Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие предварительного расследования



В большинстве случаев уголовный суд не может сразу рассмотреть уголовное дело, так как его для этого надо подготовить. Если в гражданском процессе пред- варительная подготовка по делу имеет относительно несложный характер и ве- дется сторонами и судом, который будет его рассматривать по существу (гл. 14 ГПК РФ), то в уголовном судопроизводстве (по крайней мере по делам публич- ного и частно-публичного обвинения) этому препятствует ряд факторов. По уго- ловным делам установление фактической истины часто осложнено ввиду неоче- видного характера многих преступлений, запирательства и противодействия со стороны обвиняемых и т.п. Поэтому, в отличие от истца в гражданском процессе, обвинитель не может сразу окончательно сформулировать свои требования и об- ратиться с ними к суду. Он вынужден делать первый шаг, порой не имея достаточ- ных доказательств. Прежде ему необходимо безотлагательно обнаружить и закре- пить следы преступления, установить и разыскать подозреваемого, собрать и проверить необходимые доказательства, определить предмет уголовно-правового спора и предъявить первоначальное обвинение (о понятиях первоначального и окон- чательного обвинения см. п. 4 § 1 гл. 3 и § 1 гл. 13 учебника), проверить доводы, выдвинутые против него защитой, наконец, обеспечить личное участие обвиняе- мого в процессе. Только после этого возможно представить в суд окончательное обвинение. Все это обычно требует значительного времени и усилий. Словом, необходимо официальное предварительное расследование, которое в современ- ном уголовном процессе не может осуществляться самим судом. Для этого суще- ствуют особые государственные органы уголовного преследования (предвари- тельного расследования), наделенные специальными ресурсами и полномочиями. В российском уголовном процессе предварительное расследование является ос-

новной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка ма- териалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содей- ствии мирового судьи (ст. 318—319). Предварительное расследование — вторая ста- дия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для при- нятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уго- ловного преследования. Однако в целом предварительное расследование играет в уго- ловном процессе подчиненную роль по отношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным потому, что производится до суда и для суда. Этим объясняется, почему суд не ограничен подготовительным материалом расследования и не может принять «на веру» выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судеб- ное следствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора или иного судебного решения.


 

Как и любая другая стадия процесса, предварительное расследование определя- ется четырьмя признаками: 1) непосредственными целями и задачами, 2) итоговыми решениями, 3) кругом участников и 4) процессуальной формой (процедурой).

Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть пре- ступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняе- мого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причи- ненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права об- виняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер про- цессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уго- ловного дела или уголовного преследования.

Как было указано ранее (§ 3 гл. 1 учебника), отличие между целями и задачами заключается в том, что цели — это ожидаемый результат, который может быть до- стигнут или не достигнут в том или ином деле, в то время как выполнение задач — безусловная обязанность соответствующих участников процесса при производстве по каждому делу. Так, в силу разных объективных и субъективных причин (напри- мер, необратимой утраты следов преступления) преступление может остаться нерас- крытым, доказательства — не добытыми, подозреваемый может быть не установлен, похищенное имущество — не найдено и т.д., т.е. цели предварительного расследова- ния в полном объеме не достигнуты. Однако, несмотря на это, органы предваритель- ного расследования в любом случае обязаны заниматься поиском и собиранием дока- зательств, разъяснять права подозреваемому и обвиняемому, по его желанию — обеспечить участие в деле защитника и т.д., а затем — передать дело в суд либо пре- кратить уголовное преследование или уголовное дело. Защитник подозреваемого или обвиняемого также обязан оказывать ему юридическую помощь при производстве по уголовному делу, а судья — разрешать процессуальные вопросы, отнесенные к его компетенции (ч. 2 ст. 29).

В ходе предварительного расследования происходит определение предмета дока- зывания (того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и его предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и полно уста- новить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовной ответ- ственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этого следует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимо собрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Во-вторых, хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются лишь ис- ходным материалом для судебного следствия и подлежат всесторонней проверке и оценке.

Получение необходимых доказательств порой находится под угрозой их сокры- тия или уничтожения, поэтому, для того чтобы гарантировать их собирание, иногда возникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такое принуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизводства — личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовно-правовой спор имеет прежде всего


 

личный, а не имущественный характер. Принудительные действия обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например, наложение ареста на иму- щество, которое может быть взыскано по решению суда).

Однако, собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обвиня- емого, предварительное расследование не может быть закончено, так как к судебному разбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получить возможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший — право на участие в уголовном преследовании. В силу особого публичного интереса эти права иногда даже осуществляются императивным методом (например, обязатель- ное участие защитника в соответствии со ст. 51).

Предварительное расследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела или уголовного преследования (ст. 212—214, 439). Передача дела в суд происходит через прокурора и оформляется тремя различными решениями: а) обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное след- ствие — ст. 215—222), б) обвинительным актом (если по делу производилось дозна- ние — ст. 225—226), в) постановлением о направлении дела в суд для принудитель- ной меры медицинского характера (ст. 439). При этом следует иметь в виду, что дознание может завершиться направлением дела для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226), однако для стадии предварительного расследования — это промежуточное решение. Промежуточными решениями являются также передача дела по подследственности и приостановление дела.

Таким образом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела или уголовного преследования.

Основанием для такого вывода может служить включение гл. 31 УПК («Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключе- нием») в состав разд. VIII Кодекса («Предварительное расследование»).

Вместе с тем данный вывод не является совершенно бесспорным. Согласно ч. 2 ст. 162 в срок предварительного следствия включается лишь время со дня возбужде- ния уголовного дела до дня его направления прокурору с обвинительным заключени- ем. То есть, по смыслу этой нормы, действия прокурора после поступления к нему дела с обвинительным заключением имеют место уже после окончания предваритель- ного следствия, что подтверждается и наименованием ст. 215 УПК («Окончание пред- варительного следствия с обвинительным заключением»), в которой речь идет о дей- ствиях следователя еще до направления дела прокурору. При рассмотрении материалов дела, поступивших к нему с обвинительным заключением, прокурор может возвра- тить уголовное дело для производства дополнительного предварительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221 и п. 4 ч. 1 ст. 226), что также дистанцирует указанные действия прокурора от производства предварительного следствия. Таким образом, можно кон- статировать существование в УПК РФ коллизии правовых норм относительно конеч- ного момента предварительного следствия. С учетом сказанного можно предполо- жить, что имеются предпосылки рассматривать действия прокурора в порядке гл. 31 УПК как находящуюся на этапе законодательного оформления новую, третью, ста- дию досудебного производства. Ее целью является, по существу, решение прокуро-


 

ром вопроса о предании обвиняемого суду в так называемой обвинительной форме (см. об этом § 1 гл. 19 учебника)1. Данный вывод находит свое подтверждение в изме- нении роли прокурора в уголовном процессе2, которая подчинена идее разграничения функций расследования и поддержания обвинения в суде. Согласно этой идее, проку- рор как будущий государственный обвинитель не участвует в расследовании, а лишь утверждает его итог в виде обвинительного заключения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.