В большинстве случаев уголовный суд не может сразу рассмотреть уголовное дело, так как его для этого надо подготовить. Если в гражданском процессе пред- варительная подготовка по делу имеет относительно несложный характер и ве- дется сторонами и судом, который будет его рассматривать по существу (гл. 14 ГПК РФ), то в уголовном судопроизводстве (по крайней мере по делам публич- ного и частно-публичного обвинения) этому препятствует ряд факторов. По уго- ловным делам установление фактической истины часто осложнено ввиду неоче- видного характера многих преступлений, запирательства и противодействия со стороны обвиняемых и т.п. Поэтому, в отличие от истца в гражданском процессе, обвинитель не может сразу окончательно сформулировать свои требования и об- ратиться с ними к суду. Он вынужден делать первый шаг, порой не имея достаточ- ных доказательств. Прежде ему необходимо безотлагательно обнаружить и закре- пить следы преступления, установить и разыскать подозреваемого, собрать и проверить необходимые доказательства, определить предмет уголовно-правового спора и предъявить первоначальное обвинение (о понятиях первоначального и окон- чательного обвинения см. п. 4 § 1 гл. 3 и § 1 гл. 13 учебника), проверить доводы, выдвинутые против него защитой, наконец, обеспечить личное участие обвиняе- мого в процессе. Только после этого возможно представить в суд окончательное обвинение. Все это обычно требует значительного времени и усилий. Словом, необходимо официальное предварительное расследование, которое в современ- ном уголовном процессе не может осуществляться самим судом. Для этого суще- ствуют особые государственные органы уголовного преследования (предвари- тельного расследования), наделенные специальными ресурсами и полномочиями. В российском уголовном процессе предварительное расследование является ос-
новной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка ма- териалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содей- ствии мирового судьи (ст. 318—319). Предварительное расследование — вторая ста- дия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для при- нятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уго- ловного преследования. Однако в целом предварительное расследование играет в уго- ловном процессе подчиненную роль по отношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным потому, что производится до суда и для суда. Этим объясняется, почему суд не ограничен подготовительным материалом расследования и не может принять «на веру» выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судеб- ное следствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора или иного судебного решения.
Как и любая другая стадия процесса, предварительное расследование определя- ется четырьмя признаками: 1) непосредственными целями и задачами, 2) итоговыми решениями, 3) кругом участников и 4) процессуальной формой (процедурой).
Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть пре- ступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняе- мого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причи- ненного преступлением.
Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права об- виняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер про- цессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уго- ловного дела или уголовного преследования.
Как было указано ранее (§ 3 гл. 1 учебника), отличие между целями и задачами заключается в том, что цели — это ожидаемый результат, который может быть до- стигнут или не достигнут в том или ином деле, в то время как выполнение задач — безусловная обязанность соответствующих участников процесса при производстве по каждому делу. Так, в силу разных объективных и субъективных причин (напри- мер, необратимой утраты следов преступления) преступление может остаться нерас- крытым, доказательства — не добытыми, подозреваемый может быть не установлен, похищенное имущество — не найдено и т.д., т.е. цели предварительного расследова- ния в полном объеме не достигнуты. Однако, несмотря на это, органы предваритель- ного расследования в любом случае обязаны заниматься поиском и собиранием дока- зательств, разъяснять права подозреваемому и обвиняемому, по его желанию — обеспечить участие в деле защитника и т.д., а затем — передать дело в суд либо пре- кратить уголовное преследование или уголовное дело. Защитник подозреваемого или обвиняемого также обязан оказывать ему юридическую помощь при производстве по уголовному делу, а судья — разрешать процессуальные вопросы, отнесенные к его компетенции (ч. 2 ст. 29).
В ходе предварительного расследования происходит определение предмета дока- зывания (того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и его предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и полно уста- новить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовной ответ- ственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этого следует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимо собрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Во-вторых, хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются лишь ис- ходным материалом для судебного следствия и подлежат всесторонней проверке и оценке.
Получение необходимых доказательств порой находится под угрозой их сокры- тия или уничтожения, поэтому, для того чтобы гарантировать их собирание, иногда возникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такое принуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизводства — личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовно-правовой спор имеет прежде всего
личный, а не имущественный характер. Принудительные действия обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например, наложение ареста на иму- щество, которое может быть взыскано по решению суда).
Однако, собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обвиня- емого, предварительное расследование не может быть закончено, так как к судебному разбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получить возможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший — право на участие в уголовном преследовании. В силу особого публичного интереса эти права иногда даже осуществляются императивным методом (например, обязатель- ное участие защитника в соответствии со ст. 51).
Предварительное расследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела или уголовного преследования (ст. 212—214, 439). Передача дела в суд происходит через прокурора и оформляется тремя различными решениями: а) обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное след- ствие — ст. 215—222), б) обвинительным актом (если по делу производилось дозна- ние — ст. 225—226), в) постановлением о направлении дела в суд для принудитель- ной меры медицинского характера (ст. 439). При этом следует иметь в виду, что дознание может завершиться направлением дела для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226), однако для стадии предварительного расследования — это промежуточное решение. Промежуточными решениями являются также передача дела по подследственности и приостановление дела.
Таким образом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела или уголовного преследования.
Основанием для такого вывода может служить включение гл. 31 УПК («Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключе- нием») в состав разд. VIII Кодекса («Предварительное расследование»).
Вместе с тем данный вывод не является совершенно бесспорным. Согласно ч. 2 ст. 162 в срок предварительного следствия включается лишь время со дня возбужде- ния уголовного дела до дня его направления прокурору с обвинительным заключени- ем. То есть, по смыслу этой нормы, действия прокурора после поступления к нему дела с обвинительным заключением имеют место уже после окончания предваритель- ного следствия, что подтверждается и наименованием ст. 215 УПК («Окончание пред- варительного следствия с обвинительным заключением»), в которой речь идет о дей- ствиях следователя еще до направления дела прокурору. При рассмотрении материалов дела, поступивших к нему с обвинительным заключением, прокурор может возвра- тить уголовное дело для производства дополнительного предварительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221 и п. 4 ч. 1 ст. 226), что также дистанцирует указанные действия прокурора от производства предварительного следствия. Таким образом, можно кон- статировать существование в УПК РФ коллизии правовых норм относительно конеч- ного момента предварительного следствия. С учетом сказанного можно предполо- жить, что имеются предпосылки рассматривать действия прокурора в порядке гл. 31 УПК как находящуюся на этапе законодательного оформления новую, третью, ста- дию досудебного производства. Ее целью является, по существу, решение прокуро-
ром вопроса о предании обвиняемого суду в так называемой обвинительной форме (см. об этом § 1 гл. 19 учебника)1. Данный вывод находит свое подтверждение в изме- нении роли прокурора в уголовном процессе2, которая подчинена идее разграничения функций расследования и поддержания обвинения в суде. Согласно этой идее, проку- рор как будущий государственный обвинитель не участвует в расследовании, а лишь утверждает его итог в виде обвинительного заключения.