Суд надзорной инстанции не связан доводами надзорных жалобы или представ- ления и обязан проверить в ревизионном порядке законность, обоснованность и справедливость судебных решений в полном объеме, т.е.: а) по всем обвинени- ям; б) по всем основаниям для их отмены или изменения; в) в отношении всех подозреваемых, обвиняемых, осужденных или оправданных (в случае принесе- ния жалобы самим оправданным, его защитником или законным представителем в целях изменения оснований оправдания в лучшую для него сторону), включая и тех, о которых жалоба или представление не принесены. Установив нарушения, влекущие отмену приговора или иного судебного решения, он обязан отменить решение в отношении всех осужденных или оправданных, которых касаются до- пущенные нарушения, независимо от того, в отношении кого из них принесены жалоба или представление.
Вместе с тем, проверяя обжалуемые решения в полном объеме, надзорная инстан- ция тем не менее лишена возможности отмены или изменения их не в пользу осужден- ных или оправданных, если только выявленный дефект не состоит в существенном (фун- даментальном и принципиальном) нарушении закона, допущенном на предыдущих стадиях процесса и повлиявшем на исход дела (см. об этом § 1 настоящей главы).
Отменяя судебное решение и направляя дело на новое судебное рассмотрение, суд надзорной инстанции не вправе (ч. 7, 8 ст. 410):
— устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установле- ны в приговоре или были отвергнуты им;
— предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, досто- верности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах од- них доказательств перед другими;
— принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстан- ции того или иного уголовного закона и о мере наказания;
— при отмене определения суда кассационной инстанции предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмот- рении данного уголовного дела.
Вместе с тем в своем постановлении или определении суд надзорной инстанции должен обосновать, почему у него имеются сомнения по указанным вопросам, и пред- ложить нижестоящему суду вернуться к их обсуждению. В этом смысле указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении данного уголовного дела судом нижестоящей инстанции (ч. 6 ст. 410).
Как видно из приведенного выше перечня, пределы полномочий надзорной ин- станции при направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение у´же, чем у кассационного суда. В отличие от кассационной инстанции, при отмене судебного решения с направлением дела на новое судебное рассмотрение суд, действующий в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными факты, ко- торые не были установлены в обжалуемом судебном решении или отвергнуты им, а равно предрешать вопрос о применении того или иного уголовного закона. Однако, по общему смыслу закона, он вправе окончательно разрешать эти вопросы на основе имеющихся в материалах дела доказательств, если изменяет судебное решение или прекращает уголовное дело.
Пересмотр судебного решения в порядке надзора допускается лишь при нали- чии оснований, вытекающих из материалов дела. Если же сомнения в законности, обоснованности и справедливости судебного решения связаны с обстоятельствами, которые не основаны непосредственно на самих материалах уголовного дела, во- прос о пересмотре такого решения может быть разрешен только в порядке произ- водства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (см. об этом § 2 гл. 30 учебника).