Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы предварительного расследования в российском уголовном процессе: предварительное следствие и дознание



Процессуальная форма как совокупность оснований, условий, процедур и гаран- тий (см. об этом § 2 гл. 1 учебника) имеет свойство дифференцироваться, т.е. разделяться на различные составляющие в зависимости от характера уголовных дел. Дифференциация процессуальной формы возможна в сторону ее усложнения или упрощения (добавление или исключение отдельных гарантий, институтов, увеличение или сокращение сроков и т.п.). Процессуальная форма дифференци- руется по материально-правовому и процессуальному основаниям. Материально- правовым основанием для разделения процессуальной формы является степень общественной опасности преступления, которая определяется уголовно-право- вой квалификацией по конкретной норме Особенной части УК. Это основание выражено в таких процессуальных институтах, как предметная подследственность и подсудность. Чем выше общественная опасность преступления, тем сложнее должна быть процессуальная форма производства по нему.

Процессуальное основание для дифференциации юридической формы судопро- изводства предстает в виде представления законодателя о сложности производства по тем или иным категориям уголовных дел. Эта сложность может быть связана

 

1 Понятие первоначальных следственных действий разрабатывается в основном криминалис- тической теорией и связано с особенностями типичных следственных ситуаций и определением на этой основе круга следственных действий, которые рекомендуется производить на начальном эта- пе расследования.


 

с очевидным или неочевидным характером преступлений, трудоемкостью собирания и проверки доказательств, а иногда и позицией по делу, занимаемой обвиняемым.

Стадия предварительного расследования также обладает своей процессуальной формой, которая может дифференцироваться в сторону усложнения (предваритель- ное следствие) или в сторону упрощения (дознание).

Предварительное следствие — это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и ре- ализации прав участников процесса. Предварительное следствие — это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключе- нием тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК), и дел, возбужда- емых в порядке частного обвинения (ст. 318). Для предварительного следствия в пол- ной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Предварительное следствие осуществляется следователями следственного коми- тета при прокуратуре, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151). Об органах предварительного следствия см. § 5 гл. 5 учебника.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осущест- вляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предва- рительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5). Основанием для упрощения формы и условиями для производства дознания является: небольшая опасность преступле- ния (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести — ч. 3 ст. 150)1. Упрощение формы расследования при производстве дозна- ния отражено и в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процес- суальной самостоятельностью, чем следователи), сокращении сроков дознания (30 су- ток с возможным продлением до 30 суток), при отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стаци- онар для проведения экспертизы и др.).

Дознание как форму расследования осуществляют, как правило, особые должно- стные лица — дознаватели, причем не всех, а только некоторых органов дознания: органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственно- го пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). В некото- рых случаях дознание проводят следователи органов внутренних дел, органов по кон- тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и следственного

 

1 Ранее закон предусматривал второе условие для производства дознания — небольшую слож- ность расследования. Сложность расследования зависит от доступности доказательств участия подозреваемого в совершении преступления. По этой причине дознание ранее проводилось лишь по «раскрытым» преступлениям — по делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК в ред. Федерального закона от 06.06.2007 № 90-ФЗ, которым данная норма отменена).


 

комитета при прокуратуре (п. 1, 7 ч. 3 ст. 151). Более подробно о проведении дознания как самостоятельной формы предварительного расследования см. гл. 18 учебника.

Впрочем, с точки зрения классической теории уголовного процесса, имеющей интернациональное значение, под предварительным следствием обычно понимают лишь судебную (проводимую следственным судьей) состязательную часть предвари- тельной подготовки дела. Дознание же есть предшествующая предварительному след- ствию или полностью замещающая его несудебная розыскная часть предварительной подготовки, осуществляемая под руководством прокурора. В этом смысле россий- ское «предварительное следствие» является не чем иным, как квалифицированной формой дознания (так называемое прокурорское дознание), а «производство неотлож- ных следственных действий органом дознания» (ст. 157) и дознание в порядке гл. 32 УПК РФ — относительно упрощенные «полицейские» формы дознания.

Правильный выбор формы расследования — важное его условие. Ненадлежащее производство дознания вместо предварительного следствия должно рассматриваться как существенное нарушение уголовно-процессуального закона. Поэтому укажем здесь некоторые сложные случаи определения формы расследования:

— в силу прямого указания закона дознание производится по делам публичного обвинения, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150, а также по делам частного обвинения, при условии если они возбуждаются не в обычном для них частном, а в публичном поряд- ке — прокурором, следователем, с согласия прокурора дознавателем при неспособности потерпевшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20);

— по указанию прокурора дознание может быть проведено по иным преступле- ниям небольшой или средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150);

— дознание недопустимо по делам о применении принудительных мер медицин- ского характера (ч. 1 ст. 434);

— решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 11 ч. 2 ст. 37) или к частному обвинению (ч. 4 ст. 20). Так, прокурор может дать мотивированное указание о производстве следствия вместо дознания: а) если уголов- ное дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица; б) если за сокра- щенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела; в) если уголовное дело имеет особое общественное значение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.