ренно осуществить свою стратегию. Вывод ясен: избегайте роли одинокого героя, особенно перед лицом сложных проблем, подобных тем, с которыми столкнулась Эми. Чем раньше вы сообщите о своей оценке ситуации боссу и заручитесь его поддержкой и одобрением своей стратегии, и чем раньше добьетесь участия ведущих сотрудников, тем лучше для вас.
Для этого очень важно учитывать свое положение в иерархии организации. В государственных организациях управленческие задачи, необходимые для успеха, в четырех ситуациях модели STARS, будут разными для среднего и высшего уровней управления, как показано в таблице 2-4. Любая бюрократия, особенно в государственных организациях, действующих на основании жестких уставов и инструкций, очень ясно очерчивает полномочия и сферы ответственности. В результате возникает сочетание управленческих задач, которые на бумаге могут выглядеть вполне организованно, а на практике накладываются друг на друга, создавая хаос и конфликты. Чтобы избежать потенциальных проблем, лидеру нужно ясно описывать ситуацию менеджерам всех уровней.
Итак, перед менеджерами стоят совершенно разные задачи, и для их выполнения нужны совершенно разные навыки. По- Таблица 2-4
Обязанности менеджера
Создание Выведение из Поддержание
организации кризиса Реорганизация успеха
Менеджмент Быстроопределить, Быстро ввести Диагностировать, оценить ситуацию
среднего какие ресурсы не- корректирующие что мешает повыше- ИСКать способы повы-
Высшее Быстро определить Быстро опре- Понять культуру и Понять культуру и
руководство цели, приобрести делить причины политику организа- политику организации,
авторитет и ресурсы, прошлых неудач ции, сформулировать создавать новые
принимать страте- и то, какие кор- вместе с персоналом вызовы, создавать
гические решения, ректирующие стратегию повышения альянсы сторонников,
действия эффективности, соз-
необходимы. давать альянсы сторонников.
этому менеджеры среднего и высшего звена, не понимающие характера ситуации, в которой оказались, легко могут выбрать неверный подход, создающий дополнительные конфликты, что влечет за собой приостановление продвижения. Например, лидер, ошибочно принявший ситуацию реорганизации за ситуацию выведения из кризиса, рискует слишком быстро найти "ответ" и начать стремительно действовать, тем самым вызвав ненужное сопротивление. И наоборот, если лидер считает, что находится в ситуации реорганизации, хотя на самом деле речь идет о выведении из кризиса, он будет медлить, расходуя энергию на попытки достичь консенсуса, когда нужно быстро действовать. Конечно, это не значит, что лидер, имеющий опыт создания организации или выведения ее из кризиса, не сможет эффективно действовать в ситуациях реорганизации или поддержания успеха и наоборот; но необходимо тщательно проанализировать, какие из ваших навыков и склонностей лучше всего подходят к новой ситуации, а какие могут сослужить плохую службу.
Заключение
Умелая адаптация стратегии к конкретной ситуации - основная задача для успешного преодоления переходного периода на новой руководящей должности. В какой из четырех ситуаций модели STARS вы оказались? Каким образом диагностика ситуации поможет вам определить заключенные в ней трудности и возможности, и как лучше всего спланировать переходный период? Чему вам нужно учиться? Какие из ваших навыков и способностей необходимы в новой ситуации, а какие могут создать проблемы? Какие убеждения'и настроения преобладают в организации? На чем нужно сосредоточиться прежде всего - на защите или на наступлении? И, наконец, какие из ваших новых обязанностей связаны с разными ситуациями модели STARS?
Эми Донован удалось быстро разобраться в ситуации, ответить на все эти вопросы и добиться поддержки босса, прежде чем переходить к реализации своей стратегии совершенствования работы трех центров поддержки. Это и стало залогом ее успеха.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково сочетание четырех ситуаций модели STARS на вашей новой должности - создание организации, выведение из кризиса, реорганизация или поддержание успеха? Используйте комплексный анализ по модели STARS, чтобы определить свои обязанности и расположить их по приоритетам.
2. Какие трудности и возможности заключены в вашей ситуации, и как лучше всего спланировать и ускорить переходный период?
3. Чему вам нужно учиться? Достаточно знать техническую сторону работы организации, или важно понимать ее культуру и политику?
4. Какие из ваших навыков и способностей необходимы в новой ситуации, а какие могут сослужить вам плохую службу?
5. Какие убеждения и настроения преобладают в организации? Какие психологические преобразования нужно сделать, и как этого добиться?
6. На чем нужно сосредоточиться прежде всего - на защите или на наступлении?