Формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании с участием явившихся кандидатов и состоит из нескольких этапов.
1. Доведение председательствующим до сведения кандидатов в присяжные за- седатели в кратком вступительном слове сведений: о составе суда и сторон; сущно- сти уголовного дела; предполагаемой длительности судебного разбирательства; за- дач, стоящих перед присяжными заседателями, и условий их участия в рассмотрении данного уголовного дела. Кроме того, председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопро- сы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с други- ми участниками уголовного судопроизводства.
2. Опрос председательствующим кандидатов в присяжные заседатели о нали- чии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, и освобождение от исполнения обязанностей при- сяжных заседателей лиц:
— не достигших к моменту составления списков кандидатов в присяжные засе- датели возраста 25 лет;
— имеющих непогашенную или неснятую судимость;
— признанных судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
— состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансе- ре в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
— подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
— не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;
— имеющих физические или психические недостатки, препятствующие полно- ценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Лица, названные в первых четырех пунктах данного перечня, не могут быть вклю- чены в общие и дополнительные списки кандидатов в присяжные заседатели, а если все же оказались в них, то исключаются высшим исполнительным органом государ- ственной власти субъекта РФ. Дело в том, что данные об этих лицах содержатся в со- ответствующих учетах и легко доступны исполнительному органу государственной власти при формировании общих и запасных списков. Три последние категории лиц имеют признаки, которые обычно не могут быть оперативно выявлены высшим орга- ном исполнительной власти субъекта РФ (привлечение лица в качестве обвиняемого или подозреваемого) или требуют непосредственного восприятия и оценки в суде, по- этому не допускаются к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела именно при составлении в суде предварительного списка кандидатов в присяжные.
Однако и при обнаружении секретарем судебного заседания, помощником судьи или судьей лиц, обладающих признаками, названными в пунктах 1—4, они также не включаются в предварительный список кандидатов и не допускаются к участию в рас- смотрении судом конкретного уголовного дела.
В соответствии с п. 1—2 ст. 7 Федерального закона от 20.08 2004 № 113-ФЗ
«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Фе- дерации» граждане, оказавшиеся в общем или запасном списке кандидатов в присяж- ные заседатели, исключаются из них высшим исполнительным органом государствен- ной власти субъекта РФ в случаях:
1) выявления обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3 названного Закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препят- ствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
— лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
— лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по со- стоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
— лицом, достигшим возраста 65 лет;
— лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
— военнослужащим;
— судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание, сотрудником органов внутренних дел, органов по кон- тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судеб- ных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнитель- ной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
— священнослужителем1.
1 См. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Все эти лица также в обязательном порядке не допускаются к исполнению обя- занностей присяжных заседателей и в суде и не включаются в предварительный спи- сок кандидатов либо исключаются из него.
Кроме того, по усмотрению председательствующего могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжного заседателя по их устному или письменному заявлению следующие лица, подавшие письменное заявление о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя:
— лица старше 60 лет;
— женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;
— лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
— лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может на- нести существенный вред общественным или государственным интересам;
— иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном засе- дании.
Решение по данному вопросу принимается судьей в соответствии при формиро- вании коллегии присяжных заседателей лишь после заслушивания мнения сторон.
3. Разрешение самоотводов кандидатов в присяжные заседатели. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе и по собственной инициативе указать на причины, препятствующие исполнению им обя- занностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод в связи с обстоятель- ствами, препятствующими его участию в рассмотрении данного уголовного дела. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности их участия в су- дебном разбирательстве заслушиваются мнения сторон, после чего председательству- ющий судья принимает решение по заявленному ходатайству. Кандидаты в присяж- ные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаля- ются из зала судебного заседания.
4. Разрешение мотивированных отводов, заявленных сторонами кандидатам в присяжные заседатели. Председательствующий предоставляет сторонам возмож- ность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих уча- стию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Сторона защиты первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели, сторо- на обвинения — второй. Однако сторону могут представлять несколько участников — в таком случае они по договоренности между собой устанавливают очередность уча- стия в опросе.
После окончания опроса кандидатов в присяжные заседатели начинается обсуж- дение кандидатов в той последовательности, в которой они указаны в предваритель- ном списке. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Мотивированный отвод присяжному за- седателю может быть заявлен государственным обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсудимым, его законным представителем и защитником по обстоятельствам, препятствующим участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного
дела. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные хо- датайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются постановлением судьи, которое выносится им без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка. Пред- седательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение и до сведения кандидатов в присяж- ные заседатели, — но это делается не для того, чтобы отведенные кандидаты в при- сяжные заседатели могли выдвинуть свои возражения против оснований отвода, так как решение об их отводе уже состоялось. Дело в том, что технически неудобно сооб- щать только сторонам о содержании решения судьи по отводам, изолировав от этого присяжных, учитывая, что они также находятся в данный момент в зале судебного заседания. Однако в том случае, если основания решения об отводе таковы (слишком одиозны, интимны и т.п.), что могут отрицательно повлиять на общее моральное со- стояние остальных присяжных или причинить ущерб достоинству отведенного кан- дидата, председательствующий не должен доводить содержание своего решения до сведения присяжных, а, удалив последних на это время из зала, сообщить о нем лишь сторонам.
5. Пополнение списка кандидатов в присяжные заседатели. Этот этап является факультативным и имеет место лишь в том случае, если в результате освобождения кандидатов председательствующим, рассмотрения вопросов о самоотводах и моти- вированных отводах осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели. Тогда председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандида- тов в присяжные заседатели. Если же количество кандидатов в присяжные заседате- ли, оставшихся в итоге всех названных действий, составит, наконец, 18 или более, то председательствующий предоставляет сторонам возможность реализовать их право на немотивированные отводы присяжных заседателей.
6. Разрешение немотивированных отводов, заявленных сторонами кандидатам в присяжные заседатели. Немотивированный отвод имеет целью устранение канди- датов в присяжные заседатели, которые, по мнению заявителя отвода, могут оказать- ся тенденциозными даже при отсутствии конкретных фактов их необъективности и предвзятости, которые могли бы служить в качестве мотивов для отвода. Причина- ми для немотивированного отвода могут быть любые общие соображения, касающи- еся индивидуальных особенностей того или иного из присяжных (например, подо- зрения в психологической нетерпимости, склонности к скоропалительным решениям). Немотивированный отвод может быть заявлен не всеми участниками, входящими в состав сторон, а только подсудимым или его защитником, а также государственным обвинителем. Немотивированный отвод может быть заявлен названными участника- ми лишь дважды (п. 2 ч. 5 ст. 327), т.е. двум кандидатам в присяжные заседатели. При этом не имеет значения, сколько обвинителей, подсудимых и защитников принимают участие с каждой из сторон,— в целом каждая из них имеет право на немотивирован- ный отвод только 2 кандидатов в присяжные заседатели. Однако если позволяет коли- чество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предос- тавить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются путем вычерки- вания из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему
без оглашения фамилий отводимых присяжных. Эти списки, а также мотивирован- ные ходатайства об отводе приобщаются к материалам уголовного дела.
Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, кото- рый согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного су- допроизводства со стороны обвинения.
После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяж- ные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию пред- седательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседа- тели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
7. Применение «правила 14», согласно которому в случае, если количество не- отведенных кандидатов в присяжные заседатели в итоге всех описанных выше дей- ствий превышает 14, то в протокол судебного заседания, по указанию председатель- ствующего, включаются 14 первых по списку кандидатов. Однако с учетом характера и сложности уголовного дела, по решению председательствующего, в протокол су- дебного заседания может быть включено большее количество запасных присяжных заседателей.
Если число оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в результате окажет- ся меньше 14, то недостающие кандидаты вызываются в суд дополнительно по запас- ному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов вопросы об их освобож- дении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в общем порядке. После выполнения всех указанных действий председательствующий объявляет результаты отбора присяжных заседателей, не оглашая оснований, по которым те или иные кандидаты в присяжные заседатели были исключены из списка. При этом он называет фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. Первые 12 присяжных образуют коллегию присяжных заседате- лей по уголовному делу, а 2 (или более) последних участвуют в рассмотрении уголов-
ного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
После завершения формирования коллегии присяжных заседателей председатель- ствующий предлагает 12 присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, спе- циально отведенные для них председательствующим. Нахождение присяжных заседате- лей в ходе разбирательства дела на иных местах в зале судебного заседания должно рас- сматриваться как существенное нарушение уголовно-процессуального закона.
Присяжные заседатели, образовавшие состав коллегии, удаляются в совещатель- ную комнату, где открытым голосованием по большинству голосов избирают своего старшину, который: а) руководит ходом совещания присяжных заседателей; б) по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами; в) огла- шает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них; г) подводит итоги го- лосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглаша- ет его в судебном заседании. В избрании старшины участвуют только комплектные присяжные заседатели, без присутствия запасных.
После окончания формирования коллегии присяжных и до приведения присяж- ных заседателей к присяге возможен роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду
тенденциозности ее состава. Стороны вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Заявление о тенденциозности образованной коллегии присяжных заседателей должно быть обо- сновано стороной. По сути, это мотивированный отвод всему составу присяжных, объективность которых вызывает у стороны сомнения вследствие обоснованного пред- положения о наличии у них предвзятого мнения; знания обстоятельств дела из непро- цессуальных источников, которое может повлиять на объективность присяжных засе- дателей, а также по другим причинам, связанным с особенностями рассматриваемого дела. Так, например, наличие в местности, где действует суд, напряженных отноше- ний на этнической почве может сказаться на объективности состава присяжных, если большинство из них принадлежит к иной этнической группе, чем подсудимый. Пред- седательствующий не вправе распустить коллегию присяжных по данному основа- нию по своей инициативе — последняя может исходить только от сторон. Постанов- ление председательствующего по разрешению заявления о тенденциозности коллегии присяжных должно быть мотивированным. Если заявление будет признано обосно- ванным, то председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и заново возобновляет всю подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
В материалах уголовного дела могут содержаться сведения, составляющие госу- дарственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении.
После избрания старшины присяжных заседателей председательствующий пред- лагает присяжным заседателям принять присягу и зачитывает им ее текст: «Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно кля- нусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотрен- ные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправды- вая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку». Принятие присяги состоит в том, что каждый заседатель (в том числе и запасные) на обращение к нему председательствующего отвечает:
«Я клянусь». Принесение присяги служит одной из существенных гарантий добро- совестного и объективного отношения присяжных к исполнению своих обязанностей. При отказе присяжного принять присягу он отстраняется председательствующим от участия в судебном заседании и заменяется запасным заседателем. О принятии при- сяги делается отметка в протоколе судебного заседания. Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя. Затем председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности.
Коллегия присяжных заседателей, образованная в результате названных проце- дур, на протяжении дальнейшего судебного разбирательства уже не может быть изме- нена. Исключение составляют лишь случаи, когда в ходе судебного разбирательства выяснится, что кто-либо из присяжных заседателей не может продолжать участвовать в судебном заседании (например, по состоянию здоровья) или отстраняется судьей от участия в судебном заседании ввиду неисполнения им своих обязанностей. Тогда он заменяется запасным присяжным заседателем. Если невозможность участия в судеб- ном заседании кого-либо из присяжных заседателей выявится во время вынесения вер-
дикта, то присяжные заседатели должны вернуться в зал судебного заседания, где пред- седательствующий решает вопрос о замене присяжного заседателя и пополнении кол- легии из числа запасных. После этого присяжные удаляются для дальнейшего обсуж- дения вердикта. Замена выбывшего комплектного присяжного заседателя запасным не влечет за собой возобновления судебного следствия, поскольку все присяжные (как комплектные, так и запасные) имеют в судебном разбирательстве одинаковые права, в том числе право участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы доп- рашиваемым лицам через председательствующего, участвовать в осмотре веществен- ных доказательств, документов и производстве иных следственных действий и т.д.