Своеобразной формой предварительного расследования в российском уголовном процессе является производство неотложных следственных действий органом до- знания (ст. 157 УПК). Рассматриваемый институт является преемником такой раз- новидности дознания, которая по УПК РСФСР 1960 г. называлась «дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно» (ст. 119). В порядке проведения этого дознания орган дознания возбуждал уго- ловное дело, проводил неотложные следственные действия и затем передавал дело следователю. Следует иметь в виду, что производство неотложных следственных действий органом дознания по делу, подследственному следователю, теперь не называется термином «дознание», хотя именно оно с исторической точки зрения
является его классическим образцом. В этом, традиционном, смысле дознание понималось (а в ряде зарубежных процессуальных систем понимается и до сих пор) как этап общего расследования, который предшествует («до-знание») как бы основному «познанию» — предварительному следствию (дознание во Фран- ции, по Уставам уголовного судопроизводства 1864 г. и т.п.). Дознанием в рос- сийском уголовном процессе ныне называется лишь самостоятельная (упрощен- ная и ускоренная) форма предварительного расследования, предусмотренная гл. 32 УПК РФ. Таким образом, в отечественном судопроизводстве дознание постепен- но превратилось из начального этапа расследования в его упрощенную форму. Деятельность органов дознания по производству неотложных следственных дей- ствий является теперь факультативной частью, начальным этапом предваритель- ного следствия, который в значительной мере совпадает по своему содержанию с этапом общего расследования. Эту деятельность можно считать не самостоя- тельной, а подчиненной по отношению к предварительному следствию формой расследования.
Производство неотложных следственных действий представляет собой факуль- тативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуаль- ную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и за- крепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступле- ние (п. 2 ч. 2 ст. 40, ст. 157). Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведе- ние предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следо- ватель в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу).
Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение та- ких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессу- альных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможно- сти закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) ут- рату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Содержание данного начального этапа расследования составляют:
1. Действия по возбуждению уголовного дела.
2. Неотложные следственные действия, т.е. урегулированные процессуальным законом действия, предназначенные для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (п. 19 ст. 5). Действующий УПК допускает выбор органом дознания любых следственных действий — в зависимости от ситуации рас- следования (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозре- ваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначе- ние судебной экспертизы и др.).
В то же время орган дознания не вправе производить те следственные и иные процессуальные действия, которые относятся к последующим этапам расследования (суммарному и специальному): вынесение постановления о привлечении лица в каче- стве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение хода- тайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключе-
ния, ознакомление с материалами дела, оконченным производством; прекращение уго- ловного дела, приостановление уголовного дела и др.
3. Процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относя- щиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предме- тов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др.
4. Неотложные меры процессуального принуждения: задержание подозреваемо- го (ст. 91, 92), мера пресечения (ст. 100), наложение ареста на имущество (ст. 115), обязательство о явке (ст. 112), привод (ст. 113).
5. Действия непроцессуального характера (административные и оперативно-ро- зыскные), например: доставление задержанного, охрана места происшествия, опрос граждан, наблюдение, проверочная закупка, оперативный эксперимент.
Орган дознания проводит процессуальные действия в пределах своей юридиче- ской компетенции, т.е. по установленному законом кругу преступлений (ч. 2 ст. 157), который определяется правилами подследственности уголовных дел (см. об этом в следующем параграфе). При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предва- рительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела оп- ределит прокурор или руководитель следственного органа после завершения началь- ного этапа расследования.
В части 2 ст. 41 установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако он касается лишь тех сотрудников орга- на дознания (дознавателей), на которых возложены обязанности по производству все- го предварительного расследования в порядке, установленном гл. 32 УПК (дознания), и не распространяется на сотрудников органов дознания (иных должностных лиц) при проведении неотложных следственных действий по делам, по которым предвари- тельное следствие обязательно.
Деятельность органа дознания по выполнению неотложных следственных дей- ствий должна быть завершена не позднее 10 суток с момента возбуждения дела путем передачи его руководителю следственного органа или прокурору. Если неотложные следственные действия будут выполнены за меньшее время или прокурор передаст дело следователю (п. 8, 9 ч. 2 ст. 37), то данная деятельность органа дознания закан- чивается и до истечения 10-суточного срока. Этот срок не подлежит продлению.
После направления дела руководителю следственного органа орган дознания вправе производить по нему следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по пись- менному поручению следователя. Впрочем, на органе дознания продолжает лежать обя- занность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения кото- рой он уведомляет следователя (ч. 4 ст. 157). При этом оперативные подразделения органов дознания обладают самостоятельностью в выборе конкретных оперативно-розыскных ме- роприятий согласно оперативно-розыскному законодательству.