Институт мировых судей имеет английское происхождение. Еще в 1195 г. коро- левской прокламацией в помощь шерифам были назначены «рыцари мира», пол- номочия которых первоначально носили административный характер, но посте- пенно им стали передаваться и некоторые судебные функции. С принятием в середине XIV в. законов о рабочих для разрешения трудовых конфликтов была учреждена должность justice of the peace, или собственно мировых судей. Миро- вые судьи обычно назначались из представителей мелкопоместного дворянства — gentry, которые часто не имели юридического образования и не финансировались государством. Традиция отправления мирового права судьями неюристами, не оплачиваемыми, а значит, ничем не обязанными исполнительной власти, сохра- нилась в Англии до сих пор. Мировые судьи долгое время собирались на четверт- ные сессии (четыре раза в год), где они с участием присяжных рассматривали дела обо всех уголовных преступлениях, не исключая те, которые карались смерт- ной казнью. С 1496 г. мировым судьям было дано право рассматривать уголов- ные дела и между четвертными сессиями, в так называемых petty sessions — ма- лых сессиях, что положило начало их суммарной юрисдикции в качестве судей-магистратов. Статутами 1461, 1554 и 1555 гг. на мировых судей была воз- ложена также обязанность проводить предварительное исследование (preliminary investigation) материалов обвинения, прежде чем оно выносилось на рассмотре- ние большого жюри. В дальнейшем эта обязанность превратилась в проведение мировыми судьями предварительного слушания (preliminary enquiry, hearing), в котором решался вопрос о предании обвиняемого суду, а также в некоторые другие их полномочия в ходе досудебной подготовки1.
В XVIII—XIX столетиях институт мировых судей был усвоен на континенте. Самой ранней попыткой такого рода был проект Дюпора, внесенный 26.09.1790 г. во французское Учредительное собрание от имени комиссии законодательства и уголов- ной юстиции и ставший революционным декретом 16.09.1791 г. Он представлял со- бой опыт акклиматизации во Франции английских судебных институтов, ибо вводил обвинительное жюри, суд присяжных, состязательность и устность судебного разбо- ра дел, а также мировых судей. Позднее этот институт (в основном в его французской интерпретации) был воспринят во многих странах мира. Однако здесь мировые су- дьи, как правило, являлись судебными чиновниками низшего ранга, получающими жалованье от государства (стипендиарные магистраты); исключение из этого правила в ряде случаев составляли лишь так называемые почетные мировые судьи.
В России институт мировых судей впервые был введен в ходе судебной реформы 1864 г. Мировые судьи избирались населением сроком на 3 года. Однако этот инсти- тут в Российской империи не сумел пустить глубокие корни: в 1889 г. он был сильно
1 См.: Уолкер Р. Английская судебная система. С. 35—36.
сокращен и оставался лишь в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других круп- ных городах. После Октябрьской революции Декретом № 1 «О суде» 1917 г. мировые судьи вместе с другими судебными должностями прежнего режима были упразднены полностью. Институт мировых судей был воссоздан Федеральным законом от 17.12.98 г.
«О мировых судьях в Российской Федерации». Возрождение института мировых су- дей направлено на приближение суда к населению, обеспечение права граждан на свободный доступ к правосудию, упрощение и ускорение процедуры судебного рас- смотрения и разрешения дел. Мировые судьи назначаются либо избираются на долж- ность сроком до 5 лет законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В уголовном про- цессе компетенция мировых судей распространяется на производство по делам част- ного обвинения, а также рассмотрение и разрешение определенной части дел, по ко- торым предварительное расследование имело форму дознания.