных организациях политическая обстановка осложняется откровенной конкуренцией, результатами выборов, способных серьезно повлиять на полномочия и политический курс организации, прозрачность, а также большое количество заинтересованных сторон, часто конфликтующих друг с другом. Эти факторы отчетливее всего проявляются на уровне высшего руководства или в функциональных подразделениях, непосредственно имеющих дело с обществом. Политический контекст, в котором работают государственные организации, влияет на их внутренние функции. Понять, как принимаются решения, определить, с кем нужно консультироваться, распознать влиятельные коалиции (особенно те, чья поддержка вам необходима) и знание политической ситуации - ключи к правильной политической позиции, когда дело касается конкуренции за персонал, деньги и другие важные ресурсы.
Культурные аспекты. Культура - ядро организации, она влияет на другие четыре измерения организационной архитектуры - стратегию, структуры, системы и навыки - и формирует восприятие, лежащее в их основе. Действительно, самые важные проблемы лидерства, перед которыми вы, вероятно, окажетесь на новой должности, наверняка будут иметь серьезную культурную составляющую.
Культуру определяют как набор ожиданий, разделяемых всеми (4). Культура организации состоит из норм и ценностей, формирующих поведение ее сотрудников, их установки и ожидания, показывающие им, что делать, а чего не делать. Часто, как мы уже говорили, в организации существуют фундаментальные предположения о том, как и что должно работать, и они так давно и прочно укоренились в ней, что люди даже не осознают их существования. Поэтому очень важно диагностировать проблемы в культуре вашей команды и как можно раньше их решить. Только в этом случае культура будет полностью поддерживать стратегию группы и сочетаться с другими фрагментами ее архитектуры - стратегией, системами и навыками.
Культуры, существующие в рамках организаций или групп, развиваются в течение долгого времени. Они глубоко в них укореняются, и поэтому могут формировать мощные барьеры, защищающие статус-кво. (См. раздел "Происхождение бюрократической культуры"). Определенные аспекты культуры вполне функциональны, и их стоит сохранить; другие препятствуют эффективности, и должны быть устранены. В любом случае, жизненно важно оценить существующую культуру и понять, как использовать ее сильные стороны и компенсировать слабые.
Чтобы понять культуру новой группы, нужно смотреть глубже поверхностных сигналов, таких как стиль одежды, способы коммуникации и взаимодействия, а 'также социальные нормы или общие правила, руководящие поведением людей, и исследовать различные взгляды и ценности, существующие в организации. Например, люди больше заинтересованы в личных достижениях и вознаграждении, или сосредоточены на успехах группы в целом? Вовремя ли они приходят на встречи? Увлечены ли они своим делом? Ориентированы ли на результат? Ответы на эти вопросы помогают понять важные аспекты культуры организации и инвестировать время и энергию в обучение так, чтобы получить лучший результат с точки зрения создания организационной культуры, поддерживающей ваши цели, а не препятствующей их достижению.