Процессуальная форма как совокупность оснований, условий, процедур и гаран- тий (см. об этом § 2 гл. 1 учебника) имеет свойство дифференцироваться, т.е. разделяться на различные составляющие в зависимости от характера уголовных дел. Дифференциация процессуальной формы возможна в сторону ее усложнения или упрощения (добавление или исключение отдельных гарантий, институтов, увеличение или сокращение сроков и т.п.). Процессуальная форма дифференци- руется по материально-правовому и процессуальному основаниям. Материально- правовым основанием для разделения процессуальной формы является степень общественной опасности преступления, которая определяется уголовно-право- вой квалификацией по конкретной норме Особенной части УК. Это основание выражено в таких процессуальных институтах, как предметная подследственность и подсудность. Чем выше общественная опасность преступления, тем сложнее должна быть процессуальная форма производства по нему.
Процессуальное основание для дифференциации юридической формы судопро- изводства предстает в виде представления законодателя о сложности производства по тем или иным категориям уголовных дел. Эта сложность может быть связана
1 Понятие первоначальных следственных действий разрабатывается в основном криминалис- тической теорией и связано с особенностями типичных следственных ситуаций и определением на этой основе круга следственных действий, которые рекомендуется производить на начальном эта- пе расследования.
с очевидным или неочевидным характером преступлений, трудоемкостью собирания и проверки доказательств, а иногда и позицией по делу, занимаемой обвиняемым.
Стадия предварительного расследования также обладает своей процессуальной формой, которая может дифференцироваться в сторону усложнения (предваритель- ное следствие) или в сторону упрощения (дознание).
Предварительное следствие — это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и ре- ализации прав участников процесса. Предварительное следствие — это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключе- нием тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК), и дел, возбужда- емых в порядке частного обвинения (ст. 318). Для предварительного следствия в пол- ной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.
Предварительное следствие осуществляется следователями следственного коми- тета при прокуратуре, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151). Об органах предварительного следствия см. § 5 гл. 5 учебника.
Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осущест- вляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предва- рительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5). Основанием для упрощения формы и условиями для производства дознания является: небольшая опасность преступле- ния (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести — ч. 3 ст. 150)1. Упрощение формы расследования при производстве дозна- ния отражено и в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процес- суальной самостоятельностью, чем следователи), сокращении сроков дознания (30 су- ток с возможным продлением до 30 суток), при отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стаци- онар для проведения экспертизы и др.).
Дознание как форму расследования осуществляют, как правило, особые должно- стные лица — дознаватели, причем не всех, а только некоторых органов дознания: органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственно- го пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). В некото- рых случаях дознание проводят следователи органов внутренних дел, органов по кон- тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и следственного
1 Ранее закон предусматривал второе условие для производства дознания — небольшую слож- ность расследования. Сложность расследования зависит от доступности доказательств участия подозреваемого в совершении преступления. По этой причине дознание ранее проводилось лишь по «раскрытым» преступлениям — по делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК в ред. Федерального закона от 06.06.2007 № 90-ФЗ, которым данная норма отменена).
комитета при прокуратуре (п. 1, 7 ч. 3 ст. 151). Более подробно о проведении дознания как самостоятельной формы предварительного расследования см. гл. 18 учебника.
Впрочем, с точки зрения классической теории уголовного процесса, имеющей интернациональное значение, под предварительным следствием обычно понимают лишь судебную (проводимую следственным судьей) состязательную часть предвари- тельной подготовки дела. Дознание же есть предшествующая предварительному след- ствию или полностью замещающая его несудебная розыскная часть предварительной подготовки, осуществляемая под руководством прокурора. В этом смысле россий- ское «предварительное следствие» является не чем иным, как квалифицированной формой дознания (так называемое прокурорское дознание), а «производство неотлож- ных следственных действий органом дознания» (ст. 157) и дознание в порядке гл. 32 УПК РФ — относительно упрощенные «полицейские» формы дознания.
Правильный выбор формы расследования — важное его условие. Ненадлежащее производство дознания вместо предварительного следствия должно рассматриваться как существенное нарушение уголовно-процессуального закона. Поэтому укажем здесь некоторые сложные случаи определения формы расследования:
— в силу прямого указания закона дознание производится по делам публичного обвинения, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150, а также по делам частного обвинения, при условии если они возбуждаются не в обычном для них частном, а в публичном поряд- ке — прокурором, следователем, с согласия прокурора дознавателем при неспособности потерпевшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20);
— по указанию прокурора дознание может быть проведено по иным преступле- ниям небольшой или средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150);
— дознание недопустимо по делам о применении принудительных мер медицин- ского характера (ч. 1 ст. 434);
— решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 11 ч. 2 ст. 37) или к частному обвинению (ч. 4 ст. 20). Так, прокурор может дать мотивированное указание о производстве следствия вместо дознания: а) если уголов- ное дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица; б) если за сокра- щенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела; в) если уголовное дело имеет особое общественное значение.