Примирительно-третейский метод и судебное разбирательство
Коллективные юридические конфликты
Тоже
Индивидуальные юридические конфликты
Тоже
Франция
Коллективные экономические конфликты
Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты
Примирительно-третейский метод
Индивидуальные юридические конфликты
Судебное разбирательство
Италия
Коллективные экономические конфликты
Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты
Примирительно-третейский метод
Индивидуальные юридические конфликты
Судебное разбирательство, примирительно-третейский метод (факультативно)
ФРГ
Коллективные экономические конфликты
Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты
Судебное разбирательство
Индивидуальные юридические конфликты
Судебное разбирательство
І!
Продолжение табл. 11
Япония
Коллективные экономические конфликты
Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты
Судебное и административное разбирательство
Индивидуальные юридические конфликты
Судебное разбирательство
§ 2. ПРИМИРИТЕЛЬНО-ТРЕТЕЙСКИЙ МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Мирное разрешение коллективных трудовых споров осуществляется с помощью согласительной, примирительно-третейской процедуры, которая включает четыре самостоятельных разновидности: переговоры сторон; примирение (посредничество); трудовой арбитраж; работа комиссии, которая расследует обстоятельства спора и предлагает его решение. Эти примирительно-посреднические процедуры могут применяться последовательно либо самостоятельно.
Первая, наиболее элементарная форма поиска компромисса — неформальные переговорымежду сторонамиконфликта. Третье (нейтральное) лицо в эти переговоры не вмешивается, но обычно создается механизм, облегчающий контакты между сторонами и побуждающий их обсудить разногласия и найти взаимоприемлемое решение.
Будучи наиболее мягкой формой побуждения сторон к достижению соглашения, переговоры, как правило, не подвергаются законодательному регулированию, а осуществляются в соответствии с согласительной процедурой, установленной в коллективных договорах.
Урегулирование конфликта путем неформальных переговоров рассматривается как простой, гибкий и во многих случаях дающий хороший результат способ устранения разногласий.
Обычно процедура примирения (посредничества) начинается только после исчерпания возможностей урегулирования спора путем непосредственных переговоров.
Примирение (посредничество)— это деятельность третьего (нейтрального) лица в целях оказания помощи сторонам конфликта в уменьшении разногласий и в достижении соглашения. Однако посредник не выдвигает каких-либо обязательных для сторон ре-
комендаций. Хотя в работах западных авторов термины "примирение" и "посредничество" нередко трактуются как синонимы, а в законодательстве и на практике во многих странах различия между ними не проводятся, в отдельных государствах, например во Франции и Великобритании, эти два понятия различаются.
Примирением считается более мягкая форма вмешательства посредника. Оно сводится к облегчению коммуникаций между сторонами, к установлению контакта между ними, к побуждению их обсудить разногласия и достигнуть компромисса в ходе направляемого посредником диалога.
Посредничество предполагает более активное вмешательство третьей стороны, при котором посредник может предложить сторонам формулу решения конфликта, однако она рассматривается не как обязательная рекомендация, а скорее, как дружеский совет мудрого, беспристрастного, заинтересованного наблюдателя.
Посредничество можно рассматривать как своего рода промежуточную стадию между примирением и арбитражем, когда стороны еще не желают прибегнуть к арбитражу, но уже готовы принять советы посредника как базу для дальнейших переговоров.
Учитывая, что различие между примирением и посредничеством не имеет четких границ, мы будем трактовать примирение и посредничество как единое понятие (с учетом указанных оттенков значения).
Суть примирительно-посреднической процедуры в том, что стороны под руководством посредника подробно обсуждают разногласия. Применяя приемы убеждения и психологического давления, апеллируя к здравому смыслу, справедливости, чувству ответственности сторон, посредник помогает им достичь компромисса. Стремясь найти и сформулировать решение, которое устроит обе стороны, посредник не навязывает его как собственное, а изыскивает и предлагает возможные варианты примирения. Стороны сами выбирают приемлемый вариант, и именно они принимают окончательное решение.
Посредники могут назначаться для рассмотрения данного спора либо действовать постоянно для определенных категорий работников и конфликтов.
Чаще всего в качестве посредника выступает один человек: правительственный чиновник либо частное лицо. Исторически посредничество в трудовых конфликтах зародилось как функция именно частных лиц. Стороны соглашаются назначить посредника по общему выбору для оказания помощи в решении споров, особенно путем председательствования на совместных дис-
куссиях. Частное посредничество в трудовых спорах сохранилось до сих пор; оно осуществляется по соглашению между профсоюзами и организациями предпринимателей. Однако в настоящее время важная роль в осуществлении посредничества принадлежит государственным чиновникам и правительственным органам — министерствам труда и примирительным органам, имеющим автономный статус.
Наряду с правительственными чиновниками, в том числе отставными, в качестве посредников (частных и государственных) выступают профессора университетов, занимающиеся преподавательской и научной деятельностью в области трудовых отношений, социологи, экономисты, юристы, деятели церкви, журналисты, парламентарии. Посредниками в наиболее крупных конфликтах бывают министры труда, а иногда главы правительств и даже государств.
В ряде случаев примирение осуществляет коллегия посредников, состоящая из независимого председателя и двух (или равного числа) членов — представителей сторон. Лиц, назначенных в коллегию посредников от сторон, избирают по согласию председателя. Если согласие не достигнуто, то назначение производится государственным органом либо должностным лицом. Иногда индивидуальное и коллегиальное посредничество используется как две последовательные ступени единой процедуры. Спор, не урегулированный индивидуальным посредником, переходит на рассмотрение в коллегию.
Когда коллегия посредников назначается для конкретного спора, ее состав формируют стороны конфликта; когда же такие коллегии функционируют на постоянной основе, они создаются профсоюзами и организациями предпринимателей для всех возможных конфликтов. Нередко соответствующий правительственный орган составляет список потенциальных посредников, из которых стороны отбирают кандидатов для рассмотрения конкретного спора. Ведущую роль в деятельности коллегии посредников играет ее председатель, который обычно является правительственным чиновником — работником государственной службы примирения либо инспектором труда.
Посредничество может быть принудительным и добровольным. В первом случае обязательно присутствие сторон, их участие в процедуре. Во втором случае стороны могут отвергнуть предложение о посредничестве.
Однако и при добровольном и при принудительном посредничестве разрешение трудового спора требует согласия сторон. В обоих случаях стороны не обязаны принимать предложение
посредника об урегулировании конфликта. Посредник может только убеждать стороны принять добровольно его предложение и согласиться на компромисс.
Действуя в соответствии с конкретными обстоятельствами, посредник каждый раз применяет особые подход, стратегию и тактику. Техника примирительно-посреднической процедуры в трудовых конфликтах получила на Западе значительное развитие. Она отражает достижения прикладной социологии, психологии труда, конфликтологии; учитывает данные и методику других наук: экономики, этики, физиологии, антропологии; использует приемы, доказавшие свою эффективность при осуществлении торгового и международного посредничества.
Техника посредничества в трудовых конфликтах включает требования к личным и профессиональным качествам посредника, методику его подготовки к участию в конкретном споре, организацию самого процесса посредничества, способы давления на стороны с целью побуждения их к достижению соглашения.
Эта техника, с которой мало знакомы в нашей стране, заслуживает серьезного внимания.
О личных качествах, необходимых для успешной деятельности посредника в трудовых конфликтах, в книге, изданной Международным бюро труда, говорится так: "...Посредник должен обладать способностью общения с людьми. В известной степени ему надлежит быть специалистом в области человеческих отношений. Он должен быть честным, вежливым, тактичным, уверенным в себе, уравновешенным и терпеливым... иметь терпение выслушивать то, что стороны говорят и желают сказать, длительные и подчас утомительные и не относящиеся к делу дискуссии и перебранки, обладать даром убеждения, включая хорошее владение устной речью, легкость в выражении мыслей, и уметь общаться со сторонами на языке, который им понятен"1.
Положительное влияние на успешный исход примирительной деятельности посредника имеют такие его личные качества, как дружелюбие, чувство юмора (для снятия напряжения во время дискуссий), быстрота реакции, дающая возможность вовремя схватывать и оценивать суть разногласий сторон.
Что касается профессиональных знаний посредников, то наибольшее значение для них, как утверждается в литературе, име-
1 ILO. Conciliation in Industrial Disputes. A Practical Guide. Geneva, 1978. P. 27.
ют знания в области трудовых отношений, социологии, психологии и физиологии труда, экономических и правовых аспектов трудовых отношений, истории и современного состояния профсоюзного движения. Он должен разбираться в организации производства и труда, знать в основных чертах технологию производственных процессов. Особенно важно для посредника владеть приемами прикладной психологии, уметь применять их к межличностным отношениям и прежде всего обладать искусством убеждения, которое предполагает использование различных методов давления на стороны конфликта. Эти методы обычно подразделяются на личные, социально-политические и экономические.
Личное давление исходит от самого посредника, основано на его отношениях со сторонами. Давление может проявляться как в простых утверждениях, советах, уговорах, так и в детальной мотивировке, пространной аргументации с применением приемов риторики, в проведении как коротких бесед, так и встреч, продолжающихся длительное время. Социально-политическое давление включает апелляцию к мнениям посторонних лиц, чьи взгляды авторитетны для сторон, их окружения, а также к общественному мнению. Экономическое давление основано на использовании рыночной конъюктуры, коллективно-договорной силы сторон. Посредник ссылается на экономические факторы, в частности на условия и производительность труда на сопоставимых предприятиях, на рыночную конъюнктуру, чтобы побудить ту или другую сторону к уступкам.
Успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника. Он должен завоевать авторитет у сторон, их полное доверие, создать у них твердое убеждение, что он порядочен, независим и беспристрастен.
Очень важно поддержание на переговорах атмосферы откровенности, доверительности, конфиденциальности. Благоприятная психологическая атмосфера на переговорах — необходимое условие их успешного исхода.
Работа посредника должна начинаться с тщательной подготовки к вступлению в конфликт. Необходимо изучить данные, касающиеся сторон конфликта, его предысторию, обстоятельства возникновения, скрытые пружины, причины конфликта и его повод, готовит соответствующее досье.
Сама по себе процедура примирения представляет собой проведение серии встреч и бесед самого различного характера. Это могут быть встречи совместные, с участием представителей обеих сторон, либо раздельные (сепаратные), с представителями каждой из сторон, либо в узком составе (приватные).
Совместные и раздельные встречи выполняют различные задачи. Совместная встреча — это по сути дела дискуссия между сторонами под председательством посредника, который выполняет функции модератора. В раздельной встрече посредник вступает в прямой диалог и конфиденциальную дискуссию с каждой из сторон. В совместной встрече посредник должен показать сторонам свой полный нейтралитет и беспристрастие. В раздельных встречах посредник должен быть также нейтральным и беспристрастным, но они предоставляют посреднику большие возможности для проявления инициативы, выдвижения предложений, которые в чем-то учитывают позиции другой стороны. Это зачастую невозможно сделать в ходе совместной встречи без риска подвергнуться подозрению в пристрастии к одной из сторон.
Посредник обычно начинает свою миссию с проведения предварительных встреч со сторонами конфликта, чтобы познакомиться с ними и посоветоваться, как лучше организовать работу, обменяться со сторонами информацией в связи с предстоящей процедурой. Эти начальные контакты посредника со сторонами очень важны: они определяют, насколько приемлем посредник для обеих сторон и возможно ли установление с ними отношений на позитивной основе. Наиболее желательны личные встречи, но начинать можно с разговоров по телефону.
Во время совместных встреч стороны обсуждают свои разногласия, а посредник руководит дискуссией. На этих встречах обычно присутствуют делегации противостоящих сторон в полном составе. Они садятся за длинный стол напротив друг друга, а посредник занимает место председательствующего. Каждая из сторон излагает и защищает свою позицию, отвечает на аргументацию противника. Полемика может принять весьма острый характер. Посреднику предлагается направлять ее таким образом, чтобы не допускать чрезмерных обострений, грубостей, снимать напряжение. Совместные встречи дают посреднику возможность наблюдать стороны в их непосредственном общении. Такие наблюдения могут привести его к убеждению, что имеются вопросы, по которым возможны сближение и компромисс.
Одна из главных целей совместных встреч — выявление пунктов разногласий и предоставление сторонам возможностей сформулировать свои позиции. Такие встречи проходят обычно в медленном темпе и могут продолжаться в течение длительного времени. Эти дискуссии "дают возможность каждой стороне увидеть упрямство другой стороны, почувствовать физическое утомление от постоянного изложения собственных взглядов и от бес-
конечного выслушивания мнений, выражающих непреклонную оппозицию другой стороны"1.
Процедура совместных встреч может иметь более или менее формальный характер. Менее формальные встречи носят характер научных конференций. Каждая сторона выступает с изложением своих позиций; идут непрерывный обмен мнениями, дискуссии. Более формальная процедура напоминает судебное разбирательство: стороны поочередно излагают свои позиции, задают друг другу вопросы, но апеллируют при этом к посреднику, который также задает вопросы и руководит "прениями сторон".
Раздельные встречи посредника имеют различный характер. Они могут созываться по инициативе посредника, который объявляет перерыв в совместной встрече и проводит встречи с каждой из сторон. Стороны также могут просить прервать совместную встречу для того, чтобы организовать закрытое совещание своей команды и посоветоваться.
Другая разновидность раздельных встреч не связана с совместной встречей. Стороны в этом случае присутствуют в соседних помещениях, непосредственно не общаются, а посредник переходит попеременно от одной стороны к другой ("челночные рейсы") как часть непрерывной процедуры переговоров. Посредник перемещается между сторонами до тех пор, пока не решит, что пришел черед для совместной встречи.
Раздельные переговоры проводятся в неформальной обстановке, без официальных церемоний. Атмосфера обсуждения должна быть спокойной, дружеской, побуждающей стороны к разумной дискуссии, без полемических перехлестов и эмоциональных всплесков. Посредник использует такие встречи для анализа и толкования позиций сторон. Во время раздельной встречи посредник выражает мнения, формулирует предложения и дает советы, которые он не рискнет давать на совместных встречах без опасения вызвать возмущение какой-либо из сторон. Именно во время раздельных встреч стороны передают посреднику конфиденциальную информацию, которую не желают высказывать в присутствии друг друга. Эта информация ни в коем случае не должна передаваться посредником другой стороне.
В ходе раздельных встреч посредник имеет возможность ближе познакомиться о людьми, участвующими в примирительной процедуре, получить более или менее точное представление о представителях каждой из сторон, выявить наиболее влиятельных из них, попытаться на них воздействовать.
1 ILO. Conciliation in Industrial Disputes. P. 49. 274
Во время раздельной встречи посредник может установить, что в отсутствие оппонента данная сторона представляет свою позицию несколько иначе. И это относится не только к тону, но и к существу (новые акценты и оттенки). Для посредника важно уловить это и использовать для нахождения компромисса.
Посредник должен почувствовать изменения в настроении сторон. Это может проявиться в том, что представители одной стороны полным голосом или вполголоса заявляют, что они в состоянии понять позицию и побуждения другой стороны. Это предвещает возможность сближения; тон сторон становится более дружественным, они начинают проявлять большую гибкость, принимать, хотя бы частично, позиции другой стороны. На этой стадии посредник должен искать области возможного компромисса и, самое главное, "ковать железо, пока горячо", ибо откладывание процедуры посредничества на данной стадии может привести к тому, что мирный дух улетучится.
Приватные встречи посредник проводит с участием минимального числа ведущих представителей сторон. Они могут иметь форму совместной встречи с представителями обеих сторон или раздельных встреч с представителями каждой из сторон.
В зависимости от конкретных обстоятельств посредник организует различные встречи в разных сочетаниях и с разной последовательностью .
Для положительного исхода примирительной процедуры бывает необходимо провести серию встреч, продолжающихся недели и даже месяцы1. Иногда, особенно при общенациональных конфликтах, посредник организует непрерывные переговоры. Тогда встречи — совместные, раздельные, приватные — продолжаются непрерывно днем и ночью. В этом случае частью техники посредничества становятся "голод, жажда и истощение участников переговоров"2.
Если спор не разрешен с помощью примирительной процедуры, посредник по инициативе сторон может прибегнуть к некоторым дополнительным действиям, например организовать голосование работников с оценкой последнего предложения предпринимателя по урегулированию конфликта. Если это предложение получает поддержку большинства работников, конфликт завершается.
1 Как правило, максимальные сроки осуществления процедуры примирения (посредничества) не устанавливаются, чтобы не создавать ненужную спешку для посредника и не побуждать его к торопливости, которая может отрицательно сказаться на качестве посредничества.
2ILO. Conciliation in Industrial Disputes. P. 89.
Посредникам рекомендуют проявлять гибкость и разнообразие в применении технических приемов посредничества. Таких приемов довольно много, например прием "спасение лица", когда стороны согласны на компромисс, но не доверяют друг другу и опасаются, что согласие с предложением посредника будет казаться для противника проявлением слабости. В этом случае посредник предлагает обеим сторонам ответить на вопрос: "Принимаете ли вы разработанные предложения по урегулированию?" Ответ должен быть "да" или "нет". Он запечатывается в аналогичные конверты. Посредник в присутствии наблюдателей от обеих сторон принимает конверты от каждой из сторон, затем смешивает их среди аналогичных конвертов так, что нельзя определить конверты, содержащие ответы сторон. Если после распечатки конвертов обнаруживается, что имеются два положительных ответа, конфликт считается урегулированным.
Обычно выделяют три этапа в работе посредника: уяснение предмета и обстоятельств конфликта; попытки добиться согласия на базе предложений и контрпредложений сторон; разработка собственного предложения и предоставление его на обсуждение сторон.
В настоящее время идут поиски путей дальнейшего повышения эффективности посредничества. Доказывается, что посредник должен иметь возможность в случае неудачи посредничества автоматически взять на себя функции судьи (арбитра) и решить спор по существу. Это призвано повысить авторитет посредника и усилить стремление сторон идти на компромисс, чтобы избежать передачи спора в арбитраж. В литературе ставится вопрос о необходимости более широкого использования посредником электронно-вычислительной техники, информатики.
Как видно, техника посредничества представляет собой одну из разновидностей социального регулирования и упорядочения. Приемы посредничества сводятся к концентрированному воздействию на стороны конфликта, на их сознание и волю прежде всего в целях обеспечения социального мира, предотвращения забастовок. Одна из основных функций трудового посредничества, его главный результат — не допустить начала забастовки, по крайней мере, до завершения примирительной процедуры либо добиться ее приостановления на период деятельности посредника.
Рассмотрим теперь технику трудового арбитража.Ее суть в том, что спор передается на рассмотрение арбитра или их кол-
легии, которые принимают решение после выслушивания сторон, свидетельских показаний и других доказательств. Если стороны конфликта по взаимному соглашению передают спор в арбитраж и соглашаются выполнить решение арбитра, то такой арбитраж именуется добровольным (факультативным). Если же определенные юридические нормы обязывают стороны передать спор на рассмотрение арбитра и подчиниться его решению, то такой арбитраж называется принудительным (обязательным). Однако разделение арбитража на добровольный и принудительный носит условный характер. И в добровольном арбитраже имеются элементы принуждения, поскольку стороны, передавшие спор на рассмотрение арбитра добровольно, во многих случаях обязаны все же выполнить его решение. Возможен и такой вариант: стороны обязаны прибегнуть к арбитражу (по требованию одной из сторон или государственного органа), хотя выполнение решения арбитра носит добровольный характер.
Существуют три разновидности организации добровольного арбитража: профсоюзы и предприниматели сами создают механизм арбитражного разбирательства и сами выдвигают арбитров; профсоюзы и предприниматели используют государственный орган арбитража; стороны просят государственных чиновников осуществить арбитраж в неформальном порядке. Специфика арбитражного рассмотрения при добровольном арбитраже состоит в праве самих сторон определять рамки рассматриваемого спора и сферу полномочий арбитра.
Что касается принудительного арбитража, то он может принять одну из следующих форм: автоматическое обращение к арбитру после провала переговоров или попыток примирения; обращение к арбитру по инициативе одной из сторон вопреки возражениям другой стороны; обращение в арбитраж по инициативе государственных властей.
Органы трудового арбитража могут быть постоянными или временными, т.е. создаваться для рассмотрения конкретного конфликта.
В качестве арбитров выступают судьи, государственные чиновники, иногда самого высокого ранга, университетские профессора, члены парламента. Обычно они совмещают свою основную работу с выполнением время от времени функций арбитров. Арбитром может быть одно лицо либо коллегия, состоящая целиком из нейтральных лиц или из равного числа представителей сторон и одного или нескольких нейтральных лиц, назначенных с согласия сторон. Часто в число нейтральных лиц включают экономиста, юриста и инженера. Если стороны не могут
прийти к согласию относительно нейтральных лиц, их назначает правительственный орган по своему выбору или из списка арбитров. Это же относится к тем случаям, когда стороны не могут прийти к согласию относительно кандидатуры единоличного арбитра. Обычно стороны получают от государственного органа список из нечетного числа арбитров. Каждая сторона поочередно вычеркивает одного арбитра. Тот арбитр, который остается после вычеркивания, принимается сторонами.
Практика применения арбитражного метода разрешения трудовых конфликтов выработала определенные правила организации и процедуры трудового арбитража. Важное значение придается квалификации, нравственным качествам и беспристрастию арбитров. Арбитры должны быть в высшей степени организованными и собранными людьми, обладать терпением и терпимостью, способностью к анализу, четкой формулировке своих мыслей, доброжелательностью, способностью к сопереживанию. Особенно подчеркивается в литературе необходимость для арбитров не только проявлять на деле объективность, но и казаться справедливыми и беспристрастными1.
Законодательные акты не определяют максимальные сроки арбитражного разбирательства, но существует мнение, что арбитражный орган должен рассмотреть трудовой конфликт как можно быстрее, "чтобы избежать дальнейшего развития недобрых чувств и фрустрации, которые порождает конфликт"2.
Арбитр решает спор, как правило, по своему усмотрению и не связан позицией и предложениями сторон. Однако в последние годы в практику арбитражного разбирательства внесены некоторые новые моменты. Получил распространение такой порядок, когда решение не формулируется арбитром, а воспроизводит последнее предложение одной из сторон, которое арбитр считает более предпочтительным. Смысл такого арбитража — побудить стороны сблизить позиции, не завышать требования. Каждая сторона стремится убедить арбитра в разумности и реалистичности своих требований, так как он должен принять наиболее разумные и реалистичные предложения.
Своеобразной формой решения трудового конфликта третьей стороной является проведение среди населения публичного референдума относительно путей его решения. Такие публичные голосования, которые проводятся обычно для решения вопроса о целесообразности повышения заработной платы государствен-
1 См.: Gladstone A. Voluntary Arbitration of Interest Disputes. A Practical Guide. Geneva, 1984. P. 54.
2 Ibid. P. 59.
ных служащих, имеют целью внести разлад между государственными служащими и широкими слоями населения, которых убеждают, что на содержание государственных служащих идет слишком большая часть налоговых поступлений.
Процесс арбитражного разбирательства состоит из пяти этапов: обращение к арбитру, формулировка позиций сторон, слушание дела, заключительные заявления сторон, принятие решения.
Арбитражное разбирательство происходит с большим или меньшим соблюдением процессуальных формальностей. Это зависит от желания сторон либо самого арбитра, типа и предмета спора, положений законодательства, коллективного или трудового договоров, обычаев. Рассмотрение конфликтов права носит обычно более формальный характер, чем конфликтов интересов.
При более формальном слушании стороны имеют юридических советников (адвокатов либо функционеров общественных организаций) и представляют преимущественно письменные доказательства. Ведется протокол разбирательства. Свидетели принимают присягу, привлекаются эксперты. В этом случае арбитражное разбирательство напоминает судебный процесс. Чаще всего, однако, применяется неформальная процедура. Юридические советники в процессе не участвуют; все доказательства приводятся устно; протокол не ведется; свидетели, эксперты привлекаются реже, чем при более формальном разбирательстве, и они не принимают присяги. Таким образом, многие элементы судебного процесса здесь отсутствуют.
Решение арбитражной коллегии принимается большинством голосов, при этом, как правило, решение арбитража публикуется и должно иметь обоснование, хотя это и не является обязательным. При решении юридического спора арбитры должны опираться на нормативные акты (законы, коллективные договоры и т.п.), а при решении экономического спора — на такие абстрактные понятия, как справедливость, порядочность, дальновидность, реализм, добросовестность, патриотизм и др., а также на конкретные критерии социально-экономического характера, перечень которых зачастую определяется законодательством.
Предполагается, что арбитр при решении трудового конфликта должен учитывать государственные и общественные интересы, преобладающую практику, уровень производительности труда, стоимость жизни, платежеспособность предприятия. Арбитр не вправе выносить решение, вступающее в противоре-
чиє с экономической политикой правительства, в частности, устанавливающей пределы роста заработной платы.
Решение арбитра по конфликту права равноценно решению судьи, а по конфликту интересов как бы заменяет решение сторон, ставшее итогом их переговоров.
Юридическая сила арбитражного решения тождественна коллективному договору. Чтобы реализовать это решение, заинтересованная сторона должна обратиться в суд.
Суд обычно автоматически принимает решение о принудительном осуществлении решения арбитражного суда, не оценивая его по существу. Отменить арбитражное решение суд может только в случае, если арбитр превысил свои полномочия, т.е. мандат, данный ему сторонами, и в некоторых других чрезвычайных случаях (обман, подкуп и т.п.).
В ряде стран суды осуществляют надзор за деятельностью арбитражных органов. Так, во Франции функционирует формируемый правительством Высший суд арбитража, который контролирует работу арбитров, предотвращает нарушение ими закона, превышение полномочий. Он рассматривает жалобы на решения арбитров и вправе их отменять.
К процедуре арбитража близко примыкает работа комиссиипо расследованию трудового конфликта, образуемой государственными властями при чрезвычайных обстоятельствах и при возникновении крупных конфликтов1. Такие комиссии состоят только из независимых лиц, пользующихся авторитетом среди общественности, либо включают также представителей конфликтующих сторон. Главная задача комиссии — расследовать и оценить все обстоятельства спора. Доклад комиссии представляется правительству, а иногда в парламент. Во всех случаях доклад публикуется. Ожидается, что в этом случае общественное мнение будет побуждать стороны к скорейшему урегулированию конфликта. Если комиссия уполномочена давать рекомендации, она действует по существу как примирительно-третейский орган. Если стороны принимают рекомендации, спор завершается. Если рекомендации отвергаются, они все же могут составить основу для дальнейших переговоров. Деятельность комиссии по расследованию — это по существу нечто среднее между примирением и арбитражем.
На практике в странах Запада применяются самые различные сочетания рассмотренных выше процедур разбирательства тру-
1 В некоторых странах функции комиссий по расследованию трудовых конфликтов выполняют государственные органы, занимающиеся вопросами трудовых отношений.
довых конфликтов: неформальные переговоры сторон, добровольное (иногда принудительное) примирение (посредничество) и варианты добровольного арбитража. В отдельных случаях применяется принудительный арбитраж.
Способы мирного разбирательства трудовых споров обычно фиксируются в той или иной мере законодательством, хотя этому вопросу, особенно в некоторых странах, большое внимание уделяется в коллективных договорах. В Нидерландах вообще отсутствует законодательство по данному вопросу, и стороны коллективных договоров сами определяют порядок рассмотрения своих споров.
Переговоры сторон при возникновении трудового конфликта происходят во многих странах, причем их эффективность нельзя недооценивать. Весьма часто они приводят к урегулированию конфликта.
В Великобритании государственные органы по трудовому посредничеству вступают в действие только после того, как исчерпана возможность примирения сторон путем их непосредственных переговоров. И это закреплено в законодательстве.
Примирение (посредничество) применяется в больших или меньших масштабах во всех западных странах. Наибольшее распространение оно получило в США, где является главным методом улаживания экономических трудовых конфликтов. О значении, которое придается этому методу разрешения трудовых споров, свидетельствует тот факт, что в США создан специальный государственный орган — Федеральная служба посредничества и примирения (ФСПП).
Служба берет на себя функции посредничества по просьбе одной или обеих сторон или по собственной инициативе (при крупных трудовых конфликтах). Она должна быстро установить связь со сторонами и приложить максимальные усилия к их примирению. В обязанность службы входит также представление работникам на голосование последних предложений предпринимателя об урегулировании спора. Важнейшим направлением ее работы является предотвращение трудовых конфликтов путем поощрения контактов сторон и сотрудничества между ними (превентивное посредничество). Посредник оказывает помощь сторонам еще до начала коллективных переговоров и после завершения конфликта.
О масштабах деятельности ФСПП можно судить по тому, что она ежегодно осуществляет посредничество в десятках тысяч конфликтов.
Киселев И. Я. 281
Наряду с государственными органами посредничества в США существуют неправительственные организации — Американская ассоциация арбитража и Национальная академия арбитров, которые также осуществляют посредничество в трудовых конфликтах.
Посредничество в США добровольное, за исключением государственной службы, здравоохранения и конфликтов при чрезвычайных ситуациях.
Во Франции примирительная процедура при трудовых спорах носит добровольный характер. Она осуществляется постоянными примирительными комиссиями, создаваемыми в соответствии с коллективными договорами и образуемыми сторонами на паритетной основе. Если же примирительная процедура в коллективном договоре не предусмотрена, вступает в силу процедура примирения, осуществляемая государственными органами (эта процедура имеет субсидиарный характер). Попытки примирения в зависимости от уровня и масштабов конфликта предпринимают префект, чиновники органов по труду вплоть до министра труда (при общенациональных конфликтах). Они председательствуют в трехсторонних комиссиях, состоящих из представителей предпринимателей, работников и государственных властей. В рамках этих комиссий делаются попытки примирить стороны. Если конфликт разрешен, то данный факт фиксируется в протоколе, имеющем силу коллективного договора, а протокол передается на хранение в секретариат прюдоминального суда.
В случае неудачи примирения, которая также отмечается в протоколе, по инициативе сторон, или председателя примирительной комиссии, или соответствующего министра допускается процедура посредничества. Посредник избирается сторонами, а при отсутствии их согласия назначается министром из списка "беспристрастных и компетентных лиц", составленного после консультаций с наиболее представительными профсоюзами и организациями предпринимателей. Посредник расследует обстоятельства спора, собирает необходимую информацию, может допрашивать свидетелей, прибегать к помощи экспертов и стремится примирить стороны. В итоге он формулирует предложения-рекомендации. Они не носят, однако, обязательный характер, и стороны в течение 8 дней могут их мотивированно отвергнуть. Если они этого не делают, рекомендации приобретают силу коллективно-договорного соглашения. Если же рекомендации отвергнуты, посредник передает их текст вместе с возражениями сторон министру труда, который информирует общественность о результатах работы посредника и может опубли-
ковать его доклад. Стороны не обязаны строго следовать установленным стадиям рассмотрения трудового конфликта. По взаимному согласию они могут начать рассмотрение спора со стадии посредничества или после неудачи примирения передать спор в арбитраж (минуя посредничество). Отметим, что в примирительных процедурах активно участвует инспекция труда.
В Великобритании посреднические функции в разрешении трудовых конфликтов выполняет Консультативная служба примирения и арбитража. Ее возглавляет Совет, состоящий из 9 членов: трое назначаются министром по вопросам занятости после консультаций с Британским конгрессом тред-юнионов, трое — с Конфедерацией британской промышленности, трое — независимые члены (главным образом представители университетов и научного мира). Председатель Совета — чиновник, назначаемый правительством.
Служба осуществляет примирение в связи с возникшим или собирающимся возникнуть трудовым конфликтом по просьбе стороны (или сторон) конфликта или по собственной инициативе. Примирительную процедуру, а также консультации проводят бесплатно опытные посредники, которые добиваются в большинстве случаев примирения. Ежегодно Служба разбирает примерно тысячу трудовых конфликтов и предотвращает до 80% забастовок.
В случае неудачи примирения по желанию, по крайней мере, одной из сторон трудового конфликта, при отсутствии возражения другой стороны Служба может назначить одного или нескольких человек (не из штатных работников Службы) для осуществления посредничества, которое считается вторым этапом примирительной процедуры.
В Италии функции органов добровольного примирения (посредничества) в трудовых конфликтах осуществляют государственные органы труда — областные и провинциальные управления по труду и максимальной занятости. При этих управлениях создаются примирительные комиссии, состоящие из равного числа представителей от профсоюзов, организаций предпринимателей и председателя — директора указанного управления или его представителя1.
В Швеции примирительные (посреднические) функции в коллективных трудовых конфликтах осуществляет Государственное
1 В Италии примирительная процедура используется для разрешения главным образом коллективных трудовых споров и субсидиарно (в редких случаях) — индивидуальных (если стороны предпочитают эту процедуру и не желают обращаться в суд).
бюро посредничества и арбитража. При получении сведений о трудовом конфликте это бюро обязано назначить посредника для улаживания спора. Если стороны не пришли к согласию, то посредник вправе предложить им направить спор на рассмотрение арбитража.
В ФРГ примирительная (посредническая) процедура при коллективных трудовых спорах экономического характера (конфликтах интересов) предусмотрена в коллективных договорах. Там установлено, что конфликт разрешается с помощью переговоров сторон, а при их неудаче — добровольного примирения и посредничества. Итоги этих процедур фиксируются в протоколе, который имеет силу коллективного договора.
Наряду с примирительно-третейской процедурой, осуществляемой в рамках коллективно-договорного регулирования труда, действует процедура посредничества, установленная в законодательстве. Она применяется субсидиарно, если не срабатывает процедура, установленная в коллективных договорах.
Специфика Канады и Новой Зеландии состоит в том, что в этих странах различаются примирение, носящее принудительный характер, и посредничество, являющееся добровольным.
В Австрии, Бельгии примирение (посредничество) носит добровольный характер, в Дании, Финляндии, Люксембурге, Швеции — принудительный.
В заключение отметим все большее распространение на Западе так называемого превентивного посредничества, стремящегося предотвратить возникновение трудового спора с самого начала путем "предупреждающего" вмешательства в трудовые отношения. Такое вмешательство способствует налаживанию сотрудничества между предпринимателями и работниками. В числе прочего органы посредничества оказывают сторонам трудового отношения помощь в налаживании регулярных двусторонних контактов, в формировании и в деятельности совместных органов, проводят информационную, консультационную и просветительскую работу, организуют обследования, опросы, повышение квалификации функционеров профсоюзов и предпринимательских организаций, руководящего персонала предприятий, содействуют заключению коллективных договоров и эффективному функционированию системы коллективно-договорного регулирования труда.
Превентивное посредничество — составная часть широкого комплекса организационных, политических, идеологических, пропагандистских и иных мер, направленных на профилактику трудовых конфликтов, на смягчение противоречий между трудом и капиталом.
Применение добровольного арбитража при рассмотрении коллективных трудовых конфликтов предусмотрено законодательством и (или) коллективными договорами во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Франции, Италии, ФРГ, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Швейцарии, Испании, Португалии, Финляндии, Норвегии, Люксембурге.
В этих странах используются различные варианты (модели) добровольного арбитража: добровольное обращение к арбитру и добровольное исполнение арбитражного решения; добровольное обращение к арбитру и принудительное выполнение его решения; принудительное обращение к арбитру и добровольное выполнение его решения.
Во многих странах действуют арбитражные органы, государственные и неправительственные.
В Великобритании, например, функционирует Центральный арбитражный комитет, состоящий из представителей профсоюзов, предпринимателей и нейтральных лиц. По инициативе одной из сторон трудового конфликта и при отсутствии возражения другой стороны Консультативная служба примирения и посредничества может направить трудовой конфликт на рассмотрение указанного комитета.
В США помощь сторонам в осуществлении арбитражной процедуры оказывают уже упоминавшиеся Федеральная служба примирения и посредничества и Американская ассоциация арбитража.
Принудительный арбитраж применяется в относительно небольшом числе стран: в США, Канаде, Японии, Дании, Норвегии, ФРГ (в земле Рейнланд-Пфальц) и, как правило, только для разрешения определенных видов трудовых конфликтов (в государственной службе, на транспорте, в сфере услуг, на национализированных предприятиях). Как универсальное средство разрешения трудовых конфликтов принудительный арбитраж используется в Австралии.
Обычно принудительный арбитраж осуществляется специальными государственными органами. При возникновении крупного коллективного конфликта, чреватого серьезными потрясениями экономики, функции арбитра нередко берет на себя парламент, принимающий обязательное решение об урегулировании спора. Принудительный арбитраж расценивается обычно как антистачечная мера, которая, формально не запрещая забастовки, ограничивает право на забастовку, наносит удар забастовочному движению.
Некоторые общественные деятели на Западе, представители юридической науки рассматривают принудительный арбитраж как ценный инструмент социальной политики с большими потенциальными возможностями. О популярности этой идеи свидетельствуют предложения расширить сферу действия принудительного арбитража. Об этом же говорят участившиеся случаи практического применения принудительного арбитража в США, неоднократные попытки (например, в Италии) ввести в законодательном порядке принудительный арбитраж для подрыва забастовочного движения.
Вместе с тем на Западе имеется немало решительных противников принудительного арбитража, которые характеризуют его как ненужное и даже вредное вмешательство государства в экономические и социальные отношения. Они возражают против принудительного арбитража главным образом потому, что он несовместим со свободными коллективными договорами, ибо нарушает традиционный коллективно-договорный процесс, препятствует полюбовному урегулированию разногласий между самими сторонами, затрудняет примирительно-посредническую процедуру и в конечном счете подрывает социальный мир, усиливает трудовые конфликты, напряженность в сфере труда, чрезвычайно политизирует экономическую борьбу, делает ее взрывоопасной. Принудительный арбитраж затрудняет функции посредника и уменьшает эффективность примирительной процедуры.
Отражая распространенное на Западе критическое отношение к принудительным формам примирительно-третейского рассмотрения трудовых конфликтов, рекомендация МОТ № 92 ограничивается установлением правил, относящихся только к добровольному примирению и арбитражу (см. с. 490).
Создание комиссий по расследованию трудового конфликта предусмотрено в законодательстве США, Великобритании, Канады, Японии. На практике такие комиссии формируются чаще всего при возникновении крупных трудовых конфликтов, особенно на транспорте и в сфере общественных услуг. В Канаде, Новой Зеландии эта процедура включается в коллективные договоры в обязательном порядке в соответствии с требованием законодательства. В США и Великобритании в этом случае требуется согласие сторон.
Существует специальный порядок использования примирительно-третейской процедуры для разрешения коллективных трудовых конфликтов на транспорте. Особенно тщательно он разработан в США для железнодорожного транспорта и гражданской авиации.
При возникновении в этих отраслях коллективного трудового спора (например, в связи с изменением или перезаключением коллективного договора) стороны должны вначале попытаться достигнуть согласия путем неформальных переговоров без правительственного вмешательства. При этом сторона, требующая изменений в коллективном договоре, должна письменно предупредить другую сторону, по крайней мере за 30 дней, о своих требованиях. До истечения этого периода стороны обязаны установить время и место начала переговоров о разрешении конфликта. В условия труда, установленные в действующем коллективном договоре, не вносятся какие-либо изменения, пока стороны не приходят к согласию или не возникает тупик в переговорах. В случае возникновения такого тупика в течение последующих 10 дней не допускаются изменения в условиях труда. Далее по требованию одной из сторон или по собственной инициативе в конфликт вмешивается Национальное управление по вопросам посредничества (НУП)1, которое помогает сторонам вести коллективные переговоры.
Пока НУП осуществляет свои примиренческие услуги, в коллективный договор нельзя вносить изменения; запрещены также забастовки и локауты. Если одна сторона вносит в это время какие-либо изменения в коллективный договор, то другая может аннулировать их с помощью судебного приказа.
В случае провала попыток НУП урегулировать спор, оно стремится убедить стороны передать конфликт на разрешение принудительного арбитража. Но это возможно только с согласия сторон. Если стороны (или одна из сторон) возражают, возможны два варианта дальнейшего рассмотрения конфликта.
Первый вариант. НУП отказывается от осуществления посреднических услуг. В этом случае статус-кво сохраняется еще 30 дней, после чего стороны свободны прибегнуть к промышленным действиям, т.е. к забастовке или локауту.
Второй вариант. НУП информирует президента США, что данный трудовой конфликт угрожает "лишить часть нации существенных транспортных услуг" или "существенно угрожает торговле между штатами". В этом случае президент США может сформировать чрезвычайную комиссию по расследованию, которая в течение 30 дней должна сообщить президенту о результатах работы и сформулировать рекомендации.
1 Национальное управление по вопросам посредничества — административный орган, состоящий из трех человек, назначаемых президентом по совету и с согласия сената сроком на три года.
В этот период забастовки запрещены, а президент США, используя формальные и неформальные методы, всячески стремится побудить стороны конфликта достигнуть соглашения. В течение этого периода Конгресс США может принять специальный закон, касающийся вопросов, вызвавших трудовой конфликт: спор решается, таким образом, в конечном счете парламентом путем издания законодательного акта (своего рода принудительный арбитраж).
Как уже отмечалось, рассмотренные нами виды примирительно-третейского разбирательства используются главным образом для разрешения экономических (коллективных) трудовых споров.
В англосаксонских странах, а также в ряде других стран, например в Италии, Финляндии, Швеции, существует особая разновидность примирительно-третейского разбирательства — "гри-венс просиджер" (grievance procedure) для разрешения юридических (главным образом индивидуальных) споров1. В виде исключения эта процедура применяется и для разрешения коллективных юридических конфликтов (например, в связи с нарушением прав профсоюзных активистов, цеховых старост). Эти споры связаны прежде всего с применением и толкованием коллективных договоров.
Рассмотрим применение этой процедуры на примере США. Она предусмотрена в 95% коллективных договоров и устанавливает многоступенчатое рассмотрение споров администрацией или совместно представителями администрации и профсоюзов. Эта процедура завершается обращением к арбитру, решение которого имеет обязательную силу.
На первой ступени жалобу работника, которому оказывает помощь цеховой староста или иной представитель профсоюзов, разбирает мастер. Если стороны не приходят к соглашению, то на второй ступени суть спора и решение мастера оформляются в письменной форме и передаются на рассмотрение начальнику цеха. Интересы работника в данном случае защищает главный цеховой староста или представитель профсоюзной организации цеха, хотя сам жалобщик вправе с разрешения профсоюза присутствовать на всех стадиях рассмотрения жалобы. На третьей ступени спор переходит в постоянно действующий заводской комитет по рассмотрению споров, состоящий из представителей администрации (обычно отдела персонала) и профсоюзов. На четвертой ступени спор разрешают руководитель или представитель местного отделения профсою-
1 ILO. Grievance Arbitration: A Practical Guide. Geneva, 1985. 288
за и директор предприятия. В решении особо сложных споров на этой стадии могут принимать участие президент компании и представитель межнационального профсоюза. Число ступеней рассмотрения спора может быть различным в зависимости от отрасли, конкретных обстоятельств дела, размера предприятия и т.п. Урегулирование разногласия на любой стадии разбирательства считается окончательным решением спора, обязательным для сторон. Конфликт считается урегулированным и тогда, когда ни одна из сторон в установленное время не передала спор на дальнейшее рассмотрение на следующей ступени.
При неурегулировании спора путем переговоров он передается на окончательное решение арбитру или коллегии арбитров, назначаемых по соглашению сторон.
Как видно, многоступенчатое рассмотрение спора представляет собой своеобразную разновидность усложненного примирительно-третейского разбирательства. Спор работника с администрацией рассматривается последовательно различными по уровню коллегиями, образованными на паритетной основе. До самой последней стадии они пытаются путем переговоров найти решение, приемлемое для сторон, а в случае неудачи спор переходит на более высокую ступень. На последней же стадии он становится объектом арбитражного разбирательства и решение арбитра носит обязательный характер и является окончательным. Иными словами, на этой стадии имеет место принудительный арбитраж. Принудительный характер рассмотренной процедуры определяется тем, что устанавливающие ее нормы коллективных договоров, как и решения арбитра, имеют обязательную силу и могут быть принудительно осуществлены судами.
Это было подтверждено Верховным судом США в 1957 и в 1960 гг. Он постановил, что соглашение сторон о передаче спора на окончательное решение арбитра (как и само его решение) может получить принудительную силу в федеральном суде. Отмена решения арбитра или пересмотр его судом допустимы лишь в случае, если арбитр нарушил принцип справедливого разбирательства, допустил обман, проявил некомпетентность или превысил полномочия, возложенные на него сторонами. Было установлено, что решение арбитра остается в силе, даже если суд не согласен с его толкованием коллективного договора по существу.
Позднейшая судебная практика в США еще более повысила юридическую значимость решений арбитров. Верховный суд по-
становил, что любые спорные вопросы, связанные с применением и толкованием коллективных договоров, подлежат арбитражу, если только они не исключены самими сторонами из арбитражного разбирательства. Арбитраж, таким образом, не только служит здесь для разрешения конкретного трудового спора, но и используется как инструмент толкования коллективных договоров, их осуществления на практике.
Расширение сферы действия арбитража обосновывается Верховным судом США необходимостью поддержания стабильности системы коллективно-договорных отношений, недопущения забастовок, обеспечения соблюдения закрепленного в коллективных договорах обязательства "социального мира".
Рассмотренная нами разновидность примирительно-третейского разбирательства трудовых конфликтов высоко оценивается на Западе. Ее неформальный характер, добровольность, многоступенчатость, гибкость, относительная дешевизна, участие большого числа местных профсоюзных руководителей и активистов, непрерывное функционирование, притом в непосредственной близости от рабочих мест, служат серьезным фактором, смягчающим социальную напряженность. Большая часть споров завершается примирением сторон на второй или третьей ступени, т.е. работники по мере перехода от одной ступени к другой "выдыхаются", их пыл охлаждается, тем более что вся эта процедура продолжается довольно долго. В среднем окончательное решение по спору принимается через 8—9 месяцев после начала процесса. Естественно, что работники зачастую не желают так долго ждать положительного решения своей жалобы и предпочитают идти "на мировую".
Зарубежный опыт показывает, что примирительно-третейское разбирательство трудовых конфликтов во всем его многообразии — разумное и действенное средство социального управления и контроля, согласования сталкивающихся интересов в сфере труда и трудовых отношений, предотвращения и профилактики забастовочных выступлений. Канализируя недовольство работников и гармонизируя их отношения с администрацией, эти методы помимо прочего положительно сказываются на эффективности труда, росте выработки. Это неотъемлемая составная часть промышленной культуры, способствующей нормальному функционированию чрезвычайно сложного и хрупкого производственного и общественного организма. Без активного и умелого использования примирительно-третейских методов для мирного разрешения противоречий в сфере труда при отсутствии желания противоборствующих сторон соглашаться на ра-
зумные компромиссы цивилизованные формы социального общения невозможны. Об этом свидетельствуют и уроки истории, иопыт современности.