А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с OНP. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 80 с.
ISBN 978-5-91928-063-7
Предлагаемое годовое понедельное планирование поможет логопедам организовать и провести эффективную коррекционную работу в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Планирование разработано на тридцать шесть недель учебного года. На протяжении всех периодов осуществляется обучение детей пересказу, составлению рассказов по восприятию (рассказов-описаний, рассказов-сравнений, повествовательных рассказов), рассказов по представлению (из личного опыта) и рассказов но воображению (творческих рассказов). Все это будет способствовать подготовке детей с ОНР к связному изложению любых событий и предстоящему обучению в школе.
Пособие входит в комплект «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Вторая типография».
140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский пр-д, д. 1.
Введение
Одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе является уровень развития его речи. Логопедам хорошо известно, что полноценное овладение навыками связной монологической речи детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. Поэтому формирование связной речи старших дошкольников 6-7 лет с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Проведение занятий по развитию связной речи у детей с ОНР часто вызывает трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, психологическими особенностями детей и их ограниченными речевыми возможностями. Детям с ОНР сложно организовывать и выстраивать в логической последовательности собственные высказывания. Словарный запас у таких детей беден, в свободной речи наблюдаются смысловые пропуски, аграмматизм. Во-вторых, логопеду сложно наладить взаимосвязь с воспитателями и родителями.
Предлагаемое понедельное планирование поможет логопедам организовать и провести эффективную коррекционную работу в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Планирование разработано на тридцать шесть недель учебного года и разделено на три периода обучения (первый период — с сентября по ноябрь, второй период — с декабря по февраль, третий период — с марта по май).
На протяжении всех периодов осуществляется обучение детей пересказу, составлению рассказов по восприятию (рассказов-описаний, рассказов-сравнений, повествовательных рассказов), рассказов по представлению (из личного опыта), рассказов по воображению (творческих рассказов). Постепенно у детей формируется навык составления плана любого устного высказывания, осуществляется правильный и точный подбор речевых средств.
В первые две недели сентября традиционно проводится обследование речи детей и заполнение речевых карт. В планировании па каждый рабочий день недели в соответствующих графах логопед отмечает виды проводимой работы, фамилии детей, проходящих обследование, и записывает задания для воспитателей и родителей.
Далее каждую неделю предполагается проведение логопедом:
— трех фронтальных занятий (два занятия по произношению и обучению грамоте и одно занятие по развитию навыков связной речи);
— двух подгрупповых занятий по развитию словесно-логического мышления и связной речи;
—индивидуальных занятий (ежедневно).
Темы и цели фронтальных занятий (понедельник и среда) по произношению и обучению детей грамоте на каждую неделю логопед записывает в планирование самостоятельно (в соответствии с используемыми пособиями). Фронтальное занятие[1] по развитию связной речи проводится в пятницу как итог проведенной совместно с воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный материал, репродукции картин известных русских художников и опорные картинные или рисуночные планы.
Для создания у детей положительной мотивации логопед использует на занятиях специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или кружки). За составление любого высказывания по заданию логопеда ребенок обязательно получает одну фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, сравнение или использованное образное выражение, поговорку или пословицу). Призовые фишки — контрастного красного цвета. Дети, как правило, начинают очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эту фишку. Не беда, если на первых порах ребята допускают ошибки и неточности. Логопед тактично поправляет детей и поддерживает их.
Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся по вторникам и четвергам. Логопед делит группу на две подгруппы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Как показывает практика, самое главное — создание логопедом благоприятной атмосферы для детей в каждой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт, смогут раскрыть свои творческие, а параллельно и речевые возможности.
На подгрупповых занятиях логопед активизирует словарь детей по каждой лексической теме, отрабатывает у детей умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов. На занятиях логопед знакомит детей со значениями различных образных выражений, пословиц и поговорок, учит детей правильно использовать их в свободной речи.
В графе «Задания воспитателям и родителям» подобраны речевые и словесно-логические игры и упражнения по каждой лексической теме[2].
Воспитатель проводит с детьми беседы по содержанию темы, уточняет по картинкам названия предметов, значения некоторых слов и выражений, упражняет детей в словообразовании и словоизменении. Для удобства педагогов многие задания отрабатываются по специальным альбомам[3]. Таким образом, выполняя рекомендации логопеда, воспитатель готовит речевую базу для проведения подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Каждую пятницу логопед просит родителей в выходные дни повторить вместе с детьми дома по альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения ребенка.
В последнюю графу таблицы планирования логопед заносит фамилии детей, с которыми проводит индивидуальные занятия. Количество занятий с каждым ребенком логопед определяет самостоятельно.
В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых становится возможным составление развернутых, правильно составленных пересказов и рассказов по восприятию, представлению и воображению. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. Все это подготовит детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у дошкольников языковое чутье.