ВСША юрисдикцию по трудовым делам, вытекающим из юридических споров, главным образом коллективного характера, осуществляют административные органы, которые создаются для проведения в жизнь многих законов о труде. К ним относятся Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), Управление по заработной плате и рабочему времени, Национальное управление посредничества при трудовых конфликтах на железнодорожном транспорте.
Перечисленные органы, осуществляя толкование законов, рассматривают споры, связанные с их применением. Суд придает решениям этих органов обязательную силу и вправе их пере-
смотреть, хотя вопросы фактов, подтвержденные доказательствами и зафиксированные в соответствующих решениях, не подлежат пересмотру. В американской литературе подобного рода административные органы именуются квазисудебными.
Остановимся подробнее на деятельности важнейшего из них — Национального управления по трудовым отношениям (НУТО). Основная его функция — разбор жалоб на "нечестную трудовую практику"1.
Жалоба направляется первоначально в окружное управление НУТО, где она предварительно рассматривается особым должностным лицом. Жалобщику предлагается привести доказательства, а обвиняемой стороне — объяснения. Если указанное должностное лицо приходит к выводу, что обвинение необоснованное, оно рекомендует отозвать его. Если жалобщик отказывается это сделать, окружной директор НУТО официально отвергает жалобу. Жалобщик может апеллировать к генеральному советнику, который принимает окончательное решение. Если расследование показало, что жалоба на "нечестную трудовую практику" обоснованна, обвиняемой стороне предоставляется возможность уладить конфликт без разбирательства (путем прекращения инкриминируемых действий). В случае отказа начинается формальная процедура.
Прежде всего формулируются пункты обвинения, на которые обвиняемая сторона должна ответить в течение 10 дней. Затем судебными чиновниками округов, куда поступила жалоба, проводится слушание. Обвинение поддерживает атторней (должностное лицо, выполняющее функции обвинителя). Перед слушанием судебный чиновник собирает стороны на неформальные переговоры, чтобы выяснить их позиции и попытаться убедить пойти на "мировую".
Во время слушания стороны играют активную роль, устраивают перекрестные допросы свидетелей, представляют доказательства и т.п. При этом применяются, насколько это возможно, процессуальные правила, принятые в федеральных окружных судах.
После завершения слушания судебный чиновник готовит промежуточный доклад, который содержит факты, касающиеся
1 "Нечестной трудовой практикой" именуются действия, которые закон запрещает совершать предпринимателям и профсоюзам. Например, предпринимателям запрещено препятствовать осуществлению права работников на объединение и коллективные переговоры, увольнять работников в отместку за профсоюзную деятельность. Истцами по этой категории дел могут быть как профсоюз, так и индивидуальный работник.
конфликта, юридический анализ этих фактов и рекомендуемый приказ. Этот доклад передается в главный офис НУТО в Вашингтоне, а его копии — сторонам. Дело, таким образом, только на этой стадии поступает непосредственно в НУТО, однако для прекращения наиболее острых форм трудовой борьбы (забастовки, бойкоты) генеральный советник может незамедлительно потребовать выдачи судебного приказа.
Если стороны согласны подчиниться рекомендациям, предложенным в докладе, и не обжалуют доклад в течение 20 дней, дело завершается. Приказ, рекомендованный судебным чиновником, вступает в силу и получает то же значение, что и приказы НУТО. Если же какая-либо из сторон своевременно обжалует промежуточный доклад, НУТО само должно разобрать дело по существу и вынести решение. Оно вправе при этом принять дополнительные аргументы, которые могут быть представлены сторонами.
Позиция НУТО не обязательно совпадает с рекомендациями судебного чиновника, которые могут быть приняты полностью или частично, отвергнуты или изменены. Копии окончательного решения НУТО передаются сторонам спора.
Приказы НУТО сами по себе не имеют принудительной силы. Если ответчик не выполняет добровольно такой приказ, НУТО обращается в окружной суд, который придает приказу принудительную силу. Апелляционный суд вправе отменить приказ НУТО по мотивам нарушения права. Решение апелляционного суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд либо изменено Верховным судом по собственной инициативе в порядке особой процедуры. Это допускается, если дело имеет исключительную важность либо по данному вопросу вынесены противоположные решения различными апелляционными судами.
Наряду со спорами в связи с жалобами на "нечестную трудовую практику" НУТО рассматривает организационно-трудовые конфликты. Это в основном споры юрисдикционного характера в связи с выборами коллективно-договорного представителя.
Все категории споров НУТО рассматривает в соответствии с процедурой, которая в основном напоминает судебный процесс, в частности с применением норм доказательственного права, принятых при разбирательстве гражданских дел.
Отметим в заключение, что в Канаде и в Японии порядок рассмотрения споров, связанных с обжалованием "нечестной трудовой практики", весьма близок тому, который существует в США.
w
Как показал проведенный нами обзор по странам, суды по трудовым делам выполняют важные задачи по применению трудового права, его толкованию, удовлетворению законных притязаний участников трудовых отношений друг к другу, содействуют их примирению на основе компромиссов, предотвращению трудовых конфликтов и выступают, таким образом, как фактор, поддерживающий социальную стабильность.
Деятельность трудовых судов в огромном большинстве стран построена на принципах трехстороннего сотрудничества (трипар-тизма)1. Судебные дела рассматривает коллегия в составе профессионального судьи и двух непрофессиональных судей, выдвигаемых профсоюзами и организациями предпринимателей. Такой состав судебных присутствий призван обеспечить всестороннее и беспристрастное разбирательство спора и справедливое решение.
Большое значение имеет и то, что трудовые суды могут обеспечить квалифицированное рассмотрение дела, поскольку профессиональные судьи таких судов — юристы, специализирующиеся в области трудового права, а непрофессиональные судьи — это практики, хорошо ориентирующиеся в вопросах труда и трудовых отношений. Они легко находят общий язык, и значительная часть судебных решений принимается единогласно.
Трудовые суды обычно встроены в общую судебную систему, и лишь две страны — ФРГ и Израиль — имеют полностью автономную систему трудовых судов, наделенных широкой юрисдикцией.
Сфера компетенции трудовых судов — юридические споры (конфликты права) требует особо тщательного соблюдения судебной процедуры, всесторонности и взвешенности оценок, учета многих формально-юридических моментов, обращения не только к трудовому, но и к гражданскому, административному уголовному праву. Решения по этим спорам должны быть в полной мере легитимными, в частности, потому, что конфликтующие стороны в юридических спорах не вправе прибегать для оказания давления друг на друга к таким методам трудовой борьбы, как забастовки, локауты. Тем более важно, чтобы решения выносил достаточно авторитетный государственный орган.
Деятельность судов по трудовым делам привела к процессуальным нововведениям, к формированию процедур, присущих именно трудовой юстиции.
1 Двусторонняя структура трудовых судов существует только во Франции и в одном из кантонов Швейцарии. В Испании трудовые суды состоят только из профессиональных судей.
21 Киселев И. Я. 313
\
Как правило, трудовые суды функционируют на основе правил и процедур, закрепленных в ГПК, т.е. рассматривают дела на основе состязательности (диспозитивности). Но в этот принцип внесены определенные поправки: процедура в трудовых судах более быстрая и менее дорогостоящая, чем в обычных судах; отсутствуют некоторые формальности, присущие гражданскому процессу; суды проявляют большую инициативу в ведении судебного процесса, привлечении доказательств. Имеется специфика в отношении представительства сторон, распределения бремени доказывания, оценки доказательств. Большое значение придается побуждению сторон к примирению на всех стадиях процесса1.
В ряде стран для этих целей используется специальная пред-судебная стадия разбирательства, почти полностью лишенная процедурных формальностей. Трудовые суды, наконец, более доступны для работников, чем обычные.
Создание трудовых судов, активное развитие трудовой юстиции — логическое следствие признания автономии трудового права, способствующее закреплению и дальнейшему утверждению этой автономии, вместе с тем это необходимое условие повышения авторитета и эффективности трудового права. Специфические черты трудового права диктуют необходимость формирования соответствующих процессуальных форм и институтов и в конечном счете процессуального трудового права. К такому выводу приходят многие специалисты в странах Запада.