Эффективное противодействие организованной преступной деятельности пред- полагает необходимость защиты участников уголовного процесса от противо- правных воздействий. Государственная защита участников уголовного процесса осуществляется в рамках нескольких правовых отраслей: уголовного, уголовно- процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского права. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»1ус- танавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую в себя: 1) меры безопасности, направленные на защиту их жизни, здоровья, имущества, и 2) меры социальной защиты, применяемые в связи с гибелью указанных лиц или повреж- дением их здоровья. Статья 6 названного Закона указывает следующие меры без- опасности: охрану, выдачу средств индивидуальной защиты, обеспечение кон- фиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение его в другое место жительства, замену документов, изменение внешности, места работы и др.
В рамках государственной защиты участников уголовного процесса можно выде- лить меры, предусмотренные уголовно-процессуальным правом. Именно они явля- ются общим условием предварительного расследования.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ ввел новую для отечественного процессу- ального законодательства меру по защите свидетелей и потерпевших (ч. 9 ст. 166). Для обеспечения их безопасности и безопасности близких им лиц (перечень которых широк — см. п. 3 ст. 5) в протоколе следственного действия не приводятся данные о личности свидетеля, потерпевшего и его представителя. Вместо этого указывается псевдоним. Данная мера корреспондирует с возможностью в суде давать показания в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278). За разглашение сведений о принятых мерах безопасности возможна уголовная ответственность (ст. 311 УК РФ). Это довольно глубокое отступление от принципа непосредственности исследования доказательств, способное нарушить право обвиняемого на защиту. Вместе с тем оно оправданно для обеспечения защиты интересов свидетеля, потерпевшего и общества в раскрытии пре- ступления (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ). Однако для соответствия международно-пра- вовым и конституционным нормам применение указанной меры по защите свидетеля должно быть обставлено дополнительными гарантиями, чтобы процедура судопроиз- водства была в целом справедливой. С учетом практики Европейского Суда по пра- вам человека (Решение по делу Ван Мехелен (Van Mechelen) и другие против Нидер-
1 Российская газета. 25.08.2004 г.
ландов от 23.04.97 г.)1 к дополнительным гарантиям этой меры безопасности отно- сятся:
— наличие достаточных оснований для применения мер безопасности, т.е. про- цессуальных доказательств о реальной угрозе жизни, здоровью или имуществу ука- занных лиц. Любые меры, ограничивающие права защиты, должны диктоваться стро- гой необходимостью, поэтому сохранение в тайне от защиты сведений о личности свидетеля допускается лишь при невозможности использования иных, менее ради- кальных мер;
— удостоверение личности свидетелей органами, ведущими процесс, обоснова- ние надежности и доверия к показаниям этих свидетелей. Российское законодатель- ство предусматривает необходимость вынесения мотивированного постановления (приложение 55 к ст. 476 УПК) следователя (которое теоретически можно обжало- вать, если о нем станет известно заинтересованным лицам) и получения согласия ру- ководителя следственного органа на применение мер безопасности;
— показания «засекреченных» свидетелей должны подкрепляться другими дока- зательствами, а обвинение не должно основываться единственно или в решающей степени на анонимных утверждениях;
— исключительность применения мер безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов, ибо роль полицейских, как правило, требует впослед- ствии дачу ими показаний в открытом судебном заседании;
— предоставление защите достаточных возможностей задать вопросы «засекре- ченным» свидетелям. Эта гарантия остается нереализованной в стадии предваритель- ного расследования, но ее обеспечивают правила судебного следствия: общий запрет на оглашение показаний неявившихся свидетелей без согласия стороны защиты и механизм ознакомления сторон с засекреченными данными (ч. 6 ст. 278 УПК).
Указанная мера безопасности — «пассивного» характера. В практике рекоменду- ется одновременно применять и активные меры — по выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в посягательствах на участников процесса; по из- бранию более строгих мер пресечения к обвиняемым. Для этого следует использо- вать содействие оперативных подразделений органов дознания, дав им соответству- ющее поручение.