Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Производство неотложных следственных действий органом дознания



Своеобразной формой предварительного расследования в российском уголовном процессе является производство неотложных следственных действий органом до- знания (ст. 157 УПК). Рассматриваемый институт является преемником такой раз- новидности дознания, которая по УПК РСФСР 1960 г. называлась «дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно» (ст. 119). В порядке проведения этого дознания орган дознания возбуждал уго- ловное дело, проводил неотложные следственные действия и затем передавал дело следователю. Следует иметь в виду, что производство неотложных следственных действий органом дознания по делу, подследственному следователю, теперь не называется термином «дознание», хотя именно оно с исторической точки зрения


 

является его классическим образцом. В этом, традиционном, смысле дознание понималось (а в ряде зарубежных процессуальных систем понимается и до сих пор) как этап общего расследования, который предшествует («до-знание») как бы основному «познанию» — предварительному следствию (дознание во Фран- ции, по Уставам уголовного судопроизводства 1864 г. и т.п.). Дознанием в рос- сийском уголовном процессе ныне называется лишь самостоятельная (упрощен- ная и ускоренная) форма предварительного расследования, предусмотренная гл. 32 УПК РФ. Таким образом, в отечественном судопроизводстве дознание постепен- но превратилось из начального этапа расследования в его упрощенную форму. Деятельность органов дознания по производству неотложных следственных дей- ствий является теперь факультативной частью, начальным этапом предваритель- ного следствия, который в значительной мере совпадает по своему содержанию с этапом общего расследования. Эту деятельность можно считать не самостоя- тельной, а подчиненной по отношению к предварительному следствию формой расследования.

Производство неотложных следственных действий представляет собой факуль- тативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуаль- ную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и за- крепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступле- ние (п. 2 ч. 2 ст. 40, ст. 157). Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведе- ние предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следо- ватель в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу).

Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение та- ких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессу- альных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможно- сти закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) ут- рату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Содержание данного начального этапа расследования составляют:

1. Действия по возбуждению уголовного дела.

2. Неотложные следственные действия, т.е. урегулированные процессуальным законом действия, предназначенные для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (п. 19 ст. 5). Действующий УПК допускает выбор органом дознания любых следственных действий — в зависимости от ситуации рас- следования (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозре- ваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначе- ние судебной экспертизы и др.).

В то же время орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к последующим этапам расследования (суммарному и специальному): вынесение постановления о привлечении лица в каче- стве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение хода- тайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключе-


 

ния, ознакомление с материалами дела, оконченным производством; прекращение уго- ловного дела, приостановление уголовного дела и др.

3. Процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относя- щиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предме- тов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др.

4. Неотложные меры процессуального принуждения: задержание подозреваемо- го (ст. 91, 92), мера пресечения (ст. 100), наложение ареста на имущество (ст. 115), обязательство о явке (ст. 112), привод (ст. 113).

5. Действия непроцессуального характера (административные и оперативно-ро- зыскные), например: доставление задержанного, охрана места происшествия, опрос граждан, наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент.

Орган дознания проводит процессуальные действия в пределах своей юридиче- ской компетенции, т.е. по установленному законом кругу преступлений (ч. 2 ст. 157), который определяется правилами подследственности уголовных дел (см. об этом в следующем параграфе). При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предва- рительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела оп- ределит прокурор или руководитель следственного органа после завершения началь- ного этапа расследования.

В части 2 ст. 41 установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако он касается лишь тех сотрудников орга- на дознания (дознавателей), на которых возложены обязанности по производству все- го предварительного расследования в порядке, установленном гл. 32 УПК (дознания), и не распространяется на сотрудников органов дознания (иных должностных лиц) при проведении неотложных следственных действий по делам, по которым предвари- тельное следствие обязательно.

Деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных дей- ствий должна быть завершена не позднее 10 суток с момента возбуждения дела путем передачи его руководителю следственного органа или прокурору. Если неотложные следственные действия будут выполнены за меньшее время или прокурор передаст дело следователю (п. 8, 9 ч. 2 ст. 37), то данная деятельность органа дознания закан- чивается и до истечения 10-суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.

После направления дела руководителю следственного органа орган дознания вправе производить по нему следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по пись- менному поручению следователя. Впрочем, на органе дознания продолжает лежать обя- занность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения кото- рой он уведомляет следователя (ч. 4 ст. 157). При этом оперативные подразделения органов дознания обладают самостоятельностью в выборе конкретных оперативно-розыскных ме- роприятий согласно оперативно-розыскному законодательству.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.