Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подследственность уголовных дел, ее признаки. Передача дел по подследственности



Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые по- зволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2

 

 

1 См., например: Соловьев АБ., Токарева М.Е., Власова Н.А. Общие условия предварительного расследования. М., 2006. С. 5; Уголовный процесс : учебник / под ред. проф. В.П. Божьева. 3-е изд. М. : Спарк, 2003. С. 301—330; Уголовно-процессуальное право РФ : учебник / отв. ред. П.А. Лупин- ская. М. : Юристъ, 2003. С. 376—385.


 

ст 401). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157).

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом рассле- дования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отлича- ется от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к госу- дарству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31—32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие фор- му расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подслед- ственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позво- ляют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подоб- ных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (за- конный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное наруше- ние правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа рас- следования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. — специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследствен- ности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри след- ственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подслед- ственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или допол- нениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенно- стей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или лич- ная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголов- ного преследования (универсальная подследственность)2.

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, ви- дом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от сте- пени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступ- ления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям

 

1 См.: Осипов Ю.К. К вопросу о понятии подведомственности // Сборник научных трудов Свердловского юрид. ин-та. Вып. 10. Свердловск, 1969. С. 71—98.

2 Универсальная подследственность — это такое исключение из предметной подследственно- сти, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсаль- ная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК).


 

производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или сред- ней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями орга- нов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следова- телей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убий- ство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. — см. подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предваритель- ное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151). С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подслед- ственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркоти- ческих средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной служ- бы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компе- тенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется терри- торией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной сторо- ной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных по- следствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в по- страдавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке

«Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на тер- ритории которого находится участок «А». Распределение территории между одноимен- ными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными ак- тами с учетом административно-территориального деления. В то же время в начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, прибли- зительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиня- емый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспе- чения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключе- ния из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъ- ятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиня- емого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследо- вания — предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, де- лающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от ква-


 

лификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434).

2. Из предметной подследственности любых других органов расследования в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о пре- ступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также ли- цами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных ор- ганов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в распо- ложении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной) проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в зако- не (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных след- ственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не при- меняется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное след- ствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного орга- на, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151).

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел до- пускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предва- рительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предва- рительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление;

— поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимуще- ство перед дознавателем;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приорите- том пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональ- ной последняя имеет бoльшую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3 ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следо- вателем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить


 

его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, ус- тановив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные след- ственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивирован- ное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознаватель- ской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предва- рительного расследования федерального органа исполнительной власти (при феде- ральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями отно- сится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, проку- рор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и пер- сональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры (универсальная подследственность).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.