Надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд над- зорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемый приговор, опреде- ление, постановление. Это предотвращает поступление надзорных жалоб сразу в вышестоящую инстанцию в обход той, которая наделена правом пересматри- вать обжалуемое судебное решение. Содержание надзорной жалобы или пред- ставления аналогично содержанию кассационной жалобы или представления (ст. 375, 404 УПК). Вместе с тем надзорная инстанция еще не имеет в своем рас- поряжении уголовное дело, по которому принесены жалоба или представление, поэтому закон требует прилагать к ним копии оспариваемых судебных решений. В необходимых случаях к жалобе или представлению могут быть приложены ко- пии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, до- воды, изложенные им в жалобе или представлении.
Жалобы и представления вместе с приобщенными к ним копиями процессуаль- ных документов предварительно рассматриваются судьей надзорной инстанции, ко- торый в необходимых случаях вправе истребовать уголовное дело для изучения и проверки доводов заявителя и разрешения вопроса о необходимости возбуждения надзорного производства. При этом судья не вправе отказать в истребовании уголов- ного дела, если только содержащиеся в жалобе или представлении доводы не опро- вергаются со всей очевидностью доказательствами, приведенными в обжалуемых су- дебных решениях. Однако решение о возбуждении надзорного производства без истребования уголовного дела может быть принято тогда, когда нарушения, влекущие пересмотр приговора или иного судебного решения, усматриваются из самих судебных решений и иных материалов, прилагаемых к жалобе или представлению (дело рассмот- рено незаконным составом суда, осужденный не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, истекли сроки давности уголовного преследования и т.п.). В 30-дневный срок предварительного рассмотрения жалобы или представления судь- ей не включается время, связанное с истребованием уголовного дела.
По результатам рассмотрения судья выносит процессуальное постановление. В случае возбуждения надзорного производства в постановлении указывается, в чем именно заключается нарушение, допущенное в предыдущем судебном разбиратель- стве, повлияло или могло повлиять данное нарушение на законность, обоснованность и справедливость оспариваемого судебного решения. Судья не связан доводами над- зорных жалобы или представления и может принять решение о пересмотре обжалу-
1 См. п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1 «О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентиру- ющих производство в надзорной инстанции».
емого судебного решения судом надзорной инстанции в любой его части, по любым законным основаниям и в отношении любого осужденного или оправданного по дан- ному делу при условии, что их устранение повлечет улучшение положения осужден- ного, оправданного либо лица, уголовное дело в отношении которого прекращено. Что же касается постановления об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления, судья обязан дать в нем аргументированные ответы на все доводы, в которых оспариваются законность, обоснованность и справедливость судебного ре- шения, и изложить мотивы, по которым эти доводы признаются несущественными. Во всяком случае судья, принимая решение о возбуждении надзорного производства, не вправе предрешать выводы суда надзорной инстанции1.
При принятии предварительного решения следует учитывать Постановление Конституционного Суда РФ о том, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью при- менения уголовного закона о более тяжком преступлении ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о пре- кращении уголовного дела допускается только по жалобе потерпевшего, его пред- ставителя и по представлению прокурора и лишь в течение одного года по вступле- нии их в законную силу2.
Законом предусмотрена гарантия против нарушения прав заявителя в результате незаконного или необоснованного решения судьи, рассмотревшего надзорную жало- бу или представление. Председатель верховного суда республики, краевого или обла- стного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда ав- тономного округа, председатель окружного или флотского военного суда, Председатель Верховного Суда РФ либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзорного произ- водства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда над- зорной инстанции. Пленумом Верховного Суда РФ дано разъяснение, что председа- тель суда вправе сделать это лишь по жалобе участников процесса на решение судьи, которым было отказано в удовлетворении их надзорной жалобы или представления3. Представляется, однако, что в силу ревизионного характера надзорного производства председателю суда нельзя отказать в праве отменять постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления не только по жалобам участ- ников процесса, но и по собственной инициативе.
1 См. п. 7—8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1 «О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентиру- ющих производство в надзорной инстанции».
2 См. п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-П по делу о проверке конституционности ст. 405 УПК РФ в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива «Содействие», общества с ограниченной ответственностью «Карелия» и ряда граж- дан // Российская газета. 20.05.2005 г.
3 См. п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 1 «О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентиру- ющих производство в надзорной инстанции».