Как ни странно, управлять изменениями в ситуациях реорганизации и поддержания успеха довольно сложно - возможно, даже сложнее, чем в ситуациях создания организации и выведения из кризиса, где проблемы ясны, и нужны быстрые действия. Ниже перечислены основные инструменты стиля лидерства развития, позволяющие преодолеть сопротивление и добиться понимания необходимости перемен.
• Слушайте активно. Слушание - мощный инструмент повышения уровня осознания. Кроме того, он помогает наблюдать и задавать стимулирующие вопросы.
• Пусть на проблемы укажут другие. Опасно становиться "занозой" - человеком, постоянно призывающим к переменам, когда остальные не видят в них никакой необходимости. Это всего лишь вызовет сопротивление. Организация стимулирует свой "иммунитет", точно так же, как человеческий организм мобилизует антитела, чтобы победить вирус - и ваши идеи будут отвергнуты. Чтобы эффективнее, и безопаснее для себя, показать организации наличие проблем, привлекайте на свою сторону других людей - босса, клиентов и другие заинтересованные стороны.
Измените критерии оценки. Если критерии оценки деятельности организации не выявляют никаких проблем, аргументы для внедрения изменений найти очень трудно. Если же проблемы при этом действительно существуют - значит, критерии оценки нужно изменить. Это позволит сосредоточить внимание людей на обнаружившихся проблемах, и это поможет преодолеть их сопротивление.
Проводите совместную диагностику. Даже если вы уверены, что понимаете "проблему", не спешите делиться своим диагнозом с другими - это только вызовет ненужное сопротивленние. Не пытайтесь заставить людей согласиться с вашим "ответом"; часто лучше менять их точку зрения постепенно, начиная с диагностики совместно с ними. Этот подход особенно эффективен, если совместная диагностика побуждает сотрудников организации вступать в диалог с клиентами и другими заинтересованными сторонами.
Обеспечьте себе ранние победы и отпразднуйте успех. Чтобы создать импульс позитивных перемен, нужно одержать некоторые ранние победы, и отпраздновать эти успехи. Сосредоточьтесь на важных, но решаемых проблемах и определите, как и где лучше всего добиться ранних успехов. Вовлекайте других людей, которые, по вашему мнению, тоже осознают необходимость изменений и празднуйте победы.
Анализируйте и создавайте стимулы. Проведите тщательный анализ системы стимулирования влиятельных людей в организации. Что сотрудников поощряют делать, а чего - не делать? Затем подумайте, как можно изменить эту систему, поощряя и вознаграждая тех, кто демонстрирует желательное поведение, и разумно наказывая тех, кто этого не делает.
Ситуация, в которой оказалась Эми Донован, содержала в себе элементы трех ситуаций модели STARS. Но она определила, что в первую очередь находится в ситуации реорганизации, и поэтому смогла создать стратегию, позволившую преодолеть сопротивление переменам, существовавшее в каждом из трех центров. И Эми, и ее боссы понимали, что у всех трех центров, даже у самого неэффективного, были определенные сильные стороны, и их нужно было сохранить; соответственно, изменения нужно было планировать и вводить так, чтобы не снижалось качество работы центров.
Уже во второй месяц работы на новой должности Эми попросила и быстро получила от своих боссов разрешение на реализацию эволюционной стратегии улучшения работы центров. Важным элементом ее стратегии был перевод директоров центров в центральный офис, чтобы они помогли ей создать общие стандарты работы, и назначение на их места трех исполняющих обязанности директоров, которые, конечно же, понимали, что поддержка инициатив Эми - в их лучших интересах.
Двое из трех директоров, перешедших в центральный офис, скоро ушли из организации. Директор, занимавший свой пост дольше всех, ушел на пенсию, а тот, который пришел на свою должность из другой организации несколько лет назад, и проработавший в центральном офисе год, оказался крайне неудовлетворен новой работой и попросил перевести его в другое место. Третий директор остался в центральном офисе и очень помог Эми в разработке стратегии перераспределения ресурсов между центрами и новых стандартов работы, позволивших ввести новые услуги для клиентов, контролировать издержки и создать новые организационные структуры, которые помогали специалистам центра обучать друг друга. В итоге он получил повышение и стал заместителем Эми.
Эми начала осуществлять свой план с того, что поручила директорам центров провести исследование среди клиентов и предоставить его результаты ей и трем новым исполняющим обязанности директоров. Исследования вызвали живой отклик и выявили проблемы, связанные с качеством услуг, а также показали низкий уровень доверия клиентов. Эми заранее изучила ситуацию и предполагала, какими будут результаты. Она планировала представить их на встречах в каждом центре и использовать в процессе совершенствования работы: побудить сотрудников каждого центра критически оценить свою работу, поднять их моральный дух, увидеть реальные результаты своего труда и подумать о том, как их улучшить. Эми хотела, чтобы эти дискуссии стали началом следующей фазы - сохранения и распространения эффективных методов работы и отказа от неэффективных. Теперь, более-менее ясно очертив проблемы, можно было переходить к самой сложной задаче - реализации плана совершенствования работы, не снижая качества услуг центров.