Сандра Мартин пятнадцать лет проработала инженером в крупном федеральном исследовательском агентстве. Однажды ей позвонил директор агентства и попросил временно поработать в центральном офисе, чтобы помочь разобраться с некоторыми технологическими проблемами. Сандра с удовольствием приняла это предложение. Проект, над которым она работала в течение двух лет в одном из филиалов агентства, заканчивался - это была исследовательская программа, проводившаяся в сотрудничестве с несколькими региональными университетами. Сандра успешно провела переговоры с этими университетами, хорошо знала довольно закрытую культуру исследовательского отдела агентства, и была готова вернуться в отдел инжениринга. Всего через неделю после звонка директора Сандра сообщила ему, что готова принять должность руководителя программ научно-ис- следовательского отдела, в котором очень большую роль играли политически чувствительные научно-исследовательские аспекты. Сандра ожидала, что будет занимать эту должность недолго, до тех пор, пока не появится новый менеджер, имеющий больше опыта руководства подобными программами. Она была крайне удивлена, когда через два месяца, ей предложили занять эту должность на постоянной основе.
Сандру выбрали благодаря ее калассальным успехам в сфере менеджмента, которые она продемонстрировала на предыдущей должности, когда она, будучи инженером, сотрудничала с учеными. Проект, который возглавила Сандра, переживал серьезный кризис. За три месяца до ее прихода возникли серьезные проблемы, связанные с неэффективностью разработок и процессов контроля качества, созданных предшественником Сандры (которого в результате уволили). За этим последовал бюджетный кризис, из-за чего пострадала репутация и директора агентства, и его сторонников, а сам проект привлек пристальное внимание нескольких комитетов Конгресса.
Сандре предстояло, как объяснил ей директор, устранить проблемы с разработками и контролем качества, а также вернуть проект на верный путь к дате следующего отчета (этот период составлял менее года). В итоге Сандра стала, самым заметным и важным сотрудником агентства. Но помимо внимания общественности и технических сложностей, Сандра столкнулась с несколькими серьезными трудностями политического и культурного характера.
Ожидалось, что на новую должность Сандры будет назначен главный инженер проекта, Билл Томпсон. Сандра сама рекомендовала его на эту должность, но к собственному удивлению, оказалась его боссом, и теперь ей нужно было заручиться его поддержкой. Еще более усложняло ситуацию то, что команда из 150 человек, которую Сандра "унаследовала", тоже находилась в кризисе. Ее предшественник был тираном, он запугивал подчиненных и фактически лишил их всех полномочий, принимая важные технические решения единолично. Поэтому Сандре нужно было как можно быстрее понять, каков уровень лояльности сотрудников и их мотивация.
Наконец, проекту в целом недоставало структуры и ответственности, необходимых для достижения целей, намеченных директором агентства. Поэтому основными приоритетами Сандры стали: превращение этой группы разрозненных специалистов в сплоченную команду, постановка общей цели и ориентация на результат. В процессе создания такой структуры нужно было уволить некоторых сотрудников - деликатная задача, которую нужно было выполнить так, чтобы не навредить и без того низкому боевому духу команды, а также, ни в коем случае, не создать новых проблем.
Подход к обучению
Возможно, как и Сандра, вы возглавили крупную программу. Или приняли руководство функциональным подразделением, а возможно, даже всей организацией. В любом случае, в первые несколько недель на новой должности стремитесь как можно больше узнать о существующих проблемах, ресурсах и препятствиях. Легко сказать, но чтобы быстро войти в курс дела, нужно прагматично оценить то, что нужно узнать и сосредоточиться на этой задаче, чтобы с самого начала избежать ошибок, способных лишить вас энергии и подорвать доверие к вам.
Сандре, например, пришлось "перелопатить" горы технической информации, побеседовать с деморализованными и раздраженными сотрудниками и оценить их работу, установить конструктивные рабочие отношения с множеством подрядчиков, понять, какова механика политических интриг в агентстве и за его пределами, и, прежде всего, помнить о том, что работа агентства привлекает к себе пристальное внимание общественности и СМИ. Она знала, что если с самого начала не организует свой процесс обучения, то скоро утонет в лавине информации.
Учиться на новой должности иногда все равно, что пить из пожарного шланга. Информации о программах, которые теперь находятся в вашем ведении, слишком много, существует множество регулирующих правил и инструкций, нужно быстро понять стратегию и политику руководства, и, самое важное - познакомиться с подчиненными, и со всеми, с кем вам нужно наладить рабочие отношения. Среди всей этой горы информации легко пропустить важные сигналы. Намного больше, чем любые другие фазы работы на новой должности, переходный период требует эффективного и продуктивного обучения. Как показано на рисунке 3-1, ранний успех помогает создать цикл поддержки: эффективное обучение позволит с самого начала принимать верные решения, а это будет укреплять доверие к вам. Если же вы потерпите неудачу, то может возникнуть порочный цикл, и вам будет все труднее достигать желаемых результатов (1).
В первые несколько месяцев работы на новой должности основной задачей Сандры была диагностика ситуации. Она делила свое время между изучением технической стороны рабо-
обучение
ты организации и, оценкой и сбором команды. Одним из самых первых ее действий по формированию команды стала общая встреча всех сотрудников, на которой Сандра заявила, что выдвинула кандидатуру Билла Томпсона на ту должность, которую теперь занимает, и что она не ожидала ее получить. Она отметила заслуги Билла и подчеркнула, что он очень много сделал для того, чтобы она получила новые полномочия. Но, как она пояснила, "теперь ситуация такова, и мы должны сделать эту работу". Эта встреча, и ответная поддержка со стороны Билла, была важным и большим шагом вперед, позволившим Сандре завоевать доверие в команде. (Позже она номинировала Билла на одну из самых высоких премий агентства).
Рисунок 3-1 Циклы поддержки
Несмотря на напряженный график поездок к подрядчикам и в филиалы организации, и горы технических отчетов, которые ей нужно было изучить, в следующие несколько недель Сандра встретилась с каждым из ключевых членов команды и узнала об их обязанностях и о том, как они выполняли их при ее предшественнике. Она ввела регулярные встречи с персоналом и обязательные планерки, посвященные техническим вопросам, несмотря на то, что члены команды не видели в них особой не обходимости, и создала структуру отчетности, требующую общего согласия по поводу важных технических решений. Она продемонстрировала, как важны эти структурированные встречи, когда одна проблема, которую все считали незначительной, оказалась крайне важной. Именно отсутствие такой структуры принятия решений приводило к техническим проблемам, которые были причиной невыполнения задач в прошлом.
Во второй месяц работы, при непосредственном участии и влиянии персонала, Сандра создала план реорганизации и перераспределения ресурсов, призванный существенно увеличить размеры команд, а также лучше сконцентрировать их усилия. Когда план быстро получил одобрение директора организации, Сандра не только завоевала уважение новой команды, но и, благодаря общему участию персонала в разработке плана, получила от сотрудников обязательство о выполнении ими этого плана. Участники проекта, раньше подавленные и деморализованные вовремя кризиса, благодаря отличному лидерству стали испытывать воодушевление и успешно выполнили поставленные перед ними задачи всрок и в рамках бюджета.