Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования. Организация их взаимодействия оказывает существенное влияние на данную стадию и потому является ее общим условием. Взаимодействие органов расследования, во-пер- вых, предопределено их процессуальным положением, во-вторых, имеет различ- ные уровни и формы.
Процессуальное положение органов расследования во многом является фунда- ментом процессуальной формы расследования и исходной предпосылкой их взаимо- действия. Так, «хозяевами процесса» на данной стадии являются руководитель след- ственного органа и прокурор. Именно он осуществляет надзор над деятельностью органов дознания и следствия и с процессуальной точки зрения руководит ими (ч. 1 ст. 37 УПК). В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Он сам направляет ход расследования, принимает процессуальные решения и в некото- рых случаях даже вправе приостановить исполнение указаний прокурора при несогла- сии с ним (ст. 38). Следователю принадлежит руководящая роль в его взаимодействии с органами дознания. Он вправе давать им обязательные для исполнения поручения и требовать от них содействия.
Взаимодействие органов расследования происходит в процессуальных и органи- зационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных норма- тивных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия. Каждый последующий уровень включает в себя элементы предыдущего. Так, совместное планирование имеет своей составной частью и непременным усло- вием обмен информацией между участниками, а совместные действия невозможны без предварительно согласованного совместного плана. В то же время взаимодействие может состояться на любом из указанных уровней.
На уровне обмена информацией взаимодействие может осуществляться в следу- ющих формах:
— передача уголовных дел;
— представление результатов оперативно-розыскной деятельности;
— направление требований, представлений, поручений, запросов и т.п. Основной процессуальной формой взаимодействия здесь является поручение сле-
дователя (или отдельное поручение), под которым понимается письменное обраще- ние к другому органу расследования с предписанием о производстве процессуальных или розыскных действий в связи с расследуемым уголовным делом.
Процессуальный закон предусматривает два вида поручений следователя: а) по- ручение органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38) и б) поручение органу дознания или другому следователю вне места произ- водства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152). Поручение процессуальных дей- ствий является определенным изъятием из принципа непосредственности исследова- ния доказательств, поэтому его пределы должны быть ограничены. Дача следователем поручений допускается при условии, что не происходит неоправданное переложение им своих функций на другого следователя, могущее существенно затруднить работу последнего, либо возложение на орган дознания не свойственных для него полномо- чий. В частности, следователь обязан лично выполнить следственные действия, в том числе выехать для этого в другую местность, когда необходимо произвести большой объем следственных действий либо процессуальные действия связаны с оценкой до- казательств в их совокупности, с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию процессуальных реше- ний (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос
обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела прокурору (ознакомление с материалами оконченного расследования).
Содержание поручения следователя составляют предписания о проведении про- цессуальных или розыскных действий (см. приложение 45 к ст. 476 УПК). Принимая решение о поручении производства процессуальных действий, следователь должен учитывать, что, во-первых, в отношении исполнителя не должно существовать осно- ваний для отвода (ст. 61, 67); во-вторых, при производстве порученного процессуаль- ного действия должны быть обеспечены права участников процесса. Так, если след- ственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47), защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого), то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Нарушение права на по- мощь защитника является существенным нарушением закона и влечет недопустимость полученных доказательств.
Следователь вправе поручить производство следующих процессуальных действий: а) по собиранию доказательств; б) по ознакомлению лиц с постановлениями о при- знании их участниками уголовного процесса и разъяснений им прав и обязанностей; в) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрания обязательства о явке, привода); г) по обеспечению мер вы- явления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158), — это могут быть требования о проведении органом дознания специаль- ных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя1, например поручения органу государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в пред- ставлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.
Поручения о производстве розыскных или оперативно-розыскных действий мо- гут преследовать цель установления личности преступника или места его нахожде- ния, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 38). Розыскные меры могут осуществляться по поручению следова- теля путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий.
Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных дей- ствий, которые он может выполнить лично, например получение сведений из крими- налистических учетов.
Поручение следователя должно быть мотивированным, учитывая общие требо- вания к процессуальным решениям (ч. 4 ст. 7). К поручению могут прилагаться необ- ходимые материалы, обеспечивающие: а) обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) тактику выполнения поручения (копии про- цессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допра- шиваемых).
1 Такая обязанность возлагается и на участкового уполномоченного милиции (см. п. 9.3 Ин- струкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции. Утверждена при- казом МВД РФ от 16.09.2002 № 900 // Российская газета. 27.11.2002 г.).
Срок выполнения поручения, направленного в другой орган, составляет 10 суток (ч. 1 ст. 152). Это срок может быть изменен или продлен самим поручителем. Испол- нение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах установленного срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209). Ро- зыскные действия (если они не сопряжены с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210). За неисполнение или несвое- временное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисципли- нарной ответственности.
Совместное планирование как следующий уровень взаимодействия органов рас- следования имеет самостоятельное значение при проведении координационных сове- щаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оператив- но-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.
Дальнейшим уровнем взаимодействия различных органов расследования явля- ются их совместные действия. Здесь используются в основном три процессуальные формы взаимодействия: а) получение содействия органа дознания при осуществле- нии следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38); б) привлечение к участию в следствен- ном действии должностного лица органа дознания (ч. 7 ст. 164); в) следственная груп- па или следственно-оперативная группа (ст. 163). Содействие может быть выражено в деятельности обширного круга работников дознания по обеспечению: подготовки организационных условий (таких, как оцепление, конвоирование), применения при- нуждения, безопасности участников следственного действия (например, содействие оказывается в виде прочесывания местности для последующего осмотра обнаружен- ных следов). К участию в следственном действии обычно привлекаются оператив- ные сотрудники, например, для выполнения поисковых действий во время обыска. При этом если содействующего сотрудника не обязательно указывать в протоколе следственного действия, то каждого участвующего — обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 166). Производство предварительного следствия следственной группой детально рег- ламентировано УПК (ст. 163). Основанием для создания следственной группы (СГ) является сложность или большой объем расследования (значительное количество эпи- зодов, участников совершения преступления, количество пострадавших, обширная территория преступной деятельности, необходимость проверки значительного коли- чества версий, производства трудоемких следственных действий и др.). Решение о создании СГ и изменении ее состава принимает руководитель следственного орга- на, о чем выносится либо отдельное постановление (приложение 19 к ст. 476 УПК), либо указывается в постановлении о возбуждении дела (приложение 18). В этих по- становлениях должны быть указаны фамилии всех участников СГ и руководителя СГ. К работе СГ могут быть привлечены должностные лица органов дознания, осу- ществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163). В действительно- сти это означает создание уже не просто следственной, а следственно-оперативной группы (ранее широко известной на практике и предусмотренной ведомственными
нормативными актами1).
1 См., например, п. 14.2—14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполно- моченного милиции. Утверждена приказом МВД РФ от 16.09.2002 № 900 // Российская газета. 27.11.2002 г.
Практике известны несколько видов следственных и следственно-оперативных групп, подразделяемых по разным критериям:
— по целям — «дежурная» СГ для осмотра места происшествия, раскрытия пре- ступления «по горячим следам»; следственные бригады или межрегиональные СГ для расследования сложных и трудоемких дел, а также преступлений прошлых лет;
— по составу — СГ, включающая в себя следователей одного или различных ведомств, оперативных работников одного или различных органов дознания;
— по времени действия — постоянно действующая (обычно специализирован- ная на расследовании определенных категорий преступлений) либо временная СГ.
Состав следственной группы объявляется подозреваемому и обвиняемому, им разъясняется право заявить отвод любому участнику СГ. По ходатайству сторон (по- терпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей) им также объявляется состав СГ для обеспечения права заявить отвод (ч. 2 ст. 62 УПК). Указанным лицам должны объявляться и изменения в составе СГ. Об этих объявлени- ях целесообразно составлять протокол или делать отметки на постановлении.
Руководитель СГ принимает дело к своему производству, организует ее работу, направляет деятельность следователей и принимает важнейшие решения по делу: о направлении дела в суд, о выделении, прекращении, приостановлении или возоб- новлении дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме предъявля- емого ему обвинения, о направлении содержащегося под стражей обвиняемого в ме- дицинский или психиатрический стационар, о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока следствия и перед судом — о по- лучении разрешений на применение соответствующих мер принуждения. Эти полно- мочия никто из участников СГ, кроме ее руководителя, осуществлять не вправе. Пред- ставляется, что руководитель СГ должен принимать решения и об избрании мер пресечения (п. 4 ч. 3 ст. 38). Руководитель СГ — это начальник как бы «маленького следственного органа», поэтому правомерно использование по аналогии положений ст. 39 УПК (в части дачи им указаний участнику СГ).